Жан батист симеон. Жан-Батист Симеон Шарден: Уютные бытовые сюжеты

Читатель помнит, что Лютер и ряд других реформаторов неоднократно призывали провести вселенский собор. Но на раннем этапе Реформации папы всячески этому противились, так как боялись возрождения соборного движения, представители которого требовали признать превосходство авторитета соборов над папским. Поэтому лишь при Павле III, когда разногласия между протестантами и католиками приняли необратимый характер, в Риме серьезно отнеслись к возможности созыва вселенского собора. После долгих и трудных переговоров было решено, что собор начнет работу в Тренто (лат. Tridentum – Тридент) в декабре 1545 года. Карл V настаивал на проведении собора на его территории, и именно по этой причине выбор пал на Тренто, имперский город в Северной Италии. Но в работе собора все равно участвовало не так уж много прелатов – 31 человек на первой сессии и 213 – на последней.

Прежде соборы обычно занимались рассмотрением небольшого числа спорных вопросов или какого-то конкретного учения, считавшегося еретическим. Но на этот раз темы, выдвинутые для обсуждения протестантами, были столь важными, а церковь в такой степени нуждалась в реформировании, что собор не ограничился простым осуждением протестантизма и счел своим долгом не только обсудить все те пункты богословской системы, которые протестантская Реформация ставила под сомнение, но и принять ряд постановлений, направленных на реформирование церкви. Кроме того, для достижения ортодоксального единообразия вероучения собор принял меры, регулирующие жизнь и служение церкви.

У Тридентского собора, считающегося католической церковью девятнадцатым вселенским собором, была сложная история. Карл V настоял на его проведении на своей территории. Когда позднее отношения между папой Павлом III и императором обострились, папа перенес собор в папские государства. Но император приказал своим епископам оставаться в Тренто, и в результате в 1547 году работа собора была приостановлена. Он вновь собрался в 1551 году, но в следующем году опять наступил перерыв. В 1555 году папой стал Павел IV. Он стремился продолжить реформаторскую работу, начатую собором, но, опасаясь чрезмерного влияния на нем испанцев, не стал вновь открывать его. Наконец, в 1562 году при понтификате следующего папы Пия IV собор был созван в последний раз и в 1563 году завершил свою работу. Таким образом, хотя теоретически собор продолжался с 1545 по 1563 год, большую часть этого времени он не работал.

Тридентский собор принял слишком много декретов, чтобы их можно было перечислить здесь. Что касается реформаторских мер, то он предписал епископам оставаться в своих епархиях, осудил плюрализм (занятие одновременно нескольких церковных должностей), определил и сформулировал обязанности священнослужителей, упорядочил такие вопросы, как использование реликвий и индульгенций, и предписал создать семинарии для подготовки к служению (до этого времени общепринятых правил или требований для рукоположения не было). Он также рекомендовал изучение трудов Фомы Аквинского, положив их в основу богословской системы католической церкви. С другой стороны, он принял ряд постановлений, направленных против протестантизма. В этом плане он провозгласил, что в вероучительных вопросах надо полагаться на Вульгату, латинский перевод Библии, что предание столь же авторитетно, как и Писание, что таинств семь, что месса представляет собой подлинную жертву, которая может приноситься за умерших, что причащение под обоими видами, то есть с предложением прихожанам хлеба и вина, необязательно, что оправдание основывается на добрых делах благодаря соединению верующего с благодатью, и так далее.


Несмотря на свою сложную историю, небольшое число участвовавших в его работе прелатов и сопротивление многих монархов, препятствовавших распространению на своих землях принятых им решений, Тридентский собор заложил фундамент современного католичества. Теперь оно уже не было той средневековой церковью, против которой выступил Лютер, ибо несло на себе печать борьбы с протестантизмом. В последующие четыре столетия это противостояние достигло такой степени, что католическая церковь даже отказывалась признать, что многие положения протестантской Реформации, отвергнутые Тридентским собором, уходят корнями в христианское предание. И лишь гораздо позднее, в XX веке, католическая церковь смогла выработать собственную программу реформирования, которая не была в своей основе реакцией на протестантизм.

Жан Батист Симеон Шарден - великий французский художник XVIII века . Стал наиболее известен, как непревзойдённый мастер натюрморта и жанровой живописи. Творчество Шардена оказало большое влияние на расцвет реализма 18 века.

Французский живописец Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Современники художника, а также ценители живописи последующих лет, всегда восхищались умением Шардена видеть сущность предметов и передавать полный спектр цветов и оттенков. Эта особенность художника позволяла ему создавать необычайно реалистичные и глубокие полотна. Его картинам свойственна эмоциональная тонкость, проработка деталей, ясность образа, гармоничность и сочность красок. Главными героями его портретов являются обычные люди третьего сословия, которые заняты повседневными делами.

В 1728 году Жан Батист Симеон Шарден был принят в Парижскую Академию художеств. С 1737 года был постоянным участником парижских Салонов. В 1743 году стал советником Академии художеств, а в 1750 году казначеем Академии. С 1765 года состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств. Великий французский художник умер 6 декабря 1779 года. После себя Жан Батист Симеон Шарден оставил богатое наследие. Его картины находятся в крупных музеях мира, в том числе и в в Санкт-Петербурге.

Увлекаетесь или занимаетесь профессионально флористикой? Все необходимые аксессуары для вашей работы вы можете . Большой и разнообразный выбор качественных изделий.

Жан Батист Симеон Шарден картины с названиями

Автопортрет

Атрибуты искусства и награды, которые им соответствуют

Буфет

Гувернантка

Девушка за чисткой овощей

Девушка с ракеткой и воланом

Канарейка

Карточный дом II

Мальчик-половой в погребе

Молитва перед обедом

Мыльные пузыри

Натюрморт с атрибутами искусств

Натюрморт с виноградом и гранатами

Натюрморт с дичью и охотничей собакой

Прачка

Разносчица

Рачительная служанка

Рисовальщик

Серебряная супница

Серебряный кубок

Трудолюбивая мать

Шарден Жан Батист Симеон (Chardin Jean-Baptiste Simeon), французский живописец (1699-1779). Известный мастер натюрморта и бытовых сцен, один из создателей новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения. Учился у П.Ж. Каза, Н.Н. Куапеля и Ж.Б. Ванлоо, работал в Париже. Ранним работам Шардена свойственны декоративная эффектность и сюжетная занимательность, но к 1730-м годам Шарден вырабатывает собственную манеру, отличающуюся благородной сдержанностью, ясностью и простотой стиля.

Автопортрет с козырьком,
1775, Музей Лувр, Париж


Девочка с ракеткой и воланчиком
1740, Галерея Уффици, Флоренция


Мадам Шарден, 1775,
Музей Лувр, Париж

Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей "третьего сословия" ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж, "Молитва перед обедом", 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург); образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы.

Блестящий мастер натюрморта, Шарден создавал композиции со скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры создающие ощущение органической связи мира вещей с жизнедеятельностью человека. Таковы, например, картины – "Трубка и кувшин", около 1760-1763, Лувр, Париж; "Натюрморт с атрибутами искусств", 1766, Эрмитаж, Санкт-Петербург. Живописи Шардена присущи единство серебристо-серого и коричневатого тонов, богатство рефлексов и едва уловимых оттенков, гармонизирующих переходы от света к тени.


Молитва перед обедом,
1740–е, Музей Лувр


Юный рисовальщик,
1737, Музей Лувр


Юная учительница,
1730–е, Музей Лувр

Во французском искусстве второй половины XVIII века мощное развитие получило демократическое направление и его самым значительным художником был Шарден. Вместе с этими новыми для искусства героями в живописи появились изображения простых повседневных вещей, окружающих человека: предметов домашнего обихода – кухонной и столовой посуды; съестных припасов – дичи, овощей и фруктов; а также предметов, которыми пользуются люди интеллектуального и художественного труда – архитекторы, художники, музыканты, ученые.

Натюрморт был любимым жанром Шардена. Своим творчеством художник утвердил его во французском искусстве как самостоятельный вид живописи. Обычно набор предметов в натюрмортах Шардена невелик, но художник глубоко продумывает их сочетание и расположение, тонко выявляет их связь с человеком, который ими пользуется. «Натюрморт с атрибутами искусства» в какой-то мере «автобиографичен»: на длинном столе изображены вещи, связанные с трудом художника. Это гипсовый слепок с головы бога Меркурия, несколько книг, свитки листов с гравюрами, рейсфедер, транспортир. Их расположение непринужденно и свободно, но в нем есть строгая закономерность и гармония. Отмечая колористический дар Шардена, Дидро писал: «О, Шарден! Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре: самую материю, самый воздух и самый свет берешь ты на кончик своей кисти и кладешь на полотно». Натюрморт написан в светлых, легких тонах с поразительным ощущением тончайших оттенков цвета. Выделяющаяся на светлом фоне белая голова Меркурия вносит торжественную ноту, приподымает мир предметов над обыденностью, придавая ему гордое и возвышенное звучание.

Родившись с символичной точностью в последний год уходившего «великого века», Шарден начал свой путь подмастерьем, писавшим аксессуары в охотничьих сценах. Но еще задолго до смерти, пришедшей к нему в восемьдесят лет, Шарден снискал всеобщее уважение как художник-философ – немыслимое среди живописцев XVIII века. Посмертная слава Шардена превзошла прижизненную. В XIX веке натюрморт, который, благодаря ему, стал жанром первостепенным, продолжал быть видом творчества, полным глубокой мысли, вопреки обычному своему назначению – оставаться просто живописью как таковой. Натюрморты Шардена сразу же вспоминаются, когда мы смотрим на большие натюрморты Сезанна, написанные им – знаменательное совпадение – тоже в последний год уходящего века, в 1899 году. Эти натюрморты заложили ключевую позицию в главной установке искусства XX века – преодолении иллюзии, всякой иллюзорности как таковой. Только после этого воздействие потенциала, заключенного в искусстве Шардена, можно будет считать исчерпанным.

Картина Жан-Батиста Симеона Шардена "Юная учительница".
Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению. Написанная очень правдиво, с прямотой и непосредственностью, картина передаст ту неразрывную эмоциональную связь, которая объединяет обе фигуры. Фон трактован обобщенно, без особых деталей; густо и равномерно положенные мазки создают впечатление глубины и устойчивости. Это молчаливая картина, по ощущению бесконечно длящегося времени она похожа на работы Яна Вермеера. Только изображение ключа в одном из ящиков стола нарушает магическую атмосферу безмятежности и покоя. Шарден был ведущим мастером жанровой живописи и натюрморта во Франции XVIII века. Его простые, лишенные сентиментальности композиции отличаются глубиной чувства, спокойная, продуманная красочная гамма свидетельствует об острой наблюдательности и понимании формы. В нашем столетии творчество Шардена вновь обрело популярность, благодаря почти абстрактному характеру трактовки форм. Многие считают его величайшим мастером жанровой живописи своего времени. Серия жанровых образов Шардена, посвященная теме женского трудолюбия, и иная, параллельная ей серия, повествующая о жизни, проводимой в развлечениях, будь то подростки из дворянских семейств или их бабушки, – это одна и та же действительность, раскрываемая в разных формах. Так, например, в картине, названной Шарденом "Разносчица", женщина возвращается с рынка, нагруженная больше, чем следует, и на минуту останавливается отдохнуть в коридоре между гостиной и кухней, чуть задумчивая и грустная; вместе с нею и мы как бы приостанавливаемся и спокойно ждем, и за эту минуту успеваем задуматься о том, на что же мы все-таки смотрим. Проникнутые симпатией к этому образу, мы подходим ближе и всматриваемся в картину. Перед нами – зернистый красочный слой, и этот бархатистый цвет является одновременно и реальной материей жизни, и неким возгоранием света, мягко окутывающего всю изображенную среду. Цвет всеобъемлющ, и этим все сказано. Сквозь дверной проем открывается еще одно помещение – кухня, и там, в прохладно-серой мозаике пространственных переходов мы видим горничную с ее особой повадкой и стройной осанкой, медный чан для питьевой воды и далее – еще одну стену. Перед нами – одновременно и само пространство, и некая схема пространственных зон; цвет, выступающий как материальный носитель живописи, снова оказывается в роли посредника между средствами искусства и самой жизнью.

И в семьдесят шесть лет ощущение Шарденом себя и своего ремесла было одновременно жизнерадостным и скромным; его мастерство оставалось неизменным, но при этом оно как бы пряталось в тени. Высказывание Сезанна (от 27 июня 1904 года) относительно свободы, с какой Шарден использовал плоскости для изображения носа, может быть, не сразу понято, но оно хорошо раскрывает близость творческих установок этих двух мастеров. Могут возразить, что мы подходим к Шардену как к художнику современному, но позволим себе процитировать его современника, философа Дени Дидро, так описавшего картину "Бриошь" (Десерт): „Это человек, который действительно является живописцем; он подлинный колорист.... Такого рода магия выходит за пределы понимания. На поверхности видны многочисленные, положенные один на другой цветовые слои и их пространственный эффект идет из глубины..."
Столь глубокое понимание художественных процессов, какое демонстрирует Дидро, само по себе уникально. Он улавливал момент исчерпания стиля, когда последний принимал ложное направление и терял четкость выражения. Так же остро Дидро понимал, что шарденовская позиция "между природой и искусством", несмотря на популярность в кругах художников, еще не оценена во всех ее возможностях. Дидро предвидел, что подлинно философский смысл творчества Шардена еще ждет своего открытия: его глубинные ценности принадлежали будущему живописи.

2 ноября 1699 года в парижском квартале Сен-Жермен родился Жан-Батист Шарден. Отец его был резчиком по дереву, который выполнял сложные художественные работы. Еще в детстве Жан-Батист начал проявлять склонность к рисованию и делать первые успехи.

Обучение

В начале своего творческого пути Жан-Батист Симеон Шарден работал в мастерских известных парижских художников. Сначала он поступил на обучение в мастерскую Пьера Жака Каза, живописца, совершенного забытого в наши дни. Там он делал копии картин в основном на религиозные темы.

Потом попал в подмастерья к Ноэлю Куапелю, мастеру исторического жанра в живописи. Именно там он начал делать первые серьезные успехи в изображении различных предметов быта, когда дописывал мелкие детали и аксессуары на картинах Куапеля. Свою работу он выполнял настолько точно и скрупулезно, что в итоге детали эти стали выглядеть намного лучше, чем вся картина целиком. Куапель понял, что из подмастерья вырос настоящий мастер.

Первая выставка

В 1728 году на парижской площади Дофина состоялась выставка художников-дебютантов, на которой впервые решился выставить свои картины Жан-Батист Шарден. Среди них были "Скат" и "Буфет", которые были написаны с таким мастерством, что их легко можно было приравнять к мастеров 17-го века. Неудивительно, что они произвели настоящий фурор.

На той выставке его заметил один из членов Королевской Академии искусств. И в этом же году Шарден был причислен к Академии в качестве художника, изображающего плоды и бытовые сцены. Любопытно, что членство в Академии могли получить только более зрелые и опытные мастера, признанные обществом. А Шардену на тот момент было всего 28 и он был практически не известен публике.

Натюрморты

В те времена натюрморт не был популярен и находился в разряде "низшего" жанра. Главенствующие позиции занимали исторические и мифологические сюжеты. Несмотря на это Жан-Батист Шарден большую часть творческой деятельности посвящал именно натюрмортам. И делал это с такой любовью к деталям, что привлекал к этому жанру все больше внимания.

Шарден, как и лучшие голландские мастера, в своих натюрмортах умел передавать очарование простых предметов домашнего обихода, которые окружают любого человека. Будь то кувшины, кастрюли, кадки, бочки для воды, фрукты и овощи, иногда, атрибуты искусств и науки. Натюрморты мастера не отличаются пышностью и обилием вещей. Все предметы скромны и не бросаются в глаза, но прекрасно и гармонично сочетаются друг с другом.

Техника живописи и новые сюжеты

Жан-Батист Шарден по-особому видел и воспринимал цвет. Множеством маленьких мазков он старался передать все едва уловимые оттенки предмета. Серебристые и коричневые тона доминируют в его живописи. Объекты на его полотнах освещены лучами мягкого света.

Современник и соотечественник живописца, философ-просветитель считал, что мастер обладал особой манерой письма. Если рассматривать живопись Шардена с близкого расстояния, то можно увидеть лишь хаотичную мозаику из разноцветных мазков и штрихов. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Он наносил краску на холст мелкими мазками определенных цветов, которые сливались в единое целое, если отойти от картины на достаточное расстояние. Получался оптический эффект смешения красок, и образовывался нужный художнику сложный оттенок. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины.

Дидро восхищался умением его передавать краской материальность предметов. Он написал об этом восторженные строки: "О, Шарден, это не белая, черная и красная краски, которые ты растираешь на палитре, но сама суть предметов; на кончик своей кисти ты берешь воздух и свет и накладываешь на холст!"

В тридцатых годах начался новый виток в творчестве Шардена. Продолжая следовать за голландскими мастерами, он обращается к жанровой живописи. Художник стал изображать повседневную жизнь французского третьего сословия, в которое входили все группы населения, кроме привилегированных. К тому времени относятся его картины "Дама, запечатывающая письмо", "Прачка", "Женщина, чистящая овощи", "Вернувшаяся с рынка", "Трудолюбивая мать". Эти сцены признаны одними из лучших в жанровой живописи.

Личная жизнь

В 1731 году живописец решает жениться на Маргарите Сентар, дочери купца. Сперва у них рождается сын, а потом и дочь. Сын впоследствии тоже станет художником, а вот дочь постигает трагическая участь. В юном возрасте она погибает вместе с женой Шардена. Это был тяжкий удар для художника. Через десять лет он снова женится. На этот раз на вдове буржуа Француазе Маргарите Пуже. У них рождается ребенок, который вскоре погибает.

Параллельно со всем этим Шарден продолжает свою творческую деятельность. Художник популярен, у него много заказов, по его работам делают гравюры. А с 1737 года картины Жана-Батиста Симеона Шардена регулярно выставляются в парижских Салонах. Он становится советником а потом назначается ее казначеем. Получает членство в Руанской Академии наук, изящных искусств и словесности.

Поэт повседневности

Жан-Батист Шарден заслуженно именуется поэтом домашнего быта, спокойного уюта, теплоты семейных уз и домашнего очага. Излюбленными моделями для художника были заботливые матери, трудолюбивые хозяйки, играющие дети. Например, на картине "Прачка" фигура женщины выхвачена из общего темного фона и буквально светится теплом. Такой эффект достигнут благодаря игре света и тени.

Все герои на его картинах заняты повседневными делами. Прачки стирают, матери обучают детей, служанки готовят, чистят овощи, ходят за продуктами, дети пускают мыльные пузыри. На некоторых картинах можно встретить домашних кошек. Все детали произведений Жана-Батиста Симеона Шардена пронизаны любовью к третьему сословию. К его тихой и размеренной жизни, его заботам и семейным ценностям. Героини его картин, несмотря на свои незамысловатые занятия, отличаются особой грациозностью и изяществом.

Последние годы

В семидесятых годах в жизни уже немолодого Шардена происходит еще несколько трагических событий. Исчезает его сын, материальное положение сильно ухудшается, и художник вынужден продать свой дом. Длительная болезнь и преклонный возраст тоже давали о себе знать. Шарден решает уйти с поста казначея Академии.

Последние годы мастер посвящает Особого внимания заслуживают два портрета, написанные в этой технике - "Автопортрет с зеленым козырьком" и "Портрет жены".

Несмотря на болезнь и возраст художника, в последних портретах чувствуется твердость руки и легкость движений. Динамичный свет и естественные цвета придают работам живость.

Неоценимый вклад

Творчество французского художника очень сильно повлияло на развитие европейского искусства. Благодаря натюрмортам Жана-Батиста Шардена сам жанр из непопулярного и недооцененного стал одним из ведущих. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Поэтому они были настолько популярны у простого народа. Среди современников Шардена не было такой женщины, которая бы не узнала на его полотнах себя, свой быт, своих детей. Домашняя лирика и непосредственность, воспетые Шарденом, находили отклик в сердцах публики.

Ни один живописец до него не мог похвастать таким искусным умением накладывать светотени. Свет на полотнах мастера ощущается почти физически. Кажется, что поднеся к ним руки, можно почувствовать тепло. Дени Дидро отзывался о его работах так: "Не знаешь, на какой из картин свой взор остановить, какую выбрать! Все они совершенны!"

Шарден также был искуснейшим колористом. Он мог замечать и фиксировать все едва уловимые для человеческого глаза рефлексы. Его друзья называли это не иначе как магией.

Биография Жана-Батиста Шардена очень насыщена и одновременно трагична. Получивший признание соотечественников еще при жизни, в старости он жил практически в нищете. Трудно поверить, но художник никогда не покидал пределов родного Парижа.

Мало о ком из художников будут вспоминать, что он любил все вокруг себя так, как Жан-Батист Симеон Шарден (Jean Baptiste Siméon Chardin) . Его страстный поклонник, французский философ Дени Дидро так отзывался о мастерстве этого живописца:

«О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст!»

Говорят, что Шарден никогда не покидал Парижа. Он родился в квартале Сен-Жермен-де-Пре в 1699 году, здесь же и прожил до самой смерти.

Способности к живописи привели Шардена в мастерскую Ноэля Куапеля, где он выполнял всякую мелкую художественную работу: помогал мастеру изображать детали, аксессуары, фон на полотнах. Но это помогло Шардену научиться замечать мелочи и рисовать самые разнообразные предметы. Поэтому неудивительно, что его привлек жанр натюрморта.

Начинал Шарден с изображения овощей, фруктов, плодов и разнообразных предметов быта. И делал это так мастерски, что некоторые его работы даже принимали за полотна видных голландских мастеров натюрморта. Но это не льстило молодому художнику, и он продолжал совершенствовать свое мастерство.

Слава пришла к Шардену в 1728 году после «Выставки дебютантов», которая проходила в Париже на площади Дофина. Он представил серию своих полотен, среди которых был натюрморт «Скат». Детально прорисованная тушка подвешенного над столом обитателя морских глубин настолько впечатляет, что можно почувствовать запах выпотрошенной рыбы. А это и есть вершина таланта натюрмортиста.



Мимо картины не смог пройти почётный член французской Академии живописи и Никола де Ларжильер. Позднее именно по его рекомендации Шарден тоже стал членом Академии.

Художник не ограничивался натюрмортом. Ему нравилась тихая жизнь и быт простых людей, поэтому постепенно он пришел к бытовому жанру. Эти работы отличались простым и уютным содержанием, но в них осталась тяга к мелким деталям и аксессуарам из натюрморта. Рисуя обыденную жизнь третьего сословия в мягких, выразительных тонах и реалистической манере, Шарден, сам того не зная, способствовал зарождению нового течения в искусстве.

Запечатлеть реальный момент из жизни – эту задачу Шарден старался исполнить в своем творчестве. Одна из его самых известных картин «Молитва перед обедом» не пестрит яркими красками, но при этом излучает добро и умиротворение.

На ней изображен частый сюжет того времени: мать усаживает заигравшихся дочерей за стол и следит, чтобы румяные девочки прочитали молитву. Сюжет разворачивается в рамках небольшой комнаты. По ее убранству мы понимаем, что это семья среднего достатка. Белые цвета подчеркивают душевную чистоту семейства и невинность девочек. А мягкие коричневые оттенки придают теплоту этому маленькому парижскому дому.

На картине «Мальчик с юлой» Шарден показал живость юного характера. Мальчик оторвался от скучных учебников, чтобы поиграть с юлой – об этом нам рассказывают детали на картине. Лицо ребенка полно живого интереса к происходящему, а игра света и его живая мимика придают полотну непосредственность и правдивость.

На позднем этапе творчества Шарден проявил себя, как потрясающий портретист. Лица его героев почти всегда выглядят достойно и умиротворенно. Шарден умел передать эту уверенность и спокойствие зрителям. И это было очень ценно, потому что именно спокойствия и стабильности так не хватало жителям Франции в конце XVIII века.



Сам художник был живым примером гармоничного существования с окружающим, что ясно отражено в его автопортрете. На нем мы видим: мужчину в платке, который спокойно смотрит через пенсне на зрителя. В его взгляде – мудрость, приобретенная за долгие годы творчества.