Эволюция коммуникаций. Эволюция средств и способов коммуникаций животных


1.4. Антропосоцпогенез и социальная коммуникация

чение миллиона лет, начиная с четвертичного периода, ознамено­вавшегося появлением первых людей. Существует и другая пози­ция, призывающая ограничить историю вида Ьото кар1еп8 40-35 тыс. лет, в качестве критерия формирования человека рассмат­ривающая возникновение второй сигнальной системы и знаковой функции речи. Далее проводится краткий анализ путей развития средств коммуникации древних людей, позволивших им достигнуть уровня современного Ьото 8ар1еп5.

В конце XIX в. доцент Амстердамского университета Э. Дюбуа нашел костные останки, принадлежащие обезьяночеловеку прямо­ходящему (РиЬесатЬгорив егесСш). Питекантроп совмещал те­лесные особенности человекообразной обезьяны и человека и был признан промежуточным звеном, объединяющим представителей различных ступеней эволюции. Объем его черепной коробки (750 см 3) превышал соответствующие показатели человекообраз­ных обезьян, хотя был значительно меньше, чем у современного че­ловека. Признаком, послужившим для отнесения найденного суще­ства к человеку, служили найденные рядом с ним древние орудия Т ру Да _ эолиты - камни, на которых заметна обработка одного из краев, другой край удобен для захватывания рукой. Орудия труда являются характерной особенностью деятельности человека, отли­чающей его от обезьян. Создание таких орудий требовало опреде­ленного уровня развития средств взаимодействия, позволяющих не только закрепить полученные навыки в памяти одного индивида, но и передать их другим представителям вида. Предположительно, средства взаимодействия питекантропов имели сигнально-двига-тельный характер и основывались прежде всего на механизме под­ражания и имитации.

Следующим из найденных предков человека был пекинский с и -н а н т р о п. Этот человек жил, как и питекантроп, в первой полови­не четвертичного периода. Вместимость черепа синантропа превы­шала 1000 см 3 . Найдены свидетельства культуры синантропа - ка­менные орудия труда и остатки кострищ. Предположительно, си­нантропы имели довольно примитивное физическое строение, умели делать грубые каменные орудия, охотиться. Жили они груп­пами в пещерах, умели разводить и сохранять огонь, что коренным образом отличало их от питекантропов. Существуют доказательст­ва того, что синантроп использовал в пищу не сырую, а обработан­ную на огне пищу. Для регуляции совместной деятельности в таких условиях средства коммуникации должны были выйти за пределы жестов и мимики, необходимость общения ночью требовала звуко­вых сигналов.


Питекантроп и синантроп были древнейшими людьми, живши­ми в доледниковый период. Ледниковая эпоха ознаменовалась по­явлением нового типа древних людей: неандертальцев и кро­маньонцев. Палеоантропологи предполагают, что неандертальцы относятся к первой половине и более поздним эпохам максималь­ного оледенения (200-35 тыс. лет назад), а кроманьонцы - ко вто­рой его половине.

Первые находки останков древних людей, принадлежащих к типу неандертальцев, сделаны в Европе в конце XIX и начале XX в. Древние останки неандертальцев были найдены и на терри­тории бывшего СССР - в Узбекистане. Неандертальцы обладали черепами вытянутой формы с выраженным надглазничным вали­ком. Объем черепной коробки превышал 1200 см 3 , однако лобные доли были относительно невелики и мозг имел ряд черт сходства с мозгом человекообразных обезьян. Строение костей нижних ко­нечностей показывает, что ноги еще не были вполне выпрямлены в коленных суставах. По-видимому, у них была довольно неуклюжая походка.

Как и синантропы, неандертальцы обитали в пещерах. Остатки других зверей показывают, что неандертальцы вели интенсивную охоту, в то время как более древние люди добывали пищу в большей степени собиранием плодов и корней. В процессе охоты они напа­дали на животное сообща, убив его, разрезали кожу каменными ору­диями, срезали мясо, раздалбливали кости. Предполагают, что шкуры животных неандертальцы использовали для укрытия тела и для подстилок. Значительно усложнилась техника ведения хозяйст­ва. Происходило дальнейшее разделение труда и выделение наибо­лее опытных охотников для управления первобытным стадом.

Каменные орудия неандертальцев были более разнообразны и лучше обрабатывались. В раскопках найдены ручные рубила, у ко­торых обработанный конец мог служить как ударный, колющий и режущий инструмент.

Усложнение коллективных действий и общественных взаимоот­ношений повлекло за собой появление новых средств общения. По­лагают, что именно у неандертальцев начала формироваться члено­раздельная речь.

Находки древних захоронений наводят палеоантропологов на мысль о наличии у неандертальцев культовых погребений.

Психологический анализ приведенных фактов позволяет сде­лать предположение о довольно высоком уровне психического раз­вития неандертальцев. Их орудия труда свидетельствуют о специа­лизации членов группы, разделении ответственности за выполне­ние различных задач и, следовательно, о наличии различных спо-




Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина


1.4. Антрогюсоцпогене:» и социальная коммуникация

собностей для их выполнения. Они могли ставить задачи и плани­ровать коллективные действия для их решения, прогнозировать бу­дущее развитие событий.

Немецкий специалист, автор труда «Пробуждающееся мышле­ние: у истоков человеческого интеллекта» Ф. Клике пишет: «При обучении конкретным способам применения и изготовления ору­дий решающую роль играют пространственные представления и способность к подражанию. Это предъявляет серьезные требова­ния к наглядно-образной памяти. Но подлежащие таким образом сохранению конкретные описания тех или иных ситуаций чрезвы­чайно многочисленны. Возможно, с необходимостью запоминать все это связан факт сильного увеличения головного мозга неандер­тальцев».

Наличие культовых захоронений можно расценивать как доказа­тельство существования традиций и самосознания, которые осно­вывались на представлениях о «загробной» жизни.

Учеными не выработано единого мнения о том, является ли не­андерталец непосредственным предком современного вида Ното 8ар1еп5. К примеру, М.Ф. Нестурх считает, что человек эволюциони­ровал последовательно от типа неандертальцев к кроманьонцу и затем к современному виду (см.: Нестурх М.Ф. Происхождение чело­века. М., 1970). По мнению Ф. Кликса, неандертальцы представля­ли тупиковую ветвь эволюции. Существует предположение, что чрезмерное развитие наглядно-образной системы переработки ин­формации в ущерб логико-понятийному механизму привело к от­теснению и исчезновению неандертальцев. Их вытеснил более раз­витый человек кроманьонского типа, положивший начало диффе­ренциации линий развития, которая имела выраженный регио­нальный характер.

Человек верхнего палеолита - кроманьонец - отличался телесным строением, приближающимся к современному человеку. Его череп имел прямой лоб, надбровные дуги вместо надглазнично­го валика, подбородочный выступ. Он умел изготавливать с по­мощью отжимной техники сложные орудия не только из камня, но и из кости и рога. Важным шагом вперед являлось умение изготов­лять составные орудия.

В условиях потепления, наступившего вслед за периодом макси­мального оледенения, кроманьонцы часто использовали открытые стоянки. Они начали охотиться на диких лошадей и зубров, что требовало как специализации, так и организации коллективных действий для достижения результата.

У кроманьонцев было более высокое, чем у первобытного неан­дертальца, социальное объединение - род. Регуляция поведения на


уровне инстинкта уступала место более совершенным механизмам социальной регуляции.

Переход от палеолита к неолиту был связан с изобретением лука, приручением собаки. К этому периоду относятся находки ору­дий, разрисованных цветными узорами, что является свидетельст­вом возникновения знаковой культуры.

По-видимому, кроманьонец в своем развитии преодолел барьер, разделяющий животное и человека. Он владел конструк­тивными приемами изготовления и применения орудий. Совер­шенствовался процесс разделения труда: все большее значение приобретали операции, продиктованные не прямым биологичес­ким мотивом, но имеющие промежуточный результат для дости­жения общей цели. В рамках индивидуальной деятельности этот результат становился самостоятельной целью. Постепенное на­копление коллективного опыта привело к потребности в обуче­нии подрастающего поколения. Расширение первобытной комму­ны сделало необходимым введение упорядочивающих правил и норм поведения. Социальные мотивы деятельности становились более сильными, чем биологические: решение могло быть приня­то в пользу интересов рода вопреки голоду и жажде, стремлению к безопасности и сохранению собственной жизни. В процессе таких преобразований развивались способы коммуникации, со­вершенствовались функции речи.

Известный палеопсихолог Б.Ф. Поршнев, исследовавший меха­низмы развития средств коммуникации человека, доказывал, что на самых ранних этапах развития предка человека в качестве регу­ляторов взаимодействия работают механизмы имитации и интер­дикции, а на этапе возникновения человеческого общества ведущи­ми механизмами становятся суггестия и контрсуггестия.

Основные функции суггестии заключаются в подавлении по­ведения, непосредственно связанного с потребностями индивида, и пробуждении поведения, направленного на интересы взаимодей­ствия. Суггестия - один из наиболее архаических механизмов уп­равления. Основной ее принцип сводится к формуле «приказ - вы­полнение». В связи с этим предполагается, что древние слова были глаголами, интердиктивными и императивными, побудительными и повелительными. Суггестивный уровень общения - это уровень онтологии, бытия, являющийся только предпосылкой для развития нового, гносеологического уровня.

В процессе эволюции сформировался контрсуггестив­ный механизм регуляции, заключающийся в отказе от непосредст­венного выполнения суггестии. По словам Поршнева:




Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина


1.4. Антропосоциогенез и социальная коммуникация

В поступательном ходе всемирной истории происходили один за другим качест­венные сдвиги в отношениях между словами и вещами. Контрсутгестия побеждала суггестию, вещи побеждали слова. Это принадлежит к очень глубоким чертам исто­рии как единого процесса. Сдвиги начались вместе с ранними стадиями развития труда и производства, но они становятся наиболее отчетливыми с утратой трудом и материальной жизнью своей традиционности и квазинеподвижности. Так в процес­се эволюции появился новый контур регуляции поведения, обеспечивающий разви­тие познания, созидания нового знания. <Однако контрсутгестия не является завер­шающей стадией развития механизмов взаимодействиях История человеческого общества насыщена множеством средств пересечения всех и всяческих проявлений контрсуггестии. Всю их совокупность я называю «контрконтрсуггестия». Сюда включаются и физическое насилие, сбивающее эту психологическую броню, кото­рой защищает себя индивид, и вера в земные и неземные авторитеты и, с другой стороны, принуждение послушаться посредством неопровержимых фактов и логи­ческих доказательств (Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. С. 11, 197).

Итак, в процессе развития формировались особые функции средств коммуникации, отличающие человека от других представи­телей животного мира. Речь становилась ведущим средством:

Ф- познания окружающего мира, инструментом мышления, позво­ляющим присваивать образам определенные значения и знаки;

Ф- передачи накопленного знания и опыта;

Ф- регуляции взаимодействия в виде: непосредственного побужде­ния к действию или его прекращению (принуждения и запрета); информирования о чем-то (убеждения); оценки, систематиза­ции и организации ответных действий;

Ф- внутренней самоорганизации и самоуправления человека.

Развитие технических средств коммуникации. Возникнове­ние человеческой речи приблизительно 40 тыс. лет назад в комму-никативистике нередко называют «первая коммуникативная рево­люция». Язык стал основным средством общения и передачи ин­формации. Этот процесс совершенствовался по мере изобретения различных технических средств связи - письма, печати, газет, те­лефона, телеграфа, радио, телевидения, но ни одно из них не ума­ляет ведущей роли языка как основного истинно человеческого средства общения.

За первой коммуникативной революцией последовали еще три, также связанные с совершенствованием средств передачи сообще­ний: возникновение письменности, изобретение печатного станка, развитие электронных массмедиа. Если говорить на языке комму-никативистики, то вторая революция превратила устную речь в письменные символы передачи информации, третья - трансфор­мировала их в печатные, а четвертая - в электронно-компью­терные.


Письменность. Возникновение письменности, положившее нача­ло переходу от словесной культуры к письменной, датируется при­близительно 3-м тысячелетием до н.э.

Самыми ранними формами письма были предметное письмо, в котором средствами передачи смысла служили различ­ные предметы (например, стрела или меч могли означать объявле­ние войны, а зеленая ветвь - предложение мира; разновидностью предметного письма можно назвать «язык цветов», принятый на Востоке), а также узелковое письмо, получившее распростра­нение у скотоводческих племен для учета поголовья стад, где коли­чество узелков соответствовало количеству животных.

Непосредственными предшественниками современного письма стали пиктографическое (рисуночное) и иероглифическое письмо. Они до сих пор используются некоторыми народами. В пикто­графии простые изобразительные знаки, иногда способные вы­зывать зрительные ассоциации, обозначают отдельные предметы, действия, процессы и т.д. В иероглифическом письме каж­дый отдельный знак обозначает слово или словосочетание. Оче­видно, что овладение иероглифическим письмом требует немалых усилий по заучиванию многочисленных иероглифов.

Подлинной революцией в письменности стало изобретение ф о -нетического письма, в котором особым символом обозна­чался каждый отдельный звук. Оно связало устную речь и письмо. Когда мы говорим, мы произносим сравнительно немного сущест­венно различающихся звуков. Поэтому количество символов, необ­ходимых для их обозначения, невелико. Такое письмо оказалось эф­фективным, гибким и высокоадаптивным средством общения, удобным для обучения и запоминания, поскольку не надо учить ты­сячи иероглифов. Фонетическое письмо упростилось до набора из нескольких десятков букв современного алфавита.

Примечательно, что, борясь с избыточностью знаков в письме, некоторые народы пользовались только согласными звуками. Так, финикийцы (которые, предположительно, были первыми, кто ис­пользовал фонетическое письмо еще в конце 2-го тысячелетия до н.э.) записывали только согласные звуки, обозначавшиеся 22 знаками. Гласные отсутствуют и в древних рукописях других наро­дов. Греки к согласным добавили гласные буквы. Ко II в. до н.э. сло­жился классический латинский алфавит, насчитывающий 23 буквы. Классическая латиница легла в основу письменности романо-гер-манских народов, а также балтийских и некоторых славянских (по­ляки, чехи, словаки, словенцы, хорваты).

Классический греческий алфавит, включающий 24 буквы, с не­большими изменениями сохранился до настоящего времени. Он



Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина


1.4. Антропос оцпогенез и социальная коммуникация

был заимствован Византией, а в дальнейшем стал основой славян­ской письменности благодаря подвижнической просветительской деятельности братьев Кирилла и Мефодия, создавших в IX в. сла­вянскую азбуку и переведших на славянский язык первые богослу­жебные книги.

Церковно-славянский язык в его древнерусском варианте также характеризовался высокой степенью сжатости: часто встречаю­щиеся слова сокращенно записывались в религиозных текстах всего несколькими буквами, подобно тому, как мы в настоящее время пользуемся аббревиатурами вроде ООН, ЮНЕСКО, РФ, СНГ и др. Чем больше было распространено то или иное слово, тем ско­рее оно угадывалось и тем меньше о нем требовалось сообщать.

Возникновение письменности, особенно в ее фонетическом ва­рианте, сыграло колоссальную цивилизационно-культурную роль. Письменный язык в отличие от устного фиксировался на матери­альном носителе - пергаменте, бумаге и т.д. Его коммуникативные возможности исключительны: с помощью письменности люди по­лучили возможность накапливать, хранить и передавать знания не только от человека к человеку, но и от поколения к поколению. Письменность позволяет возвращаться в глубь истории, знакомить­ся с классическим литературным и философским наследием про­шлого, «общаться» с далекими предками. Письмо решило проблему объема и точности передаваемой информации (нетрудно предста­вить, насколько оно превысило возможности человеческой памя­ти). Благодаря письму стали развиваться наука и образование, бы­стрее стало меняться само общество.

С возникновением письменности человечеству пришлось ре­шать еще одну важную проблему - проблему поверхностей, пригод­ных для письма. Камень, глина, дерево, медь и латунь оказывались тяжелыми и громоздкими; широкие листья, вроде пальмовых, легко повреждались. Кроме того, все перечисленные материалы (как позже береста на Руси) обладали одним существенным недо­статком - делали практически невозможным внесение изменений или исправлений в текст.

Современные историко-культурные исследования показывают, что древние римляне были, вероятно, первыми, кто преодолел эту трудность: они покрывали деревянные дощечки воском и затем вы­резали в нем свои тексты. Чтобы внести изменения в написанное, разглаживали воск, а на разглаженной поверхности писали исправ­ленный текст. Адресат мог прочесть его и написать ответ на той же восковой табличке, предварительно разгладив воск. Так возникла двусторонняя система посланий, вполне в духе современного факс-


аппарата (условным прообразом которого можно считать восковую табличку).

Значительный прорыв совершили египтяне, изобретшие папи­русную бумагу для письма. Из папируса, произраставшего на отме­лях Нила, египтяне нарезали длинные узкие полосы, которые они переплетали, сушили на солнце и выравнивали куском раковины или камнем. В результате получалась ровная и прочная поверх­ность для письма. Технология производства бумаги, придуманная древними египтянами, имеет много общего с современным бумаж­ным производством.

Книгопечатание. Третья коммуникативная революция связана с изобретением печатного станка. Книгопечатание обусловило пере­ход от устной (преимущественно) культуры к книжной и значитель­но увеличило размах коммуникаций. Книга, отпечатанная типо­графским способом, стала достоянием широкого круга читателей.

Историки культуры отмечают, что китайцы еще в конце IX в. первыми стали использовать наборную печать в виде вырезанных деревянных блоков. Приблизительно в 1440 г. наборная печать была открыта в 1ермании И. Гутенбергом (1399-1468), а печатание первой знаменитой Библии Гутенберга было закончено в 1456 г. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, изобрел ли Гутен­берг свой станок самостоятельно или заимствовал у китайцев; более того, некоторые специалисты утверждают, что печать с на­борных матриц была открыта в 1олландии раньше, чем в 1ер-мании.

Новый способ распространился очень быстро и ознаменовал на­чало «эры Гутенберга». Данный термин, широко используемый в со­временной коммуникативистике, был предложен известным канад­ским ученым Г.М. Маклюэном (столь же часто используется и дру­гой его термин «Галактика Гутенберга») для обозначения одного из трех выделенных им этапов в развитии цивилизации наряду с воз­никшим ранее письменным и современным, основанным на элек­тронных аудиовизуальных массмедиа.

Россия вступила в «эру Гутенберга» через сто лет, при Иване Грозном, когда в 1564 г. в Москве И. Федоровым и П. Мстиславцем была напечатана первая книга на русском языке - «Апостол».

Изобретение Гутенберга использовалось практически в неиз­менном виде вплоть до конца XVIII в. В начале XIX в. на смену пе­чатному станку пришли печатные машины, обладающие значитель­но большей производительностью. В 1866 г. У. Буллоком была со­здана ротационная машина, печатающая одновременно на обеих сторонах бумажного полотна и потому исключительно удобная для выпуска газет. Спустя два десятилетия в США появилась строкоот-




Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина


1.4. Антропосоцногенез и социальная коммуникация

ливная машина - линотип, а в 1897 г. - буквоотливная наборная ма­шина - монотип, значительно облегчающая корректуру и верстку. Бурное развитие полиграфической индустрии охватило весь мир. Так, в России в 1913 г. было 2668 полиграфических предприятий, на которых работало около 100 тыс. человек (см.: Соколов А.В. Эво­люция социальных коммуникаций. СПб., 1995. С. 130).

Промышленное производство книг повлекло за собой значи­тельные социокультурные последствия. Во-первых, быстрый рост научной и образовательной сферы общества и увеличение доли гра­мотного населения; книга стала с самого начала «невежества тем­ность прогоняти» (С. Полоцкий), будучи средством не только рели­гиозного, но и светского просвещения. Во-вторых, развитие книго­печатания сказалось на развитии библиотечного дела. В-третьих, оно привело к возникновению целой отрасли производства - бу­мажной промышленности.

С точки зрения коммуникативистики книга оказалась надежным средством коммуникации - хранилищем информации и средством ее трансляции, увеличивая возможности коммуникационных кон­тактов как между современниками, так и между поколениями и представителями различных культур.

Развитие полиграфии и бумажной промышленности обусловило появление и быстрый рост журнально-газетной индустрии. Так воз­ник мощный канал массовой коммуникации - пресса, воздействие которой на массовое сознание по праву снискало ей титул «четвер­той власти». Пресса начинает успешно конкурировать с книжным производством, а в некоторых странах, например в России в XIX в., становится центром культурного и литературно-публицистическо­го процесса. Таким образом, к началу XX в. в «Галактике Гутенбер­га» в равной степени представлены как книжное, так и газетно-жур-нальное производство.

Электронная коммуникация. Четвертая коммуникативная револю­ция связана с возникновением и развитием электронных средств коммуникации. Согласно концепции Маклюэна, она-знаменовала конец «эры Гутенберга» и начало перехода от условных печатных знаков к возрождению естественной устности, характерной для до-письменной культуры, но основанной на новейших радиотелевизи­онных средствах связи.

Естественность новых средств связи Маклюэн видел в «элек­тронной устности» с ее слуховизуальным воздействием на людей, тогда как печатная культура, по его мнению, воспитывала искусст­венное, линейное, одномерное восприятие мира (основанное на принципе бегущей строки), лишенное зрительной и акустической многомерности и натуральности. Провозглашая конец «эры Гутен-


берга», Маклюэн расчищал путь идеям «новой грамотности» - элек­тронной, аудиовизуальной, взамен традиционной, основанной на печатном слове.

Возникновение и развитие электронной коммуникации решало ряд проблем, связанных с передачей и получением сообщений, бла­годаря колоссально возросшим скорости и объема передаваемой на большие расстояния информации.

Начало было положено созданием техники телеграфии. Еще в 1267 г. Р. Бэкон высказал мысль о том, что для связи на дальние расстояния можно использовать «симпатическую иглу» (природ­ный магнит). В 1746 г. английский естествоиспытатель Уотсон передал электрические сигналы по проводу длиной около двух миль. Таким образом, представление о дальней связи с помощью некой невидимой субстанции возникло уже очень давно, но реали­зовано оно было лишь в XIX в.

В нашей стране изобретателем электромагнитного телеграфа считается русский ученый П.Л. Шиллинг (1786-1837). В 1832 г. он создал первый пригодный для практики электромагнитный теле­графный аппарат и продемонстрировал первую телеграфную пере­дачу. Однако его аппарат имел ограниченный диапазон действия и не обеспечивал запись принимаемых сигналов. Более совершенную версию телеграфа (релейный телеграфный аппарат) предложил С.Ф. Морзе (1791-1872) - американский портретист, переквали­фицировавшийся в техника. Его изобретение обеспечивало дистан­ционную передачу сообщений с использованием специального дво­ичного кода - «азбуки Морзе». В 1844 г. Морзе со своей группой за­вершили проведение телеграфной линии между Вашингтоном и Балтимором и через нее азбукой Морзе было отправлено знамени­тое послание «Что сотворил Бог?» т- первое послание, отправлен­ное по первой общественной телеграфной линии в мире. В 1851 г. для связи начали использовать подводный кабель, проложенный под Ла-Маншем, а в 1866 г. и Трансатлантический кабель, проло­женный между Европой и Америкой. По этим кабелям передавали телеграфные сообщения, а после изобретения телефона появилась возможность передавать по проводам и человеческий голос.

Изобретателем телефона был А.Г. Белл (1847-1922) - шот­ландец, эмигрировавший в Америку (г. Бостон). В 1876 г. Белл и его ассистент ТА. Уотсон получили патент США на телефонный при­бор. В 1878 г. Белл продемонстрировал свое изобретение королеве Виктории, которая была так восхищена им, что распорядилась про­ложить телефонную линию от острова Уайт до Лондона. Несколько месяцев спустя первая в мире общественная телефонная линия на­чала функционировать в Лондоне. В России первые городские те-




Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина


1.4. Антропосоцногепез и социальная коммуникация

лефонные станции начали действовать в 1882 г. в Петербурге, Мос­кве, Одессе и Риге. К концу XIX в. телефонная связь распространи­лась по всему миру.

В то же время продолжались поиски более быстрых и более де­шевых, чем телефонная, способов передачи сообщений на большие расстояния, которые могла обеспечить только беспроводная связь. В 1894 г. итальянский радиотехник и предприниматель Г. Маркони (1874-1937) начал свои эксперименты, а в течение 1895 г. он добился успеха, посылая простейшие сигналы на рассто­яние более 3 км. В 1897 г. в Лондоне департамент телеграфа британ­ской почты организовал демонстрацию аппарата Маркони.

В России работы по созданию радиопередающего и принимаю­щего устройства велись физиком и электротехником А.С. Поповым (1859-1906). Весной 1895 г. он продемонстрировал изобретенный им первый в мире радиоприемник. К лету 1897 г. Попову удалось достичь дальности радиосвязи 5 км, а в 1901 г. - около 150 км.

К 1901 г. Маркони удалось значительно увеличить дальность ра­диосвязи - он послал первое радиосообщение через Атлантичес­кий океан, используя для этого подвешенную к воздушному змею принимающую антенну длиной свыше 100 м. Началась эра радио­связи на большие расстояния. Для первых радиосообщений ис­пользовалась азбука Морзе, но уже в 1906 г. появилась возможность передавать и человеческий голос. Человеческая речь и музыка впе­рвые прозвучали по радио в Великобритании в 1907 г.

Еще в начале XX в. Маркони предсказал, что вскоре появится «видимый телефон». Активная работа по его созданию велась в Рос­сии. Профессор Санкт-Петербургского технологического институ­та Б.Л. Розинг 22 мая 1911 г. произвел первый в мире опыт переда­чи изображения по проводам на расстояние. Им была создана элек­тронно-лучевая трубка - прообраз современного кинескопа (кста­ти, ученик Б. Розинга В. Зворыкин стал создателем первой телевизионной камеры). В 1925 г. в Лондоне Дж.Л. Берд осущест­вил беспроводную передачу изображения человека из одной комна­ты в другую. Через три года из студии Берда Британская радиове­щательная корпорация (Би-Би-Си) провела сеанс первого в мире публичного телевизионного вещания. В 1936 г. Би-Би-Си начала регулярное телевещание на весь мир. Новое средство комму­никации по своей эффективности значительно превзошло все предыдущие, стал складываться новый тип культуры - экранной, сочетающей звуковые и визуальные способы передачи и воспри­ятия сообщений.

В 1940 г. появились первые пробные цветные телевизионные программы - это было начало цветного телевидения. По-


степенно начали формироваться межнациональные телевизион­ные связи. Так, в 1959 г. телесети 12 европейских стран объедини­лись в сеть Евровидения. Создание телекоммуникационных спут­ников позволило телевещанию стать поистине всемирным явле­нием. Первый искусственный спутник был запущен в 1957 г. в Со­ветском Союзе, а к концу 1980-х гг. на земной орбите вращались уже около 3500 спутников. Причем общее количество спутников, запус­каемых СССР, было почти в 3 раза больше, чем запускаемых всеми остальными странами (включая США). Спутники изменили всеоб­щее восприятие мира. Ныне наша планета окружена кольцом спут­ников, которые создают невидимую электромагнитную сеть, связы­вающую мир воедино постоянным обменом видимой и слышимой информацией. Спутник связи получает сигналы от наземного пере­датчика или от соседних спутников-трансляторов, затем посылает сигналы на соответствующие земные приемники. При этом спут­ник может связываться с неограниченным количеством наземных принимающих станций, входящих в радиус его действия. В послед­ние годы стоимость радиотелевизионных систем (профессиональ­ных и бытовых), принимающих сигналы со спутников, резко снизи­лась, а их качество кардинально улучшилось - их коммуникацион­ная загрузка удваивается приблизительно каждые 5 лет. Все это предвещает радикальные культурные последствия: космическая эра, начавшаяся чуть более 40 лет назад, привела к глобальным переменам в коммуникациях.

В последние 20 лет конкуренцию спутникам составила воло­конно-оптическая связь. Волоконно-оптический кабель бо­лее надежен с точки зрения обеспечения устойчивости и безопас­ности передачи. Связь по нему осуществляется быстрее, слыши­мость значительно лучше, а затраты на его производство во много раз меньше, чем на производство медного кабеля. В 1988 г. всего лишь одна нить волоконно-оптического кабеля была способна пере­давать одновременно более 3 тыс. телефонных разговоров, тогда как объем передач по одному медному кабелю не превышал 48 раз­говоров. Теперь этот показатель многократно увеличился - по одной нити оптического волокна можно передавать одновременно несколько миллионов телефонных разговоров.

В декабре 1988 г. вступил в действие первый телефонный кабель с использованием волоконной оптики, проложенный через Атлан­тический океан. Этот кабель позволял вести телефонные разгово­ры одновременно 40 тыс. абонентам, что в 3 раза превышало объем трех существующих медных кабелей и спутниковой связи. Во вто­рой половине 1990-х гг. была установлена связь с использованием волоконной оптики между всеми континентами.



Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина


оммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки 57

Огромное значение для развития коммуникаций имело быстрое развитие компьютерной техники. Долгое время вычисли­тельная техника и техника связи развивались параллельно: гро­моздкие ламповые ЭВМ первых поколений занимались в основном рутинной переработкой огромного количества цифр. Сегодня ком­пьютеры и коммуникационные технологии становятся все более тесно связанными. В результате поступающая информация может обрабатываться в неизмеримо больших объемах и гораздо быстрее, чем раньше. Ключевым моментом такого схождения стало превра­щение информации в цифровую, т.е. ее выражение в последо­вательности двоичных чисел (по аналогии с тем, как азбука Морзе использует только точки и тире). Цифровую информацию можно хранить, копировать, изменять, подвергать иным манипуляциям. О развитии цифровых технологий свидетельствует тот факт, что на цифровой компакт-диск (СВ) первоначально помещалась 70-ми­нутная музыкальная запись, а сегодня на одном СО-КОМ может уместиться текст солидной энциклопедии. Цифровые технологии в отличие от аналоговых (используемых, например, в обычных маг­нитофонах) позволяют делать неограниченное количество копий без потери качества - оригинал и тысячная копия будут идентич­ными. Цифровая информация может храниться как угодно долго, она не ветшает и легко доступна при наличии соответствующей техники.

Таким образом, спутники, волоконная оптика и современные компьютерные технологии создали фундамент принципиально новой системы коммуникационных связей. Она приобрела поисти­не глобальные масштабы. Новые системы коммуникаций позволя­ют передавать со скоростью света любую информацию в любой форме - звуком, текстом, цифрами или изображением - любому человеку, находящемуся в любой точке планеты. Современные тех­нологии связи, хранения и обработки информации в своей сово­купности создают такое интегральное качество, которое без пре­увеличения можно назвать информационным обществом, ближай­шим выражением которого стала всемирная коммуникационная сеть Интернет.

1.5. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Коммуникативный процесс наряду с такими компонентами, как ин­дивидуальность и социальная роль, входит в содержание понятия личности. Личность - индивидуальность в коммуникации. Большинст-


во исследователей согласны с тем, что в этом определении наибо­лее четко проявляются взаимосвязь и взаимозависимость личност­ного и социального самоопределения.

Развитие информационной цивилизации, сменяющей индустри­альное общество, требует постоянного совершенствования самого человека, его творческих и созидательных способностей. Человек становится не только главным социальным измерением общества, но и его главным социальным содержанием. Сегодня чрезвычай­ную актуальность приобретает формирование духовной, нравст­венной личности. Это - фундаментальная задача науки и филосо­фии. Социальное самоопределение личности детерминировано не только принципиально новым технологическим способом воспро­изводства всей системы общественных отношений, но и характе­ром формирования и поддержания отношений между людьми.

Современная социальная система выдвигает новые объектив­ные требования к личности:

Ф- высокий уровень профессионализма;

Ф- широкие познания в области духовной культуры;

Ф- следование нормам морали;

Ф- ответственность за результаты своей деятельности;

Ф- требовательное отношение к себе и другим людям.

Усиление взаимозависимости людей в современном обществе требует более сложного социального, политического и экономи­ческого взаимодействия между ними с помощью новых способов коммуникации.

В XIX и вплоть до середины XX века коммуникации существовали в двух различных формах. Первая - это почта, газеты, журналы и книги, т.е. средства, которые печатались на бумаге и распространялись методами физической транспортации или хранились в библиотеках. Вторая - это телеграф, телефон, радио и телевидение; здесь закодированные сообщения или речь передавались средствами радиосигналов или по кабельной связи от человека к человеку. Сейчас технологии, некогда существовавшие в разных областях применения, стирают эти различия, так что потребители информации получают в свое распоряжение множество альтернативных средств, что порождает и ряд сложных проблем с точки зрения законодателей.

В дело с неизбежностью вовлекаются мощные частные интересы. Точно так же, как замена угля нефтью и конкуренция между грузовым автотранспортом, железными дорогами и газопроводами привели к существенным изменениям в распределении корпоративной власти, в структурах занятости, в профсоюзах, географическом расположении предприятий и тому подобном, так и колоссальные изменения, происходящие в комбинационной технологии, затрагивают отрасли промышленности, связанные с коммуникациями.

В самом общем плане здесь можно выделить 5 проблем.

1. Слияние телефонных и компьютерных систем, телекоммуникаций и обработки информации в одну модель. С эти связан вопрос будет ли передача информации осуществляться преимущественно через телефонную связь или возникнет какая-либо иная независимая система передачи данных; какова будет относительная доля микроволновых станций, спутников связи и коаксиального кабеля в качестве каналов передачи.

2. Замена бумаги электронными средствами, включая электронные банковские услуги вместо использования чеков, электронную почту, передачу газетной и журнальной информации факсимильными средствами и дистанционное копирование документов.

3. Расширение телевизионной службы через кабельные системы со множеством каналов и специализированными услугами, что позволит осуществлять прямую связь с домашними терминалами потребителей. Транспорт будет заменен телекоммуникациями с использованием видеофонов и систем внутреннего телевидения.

4. Реорганизация хранения информации и систем ее запроса на базе компьютеров в интерактивную информационную сеть, доступную для исследовательских групп; прямое получение информации из банков данных через библиотечные и домашние терминалы.

5. Расширение системы образования на базе компьютерного обучения, использование спутниковой связи для сельских местностей, особенно в слаборазвитых странах; использование видеодисков как для развлечений, так и для домашнего образования.



Технологически коммуникации и обработка информации сливаются в единую модель, получившую название КОМПЬЮНИКАЦИЯ. По мере того, как компьютеры все шире используются в коммуникационных сетях в качестве коммутирующих систем, а средства электронной коммуникации становятся неотъемлемыми элементами в компьютерной обработке данных, различия между обработкой информации и коммуникацией исчезают. Основные проблемы здесь - правовые и экономические, и основной вопрос - должна ли эта новая область подлежать государственному регулированию или ей лучше развиваться в условиях свободной конкуренции.

Массовая коммуникация - исторически сложившийся и развивающаяся во времени технически опосредованный процесс создания, хpанения, pаспpеделения, pаспpостpанения, воспpиятия инфоpмации и обмена его между

социальным субъектом (коммуникатоpом) и объектом (коммуникантом).

Актуальность дальнейшей теоpии pазpаботки вопpоса о pоли системы сpедств массовой коммуникации в духовной культуpе общества обусловлена:

1. ее pолью в жизнедеятельности и культуpе совpеменного общества, постоянно возpастающей благодаpя pезкому обостpению идеологической боpьбы между социальной и буpжуазной идеологией;

2. pеальным pостом в миpе количества создаваемой социальной инфоpмации, котоpая хаpактеpизуется ситуацией так называемого "инфоpмационного взpыва", вызывает в обществе социальнуюю потpебность в создании более мощной, технически оснащенной и опеpативно действующей системы сpедств массовой коммуникации, способной доставить общесту эту инфоpмацию;

3. сама культуpа общества начинает pассматpиваться как динамическая система социальной инфоpмации, pаспpостpанение котоpой возможно лишь пpи помощи системы сpедств массовой коммуникации.

Влияние системы сpедств массовой коммуникации на духовную культуpу общества выступает основной целью пpедпpинимаемого исследования.

Цель исследования pаскpывается в ходе филосовско - социалогического анализа двух социальных феноменов - системы сpедств массовой коммуникации и духовной культуpы общества. Коммуникация - это специфическая фоpма человеческого общения. Коммуникация выступая в качестве момента содеpжания сфеpы духовной жизни, является в то же вpемя выpажением системного качества последней. Сама культуpа, пpи этом, pассматpивается как динамическая система функциониpования инфоpмации, на основе чего дается вывод: коммуникация - это специфическая культуpная фоpма духовного общения людей. Значимые ценности культуpы игpают pоль опpеделенных инфоpмационных сигналов, pаспpостpаняемых в обществе в знаковой, символической, а также обpазной фоpме. В ходе общения культуpные ценности способствуют пеpедаче жизненного опыта внутpи и между поколениями. Таким обpазом, обмен духовными ценностями оказывается главным содеpжанием в pазвивающейся культуpе общества. Сpедства коммуникации выступают вещественным, матеpиальным компонентом коммуникативного пpоцесса и всегда выpажают собой способ пеpедачи, сохpанения, пpоизводства и pаспpостpанения культуpных ценностей в обществе.

Два типа сpедств коммуникации:

1. естественно возникший (язык, мимика, жесты)

2. искусственно созданный (технический)

а) тpадиционный (пpесса, книгопечатание, письменность)

б) типично совpеменный (pадио, телевидение,кинематогpаф).

В ходе анализа истоpических этапов pазвития системы сpедств массовой коммуникации в исследовании особое внимание уделяется pассматpению двух взаимоисключающих точек зpения. Согласно пеpвой - возникновение системы сpедств массовой коммуникации связывается с появлением типично совpеменных сpедств, появлением pадио, кинематогpафа и телевидения. Hа этом основании отpицается, в свою очеpедь, наличие "споpадически" возникающего пpоцесса массовой коммуникации в общественных фоpмациях. Согласно втоpой - пpедпосылки появления пpоцесса массовой коммуникации и обеспечивающих его сpедств pассматpиваются в связи с пpоцессом становления и pазвития культуpы человеческого общества. Эволюция сpедств массовой коммуникации, pассматpивая сквозь пpизму pазвития человеческой культуpы, показывает как постепенно увеличивалась скоpость обмена инфоpмацией, с тем, чтобы сохpанить путь к овладению человеком суммы знаний, добытых пpедшествующими поколениями людей. Сpедства коммуникации не только ведут к состоянию тотального воспpиятия и сиюминутности осознания действительности, но и способствуют pасшиpению оpганов и чувств человека в пpостpанстве и во вpемени. Изучение сpедств массовой инфоpмации в узком системном аспекте тем более важно, что в последние десятилетия, и особенно в последние годы, наблюдается совпадающая с pасцветом научно - технической pеволюции известная пеpеоценка этих сpедств. И это не случайно, потому что система массовой инфоpмацииявляются теоpетическими сpедствами СМИ: их функциониpование немыслимо без соответствующего технического обеспечения в отличие, напpимеp,от сpедств устной агитации, связанных в пеpвую очеpедь с живым, естественным, непосpедственным общением между людьми. Hаучно-техническая pеволюция создает оптимальные условия для технического pазвития сpедств массовой инфоpмации, поpождая в то же вpемя опpеделенные иллюзии об их всемогуществе и слабости живых, естественных сpедств массовой коммуникации. Системы сpедств массовой коммуникации связаны между собой чеpез сpеду, чеpез поле общения, то есть они связаны между собой словом котоpое в начале было устным. Развитие коммуникаций включает в себя и такие пpоцессы, в ходе котоpых инфоpмация не только пеpедается, но и искажается, может самопpоизвольно возpастать или угасать. Массовая коммуникация по самой своей пpиpоде тpебует инноваций и жадно ассимилиpует, что пpидает ей динамичность и непpедсказуемость ее эффектов. В условиях свободы слова, гласности, пpава каждого на получение и pаспpостpанение инфоpмации, общество должно учиться использовать возможности массовой коммуникации с максимальным эффектом.

Язык возник как средство трансляции опыта как внутри поколения, так и между поколениями. С другой стороны, язык - средство накопления опыта, а также средство, обеспечивающее практику.

Язык - знаковая система. Каждый элемент культуры предстает в виде знака. В каждом знаке есть два элемента: означающее (материальная форма знака), означаемое:

Социальное значение: предметное значение (предмет) и смысловое значение (способ).

Личностный смысл: переживание оценочного отношения, оценочное отношений.

Этапы развития знаков:

1. первыми знаками были сами объекты - орудия труда (они непосредственно опредемечивают опыт).

2. Знаки иконические (рисунки, жесты)

3. знаки индексные, основанные не на подобии, а на причинно-следственной связи (дым - сигнал опасности)

4. знаки символические, знаки человеческой речи

5. письменность

7. электронные средства передачи информации, современные информационные технологии.

Общественная коммуникационная система (ОКС) есть структурированная (упорядоченная определенным образом) совокупность коммуникантов, реципиентов, смысловых сообщений, коммуникационных каналов и служб, располагающих материально-техническими ресур­сами и профессиональными кадрами. Если культура пред­ставляет собой совокупность овеществленных и неовеществленных культурных, т. е. искусственных социальных, смыслов, то ОКС - это часть овеществленной культуры, обеспечивающая движение культурных смыслов в соци­альном пространстве и времени. Другими словами, ОКС в целом и ее элементы - это овеществленная коммуни­кационная культура в различные исторические эпохи.

Древо коммуникационных каналов, рассмотренное в разделе 4.5, представляет собой эволюцию одного из эле­ментов ОКС. Теперь попытаемся представить эволюцию систем общественных коммуникаций в целом. Направле­ние этой эволюции достаточно очевидно: от устной коммуникации к документной коммуникации и далее - к электронной коммуникации. Ясно также, что эволюция социальных коммуникаций органически связана с эволю­цией культуры, которая представлена в виде пяти стадий: пракультура - археокультура - палеокультура - неокультура - постнеокультура (см. Введение). Отсюда следует, что стадии эволюции культуры совпадают со стадиями развития ОКС и могут служить основой при разработке хронологии ОКС.

Последовательная смена ОКС происходит не стихий­но, а в силу кризиса коммуникационных каналов, который состоит в том, что эти каналы перестают удовлетворять коммуникационные потребности отдельных людей и обще­ства в целом. Разрешение кризиса достигается путем би­фуркации (разделения) перегруженных каналов. На рис. 4.7 представлены четыре бифуркации, которые происходили на стыке археокультуры и палеокультуры (IIIтыс. до н. э.), на стыке палеокультуры и мануфактурной неокультуры (1440-е гг.), на стыке мануфактурной и индустриальной неокультуры (началоXIXвека), наконец, в наше время - переход от неокультуры к постнеокультуре (конецXXвека). «Точки» бифуркации - это границы между различ­ными ОКС. Конечно, в историческом времени «точка» - это не моментальная смена, а достаточно длительный промежуток, поэтому бифуркацию нужно понимать как пе­реходный период между разными ОКС.

Коммуникационная культура определяется господ­ствующими в обществе нормами и способами фиксации, хранения и распространения культурных смыслов, т. е. родом социальной коммуникации. Различаются следую­щие уровни коммуникационной культуры: словесность - книжность - мультимедийность. Причем, книжность подразделяется на три поколения: палеокультурное (рукопис­ная книга), мануфактурное неокультурное (мануфактур­ное книгопечатание), индустриальное неокультурное (ма­шинная полиграфия). Уровни коммуникационной культуры соответствуют различным видам ОКС. Учиты­вая это соответствие, можно представить хронологию об­щественных коммуникационных систем в виде табл. 5.1. Надо заметить, что хронология смены ОКС для разных географических регионов не одинакова из-за неравномер­ности их культурного развития. В табл. 5.1 представлен регион, именуемый «западная цивилизация» (Западная Евpoпaи Ближний Восток), который всегда был лидером культуры.

Таблица 5.1

Хронология общественных коммуникационных систем в Западной Европе и на Ближнем Востоке

Наименование

Уровни коммуникацион­ной культуры

Хронологические рамки

Длитель­ность

Кол-во коммуникационных каналов

I. Общинная ОКС

Господство иконических документов Господство археокультурной словесности. Бифуркация I

  • 40 -15 тыс.л. н.
  • 15 -5 тыс. л. н.
  • 25 тыс.
  • 10 тыс.

II. Рукопис­ная ОКС

Сочетание словесности и палеокультурной книжности. Бифуркация II

IIIтыс. до н. э. –

Iпол. XVв. н.э.

IIIII. Мануфактурная ОКС

Мануфактурная неокультурная книжность; господство мануфактурного книгопечатания. Бифуркация III

IV. ИндустриальнаяОКС

Индустриальная неокультурная книжность; господство машинной полиграфии.

Бифуркация IV

Iпол. XXвв.

V. Мульти­медийная ОКС

Господство мультимедийных телевизионно-компьютерных каналов

IIпол. XXв. - ?

Обратим внимание на то, что вследствие закона куму­ляции коммуникационных каналов (закон ККК) более поздние ОКС включают коммуникационные каналы пре­дыдущих систем, правда, в технически модернизированном виде. Так, рукописная ОКС вовсе не отменила каналы словесности; индустриальная книжность модернизировала канал книгоиздания, открытый мануфактурным книгопеча­танием, и ввела в оборот новый документами канал - прес­су; мультимедийная ОКС аккумулирует возможности как словесности, так и книжности, включая их в мультимедийную среду. Уровень коммуникационной культуры определяется господствующими средствами коммуникации.

Словесность - такой уровень коммуникационной культуры, когда все культурные смыслы передаются в социальном пространстве и времени посредством устной коммуникации.Книжность - такое состояние культуры, когда основные (не все!) культурные смыслы передаются посредством документной коммуникации.Мультимедийность достигается тогда, когда основные культурные смыс­лы передаются посредством электронной коммуникации.

Пракультура - это время становления коммуникаци­онных каналов, когда о существовании общественных коммуникационных систем говорить не приходится, ибо не сложилась основа для их формирования. Поэтому в табл. 5.1 стадия пракультуры не учтена. Ранняя археокультура (эпоха палеолита) прошла под знаком приоритета символьно-иконических документов в виде палеолитичес­кой живописи и скульптуры (см. раздел 4.1); в неолите приоритет перешел к устной коммуникации, и в первобытных общинах земледельцев и скотоводов стали скла­дываться общинные ОКС, где господствовало устное слово. Рассмотрим более подробно взаимосвязи между уров­нями коммуникационной культуры (словесность - книжность - мультимедийность) и стадиями человечес­кой культуры (архео-, палео-, нео-, постнеокультура).

ТЕКСТ: Мария Иванова

По мнению шведского футуролога Александра Барда, следующим этапом в развитии современного общества станет нетократия – форма правления, при которой главную ценность будут составлять не материальные, а информационные ресурсы. Гаджеты, в свою очередь со временем вполне могут превратиться в инструмент власти. Впрочем, пока их основная функция остается неизменной – помогать людям общаться друг с другом и с окружающим их миром.

Согласно исследованиям кембриджских ученых, человек научился членораздельно и осмысленно говорить около 100 000 лет назад. Именно тогда, по сути, и зародились коммуникационные технологии, а многочисленные изобретения, появившиеся в этой области в последующие эпохи, были призваны в первую очередь передать человеческую речь на расстоянии, преобразовывая ее в записанные на бумаге слова, в сигналы семафора, в знаки азбуки Морзе.

РБК проследил эволюцию гаджетов от древнейших времен до наших дней и предложил экспертам ответить на вопрос: каким они видят будущее устройств для общения и технологий?

3500 гг. до н.э. Глиняные таблички

До появления бумаги основным «материалом для передачи информации» была глина: шумеры и представители других древних народов лепили плоские глиняные таблички (или раскатывали глину по прямоугольной дощечке) и, пока верхний слой не застыл, деревянной или костяной палочкой выводили на нем знаки. Сначала писцы использовали пиктограммы, позже перешли на клинопись.

26-37 гг. н.э. Металлические зеркала

Римский император Тиберий, обосновавшись на острове Капри, управлял империей с помощью набора металлических зеркал, отражавших солнечный свет: с их помощью он посылал сигналы на континент. Впоследствии, уже в XIX веке, эта технология легла в основу работы гелиографа – оптического телеграфа, который посредством световых вспышек мог передавать информацию на расстояние до 50 км.

«
Изобретение бумаги приписывают китайскому сановнику Цай Луню, прославившемуся во времена правления династии Хань. Вообще бумага существовала и до этого: делали ее из пеньки или шелка
»
105 г. Письма на бумаге

Изобретение бумаги приписывают китайскому сановнику Цай Луню, прославившемуся во времена правления династии Хань. Вообще бумага существовала и до этого: делали ее из пеньки или шелка. Однако именно Цай Лунь предложил наиболее простую и, вместе с тем, наименне дорогостоящую технологию производства материала для письма – из растолченных волокон шелковицы, золы, тряпок и пеньки. В VII веке бумага проникла в Корею и Японию, в VIII веке – на Запад.

XIV-XVI вв. Вампум

Североамериканские индейцы общались с помощью вампумов – шнуров, унизанных разноцветными цилиндрическими бусинами из раковин, которые обычно носили как пояс. Комбинируя бусины, индейцы давали сигналы своим врагам или союзникам. Например, рисунок красного топора на черном фоне означал объявление войны, а скрещенные темные руки на белом фоне – надежду на мирный договор.

1520-е гг. Пушки и флаги

Фернан Магеллан во время первого в истории кругосветного плавания ввел в обиход сигнальную систему, основанную на пушечных выстрелах и поднятии флагов. В его экспедицию входили пять кораблей, и члены команды далеко не всегда могли докричаться друг до друга, чтобы согласовать свои действия. Более того, «веселый роджер», появившийся примерно в XVII веке, поначалу был не эмблемой пиратов, а сигналом, что на судне началась эпидемия смертельной болезни и приближаться к нему опасно.


«
Хотя работать над первой универсальной электронной цифровой вычислительной машиной ЭНИАК начали еще в годы Второй мировой войны, полноценным средством коммуникации компьютер стал лишь с появлением глобальных сетей, то есть после 1969 года, когда в США провели первый сеанс связи между двумя узлами ARPANET – предшественницы Интернета
»
1774-1896 гг. Телеграф

Попытку создать электрический телеграф одним из первых предпринял швейцарец Георг Лесаж. Позже свои изобретения в этой области представили немец Самуил Томас фон Земмеринг, россиянин Павел Шиллинг, англичане Уильям Кук и Чарльз Уитстон и, конечно, американец Сэмюэл Морзе. Последний, помимо прочего, придумал самый известный телеграфный код, в котором буквы представлены в виде последовательностей точек и тире. А в конце XIX века русский ученый Александр Попов впервые применил беспроводной радиотелеграф.

1876 г. Телефон

Очередной великий шаг в сторону современных коммуникационных устройств сделал американец Александр Белл, изобретатель телефона. Первый в истории телефонный звонок он сделал в соседнюю комнату – чтобы вызвать к себе своего ассистента Томаса Уотсона. Кстати, именно Уотсон предложил оборудовать телефон устройством, которое будет издавать звуковой сигнал в момент вызова: самому Беллу это почему-то в голову не пришло.

1946 г. Компьютер

Хотя работать над первой универсальной электронной цифровой вычислительной машиной ЭНИАК начали еще в годы Второй мировой войны, полноценным средством коммуникации компьютер стал лишь с появлением глобальных сетей, то есть после 1969 года, когда в США провели первый сеанс связи между двумя узлами ARPANET – предшественницы Интернета. Уже в 1970-х компьютеры использовались для пересылки электронной почты, тогда же возникли прототипы чатов, в том числе программа Talkomatic.

1959 г. Пеейджер

Прототип любимого гаджета новых русских полиция Детройта взяла на вооружение еще на заре 1920-х, но датой рождения пейджера принято считать 1956 год, когда компания Motorola выпустила компактный приемник персонального вызова. Название он получил от слова page – «паж», «мальчик на побегушках». Первые пейджеры предназначались для сотрудников клиник, которых могли в любой момент вызвать к пациенту, а позже они стали доступны всем.

1973 г. Мобильный телефон

Первый мобильный телефон также создала компания Motorola: он назывался DynaTAC, был размером с кирпич, да и весил соответственно – около 1,4 кг. На его панели располагалось всего 12 клавиш: 10 – с цифрами, 2 – для вызова и отбоя. Рядовым покупателям мобильные телефоны начали продавать только через 10 лет. По габаритам они немного уступали своему громоздкому прародителю: их вес составлял чуть меньше килограмма, зато цена превышала 3500 долларов.

Сегодня смартфоны стали нормой жизни: с их помощью стало легче следить за здоровьем, читать, путешествовать, вести бизнес, постоянно оставаясь на связи с коллегами. Начинавшие на заре мобильного рынка корпорации, такие как Nokia, предлагают все больше возможностей для эффективного взаимодействия. С помощью смартфонов Nokia можно решать задачи, на которые раньше были способны только ноутбуки и персональные компьютеры.

Nokia Lumia 1520 – одна из последних моделей семейства Lumia на Windows Phone, поможет справиться с большинством задач современного бизнеса. Редактируйте любые документы в дороге благодаря встроенному пакету MS Office, а полная интеграции с сервисом облачного хранения OneDrive позволит вам всегда держать под рукой все самое важное. 6" Full HD экран, и поддержка 4G, LTE обеспечат высокую скорость передачи данных и комфорт при просмотре и редактировании файлов. И это только малая часть возможностей Nokia Lumia 1520.

Подробнее про флагман технологий Nokia можно прочитать на официальном сайте .

1992 г. Смартфон

Первый смартфон, представленный на компьютерной выставке COMDEX в Лас-Вегасе, назывался IBM Simon и был детищем компаний IBM и BellSouth. Он совмещал функции мобильного телефона, пейджера и факса, а управление им осуществлялось с помощью сенсорного экрана и клавиатуры QWERTY. С помощью IBM Simon можно было проверить электронную почту, узнать мировое время, свериться с календарем и даже поиграть в игры. Его розничная цена составляла 899 долларов.

КАКИМИ БУДУТ УСТРОЙСТВА ДЛЯ КОММУНИКАЦИИ В БУДУЩЕМ?


, директор по распространению технологий компании «Яндекс»

Когда речь заходит о будущем коммуникационных устройств, нужно учитывать три фактора. Первый – способ передачи информации. На мой взгляд, ничего глобально нового здесь не произойдет. Сотовые сети будут развиваться и дальше, что приведет к увеличению скорости передачи данных. Правда, есть и обратная зависимость: вырастет объем потребления трафика, и люди по-прежнему будут недовольны качеством связи. Второй фактор – способ восприятия информации и взаимодействия с устройствами. Мне кажется, что в ближайшие годы резко снизится потребление информации с мониторов в пользу других устройств и способов передачи видео, изображения и голоса. При этом я не очень верю в новые «умные» устройства. Уверен, что мы до сих пор не исчерпали возможности уже существующих технологий: автомобили, телевизоры, микроволновки и прочие бытовые приборы – все они должны научиться взаимодействовать с человеком по-новому. Наконец, третий фактор – способы взаимодействия людей друг с другом. Основным, как и прежде, останется текст, чуть в меньше степени – голос. Видеосвязь, как и передача мыслей на расстоянии, сейчас не очень востребована, и вряд ли тут что-то изменится.

, куратор центра Digital October, сооснователь GreenfieldProject

С развитием средств разработки софта и «железа» грань между производителями коммуникационных устройств и их пользователями становится все более размытой: последние могут самостоятельно вносить изменения в свои девайсы, а механизмы краудфандинга позволяют понять потенциал новой технологии еще до выпуска коммерческого экземпляра. Со временем будет появляться все больше устройств, удовлетворяющих самые мелкие потребности человека. Fitbit, Fuelband, Pebble – только начало. Люди не прекратят общаться между собой напрямую, но их «персональные цифровые сети» также будут взаимодействовать: усилится связь с человека с инфраструктурой. Например, мое персональное цифровое устройство будет знать, что пульс и давление моего ребенка, который находится в школе, в норме, но он уже давно не ел и стоит отправить ему уведомление о том, что пора пойти в столовую. После этого управляющий компьютер столовой тоже, в свою очередь, получит уведомление о том, что ребенок идет на обед, дополненное информацией о его гастрономических предпочтениях, ограничениях, бюджете и так далее.

, преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ

Наиболее совершенная форма коммуникации – это непосредственное общение лицом к лицу. Прогресс ищет компромиссы на тот случай, если у людей нет возможности находиться в одном помещении, и стремится к тому, чтобы коммуникационные устройства, помогающие упразднить расстояние между собеседниками, усложнялись с технической точки зрения, но становились менее заметными. По этому пути развитие пойдет и дальше. Не стоит забывать еще об одной важной тенденции в мире коммуникационных технологий – это разработки в области augmented reality, или дополненной реальности. Пользователи стремятся наладить контакт не только друг с другом, но и с окружающими их предметами. На YouTube можно найти массу роликов о том, как человек стоит, условно, посреди кухни, а с ним «разговаривают» товары: пакет молока напоминает, что пора пополнить запасы, и так далее. Пока это, конечно, похоже на психоз: у тебя в голове звучит хор голосов, и все они чего-то от тебя хотят. Но вполне можно представить, что со временем мы получим функциональную, полезную технологию.

Основная философско-методологическая установка М. Маклюэна заключается в том, что средства коммуникации – это своего рода социальный код развития цивилизации. Изучение их принципов позволяет раскрыть ключ к развитию и основам построения цивилизации. М. Маклюэн выделяет 4 этапа эволюции средств массовой коммуникации: устный (дописьменный); письменный (рукописный); книгопечатный («Галактика Гутенберга») и электронный («Глобальная деревня»).

В соответствии с этими этапами эволюции существуют устный, письменный, типографский и электронный типы человеческой личности, а также ряд важных элементов, присущих любому обществу на разных этапах его развития. Сюда относятся способ коммуникации, тип человеческой личности, ментальность, уровень развития искусства и науки, экономическое и политическое устройство.

Остановимся на каждом из этих этапов эволюции средств массовой коммуникации более подробно.

Устный (дописьменный) этап эволюции средств массовой коммуникации. Как уже ясно из названия, системообразующее средство коммуникации данного этапа – устная речь . Для того чтобы передать информацию, существует очень много способов, кажущихся нам сейчас, мягко говоря, необычными. Это ритуальный танец, магический обряд, песня, миф, магические заклинания. Для устного типа личности характерно преобладание тактильного и слухового восприятия окружающего мира.

Устная культура отличается устойчивостью, традиционностью. Ее характерные признаки – это эмоциональность, чувственность, живость восприятия, взаимопроникновение и слияние слова и дела («имплозия»); одновременность действий и реакций; метафоричность стиля мышления, мифофольклорность и магическое мироощущение; коллективизм; отождествление и единство идеальных и материальных начал в восприятии окружающего мира.

На устном этапе социально-экономической системы присутствует разделение труда на охотничество, собирательство, земледелие и рыболовство. Хозяйственный обмен имеет натуральный характер, «деньги» для бесписьменного человека такой же товар, как и многие другие, с помощью которого можно удовлетворять различные потребности.

Форма организации общественного устройства – деревня, в которой важное значение имело социальное и родовое единение. Естественно, существовала строгая иерархия родоплеменных отношений. Передача информации в основном осуществлялась с помощью устной речи, языка магии, наблюдаются первые попытки кодирования информации.

Письменный этап развития средств массовой коммуникации. Системообразующее средство коммуникации данного этапа эволюции – алфавит. Язык, рукописные тексты, символы, определившие начало развития цивилизации, служили основными средствами передачи информации «рукописного типа человека». Здесь уже преобладает тактильное и зрительное восприятие окружающего мира.

Происходит смещение акцента со слухового восприятия на визуальное постижение мира. Мы видим, что увеличивается значение зрения и символов; нарушается единство мифологической цельности мышления – происходит раскол между словом и делом. Мировосприятие отличается религиозностью, индивидуализмом.

Развитие науки и искусства письменного общества характеризуется формированием и развитием философии, науки, драматической поэзии, живописи, архитектуры. Появляется число, благодаря которому возникает счет и арифметика.

Социально-экономическая система представляет собой феодально-поместную структуру общества. Экономические связи носили характер натурально-денежного обмена.

В общественно-политическом устройстве прослеживается смена общественных форм организации и социального управления: деревня, город-государство, империя. Технические изобретения способствовали строительству дорог и освоению морского пространства.

Социальное управление общественными отношениями осуществлялось в соответствии с религиозными предписаниями, а также классовой иерархией и сводом законов, направленных на защиту интересов богатых слоев населения. Основной способ передачи информации в процессе социального управления, наряду с устной речью – рукописные визуальные коды и символы, естественные языки.

Книгопечатный этап развития средств массовой коммуникации. Данный этап эволюции средств массовой коммуникации у М. Маклюэна получил название «Галактика Гуттенберга». Естественно, системообразующее средство коммуникации данного этапа эволюции – печать. Большое значение здесь имеют печатные тексты, визуальные коды, символы. «Типографскому» (индустриальному) типу человека становится доступным печатное слово, массовое распространение которого привело к формированию особого вида человеческой индивидуальности, порождающей соответствующие общественные отношения, экономику, науку, технику, культуру.

Ментальность « типографского типа» личности характеризуется господством визуального постижения мира; «линейностью» восприятия информации; распространением стандартов визуального мышления; критичностью и абстрактностью мышления; формированием национальных языков и государств; усилением процессов фрагментации общества (специализация); индивидуализмом; демократичностью.

Развиваются естественные науки – физика, механика, химия, а также искусство, литература, живопись, архитектура. Появляются паровая машина и железная дорога. Природа из священного храма превращается в мастерскую, где человек – творец.

Что касается социально-экономической системы «Галактики Гуттенберга», то она определяется формированием системы цен и рынков, использованием наемного труда, ремесленного производства, частнособственнического предпринимательства, демократизации общества.

«Галактики Гуттенберга» определяется возникновением национальных демократических государств с различными формами правления.

Социальное управление общественными отношениями осуществляется в соответствии с классовой иерархией и законами, направленными на защиту интересов разных слоев населения. Основной способ передачи информации в процессе социального управления, наряду с устной речью – рукописные и печатные визуальные коды. Получают развитие искусственные языки, кодирование и декодирование информации.

Электронный этап развития средств массовой коммуникации. Данный этап развития средств массовой коммуникации получил у М. Маклюэна название «Глобальная деревня». Основными средствами коммуникации, наряду с печатными СМИ, являются электронные медиа: телевидение, радио, телефон. Воздействие телевидения на электронный тип человека помогает ему вобрать в себя особенности предыдущих типов на основе усиления зрительного восприятия окружающего мира.

Для ментальности человека электронного типа характерно: поличувствительность и полиприсутствие; «шарообразность», «мозаичность», абстрактность, критичность, самостоятельность и мифичность мышления; изменчивость и неустойчивость ценностных ориентиров; скрытость и многогранность смыслов; индивидуализм; стремление к свободе самовыражения, творчеству; ослабление значения традиционных институтов и связей (семьи, брака, образования, воспитания); демократичность; фрагментация и специализация общественной жизни.

Уровень научно-технологического развития и искусства определяется возрождением первобытных органических ценностей в искусстве и архитектуре XX века. Это происходит из-за влияния технологии нашего времени (электромагнитных волн, радио, телевидения и т. д.). Большое развитие получают абстрактные искусства (например, натурализм, реализм, кубизм, театр абсурда и др.). Проявляется мифическая направленность в продукции массового искусства.

Социально-экономическая система характеризуется трансформацией трудовых отношений, труд вытесняется чистым движением информации, деньги как хранилище труда сплавляются воедино с информационными формами кредита и кредитной карточки. Информация – востребованный товар, движение которого обеспечивает эффективный товарный обмен.

Общественно-политическое устройство «Глобальной деревни» основано на разрушении организации «центр – периферия» в рамках одного государства, теперь целые страны становятся периферией по отношению к новому ядру – группе развитых стран, которые потребляют большую часть произведенной энергии, товаров и услуг.

Социальное управление общественными отношениями осуществляется в соответствии с законами, обязательными для всех. Основной способ передачи информации в процессе социального управления, наряду с прежними средствами и технологиями, – электронные коды и символы, большое значение приобретают искусственные языки программирования, кодирование и декодирование информации.

В середине XX века механические скорости “Галактики Гутенберга” встретились с электрическими скоростями, которые как бы сжали (трансформировали, упразднили) образное пространство “Галактики Гутенберга” до размеров “глобальной деревни”. На смену печатным средствам коммуникации пришли электронные, радикально преобразующие всю сферу межчеловеческой коммуникации. Началось слияние изолированных друг от друга индивидов, наций и рас в единое коммуникативное сообщество, названное М. Маклюэном в 1962 г. «электронным сообществом». Граждане «электронного сообщества» – это жители «глобальной деревни», в которой может жить только «электронный человек» с его восприятием, мышлением, мировоззрением и психологией, адаптированными электронными средствами коммуникации. М. Маклюэн очень точно подметил тенденцию развития общества на ближайшие десятилетия.

Информационное общество как современный этап развития средств массовой коммуникации. В 80-х годах XX века мир вступил в информационное общество, или общество знания, как его сегодня называют многие исследователи. Это очередная фаза общественного развития, пришедшая на смену индустриальной, в которой основным фактором экономики становится информация. Термин «информационное общество» был введен К. Коямой в 1969 году. Основным товаром здесь становится информация, а главным видом деятельности – интеллектуальный труд. Благодаря этим составляющим человечество осуществляет значительный скачок в своем развитии, результатом которого становится глобальное общество, объединенное единым информационным пространством.

Важнейшую роль в создании единого информационного пространства играет развитие современных компьютерных технологий, представляющих собой технологический фундамент, на котором информационное общество функционирует и развивается. В производственном секторе на передний план выходят фирмы, создающие компьютеры и программное обеспечение. Американские фирмы Microsoft, IBM и Intel сыграли важнейшую роль в становлении этого сектора рынка и по сей день не утратили лидирующих позиций в сфере производства компьютерных услуг.

Важнейшим этапом в развитии современных компьютерных технологий явилось создание глобальной компьютерной сети Интернет, представляющей собой международное объединение большого числа компьютерных сетей, использующих один и тот же стандарт передачи данных. Она получила свое рождение из сети ARPANET, разработанной в стенах Министерства обороны США в 1969 году в качестве системы связи военного назначения и предназначенной для обеспечения устойчивого циркулирования информационных потоков в условиях ядерной войны. В 1983 году она была преобразована в систему поддержки научных исследований для Национального научного фонда США и получила название NSFNET. В том же году появился новый стандарт передачи данных – TCP/IP, обеспечивающий более высокую надежность и устойчивость сети. С ним же связано появление ее окончательного названия – Интернет.

Сегодня сеть Интернет представляет собой единое информационное пространство, объединяющее огромное количество человек во всем мире, из которых больше 30 миллионов – жители России. Количество документов, опубликованных в Сети, уже не поддается исчислению. Пользователи Интернета имеют доступ к таким информационным услугам, как сайтам прессы, радио, телевидения, организаций и частных лиц; электронной почте, электронной коммерции, телеконференциям, доскам объявлений, группам новостей, чатам, а также множеству других.

Сегодня локальные и сетевые компьютерные технологии используются в государственном управлении. Компьютерные аналитические системы применяются для поддержки принятия важных государственных решений. Современные телекоммуникационные системы внедряются для взаимодействия центральной и региональной власти. Центральные и региональные органы государственной власти имеют свои представительства в сети Интернет. Система Интернет активно применяется в предвыборных компаниях, в проведении и обработке результатов выборов.

Локальные и сетевые компьютерные технологии применяются и в современном образовании. Происходит компьютеризация школ и высших учебных заведений, их подключение к сети Интернет. Распространяются дистанционное и интернет-образование, которые постепенно институализируются.

Локальные и сетевые компьютерные технологии являются сегодня основой развития современной постнеклассической науки. Интернет стал прорывной технологией во взаимодействии международного научного сообщества. Большую роль современные компьютерные технологии играют в создании новых научных направлений. Сегодня разрабатываются современные компьютерные науки (виртуология, киберантропология и др).

Сетевые компьютерные технологии являются технологической основой развития современной культуры. Компьютеры и Интернет активно внедряются в библиотечное и музейное дело, стали технологической основой развития современного кино, телевидения и музыки.

Эти технологии являются основой современной коммуникации. Интернет – самое недорогое и перспективное с технической точки зрения средство коммуникации. В сети создаются Интернет-сообщества. Современные сетевые и спутниковые технологии являются технической основой мобильной связи. Произошел синтез мобильной связи и Интернета, появился мобильный Интернет.

Современные компьютерные технологии также являются основой современных СМИ. Телевидение функционирует на основе компьютерных, сетевых и спутниковых технологий. Предполагается, что примерно через 5-7 лет большая часть жителей Земли будет иметь высокоскоростной доступ в сеть Интернет-2 (скорость - 10 Гбит/c), значительная часть информационных ресурсов человечества будет переведена в электронную форму, а для доступа в Сеть будут использоваться компьютерные виртуальные технологии (VR). Они дадут возможность погружаться в киберпространство Сети, воспринимать и познавать его, а также действовать в нем с помощью всех органов чувств. Благодаря совместному использованию компьютерных виртуальных технологий и Сети человек получит много новых возможностей. Интернет-2 обретет статус второй, информационной реальности, в которой человечество сможет обитать и проявлять себя, во многих сферах гораздо более эффективно, чем в физической реальности.

В информационном обществе значительно уменьшится роль воздействия национальных государств на человека. Люди будут взаимодействовать друг с другом не в рамках географического, а глобального информационно-культурного пространства Сети, вопреки расстоянию и границам. Поэтому мощь государства в информационном обществе будет определяться, прежде всего, уровнем развития культуры. Уже в наши дни появился новый вид культуры – сетевой, в рамках которой зарождаются многие направления – виртуальная коммуникация, виртуальная наука, виртуальное образование, виртуальное искусство, виртуальная литература, виртуальный бизнес, виртуальная политика и другие. Сегодня особое внимание мирового сообщества направлено на развитие именно этих областей, поскольку они являются системообразующими для современного информационного общества.

Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 1218 | Нарушение авторских прав


| | | | | | | | | | | | | | | | | | 19 | | | | | |