Желтый цвет и характер. У цвета есть характер: что о человеке может рассказать его одежда

Жизнь в розовом цвете… Какие ассоциации вызывает у вас данная фраза? Скорее всего, перед глазами мелькают изображения дорогих бутиков, роскошных машин, заграничных курортов и, конечно, накатывает волна безмятежности и спокойствия. С небольшими вариациями подобные картинки посещают каждого из нас. А вы когда-нибудь задумывались, почему мы так воспринимаем розовый цвет? В психологии, кстати, выбору любимого цвета придают большое значение. Благодаря предпочтениям пациента грамотный специалист может многое рассказать о характере человека и его психологическом состоянии в данный момент. Мы, конечно, далеко не профессионалы в области изучения человеческих душ, но все же попробуем выяснить, что такое цветовые ассоциации в психологии.

Психология цвета

Мы живем в окружении цвета и даже зачастую не задумываемся о том, насколько серьезно он влияет на наше состояние и самочувствие. К тому же, отправляясь за покупками, чтобы обновить гардероб, мы зачастую выбираем обновку того же цвета, как большинство вещей в нашем шкафу. Почему мы поступаем именно так и испытываем в разных интерьерах порой абсолютно противоположные эмоции? На данный вопрос нам поможет ответить психология, ведь она очень плотно работает над темой влияния жизни человеком.

Цветовые предпочтения психология изучает уже давно, еще в восемнадцатом веке, когда эта наука находилась практически в стадии младенчества, врачи заметили, что в некоторых помещениях выздоровление пациентов идет гораздо быстрее, чем в других. Изначально подобные факты воспринимались как совпадения, но впоследствии влияние цвета на психологию человека начали довольно серьезно изучать, и уже к двадцатому веку появились различные типологии личности, где основой служило значение любимого цвета в психологии.

Цветотерапия и применение психологии цвета в повседневной жизни

В психологии со временем даже появилось такое направление, как цветотерапия. Специалисты с помощью нескольких цветов могли существенно улучшить состояние человека и помочь ему выйти из депрессии. В современном мире разработками психологов довольно успешно пользуются маркетологи, дизайнеры и представители многих других профессий. К примеру, все рекламщики знают, что упаковка товара, выполненная в розовых тонах, заметно поднимает покупательский спрос. А вывеска в золотисто-фиолетовом цвете обязательно побудит потребителя заглянуть в магазинчик, так как на подсознании ассоциируется с роскошью и надежностью.

В обычной жизни мы даже не замечаем, как часто пользуемся правилами цветотерапии. Думаете, это не так? Посудите сами: собираясь на важное собеседование, вы в восьмидесяти процентах из ста наденете нечто черное. Этим вы стараетесь придать себе уверенности и не пропустить чужой негатив. А свидание? Как часто милые дамы, стремясь сразить своего кавалера, отдают предпочтение красному платью! Все это является игрой нашего подсознания, которое безошибочно определяет влияние того или иного цвета на личность.

Цветовые тесты по психологии: описание

В сороковых годах прошлого века Макс Люшер разработал целую серию цветовых тестов, которые позволяли ему с помощью предпочтений определить темперамент личности и ее состояние. Пользоваться данными тестами неподготовленному человеку довольно сложно, тем более что они имеют несколько разновидностей. Простейший вариант касается психотипов.

За основу Люшер взял четыре психотипа:

  • холерик;
  • сангвиник;
  • меланхолик;
  • флегматик.

Каждому из вышеперечисленных типов личности соответствует один чистый цвет:

  • холерик выбирает оттенки красного и розового;
  • сангвиники - это все оттенки желтого;
  • меланхолик стремится к синему;
  • флегматик предпочитает зеленый цвет.

Таким образом у Люшера родились цветовые типы личности:

  • "красные" люди - это амбициозные личности, стремящиеся к новым впечатлениям и успеху;
  • "синие" стремятся к гармонии и получению удовольствия от жизни;
  • "зеленые" имеют потребность в подтверждении своей значимости, ради чего они превращаются в настоящих трудоголиков;
  • "желтые" стараются не загонять себя в рамки, готовы ко всему новому и необычному.

Однако не стоит думать, что существуют "одноцветные люди", в каждом из нас множество оттенков. Макс Люшер утверждал, что самыми гармоничными являются личности, в которых присутствуют абсолютно все цвета. А лучшим способом восполнить недостающую гамму он считал покупку одежды нужного цвета. С помощью гардероба можно значительно гармонизировать свое внутренне состояние.

Цветовой тест, проведенный с помощью телевизора

Если вам довольно сложно понять тесты Люшера, то психологи советуют обратиться к настройкам своего телевизора. Обратите внимание на шкалу цвета, в зависимости от того, какой цвет преобладает, вы можете сделать вывод о своем состоянии на данный момент:

  • преобладание красного говорит о том, что вы весьма доверчивы, но вспыльчивы и агрессивны;
  • желтый цвет рассказывает о том, что вы выглядите крайне дружелюбным и располагаете к себе окружающих, но на самом деле вы испытываете стресс и постоянное напряжение;
  • явное преобладание зеленых и синих оттенков раскрывает вашу робость и слабость, но в случае опасности вы становитесь крайне деятельны и даже опасны.

Интерес к тестам Люшера вызван тем, что они позволяют безошибочно выявить состояние человека в данную минуту, но для глубокого психоанализа необходимо более серьезно изучить значения цветов.

Энергия страсти: красный цвет

У любого человека красный ассоциируется с эмоциями, страстью, смелостью и активностью. Красный выбирают натуры, готовые к неординарным поступкам, эпатажу и альтруизму. Отвергают данный цвет люди, боящиеся конфликтов и предпочитающие уединение. Если человек истощен физически и эмоционально, то он категорически отвергает красный цвет.

Желтый цвет: стремление напитаться энергией

Люди, предпочитающие желтый цвет всем остальным, обычно спокойны, уравновешены и имеют много друзей. Они получают удовольствие от общения и любят привлекать внимание. Желтый цвет является своеобразной зарядкой для психики, он дарит энергию, необходимую для жизни. Категорически не приемлют желтые оттенки пессимисты, ограничивающие себя в контактах с окружающим миром.

Расслабляющий синий

Все выбирают люди, нуждающиеся в физическом и душевном покое, они быстро устают и восприимчивы к благожелательному отношению. Отвергают синий цвет натуры, которые избегают расслабления и отдают предпочтение эпатажу окружающих.

Уверенный зеленый

Любители зеленого - это очень энергичные личности, умеющие добиваться своего и сильно влияющие на окружающих. Такие люди очень боятся чужой воли и постоянно самоутверждаются. Психологи говорят, что зеленый цвет - это некая скрытая сила и энергия, готовая в любой момент проявиться.

Эгоизм в оранжевых цветах

Люди, обожающие обычно эгоисты, которые не мыслят себя без "зрителей" и готовы общаться круглыми сутками, чтобы получать внимание и признание. Но эти личности очень завистливы к чужой славе и способны на все ради нее.

Тем не менее оранжевый цвет несет энергию и подпитывает организм.

Черный и коричневый цвет: уход в депрессию

Если вы любитель черного цвета, то вам стоит провести сеанс самоанализа. Обычно личности, одевающиеся в черное, депрессивны, переживают кризис, не слишком уверены в себе и испытывают недостаток любви к себе. Коричневый цвет открывает личность, которая уже всего добилась в жизни и уверенно стоит на ногах, но указывает на глубокое истощение. Оно в дальнейшем приведет к депрессии. Психологи утверждают, что понятие нормы исключает выбор черного и коричневого.

Розовый цвет в психологии: значение

А что же о розовом, ведь именно с него мы начали статью? Что значит розовый цвет в психологии? Этот оттенок не так прост, как кажется. Все дело в том, что он является производным от красного и белого, поэтому одновременно символизирует страстность, сексуальность, нежность, чистоту и доверчивость.

Положительными качествами розового цвета являются нежность, невинность, обновление, женственность. Он успокаивает и снижает агрессию, а также выражает любовь. Причем чем нежнее оттенок розового, тем более он связан с различными проявлениями любви между партнерами. Розовый цвет в психологии считается женским и полностью соответствует энергетике прекрасной половины человечества.

Отрицательными свойствами розового считается легкомыслие, стремление жить для того, чтобы показать себя, непостоянство. Психологи утверждают, что люди, отдающие цвету, могут легко предать и при этом выставить виновным другого человека. Это натуры чувствительные и мечтательные, которые далеки от реальной жизни и готовы подстраиваться под других. Но одновременно такие личности "себе на уме", трудно понять, что скрывается за фасадом их улыбки.

Мода на розовый цвет

Розовый цвет стал завоевывать подиумы в тридцатых годах прошлого века. Тогда его взяла за основу своей новой коллекции дизайнер С этого времени розовый победно шагает по миру, постепенно переходя даже в мужской гардероб.

Хотя жизнь в розовом более подходит женщинам, и сильная половина человечества это подсознательно чувствует, поэтому отвергает данный цвет в своей одежде и ассоциирует его с женским легкомыслием.

Дети и розовый цвет

Розовый цвет в психологии детей играет очень важную роль. Если у вас есть дочка, то вы наверняка замечали, что она с самого раннего детства тянется к розовым игрушкам и одежде. Как вы думаете, почему?

На самом деле все просто - девочки подсознательно ассоциируют розовый цвет с нежностью и беззащитностью. Именно в окружении таких игрушек и вещей они ощущают спокойствие и умиротворение. Психологи доказали, что на детей розовый цвет действует очень благоприятно - снимает напряженность, снижает агрессию, поднимает настроение и повышает внимание. Поэтому, если у вас есть такая возможность, обязательно оформите детскую в розовых тонах. Для этого не обязательно полностью красить стены и подбирать мебель подходящего оттенка, достаточно просто внести некоторые акценты в виде диванных подушек, аксессуаров и штор. В подобном интерьере вы точно вырастите настоящую принцессу.

Лечебное воздействие розового

Розовый цвет в психологии считается снижающим давление и частоту пульса. Он способствует поднятию аппетита, улучшает сон и даже восстанавливает пищеварение. Многим известна способность розового поднимать настроение. Например, в одном из самых криминальных городов Индии власти перекрасили фасады домов в приятный цвет пинк. И буквально через шесть месяцев поразились произведенному эффекту - уровень преступности снизился на сорок процентов, а население весьма позитивно отзывалось во время социальных опросов о жизни в своем любимом городе.

Известно, что спортивные раздевалки довольно часто окрашивают в розовый цвет, чтобы снизить агрессию спортсменов после соревнований. Салоны красоты и спа-центры тоже часто используют розовый, чтобы расслабить клиентов в ожидании процедур.

Дизайн в оттенках нежности

Психологи утверждают, что все показаны людям, рожденным под знаком Рыб. К тому же стены оттенка фламинго расширяют помещение и будто наполняют его воздухом. В таком интерьере чувствуешь себя уютно и комфортно, хочется расслабиться и никуда не выходить из комнаты.

Если ваша работа связана со стрессами и частыми переездами, то оформите одну комнату в розовом цвете. В таком помещении вы быстро отрешитесь от всей дневной суеты и восстановите душевный покой.

Многим женщинам очень нравится розовый цвет, но они считают, что не могут позволить себе настолько расслабиться, чтобы выбирать одежду или аксессуары этого оттенка. Однако психологи советуют быть искренними с собой, поэтому если вам по душе жизнь в розовом цвете, то не стесняйтесь - сделайте шаг навстречу женственности и нежности.

Психологическое значение цветов.

Можно ли описать словами музыку? Можно ли выразить словами значение взгляда? Как бедны привычные понятия, когда мы пытаемся описать словами чувства, переживаемые нами ярко и сильно!

Такие цвета, как красный и коричневый кажутся нам абсолютно разными. Несмотря на это, мы воспринимаем и тот, и другой как теплые. Понятия «теплый» и «холодный» с точки зрения осязания, совершенно не отражают истинного смысла.

Тот факт, что разные люди воспринимают тончайшие цветовые оттенки с большой точностью, подтверждает, что смысл каждого цвета в человеческом восприятии объективен. Цветоразличение у разных людей вызывает одинаковые, определенные переживания при взгляде на каждый цвет. Поэтому цветовое восприятие является общепонятным языком ощущений, не требующим словесного выражения – визуальный язык.

Цвета имеют не только определенный внешний вид (например, красный или синий), но характеризуются и другими видами восприятия (например, теплый – холодный; круглый – имеющий углы).

Эмоциональное восприятие цвета – это и есть его объективное значение. Например, красный для всех людей является активирующим, возбуждающим. Это истинно для всех культур мира. Чистый красный цвет несет в себе смысл стимуляции и энергии.

Общепринятый смысл цвета оценивается каждым человеком по-своему. Он либо соглашается с таким значением, либо отвергает его, основываясь на собственных ощущениях (например, нервозность, неприятие). На восприятие цвета оказывает мощное влияние личное субъективное ощущение: симпатичный, индифферентный (безразличный), вызывающий антипатию.

В зависимости от душевного состояния человека определенное значение цвета, а соответственно, и смысл, заложенный в нем, подтверждается, игнорируется или отвергается. Если мы считаем цвет красивым, это значит, что мы согласны с его смысловым значением. Этот цвет отражает наше душевное состояние. По выбранному или отклоненному цвету в тесте Люшера, мы можем четко определить наше эмоциональное или физическое состояние. Выбор цвета происходит неосознанно, поэтому он позволяет увидеть реальность, а не субъективное представление человека о себе (как обычно бывает при вербальных методиках – опросах, анкетировании, психоаналитической сессии и т.д.).

Большое количество цветов отражает целую гамму эмоций. Таким образом, цвет является высокодифференцированным языком чувств, как и музыка. Значит, цвета можно назвать «визуализированными чувствами». Более подробно значения цветов и система регуляционной психологии описаны в главном труде М. Люшера «Закон гармонии в нас».

Синий (1).

Темно-синий цвет вызывает ощущение глубочайшего умиротворения. Экспериментально доказано, что при длительном рассматривании темно-синего цвета, дыхание замедляется, пульс и кровяное давление снижаются. Общепринятое психологическое значение темно-синего цвета – покой.

В. Кандинский считает синий «концентрированным движением».

Темно-синий цвет вызывает расслабленность и удовлетворение. Он дает чувство глубокой гармонии, упорядоченности, единения и защищенности. Поэтому покрывало Девы Марии синее.

Синий соответствует чувству самосознания, а также удовлетворения или самоотдачи.

В состоянии внутреннего покоя человек бессознательно открывается к окружающему миру, улавливая более тонкие сигналы извне. Душевное состояние «синего цвета» создает условия для чуткого эстетического восприятия. И. Кант называет это «спокойной удовлетворенностью».

Шеллинг (1775 – 1854 г.г.) описывает в своей «Философии искусства» символ синего как покой – вызываемое красотой своеобразное состояние – штиль на море.

Синий цвет символизирует вечность, отсутствие временных рамок, поэтому его выбирают как символ традиции, единения и сплоченности. («Синий – верность»).

Взаимосвязи и чувство принадлежности выражаются в выборе оттенков синего.

Новалис в своем романе «Генрих фон Офтердинген» описал романтический настрой через образ синего цветка. «Небо было черно-синее и абсолютно чистое. Его (Генриха) заворожил высокий, ярко-синий цветок, росший у источника и касавшийся его своими широкими, блестящими листьями. Он не замечал вокруг ничего, кроме синего цветка и долго, с огромной нежностью его рассматривал». Нечто похожее есть и у Хельдерлина в романе «Гиперион»: «В синеве эфира юный герой видит единство с мирозданием как вечный покой: «Потерянный в далекой синеве, я часто смотрю наверх в эфир. Единство со всем живым, возвращение к благословенному самоотречению, в мир природы – место вечного покоя»».

Одно из известнейших стихотворений И.В. Гете полностью отражает суть синего цвета:

«Тихие вершины спят во тьме ночной,

Сонные долины полны свежей мглой.

Не пылит дорога, не дрожат листы,

Подожди немного – отдохнешь и ты…»

Зеленый (2).

Люшеровский зеленый (2), темный, с оттенком синего, как еловая хвоя, выражает стабильность, твердость, настойчивость и постоянство. Зеленый не обладает воздействующей на других экспансивной энергией (как оранжево-красный), а содержит накопленную внутри энергию напряжения, находящуюся не в состоянии покоя, а готовности к действию. Снаружи она кажется статичной.

У зеленого, как у любого другого основного цвета в зависимости от тона, меняется значение. Чем больше в нем темно-синего, тем более твердым, холодным, напряженным, жестким он воспринимается психологически. Так же, как молекулы образуют определенной жесткости структуру твердого тела, не видимую снаружи, так и в человеческой душе возникает чувство внутреннего напряжения. Это «проникновение в самого себя». Это самоосознание, управление собой, самооценка.

Создавая стабильность и постоянство, зеленый (2) представляет собой систему ценностей.

Отдающий предпочтение такому зеленому (2), может быть охарактеризован как человек, твердый в своих убеждениях, умеющий противостоять внутренним и внешним воздействиям, в т.ч. соблазнам, искушениям; человек, обладающий глубоким чувством самоуважения.

Слова “noblesse o blige” (положение обязывает) или «поступай правильно и никого не бойся» — как раз о таких людях.

Зеленый (2) – то стабильность убеждений, самоуважение, нерушимость нравственных ценностей.

Психологическим значением зеленого (2) является также чувство собственной значимости, проявляющееся как уважение, достоинство, компетентность, авторитет, собственность, доминанта в определенном пространстве.

Если внутренней стабильности зеленого (2) нет, а соответственно и целостности, неприкосновенности, безупречности, то эти качества подменяются демонстрацией, для внешнего эффекта – манерностью, кичливостью, чрезмерной «гордостью», иногда хвастливостью и т.д. Престиж становится позой.

Тот, кто нуждается во внешнем одобрении, использует символы статуса для создания видимости собственной значимости. Он оказывается в свете рампы, направляет на себя прожектора, разыгрывает стабильность, величие, достоинство и престиж.

Красный (3).

Из всех цветов желто-красный (3) оказывает самое сильное активирующее действие. Если долго смотреть на такой цвет, дыхание участится, повысится давление, частота пульса возрастет.

Психологическое значение этого цвета – возбуждение, стимуляция, активность. Это также реакция на требования и вызов. Если идет радостная активация — то красный (3) считается мощной силой. Человек, выбирающий красный (3), воспринимает его как стимуляцию, захват, сильное движущее желание. Это «аппетит» во всех его проявлениях: от страстной любви до жадного обладания. Активность красного (3) – целенаправленная энергия: физическая активность (спорт, секс); эмоциональная (пылкое, страстное воодушевление); это также нимб над головой святого; любовь как покорение. Это и проявление власти. Красный – это вера в собственные силы, уверенность в себе.

Важно помнить, что восприятие любого цвета, будь то красный (активация), или синий (спокойствие) может быть как положительным (предпочтение), так и отрицательным (отвержение).

Если красный (3) внушает антипатию или отвращение, он воспринимается как неприятный или мучительный, несущий в себе угрозу. Возникает раздражение, гнев, отвращение (до физического ощущения тошноты).

Немецкий детский стишок очень хорошо это отражает:

«Красный – это любовь,

Красный – это кровь,

Красный – это черт в ярости…»

Название «красный» как общее название любого другого цвета не отражает истинной сущности цвета, т.к. не учитывается огромное число оттенков, в каждом из которых заложен свой, неповторимый смысл. Так, термин «классическая музыка» объединяет весь спектр, от «Ларго» Генделя до «Болеро» Равеля.

Чистый красный, желтоватый, синеватый или коричневатый – все они имеют абсолютно разные оттенки значений.

Коричневато-красный имеет оттенок умиротворения; синеватый – стабильности, устойчивости так же, как это отражает чистый зеленый; если к красному добавить желтый, то происходит активация.

Желтый (4).

Чистый желтый (4) – самый яркий цвет. Подобно солнцу, светлый и сияющий. При попадании света на желтый цвет, за счет сильного отражения создается впечатление скольжения по поверхности. Желтому не хватает глубины и таинственности темных цветов.

Желтый соответствует чувству свободного развития, поэтому желтый (4) предпочитают люди, ищущие для саморазвития меняющиеся, свободный отношения (может быть, расставания, далекие путешествия, полеты). Желтый – это решение, освобождение, изменение, развитие, широкий простор. Это поиск нового.

Таким образом, желтый (4) является противоположностью зеленому (2): расширение – сжатие; изменение — стабильность; свобода – ограничение.

Желтый (4) также считается цветом «освещения» и избавления (нимб над головой Иисуса Христа — Спасителя).

Беззаботное веселье можно назвать «желтым настроением».

Фиолетовый (5).

Фиолетовый получается при смешивании красного и синего. Красный – это импульс для завоевания и переживания. Его удовлетворение осуществляется в синем. Красный стремится достигнуть согласия и единства путем борьбы и захвата. Синий же стремится к тому же путем спокойной самоотверженности. Оба пути, и красного, и синего нацелены на единение. Оба цвета переходят свои границы и трансформируются. Поэтому фиолетовый можно охарактеризовать как разрушающую барьеры метаморфозу. Путь красного автономный, авторитетный. Путь синего – рецептивный, гетерономный, безусловного приятия. «Мужской» красный и «женский» синий превращаются в не имеющий пола фиолетовый. 75% детей во всем мире, не достигших половой зрелости, предпочитают фиолетовый. Фиолетовый является цветом трансцендентности, перехода в мир, где доминируют эмоциональные ценности. Фиолетовый – это единство противоположностей. Поэтому его так часто используют приверженцы мистических традиций.

Фиолетовый является также выражением любознательности, увлеченности, идентификации, впечатлительности (колебания от красного к синему, от импульсивного желания до осторожной чувствительностью). Такое же восприятие реальности характерно для творческих личностей.

Белый (6) и Черный (7).

Белый из всех цветов – самый светлый. Он может восприниматься как ослепительный.

Черный – самый темный из всех цветов, практически отсутствие цвета. Белый – излучение, черный – поглощение.

Черный – противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание, безоговорочное «нет». Проявляется также как воля к уничтожению существующего, оппозиция, авторитарное давление по отношению к любому другому мнению и образу жизни.

Цвет - это неотъемлемый элемент восприятия света. Он сопровождает нас повсюду, функционирует в виде символов в нашем подсознинии. И самым большим источником его информации - является природа. Ученые уже давно доказали воздействие цвета на наши эмоции, на организм и его функции. Цвет как энергия в виде вибраций воздействует не только на наше тело, но и на мысли.

Значение цвета
в психологии

В психологии каждый цвет влияет на сознание по-разному и имеет свое значение. Когда мы видим какой-либо цвет, у нас возникает определенная эмоция, повышается или понижается настроение. Под влиянием цвета люди делают определенный выбор, даже не задумываясь над этим.

Белый цвет — это простота, нетронутость. Белый цвет стимулирует воображение и творческие способности, пробуждает божественную энергию и лучшие чувства в душе человека, ведет к смирению.

Черный цвет - это таинственное и неизведанное. Он ассоцииру­ется с тьмой, ночью, видениями, бунтом, разрушением и смертью.

Серый - это цвет баланса. Серый цвет не вызывает ярких эмоций, поэтому подходит для деловой среды, так как не отвлекает от сосредоточенности на важных делах.

Серебряный цвет - воплощение женственности. Он ассоцииру­ется с лунным светом, небесным сиянием звезд, зеркалами и сереб­ряными монетами.

Золотой символизирует силу, власть, чистоту и славу. Он способен преодолеть любые препятствия. Золотой уверен в неиссякаемости своих ресурсов и решителен в действиях.

Красный цвет - это энергия и сила. Красный связан с физичес­кой активностью, волей, чувственностью, сексуальностью и агрес­сией.

Ро­зовый - воплощение доброты и мягкости. Теплота розового растворяет все негативное и мрачное. Розовый пре­красно успокаивает, вызывает ощущение комфорта и уюта.

Желтый - это цвет самого солнца, чистый, ясный, несущий свет, тепло и энергию. Желтый связан с умственными способностями, организованностью, вниманием к деталям и дисциплиной.

Оранжевый - это теплый и активизирующий цвет. Он часто ассо­циируется с солнцем, огнем, радостью и экспрессивностью.

Зеленый цвет - цвет самой природы, постоянного изменения и обновления. Это цвет равновесия и гармонии, стабильности и Целостности.

Коричневый — это успокаивающий и сдержанный цвет. Коричневый символизирует надежность, защиту и прочность. Это консервативный цвет.

Синий - это цвет внутреннего покоя, стимулирует вдохновение, творчество, веру и преданность. Как цвет душевного покоя, он связан с самоана­лизом и самоуглублением.

Пурпурный цвет – характеризует экстравагантность, необычность на грани странности, артистизм. Это цвет чудаков и людей, которые предпочитают изменчивость ради изменчивости.

Фиолетовый цвет, глубокий и красивый, связан с духовностью, интуицией, творчеством и интеллектуальными способностями чело­века.

Голубой - это цвет интуиции, эмоциональности и духовного рос­та. Голубой ассоциируется с ясным небом, с прозрачностью воды. Он производит впечатление легкости, воздушности и чистоты.

Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются - в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т.д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать о вашем характере и эмоциональном складе.

Сочетания цветов в психологии

  • Желто-зеленый цвет (салатный) выражает стремление найти уважение в своих глазах и в глазах окружающих, вся деятельности направлена на завоевание внимания.
  • Светло-лимонный цвет (стронциановый) — в нем есть некоторая искусственность, пикантность, расслабленность и несамостоятельность.
  • Желто–черный цвет это сочетание приятное, но желтый – потребность реализоваться, соединяясь с черным, вытекает в «реализацию ни во что» – это сочетание самоубийц.
  • Гранатовый цвет (темный розово-красный) — цвет эмоциональной насыщенности, страсти, мощи, подавления, требовательности, сублимированной активности, страдания, угрозы и сдерживаемой страсти.
  • Красно–желтый цвет выражает активность.
  • Красно–черный цвет выражает агрессию.
  • Черно–зеленый цвет – эти цвета сами для себя.
  • Бирюзово-зеленый цвет (лунный) — цвет восприимчивости и интуиции, отстраненности и изолированности, внутренней эмоциональности, влажности и переменчивости, идеальной женственности.
  • Оранжево–белый цвет сила оранжевого сдерживается белым.
  • Оранжево–черный цвет выражает опасность, страх (черный цвет поглощает).
  • Оранжево-желтый цвет — расковывает, настраивает на контакт, раскрытие, взаимодействие, интенсивный поиск и живость.
  • Темно-оранжевый цвет (золотисто-рыжий) — цвет, который стимулирует, создает настроение и бодрость, обогащает энергией и здоровьем.
  • Сине–белый цвет выражает спокойствие.
  • Бело-голубой цвет (неоново-голубой) — дает ощущение безграничной перспективы, создает впечатление ясности, приветливости, дружественности.
  • Матово-фиолетовый цвет — неустойчивый цвет внутреннего противоречия и сумрачности, таинственности, меланхолии, чужих влияний, жертвенности и смирения, святости.
  • Коричнево–синий цвет приводит к бесконечному телесному отдыху.
  • Коричнево–зеленый цвет выражает усидчивость, размышления, не ведет в активности.
  • Коричнево-черный цвет — цвет консерватизма, стабильности, сосредоточения, труда, требовательности, принципиальности, молчания и честолюбия.

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. При этом краски символизировали не только ощущения и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.

Уже тысячи лет цвет играет в астрологии важную роль. Цвет в астрологии является символом знака Зодиака и указывает на цвет планеты. Цвет имеет очень важное место в нашей жизни, они позволяют видеть вещи определенным образом.

Связь знаков Зодиака не случайна с цветами. Цветовое соответствие конкретного знака Зодиака объясняется тем, что всякий цвет несет психологическое значение для людей с различным темпераментом и характером. Для каждого знака Зодиака есть своя подходящая палитра. Важно, чтобы цвет находился в гармонии с характером человека.

Значение цвета в психологии

Живопись - краска, цвет, она заложена внутри нашего организма. Её вспышки бывают велики и требовательны.
Казимир Северинович Малевич

Радужная психология

Все мы в детстве радовались появлению радуги на небе после прошедшего дождя. Все пытались заучивать количество и последовательность цветов радуги. Кто из нас не помнит такие веселые фразы, как:
  • К аждый О хотник Ж елает З нать, Г де С идит Ф азан.
  • К ак О днажды Ж ак-З вонарь Г оловой С ломал Ф онарь.
  • И другие варианты.
Где первые буквы слов означают соответствующее название цвета:
  • К аждый - красный;
  • О хотник - оранжевый;
  • Ж елает - жёлтый;
  • З нать - зелёный;
  • Г де - голубой;
  • С идит - синий;
  • Ф азан - фиолетовый.


Но мы и не думали в то время, что каждый цвет влияет на нас, на наш характер и нашу жизнь в той или иной степени.
И, вот, став уже взрослыми, мы можем проследить психологическую связь определенного, предпочитаемого нами, цвета с той или иной чертой нашего характера.

У людей, которых этот цвет раздражает - комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Этот цвет также является символом эротизма.

Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение.

Военнопленные, годами вынужденные жить в угрожающих жизни условиях, особенно часто отвергали его.

Красный цвет наиболее предпочитаем подростками.

Желтый Символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность.

Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей.

Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма.

Наибольшее предпочтение желтому отдают беременные женщины, ожидающие благополучного исхода родов, а также люди, склонные к перемене мест.

Желтый также трактуется как цвет озарения (ореол/аура Христа или Будды).

Зеленый Цвет природы, естества, самой жизни, весны.

Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей.

Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще.

Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный.

Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.

Синий Цвет неба, покоя, расслабления.

Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих.

В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он - образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности.

Короче говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления.

При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается.

Черный Цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни.

Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы.

Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя (вспомним черные знамена анархистов).

Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке. В норме черный цвет, как правило, отвергается.

Серый Любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение.

Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера.

Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого.

Исследование около двух тысяч молодых мужчин в ситуации конкурсных экзаменов на замещение вакантных должностей показало, что серый цвет ставили на первое место 27% испытуемых вместо обычных 5% в нормальной ситуации.

Видео: Фестиваль цвета в Индии

Заключение

А какому из цветов вы больше всего симпатизируете? Какой цвет Ваш самый любимый?

В опросе ниже выберите 2-3 варианта наиболее нравящихся вам цвета в жизни, а затем, внимательнее прочтите в статье, что значат выбранные вами цвета в психологии личности.

Если твоя жизнь потеряла цвет, раскрась ее сам! Она того стоит.
Автор неизвестен

Есть такое выражение: «серые будни», означающее унылое, скучное, бесцветное существование. Именно бесцветное, лишенное красок жизни. Цвет для человека настолько важен, что его длительное отсутствие, например, поздней, пасмурной осенью, воспринимается как тяжкое испытание. В психологии даже есть термин «цветовой голод» - болезненное, похожее на депрессию состояние, которое испытывает человек, вынужденный долго находиться в бесцветном или монохромном мире.

Цвет имеет огромное значение в жизни человека и оказывает влияние не только на психику, но и на организм в целом.

Мы настолько привыкли к разноцветью мира, что не воспринимаем свое цветовое зрение как уникальный дар. Цвет для нас просто атрибут вещи, иногда делающий ее привлекательнее, а иногда, наоборот, вызывающий неприятие. И с древнейших времен цвет связывался именно с предметами, недаром многие оттенки носят имена конкретных предметов:

  • коричневый (кора дерева или корица);
  • малиновый;
  • оранжевый;
  • зеленый (зель – молодые всходы);
  • вишневый и т. д.

Но сами предметы не имеют окраски, их поверхность лишь отражает свет волны. Отраженные лучи попадают на сетчатку глаза, а потом нервный импульс поступает в зрительный отдел головного мозга, где и возникает ощущение цвета. А в сумерках и ночью света недостаточно, поэтому многоцветие мира исчезает, тонет во тьме. Можно сказать, что окружающий мир обретает свои краски только благодаря работе нашего мозга.

Разные поверхности отражают свет определенной длины волны и поглощают другие лучи. Например, молодая трава и листья отражают свет, преимущественно, желто-зеленой части спектра, а красные лучи поглощают. Поэтому если посмотреть на крону дерева через красное стекло, то она покажется черной, ведь стекло свет зеленой части спектра не пропускает.

Способность к восприятию цвета у человека врожденная, но развивается она не сразу:

  • Исследования показали, что первые – это оранжевый, желтый и красный.
  • Взрослый человек способен различить более 120 цветов и почти 10 миллионов оттенков.

Конечно, лучше всего цветовосприятие развито у профессиональных художников, но и обычному человеку есть чем похвастаться.

С цветовосприятием связана и наша способность выделять предмет из окружающего фона, ее называют различением цветовых пространств. А когда цвет объекта и цвет фона совпадает, то возникает эффект невидимости.

Так как ощущение цвета субъективно, то оно связано с разнообразными психическими процессами, особенно с эмоциями. Воздействие цветов на человека изучает особая область психологической науки – психология цветовосприятия.

Цвет и эмоции

Связь цветов и эмоционального состояния человека была замечена давно. В XIX веке вышел фундаментальный труд «Учение о цвете», посвященный эмоциональному содержанию различных оттенков. Интересно, что автором этого труда был известный немецкий поэт И. Гете, который книгу о цвете считал своим главным достижением.

В XX веке гениальные догадки Гете были подтверждены серьезными психофизиологическими исследованиями, которые доказали, что цвет оказывает влияние не только на эмоции, но и на состояние организма в целом, например, на работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

  • повышает уровень любого возбуждения: радостного, агрессивного, сексуального. Он горячий, тонизирующий, и в то же время красный перегружает нашу нервную систему, поэтому быстро начинает раздражать.
  • , напротив, снимает возбуждение, вызывает заторможенность и «охлаждает пыл». Это цвет покоя, но ему недостает радости, и чем темнее синий, тем он мрачнее.
  • считается нейтральным или оптимальным. Этот цвет приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения и лишь слегка повышает тонус. Поэтому зеленый, как говорил Гете, не только дает отдых душе, но и повышает работоспособность.
  • – тоже горячий, бодрящий, но не столь возбуждающий, как красный, поэтому он не так раздражает и хорошо стимулирует разные физиологические процессы, например, пробуждает аппетит.
  • – самый веселый и жизнерадостный из цветов. Он даже мышление стимулирует. Но, с другой стороны, слишком яркий и веселый цвет может быстро утомить не только глаза, но и психику.
  • вызывает ощущение холода и покоя. Именно он эффективнее всего понижает давление и уменьшает возбуждение в коре головного мозга. Но в больших количествах этот цвет вызывает чувство лени и апатии.
  • еще более пассивный, чем голубой и синий, да к тому же еще и мрачный. Он не только снижает активность и работоспособность, но может вызвать чувство беспокойства и угнетения, склонность к мистике и философским размышлениям.
  • самый стабильный, консервативный. Он успокаивает, не угнетая, вызывает чувство уверенности в неизменности бытия. Коричневый благотворно влияет на людей, уставших от бешеного ритма жизни и пестроты современного города.
  • – самый необычный из цветов. С одной стороны, казалось бы, это и не цвет вовсе, а его отсутствие. А с другой – физика нам говорит, что белый цвет получается из сочетания всех цветов спектра. Так или иначе, человеком этот цвет воспринимается как холодная пустота. Он может создавать ощущение чистоты и свежести, но его изобилие вызывает острую потребность в красках.
  • – мрачный цвет, символ отрицания и отказа от красоты мира, а иногда и от жизни. Часто этот цвет пробуждает в людях глубинные, иррациональные страхи.
  • Серый цвет самый унылый и «бесцветный», он создает атмосферу скуки и безысходности.

Несмотря на то, что психоэмоциональная составляющая является основной, делать акцент только на ней не стоит. На наше цветовосприятие оказывает влияние множество факторов, в том числе разнообразные ассоциации и принятая в обществе культурная, религиозная и политическая символика.

Цветовые ассоциации


Пример ассоциации. Что вы видите и чувствуете, глядя на картинку?

Как уже говорилось, цвета в нашем сознании прочно связаны с аналогично окрашенными объектами, поэтому они вызывают ассоциации именно с ними:

  • оранжевый цвет ассоциируется с апельсином;
  • желтый - с лимоном;
  • коричневый - с землей или хлебом;
  • красный - с кровью и т. д.

Эти прочные, устойчивые связи вызывают весьма интересный эффект, названный в психологии синестезией. Она проявляется, когда под влиянием одного раздражителя, в нашем случае цвета, возникает еще и другое ощущение. Например:

  • лимонно-желтый цвет, ассоциируясь с лимоном, у многих людей создает впечатление кислого вкуса и даже вызывает повышенное слюноотделение;
  • снежно-белый вызывает ощущение холода;
  • красный и оранжевый из-за связи с огнем кажутся горячими.

Еще более многообразны культурные ассоциации, которые иногда даже более значимы для людей, чем психофизиологическое воздействие цветов.

  • Так, черный цвет в европейской культуре не только символ тьмы и смерти, но и символ элегантности и аристократизма. На формирование такого восприятия повлияла сохраняющаяся десятилетиями мода на черные фраки и сюртуки у респектабельных мужчин.
  • Зеленый символизирует возрождение природы и жизнь, так как он ассоциируется с молодой весенней листвой.
  • А вот символика желтого в культуре Европы совсем невеселая, так как в течение нескольких столетий желтые флаги поднимали суда, зараженные чумой.
  • В России до революции «желтый билет» выдавался публичным женщинам, а «желтым домом» называли психиатрическую лечебницу.
  • Красный цвет в русской культуре не только цвет агрессии и борьбы, но и цветовой символ национального самосознания, имеющий очень древние корни в славянском язычестве.

Конечно, несмотря на живучесть традиций, цветовая символика меняется, но мода на нее не проходит. Ведь цветовой код – важная часть человеческой культуры.

Как мы видим цвета, и чем наше цветосвосприятие отличается от животных? Узнайте из видео.