Библия: в чем разница между Заветом и Новым Заветом? Разница между ветхим заветом и новым заветом.

Чем Новый Завет отличается от Ветхого?

Богословы хорошо знают, что понятие ветхий, несмотря на название, не обозначает ненужность или архаичность первых 39 книг Библии. Все хвалебные изречения относительно Священного Писания, приведенные в Новом Завете, относятся исключительно к ветхозаветным письменам, так как самих книг Нового Завета тогда еще не было. Иисус призывал читать Писание 1 , а апостол Павел возвещал, что все Писание «богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности » 2 .

В рамках Нового Завета «ветхими» стали церемониальные постановления закона, касаемые Иерусалимского храма (святилища, скинии), обрядов и служения, проводимых в нем. Иисус пояснял, что Он и есть Храм и даже больше храма 3 . После жертвенной смерти Христа наши грехи символически возлагаются на Иисуса. На кресте была принесена истинная жертва, прообразом которой были жертвенные животные, убиваемые в святилище. То есть сейчас нам не нужно идти в храм, приносить за грех в жертву животное, но, согрешив, мы должны раскаяться и осознать, что за этот наш грех страдал и умер на Голгофе Христос. А в конце времени на Великом Суде вину за грехи мира понесет виновник греха – сатана и его приспешники, о чем нам говорит 20 глава последней книги Библии Откровение.

Сегодня Иисус Христос «воссел одесную Бога » 4 и находится в Небесном святилище (скинии), по образу которого был устроен земной храм. Теперь Он там совершает посредническое (ходатайственное) служение вместо земных священников, которые были Его прообразами в ветхозаветном святилище.

Апостол Павел так возвещал об Иисусе и Его миссии в небесном храме:

«Мы имеем такого Первосвященника [Христа], Который… на небесах [Он] есть священнодействователь ... скинии истинной [небесной], которую воздвиг Господь, а не человек » 5 .

«Сей [Христос]… имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них » 6 .

Кроме служения в святилище, и ветхозаветные религиозные праздники, установленные Богом и описанные в Библии, тоже являлись прообразами служения Иисуса Христа. Так, праздник Пасхи был посвящен освобождению евреев из Египетского рабства. Ежегодно вечером 14 Нисана (Авивва) верующие убивали агнца (который носил название пасха) и съедали его, вспоминая, что когда-то давно благодаря доверию Богу и крови пасхального агнца, символизирующего заместительную жертву, в их семьях никто не пострадал и они все были спасены из египетского рабства. А 15 Нисана считался великим праздничным днем. Иисус умер на кресте именно на Пасху, дав освобождение людям от рабства греха и смерти. Апостол Павел так говорил об этом: «Пасха наша, Христос, заклан за нас » 7 . Следом за Пасхой «на другой день [после] праздника » 8 шел праздник вознесения первого снопа пред лицо Господа, называемый Омер. Именно в этот день воскрес Иисус «первенец из умерших » 9 перед глазами Бога и жителей всей Вселенной. Далее через 49 дней евреи праздновали праздник Пятидесятница (Шавуот). Он знаменовал собой заключение завета с Господом на горе Синай. После воскресения Иисуса также через 49 дней, то есть на праздник Пятидесятницы, на учеников Христа сошел Святой Дух и они понесли по миру весть об Иисусе Христе и новом завете. Спустя продолжительное время после Пятидесятницы, осенью евреи отмечали праздник Труб, заканчивающийся Судным днем – Йом Киппуром. Трубы описаны в последней книге Библии Откровение. Йом Киппур был прообразом Суда Божьего и ожидается в связи со Вторым Пришествием Христа. А завершает череду ежегодных библейских еврейских праздников Суккот – Праздник кущей, идущий за Йом Киппуром. Тогда во времена Ветхого Завета израильтяне в эти дни веселились, радуясь очищению от греха. Так после Великого Суда будут радоваться спасенные от греха, смерти и диавола люди.

Когда Иисус придет второй раз, живые на тот момент представители Божьего народа преобразятся, а мертвые воскреснут в новых телах для вечной жизни:

«Господь… при… трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут …; потом мы, оставшиеся в живых , вместе с ними восхищены будем… так всегда с Господом будем» 10 .

«При последней трубе;… мертвые воскреснут нетленными , а мы [живые] изменимся » 11 .

То есть служение Иисуса на Земле исполнило многие ветхозаветные образы. Отныне уже не нужны ветхозаветные праздники и храмовые обряды, включая, естественно, жертвоприношения: все они исполнились, являясь прообразами служения Христа и иных духовных реалий. Поэтому Новый Завет и называется Новым, так как он стал другим по сравнению с заветом, заключенным с евреями на горе Синай, который сейчас именуется Ветхим. Первый завет (Ветхий) был основан на крови жертвенных животных, убиваемых в святилище, символизировавших собой Иисуса, а Новый – на самой крови Христа. Иисус принял на Cебя грехи мира, расплатившись за них на Голгофе. Вот как апостол Божий говорил о разнице в заветах:

«Первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное … Прежняя скиния [земная]… с… различными обрядами , относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. Но Христос,… придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною [то есть с небесным святилищем]не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию … вошел во святилище [небесное] и приобрел вечное искупление… И потому Он [Иисус] есть ходатай нового завета » 12

Любовь Господа к людям была явственно показана через заместительное жертвенное служение Иисуса Христа на Земле! И сердца многих людей, уверовавших в Иисуса как в Христа и Сына Божьего, преображаются от осознания великой жертвы, на которую пошел Господь ради каждого человека.

Задолго до пришествия Иисуса пророк Божий видел, что придет время, когда характеры верующих людей станут совсем другими. Ведь закон Божий будет у них в сердце, а не только на свитках:

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды [с народом Божьим] новый завет … вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его , и буду им Богом, а они будут Моим народом » 13 .

Поэтому апостолы в своих новозаветных посланиях не раз называют христиан новыми творениями, которые благодаря Иисусу становятся другими людьми, «облекшись в нового [человека], который обновляется в познании по образу Создавшего его » 14 . Истинные христиане своей жизнью отражают образ Божий: «кто во Христе, тот новая тварь [творение]» 15 . То есть человек «во Христе » – уже новое творение. Старое мышление у него заменяется новым сознанием, благодарным Богу и направленным на добрые дела в согласии с Его волей. Такое изменение личности является сверхъестественным процессом и происходит при помощи Духа Святого.

Самое большое свидетельство того, что Иисус является Христом и Господом, – это личная встреча с Ним. Порой люди удивляются, как сильно меняются члены их семей, знакомые или коллеги, став христианами. Меняются их жизнь, характер, отношение к людям. Как и почему это происходит? Все просто – так действуют на них отношения с Христом. Именно поэтому молодая христианская церковь, состоявшая сначала всего из нескольких десятков верующих, так быстро разрослась, несмотря на различные гонения. Люди принимали новую религию и шли за Христом, воодушевляясь наглядными примерами тех добрых изменений, которые происходили с их родными и близкими. Так они сами знакомились с Иисусом. А затем и у них менялось мировоззрение и, как следствие, вся жизнь. Только личная встреча с Господом может доказать нам, что все, о чем говорит Библия, действительно правда. И эта встреча значительно лучше, чем любой трактат, логический довод или фактологический анализ. Именно личная встреча с Иисусом делает людей верующими христианами, именно в этой личной встрече Бог открывает нам Себя.

Для наглядности этих, на первый взгляд, сухих доводов, я приведу свидетельства чудесных обращений душ от неверия к вере.

1 Библия, Новый Завет, Евангелие от Иоанна, 5:39
2 Библия, Новый Завет, Второе послание к Тимофею, 3:16
3 Библия, Новый Завет, Евангелие от Иоанна, 2:19-22; от Матфея, 12:6
4 Библия, Новый Завет, Евангелие от Марка, 16:19
5 Библия, Новый завет, послание к Евреям, 8:1,2
6 Библия, Новый Завет, послание к Евреям, 7:24,25
7 Библия, Новый Завет, Первое послание Коринфянам, 5:7
8 Библия, Ветхий Завет, книга Левит, 23:10,11
9 Библия, Новый завет, Первое послание Коринфянам, 15:20
10 Библия, Новый завет, Первое послание к Фессалоникийцам, 4:16,17
11 Библия, Новый завет, Первое послание к Коринфянам, 15:52
12 Библия, Новый завет, Послание к Евреям, 9:1,9-12,15
13 Библия, Ветхий завет, книга пророка Иеремии, 31:31-33
14 Библия, Новый завет, Послание к Колоссянам, 3:10
15 Библия, Новый завет, Второе послание к Коринфянам, 5:17

Невозможно осознать высоты нравственного смысла, который содержит Новый Завет, если рассматривать его в отрыве от Только вчитываясь в него, страница за страницей, можно понять, какой долгий и сложный путь прошли люди от заповедей Моисея до заповедей Иисуса, озвученных в Нагорной проповеди.

Нет необходимости рассматривать эти две части Библии с точки зрения их содержания, так как там описаны события, происходившие с разными людьми в разное время. И прав был усматривая их разность не по сущности, а по времени. Тесная связь в другом - в общности религиозно-законодательного и нравственно-вероучительного аспектов. Эту связь признавал Христос, когда говорил, что он пришел исполнить закон и пророчества, а не нарушить их. Христианская Церковь Новый Завет считает более высоким в нравственном отношении, но признает, что он не только не отменяет ветхозаветных нравственных норм, но углубляет, усиливает их.

Проповедуя, Христос обращал внимание на главное начало, определяющее отношение человека к человеку. Суть этого главного начала, которое согласовывает новое учение со старым законом и учением пророков, Иисус выразил так: во всем, как хотим, чтобы люди с нами поступали, так поступать и нам должно.

Мотив наказания за неправедную жизнь тоже объединяет Ветхий и Новый Заветы. Оба они обещают людям неотвратимый, но справедливый суд в соответствии с мерой любви и милосердия, которые мы проявляли или не проявляли друг к другу. Эти критерии тоже являются основополагающими для старого закона и пророков. Любовь к людям, любовь к Богу - на эти заповеди Нового Завета Христос указывал как на самые большие, самые главные. На тождественных заповедях утверждаются также закон и пророки.

Однако еврейская Библия по канону израильскому включает в себя четыре раздела, состоящие из двадцати двух книг, но Нового Завета в себе не имеет. А ведь он содержит много свидетельств святости и «боговдохновенности» ветхозаветных текстов. Об этом говорят все четыре автора Евангелий. Это есть в в посланиях к народам, в апостольских соборных посланиях.

Внимательно вчитываясь в евангельские тексты, легко заметить, что одним из повторяющихся аргументов является утверждение «Так говорит Писание». Под Писанием авторы подразумевали именно Ветхий Завет. Если продолжить параллель и сравнить оба канона, выяснится еще одна схожесть: Новый Завет тоже состоит из канонических книг (их 27), которые составляют четыре раздела.

Учитывая все эти важные моменты, и христианские теологи, и объективные представители светской науки выражают общую позицию: Заветы не противоположны, они - различны. Иудеи же, как известно, не признают Иисуса как Мессию. А Новый Завет - это история его земной жизни. Логично, что иудеи не признают и сам Завет. Почему? Высказываются предположения, что причина состоит в обращенности учения Христа ко всем народам, а не к одним евреям. А это исключает богоизбранность одного отдельного народа. Возможно, утверждение спорное, но доля истины в нем все-таки есть.

В чем различие между Ветхим и Новым Заветами?

"Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому " (Евр. 8:6,7). В этих стихах упоминаются первый и второй заветы. Мы называем их ветхим заветом и новым заветом. Открывая Библию и начиная изучать её, мы замечаем, что есть четкие различия между учением этих двух заветов. Мы хотели бы выделить некоторые из этих очевидных различий Мы предлагаем вам изучить следующие пункты, по которым сравним Ветхий Завет (В.З.) и Новый Завет (Н.З.). (Другими словами: вначале читайте В.З. "1", затем Н.З. "1", потом В.З. "2", Н.З. "2" и так далее).

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

НОВЫЙ ЗАВЕТ

1. События, записанные в В.З. , происходили до рождения Иисуса. Можно сказать, что его тема: "Иисус грядёт". Ветхозаветные пророки предсказывали, что Мессия будет Пророком как Моисей (Втор. 18:15), Он должен быть рожден от девственницы (Ис. 7:14), Он должен пострадать за грехи наши (Ис. 53:5,6), и должен прийти на землю, чтоб воздвигнуть царство, которое вовеки не разрушится (Дан. 2:44).

1. События, записанные в Н.З., начинаются рождением Иисуса (Мат. 1). Первые четыре книги Н.З. показывают, что Христос пришел на Землю, а весь Н.З. показывает, что Христос однажды снова придет. В первый раз Он пришёл как Спаситель (1 Тим. 1:15). Во второй раз Он придёт, чтобы судить всех людей (2 Тим. 4:1; Мат. 25:31,32).

2. Четыре основные раздела 39 книг В.З.:

1) Закон (Бытие - Второзаконие) (5 книг);

2) История Израиля (от Иисуса Навина до Есфирь) (12 книг);

3) Литература (поэзия) (Иов - Песни Песней Соломона) (5 книг);

4) Книги пророков (Исаии - Малахии) (17 книг).

2. Четыре основные раздела 27 книг Н.З.:

1) Жизнь Иисуса (Матфей - Иоанн) (4 книги);

2) История церкви (Деяния) (1 книга);

3) Послания (Римлянам - Иуда) (21 книга);

4) Пророчество (Откровение) (1 книга).

3. Особое внимание уделено народу Израиля (иудеям). Израильтяне были физическими потомками Авраама, Исаака и Иакова (также называемого Израиль). Бог обетовал каждому из них, что в их семени благословятся все народы (Быт. 22:18; 26:3-5). Иисус Христос был иудеем на земле (Рим. 9:5), и В.З. особо выделяет народ, от которого Он произошёл.

3. Особое внимание уделено Иисусу Христу и Его Царству. Его последователи - духовные потомки Авраама (Гал. 3:28,29). Н.З. показывает, что Иисус из Назарета - это семя, через Которое благословятся все народы (Гал. 3:16). В Н.З. слава воздается Богу в Церкви, Спаситель которой - Иисус (Ефес. 3:21; 5:23), и к которой Бог прилагает всех спасенных людей (Деян. 2:47).

4. Религия: семейная и национальная. Бог избрал Израиль, чтобы он был святым народом (Исх. 19:5,6). До того, как закон Моисея был дан, мы читаем о семьях, поклоняющихся Богу, а не о народах (Иов 1:5; Быт. 12:7; 4:3,4).

4. Религия: христиане - "народ святый" и “народ Божий" (1 Пет. 2:9,10). Все дети Божьи крестились во Христа (Гал. 3:26,27). Божья семья или дом - это Его Церковь (1 Тим. 3:15).

5. Закон: закон Моисея, который, как посчитали иудеи, включал более 600 заповедей. Моисей был посредником между народом Израиля и Иеговой (Гал. 3:19; Втор. 5:5). Закон Моисея был дан только израильтянам у горы Синай (Втор. 5:1-5; Исх. 20-23). Этот закон был временным, так как должен был быть в силе только до пришествия семени и веры Христовой (Гал. 3:19, 23-25).

5. Закон: Он называется "Закон Христов" (Гал. 6:2), "совершенный закон свободы" (Иак. 1:25), учение Христово (2 Иоан. 9). Иисус - Ходатай Нового Завета (Евр. 9:15). Его закон универсален, так как Он повелевает всем людям повсюду повиноваться Ему (Мар. 16:15,16; Деян. 17:30). Его закон вечный, так как он будет в силе до конца мира (Мат. 28:18-20).

6. Особые или святые места: Для народа Израиля "святой землей" был Ханаан. Содержание В.З. связано с деятельностью Израиля в Ханаане. Иерусалим был "святым местом", которое Бог избрал для того, чтобы мужчины иудеи приходили на праздники в храм.

6. Особые или святые места: Для христиан ни место рождения Иисуса (Вифлеем), ни место, где началась церковь (Иерусалим, Деян.2), не являются "святыми местами". Наш "духовный Ханаан" - на небесах. Само место, где мы поклоняемся Богу в духе и истине, не важно (Иоан. 4:21-24).

7. Жертвы: От сотворения до времени Моисея поклоняющиеся Богу приносили в жертву животных (Быт. 4:4; 8:20; 12:7). По закону Моисея евреи продолжали приносить в жертву животных. Но "невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи" (Евр. 10:4,11).

7. Жертвы: Христиане не приносят животных в жертву Богу, потому что Иисус - Агнец Божий, Который пришел в мир взять его грехи (Иоан. 1:29). Иисус принес Самого Себя в жертву за грехи один раз и навсегда (Евр. 7:27; 10:12). Последователи Иисуса должны представить тела свои в живую жертву Богу (Рим. 12:1,2).

8. Священство : Все священники в народе Израилевом должны были происходить из колена Левия (Втор. 18:1; Евр. 7:5). Основными функциями священников были: помощь другим в поклонении Иегове (Евр. 5:1-3) и обучение народа Божьего Его закону (Лев. 10:11). В Израиле всегда был один первосвященник, который служил до самой смерти (Евр. 7:23).

8. Священство: Все христиане - священники, т.к. Библия описывает их как "священство святое" (1 Пет. 2:5,9). Библия говорит, что священство переменилось (Евр. 7:12). Иисус - наш великий Первосвященник, прошедший небеса (Евр. 4:14). Иисус руководит домом Божьим, Церковью, как её первый и последний Первосвященник (Евр. 10:21).

9. Особые дни или праздники: Нет доказательств того, что до времени Моисея Бог заповедал человечеству соблюдать праздники или святые дни. Народ Израиля соблюдал седьмой день недели, т. е. субботу, как святой день отдыха (Втор. 5:12-15). Они также соблюдали праздник Пасхи, праздник Пятидесятницы, праздник труб, день очищения, праздник кущей, и другие (Лев. 23:4-44).

9. Особые дни или праздники : Праздники В.З. не являются частью учения Иисуса. Для христиан первый день недели, т.е. воскресенье, - особый день поклонения. Иисус воскрес из мертвых в первый день недели (Мар. 16:9). Его ученики воздавали и принимали вечерю Господню также в первый день недели (1 Кор. 16:1,2; Деян. 20:7). Все нынешние "религиозные праздники" происходят от людей, а не от Бога!

10. Рождение и обрезание: Физическое обрезание было впервые заповедано Аврааму (Быт. 17:1-14). Оно было также заповедано израильтянам в законе Моисея (Лев. 12:2,3). Во времена В.З. человек становился членом избранного народа Израиля просто по рождению. Закон В.З. был свят, праведен и добр (Рим. 7:12), но мы умерли для этого закона (Рим. 7:4).

10. Рождение и обрезание: По закону Иисуса войти в Царство, т.е. семью Божью, можно возродившись духовно от воды и Духа (Иоан. 3:3,5; 1 Пет. 1:22,23). Христос не заповедует физического обрезания, но духовное обрезание сердца (Рим. 2:28,29; Кол. 2:11,12). Путь Иисуса - "новый и живой", и Его завет лучше, чем старый завет (Евр. 10:19; 8:6).

Когда мы говорим о христианстве, то в сознании каждого возникают разные ассоциации. Каждый из людей уникален, поэтому понимание сути этой религии является субъективной категорией для каждого из нас. Одни считают это понятие совокупностью древности, другие - ненужным верованием в сверхъестественные силы. Но христианство - это, прежде всего, одна из которая формировалась веками.

История возникновения этого феномена началась задолго до рождения великого Христа. Многие и представить не могут, что источники христианства как религиозного мировоззрения появились ещё в XII веке до нашей эры. В процессе изучения христианства нужно обратиться к священным писаниям, которые дают возможность понять моральные устои, политические факторы и даже некоторые особенности мышления древних людей, прямо влиявшие на процесс зарождения, развития и мирового распространения этой религии. Подобную информацию можно получить в процессе детального изучения Старого и Нового Завета - основных частей Библии.

Структурные элементы христианской Библии

Когда мы говорим о Библии, нужно чётко осознавать ее важность, ведь в ней собраны все некогда известные религиозные сказания. Это писание является настолько многогранным явлением, что от его понимания могут зависеть судьбы людей и даже целых народов.

Цитаты из Библии во все времена трактовались по-разному в зависимости от целей, преследуемых людьми. Тем не менее Библия не является истинным, первоначальным вариантом святого письма. Это, скорее, своего рода сборник, состоящий из двух основополагающих частей: Старого и Нового Завета. Смысл этих структурных элементов имплементирован в Библию в полной мере, без каких-либо изменений или дополнений.

В этом священном писании раскрывается божественная суть Бога, история создания мира, а также предоставляются основные каноны жизни обычного человека.

Библия претерпевала всевозможные изменения на протяжении многих веков. Это обусловлено появлением различных христианских течений, которые принимают или отрицают некоторые библейские писания. Тем не менее Библия, вне зависимости от изменений, вобрала в себя еврейские, а позднее - сформировавшиеся христианские традиции, изложенные в заветах: Старом и Новом.

Общая характеристика Старого Завета

Старый Завет, или как его принято называть, является основной частью Библии наряду с Это самое древнее писание, вошедшее в Библию, которую мы привыкли видеть сегодня. Книгу Ветхого завета принято считать «Еврейской Библией».

Поражает хронология создания этого священного писания. Согласно историческим фактам, Старый Завет был написан в период с XII по I век до нашей эры - задолго до появления христианства как отдельной, самостоятельной религии. Отсюда следует, что многие еврейские религиозные традиции и понятия в полной мере вошли в состав христианства. Книга Ветхого завета написана древнееврейским языком, а перевод не греческий был осуществлён только в период с I по III век до нашей эры. Перевод был признан теми первыми христианами, в сознании которых только зарождалась эта религия.

Автор Ветхого Завета

На сегодняшний день неизвестно точное количество авторов, принимающих участие в процессе создания Ветхого Завета. С уверенностью можно утверждать лишь один факт: книга Старого Завета писалась десятками авторов на протяжении нескольких веков. Писание состоит из большого количества книг, названные в честь людей, создававших их. Однако многие учёные современности считают, что большая часть книг Ветхого Завета написана авторами, чьи имена сокрыты в веках.

Источники возникновения Ветхого Завета

Не смыслящие абсолютно ничего в религии люди считают, что основным письма является Библия. Старый Завет входит в состав Библии, но она никогда не была первостепенным источником, так как появилась уже после его написания. Ветхий Завет изложен в различных текстах и манускриптах, важнейшими из которых являются следующие:


Библия – одна из древнейших памяток мудрости человечества. Для христиан эта книга – откровение Господа, Священное Писание и главное руководство в жизни. Изучение этой книги – непременное условие духовного развития как верующего, так и неверующего человека. Сегодня Библия– наиболее популярная книга в мире: всего издано более 6 миллионов копий.

Помимо христиан, священность и боговдохновлённость определённых библейских текстов признают приверженцы ряда других религий: иудеи, мусульмане, бахаи.

Структура Библии. Старый и Новый завет

Как известно, Библия – не однородная книга, а сборник ряда повествований. Они отражают историю еврейского (богоизбранного) народа, деятельность Иисуса Христа, моральные учения и пророчества о будущем человечества.

Когда мы говорим о структуре Библии, следует выделить две основные части: Ветхий Завет и Новый Завет.

– общее священное писание для иудаизма и христианства. Книги Ветхого Завета были созданы в промежутке между XIII и I веками до нашей эры. Текст этих книг дошёл до нас в виде списков на ряде древних языков: арамейском, еврейском, греческом, латинском.

В христианском вероучении присутствует понятие «канон». Каноничными называют те писания, которые церковь признала вдохновлёнными Богом. В зависимости от конфессии, каноничными признаются разное количество тексов Ветхого Завета. Например, православные признают каноничными 50 писаний, католики – 45, а протестанты –39.

Помимо христианского, существует также иудейский канон. Евреи признают каноничными Тору (Пятикнижие Моисеево), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания). Считается, что Тору первым записал непосредственно Моисей.Все три книги образовывают Танах – «еврейскую Библию» и являются основой Ветхого Завета.

В этом разделе Святого Письма рассказывается о первых днях человечества, всемирном потопе и дальнейшей истории еврейского народа. Повествование «доводит» читателя до последних дней перед рождением Мессии – Иисуса Христа.

Среди богословов уже очень долгое время точатся дискуссии – нужно ли христианам соблюдать Закон Моисея (т.е. предписания, данные Ветхим Заветом). Большинство богословов всё же придерживаются мнения, что жертва Иисуса сделала для нас необязательным соблюдение требований Пятикнижия. Определённая часть исследователей пришли к обратному. Так, например, Адвентисты Седьмого дня придерживаются субботы и не принимают в пищу свинину.

Гораздо более важную роль в жизни христиан занимает Новый Завет.

– вторая часть Библии. Она состоит из четырёх канонических Евангелий. Первые манускрипты датируются началом I века нашей эры, наиболее поздние – IV веком.

Помимо четырёх канонических Евангелий (от Марка, Луки, Матвея, Иоанна) существует ряд апокрифов. Они затрагивают ранее неизвестные грани жизни Христа. Например, некоторые из этих книг описывают юность Иисуса (каноничные – только детство и зрелость).

Собственно, Новый Завет описывает жизнь и деяния Иисуса Христа – сына Божьего и Спасителя. Евангелисты описывают чудеса, совершаемые Мессией, его проповеди, а также финал – мученическую смерть на кресте, искупившую грехи человечества.

Помимо Евангелий Новый Завет содержит в себе книгу Деяния апостолов, послания и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Деяния рассказывают о рождении и развитии церкви после воскресения Иисуса Христа. По сути, эта книга – историческая хроника (часто упоминаются реальные личности) и учебник географии: описаны территории от Палестины до Западной Европы. Её автором считается апостол Лука.

Вторая часть Деяний апостолов повествует о миссионерской деятельности Павла и заканчивается его прибытием в Рим. Также книга отвечает на ряд теоретических вопросов, таких как обрезание у христиан или соблюдения Закона Моисея.

Апокалипсис – это записанные Иоанном видения, которые ему даровал Господь. В этой книге повествуется о конце света и Страшном суде – финальной точке существования этого мира. Судить человечество будет сам Иисус. Праведники, воскрешённые во плоти, получат вечную райскую жизнь с Господом, а грешники пойдут в вечный огонь.

Откровение Иоанна Богослова – наиболее мистическая часть нового завета. Текст переполнен оккультными символами: Жена, облечённая в солнце, число 666, всадники Апокалипсиса. Определённое время именно из-за этого церкви опасались вносить книгу в канон.

Что такое Евангелие?

Как уже известно, Евангелие – это описание жизненного пути Христа.

Почему же часть Евангелий стали каноничными, а часть – нет? Дело в том, что именно эти четыре Евангелия практически не имеют противоречий, а описывают просто немного разные события. Если же написания определённой книги апостолом не ставится под сомнение, то ознакомление с апокрифом церковь не воспрещает. Но и нравственным ориентиром такое Евангелие стать для христианина не может.


Бытует мнение, что все каноничные Евангелия были написаны учениками Христа (апостолами). На самом деле это не так: например, Марк являлся учеником апостола Павла и входит в число семидесяти равноапостольных. Многие религиозные диссиденты и сторонники «теорий заговора» считают, что церковники специально скрывали от людей истинное учение Иисуса Христа.

В ответ на подобные заявления представители традиционных христианских церквей (католической, православной, некоторых протестантских) отвечают, что для начала нужно разобраться какой текст можно считать Евангелием. Именно для облегчения духовного поиска христианина и был создан канон, защищающий душу от ересей и фальсификаций.

Итак, в чём же разница

Учитывая вышесказанное, несложно определить, чем же всё-таки отличаются Ветхий Завет, Новый Завет и Евангелие. В Ветхом Завете описаны события до рождения Иисуса Христа: сотворение человека, Потоп, получение Моисеем закона. Новый Завет содержит в себе описание прихода Мессии и будущего человечества. Евангелие – это основная структурная единица Нового Завета, непосредственно рассказывающая о жизненном пути спасителя человечества – Иисуса Христа. Именно из-за жертвы Иисуса сейчас христиане могут не придерживаться законов Ветхого Завета: эта обязанность была искуплена.