Автор первого психологического романа в русской литературе. Первый психологический роман в русской литературе – «Герой нашего времени

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов развил реали-стическую тенденцию, заложенную в русской литературе твор-чеством Пушкина, и дал образец реалистического психологиче-ского романа. Глубоко и всесторонне раскрыв внутренний мир своих героев, писатель рассказал «историю души человеческой». При этом характеры героев определены временем и условиями существования, многие поступки зависят от нравов определен-ной социальной среды («простой человек» Максим Максимыч, «честные контрабандисты», «дети гор», «водяное общество»). Лермонтов создал социально-психологический роман, в кото-ром судьба отдельного человека зависит как от общественных отношений, так и от самого человека.

Впервые в русской литературе герои подвергали себя, свои отношения с окружающими беспощадному анализу, свои по-ступки — самооценке. Лермонтов диалектически подходит к ха-рактерам героев, показывая психологическую сложность, неод-нозначность их, проникая в такие глубины внутреннего мира, которые были недоступны прежней литературе. «Во мне два че-ловека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыс-лит и судит его», — говорит Печорин. В своих героях Лермонтов стремится запечатлеть не статичное, а уловить динамику пере-ходных состояний, противоречивость и разнонаправленность мыслей, чувств и поступков. Человек предстает в романе во всей сложности его психологического облика. Больше всего это отно-сится, конечно, к изображению Печорина.

Для создания психологического портрета героя Лермонтов прибегает к перекрестной характеристике его другими персона-жами. С разных точек зрения рассказывается какое-либо одно событие, что позволяет полнее понять и четче изобразить пове-дение Печорина. Изображение героя построено на принципе постепенного «узнавания», когда герой дан то в восприятии Мак-сима Максимыча (через народное сознание), то «издателя» (близ-кая к авторской позиция), то через дневник самого Печорина (исповедь, самоанализ).

Глубокому постижению психологии героя служит и композиция романа. «Герой нашего времени» состоит из пяти повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». Это относительно самостоятельные произведения, объединенные образом Печорина. Лермонтов нарушает хронологическую по-следовательность событий. Хронологически повести должны были располагаться так: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина. Смеще-ние событий обусловлено художественной логикой раскрытия характера. В начале романа Лермонтов показывает противоречивые поступки Печорина, труднообъяснимые для окружающих («Бэла», «Максим Максимыч»), затем дневник проясняет мотивы поступ-ков героя, углубляется его характеристика. Кроме того, повести группируются по принципу антитезы; рефлексирующему эгоисту Печорину («Бэла») противопоставлена цельность душевно добро-го Максима Максимыча («Максим Максимыч»); «честным кон-трабандистам» с их свободой чувств, поступков («Тамань») про-тивоположна условность «водяного общества» с его интригами, завистью («Княжна Мери»), В первых четырех повестях показано то воздействие, которое оказывает на формирование личности среда. В «Фаталисте» ставится проблема противодействия человека судь-бе, т.е. его способности противостоять или даже бороться с предо-пределенностью рока.

В «Герое нашего времени» Лермонтов образом Печорина про-должил тему «лишних людей», начатую Пушкиным. Печорин — типичный представитель дворянской молодежи 1830-х годов. Об этом Лермонтов пишет в предисловии ко 2-му изданию романа: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколе-ния, в полном их развитии».

Герой 1830-х годов — времени реакции после поражения де-кабристов — разочарованный в жизни человек, живущий без веры, без идеалов, без привязанностей. У него нет цели. Единст-венное, что он ценит, — это собственная свобода. «Я готов на все жертвы… но свободы своей не продам».

Печорин возвышается над своей средой силой характера, пониманием пороков и недостатков общества. Ему противны фальшь и лицемерие, духовная пустота среды, в которой он вынужден был вращаться и которая морально искалечила героя. Материал с сайта

Печорин от природы не лишен доброты, сочувствия; он смел и способен на самопожертвование. Его одаренная натура была рождена к активной деятельности. Но он плоть от плоти своего поколения, своего времени — в условиях деспотизма, в «глухие годы» его порывы не могли быть реализованы. Это опустошило его душу, сделало из романтика скептика и пессимиста. Он убе-жден только в том, что «жить скучно и гадко», а рождение — это несчастье. Его презрение и ненависть к высшему свету перерас-тают в презрение ко всему окружающему. Он превращается в холодного эгоиста, доставляющего даже милым и добрым лю-дям боль, страдания. Все, кто сталкивается с Печориным, ста-новятся несчастными: из пустой прихоти он вырвал из привыч-ной жизни Бэлу и погубил ее; ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство, ради немного взбодрившего его приключе-ния он разорил гнездо контрабандистов; не задумываясь о трав-ме, которую наносит Максиму Максимычу, Печорин обрывает с ним дружбу; он принес страдания Мери, оскорбив ее чувства и достоинство, нарушил покой Веры — единственного челове-ка, сумевшего понять его. Он осознает, что «невольно разыгры-вал жалкую роль палача или предателя».

Печорин объясняет, почему он стал таким: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, … лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». Он оказался жертвой и социальной среды, и собст-венной неспособности противостоять ее лицемерной морали. Но, в отличие от других, Печорин принципиально честен в само-оценках. Никто не может осудить его строже, чем он сам. Траге-дия героя в том, что он «не угадал этого назначенья, … увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; … утратил наве-ки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • герой нашего времени первый в русской литературе психологический роман и один из самых совершенных мировых образцов этого жанра
  • фальшь, лицемерие в русской литературе
  • герои нашего времени1 глава
  • герой нашего времени первый психологический роман в русской литературе психологический роман и один из самых совершенных мировых образцов этого жанра
  • «сверстники» печорина в русской литературе

В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным способностям и вянут в самом начале жизненного порыва без борьбы? На этот вопрос писатель отвечает историей жизни главного героя Печорина. Лермонтов мастерски рисует образ молодого человека, который принадлежит к поколению 30-х годов XIX века и в котором обобщены пороки этого поколения. Эпоха реакции в России наложила свой отпечаток на поведение людей. Трагическая судьба героя -- это трагедия всего поколения, поколения нереализованных возможностей. Молодой дворянин должен был либо вести жизнь светского бездельника, либо скучать и ждать смерти. Характер Печорина раскрывается во взаимоотношениях с различными людьми: горцами, контрабандистами, Максим Максимычем, “водяным обществом”. В столкновениях с горцами раскрываются “странности” характера главного героя. Печорина многое объединяет с людьми Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Его сильная воля не знает преград. Поставленная им цель достигается любыми средствами, во что бы то ни стало. “Таков уж был человек, Бог его знает!” -- говорит о нем Максим Максимыч. Но цели-то Печорина сами по себе мелки, часто бессмысленны, всегда эгоистичны. В среду простых людей, живущих по обычаям предков, он несет зло: толкает па путь преступлений Казбича и Азамата, безжалостно губит горянку Бэлу только потому, что она имела несчастье понравиться ему. В повести “Бэла” характер Печорина еще остается загадкой. Правда, Лермонтов слегка приоткрывает тайну его поведения. Печорин признается Максим Максимычу, что его “душа испорчена светом”. Мы начинаем догадываться, что эгоизм Печорина -- результат влияния светского общества, к которому он принадлежит с рождения. В повести “Тамань” Печорин вновь вмешивается в жизнь посторонних людей. Таинственность поведения контрабандистов обещала увлекательное приключение. И Печорин пустился в опасную авантюру с единственной целью -- “достать ключ этой загадки”. Проснулись дремлющие силы, проявилась воля, собранность, отвага и решимость. Но когда тайна была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина. И снова скука, полное безразличие к окружающим людям. “Да и дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!” -- с горькой иронией думает Печорин. Противоречивость и раздвоенность Печорина еще отчетливее выступают в сопоставлении его с Максим Максимычем. Штабс-капитан живет для других, Печорин -- только для себя. Один инстинктивно тянется к людям, другой замкнут в себе, безразличен к судьбам окружающих. И неудивительно, что дружба их обрывается драматически. Жестокость Печорина по отношению к старику -- это внешнее проявление его характера, а под этим внешним кроется горькая обреченность на одиночество. Социальная и психологическая мотивировка п оступков Печорина отчетливо выступает в повести “Княжна Мери”. Здесь мы видим Печорина в кругу офицеров и дворян. “Водяное общество” -- та социальная среда, к которой принадлежит герой. Печорин скучает в обществе мелких завистников, ничтожных интриганов, лишенных благородных стремлений и элементарной порядочности. В его душе зреет отвращение к этим людям, среди которых он вынужден пребывать. Лермонтов показывает, как на характер человека влияют социальные условия, среда, в которой он живет. Печорин не родился “нравственным калекой”. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и доброе, отзывчивое сердце, и твердую волю. Однако во всех жизненных столкновениях хорошие, благородные порывы в конечном счете уступают место жестокости. Печорин научился руководствоваться лишь личными желаниями и стремлениями. Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? Почему он стал “нравственным калекой”? Виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил молодой человек. “Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, -- признается он, -- лучшие мои качества, боясь насмешки, я хранил в глубине сердца; они там и умерли”. А ведь Печорин -- незаурядная личность. Этот человек возвышается над окружающими. “Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет, -- писал Белинский, обращаясь к критикам лермонтовского Печорина. -- В самых пороках его проблескивает что-то великолепное, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него: ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти -- бури, очищающие сферу духа…”Создавая “Героя нашего времени”, в отличие от прежних своих произведений, Лермонтов уже не воображал жизнь, а рисовал ее такой, какой она являлась в действительности. Перед нами реалистический роман. Писатель нашел новые художественные средства изображения лиц и событий. Лермонтов демонстрирует умение так выстраивать действие, что один герой раскрывается через восприятие другого. Так, автор путевых заметок, в котором мы угадываем черты самого Лермонтова, сообщает нам историю Бэлы со слов Максима Максимыча, а тот, в свою очередь, передает монологи Печорина. А в “журнале Печорина” мы видим героя в новом свете -- такого, каким он был наедине сам с собой, каким мог предстать в своем дневнике, но никогда не открылся бы на людях. Лишь один раз мы видим Печорина, как его видит автор. Гениальные страницы “Максима Максимыча” оставляют глубокий след в сердце читателя. Эта повесть вызывает глубокое сочувствие по отношению к обманутому штабс-капитану ив то же время негодование в адрес блистательного Печорина. Болезнь раздвоенности главного героя заставляет задуматься над характером того времени, в котором он живет и которое его питает. Печорин сам признается, что в его душе живут два человека: один совершает поступки, а другой судит его. Трагедия страдающего эгоиста в том, что его ум и его силы не находят достойного применения. Равнодушие Печорина ко всему и ко всем не столько его вина, сколько тяжелый крест. “Трагедия Печорина, -- писал Белинский. -- прежде всего в противоречии между высокостию натуры и жалкостию действий”. Нельзя не сказать о том, что роман “Герой нашего времени” обладает свойствами высокой поэзии. Точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор отличают это произведение. Слог писателя отличается краткостью и остротой афоризмов. Этот слог доведен в романе до высокой степени совершенства. Описания природы в романе необыкновенно пластичны. Изображая ночной Пятигорск, Лермонтов сперва описывает то, что замечает в темноте глаз, а затем -- слышит ухо: “Город спал, только в некоторых окнах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловеще облачко; месяц поднимался на востоке; вдали серебряной бахромой сверкали снеговые горы. Оклики часовых перемежались с шумом горячих ключей, спущенных на ночь. Порою звучный топот коня раздавался по улице, сопровождаемый скрыпом нагайской арбы и заунывным татарским припевом”. Лермонтов, написав роман “Герой нашего времени”, вошел в мировую литературу как мастер реалистической прозы. Молодой гений раскрыл сложную натуру своего современника. Он создал правдивый, типический образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. “Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!” -- говорит всем содержание книги. Роман “Герой нашего времени” стал зеркалом жизни России 30-х годов, первым русским социально-психологическим романом.

Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности.

Цели:

1) анализ произведения: выявить особенности романа «Герой нашего времени» как психологического произведения; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина; выявить авторское отношение к герою в целом и понять причины трагедии Печорина;

2) обучение монологической речи, развитие навыка выразительного чтения;

3) воспитание интереса к изучению творчества М.Ю. Лермонтова.

Оборудование:

иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Созданием романа «Герой нашего времени» Лермонтов внёс огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. М.Ю. Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, 30 – х годов XIX века, эпохи, наступившей после разгрома декабристского восстания в России, когда преследовались вольнолюбивые взгляды, когда лучшие люди того времени не могли найти применения своим знаниям и способностям, преждевременно утрачивали молодость души, опустошали жизнь погоней за новыми впечатлениями. Именно такова судьба Григория Печорина – главного героя лермонтовского романа.

Тема сегодняшнего урока –«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности»

Как вы понимаете выражение «незаурядная личность»?

(Необычная, выделяющаяся среди других)

Мы должны выяснить, в чём незаурядность личности Печорина.

А кроме того, мы должны выявить, в чем состоит психологизм романа.

Как вы понимаете значение слова «психологизм»?

(Запись в тетради: Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний.

(Толковый словарь)

III. Проверка домашнего задания.

В чём особенность композиции произведения?

(Роман состоит из 5 самостоятельных повестей. Центральный герой, Печорин, связывает воедино все части романа. Повести расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя.

Вам нужно было восстановить фабулу произведения. Вспомните, что такое Фабула?

(Фабула – расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.)

Сюжетный порядок Фабульный порядок

1. «Бэла» 4

2. «Максим Максимыч» 5

3. «Тамань» 1

4. «Предисловие к журналу Печорина» 6

5. «Княжна Мери» 2

6. «Фаталист» 3

(Автор использует принцип от «внешнего» к «внутреннему» раскрытию характера главного героя. Сначала о Печорине рассказывают другие люди (Максим Максимыч, офицер «Путешествующий по казённой надобности»). Потом Печорин сам рассказывает о себе в повестях «Тамань», «Фаталист», а также в своём дневнике – исповеди.)

IV. Работа по теме урока (анализ произведения)

1) Работа над вопросами:

В первой главе мы видим Григория Александровича Печорина глазами Максима Максимыча. Что вы можете сказать об этом человеке?

(Штабс – капитан, проведший большую часть жизни в кавказской крепости, способен точно воспроизвести внешний ход событий, но не может объяснить их. Он далёк от понимания душевных поисков героя. Мотивы его поступков для Максима Максимыча необъяснимы. Он замечает только «странности героя»)

Что вы узнали из повести «Бэла» о жизни Печорина в крепости?

О каких чертах характера говорят его поступки?

(Печорин имеет блестящий аналитический ум, он оценивает людей, мотивы их поступков, а, с другой стороны, им быстро овладевает скука, у него нет цели в жизни.)

Что вы узнали о жизни Печорина до появления в крепости?

Как в этом эпизоде проявляется психологизм?

(Мы видим здесь не только описание жизни, но и душевные переживания героя)

При каких обстоятельствах мы встречаем героя, читая главу «Максим Максимыч»?

Кто описывает портрет Печорина

Что показалось необычным во внешности героя?

(Сочетание белокурых волос и чёрных глаз, «глаза не смеялись, когда он смеялся» .Автор делает вывод, что это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.)

Изменился ли Печорин после отъезда из крепости?

(Возросли равнодушие Печорина к жизни, к людям, апатия, эгоизм.)

С какой целью рассказчик печатает «Журнал Печорина»?

(Показать историю души человеческой)

Кто выступает в качестве рассказчика в повести «Тамань»?

А кто является главным героем?

Каким показал себя Печорин в столкновении с контрабандистами, как раскрывается его характер?

(Печорин оказывается в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов. Но постепенно он выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Стремление вмешиваться в события говорит об активности героя, он не хочет довольствоваться пассивной ролью созерцателя жизни.)

О каких сторонах характера позволяет судить повесть «Тамань»

(Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, наблюдательность)

Почему, имея такие возможности в характере, Печорин не кажется счастливым?

(Все его действия не имеют глубокой цели. Он активен, но активность не нужна ни ему ни другим. Он умён, находчив, наблюдателен, но всё это приносит несчастье людям. Нет в его жизни цели, действия его случайны).

В повести «Княжна Мери» мы видим Печорина в Пятигорске.

Как сложились его отношения с «водяным обществом»?

Как складываются отношения Печорина с Грушницким?

Проанализируйте историю отношений Печорина с княжной Мери.

(История обольщения Мери основана на знании человеческого сердца. Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях)

Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?

На что указывает трагическая сцена погони за Верой?

(Его любовь к Вере пробуждается с новой силой именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять единственную женщину, которая понимала его.)

Почему герой не находит счастья в любви? Как говорит об этом он сам?

(Зачитайте отрывки)

«Фаталист»

Как Печорин испытывает судьбу?

О чём говорит его поступок?

V. Работа с иллюстрациями.

1) Иллюстрация Л. М. Непомнящего к роману «Герой Нашего времени»

«Смерть Бэлы»

Задание:

1. Описать иллюстрацию

2. Найти строки из текста, которые передают состояние героев иллюстрации

(На переднем плане рисунка запечатлён потрясённый смертью Бэлы Максим Максимыч. В проёме двери возле кровати Бэлы виден изображённый в рост Печорин. Лицо его выражает столь же сложные чувства, как и в лермонтовском повествовании («… Я во все времена не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать или владел собою – не знаю…», « …его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя»)

2) Иллюстрация Л.Е. Фейнберга к роману «Герой нашего времени»

«Печорин и странствующий офицер»

3) Иллюстрация П. Я. Павлинова «Печорин и контрабандистка»

VI. Итог урока

В чём незаурядность личности Печорина?

В чём состоит психологизм романа?

Характер Печорина нельзя оценить однозначно. В нём причудливо переплелось плохое и хорошее, добро и зло. Дело в том, что в своих поступках он исходит из собственных эгоистических побуждений. Собственное «я» - это цель, а все окружающие люди только средство для удовлетворения желаний этого «я». Печоринский индивидуализм сформировался переходную эпоху, признаком которой было отсутствие высокой цели, общественных идеалов.

VI. Задание на дом:

Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова


Урок 1. Тема урока:

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – первый психологический

роман в русской литературе.

Цель урока: - пробудить интерес к роману М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

    напомнить учащимся об основных характерных особенностях жизни русского общества в 30-е годы XIX века, о судьбе молодого поколения этого времени;

    познакомить с идейным замыслом романа «Герой нашего времени» и о последовавших литературно-критических отзывах на выход произведения;

    прокомментировать важнейшие особенности произведения: психологизм романа и его композиция (отсутствие единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трех рассказчиков – автора, Максима Максимовича и Печорина).

Тип урока – урок усвоение новых знаний.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои,

точно портрет, но не одного человека: это портрет,

составленный из пороков всего нашего поколения,

в полном его развитии»

М.Ю.Лермонтов

I. Вступительное слово учителя.

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» был задуман автором в конце 1837 года. Основная работа проходила в 1838 году, и роман был полностью завершен в 1839 году. Вскоре в журнале «Отечественные записки» появилась его первые главы: повесть «Бэла» была напечатана 1838 году с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа», в конце 1839 года увидела свет следующая повесть – «Фаталист», а затем была опубликована и повесть «Тамань».

Своему новому роману М.Ю. Лермонтов сначала дал название «Один из героев начала века». Однако в 1940 году вышло отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени».

1830 –1840-е годы в истории России, когда разворачивается действие произведения, – это мрачные годы, отметившиеся в истории как годы николаевской реакции, годы жесточайшего полицейского режима. Невыносимым было, прежде всего, положение народа, особенно трагичной была судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали у молодого Лермонтова вызывал тот факт, что «у будущего поколения нет никакого будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – это главные черты молодых современников писателя.

Лермонтову в своем произведении хотелось показать, на что обрекала молодое поколение николаевская реакция. Само название романа «Герой нашего времени» является свидетельством его важности.

Оценивая роман М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцен писал: «В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал».

Печорин – это богато одаренная натура. Герой совершенно не переоценивает себя, когда откровенно о себе говорит: «Я чувствую в душе моей силы необъятные». Своим романом Лермонтов дает ответ на вопрос: почему же энергичные и умные люди не находят применения своим недюжинным способностям и тем самым «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути? Самое пристальное внимание автора обращено на главного героя, на раскрытие его сложного и противоречивого характера.

В своем предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…». Тем самым автор объясняет особенность своего произведения: «Герой нашего времени» – это первый русский психологический роман.

    Словарная работа

В словаре литературоведческих терминов дано следующее определение психологического романа: психологическим романом можно назвать такой роман, где внимание автора и читателя сосредоточено на познании человеческой души во всех её проявлениях.

- назовите определяющие характеристики психологического романа.

Приемами создания психологизма могут быть самоанализ героя, оценка действий героя с позиций других персонажей, авторский анализ характера. В своем произведении Лермонтов пользуется всеми этими приемами, что делает произведение более глубоким.

Немного теории литературы .

Вспомните, пожалуйста, что такое сюжет произведения и фабула.

Сюжет (франц. sujet – предмет) – событие или совокупность событий в эпических и драматургических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом.

Фабула (лат. fabula – рассказ) – цепь, череда событий в эпическом или драматургическом произведении, положенная в основу сюжета в хронологическом порядке.

II. Выяснение первоначальных впечатлений учащихся о романе «Герой нашего времени».

    Беседа с классом

    Какая из прочитанных повестей, составляющих произведение, произвела на вас наибольшее впечатление?

    Расскажите о своем отношении к главному герою.

    О каких событиях из жизни Григория Печорина мы узнали, прочитав главу «Бэла»?

    От чьего имени ведется повествование в этой главе? Какую это играет роль в самом повествовании?

    Кто такой Максим Максимыч, от имени которого ведется повествование в главе «Бэла»? Что вы о нем можете рассказать?

    Является ли Максим Максимыч тем человеком, который способен понять Григория Печорина?

III. Особенности композиции романа

Вопросы:

1. Что такое сюжет художественного произведения?

2. Какие элементы сюжета вам известны?

3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?

4. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в нем выделить уже известные вам элементы сюжета? (Особенность композиции романа – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но именно образ главного героя становится объединяющим: он связывает все эти части в единый роман.)

5. Рассмотрим разницу между хронологическим и композиционным порядком, который наблюдается в романе.

Хронологический порядок такой: Печорин едет к месту своей службы, однако по дороге он останавливается в Тамани, затем по дороге к месту службы посещает Пятигорск, где за ссору и дуэль с Грушницким был сослан в крепость. В крепости с ним происходят события, которые описаны в повестях «Бэла» и «Фаталист». Через несколько лет Печорин встречается с Максимом Максимычем.

Хронологически повести должны быть расположены следующим образом:

1. «Тамань».

2. «Княжна Мэри».

3. «Бэла».

4. «Фаталист».

5. «Максим Максимыч».

Однако М.Ю. Лермонтов в своем произведении нарушает порядок расположения повестей. В романе они следуют таким образом:

1. «Бэла».

2. «Максим Максимыч».

3. «Тамань».

4. «Княжна Мэри».

5. «Фаталист».

Последние три повести представляют собой дневник главного героя, в котором показана история его жизни, написанная им самим.

Вопросы:

1) Почему именно так строит свой роман Лермонтов?

2) О чем заставляет задуматься читателя такая композиция произведения?

3) В какой форме написаны первые две повести? Что особенного в последующих трех повестях?

Выводы. «Печорин – главный герой романа. Действующие лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Композиция произведения (смена рассказчиков, нарушение хронологии событий, жанр путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его».

Таким образом, выбранная композиция романа предоставляет автору следующие возможности:

Максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

Проследит историю его внутренней жизни;

Образ Печорина в романе раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане его внутреннего раскрытия.

IV. Литературно-критические отзывы на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1. С. Бурачек : Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение».

2. С. Шевырев : «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом».

3. В. Белинский : «Печорин… герой нашего времени».

4. А. Герцен : «Печорин – «младший брат Онегина».

Вопросы:

1) Кто из литературных критиков, по вашему мнению, более объективен в оценке Григория Печорина?

Чтение предисловия.

(«…Герой нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…»)

Домашнее задание

1 . Повести «Бэла», «Максим Максимыч». (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.)

2. Составить план повести «Бэла», озаглавить все ее части.


Картины природы
Подобный материал:
  • Урока Тема урока Кол-во уроков , 32.75kb.
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838-1840) , 44.13kb.
  • Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе , 272.01kb.
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» нравственно-психологический роман , 24.72kb.
  • А. А. Ахматовой Кто из критиков первым предложил рассматривать роман М. Ю. Лермонтова , 51.04kb.
  • Планирование по программе под ред. В. Я. Коровиной концентрическая структура , 21.79kb.
  • Образ Печорина. Роман "Герой нашего времени" Лермонтов начал писать в 1838г. Уже через , 127.25kb.
  • Фаткуллиной Рузалией Музагитовной Новое Мансуркино 2010 Цели урок , 58.36kb.
  • Русский язык 5 в класс Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление , 58.73kb.
  • Исследовательская работа по литературе «Роль собственных имён как средства выразительности , 407.92kb.
Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтова как психологический роман

«Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе. Произведение было закончено к 1839г., и в нем Лермонтов подводит итог своим размышлениям о том, что есть «современный человек», какую роль будет играть поколение 30-ых годов в истории России. И в образе Печорина М.Ю.Лермонтов обобщил типичные черты молодого поколения своей эпохи, создав образ человека 30-х годов XIX столетия. Несмотря на многие совпадения автора и героя, Лермонтов стремится к максимальной объективности повествования. Автор сравнивает себя с врачом, который ставит диагноз больному веку:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Психологический роман – это не только интерес к внутреннему миру человека. Психологизм начинается там, где начинаются противоречия , где возникает борьба между внутренней жизнью человека и обстоятельствами, в которые он поставлен.

Сам М.Ю.Лермонтов так говорил о своем произведении: “история души человеческой ”. Это и есть тема, суть романа.

Обратившись к этой теме, М.Ю.Лермонтов продолжил пушкинские традиции. Белинский заметил, что Печорин “это Онегин нашего времени”, тем самым, подчеркнув преемственность этих образов и их различие, обусловленное эпохой. Вслед за А.С.Пушкиным М.Ю.Лермонтов раскрыл противоречие между внутренними способностями своего героя и возможностью их реализации. Однако у М.Ю.Лермонтова это противоречие обострено, поскольку Печорин личность необыкновенная, наделенная могучей волей, высоким умом, проницательностью, глубоким пониманием истинных ценностей.

Обращает внимание необычная композиция романа . Он состоит из пяти отдельных повестей, расположенных так, что явно нарушается хронология жизни героя. В каждой повести автор помещает своего героя в новую среду, где он сталкивается с людьми иного общественного положения и психического склада: горцами, контрабандистами, офицерами, дворянским “водяным обществом”. Таким образом М.Ю.Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина к их мотивам, постепенно раскрывая внутренний мир героя. Владимир Набоков в статье, посвященной роману Лермонтова, пишет о сложной системе рассказчиков:

Печорин глазами Максим Масимыча («Бэла»)

Печорин своими собственными глазами («Журнал Печорина»)

В первых трех повестях (“Бела”, “Максим Максимыч”, “Тамань”) представлены лишь поступки героя, где демонстрируются примеры печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям: Бела стала жертвой его страстей, не пожалел Печорин и бедных контрабандистов. Невольно напрашивается вывод, что главной психологической его чертой является властность, эгоизм: “какое дело мне, странствующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих?”

Но это мнение оказывается ошибочным. В повести «Княжна Мери» перед нами предстает ранимый, глубоко страдающий и тонко чувствующий человек. Мы узнаем о любви Печорина к Вере, и отношение читателя к герою меняется, становится более сочувственным . Печорин понимает скрытый механизм своей психологии: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, а другой мыслит и судит его”. Не следует думать, что все написанное Печориным в дневнике и есть правда его характера. Печорин не всегда искренен с самим собой, да и понимает ли он себя до конца?

Таким образом, характер героя раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причем ни одно из этих отражений, взятых отдельно, не дает исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создает сложный и противоречивый характер героя.

Когда в оркестре мы слышим не каждый инструмент в отдельности, а одновременно все их голоса, это называется полифонией. По аналогии, такое построение романа, где ни автор, ни один из героев не выражают главную мысль произведения прямо, а она вырастает из одновременного звучания нескольких голосов называют полифоническим. Термин этот ввел крупный знаток мировой литературы М. Бахтин. Роман Лермонтова имеет полифонический характер . Такое построение свойственно реалистическому роману.

Чертой реализма является и другое: в романе нет явно положительных и отрицательных героев. Лермонтов создает психологически правдоподобные портреты живых людей, в каждом из которых, даже самом отталкивающем, вроде Грушницкого, есть привлекательные и трогательные черты, а главные герои сложны, как сама жизнь.

Но на что же растрачивает свое душевное богатство, свои необъятные силы Печорин ? На любовные похождения, интриги, стычки с Грушницким и драгунскими капитанами. Печорин чувствует несоответствие действий высоким, благородным стремлениям. Постоянные попытки разобраться в мотивах своих поступков, постоянные сомнения приводят к тому, что он теряет способность просто жить, ощущать радость, полноту и силу чувства. Ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни в Печорине сменяются отчуждением и равнодушием.

Однако Печорина нельзя назвать бесчеловечным циником , ведь выполняя “роль палача или топора в руках судьбы”, он страдает от этого не меньше, чем его жертвы. Да, он всегда выходит победителем, но это не приносит ему ни радости, ни удовлетворения. Весь роман – это гимн мужественной, свободной личности и одновременно реквием одаренному человеку, который не смог “угадать своего высокого назначения”.

Еще одна черта личности героя делает этот роман серьезным психологическим произведением – это стремление героя к самопознанию. Он постоянно анализирует себя, свои мысли, поступки, желания, свои симпатии и антипатии, пытаясь раскрыть в себе корни добра и зла.

Углубленный самоанализ героя имеет в романе общечеловеческое значение, раскрывая важный этап в жизни каждого человека. Печорин, а вместе с ним и автор, говорят о самопознании как о высшем состоянии души человека.

Главной цели романа–раскрытию «истории души человеческой»– служат и такие художественные средства, как портрет героя и пейзаж . Поскольку герой живет в мире разорванных связей, ощущае внутреннюю раздвоенность, это отображается и в его портрете. Описание внешнего облика героя построено на антитезах: молодой, физически сильный мужчина, но в его облике чувствуется «нервическая слабость», усталость. В улыбке Печорина есть что-то детское, но глаза смотрят холодно и никогда не смеются. Подобными деталями автор подводит нас к выводу: в теле юноши живет душа старика. Но в герое нет, не только простодушия молодости, но нет и мудрости старости. Физические силы, духовная глубина, одаренность героя остаются нереализованными. Его бледность напоминает бледность мертвеца.

Картины природы в романе не только созвучны психологическим состояниям героев, но и наполнены философским содержанием. Образы природы символичны и унаследованы из лирики. Открывается роман описанием величественной кавказской природы, которое должно создать особое мироощущение. Природному миру в романе свойственна целостность, все начала в нем гармонично сопрягаются: заснеженные вершины гор, бурные реки, день и ночь, вечно холодный свет звезд. Красота природы живительна и способна исцелить душу, и то, что этого не происходит, свидетельствует о глубине душевной болезни героя. Не раз герой пишет в своем дневнике вдохновенные строки о природе, но, к сожалению, власть красоты природной, как и женской, мимолетна, и снова герой возвращается к ощущению пустоты жизни.

Создав характер Печорина, сильного, гордого, противоречивого, непредсказуемого героя, Лермонтов внес свой вклад в постижение человека. Автор искренне сожалеет о горькой судьбе современников, вынужденных жить лишними людьми в своей стране. Его нравственный призыв к читателю о том, что не надо плыть по течению жизни, что надо ценить то хорошее, что дает жизнь, расширяя и углубляя возможности своей души.