Классный час на тему хлеб голова. Классный час " хлеб- всему голова"

Данный классный час призван расширить знания учеников о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба. А также, воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час по теме «Хлеб – всему голова»

Цели:

1.Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.

2. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

Оформление зала:

на сцене объемное панно «Хлебное поле». Над сценой – плакат: «Хлеб – всему голова».

Рисунки ребят на тему: « Хлеб – всему голова ». Выставка книг о хлебе. Снопы зерновых культур. Накрыт праздничный стол, на нем лежат хлебные изделия разных народов: румяные булочки, пироги, пряники, лаваш, чорек, багет, пицца, в центре – каравай хлеба на рушнике.

Дети входят в класс под звуки песни «Хлеб всему голова» в исполнении Ольги Воронец.

Первой идёт девочка в народном костюме с караваем в руках.

1. Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку, горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека, он подбежал к костру и увидел, что его каша превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.

Хотя сегодня хлеб очень сильно отличается от того первого, но он по-прежнему остаётся главным продуктом.

2. Чтение стихотворения (детьми)

Настя:

Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

Олег:

Кто-то любит белый,

Кто-то любит чёрный,

Кто-то любит с маком

Или запечённый.

Маша:

Он бывает клином,

Он бывает узким,

Кто-то любит с тмином,

Или же французский.

Илья:

Он зерно, он колос,

Он мука и тесто

И за праздничным столом

Знает своё место.

Семён:

Посмотри на землю, посмотри на небо,

Ничего на свете

Нет важнее хлеба

3. Кроссворд.

Учитель: Давайте попробуем вместе разгадать слово, зашифрованное в нашем кроссворде.

Кто выращивает хлеб? (Х лебороб)

Булочное изделие небольшой массы. (Рога Л ик)

Без соли, без хлеба половина… (Об Е да)

Ай по имени зовут меня Илья Муромец,

По отцу величают сын Иванович.

Двор мне княжеский не нужен,

Не пиров держусь,

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба кусок…

Кто такой Илья Муромец? (Б огатырь)

Посеешь в пору – соберешь зерна в … (Гор У )

Хлебный злак (П Ш еница)

Загадка: Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены (К олос)

Без рук, без ног, а подпоясанный. (Сн О п)

Какое слово получилось? (ХЛЕБУШКО )

Учитель: А ещё, осенью, убирают самый главный урожай. Вот отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» (колос)

Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса? (зерно)

А что можно получить из зерна? (муку)

А что мы испечём из муки? (хлеб)

Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.

А может быть кто-нибудь помнит пословицы про хлеб? …………………….

Очень хорошо, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу.

Учитель:

Хлеб – один из удивительных продуктов человеческого труда. Много ли может сделать человек одним пальцем? Пустяк какой-нибудь. Иной разговор, если в работе вся пятерня. Непременных условий для жизни растений пять, как пальцев на руке.

Раз – тепло (пришла весна – есть тепло).

Два – тепло (Солнце на небе – есть свет).

Три – влага (растаял снег, прошел дождь – есть влага).

Четыре - воздух (воздухом окутано все растение от вершков до корешков).

Пять – пища (удобрение - есть пища).

Взятые отдельно, они ничего не значат. Собранные вместе – всей пятернёй, - они дают растению полную жизнь от всходов до плодов.

Стихи (рассказывают дети)

1. Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

2. Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки лелеял агроном.

Затем взял колос в руки комбайнер,

В ладонях его бережно потер.

Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

Он убирать его с комбайном в поле вышел.

3. Потом муку смололи из зерна

И к пекарю отправилась она.

А тот уж постараться смог:

Такие булки вкусные испек!

Цени, люби и уважай того,

Кто сеял хлеб, растил и пек его.

Хлебный хоровод.

Рос на поле колосок,
Был сначала невысок.
Дождик поле поливал –
Он немного подрастал.
А потом с друзьями вместе
Оказался прямо в тесте.
Хлеб в пекарне испекли
И на праздник принесли.
Смотрит он – вокруг дружки:
Круглый торт и пирожки,
Да еще подружки –
Сладкие ватрушки.
Хоровод веселый –
Праздник хлеба в школе.

5. Викторина.

1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму)

2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор – хранилище для зерна)

3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице)

4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)

5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара)

Загадки

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый.
(Хлеб)

Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет.
(Комбайн)

Ходит полем из края в край, режет черный каравай.
(Плуг)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом

(Колос)

Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места.
(Ветряная мельница)

Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел.
(Серп)

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.
(Трактор)

6. Учитель: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

Ученики:

1. Он пахнет полем,

Горячим зноем и росой,

Прохладным ветром на просторе

И свежей утренней зарей.

Хлеб пахнет свежею мукою

И жарким пламенем печи,

Когда натруженной рукою,

Пекут из теста калачи.

2. Вот он – румяный и душистый

Лежит и дышит на столе.

За хлеб огромное спасибо

Всем хлеборобам на земле!

7. Учитель. Как нужно относиться к хлебу?

Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба - тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.

А теперь давайте послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Булка» и узнаем, как надо относиться к самому дорогому продукту человеческого труда.

Читает Миронова:

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда – сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Они ее не покупали-

Нашли за домом во дворе,

С земли ее не поднимали,

И вот она уже в игре…

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и взглянул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом. насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

Ты кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол,

Я – пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которым налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Учитель: Я надеюсь, среди вас таких « пареньков » нет.

8. Игра со словом «хлебороб».

Составьте из букв, входящих в это слово, как можно больше других слов.

Учитель. Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Посмотрите на стол. - Почему один хлеб черный, другой – белый? (Пшеничная и ржаная мука). А бывает еще и серый хлеб (из овсяной или ячменной муки) и рисовый.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в125 г) И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Военный хлеб.
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.

Нам, юным, счастливым, война и не снится.

Нам голод и холод совсем не знаком.

Но знаем мы цену буханке пшеничной,

И знаем мы силу простых колосков.

А в годы войны помогал он героям:

Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.

Пусть чистое небо сияет над миром,

Пускай отражается солнце в глазах,

Да пусть еще хлеб вечно будет в почете

На ваших и наших семейных столах.

Каравай земли и неба
На твоем столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.

10. Паззлы.

Из кусочков разрезанных картинок с изображением хлеба восстановить исходный рисунок.

Во время конкурса хорошее настроение всех присутствующих обеспечивает песня «Конфетки-бараночки» в исполнении группы «Дилижанс»

11. Конкурс «Золушка»

Отсортировать по видам небольшое количество перемешанных семян различных зерновых культур.

Звучит песня «Вкус хлеба» в исполнении Леонида Сметанникова

12. Учитель.

Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.

Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб - батюшка, хлеб - кормилец остаётся самой большой ценностью.

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.

У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он - неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.

У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

В Украине очень популярна паляница.

В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.

У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки.

Армянская пита - это пологая круглая белая лепёшка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень.

Маца - тонкие сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.

Бисквит – западная Европа.

Брецель – Германия.

Бриошь – Нормандия, Франция.

Наан, чапати – Индия.

Пита – Ближний Восток.

Пицца – Италия.

Тортилья – Мексика.

Фолар – Португалия.

Багет – Франция.

13. Частушки.

Самоваром Вас встречаем,
Пироги на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём,

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки ,
Так споём же под чаёк
Хлебные частушки.

Хлеб я ем с утра до ночи
Булки с ночи до утра
Очень весело проходят
У нас с мамой вечера.

Хороши к обеду плюшки
Хлеб, батоны и ватрушки.
Всех накормит тёплый хлеб
Лучше в мире хлеба нет.

Хлеб и каша – хорошо
Будешь прыгать высоко.
А конфеты, пироги –
Шевелят наши мозги.

Предпочтенье отдаю
Я молочной каше
Чтобы с каждым новым днем
Становиться краше.

Ешьте кашу на здоровье
Много в ней белка
А еще поешьте хлеба
И попейте молока.

Хлеб в Калуге дорожает,

Весь народ волнуется.

Пояс туже затянула

Старая бабулечка.

Нынче был неурожай

По причине дождика,

Станет хлебный каравай

Подороже тортика.

14. Стихи. (рассказывают дети)

1. Убран хлеб. И тише стало.

Жарко дышат закрома.

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима.

2. Но не сразу зёрна стали

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

3. Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

4. Над селом дымки плывут.

Пироги в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Добрым хлебом угощайтесь!

Учитель: А теперь всех приглашаем за стол!


Классный час: Хлеб - всему голова

для учащихся начальной школы.

Подготовила учитель начальных классов

МКОУ Куликовской ООШ Бондарева Анна Тимофеевна

Цель: прививать любовь к труду; воспитывать бережное отношение к хлебу.

На доске плакат: «Хлеб - всему голова», написаны пословицы о хлебе. Накрыт праздничный стол: каравай, румяные булочки, пирожки, пряники.

В день праздника в зале была устроена выставка хлебобулочных изделий. Это только маленькая часть того, что можно вы­ печь.

    Сообщение темы классного часа.

- ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ

Комовато, ноздревато,

И кисло, и пресно,

И легко, и кругло,

И черно, и бело.

Режут ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят! (Хлеб)

Правильно, ребята.

Хлеб никогда не приедается, не надое­ дает - таково удивительное свойство этого главного продукта питания.

Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. В му­ зее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера ломтик хлеба, испеченный 6 тысяч лет назад. . Когда- то очень давно он попал в густой ил, со време­ нем окаменел и так сохранился до наших дней. Вот с каких пор люди едят хлеб!

Профессия пекаря –одна из древних на

земле. Особенно ценился тот пекарь, кото­ рый умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе позволить купить только очень бога­ тые люди.

Звучит песня «Русское поле», муз. Я.Френкеля, слова И.Гофф.

Дети одеты в русские национальные костюмы, у одного из них в

Руках хлеб-соль.

Они читают стихи.

Если мы хотим кого - то Он на блюде расписном

Встретить с честью и почетом , С белоснежным рушником Встретить щедро , от души , С караваем соль подносим ,

С уважением большим , Поклонясь , отведать просим :

То гостей таких встречаем - Дорогой наш гость и друг ,

Пышным круглым караваем . Принимай хлеб - соль из рук !

(Девочка с хлебом-солью в руках выходит вперед, кланяется и ставит

хлеб-соль на стол).

Сегодня наш классный час посвящен хлебу. Мы расскажем о том, как

хлеб попадает на наш стол, почему о хлебе люди говорят: «Хлеб -

всему голова».

II . Чтение стихотворений.

1. Пышный , мягкий , пропеченный ,

Подрумяненный слегка ,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека . 3. В нем земли родимой соки ,

2. В каждый дом , на каждый стол Солнца свет веселый в нем .

Он пожаловал , пришел , . Уплетай за обе щеки ,

В нем здоровье , наша сила , Вырастай богатырем .

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло,берегло. 4. Не сама собой природа

Хлеб на блюде подает.

Сколько требует ухода

Мать-земля на целый год.

5.В каждый дом, на каждый стол

Хлеб пожаловал, пришел,-

В нем - здоровье, наша сила,

В нем - чудесное тепло.

Много рук его растило

Сохраняло, берегло.

III . «Как хлеб на стол пришел». (Рассказы детей, на доске
картинки). Учитель. Издавна кормит людей матуш­ ка-земля. Во времена, когда люди еще не уме­ ли пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случа­ лось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятав­ шиеся в корзинке несколько зернышек. Слу­ чайно упадут они на землю возле дома - глядь, на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен полу­ чалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а спе­ циально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колос­ ки. Сперва - ячменя, потом пшеницы и ржи.

Сегодня на нашем столе, на самом почет­ ном месте, лежит хлеб. Хрустящий, с аппе­ титной корочкой, сдобный. А вспомним, как не просто пришел он к нам. Много людей по­ могало ему в этом: и тот, кто пахал землю, се­ ял, убирал, и тот, кто потом хлеб молол, а по­ том испек. Трудно, тяжело достается хлеб. Потому и говорят часто: «трудный хлеб». Хлеб кормит. Без хлеба нет жизни. Он зани­мает важнейшее место в жизни человека.

IV . Беседа о бережном отношении к хлебу.

Чтецы:

1, На свете я видел хлеба немало.

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом,

Он отдыхал, накрытый холстом.

2. В горнице пахло сильно и сладко,

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка,

Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

Есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это
слово - жизнь. В музее истории г. Санкт- Петербурга хранится кусочек
заплесневелого хлеба величиной с мизинец. (Показ фото). Таков был в
зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного
немцами города. А людям надо было работать, нужно было жить,
нужно было выжить - назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда стра­ ны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зер­ ен. Потому что эта коллекция была нужна для науки о хлебе. Она и теперь, эта коллекция, бережно хранится, только сейчас на Кубани, в исследовательском центре.

В дыму ленинградское небо, Блокадного хлеба

Но горше смертельных ран Сто двадцать пять грамм.

Тяжелого хлеба,

Чтецы: 1. В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

«Хлеб - всей жизни голова!»

    Зерна наших дней, светитесь
    Позолотою резной.
    Говорим мы, берегите,
    Берегите хлеб родной.
    Берегите каждый колос
    Наших радостных полей,
    Словно песен тихий голос
    Громкой родины своей!

    Не хотим мы видеть черных

Зерен, выжженных войной,

Пусть сияет нам узорный

Золотистых волн прибой.

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)

Золотой простор бескрайний -

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Хлебное поле большое, как море -

Не сосчитаешь колосьев на нем

В дружном дозоре, в почетном дозоре

Каждое зернышко мы бережем.

Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда -

Эта живая награда за труд.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!» (Хором.)

Не мечтаем мы о чуде

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы - люди,

Научитесь хлеб беречь!» (Хором.)

Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент- Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас величием труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба несравним ни с чем». А теперь я хочу, чтобы вы послушали сказку «Легкий хлеб» и ответили на вопрос «Бывает ли хлеб легкий?»

Легкий хлеб

(Белорусская народная сказка)

Косил однажды косарь траву на лугу, сел под кустик отдохнуть. Выходит вдруг из леса голодный волк. Волк подошел к человеку и попросил у него хлеба. Понравился волку хлеб, он и говорит:

- Хотел бы я каждый день хлеб есть. Но где мне его доставать?
Подскажи.

    Надо землю вспахать.

    Тогда и хлеб будет?

    Нет, брат, постой. Дождись, пока рожь взойдет, весной вырастет,
    потом зацветет, затем начнет колоситься, потом зреть...

    Ох, - вздохнул волк, - долго же, однако, надо ждать! Нет! Это работа
    больно скучная и тяжелая. Лучше посоветуй, как легче еду добыть...

    Ну, что ж, - говорит косарь. - Раз не хочешь тяжелый хлеб есть,
    поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.

Пришел волк на выгон, увидел коня:

Конь, конь! Я тебя съем.

- Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног
подковы, чтобы не сломать себе зубы об них.

Согласился волк, нагнулся подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы. Перекувыркнулся волк - и бежать. Съесть - то не съел коня, да зато легкого хлеба отведал... и по сей день волк легкого хлеба ищет.

    Скажите, бывает ли «легкий хлеб»?

    Почему вы так думаете?

    Когда за столом вы, ребята, сидите, то помните, кто для вас хлеб
    создает. Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель, шахтер, машинист,
    металлург - народ.

Запомните на всю жизнь: в хлебе - душа родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня и завтра, и всегда, трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас. Святое дело - вырастить хлеб. (Учитель зачитывает данные, записанные на доске).

* Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов
муки первого сорта.

    На выпечку одного батона уходит 1200 зерен.

    Ежедневно в стране выпекается 82000 тонн хлеба.

    В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий.

V . Составление правил.

- Что мы можем сделать, чтобы проявить бережное отношение к хлебу?
Ребята напоминают правила, которые должны знать все:

1.Мой руки перед едой.

2.Бери хлеба столько, сколько съешь.

3.Нельзя играть с хлебом.

4.Остатки хлеба отдай птицам.

VI . Работа с пословицами.

- В народе существует много пословиц и поговорок о хлебе. Давайте
их вспомним.

Дети делятся на группы. Каждая группа получает карточки с набором слов, из которых они составляют пословицы.

    группа. Будет хлеб - будет обед.

    группа. Рожь поспела - пора и за дело.

    группа. Хлеба к обеду в меру бери: хлеб драгоценность, им не сори.

    группа. Матушка-рожь кормит всех сплошь, а пшеничка с разбором.

VI . Итог . Послушайте стихотворение СВ. Михал­ кова «Булка». Оно написано давно, но и се­ годня не потеряло своей значимости.

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто.

При всех ее поцеловал.

    Вы кто такой? - спросили дети,
    Забыв на время про футбол.

    Я - пекарь! - человек ответил
    И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

И, взаключении, я сейчас расскажу вам сказку о девоч­ ке, которая наступила на хлеб.

Жила на свете девочка по имени Инге. Бы­ ла она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке». Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога прохо­дила через болото. Жалко стало Инге своих на рядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге поступили пи хлеб, как хлеб имеете с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подзе­ мелье у ядовитой старухи - Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Ру­ки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной.

Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб.

Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. «Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне», - подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась все грубее.

Однажды эту историю услышала малень­ кая девочка. «Бедная, бедная Инге! - запла­кала она. - Как бы я хотела, чтобы Инге по­ просила прощенья и ей позволили вернуться на землю». Слова эти дошли до самого серд­ца Инге. И она залилась слезами раскаянья.

В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой выле­ тела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и бе­ речь хлеб.

Дети угощаются хлебобулочными изделиями, которые были принесены на классный час.

Конспект классного часа для 4 класса

Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

П. Бровка

Цели: воспитывать бережное отношение к хлебу; развивать познавательный интерес у детей.

Подготовительная работа : попросить одного ученика подготовить материал о блокаде Ленинграда.

Оборудование : каравай с солью на полотенце; репродукция картины И. Шишкина «Рожь»; фотографии блокадного хлеба; рисунки с изображением хлебного поля, мельницы, хлебопекарни, машины с надписью «Хлеб».

Оформление:

Написать на доске эпиграф классного часа.

Повесить плакаты с пословицами о хлебе:

Хлеб - всему голова.

Земля - матушка, а хлеб - батюшка.

Хлеб в пути не тягость.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.

План классного часа

I. Вступительная беседа.

II. Информационный блок.

1. Как делают хлеб?

2. Блокадный хлеб.

III. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительная беседа

Классный руководитель. Ребята, угадайте, о чем идет речь?

Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

Кто-то любит белый,

Кто-то любит черный,

Кто-то любит с маком

Или запеченный.

Он бывает длинным,

Но бывает узким.

Кто-то любит с тмином

Или же французский.

Он зерно, он колос,

Он мука и тесто.

За праздничным столом

Он знает свое место.

(Ответы детей.)

Правильно, о хлебе. Издревле на Руси существовал обычай дорогих гостей встречать хлебом-солью. Как вы думаете, почему?

(Дети высказывают предположения.)

Вы правы: хлеб для дорогого гостя - это знак уважения к нему, так как хлеб на Руси был самым значимым продуктом.

(Читает стихотворение В. Бакалдина.)

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим...

Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным. Мы едим хлеб и не задумываемся, что его путь к нам на стол очень долог.

II. Информационный блок

1. Как делают хлеб?

Много людей должны потрудиться, чтобы мы с вами съели кусочек хлеба к завтраку или к обеду. Сначала хлеб надо вырастить. Для этого всю весну и лето трудятся хлебороб, агроном и хлебопашец. Собрав урожай зерна, надо очистить его от сорняков и примесей, перетереть зерна в муку. Сейчас эту работу выполняют машины под руководством людей на мукомольных заводах, а раньше крестьяне мололи муку на мельницах и жерновах. (Показывает иллюстрации.) Потом мука поступает на хлебопекарный завод, где специалисты выполняют разные операции: следят за тем, как выпекается хлеб в жарких печах, вылавливают бракованные изделия на конвейере, упаковывают хлеб, укладывают в передвижные контейнеры, везут на специальных машинах в магазины. Посмотрите, как много людей задействовано в этом процессе, а мы зачастую выбрасываем остатки хлеба. Нередко куски хлеба валяются на дороге или среди мусора, дети играют с хлебом за столом. А у крестьян, которые сами растили хлеб, было правило: «Каждую крошку - в ладошку». Хлеб берегли, не давали пропасть, понимали его истинную цену.

2. Блокадный хлеб

Классный руководитель. В Музее блокады Санкт-Петербурга хранится прозрачный кусочек хлеба - когда-то это был дневной паек жителей осажденного немцами города. Я прошу рассказать об этом (имя, фамилия).

Ученик. Во время Великой Отечественной войны Ленинград был окружен фашистскими войсками. Запасы продовольствия в городе иссякали, а людям нужно было продолжать работать, спасать себя и близких от бомбежек и обстрела. Единственной связью с внешним миром стала автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера. По ней в зимний период осуществлялись доставка в город продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых. Ее называли Дорогой жизни. Люди постоянно умирали от голода и холода. Очереди за хлебом были огромные. Его выдавали по карточкам. Дневная норма хлеба на человека падала день ото дня. Нормы выдачи хлеба на один день составляли: для рабочих - 250 г, для служащих - 125 г, для детей - 125 г. (Демонстрирует фотографии.)

Выжить в этом аду горожанам помогла вера в помощь «Большой земли», которая где-то рядом, стоит лишь немного потерпеть. Каждый ждал наступления того дня, когда враг будет повержен, изгнан с территории нашей Родины, но далеко не всем удалось дожить до Победы.

III. Подведение итогов

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, зачем я с вами заговорила о хлебе? О чем вас заставил задуматься наш классный час? (Ответы детей.)

В заключение я прочитаю вам стихотворение Николая Рыленкова.

Кто землю сам пахал, тот за столом

Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,

Стянув на свежей скатерти узлом

Во дни страды исхоженные стежки.

Я тоже в поле вырос и окреп,

Шел не прохожим по родному краю

И по тому, как люди ценят хлеб,

Себе друзей в дорогу выбираю.

А сейчас я вас всех хочу угостить хлебом.

(Разрезает каравай хлеба на всех.)

Классный час на тему "Хлеб - всему голова" разработан для учеников 2-3 классов. В сценарии содержится кроссворд о профессиях, связанных с выращиванием и приготовлением хлеба; история слова "Хлеб"; пословицы и поговорки о хлебе; традиции и приметы; видеоролик "Как пекут хлеб"

Тема: «Хлеб - всему голова»

Цель: Создать условия для формирования знаний о хлебе.

Задачи: Образовательная: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;

Развивающая: расширять кругозор учащихся, их словарный запас;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к хлебу.

Ход занятия:

Мальчишка примерно 13-ти лет

Бежал и ногою подбрасывал хлеб.

В него словно в мячик мальчишка играл,

Забрасывал в лужи и снова пинал.

О чем это стихотворение?

Почему так нельзя обращаться с хлебом?

Как вы поступаете с недоеденным хлебом?

Что вы знаете о хлебе?

Как вы думаете о чем будет наш урок?

Давайте сегодня наш урок посвятим хлебу и узнаем почему люди так берегут и ценят хлеб? А в народе говорят «Хлеб - всему голова »

А поможет нам в этом герой русской народной сказки, которую вы угадаете сами

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? …. (Колобок)

Колобок много мог бы рассказать о хлебе, но он не умеет разговаривать, поэтому он будет направлять нас и помогать.

Ребята, а вы знаете Как появился хлеб?

Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, грибы, орехи. Но однажды человек принес в корзинке несколько зернышек. Долгое время люди употребляли зёрна в сыром виде, затем научились их растирать между камнями, получая крупу, и варить её. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что еда превратилась в камень. Когда же этот камень остыл, и человек очистил его, он вдруг почувствовал незнакомый запах. Отведав кусочек нового кушанья, человек зажмурился от удовольствия Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет,

Почему хлеб стал называться именно так

Слово «хлеб» произошло от старонемецкого языка и сохранилось слово «хлайб», специальный посуд для выпечки (Работа со словарем)

1 задание Совтавьте цепочку как делали хлеб на Руси в более поздние времена

Пахали землю

Сеяли зерно

Косили косой

Молотили цепами

Мелят на мельнице муку

Пекут хлеб

Заметьте, что все делалось руками, без помощи различной техники.

Так как в изготовление хлеба было вложено много труда, в народе сложились разные традиции, связанные с хлебом Сегодня было д/з на опережение. И о традициях нам расскажет 1 группа

Традиции

Хлебом- солью встречали самых дорогих гостей

Хлеб – символ достатка, изобилия и материального благополучия. Хлеб на столе символизирует достаток дома, постоянную готовность к приему гостя.

Хлеб используют в качестве оберега: клали в колыбель,чтобы малыш рос здоровым и счастливым. брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути,

Хлеб выносили на улицу при приближении грозы, чтобы защитить посевы.

Хлеб брали, когда отправлялись свататься, с хлебом и солью встречали гостя и молодоженов из церкви после венчания, угощали им весь двор в различных обрядовых ситуациях.

Считалось самым большим грехом уронить хотя бы крошку хлеба, а еще страшнее растоптать ее.

В день свадьбы невесту и жениха обсыпали хлебными зернами, чтобы жизнь их была богата..

С хлебом было принято провожать на фронт и встречать солдат с войны.

Роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.

Наше поколение живет в мирное время. Но еще живы те люди, кто испытал ужасы войны. что в голодающем городе люди в поисках хотя бы крошки хлеба вскрывали дощатые полы. Между хлебом и жизнью стоял знак равенства. В музее Ленинграда сохранился тоненький ломтик блокадного хлеба. Посмотрите на такой же ломтик. Его выдавали людям на весь день. это был не просто хлеб – это была сама жизнь

В годы войны Муки не хватало, в тесто добавляли отруби, жмых, солод и даже обойная мука. кора деревьев семян лебеды в целях экономии.. Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда даже маленький кусочек не выбрасывают.

В дыму ленинградское небо.

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба,

Блокадного хлеба

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шёл народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Хлеб – всей жизни голова!

Видео О. Воронец Хлеб всему голова.

знаете как хлеб называется у разных народов и об этом нам расскажет 2 группа Хала -Израиль, Симит (Турция) , Лаваш (Армения), Фокачча (Италия),Бриош багет(Франция), Пумперникель (Германия), Калач (Россия)

Физкультминутка

А вы знаете, как хлеб приходит к нам на стол?

Забежишь в магазин и через минуту выходишь с хлебом. Мы каждый день его видим на столе. Без него мы даже не представляем обед или завтрак. А ведь и в наше время непросто приходит он к нам на стол.

Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен.

ИЗ каких злаков делают хлеб: пшеница Рожь, овес, ячмень, кукуруза. просо

Как вы думаете сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку хлеба? Правильно, 120 профессий.

Изготовление хлебе в наст время а основные профессии вы назовете сами. На столах у вас кроссворд. Разгадайте его самостоятельно.

Ключевое слово хлебороб

Кто такой хлебороб - крестьянин, земледелец, выращивающий хлеб

Как пекут хлеб (видео)

В настоящее время очень много споров

Вреден или полезен хлеб? В мире очень много полных людей и считается, что от хлеба полнеют. Он вреден в больших количествах, и при малоподвижном образе жизни. В питании детей продукты из зерновых культур занимают очень важное место.

Так, белки нам дают иммунитет, отвечают за рост организма;

углеводы – энергию,

а минеральные вещества берегут здоровье.

Он еще содержит незаменимые аминокислоты, которые отвечают за работоспособность. В

хлебе содержится фосфор, магний, железо, цинк.

Даже если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления в пищу. Хлеб никогда не приедается, не надоедает – таково его удивительное свойство.

Ребята, а вы знаете, сколько тонн хлеба съедает человек за 60 лет?
Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб.

Хлеб воспевали многие поэты писатели музыканты, художники и об этом нам расскажет 3 группа

 Картины:

Сказки и рассказы : Паустовский «Тяжелый хлеб»

Сказка колобок

К.Д.Ушинский «Хлеб»

Белорусская сказка « Легкий хлеб»

Стихи о хлебе

Пословицы и поговорки про хлеб. Кроме традиций придуманных людьми есть очень много пословиц о хлебе. У вас на столах есть карточки надо собрать пословицу

Многие пословицы о хлебе учат гостеприимству, добрососедству и

взаимовыручке. Вот несколько из них.

Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

Будет хлеб, будет и песня!

Без хлеба куска везде тоска.

Давайте вернемся к теме урока

Объясните смысл пословицы Хлеб - всему голова Хлеб главный на столе, ни один стол, ни богатый ни бедный не обходится без хлеба. Люди выживали ради хлеба

Что нового узнали на уроке?

Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем содержатся почти все питательные вещества, необходимые человеку. И только благодаря кусочку хлеба многие люди смогли выжить в годы ВОВ. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитали и ценили хлеб.

Давайте вспомним стихотворение, которое я прочитала в начале урока. А теперь скажите, чтобы вы сказали такому мальчику?

Снимите очки и захлопните книжку!

Я очень прошу – урезоньте мальчишку!

Остановите! Ему объясните!

Пусть он запомнит на тысячу лет,

Что самое главное в жизни – хлеб!

Если вам понравился урок – нарисуйте улыбку

Если не очень- мордочку без эмоций

Если было не интересно – грустный ротик

Отправим наших колобков на полянку

Амвросиевская общеобразовательная школа I - III ст.№6

Амвросиевского района Донецкой Народной Республики

Классный час по теме: «Хлеб - всему голова»

Выполнила: Вертела Ольга Александровна, учитель английского и немецкого языков Амвросиевской ОШ I - III ст№6, специалист II категории

Аннотация к разработке классного часа по теме

«Хлеб - всему голова»
Постоянное изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена . Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и ᴄᴫᴏжный путь. Для того чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие др.).

Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству.

Актуальность проблемы: отношение подростков к хлебу.

Данный сценарий может быть использован для проведения классного часа в 5-6 классах в цикле воспитательных бесед.
Цель проведения данного мероприятия - изменить отношение подростков к хлебу, познакомив их с деятельностью хлеборобов; воспитывать у детей бережное отношени е к хлебу.
Сценарий предполагает проведение подготовительной работы:
- Рисунки детей и иллюстрации по теме классного часа.
- Ваза с колосками пшеницы.

Плакаты с цитатами о хлебе
- Выставка продуктов мучных и хлебных, которые производит местная хлебопекарня и которые испекли родители.

Классный час

Тема: «Хлеб - всему голова»

Цели:

Расширять знания учащихся о пользе хлеба, его ценностях, о тяжелом труде хлебороба;

Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу;

Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей, иллюстрации, разные виды хлеба, колосья в вазе, магнитофон.

Материал: стихи о хлебе, плакат с памяткой «Цени хлеб!», песня «Хлеб - всему голова», песня «Конфетки-бараночки», песня «Вкус хлеба».

Ход мероприятия

Звучит песня «Хлеб - всему голова!»

Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда.

Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб». Что же касаеᴛся происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать». Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.

1 уч. Вот он, хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой

Вот он, теплый, золотистый

Словно солнцем налитой.

2 уч. В нем - здоровье наше, сила

В нем - чудесное тепло

В нем - земли родимой соли

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки!

Вырастай богатырем!

3 уч. Сколько рук его растило

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Хлеб никогда не доставался людям даром. На Руси к хлебу всегда относились с благовением, а со временем возникло множество поверий про хлеб, своеобразных законов, нарушать которые было большим грехом.

Например, выпекали хлеб всегда в субботу. И смотрели, если хлеб получится хорошим - будет удача на целую неделю, если плохо пропечётся - это к слезам, подгорит - это к печали, потрескается - жди новостей. По тому, каким получался свадебный каравай, предсказывали судьбу новой семьи. Поэтому печь каравай просили человека доброго и умелого.

Россия издавна славилась хлебом. Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца - самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.

1уч. Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки лелеял агроном.

Затем взял колос в руки комбайнер,

В ладонях его бережно потер.

Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

Он убирать его с комбайном в поле вышел.

2уч. Потом муку смололи из зерна

И к пекарю отправилась она.

А тот уж постараться смог:

Такие булки вкусные испек!

Цени, люби и уважай того,

Кто сеял хлеб, растил и пек его.

Викторина. Дети, а знаете ли вы…

1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую - осенью, в зиму)

2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор - хранилище для зерна)

3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице)

4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)

5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара)

Загадки

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый.
(Хлеб)

Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет.
(Комбайн)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом

(Колос)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья.
(Зерно)

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.
(Трактор)

Учитель: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

Ученики:

1уч. Он пахнет полем,

Горячим зноем и росой,

Прохладным ветром на просторе

И свежей утренней зарей.

Хлеб пахнет свежею мукою

И жарким пламенем печи,

Когда натруженной рукою,

Пекут из теста калачи.

2уч. Вот он - румяный и душистый

Лежит и дышит на столе.

За хлеб огромное спасибо

Всем хлеборобам на земле!

Игра со словом «хлебороб».

Составьте из букв, входящих в это слово, как можно больше других слов.

Чтение стихотворения

Ученик 1: Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

Ученик 2: Кто-то любит белый,

Кто-то любит чёрный,

Кто-то любит с маком

Или запечённый.

Ученик 3: Он бывает клином,

Он бывает узким,

Кто-то любит с тмином,

Или же французский.

Ученик 4: Он зерно, он колос,

Он мука и тесто

И за праздничным столом

Знает своё место.

Ученик 5:Посмотри на землю, посмотри на небо,

Ничего на свете

Нет важнее хлеба

Ребята, посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий из муки выпекли руки пекаря. Здесь и каравай и булочки, сдобные калачи. Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Скажите, ребята, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

Много снега - много хлеба.

Хлеб - всей жизни голова.

Будет хлеб - будет и песня.

Хлеба ни куска - и в доме тоска.

Не будет хлеба - не будет и обеда.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Большой урожай - это радость для хлеборобов и всех людей страны.

Звучит музыка

Инсценировка стихотворения

Т. Коломиец «Праздник каравая»

Учитель:

К пятиклашкам на машине

Каравай приехал ныне

Пышной коркой похрустим

Всех на свете угостим.

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь выбирай!

(Каравай становится в середину круга)

Пекаря!

Он не грел на печке бок -

Каравай ребятам пек.

Пекарь с нами поиграй

Кого хочешь - выбирай!

(входит пекарь, становится рядом с караваем)

Мельника!

Не молол он чепуху!

А смолол зерно в муку!

Мельник, с нами поиграй

Кого хочешь - выбирай!

Хлебопашца!

Он в тенечке не лежал

А хлеба растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь - выбирай!

Рабочего!

Он приехал к нам с дарами -

Тягачами, тракторами!

А награда - урожай!

Всех на праздник приглашай!

Пекарь - Слава урожаю в зернах!

Мельник - Слава караваю на столе!

Хлебопашец - Слава, слава дружным рукам!

Рабочий - Слава, слава труженикам!

Хлеб - это дар Земли! Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что они в день получали небольшой кусочек хлеба, 125г и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, глинистые, но желанные для каждого человека. В музее истории Санкт - Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить - назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. И эти крохи помогали выжить в суровое время войны и испытаний. Мы с вами не знаем, что такое голод. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так поступать нельзя. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

А. Морозов

Военный хлеб
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.

Закончилась война. Крепла страна. А хлеба все равно не хватало. И началось освоение целинных земель. Зашумели поля, заработали машины, потекло зерно в закрома Родины.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной

Говорим мы, берегите

Берегите хлеб родной.

Берегите каждый колос

Наших радостных полей

Громкий Родины своей!

Не мечтаем мы о чуде

К нам полей живая речь

«Берегите хлеб, вы, люди

Научитесь хлеб беречь!»

Паззлы.

Из кусочков разрезанных картинок с изображением хлеба восстановить исходный рисунок.

Во время конкурса хорошее настроение всех присутствующих обеспечивает песня «Конфетки-бараночки» .

Конкурс «Золушка»

Отсортировать по видам небольшое количество перемешанных семян различных зерновых культур.

Звучит песня «Вкус хлеба» в исполнении Леонида Сметанникова

Хлеб, мир, жизнь - самое важное. Поэтому самый маленький ребенок должен беречь хлеб. Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать только 11г хлеба, по всей стране опустеют 100 элеваторов, остановится 57 мельниц, 130 хлебозаводов, выпекающих 50 тонн хлеба в сутки. Не будь в числе таких людей. Останови и тех, кто бросает хлеб. Но можно продлить свежесть хлеба. Для этого надо его хранить в полиэтиленовом мешочке или в специальной хлебнице.

А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

А если хлеб остался, что с ним можно сделать?

(Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 минут или над кипящей кастрюлей с водой. Подсушите сухари, сделайте гренки.)

Сегодня мы много говорили о хлебе. Без хлеба люди - сироты, а земля - страдалица. И наоборот, земля - наше богатство, наша щедрая кормилица, когда она в бережных, добрых руках хозяина. (Учитель вешает на доску плакат с памяткой и читает ее)


Ребята, давайте подведем итоги нашей встречи. У вас на столе лежат картинки. Давайте повторим, с чего начинается путь хлеба. Нужно картинки расставить в правильном порядке.

И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба!»

Придержемся русской традиции гостеприимства.

(Угощение гостей)

Список использованной литературы и источников

1. М.О. Володарская. Час общения.5кл. - Х.: Изд-во «Ранок», 2011.- 176с. - (Классный руководитель).

2. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.

3. С. А. Могилевская. Девочки, книга для вас! - М., «Детская литература», 1974

4. http :// nsportal . ru / nachalnaya - shkola / vospitatelnaya - rabota /2012/11/22/ klassnyy - chas - na - temu - khleb - vsemu - golova