Зодчие (группа). Странные вопросы Юрий давыдов певец

Юрий Лоза, Валерий Сюткин, Юрий Давыдов — «золотой состав» группы «Зодчие» собрался ради единственного концерта. Основатель «Зодчих» и по совместительству президент футбольного клуба звёзд эстрады «Старко» Юрий Давыдов, отметивший 60-летний юбилей, вспомнил, как все начиналось.

Появление в «Зодчих» Юрия Лозы в 83-м сильно изменило музыку группы. Юра зажёг нас весельем, приколами, и у него был целый багаж своих песен. А когда в нашу команду влился Валера Сюткин, группа приобрела законченный вид. У каждой песни было театральное обрамление. Например, песню «Дайте народу пиво» (пародия на песню Джона Ленона Power To The People — «Дайте власть народу») мы пели хором со зрителями. А в финале номера несколько человек вносили в зал пиво в бутылках. В то время пенный напиток был жутким дефицитом, и публика моментально расхватывала эти бутылки.

В 80-е мы работали в Тюменской филармонии. Наверное, можно было зацепиться в Москве, но нам было вполне комфортно в Тюмени. В те времена проходили жёсткие кампании по борьбе с рок-музыкой и ВИА, а мы залегали на дно «в тундре». И когда стихала кампанейщина, снова «выныривали». Тюменскую область, тогда включавшую в себя и Ханты-Мансийск и Ямало-Ненецкий округ, мы всю на собаках, вертолётах и даже на брюхе исползали. По грязи, снегу, льду, воде.

Один раз летели на вертолёте Ми-6 из Тюмени в Ноябрьск. Уже смеркалось. И лётчики попросили нас: «Ребята, если мы сейчас заглушимся, то в темноте потом не сможем взлетать — таковы правила. Поэтому большая просьба: мы сядем с работающими винтами, выгрузим вашу аппаратуру. Вы её прижмите своими телами, чтобы не раскидало. А мы аккуратно взлетим». Мы всё выгрузили, накрыли телами всё, а гитару Юрия Лозы прозевали. И она полетела по тундре. Лоза за ней понёсся. Гитара пролетела под железнодорожным составом. Юре пришлось нырять под этот поезд. А утром того дня он купил себе синтетическую серебристую шубу (по тем временам — последний писк моды). Он нырнул под поезд в серебристой шубе, а вынырнул в чёрной. И часть корпуса гитары от удара о землю откололась. При этом она продолжала работать и даже не потеряла строй. И Лоза года полтора на ней после этого ещё играл.

Юрий Лоза, 1988 год. Фото: РИА Новости / Александр Поляков

Об «идеологических» песнях

Про комсомол нам петь не приходилось, но у нас была одна жуткая песня, которую мы не играли на сольных концертах, но для спецмероприятий она прекрасно подходила. Там были такие слова: «Случаются такие вечера, когда, присевши на привале кругом, геологи притихнут у костра, стесняясь взглядом встретиться друг с другом». В зависимости от того, перед кем выступали, мы просто меняли слово «геологи» на «нефтяники», «полярники», «таёжники» и т.д. Песня подходила на все случаи жизни.

В те годы у нас существовала целая система, чтобы обезопасить себя от неприятностей со стороны властей. Например, на каждую песню с сомнительным с точки зрения идеологии текстом у нас был припасен другой текст. И к тому же всегда можно было придумать отговорку: «Забыл слова». Или «не смог спеть песню про комсомол, потому что горло болело, а там ноты высокие, спели «Плот» Юрия Лозы потому, что она как раз в удобной тесситуре». «Плот», кстати, однажды нас «утянул на дно». Мы показали текст песни цензорам. И в комиссии нашлась одна женщина, которая прочла его и сказала: «Куда это вы плыть собрались? Каких это «прежних ошибок груз» вас тянет на дно?». И у нас отменили 30 концертов, на которые уже были распроданы билеты — 16 в Новосибирске и 14 в Омске за то, что я имел неосторожность (думал, что здесь уж точно неприятностей ждать неоткуда) включить «Плот» в официальную программу группы.

О жизни «на стыке времен»

В 1986 году, в разгар сухого закона в СССР, мы в составе большой делегации, в числе которых была и «Машина времени», отправились на Дни советской молодёжи в ГДР. Как только разместились в гостинице, все 200 человек побежали покупать спиртное. У ближайшего к отелю магазина, торгующего алкоголем, собралась огромная очередь из представителей советской молодежи. Все стоят и чего-то ждут. Мы видим через стеклянные двери, как немецкие продавцы переглядываются между собой, суетятся. Наконец, из магазина вышел человек, говорящий по-русски, и спросил: «Продавцы не могут понять, почему вы стоите в очереди и не заходите в магазин?». У нас, советских людей, был стереотип, если в магазине никого нет, значит, он закрыт. Никто даже ручку двери не дёрнул, все думали: закрыт.

В 1986 года на пике популярности мы где-то «с рук» приобрели цветомузыкальный комплект. Нам сказали, что он импортный. А когда купили, выяснилось, что он сделан руками наших умельцев из туристических котелков, в которые были вмонтированы лампы от посадочных фонарей самолёта Ту-134. Наш народ никому не победить (смеётся).

Уже в 90-х, когда за такое уже не расстреливали и не сажали, у нас появилась песня «Дедушка Ленин» с текстом: «Дедушка умер, а дело живёт. Лучше бы было наоборот!». А родилась она после того, как мы, возвращаясь с гастролей на перекладных, на станции Орша в Белоруссии целый час ждали поезда и от нечего делать гуляли по перрону. На здании вокзала увидели огромную мемориальную доску, сообщающую о том, что в 1897 и 1903 годах Владимир Ильич Ленин проезжал через станцию Орша.

О важности футбола

В 90-е всё круто изменилось — музыка, система концертной работы. Когда мы с Крисом Кельми записывали песню «Замыкая круг», думали, что пишем гимн, а написали реквием. Пока мы её записывали, вылизывая каждую нотку, где-то в небольших подвальчиках ребятки на «самоиграйках» создавали новый жанр — «фанерную попсу». И уже стало понятно, что на вершину нам не вернуться. Возможно, агония «Зодчих» растянулась бы на несколько лет, если бы в 1991 году не появился проект футбольной команды звёзд эстрады «Старко». Футбол меня в каком-то смысле догнал. Первый состав команды выглядел так: Володя Пресняков, Дима Маликов, Владимир Кузьмин, Александр Барыкин, Юрий Антонов и т.д. — то есть люди популярные и умеющие играть в футбол. Что касается таких ребят, как Михаил Муромов, то здесь возникали парадоксы. Миша, будучи в то время очень здоровым и спортивным парнем, не умел играть футбол настолько, что играя в защите, он не реагировал на финты атакующих. И нападающие даже не знали, что с ним делать. Муромов стоял и смотрел на мяч. Мяч покатился, он за ним побежал. Его невозможно было отпихнуть и убежать от него тоже мало кому удавалось.

О современной молодежи

Самый памятный матч «Старко» провёл в 1992 году против итальянцев, за которых тогда играл и Эрос Рамаззотти , не очень известный у нас в ту пору. Журналисты, встречавшие итальянскую команду в аэропорту, даже не среагировали на него. Их больше интересовали Джанни Моранди, Пупо, Рикардо Фольи. Поэтому Эрос, никем не признанный, бочком отправился в автобус. Для нас тот матч был очень важен — в Лужники пришли 25 тысяч зрителей, и это была первая публичная игра «Старко». Поэтому мы вышли на поле умирать, и победили 3-1.

В 2007 году мы придумали Чемпионат мира по футболу среди артистов «Арт-футбол». В этом году он пройдёт уже 7-й раз. Мечтаем сделать матч-открытие на Красной площади: российская сборная политиков и звёзд эстрады против какой-нибудь иностранной сборной. Сегодня, когда международные отношения напряжены, к нам на чемпионат мира рвут как подорванные англичане, немцы, даже австралийцы, я уже молчу про эстонцев и поляков. И верю, что свой «кирпичик дружбы» между народами нам удалось положить... Надеюсь, на чемпионате мира за «Старко» сыграют Денис Мацуев, Эдгард Запашный, Илья Авербух, Виктор Зинчук, Сергей Минаев, Пьер Нарцисс, Гарик Богомазов («Отпетые мошенники»). Из ветеранов футбола ждём Руслана Нигматулина, Сергея Кирьякова, Виктора Булатова.

Мы стараемся омолаживать команду, но сейчас трудно найти молодёжь, которая известна и владеет навыками игры в футбол. Вымыло пласт людей, играющих в футбол. В нашем поколении почти все более-менее умели играть и в футбол, и на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Основатель группы Юрий Давыдов начинал ещё в школьных группах, но более серьёзно занялся музыкой в середине 70-х годов, собрав популярную у студентов группу «Гусляры». Группа часто выступала с местными звездами - «Машиной времени » и «Опасной зоной», играли на танцах, участвовали во всевозможных конкурсах студенческой самодеятельности и пару раз выезжали за границу с так называемыми «поездами дружбы».

Самодеятельный этап в истории «Гусляров» закончился в 1980 году , когда на волне «олимпийской оттепели» они получили возможность легализоваться и, сменив название на «Зодчие», получили работу в Тюменской филармонии. Состав группы регулярно менялся. Явный прогресс начался лишь после 1983 года , когда в «Зодчих» появился пришедший из группы «Интеграл » гитарист и певец Юрий Лоза , песни которого (включая материал нашумевшего магнитофонного альбома «Путешествие в рок-н-ролл») составили львиную долю их нового репертуара.

Наиболее стабильный и сильный состав сложился к началу 1986 года , когда «Зодчие» перешли под крыло Рязанской филармонии. В группу входили Юрий Давыдов (бас, виолончель, вокал), Юрий Лоза (гитара, вокал), Андрей Артюхов (гитара, вокал), Валерий Сюткин (бас, гитара, вокал), Александр Белоносов (который начинал в московской группе «Форум », а также записывался с группой «ДК »; клавишные), Андрей Родин (скрипка, вокал) и Геннадий Гордеев (работал в ВИА «Шестеро молодых»; барабаны).

Их появление в телепрограмме «Утренняя почта » с пародиями на музыкальное явление под названием «итальянская эстрада» сразу сделало группе имя. Последовавшая за ним серия песен Юрия Лозы («Манекен», «Осень» и других) и Сюткина («Время любви», «Спи, малыш», и показанный по ТВ «Автобус 86» («Баллада об общественном транспорте»)) принесла «Зодчим» общесоюзную известность. По итогам 1986 года газета «Московский комсомолец » назвала их в числе пяти самых популярных групп страны. Также Давыдов и Сюткин участвовали в съёмках нашумевшего клипа «Замыкая Круг»

В октябре 1987 года, после турне по Украине, завершившегося концертом в Киеве, группу покинул Юрий Лоза. Выступление «Зодчих» на фестивале «Рок-Панорама’87» в том же декабре было неудачным, и в группе начались брожения. В 1988 её покинул Белоносов, место которого позднее занял Егор Иродов (клавишные). Записанный в 1988 и выпущенный «Мелодией» годом позже альбом «Мусор из избы» не спас положение.

В 1989 году Валерий Сюткин также покинул группу и собрал неудачный проект «Фэн-О-Мэн», после чего блестяще вписался в «Браво ». Его место занял обладавший неплохим голосом, но не столь эффектный Александр Мартынов, однако отсутствие у «Зодчих» новых идей и приход на сцену следующей генерации музыкантов в конечном счете подвели итог их существованию.

Немного позже на осколках «Зодчих» возникла поп-рок-группа «Дежа вю» во главе с Александром Шевченко (был сессионным солистом на альбоме «Мусор из избы») , которая продвинула вокалиста, но так и не смогла добиться особых успехов в шоу-бизнесе.

«Зодчие» - советская рок-группа, образованная в 1980 году.

История

Основатель группы Юрий Давыдов начинал еще в школьных группах, но более серьёзно занялся музыкой в середине 70-х годов, собрав популярную у студентов Московского архитектурного института группу «Гусляры». Группа часто выступала с местными звездами - «Машиной времени » и «Опасной зоной», играли на танцах, участвовали во всевозможных конкурсах студенческой самодеятельности и пару раз выезжали за границу с так называемыми «поездами дружбы».

Самодеятельный этап в истории «Гусляров» закончился в 1980 году, когда на волне «олимпийской оттепели» они получили возможность легализоваться и, сменив название на «Зодчие», получили работу в Тюменской филармонии. Состав группы регулярно менялся. Явный прогресс начался лишь после 1983 года, когда в группе появился пришедший из группы «Интеграл» гитарист и певец Юрий Лоза , песни которого (включая материал нашумевшего магнитофонного альбома «Путешествие в рок-н-ролл») составили львиную долю их нового репертуара.

В 1985 году по приглашению Юрия Лозы в группу пришел Валерий Сюткин, до того игравший в московской группе «Телефон ».

Наиболее стабильный и сильный состав сложился к началу 1986 года, когда «Зодчие» перешли под крыло Рязанской филармонии. В группу входили Юрий Давыдов (бас, виолончель, вокал), Юрий Лоза (гитара, вокал), Андрей Артюхов (гитара, вокал), Валерий Сюткин (бас, гитара, вокал), Александр Белоносов (который начинал в московской группе «Форум », а также записывался с группой «ДК »; клавишные), Андрей Родин (скрипка, вокал) и Геннадий Гордеев (работал в ВИА «Шестеро молодых»; барабаны).

Их появление в телепрограмме «Утренняя почта» с пародиями на звезд итальянской эстрады сразу сделало группе имя. Последовавшая за ним серия песен Юрия Лозы («Манекен», «Осень» и других) и Сюткина («Время любви», «Спи, малыш», и показанный по ТВ «Автобус 86» («Баллада об общественном транспорте»)) принесла «Зодчим» общесоюзную известность. По итогам 1986 года газета «Московский комсомолец» назвала их в числе пяти самых популярных групп страны.

В октябре 1987 года, после турне по Украине, завершившегося концертом в Киеве, группу покинул Юрий Лоза. Выступление «Зодчих» на фестивале «Рок-Панорама’87» в том же декабре было неудачным, и в группе начались брожения. В 1988 ее покинул Белоносов, место которого позднее занял Егор Иродов (клавишные). Записанный в 1988 и выпущенный «Мелодией» годом позже альбом «Мусор из избы» тоже не добавил группе популярности.

В 1989 году Валерий Сюткин также покинул группу и собрал собственное трио «Фэн-О-Мэн». Его место занял обладавший неплохим голосом, но не столь эффектный Александр Мартынов, однако отсутствие у «Зодчих» новых идей и приход на сцену следующей генерации музыкантов, в конечном счете, подвели итог их существованию.

Состав группы

В разное время в составе группы выступали:

  • Юрий Лоза - вокал, гитара, автор песен (1983 - 87)
  • Валерий Сюткин - вокал, гитара, бас, ударные, автор песен (1985 - 89)
  • Андрей Артюхов - гитара, вокал (1984 - 90)
  • Николай Кольцов - гитара, вокал (1980 - 84)
  • Александр Белоносов - клавишные, вокал (1980 - 88)
  • Юрий Давыдов - бас, вокал, виолончель
  • Андрей Родин - скрипка, вокал
  • Геннадий Гордеев - ударные (1980 - 90)
  • Леонид Липницкий - клавишные (1988 - 1989)
  • Борис Носачёв - гитара (1990 - 91)
  • Егор Иродов - клавишные (1989 - 91)
  • Анатолий Бельчиков - ударные (1990 - 91)
  • Александр Мартынов - вокал (1989 - 90)
  • Александр Шевченко - вокал (1989 - 91)
  • Валерий Анохин - вокал (1990 - 91)
  • Павел Щербаков - вокал (1990 - 91)

Дискография

  • «Огни эстрады» (с Юрием Лозой) (1984 год)
  • «Экология» (1987 год)
  • «Дитя урбанизма» (1987 год)
  • «Пятая серия» (другое название - «Непруха» ) (1987 год)
  • «Концерт в Таллине» (1987 год)
  • «Мусор из избы» (1989 год, 1990 год - виниловый диск на фирме «Мелодия»)
  • «Наливай» (1991 год)
  • «Песни 1984-1993» (1996 год, сборник)
  • «Любовное настроение» (2004 год, сборник)
  • По словам руководителя группы Юрия Давыдова, в композиции «Демонстрация», открывающей альбом «Мусор из избы», звучит запись выступления Леонида Брежнева («Дорогие товарищи, на раскачку у нас нет времени. Надо работать, надо делать дело. Очень точные, емкие, нестареющие слова. Так и должно быть» ).
  • Песни «Дитя урбанизма» и «Металлист Петров» звучали в выпусках программы «Взгляд». В обеих солировал Валерий Сюткин, но последняя вошла в альбом «Мусор из избы» без его вокала.