Аверкиев дмитрий васильевич. Дмитрий аверкиев - биография, фотографии Дмитрий васильевич аверкиев

, Российская империя

Дми́трий Васи́льевич Аве́ркиев ( -) - русский драматург , беллетрист , театральный критик , переводчик .

Биография

Дмитрий Аверкиев происходит из патриархальной купеческой семьи. В 1854 году окончил Петербургское коммерческое училище , в 1859 году - физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета (естественное отделение). Первоначально занимался переводами с иностранных языков книг по естествознанию, с 1866 года стал работать как беллетрист и драматург.

Сотрудничал с журналом «Эпоха», газетами «Московские ведомости », «Новое время» . В 1869-1871 годы заведовал литературным отделом «Всемирной иллюстрации ».

Аверкиев написал и теоретическую работу - «О драме». (СПб., ; изд. 2-е, СПБ., ) , за которую в 1893 году получил половинную пушкинскую премию .

На формирование эстетических взглядов Аверкиева большое влияние имел Аполлон Григорьев , бывший его близким другом. Как отмечается в диссертационном исследовании Ю. С. Гетман «Специфика исторической драматургии Д. В. Аверкиева» (Харьков, 2013), исторические драмы являются центром его писательской деятельности. Однако при жизни его пьесы не получили широкого признания. Это связано с эстетическими взглядами драматурга. Он изображал историю не в масштабных событиях, а в неофициальной, частной жизни государственных деятелей. Произведения драматурга, находящиеся в тесной связи с его публицистикой, вызывали нападки со стороны критиков радикально-демократического лагеря. Они подвергали сомнению достоверность изображаемых событий и характеров действующих лиц в его пьесах, не приняли идей драматурга, его трактовки личности Дмитрия Донского и его роли в истории России. После 1917 г. историческая драматургия Д. В. Аверкиева не попадает в поле зрения исследований. Это связано с социально-политическими взглядами драматурга. Он был «почвенником», приверженцем монархии и считал, что только самодержавие способно защитить общество от революционных разрушений и беспорядков. В то же время Д. В. Аверкиеву были близки взгляды «славянофилов» 40-х годов. Драматург находит общественный идеал в допетровской Руси, не знавшей разрушительных революций, представлявшей собой союз народа и царя. В 60-80-е годы в советском литературоведении были предприняты попытки анализа исторических пьес Д. В. Аверкиева в контексте исследования драматургии второй половины XIX ст. Современные исследования исторических пьес Д. В. Аверкиева в большей степени сосредоточены на осмыслении конкретных произведений и носят обзорный характер.

Напишите отзыв о статье "Аверкиев, Дмитрий Васильевич"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • . - М .: Печатня А. Снегиревой, 1911. - С. 3.
  • Гетман, Юлія Сергіївна. Специфіка історичної драматургії Д. В. Аверкієва: автореф. дис. … канд. філол. наук: 10.01.02 / Гетман Юлія Сергіївна; Харк. нац. пед. ун-т ім. Г. С. Сковороди. - Х., 2013.

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Аверкиев, Дмитрий Васильевич

– Напиши брату, чтоб подождал, пока умру… Не долго – скоро развяжу…
Княжна хотела возразить что то, но отец не допустил ее, и стал всё более и более возвышать голос.
– Женись, женись, голубчик… Родство хорошее!… Умные люди, а? Богатые, а? Да. Хороша мачеха у Николушки будет! Напиши ты ему, что пускай женится хоть завтра. Мачеха Николушки будет – она, а я на Бурьенке женюсь!… Ха, ха, ха, и ему чтоб без мачехи не быть! Только одно, в моем доме больше баб не нужно; пускай женится, сам по себе живет. Может, и ты к нему переедешь? – обратился он к княжне Марье: – с Богом, по морозцу, по морозцу… по морозцу!…
После этой вспышки, князь не говорил больше ни разу об этом деле. Но сдержанная досада за малодушие сына выразилась в отношениях отца с дочерью. К прежним предлогам насмешек прибавился еще новый – разговор о мачехе и любезности к m lle Bourienne.
– Отчего же мне на ней не жениться? – говорил он дочери. – Славная княгиня будет! – И в последнее время, к недоуменью и удивлению своему, княжна Марья стала замечать, что отец ее действительно начинал больше и больше приближать к себе француженку. Княжна Марья написала князю Андрею о том, как отец принял его письмо; но утешала брата, подавая надежду примирить отца с этою мыслью.
Николушка и его воспитание, Andre и религия были утешениями и радостями княжны Марьи; но кроме того, так как каждому человеку нужны свои личные надежды, у княжны Марьи была в самой глубокой тайне ее души скрытая мечта и надежда, доставлявшая ей главное утешение в ее жизни. Утешительную эту мечту и надежду дали ей божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя. Чем больше жила княжна Марья, чем больше испытывала она жизнь и наблюдала ее, тем более удивляла ее близорукость людей, ищущих здесь на земле наслаждений и счастия; трудящихся, страдающих, борющихся и делающих зло друг другу, для достижения этого невозможного, призрачного и порочного счастия. «Князь Андрей любил жену, она умерла, ему мало этого, он хочет связать свое счастие с другой женщиной. Отец не хочет этого, потому что желает для Андрея более знатного и богатого супружества. И все они борются и страдают, и мучают, и портят свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. Мало того, что мы сами знаем это, – Христос, сын Бога сошел на землю и сказал нам, что эта жизнь есть мгновенная жизнь, испытание, а мы всё держимся за нее и думаем в ней найти счастье. Как никто не понял этого? – думала княжна Марья. Никто кроме этих презренных божьих людей, которые с сумками за плечами приходят ко мне с заднего крыльца, боясь попасться на глаза князю, и не для того, чтобы не пострадать от него, а для того, чтобы его не ввести в грех. Оставить семью, родину, все заботы о мирских благах для того, чтобы не прилепляясь ни к чему, ходить в посконном рубище, под чужим именем с места на место, не делая вреда людям, и молясь за них, молясь и за тех, которые гонят, и за тех, которые покровительствуют: выше этой истины и жизни нет истины и жизни!»
Была одна странница, Федосьюшка, 50 ти летняя, маленькая, тихенькая, рябая женщина, ходившая уже более 30 ти лет босиком и в веригах. Ее особенно любила княжна Марья. Однажды, когда в темной комнате, при свете одной лампадки, Федосьюшка рассказывала о своей жизни, – княжне Марье вдруг с такой силой пришла мысль о том, что Федосьюшка одна нашла верный путь жизни, что она решилась сама пойти странствовать. Когда Федосьюшка пошла спать, княжна Марья долго думала над этим и наконец решила, что как ни странно это было – ей надо было итти странствовать. Она поверила свое намерение только одному духовнику монаху, отцу Акинфию, и духовник одобрил ее намерение. Под предлогом подарка странницам, княжна Марья припасла себе полное одеяние странницы: рубашку, лапти, кафтан и черный платок. Часто подходя к заветному комоду, княжна Марья останавливалась в нерешительности о том, не наступило ли уже время для приведения в исполнение ее намерения.
Часто слушая рассказы странниц, она возбуждалась их простыми, для них механическими, а для нее полными глубокого смысла речами, так что она была несколько раз готова бросить всё и бежать из дому. В воображении своем она уже видела себя с Федосьюшкой в грубом рубище, шагающей с палочкой и котомочкой по пыльной дороге, направляя свое странствие без зависти, без любви человеческой, без желаний от угодников к угодникам, и в конце концов, туда, где нет ни печали, ни воздыхания, а вечная радость и блаженство.
«Приду к одному месту, помолюсь; не успею привыкнуть, полюбить – пойду дальше. И буду итти до тех пор, пока ноги подкосятся, и лягу и умру где нибудь, и приду наконец в ту вечную, тихую пристань, где нет ни печали, ни воздыхания!…» думала княжна Марья.
Но потом, увидав отца и особенно маленького Коко, она ослабевала в своем намерении, потихоньку плакала и чувствовала, что она грешница: любила отца и племянника больше, чем Бога.

Библейское предание говорит, что отсутствие труда – праздность была условием блаженства первого человека до его падения. Любовь к праздности осталась та же и в падшем человеке, но проклятие всё тяготеет над человеком, и не только потому, что мы в поте лица должны снискивать хлеб свой, но потому, что по нравственным свойствам своим мы не можем быть праздны и спокойны. Тайный голос говорит, что мы должны быть виновны за то, что праздны. Ежели бы мог человек найти состояние, в котором он, будучи праздным, чувствовал бы себя полезным и исполняющим свой долг, он бы нашел одну сторону первобытного блаженства. И таким состоянием обязательной и безупречной праздности пользуется целое сословие – сословие военное. В этой то обязательной и безупречной праздности состояла и будет состоять главная привлекательность военной службы.



Аверкиев Дмитрий Васильевич Аверкиев, Дмитрий Васильевич, известный драматург (1836 - 1905). Учился в санкт-петербургском коммерческом училище и Санкт-Петербургском университете. Перевел несколько книг по естествознанию. С 1860 года писал в "Русском Инвалиде" фельетоны под псевдонимом К. Рьянов. В это время отрицательное отношение его к новым течениям еще не обратилось в узкую нетерпимость. В 1861 году, в некрологе Добролюбова, А. отнесся к умершему вполне беспристрастно. В первой половине 1860-х годов он работал в "Сев. Пчеле", "Якоре" и "Осе"; сблизился с Аполлоном Григорьевым и Страховым. В "Эпохе" Достоевского выступил с горячими нападками на современное умственное движение. Большой шум вызвали нападки А. на Костомарова. В том же журнале появилось первое драматическое произведение А. - "Мамаево побоище". В 1866 году в "Отечественных Записках" А. печатает комедию "Леший", в 1867 году в "Всемирном Труде" трагедию "Слобода Неволя" и в "Отечественных Записках" - "Терентий муж Данильевич", в "Голосе" - статьи о театре и об исторических журналах. В 1868 году А. написал "Комедию о российском дворянине Фроле Скабееве и стольничьей, Нардын Нащокина, дочери Аннушке" ("Заря", 1869, № 3, и отд. СПб., 1872). Эта пьеса, поставленная в Александринском театре, имела большой успех. В 1869 году А. был негласным редактором "Всемирной Иллюстрации". В 1869 - 71 годах сотрудничал в "Заре" В.В. Кашпирева. Переселившись в 1871 году в Москву, А. с жаром отдается драматургии. В 1871 году он поставил на сцене Малого театра "Каширскую старину", имевшую большой успех и составляющую основу его известности. Драма появилась в "Русском Вестнике" в 1872 году (№ 1); там же напечатаны в 1870-х годах его драмы: "Царь Петр и Царевич Алексей", "Темный и Шемяка", "Княгиня Ульяна Вяземская", "Разрушенная невеста", "Франческа Риминийская", "Царевич Алексей", "Непогрешимые" и повести "Хмелевая ночь", "История бледного молодого человека" и "Новая барышня". В 1877 - 1878 годах появляется в "Русском Вестнике" ценная и интересная работа - "О драме" (отд. СПб., 1893 и СПб., 1907), удостоенная Пушкинской премии. Живя в Москве, А. вел "Театральную летопись" в "Московских Ведомостях". В 1880 году А. возвращается в Петербург, продолжая работать в "Русском вестнике", где помещены его драмы "Сидоркино дело" (1881) и "Трогирский воевода" (1882). В 1885 - 86 годах А. издавал ежемесячный журнал - "Дневник писателя", составлявшийся исключительно из его произведений - драм ("Петербургский слеток", "Золотой дед", "Купальная ночь"), повестей, рассказов, стихов, публицистических и критических статей о театре. Писал также театральные рецензии в "Голосе", сотрудничал в "Новом Времени" и "Ниве". В "Русском Обозрении" 1895 г. (кн. 1 - 4) напечатан его перевод "Гамлета" Шекспира. В 1890-х годах А. стал выпускать сборники своих сочинений: "Драмы" (т. I, CПБ., 1887; т. II и т. III, СПб., 1896; после смерти А. изданы Сувориным в 1906 году), "Повести из старинного быта" (2 тт., СПб., 1898) и "Повести из современного быта" (3 тт., СПб., 1898). В 1892 году, когда исполнилось 35-летие литературной деятельности А., император Александр III пожаловал ему пенсию в 2000 рублей в год. Последние годы он состоял членом Ученого комитета министерства народного просвещения. В 1894 году А. заболел; последние годы его жизни были настоящим мучением для А. Выйдя из патриархальной купеческой семьи, воспитавшись под влиянием двух дедов, больших приверженцев старины, А. с ранних лет проникся любовью к традиции, боязнью свободной мысли, критики. Бурный подъем, пережитый русским обществом в эпоху преобразований, был органически чужд А. Отрицательное отношение его к новому умственному движению росло с каждым годом. Борьбе с прогрессивными идеями А. посвятил всю свою жизнь; во всяком свободном проявлении личности и общественности он видел лишь дурное, обрушиваясь на все то, что противоречило его умственному укладу. Писарев в 1865 году назвал А. "мракобесом и сикофантом", и с тех пор враждебное отношение передовой части общества к А. не прекращалось. В нем не было публицистического таланта; он занимал скромное место в рядах публицистов охранительного лагеря. Верен своим идеям и настроению А. был и в драме, и в повести. Большая часть его драм посвящена изображению старины, ее быта. Он противопоставлял ее начала идеям нового времени, стараясь показать превосходство устоев старины, их нравственную мощь и красоту. Знания истории и чувство правды заставляли его на общем светлом фоне отмечать и пятна, но, в общем, у него всегда ярко выступает преклонение пред стариной. Эта тенденциозность вредно отражалась на чисто художественной стороне драм А. Стремясь произвести впечатление не столько на ум, сколько на эмоциональную сторону, А. бьет на внешний эффект; в драмах его много ходульного пафоса, искусственности, мелодраматичности. Но это именно и создало успех драмам А. среди невзыскательной и любящей эффектные зрелища публики: "Каширская старина" не сходит со сцены и до сих пор. Повести А. еще слабее драм. В качестве театрального критика А. является, однако, серьезным ценителем искусства; его книга "О драме" пользуется заслуженной репутацией ценной работы. - См. Венгеров, "Критико-биографический словарь русских писателей и ученых" (т. I, СПб., 1889); его же, "Источники словаря русских писателей" (т. I, СПб., 1900); некрологи в "Театре и Искусстве" (1905, № 3, Н. Н., и № 3 и 4, Р. Антропова). А.Фомин.

Биографический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Аверкиев Дмитрий Васильевич" в других словарях:

    - (1836 1905) драматург и беллетрист, обратил на себя внимание в 70 х гг. прошлого века несколькими пьесами крайне реакционного характера, внешне сценичными и изобилующими дешевыми эффектами. Повести А. "Новая Барышня", "Хмельная… … Большая биографическая энциклопедия

    Русский писатель. Родился в купеческой семье. Окончил в 1859 Петербургский университет. Его пьесы, идеализирующие русскую старину, мелодраматичны. Успехом пользовались «Комедия о… … Большая советская энциклопедия

Аверкиев Дмитрий Васильевич (30.09.1836-7.01.1905), русский писатель из купцов. Успехом пользовались его произведения о русской старине - “Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве” (1869) и “Каширская старина” (1872). Выпускал монархическое издание “Дневник писателя”.

Аверкиев, Дмитрий Васильевич – русский писатель. Родился в купеческой семье. Окончил в 1859 году естественный факультет Петербургского университета. В студенческие годы общался с Н.А. Добролюбовым (см.статью А. «Русский публицист», опубликованную после смерти великого критика в газете «Русский инвалид», 1861, № 267). Позднее был сотрудником консервативного журнала «Эпоха», в котором опубликовал первую пьесу «Мамаево побоище» (1864). А. враждебно относился к революционно-демократическому движению 60-х годов. Его пьесы, идеализирующие русскую старину, мелодраматичны. Наибольшим успехом пользовались «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве…» (1869) и «Каширская старина» (1872). Идеализацией патриархального быта проникнуты повести «Хмелевая ночь» (1871), «История бледного молодого человека» (1874), «Лихо» (1880), «Старый либерал» (1886) и др. В 1885-1886 А. издавал ежемесячно, подобно «Дневнику писателя» Ф.М. Достоевского , «Дневник писателя», в котором публиковал свои беллетристические произведения, публицистические и театральные статьи. Выступал также как театральный критик. А. принадлежит работа «О драме» (1877-1878).

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.1, М., 1962.

Аверкиев Дмитрий Васильевич (12.10.1836-20.01.1905), мыслитель, драматург, театральный критик, публицист. Из купеческой семьи. В 1854 окончил Коммерческое училище в Петербурге, в 1859 - физико-математический факультет С.-Петербургского университета.

Выйдя из патриархальной купеческой семьи, воспитываясь под влиянием двух дедов, больших приверженцев русской старины, Аверкиев с ранних лет проникся любовью к национально-русской традиции и неприятием либерально-космополитической идеологии. Попытки т. н. революционных демократов и нигилистов свернуть Россию с ее исторического пути вызывали со стороны Аверкиева гневную отповедь. В своих произведениях он противопоставлял богатство и высокую духовную ценность русского мировоззрения западническому, мелкотравчатому эпигонству российских нигилистов. Бескомпромиссный противник нигилистов, Аверкиев вызывал у них особенную ненависть за свой яркий талант и большую популярность. Противники русской цивилизации называли Аверкиева «мракобесом и сикофантом», понимая, что ничего не могут противопоставить превосходству устоев русской старины, их нравственной мощи и красоте.

Аверкиев был одним из ярких представителей православно-патриотического движения. С 1894 он деятельный сотрудник журнала «Эпоха» Ф. М. Достоевского, где опубликовал статью «Значение Островского в нашей литературе» (1864, № 7) и некролог «А. А. Григорьев» (1864, № 8), вел полемику с Н. И. Костомаровым о значении Куликовской битвы и опубликовал пьесу в стихах «Мамаево побоище» (1864, № 10). В 1868 в Александрийском театре в бенефис В. В. Самойлова с большим успехом прошла «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей, Нардын-Нащокина, дочери Аннушке», получившая высокую оценку Ф. М. Достоевского за историческую достоверность. Прочный успех на петербургской и московской сценах имела его историческая драма «Каширская старина» (1871-72). В 1877-78 Аверкиев опубликовал в «Русском вестнике» серию статей по теории драмы (отд. изд. «О драме. Критические рассуждения». СПб., 1893, 1907). В 1885-86 по примеру Ф. М. Достоевского издавал журнал «Дневник писателя», в котором сам же и был автором почти всех материалов. Автор «Повестей из современного быта», в которых затрагивал актуальные темы антинигилистической беллетристики.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Сочинения:

Драмы, т.1-3, 2 изд., СПб, 1906;

Повести из старинного быта, т.1-2, СПб, 1898;

Повести из современного быта, т. 1-3, СПб, 1898.

Литература:

Венгеров С.А., Критико-биографический словарь, т.1, СПб, 1889.

Аверкиев, Дмитрий Васильевич, известный драматург (1836 - 1905). Учился в санкт-петербургском коммерческом училище и Санкт-Петербургском университете. Перевел несколько книг по естествознанию. С 1860 года писал в "Русском Инвалиде" фельетоны под псевдонимом К. Рьянов.


Аверкиев, Дмитрий Васильевич, известный драматург (1836 - 1905). Учился в санкт-петербургском коммерческом училище и Санкт-Петербургском университете. Перевел несколько книг по естествознанию. С 1860 года писал в "Русском Инвалиде" фельетоны под псевдонимом К. Рьянов. В это время отрицательное отношение его к новым течениям еще не обратилось в узкую нетерпимость. В 1861 году, в некрологе Добролюбова, А. отнесся к умершему вполне беспристрастно. В первой половине 1860-х годов он работал в "Сев. Пчеле", "Якоре" и "Осе"; сблизился с Аполлоном Григорьевым и Страховым. В "Эпохе" Достоевского выступил с горячими нападками на современное умственное движение. Большой шум вызвали нападки А. на Костомарова. В том же журнале появилось первое драматическое произведение А. - "Мамаево побоище". В 1866 году в "Отечественных Записках" А. печатает комедию "Леший", в 1867 году в "Всемирном Труде" трагедию "Слобода Неволя" и в "Отечественных Записках" - "Терентий муж Данильевич", в "Голосе" - статьи о театре и об исторических журналах. В 1868 году А. написал "Комедию о российском дворянине Фроле Скабееве и стольничьей, Нардын Нащокина, дочери Аннушке" ("Заря", 1869, № 3, и отд. СПб., 1872). Эта пьеса, поставленная в Александринском театре, имела большой успех. В 1869 году А. был негласным редактором "Всемирной Иллюстрации". В 1869 - 71 годах сотрудничал в "Заре" В.В. Кашпирева. Переселившись в 1871 году в Москву, А. с жаром отдается драматургии. В 1871 году он поставил на сцене Малого театра "Каширскую старину", имевшую большой успех и составляющую основу его известности. Драма появилась в "Русском Вестнике" в 1872 году (№ 1); там же напечатаны в 1870-х годах его драмы: "Царь Петр и Царевич Алексей", "Темный и Шемяка", "Княгиня Ульяна Вяземская", "Разрушенная невеста", "Франческа Риминийская", "Царевич Алексей", "Непогрешимые" и повести "Хмелевая ночь", "История бледного молодого человека" и "Новая барышня". В 1877 - 1878 годах появляется в "Русском Вестнике" ценная и интересная работа - "О драме" (отд. СПб., 1893 и СПб., 1907), удостоенная Пушкинской премии. Живя в Москве, А. вел "Театральную летопись" в "Московских Ведомостях". В 1880 году А. возвращается в Петербург, продолжая работать в "Русском вестнике", где помещены его драмы "Сидоркино дело" (1881) и "Трогирский воевода" (1882). В 1885 - 86 годах А. издавал ежемесячный журнал - "Дневник писателя", составлявшийся исключительно из его произведений - драм ("Петербургский слеток", "Золотой дед", "Купальная ночь"), повестей, рассказов, стихов, публицистических и критических статей о театре. Писал также театральные рецензии в "Голосе", сотрудничал в "Новом Времени" и "Ниве". В "Русском Обозрении" 1895 г. (кн. 1 - 4) напечатан его перевод "Гамлета" Шекспира. В 1890-х годах А. стал выпускать сборники своих сочинений: "Драмы" (т. I, CПБ., 1887; т. II и т. III, СПб., 1896; после смерти А. изданы Сувориным в 1906 году), "Повести из старинного быта" (2 тт., СПб., 1898) и "Повести из современного быта" (3 тт., СПб., 1898). В 1892 году, когда исполнилось 35-летие литературной деятельности А., император Александр III пожаловал ему пенсию в 2000 рублей в год. Последние годы он состоял членом Ученого комитета министерства народного просвещения. В 1894 году А. заболел; последние годы его жизни были настоящим мучением для А. Выйдя из патриархальной купеческой семьи, воспитавшись под влиянием двух дедов, больших приверженцев старины, А. с ранних лет проникся любовью к традиции, боязнью свободной мысли, критики. Бурный подъем, пережитый русским обществом в эпоху преобразований, был органически чужд А. Отрицательное отношение его к новому умственному движению росло с каждым годом. Борьбе с прогрессивными идеями А. посвятил всю свою жизнь; во всяком свободном проявлении личности и общественности он видел лишь дурное, обрушиваясь на все то, что противоречило его умственному укладу. Писарев в 1865 году назвал А. "мракобесом и сикофантом", и с тех пор враждебное отношение передовой части общества к А. не прекращалось. В нем не было публицистического таланта; он занимал скромное место в рядах публи

цистов охранительного лагеря. Верен своим идеям и настроению А. был и в драме, и в повести. Большая часть его драм посвящена изображению старины, ее быта. Он противопоставлял ее начала идеям нового времени, стараясь показать превосходство устоев старины, их нравственную мощь и красоту. Знания истории и чувство правды заставляли его на общем светлом фоне отмечать и пятна, но, в общем, у него всегда ярко выступает преклонение пред стариной. Эта тенденциозность вредно отражалась на чисто художественной стороне драм А. Стремясь произвести впечатление не столько на ум, сколько на эмоциональную сторону, А. бьет на внешний эффект; в драмах его много ходульного пафоса, искусственности, мелодраматичности. Но это именно и создало успех драмам А. среди невзыскательной и любящей эффектные зрелища публики: "Каширская старина" не сходит со сцены и до сих пор. Повести А. еще слабее драм. В качестве театрального критика А. является, однако, серьезным ценителем искусства; его книга "О драме" пользуется заслуженной репутацией ценной работы. - См. Венгеров, "Критико-биографический словарь русских писателей и ученых" (т. I, СПб., 1889); его же, "Источники словаря русских писателей" (т. I, СПб., 1900); некрологи в "Театре и Искусстве" (1905, № 3, Н. Н., и № 3 и 4, Р. Антропова). А.Фомин.