Князь виктор павлович кочубей в живописи. Сочинение по картине Кипренского «Портрет Кочубей Описание портрета кипренского кочубей

История портрета Наталья Викторовна Кочубей художник Кипренский О.А.1813г

Портрет Натальи Викторовны Кочубей 1813г художник Кипренский Орест Адамович

О.А.Кипренский

Портрет Н.В.Кочубей

(1801 - 1855)

1813г, итальянский карандаш, акварель на бумаге
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Наталья Викторовна Кочубей (1813 г.) — дочь В.П.Кочубея, министра внутренних дел, члена Негласного комитета при Александре I . Когда с ней познакомился и писал ее Кипренский, Наталья была еще подростком. Наталье было 13 лет.

Взглянем на пожелтевшии от времени листок с выцветшими красками — и будто живой ток жизни пронижет нас. В этих легких. чуть небрежных штрихах искрящаяся веселость и вольность, ясность и непредубежденность взгляда.

Девушка не позирует, ее живой подвижной натуре как бы противоестественно всякое желание принять застывшую позу. Как просто и непринужденно повернута ее голова — по-видимому она обращается к кому-то из собеседников, в ее взгляде недовольство, недовольство подростка, еще не умеющего скрывать свои сиюминутные чувства и порывы.

Во время учебы Пушкина в лицее ее семья проводила лето в Царском селе Известно, что Н. В.Кочубей посещала Лицей, где ее и увидел Пушкин. Ей он посвятил «Измены» и другие свои стихи.

ИЗМЕНЫ
"Все миновалось!
Мимо промчалось
Время любви.
Страсти мученья!
В мраке забвенья
Скрылися вы. ....."

Пушкин был увлечен ею, но после лицейских лет встречались они не часто

Наталья Кочубей
Известный пушкинист Евгений Рябцев в своей книга "113 прелестниц пушкина: неизвестные факты личной жизни поэта" считает, что первым серьезным романтическим увлечением в жизни юного Александра стала гордая светская красавица Наталья Кочубей. Многие исследователи-пушкинисты считают её "утаенной любовью" поэта, зашифрованной в его "донжуанском" списке под инициалами N N. Видимо, поэт был страстно влюблен в юную прелестницу и очень переживал, когда она в 1818 году вышла замуж за графа Строганова - представителя одной из влиятельнейших и богатейших фамилий Российской империи. Наталья Кочубей вызвала у Пушкина сильную, страстную любовь, но сама при этом оставалась холодна и равнодушна. Она даже не кокетничала с ним, а просто отвергла его чувства. По мнению Евгения Рябцева, с воспоминаниями о Наталье Кочубей связаны пушкинские поэмы "Кавказский пленник", "Полтава" и "Бахчисарайский фонтан", некоторые строфы романа в стихах "Евгений Онегин".

Описание картины Кипренского «Портрет Кочубей»

Издревле было принято рисовать красавиц, портреты которых покоряли еще долгие годы сердца и умы миллионов.
Не обошли стороной сложности позирования и совсем юную Наташеньку.
Ей всего лишь двенадцать лет.
Но все в ней уже говорит и о прелести ее весенней поры, и о загадке присущей любой, даже маленькой женщине, и о характере твердом и знающем себе цену.

Кипренский преподал урок прекрасного на этот раз всем красавицам, изобразив музу своего поколения, открыв ее талант окрылять на великие произведения, ставшие известными многим поклонникам искусства.
Кто эта девочка? Как влияет ее красота? А что, если бы она была моею современницей?

Мне показалось, что Кочубей Наташа, судя по портрету, была достаточно серьезной молодой девушкой.
Ее головка грациозно повернута от живописца, кажется, что она позволяет себя рисовать, вот насколько царственный вид у нее сейчас.
Глаза тоже смотрят в сторону, щечки разрумянились от гнева.
Или другие чувства переполняют ее? Или же ее сильно расстроили перед самой этой сценой, а может быть она вовсе не хочет позировать, поэтому и такая неприветливая? Что случилось с ней, неизвестно.
Но даже в таком состоянии она выглядит невероятно симпатичной.

Известно, что всего лишь через несколько лет она и другим подарит вдохновение творить.
Действительно, истинная красота не нуждается в дополнительном приукрашивании.
На ней нет ничего дорогого, и ничто изысканное не окружает ее.
Лишь простое, свежее белизной платье, голубой платок, завязанный на груди, скромно уложенные волосы, и даже поза не привлекает внимание.
Но именно такая, естественная, она более всего и хороша.

Легко представить эту девушку в наше время.
Ее красота не принадлежит одному веку.
Она всегда во все времена актуальна.
Такая как она легко может всего лишь через пару лет блистать на обложках модных журналов.
И каждый остановит взгляд, и поймет, что вне всяких сомнений милое и юное создание настоящая звезда, блистающая искренностью и чистотой поэзии.

«Портрет князя В. П. Кочубея».
1809.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

КОЧУБЕЙ Виктор Павлович (11.11.1768-03.06.1834 гг.) – князь, государственный деятель.

В. П. Кочубей был потомком В. Л. Кочубея, казненного в 1708 г. гетманом И. Мазепой, и племянником А. А. Безбородко, государственного канцлера времен правления Екатерины II. Кочубей воспитывался в доме своего дяди, который прочил ему карьеру дипломата. Свою службу он начал в Преображенском полку, затем был назначен адъютантом к князю Г. А. Потемкину. В 1784-1786 гг. был прикомандирован к миссии в Стокгольме. В Швеции он продолжил свое образование.

Благодаря влиянию дяди в 1792 г. его назначили посланником в Константинополь. Кочубей желал, чтобы все державы дорожили дружбой России. В 1798 г. он стал членом Коллегии иностранных дел и помощником своего дяди. Но после смерти А. А. Безбородко в 1799 г. впал в немилость и Павел I уволил его в отставку.

При Александре I Кочубей входил в Негласный комитет, занимавшийся подготовкой государственных преобразований, с 1801 г. – сенатор, инициатор создания министерств, в 1802-1807 гг. и 1819-1823 гг. – первый министр внутренних дел Российской империи, с 1827 г. – председатель Государственного совета и комитета министров, с 1834 г. – канцлер.

Кочубей считал крепостное право «гигантским злом», но боялся «потрясений». Он разрабатывал проект государственных реформ, частично осуществленных в 1830-1840-е гг., был сторонником разделения властей при сохранении верховенства самодержавной власти.

Школьная энциклопедия. Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003 год.

«Граф Виктор Павлович Кочубей».

«Портрет князя Виктора Павловича Кочубея».
Вторая половина XIX века.

«Князь Виктор Павлович Кочубей».
XIX век.

«Виктор Павлович Кочубей».

ПОХОЖИЕ СТРАНИЦЫ НА САЙТЕ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сочинение по картине О. Кипренского Портрет Натальи Викторовны Кочубей Презентацию подготовила Лазаренко Ольга Даниловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 111» г. Барнаул

Автопортреты художника

Знаменитые портреты О. Кипренского

Наталья Викторовна Кочубей (1813 г.) - дочь В.П.Кочубея, министра внутренних дел, члена Негласного комитета при Александре I . Когда с ней познакомился и писал ее Кипренский, Наталья была еще подростком.

Кочубей Виктор Павлович. Литография П.Ф. Бореля с оригинала Д. Доу Кочубей Виктор Павлович (1768-1834), князь (1831), дипломат - чрезвычайный посланник в Константинополе, член Коллегии иностранных дел и вице-канцлер. Дважды (1802-1812 и 1819-1825) был министром внутренних дел. С 1827 г. - председатель Государственного Совета и Комитета министров.

Портреты Н. В. Кочубей

По свидетельству М. А. Корфа, она была « первым предметом любви Пушкина », ранним увлечением юного поэта. Знакомство и встречи Пушкина с Кочубей относятся к первым годам пребывания его в Лицее, когда она проживала с родителями в Царском Селе.

Первая муза поэта Карандашный рисунок юного Пушкина Чувствo пoэтa к юнoй Кoчубeй, пo-видимoму, oтрaзилoсь в стиxoтвoрeнияx «Измeны» (1815) и «Вoспoминaньeм упoeнный» (1819) Все миновалось! Мимо промчалось Время любви. Страсти мученья! В мраке забвенья Скрылися вы.

Прообраз Татьяны Лариной Пo сoбствeннoму признaнию Пушкина он вoспoльзoвaлся живoй нaтурoй Кoчубeй для изoбрaжeния Тaтьяны в вoсьмoй глaвe «Eвгeния Oнeгинa» (1829 - 1830). Oнa былa нeтoрoпливa, Нe xoлoднa, нe гoвoрливa, Бeз взoрa нaглoгo для всex, Бeз притязaний нa успex...

Девушка не позирует, ее живой подвижной натуре как бы противоестественно всякое желание принять застывшую позу. Как просто и непринужденно повернута ее голова - по-видимому она обращается к кому-то из собеседников, в ее взгляде недовольство, недовольство подростка, еще не умеющего скрывать свои сиюминутные чувства и порывы. Поворот фигуры становится выражением душевного порыва. Девушка сидит в кресле, в домашнем платье с высокой талией

Издревле было принято рисовать красавиц, портреты которых покоряли еще долгие годы сердца и умы миллионов. Не обошли стороной сложности позирования и совсем юную Наташеньку. Ей всего лишь двенадцать лет. Но все в ней уже говорит и о прелести ее весенней поры, и о загадке присущей любой, даже маленькой женщине, и о характере твердом и знающем себе цену.

Кипренский О.А. преподал урок прекрасного на этот раз всем красавицам, изобразив музу своего поколения, открыв ее талант окрылять на великие произведения, ставшие известными многим поклонникам искусства. Кто эта девочка? Как влияет ее красота? А что, если бы она была моею современницей?

Мне показалось, что Кочубей Наташа, судя по портрету, была достаточно серьезной молодой девушкой. Ее головка грациозно повернута от живописца, кажется, что она позволяет себя рисовать, вот насколько царственный вид у нее сейчас. Глаза тоже смотрят в сторону, щечки разрумянились от гнева. Или другие чувства переполняют ее? Или же ее сильно расстроили перед самой этой сценой, а может быть она вовсе не хочет позировать, поэтому и такая неприветливая? Что случилось с ней, неизвестно. Но даже в таком состоянии она выглядит невероятно симпатичной.

Известно, что всего лишь через несколько лет она и другим подарит вдохновение творить. Действительно, истинная красота не нуждается в дополнительном приукрашивании. На ней нет ничего дорогого, и ничто изысканное не окружает ее. Лишь простое, свежее белизной платье, голубой платок, завязанный на груди, скромно уложенные волосы, и даже поза не привлекает внимание. Но именно такая, естественная, она более всего и хороша.

Легко представить эту девушку в наше время. Ее красота не принадлежит одному веку. Она всегда во все времена актуальна. Такая как она легко может всего лишь через пару лет блистать на обложках модных журналов. И каждый остановит взгляд, и поймет, что вне всяких сомнений милое и юное создание настоящая звезда, блистающая искренностью и чистотой поэзии.