Мое отношение к чацкому кратко. Сочинение на тему: мое отношение к чацкому

Мне всегда нравились неординарные, яркие личности, какими богата и наша история, и наша литература. Лучших героев произведений клас­сической русской литературы всегда отличала яркость человеческой натуры - сила и смелость душевных порывов, наличие собственных взгля­дов, умение отстаивать их, проницательный ум, способность к глубоким искренним чувствам, а главное, способность в любых жизненных обсто­ятельствах оставаться самим собой. Всеми этими качествами в полной мере наделен Александр Андреевич Чацкий - главный герой комедии А. С. Грибоедова

“Горе от ума”.

Прежде чем появиться на сцене, Чацкий уже характеризуется в диалоге Софьи Фамусовой и ее служанки Лизы. Последняя заявляет, что Чацкий “чувствителен, и весел, и остер”. Софья уточня­ет: “Он славно пересмеять умеет всех…” Лиза вспоминает, что Чацкий, расставаясь с Софьей, обли­вался слезами, словно предчувствовал, что “года через три” он потеряет свою любовь. Девушке, ко­нечно, неприятно слышать это напоминание, и она одергивает служанку, говоря себе в оправдание:

Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли;

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

детскою нас дружбой…

Но Софья вынуждена признать и достоинства Чацкого:

Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив.

То, что человека характеризуют как счастли­вого “в друзьях”, многое говорит о его личных качествах, но друзья и единомышленники Чацко­го не фигурируют в числе действующих лиц пье­сы - представление о них создается из реплик других персонажей. Это двоюродный брат Скало­зуба, оставивший службу и удалившийся в дерев­ню, где занялся самообразованием; “химик” и “ботаник” князь Федор, не признающий чинов; профессора Педагогического института в Петер­бурге, упражняющиеся, по мнению княгини Тугоуховской, “в расколах и безверьи”. Сам Чацкий воспринимает себя как частичку некоего братства, воодушевленного великими идеалами:

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется - враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным, –

Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!!!

Биография Чацкого складывается из отдель­ных упоминаний о нем других персонажей коме­дии. Лиза, например, говорит, что Чацкий, по слухам, лечился на водах (“Не от болезни, чай, от скуки…”). Фамусов считает, что он “рыскал по свету” и “бил баклуши”. Тот же Фамусов, ре­комендуя Чацкого Скалозубу, аттестует его как сына покойного друга и сожалеет, что Чацкий не служит:

Но захоти - так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой,

И славно пишет, переводит.

Правда, про себя Фамусов называет Чацкого “мотом” и “сорванцом”. Молчалин упоминает, что первоначально карьера Чацкого складыва­лась весьма удачно (“С министрами… связь, по­том разрыв…”). Сам Чацкий по поводу своей ка­рьеры выражается предельно ясно: “Служить бы рад, прислуживаться тошно!” Из разговора Чац­кого с Платоном Михайловичем Горичем можно понять, что Чацкий лет пять назад находился в армии, изведал “шум лагерный”. И сам он при­знается, что не так уж давно отрекся “от нежнос­ти” к мундиру.

Неожиданно для всех появившийся в доме Фамусова Чацкий радостно возбужден. Он, как и любой человек, возвратившийся домой после долгой отлучки, спешит найти что-то новое для себя и хочет увидеть и узнать черты того, что было дорого его сердцу. И хотя сам Чацкий говорит Фамусову: “Надеждами я мало избалован”, все же возвращается он на родину с какими-то опре­деленными мечтами о счастье, о любви… Ему так хочется, чтобы Софья верила ему по-прежнему как человеку, который с нею вырос, как другу, как брату… Но вернувшись туда, где прошли дет­ство и юность, Чацкий видит, хотя сначала ста­рается не верить этому, что стало иным - холод­ным, безразличным, а порой и враждебным, раз­дражительным - отношение Софьи, девушки, которую он любил, ради которой он промчался более семисот верст за сорок пять часов (даже по зимнему пути скорость по тем временам значительная). Да, отношение Софьи переменилось, но зато ничуть не изменились взгляды на жизнь, вкусы и привычки других обитателей Фамусовского дома и его гостей, “дряхлеющих над выдум­ками, вздором”. Прежним осталось все то, от чего он несколько лет назад бежал.

Чацкий всем своим существом протестует про­тив праздности, невежества, низкопоклонства перед чинами, против рабского преклонения пе­ред всем иностранным. Этим он сразу же вызы­вает у меня уважение, как, думаю, и у других читателей.

Кроме того, Чацкий горячо и искренне верит в возможность светлой жизни “бодрого и умного народа”. Он не смиряется с существованием кре­постного права, оскорбляющего и унижающего его национальную гордость. Поэтому он с таким гневом и возмущением говорит о положении, ког­да крестьян можно продавать или менять на бор­зых собак. Понятно, что с такими взглядами Чац­кий не может не вступить в конфликт с враждеб­ным ему обществом.

Противостоять окружающей пошлости Чац­кому помогает его способность говорить только то, что он действительно думает, умение защи­тить и подтвердить делом свои слова. Благодаря своему острому уму, Чацкий может удачно под­шутить над тем, кто ему не понравился. При этом остроты его направлены против тех, кто состав­ляет “цвет” московского общества. Конечно, за это его не любят окружающие. Но еще больше возмущает их то, что Чацкий смело высказывает свои убеждения: “…тот и славится, чья чаще гну­лась шея”, “Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты?”

Беда Чацкого в том, что он смело высказыва­ет свои мысли и отстаивает свои убеждения и взгляды перед людьми с абсолютно противопо­ложным мышлением. Герой Грибоедова горячо любит свою страну, русский народ, отдает дань уважения его уму и нравственным устоям. Имен­но этим продиктовано такое возмущение пренеб­режительным отношением дворян к русской культуре, обычаям, русскому языку. Вспомним, например, с каким сарказмом говорит он о рабо­лепии перед “французиком из Бордо”. Ему обид­но, что какой-то никчемный иностранец чувству­ет себя в Москве как в своей провинции. Но зато с какой теплотой звучат его слова: “И дым отече­ства нам сладок и приятен!” Тут я в очередной раз на стороне героя. Мне также кажется, что патри­отические чувства должны стоять выше прекло­нения перед заграничным. У каждой страны своя культура, свои традиции и обычаи, которые дос­тойны того, чтобы их уважать и следовать им. А слепое подражание всему иностранному выгля­дит смешно и нелепо.

Трагедия Чацкого, ставшего за время нашего с ним “общения” одним из моих любимых геро­ев, состоит в том, что он несовместим с “веком минувшим”. Все его установки, его взгляды уст­ремлены в будущее, он готов к искренности и от­крытости отношений, он верит, что слова “роди­на”, “Россия”, “гражданский долг” - не пустой звук. Но этим он непонятен окружающим. Он хочет быть полезным своему отечеству, а потому призывает служить делу, а не лицам. И уже од­ним этим становится опасен для Фамусова и по­добных ему. Чацкий трагически переживает свое одиночество и потому уходит из дома, где ему больше нечего делать.

А московское общество его не понимает и объявляет сумасшедшим за то, что он пытается показать всем, до чего жалко и ничтожно они выглядят.

Чацкого постигло жестокое разочарование во всем, что он любил, во что верил и на что надеял­ся. Его душат злость и обида, вот почему он заканчивает свое пребывание в доме Фамусова жел­чным монологом, звучащим как приговор всему фамусовскому обществу:

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков, Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором. Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы; из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Герой пришел к трезвому пониманию реаль­ной жизни с ее сложностью, изменами, даже пре­дательством. Он повзрослел и начал лучше пони­мать людей и обстоятельства. В конце комедии Чацкий уже не такой, каким был в начале:

Так! Отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой - и спала пелена…

Эти слова передают самую суть внутренней эволюции, произошедшей в сознании героя. Чац­кий осмыслил уроки, которые преподнесла ему жизнь, и одержал тем самым моральную победу над представителями фамусовского общества.

Глоссарий:

– Мое отношение к Чацкому

– сочинение на тему мое отношение к чацкому

– мое отношение к чацкому сочинение

– сочинение моё отношение к чацкому

– сочинение на тему чацкий


Другие работы по этой теме:

  1. Софье удалось отомстить Чацкому, потому что Чацкий был зависим от неё, как всякий влюблённый человек. Любить - значит быть открытым и доверчивым к человеку, которого...
  2. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных...
  3. Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. А. Грибоедов Комедия “Горе от ума” занимает исключительное место в русской литературе. Напряженный сюжет, стихотворная форма и...
  4. Новые веяния пришли в Россию после победы в войне 1812 года. Как всегда при внедрении новой идеологии, произошла поляризация высшего общества, а правительство консолидировало вокруг...
  5. В своих монологах Чацкий обличает невежество, угодничест­во, низкопоклонство решительно, ярко и бескомпромиссно. Софья решила отомстить Чацкому, потому что тот, сам того не желая, унизил её...

Сочинение "Мое отношение к Чацкому" входит в перечень обязательных, потому что позволяет проанализировать главного героя с разных точек зрения. Ведь его взгляды на жизнь сильно отличаются от общепринятых, а смелые идеи повергают московское общество в изумление. Но, несмотря на всю правильность убеждений, кто же все-таки Чацкий - победитель или побежденный?

Немного о главном герое

Прежде чем приступить к ответу на вопрос о том, удалось ли ему одержать победу, в сочинении "Мое отношение к Чацкому" нужно рассказать о личности и образе жизни этого персонажа. С главным героем читателя уже знакомят в разговоре других персонажей пьесы. И тогда же становится понятным, что у Александра Андреевича есть возлюбленная, с которой они вместе росли, - Софья.

Но девушка вовсе не ждет его возвращения, ей становится даже неловко, когда служанка напоминает ей о сцене прощания во время отъезда молодого человека. Но тем не менее она признает за ним достоинства. Александр Андреевич умен, остроумен, чувствителен и прекрасно образован.

Представление о его жизни можно составить лишь из обрывков речи других героев. Он начинал карьеру вместе с Молчалиным, она складывалась удачно, но он не смог привыкнуть к бюрократическим порядкам. Также молодой человек был военным, но и это занятие оставил. Несмотря на то что ни на одном месте Чацкий не задерживался надолго, это не говорит о легкомысленности молодого человека. Он не остался на этих поприщах, потому что "служить бы рад - прислуживаться тошно".

Чацкий - это представитель поколения новаторов, которые считали, что обществу необходимы реформы, чтобы двигаться вперед. Он не принимал устаревших представлений московского общества. Сравнительная характеристика Чацкого одним из представителей лучше всего покажет его характер.

Сравнение Александра Андреевича и Молчалина

Почему в сочинении "Мое отношение в Чацкому" будет уместным сравнить этих двух персонажей? Потому что главной темой пьесы является конфликт между "веком минувшим" и приходящим ему на смену "веком новым". А Чацкий и Молчалин являются представителями этого конфликта.

Молчалин - это скромный, незаметный молодой человек, который никогда не высказывал своего мнения. Считал, что главное в жизни - это иметь хорошее место работы и чины, которые можно получить путем подхалимства. Молчалин едва ли испытывает к Софье такие же чувства, как она к нему. Просто он понимает: если он станет ее мужем, то займет хорошее положение в обществе. А это для Фамусова и его знакомых было очень важно.

Чацкий же, напротив, не боялся открыто выражать свое мнение и спорить с окружающими. Он не понимал, как может зависеть отношение к человеку от количества наград. Для молодого человека главным была сама личность, его убеждения. Александр Андреевич хотел приносить пользу обществу, но не путем преклонения перед высшими чинами, а изменением устаревших порядков и улучшением жизни всего населения страны.

Чацкий и Софья

Но сложность положения главного героя не ограничивается враждебностью к нему фамусовского общества. В сочинении "Мое отношение к Чацкому" можно кратко написать о том, что единственной его опорой была любовь к Софье. Ему не давала отчаяться надежда на то, что девушка станет его женой.

Он до последнего отказывался верить в то, что она предпочла ему Молчалина. Когда же Чацкому становится известно, что Софья пустила слух о его безумии, то последнее, что его удерживало в Москве, было утеряно. Ведь ради нее он и вернулся обратно, храня в сердце образ, который увез с собою. И разрушение этой иллюзии помогает Чацкому решиться уехать.

Противопоставление обществу Фамусова

В сочинении "Мое отношение к Чацкому" одним из ключевых моментов будут отношения между героем и фамусовским обществом. В этом конфликте не просто столкновение личностей - это отражение того настроения в обществе, которое царило во времена писателя. Это время грядущих реформ, которые должны были произойти в обществе.

Через пьесу показана борьба московских дворян, помещиков, которые не хотели ничего менять с людьми, которые смотрели шире, чем они, и понимали, что изменения нужны обществу. Ведь именно этот бюрократизм, коррупция является якорем для развитого общества. Это призыв к тому, что не нужно оценивать людей по их общественному положению и чинам, а нужно обращать внимание и на личность.

"Мильон терзаний" Чацкого

В чем же заключается трагедия главного героя пьесы? Только лишь в отказе Софьи? Или в том, что общество к нему враждебно? Само название пьесы говорит читателю о том, что проблема Чацкого заключается в осознании всей тщетности своих попыток изменить Фамусова и его окружение.

Ему кажется, что он не сможет ничего сделать один. И поэтому главный герой решает уехать. Трудно дать однозначный ответ на вопрос о том, Чацкий - победитель или побежденный. Потому что кажется, что он ничего не сделал - общество осталось прежним. Но на самом деле Чацкий заставил их бояться и смог им показать, что перемены неизбежны, что "век грядущий" сменит "век минувший". И потом уже другие люди докажут им (а может, и сам Чацкий с товарищами), что идеи главного героя были правильными, что он является победителем.

Комедия "Горе от ума" сочинение (сочинение по "Горю от ума").

Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой комедию в стихах о послевоенной России XIX века. Автор в своем произведении использует широчайшую гамму образов, чтобы изобразить реалистичную картину жизни московских обитателей тех времен. А. С. Грибоедов не ограничивается изображением жизни чиновников, представителей дворянства, крепостников-помещиков, он противопоставляет им людей «новых», придерживающихся передовых взглядов. Комедия обличает все острые социально-политические проблемы екатерининской эпохи: крепостничество, гражданская служба, просвещение, воспитание аристократической молодежи. Но кроме глобальных вопросов в комедии нашлось место и различным спорам о цензуре, суде присяжных, обучении и тому подобных второстепенных проблемах.

Главным героем в комедии выступает Александр Чацкий. Он годится Фамусову в сыновья - в силу обстоятельств он воспитывался в его доме, рос вместе с его дочерью - Софьей. Чацкий оставляет о себе впечатление образованного человека, с широким кругом интересом. Три года он жил за границей, был на военной службе, занимался литературной работой. Проживание за границей оставило свой неизгладимый отпечаток на мировоззрении Чацкого, расширив его кругозор, обогатив впечатлениями. Однако по возвращению на родину он не стал бездумно поклоняться всему иностранному. От этого его уберегли личные качества: любовь к родине и русскому народу, умение объективно оценивать окружающую обстановку, независимость взглядов, чувство личного достоинства. А ведь раболепство перед всем европейским было присуще каждому из представителей фамусовского общества. Все та же пустота, безделье и пошлость встретили Чацкого на родине спустя годы. Угнетенный, он чувствует, что его личность подавляют, к тому же все усугубляется личной драмой Александра - не оправдываются его надежды на личное счастье.

Красноречиво название комедии - горе Чацкого проистекает именно от его ума. Время Чацкого и Фамусова - время настороженного и даже враждебного отношения к человеку образованному, просвещенному. Тогда, говоря об уме, подразумевали вольнодумство.

Новые идеи пугали староверов, аристократическая верхушка отталкивала людей с передовыми политическими убеждениями, которых попросту считали сумасшедшими.

Молчалин - полная противоположность Чацкого. Это человек, который всегда готов прислужить влиятельным особам, абсолютно не разбирает средств при достижении какой-либо цели и вообще не ограничивает себя никакими нравственными правилами. К Чацкому Молчалин относится снисходительно, зная, что его осуждают люди, которым он прислуживается. В очередной раз вчитываясь в строки комедии, я задаюсь вопросом: неужели она никогда не потеряет своей актуальности? Надеюсь, это не так. Но в наше время, как и при жизни А. С. Грибоедова, Молчалины, умеющие приспособиться к любой обстановке, процветают.

Два разных человека, воспринимающих мир каждый по-своему, вызывают разное отношение к себе. Чацкий образован и умен, но, по-моему, наивен. Молчалин же ограничен, но при этом он очень хитер и ловок. Чацкий открыто говорит о своем отношении ко всем и вся, Молчалин же лицемерит, а в душе относится к людям по-своему плохо. Естественно, что высшее общество предпочтет Молчалина Чацкому. Каждый сам выбирает свой жизненный путь, но такие бессмертные общечеловеческие произведения, как комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», дают возможность формирующейся молодежи сделать правильный выбор.

Если Александр Андреевич Чацкий в комедии Грибоедова является самой реальной, понятной нам фигурой, которой мы сочувствуем, то образ Софьи Павловны - наиболее сложный и противоречивый из всех, и к нему куда как труднее выразить свое отношение. Пока ты не знаком ни с какими рецензиями, откликами на комедию и статьями многих русских писателей о пьесе, то читаешь ее без предубеждения и имеешь возможность составить свое мнение о каждом из ее героев. С первых строк комедии мы знакомимся с Софьей, и именно в первом действии через реплики действующих лиц мы начинаем угадывать ее характер. Какой она нам кажется? Это умная романтичная девушка, воспитанная на французских сентиментальных романах, которые в изобилии тогда распространялись по России и особенно популярны были в среде столичной молодежи. Софья такая, как все девушки того времени: начитавшись этих книг, она невольно отдается романтическим мечтам о счастливой любви. Какой она ее представляет? Примерно такой: красивая богатая девушка влюбляется в бедного прекрасного юношу, и он тоже боготворит ее.

Размечтавшись таким образом , она находит свой идеал в хитром и расчетливом Мол-чалине: он представляется ей скромным, умным, нежно и робко любящим. Но мы-то знаем, что он не такой, а Софья - она ослеплена чувством и готова на многое ради него. Этой искренней любовью мне и нравится Софья. А ее заблуждения - это не ее вина, а общества, в котором она воспитывалась. Какой бы она ни была романтичной, влюбчивой и благородной в своих чувствах, она все-таки принадлежит своей среде. А Чацкий - совершенно иной. Именно его ум и отличие от других, «нормальных», и отталкивает Софью от Чацкого: он ей непонятен и далек, Она ради приличия поддерживает с ним отношения, но не питает к нему никакого живого чувства. Чацкий ошибается: Софья никогда его не любила. В этом она вполне честна. Но полностью отказавшись от Чацкого (она все время мечется между ним и своим обществом), она окунается в свою среду и невольно становится врагом Чацкого. Она вынуждена поддерживать слухи о сумасшествии Чацкого, и в этом она не уступает остальным: самому Фамусову и его гостям.

Но личная драма Софьи в том , что ее обманывает Молчалин. Перейдя на сторону Молчалина и людей фамусовского круга, она вдруг обнаруживает, что это подлые и низкие люди. И мне кажется, что в конце концов она понимает, что глубоко ошиблась. Не будь у нее ума, она так и не смогла бы это осознать. «Она также получила свой миллион терзаний», - говорит Гончаров. И он прав: образ Софьи глубоко трагичен. Ее душа испорчена, искажена этим обществом, и оно же ее предает. Несмотря ни на что, Софья - самая привлекательная фигура из всего «фамусовского» ряда, она скорее жертва, чем гонитель всего светлого. И этим она мне нравится.

А. С. Пушкин, высказывая свое мнение о пьесе Грибоедова, усомнился в художественной цельности образа Чацкого. Самым умным действующим лицом комедии поэт называл самого драматурга, а Чацкий, в интерпретации Пушкина, - «благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (а именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Поэт признавал, что все сказанное Чацким очень умно, а вот обращение с пламенными воззваниями к московским бабушкам, Скалозубу и Фамусову подобно метанию бисера перед свиньями: «Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными».

Еще жестче по поводу Чацкого высказался М. А. Дмитриев, которому принадлежит один из первых откликов на комедию «Горе от ума». По мнению критика, Чацкий «есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее: следственно, все смешное на стороне Чацкого». Да, действительно, представителей московского общества нельзя назвать глупцами. Ум - это их главное достоинство, но только в том понимании, что под ним подразумевается способность рассчитывать светские выгоды.

Для Чацкого же ум - это важнейшая нравственно-философская категория и, в первую очередь, способность свободно мыслить. Ответ Дмитриеву был дан на страницах журнала «Сын отечества» О. М. Сомовым, который глубже всех своих современников оценил художественное новаторство Грибоедова. В частности, Сомов указывал, что драматург шел своей непроторенной дорогой, поэтому обыкновенные мерки к его комедии неприемлемы. Чацкий сам очень хорошо понимает, что, говоря невеждам об их невежестве и предрассудках, а порочным об их пороках, он напрасно теряет время. Но он говорит что-либо только в том случае, когда невежество, предрассудки и пороки трогают его за живое. Как утверждает критик: таков характер людей пылких. «Он уже не думает, слушают и понимают ли его или нет: он высказал все, что у него лежало на сердце - и ему как будто стало легче». И. А. Гончаров в критическом этюде «Ми- льон терзаний» убедительно проанализировал психологическую мотивированность сценического действия в пьесе Грибоедова. Он считал, что драматургу удалось заглянуть далеко за горизонты своей эпохи. В основе комедии - любовная коллизия: Чацкий любит Софью и только из-за нее возвращается в Москву. Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с его чувством к Софье. Он видит, что девушка предпочитает ему глупого человека и до самого конца бьется над этой загадкой. Весь ум, все силы его направлены на эту борьбу, которую Гончаров и назвал «мильоном терзаний». Однако только под влиянием этих чувств, считает писатель, Чацкий «мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, нежели неудачная любовь... Чацкого роль - роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и победительна».

Стоит упомянуть и мнение самого Грибоедова, который сочувствовал своему герою: «Этот человек разумеется в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок».

Итак, Чацкий появляется в Москве в доме Фамусова. Он счастлив и весел: наконец, после долгой разлуки, он увидит свою возлюбленную и подругу детства Софью. Реакция Софьи вызывает у него непонимание и тревогу. Он пытается вернуть девушку в те славные времена:

Когда, бывало, в вечер длинный

Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,

Играем и шумим по стульям и столам.

Тут же Чацкий выражает свое истинное отношение к Москве и москвичам: «Что нового покажет мне Москва?» Он знает, что его ждут все те же балы, сватовство, стихи в альбомах. Внезапно возникшее отчуждение Чацкий пытается преодолеть новым поворотом темы, новым воспоминанием об общих знакомых, над которыми они вместе посмеивались несколько лет назад. В каждом его обращении к Софье звучит: «А помните...?» Чацкого беспокоит некая двусмысленность в словах девушки, но он решает не обращать на это внимания. Сравнение Чацкого с тетушкой, сделанное Софьей, показывает, что она уже иначе относится ко всем этим московским чудакам. Чтобы проверить свое впечатление, Чацкий вызывает Софью на высказывание собственных оценок, упоминает Молчалина. Колкости Чацкого в отношении Молчалина вызывают раздражение Софьи: «Не человек, змея!» По-видимому, Софья уже определила свое отношение к Чацкому и ее заключительная реплика откровенно зла: «Да, хорошо - сгорите, если ж нет?»

Подозрения Чацкого усиливаются, когда Софья, увидев в окошко упавшего с коня Молчалина, теряет сознание. Подозрения усиливаются, но прозрение еще не наступило. Он продолжает гневаться на Молчалина, каждую его фразу Софья воспринимает с обидой. Тогда Чацкий решает откровенно спросить, кто мил ее сердцу, и в ответ слышит несмелые отговорки: Софья решительно не хочет открывать тайну своего сердца. Слова Чацкого тревожат ее, но она не уверена в своем выборе и поэтому считает необходимым ответить ему его же оружием - указать на недостатки:

«Да! Грозный взгляд, и резкий тон,

И этих в вас особенностей бездна;

А над собой гроза куда не бесполезна...»;

«Заметно, что вы желчь на всех излить

Любовные неурядицы Чацкого сопровождаются его острым конфликтом с фамусовским обществом. Высказывая свое отношение к жизни, Чацкий вовсе не собирается «бросать вызов», но постепенно его раздражение нарастает. Основной удар его критики направлен на Фамусова. Это и понятно. Чацкий видит, какие глубокие изменения произошли в сознании Софьи, а кто, как не батюшка, влиял на формирование подобного отношения к жизни. Но, с другой стороны, в пламенных «нравоучительных» речах Фамусова содержится столько откровенной глупости и невежества, что нашему пылкому герою ничего не остается, как защищаться, отстаивая собственное мнение. Чацкий восстает против попытки Фамусова навязать ему идиллическое представление о прошлом. Он уверен, что «нынешний век» далек от идеала, но все же время необратимо идет вперед. «А судьи кто?» - восклицает Чацкий.

В монологе, который по жанру является гражданской одой, поэт наряду с изображением разлада героя с обществом анализирует общественную среду, прикасается к главным пружинам жизни. Чацкий отстаивает право жить своим умом, не видя достойных образцов в «отцах отечества». Последняя строфа оды рисует положительную программу героя, основным смыслом которой является защита свободной жизни.

Я восхищен смелостью и отвагой, с которыми Чацкий вступает в единоборство с устоявшимися традициями, взглядами на жизнь. Он является одним из тех «сумасбродов», которые во все времена пытались заставить общество дышать новым, свежим воздухом, а не задыхаться в затхлой атмосфере невежества, лицемерия, тщеславия. Вызывает сочувствие и то, что в личной жизни Чацкий был несчастлив. Он обладал в полной мере всеми достоинствами, позволяющими ему называться гордым именем Человек. Но такие как Чацкий успевают лишь сеять зерна истины, а плоды пожинают другие. Именно безнадежность успеха - главная беда Чацкого и ему подобных.

Каждое дело, требующее обновления, вызывает в нашем сознании образ Чацкого, и какие бы жизненные задачи ни решали люди, им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: совета «учиться, на старших глядя», с одной стороны, и стремления уйти от рутины к «свободной жизни» - с другой.