Биография Prince. Смерть Принса: причины трагедии и реакция звезд и президента Мадонна о Принце: «Он изменил мир

Принс (англ. - Prince Rogers Nelson; род. 7 июня 1958 года, Миннеаполис, Миннесота, США) - американский певец, автор песен, мультиинструменталист, продюсер и актер. На протяжении большей части своей карьеры выступает под именем Принс, но использовал также и множество псевдонимов, среди которых особенно известен не имеющий фонетического эквивалента символ. Лауреат семи премий «Грэмми», «Оскара» и «Золотого … Читать всё

Принс (англ. - Prince Rogers Nelson; род. 7 июня 1958 года, Миннеаполис, Миннесота, США) - американский певец, автор песен, мультиинструменталист, продюсер и актер. На протяжении большей части своей карьеры выступает под именем Принс, но использовал также и множество псевдонимов, среди которых особенно известен не имеющий фонетического эквивалента символ. Лауреат семи премий «Грэмми», «Оскара» и «Золотого глобуса». В 2004 г. имя Принса занесено в Зал славы рок-н-ролла, в том же году журнал Rolling Stone составил список 100 величайших музыкантов всех времен, в котором музыкант оказался на 28 строчке. Мировые продажи записей Принса превышают 100 миллионов копий.

Принц Роджер Нельсон родился 7 июня 1958 года в семье джазовых музыкантов Джона Нельсона и Мэтти Шоу. Несмотря на то, что позже он утверждал, что родился в смешанной семье, оба его родители были чернокожими. Поскольку он рос в музыкальной семье, Принц заинтересовался музыкой с самого детства - его первую гитару купил ему отец. Первые его музыкальные эксперименты пришлись на старшую школу, где он организовал группу вместе со своим кузеном Чарльзом Смитом и соседом Андре Андерсоном. Сначала группа называлась Grand Central, потом переименовалась в Champagne. В 1976 году Принс выпустил свою первую демо-запись, и им заинтересовались крупные лейблы. Чуть позже был подписан контракт с Warner Bros. Два его первых альбома, «For You» (1978) и «Prince» (1979), мало намекали на грядущие великие дела - это были крепкие, но мало выдающиеся работы в жанре поп-фанка. Хотя один из синглов с альбома «For You» - песня «Soft and Wet» - неплохо показал себя в чартах. Оба этих альбома Принс записал практически в одиночку - именно тогда появилась знаменитая фраза, позже украшавшая все альбомы Принца: «Написано, спродюсировано, исполнено и записано Принцом».

Первым признанным шедевром Принца стала третья его пластинка «Dirty Mind», записанная в 1980 году - ее уникальное сочетание жесткого фанка, потрясающей мелодики, сладких соул-баллад, сочного гитарного рок-саунда и небывалой по тем временам сексуальной откровенности текстов произвело настоящий фурор. Появившийся уже через год альбом «Controversy» был просто чуть менее удачным продолжением идей, найденных на «Dirty Mind», однако уже следующим альбомом, «1999», записанным годом позже при участии собранной Принцом группы The Revolution, Принц подтвердил свой статус новатора. Альбом разошелся тиражом более трех миллионов копий, но даже этот успех не мог подготовить ни слушателей, ни критиков к тому шквалу признания, что обрушился на Принса в 1984 году после выхода «Purple Rain». Выпущенный в качестве саундтрека к одноименному фильму, в котором Принс исполнил главную роль, «Purple Rain» превратил Принца в суперзвезду - альбом провел на первом месте американского хит-парада 24 недели, и разошелся тиражом в несколько десятков миллионов. Несмотря на то, что это был самый коммерчески-ориентированн ый альбом Принца на тот момент, он отказался продолжать в том же духе и годом позже выпустил альбом «Around the World in a Day», на котором вдруг ушел в сторону причудливой психоделии. Несмотря на такие странности в перемене стиля, альбом все равно разошелся весьма приличными тиражами. Следующий альбом, «Parade», был еще более странным, однако к нему прилагался блестящий поп-сингл «Kiss», который пользовался настолько большой популярностью, что практически стал поп-стандартом. В 1987 году амбиции Принца продолжали расти, и его следующий альбом стал двойным - масштабный шедевр «Sign o’ the Times» по признанию многих критиков стал кандидатом на лучший альбом 80-х. К концу года он уже был готов выпустить следующий альбом, жесткий фанковый «The Black Album» с текстами, насыщенными эротикой до предела, однако в конце концов решил отказаться от этой идеи, сочтя альбом слишком мрачным и аморальным. Вместо него он выпустил записанный впопыхах «Lovesexy», который не смог повторить успеха предыдущего альбома. Отложенный на полку «The Black Album» тем временем стал распространятся подпольно, и к 1994 году, когда Принс наконец решится выпустить его, у каждого фаната уже давно будет пиратская копия. Турне в поддержку «Lovesexy» также принесло Принцу убытки, поскольку он отказался от коммерческого спонсорства, а билеты раскупались не в таких количествах, на какие он рассчитывал. Годом позже, вместе с саундтреком к фильму «Бэтмен», Принс вернулся в чарты, даже несмотря на то, что на этом альбоме он, по сути, только повторял свои прежние идеи. В следующем году он решил снова попробовать себя в кино и снялся в главной роли в фильме «Graffiti Bridge», который стал продолжением фильма «Purple Rain». Был выпущен и соответствующий альбом, однако ни фильм, ни альбом даже и близко не приблизились к тому успеху, что выпал на долю «Purple Rain».

В 1991 году Принц собрал новую группу - The New Power Generation. Их первый совместный альбом «Diamonds and Pearls» стал очередным триумфальным возвращением музыканта. Такие синглы, как «Cream» и «Gett Off» покоряли вершины хит-парадов и бороздили волны радиостанций. Следующий альбом, вышедший в 1992 году, был назван малопонятной завитушкой, представлявшей из себя некое соединение знаков мужского и женского начала; годом позже Принц вдруг совершенно официально сменил свое имя на этот причудливый символ. Музыкальная пресса, столкнувшаяся с необходимостью как-то именовать его в своих публикациях, придумала в ответ наименование «Артист, ранее известный как Принс». В 1994 году между Артистом и его рекорд-компанией Warner Bros. возникли серьезные разногласия; Принс независимым образом выпустил свой новый сингл «The Most Beautiful Girl in the World», якобы для того, чтобы продемонстрировать, на что он будет способен самостоятельно. Песня стала самым успешным его хитом за долгие годы. В том же году на Warner вышел альбом «Come», выпущенный под именем Принца; по альбому было совершенно очевидно, что Принс просто выполнял обязательства по контракту, не стремясь вкладывать в альбом ничего. Несмотря на это, альбом пользовался заметным коммерческим успехом, добравшись, в конце концов, до статуса золотого. В ноябре 1994 года Принс, чтобы выполнить обязательства по контракту, согласился на выпуск «The Black Album», а чуть позже снова сцепился с руководством рекорд-компании, отказываясь выдать им свой законченный новый альбом «The Gold Experience». В этот раз Принс пустился во все тяжкие, называя себя во всех интервью рабом и даже появляясь на телевидении со словом «раб», написанным фломастером на щеке; компания Warner, утомившись бороться со въедливым артистом, согласилась пересмотреть условия их контракта. По новой договоренности компания выпускала «The Gold Experience», после чего их сотрудничество заканчивалось на следующей новой работе Принса. Артист бысто соорудил альбом «Chaos and Disorder», который освободил его от контракта. Следующим шагом Принса было создание собственного лейбла NPG и выпуск нового альбома «Emancipation». Задуманный как огромный блокбастер, синглы с которого будут выходить в течение следующих нескольких лет, этот тройной альбом длился больше трех часов и оказался не по зубам даже самым преданным его поклонникам. Поняв, что пластинка не стала тем сногсшибательным хитом, на который он рассчитывал, Принс сделал то, чего поклонники ожидали много лет - собрал коллекцию из редкостей и не вошедших в альбомы песен, получившую название «Crystall Ball». В том же 1998 году он выпустил очередной новый альбом «New Power Soul», однако и он не принес Принсу успеха. Потерпев относительное поражение в попытках выпускать свои альбомы самостоятельно, Принц вернулся в стан крупных лейблов, подписал контракт с Arista и выпустил в 2000 году альбом «Rave Un2 the Joy Fantastic». Несмотря на обилие приглашенных поп-звезд альбом не сумел вернуть Принцу былую популярность.

Годом позже Принс официально стал членом Свидетелей Иеговы и записал под влиянием этого события альбом «The Rainbow Children», который отличался «органическим» джазово-фанковым звучанием с большим количеством живых духовых и ударных (в противовес более ранним экпериментам с синтезаторами и драм-машинами). Следующий альбом «One Nite Alone», который распространялся только среди членов фан-клуба Принса, был почти полностью записан под аккомпанемент фортепиано. Далее последовал концертный бокс «One Nite Alone… Live!», состоящий из трёх дисков. Следующие альбомы были ещё более экспериментальными: джазовый инструментальный «Xpectation», и джазовый концертный «C-Note» также распространялись через клубную систему, а следующая его работа «N.E.W.S.», записанная в студии Принса за один день и вышедшая в 2003 году, состояла из четырех продолжительных инструментальных треков и повергла одних поклонников в восторг, а других в полное недоумение.

В 2004 году Принс вернулся к привычному синтезу поп-фанка, соула и рок-музыки, выпустив альбом-камбэк «Musicology», который неожиданно стал весьма успешным. Этот альбом не только вернул его в чарты и позволил пуститься в самый масштабный тур за последние несколько лет, но и принес Принцу номинацию на «Грэмми» в категории «Лучший мужской поп-вокал». За ним последовали также весьма удачные и коммерчески успешные «3121» (2006) и «Planet Earth» (2007).

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Prince

Принс (полное имя – Принс Роджерс Нелсон) – американский ритм-энд-блюз-певец.

Вступление

Мало кто из современных поп-артистов может похвастаться столь богатым и разнообразным музыкальным наследием, как Принс. Появившись на музыкальном небосклоне в конце 70-х, он быстро зарекомендовал себя как один из наиболее интересных и талантливых артистов в современной популярной музыке, легко соединяющий такие различные музыкальные стили, как поп, фанк, соул и рок. Он не только выпустил несколько альбомов, революционизировавших поп-музыку, он также постоянно давал концерты, продюсировал альбомы других исполнителей, писал для них песни и сам записывал песни сотнями, так что множество его композиций до сих пор хранятся неизданными в его обширных архивах. Каждой своей новой работой Принс демонстрировал стилистический рост и музыкальное разнообразие, постоянно экспериментируя с новыми звуками и жанрами. Иногда благодаря подобной эклектике его музыка подвергалась жёсткой критике, однако большая часть его экспериментов удавалась; мало кому из современных Принсу артистов удалось собрать столь великое множество разнообразных стилей в общее связное целое.

Детство и юность

Принс Роджер Нельсон родился 7 июня 1958 года в семье джазовых музыкантов Джона Нельсона и Мэтти Шоу. Несмотря на то, что позже он утверждал, что родился в смешанной семье, оба его родители были чернокожими. Поскольку он рос в музыкальной семье, Принс заинтересовался музыкой с самого детства – его первую гитару купил ему отец. Первые его музыкальные эксперименты пришлись на старшую школу, где он организовал группу вместе со своим кузеном Чарльзом Смитом и соседом Андре Андерсоном. Сначала группа называлась Grand Central, потом переименовалась в Champagne.

Карьера

В 1976 году Принс выпустил свою первую демозапись, и им заинтересовались крупные лейблы. Чуть позже был подписан контракт с Warner Bros. Два его первых альбома, For You (1978) и Prince (1979), мало намекали на грядущие великие дела – это были крепкие, но мало выдающиеся работы в жанре поп-фанка. Хотя один из синглов с альбома For You, песня Soft and Wet, неплохо показал себя в чартах. Оба этих альбома Принс записал практически в одиночку – именно тогда появилась знаменитая фраза, позже украшавшая все альбомы Принса: «Написано, спродюсировано, исполнено и записано Принсом» .

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Первым признанным шедевром Принса стала третья его пластинка Dirty Mind, записанная в 1980 году – ее уникальное сочетание жесткого фанка, потрясающей мелодики, сладких соул-баллад, сочного гитарного рок-саунда и небывалой по тем временам сексуальной откровенности текстов произвело настоящий фурор. Появившийся уже через год альбом Controversy был просто чуть менее удачным продолжением идей, найденных на Dirty Mind, однако уже следующим альбомом, «1999», записанным годом позже при участии собранной Принсом группы The Revolution, Принс подтвердил свой статус новатора. Альбом разошелся тиражом более трех миллионов копий, но даже этот успех не мог подготовить ни слушателей, ни критиков к тому шквалу признания, что обрушился на Принса в 1984 году после выхода Purple Rain. Выпущенный в качестве саундтрека к одноименному фильму, в котором Принс исполнил главную роль, Purple Rain превратил Принса в суперзвезду – альбом провел на первом месте американского хит-парада 24 недели и разошелся тиражом в несколько десятков миллионов. Несмотря на то, что это был самый коммерчески-ориентированный альбом Принса на тот момент, он отказался продолжать в том же духе и годом позже выпустил альбом Around the World in a Day, на котором вдруг ушел в сторону причудливой психоделии. Несмотря на такие странности в перемене стиля, альбом все равно разошелся весьма приличными тиражами. Следующий альбом, Parade, был еще более странным, однако к нему прилагался блестящий поп-сингл Kiss, который пользовался настолько большой популярностью, что практически стал поп-стандартом. В 1987 году амбиции Принса продолжали расти, и его следующий альбом стал двойным – масштабный шедевр Sign o’ the Times по признанию многих критиков стал кандидатом на лучший альбом 80-х. К концу года он уже был готов выпустить следующий альбом, жесткий фанковый The Black Album с текстами, насыщенными эротикой до предела, однако в конце концов решил отказаться от этой идеи, сочтя альбом слишком мрачным и аморальным. Вместо него он выпустил записанный впопыхах Lovesexy, который не смог повторить успеха предыдущего альбома. Отложенный на полку The Black Album тем временем стал распространятся подпольно, и к 1994 году, когда Принс наконец решится выпустить его, у каждого фаната уже давно будет пиратская копия. Турне в поддержку Lovesexy также принесло Принсу убытки, поскольку он отказался от коммерческого спонсорства, а билеты раскупались не в таких количествах, на какие он рассчитывал. Годом позже, вместе с саундтреком к фильму «Бэтмен» Принс вернулся в чарты, даже несмотря на то, что на этом альбоме он, по сути, только повторял свои прежние идеи. В следующем году он решил снова попробовать себя в кино и снялся в главной роли в фильме Graffiti Bridge, который стал продолжением фильма Purple Rain. Был выпущен и соответствующий альбом, однако ни фильм, ни альбом даже и близко не приблизились к тому успеху, что выпал на долю Purple Rain.

В 1991 году Принс собрал новую группу – The New Power Generation. Их первый совместный альбом Diamonds and Pearls стал очередным триумфальным возвращением музыканта. Такие синглы, как Cream и Gett Off, покоряли вершины хит-парадов и бороздили волны радиостанций. Следующий альбом, вышедший в 1992 году, был назван малопонятной завитушкой, представлявшей из себя некое соединение знаков мужского и женского начала; годом позже Принс вдруг совершенно официально сменил свое имя на этот причудливый символ. Музыкальная пресса, столкнувшаяся с необходимостью как-то именовать его в своих публикациях, придумала в ответ наименование «Артист, ранее известный как Принс» . В 1994 году между Артистом и его рекорд-компанией Warner Bros. возникли серьезные разногласия; Принс независимым образом выпустил свой новый сингл The Most Beautiful Girl in the World якобы для того, чтобы продемонстрировать, на что он будет способен самостоятельно. Песня стала самым успешным его хитом за долгие годы. В том же году на Warner вышел альбом Come, выпущенный под именем Принса; по альбому было совершенно очевидно, что Принс просто выполнял обязательства по контракту, не стремясь вкладывать в альбом ничего. Несмотря на это, альбом пользовался заметным коммерческим успехом, добравшись в конце концов до статуса золотого. В ноябре 1994 года Принс, чтобы выполнить обязательства по контракту, согласился на выпуск The Black Album, а чуть позже снова сцепился с руководством рекорд-компании, отказываясь выдать им свой законченный новый альбом The Gold Experience. В этот раз Принс пустился во все тяжкие, называя себя во всех интервью рабом и даже появляясь на телевидении со словом «раб», написанным фломастером на щеке; компания Warner, утомившись бороться со въедливым артистом, согласилась пересмотреть условия их контракта. По новой договоренности компания выпускала The Gold Experience, после чего их сотрудничество заканчивалось на следующей новой работе Принса. Артист быстро соорудил альбом Chaos and Disorder, который освободил его от контракта. Следующим шагом Принса было создание собственного лейбла NPG и выпуск нового альбома Emancipation. Задуманный как огромный блокбастер, синглы с которого будут выходить в течение следующих нескольких лет, этот тройной альбом длился больше трех часов и оказался не по зубам даже самым преданным его поклонникам. Поняв, что пластинка не стала тем сногсшибательным хитом, на который он рассчитывал, Принс сделал то, чего поклонники ожидали много лет – собрал коллекцию из редкостей и не вошедших в альбомы песен, получившую название Crystall Ball. В том же 1998 году он выпустил очередной новый альбом New Power Soul, однако и он не принес Принсу успеха. Потерпев относительное поражение в попытках выпускать свои альбомы самостоятельно, Принс вернулся в стан крупных лейблов, подписал контракт с Arista и выпустил в 2000 году альбом Rave Un2 the Joy Fantastic. Несмотря на обилие приглашенных поп-звезд, альбом не сумел вернуть Принсу былую популярность.

Годом позже Принс официально стал членом Свидетелей Иеговы и записал под влиянием этого события альбом The Rainbow Children, который отличался «органическим» джазово-фанковым звучанием с большим количеством живых духовых и ударных (в противовес более ранним экспериментам с синтезаторами и драм-машинами). Следующий альбом One Nite Alone, который распространялся только среди членов фан-клуба Принса, был почти полностью записан под аккомпанемент фортепиано. Далее последовал концертный бокс One Nite Alone… Live!, состоящий из трёх дисков. Следующие альбомы были ещё более экспериментальными: джазовый инструментальный Xpectation, и джазовый концертный C-Note также распространялись через клубную систему, а следующая его работа N.E.W.S., записанная в студии Принса за один день и вышедшая в 2003 году, состояла из четырех продолжительных инструментальных треков и повергла одних поклонников в восторг, а других в полное недоумение.

В 2004 году Принс вернулся к привычному синтезу поп-фанка, соула и рок-музыки, выпустив альбом-камбэк Musicology, который неожиданно стал весьма успешным. Этот альбом не только вернул его в чарты и позволил пуститься в самый масштабный тур за последние несколько лет, но и принес Принсу номинацию на «Грэмми» в категории «Лучший мужской поп-вокал». За ним последовали также весьма удачные и коммерчески успешные «3121» (2006) и Planet Earth (2007). В 2009 году Принс выпустил альбом Lotusflower, который впоследствии получил в США статус золотого альбома. В 2010 певец представил альбом 20Ten – удачный микс из рок-, поп- и фанк-музыки. В 2014 году Принс записал сразу два альбома – Plectrumelectrum и Art Official Age. В 2015 году музыкант также представил два альбома, точнее, один, но большой, поделенный на две части HITnRUN Phase One и HITnRUN Phase Two.

Личная жизнь

У Принса, обаятельного и привлекательного мужчины, обладающего харизмой и чувством юмора, было много женщин. Так, он встречался и с


Американский певец Принс скончался в звукозаписывающей студии в своем доме в возрасте 57 лет. Причина смерти не ясна, но за несколько дней до этого его госпитализировали с гриппом.

Принс Роджерс Нельсон родился в Миннеаполисе и впервые прославился в конце 1970-х годов, но по-настоящему знаменит он стал благодаря таким хитам как “1999” и “Purple rain”. Он был не только исполнителем, но и автором песен и музыкантом-мультиинструменталистом. Его творчество оставило значимый след в истории поп-музыки 1980-х и 1990-х годов. Жизнь Принса прошла под прицелом объективов, однако есть несколько малоизвестных фактов в его биографии.


Принс на вручении American Music Awards 22 ноября 2015 года.
Фото: rexfeatures

Принс написал свою первую песню в возрасте 7 лет. Она называлась “Funk Machine”.

Принс на вручении премий Brit Awards в Лондоне 15 февраля 2006 года.
Фото: rexfeatures
Первая музыкальная группа, в которой он пел еще подростком, называлась Grand Central.


Фестиваль Hom Farm в графстве Кент, Великобритания, 2011 год.
Фото: rexfeatures

В какой-то момент он был так беден, что нюхал еду вместо того, чтобы есть. “У меня совсем не было денег, и я просто стоял возле Макдональдса и нюхал”, - рассказал он в интервью журнралу Rolling Stone в 1985 году.


Принс в киномьюзикле 1990 года “Graffiti Bridge”.
Фото: rexfeatures
Принс - единственный кроме The Beatles, у кого есть фильм, альбом и сингл, занимавшие первые места в США.


Принс выступает на стадионе Уэмбли в Великобритании 26 августа 1990 года.
Фото: rexfeatures
Режиссер Тим Бертон изначально планировал, что половину саундтрека к “Бэтмену” напишет Принс, а другую половину - Майкл Джексон: первый будет писать фанковые вещи, а второй - петь баллады.


Концерт Принса на стадионе Уэмбли.
Фото: rexfeatures
В конце концов, Принс написал материала к “Бэтмену” на целый альбом, познакомившись и влюбившись в Ким Бэсингер. Он даже отменил тур в Японию, чтобы больше работать над материалом и произвести на нее впечатление.


Принс и его группа The New Power Generation, 1991 год.
Фото: rexfeatures
Песня Шинейд О’Коннор “Nothing compares 2 U” написана Принсом для группы The Family, но певица сделала ее международным хитом в 1990 году.


Принс исполняет хит “Purple rain” в 1984 году.
Фото: rexfeatures
В песне Мадонны “Like a prayer” на гитаре играет именно Принс, хотя это нигде не указано.


Принс в 1984 году.
Фото: rexfeatures
Майкл Джексон написал песню “Bad”, чтобы спеть ее дуэтом с Принсом, но тому не очень понравились слова, и он был против первой строчки “Your butt is mine” (буквально - “Твоя задница в моих руках”).


Премия Brit Awards, арена O2 в Лондоне, 19 февраля 2014 года.
Фото: rexfeatures

Принс стал членом секты “Свидетели Иеговы” в 1997 году и с тех пор исключил материал сексуальной направленности из своих выступлений и не писал чересчур откровенные песни в течение многих лет.
Певец оставил огромный архив неизданных и неиспользованных песен, альбомов и заброшенных видеопроектов в своей домашней студии.

Будучи одним из самых кассовых артистов 20-го века, этот музыкант выпустил множество собственных альбомов, продюсировал и писал материал для других исполнителей, снимался в кино и экспериментировал со стилями, и за свои заслуги неоднократно становился обладателем "Грэмми", а также попал в "Зал Славы Рок-н-Ролла". Принс Роджерс Нельсон родился в Миннеаполисе 7 июня 1958 года. Его отец был пианистом, а мать – джазовой певицей, и уже в семь лет музыкальные гены дали о себе знать: на папашином инструменте мальчик сочинил свой первый мотив "Funk Machine". В школьные годы у Принса в арсенале появилась гитара, и он вместе с кузеном вошел в состав группы "Grand Central" (позже "Champagne"), которая играла музыку под влиянием Джеймса Брауна , "Sly & The Family Stone ", "Parliament "-"Funkadelic ", "Earth, Wind & Fire " и Тодда Рандгрена . После Нельсон участвовал еще в одном семейном подряде "94 East", а годом позже записал сольную демо-кассету. Пробник не дал прямого результата (в плане рекорд-контракта), однако обеспечил музыканта нормальным менеджментом, который выбил для него хорошие условия у "Warner Bros". Первая пластинка, поп-фанковая "For You", оказалась, что называется, "пристрелочным выстрелом": песня "Soft And Wet" побывала на 12-й строчке списка "Hot Soul Singles", а сам диск болтался за пределами третьей полусотни. Второй альбом Принса вышел более разнообразным (диапазон варьировался от R&B-баллад и диско до хард-рока), более продаваемым и более чартовым (№ 22), однако это были еще цветочки. Настоящий творческий подъем начался с пластинки "Dirty Mind", где фанк стал жестким, а песни приобрели сексуальный окрас.

Продолжая в том же духе, Принс записал еще пару альбомов, и уже с двойником "1999" добился отличного результата: работа вошла в горячую десятку, а обозреватели начали трубить о "миннеаполисском саунде". Однако даже этот успех ни шел ни в какое сравнение с фурором, который произвел саундтрек к автобиографичному фильму "Purple Rain". Если ранее Принс записывал альбомы практически в одиночку, то на обложке шестого студийника впервые была официально представлена его сопровождающая команда "Revolution". Тяжелые, чуть ли не металлические риффы на "Purple Rain" прекрасно уживались с поп-мелодиями, а агрессивный фанк украшал неопсиходелический налет, и от всего этого у слушателя голова шла кругом. Альбом 24 недели лидировал в американских чартах, разошелся мультимиллионным тиражом и сделал своего создателя настоящей суперзвездой. Почувствовав себя на коне, Принс решил, что пора двигаться дальше и на следующий год съехал в психоделику с программой "Around The World In A Day". Опешившая публика толком ничего не поняла, но на всякий случай скупила пару миллионов копий пластинки, которая три недели в "Billboard" занимала высшую ступеньку.

Еще более странным выглядел сделанный с применением оркестровок "Parade" (саундтрек к фильму "Under The Cherry Moon"), однако при противоречивых откликах Принсу удалось удержаться и в чартовой десятке (даже в тройке), и на платиновых рубежах. После "парадного" тура музыкант произвел ряд замен в сопровождающем составе, а потом и вообще отказался от марки "Revolution". Еще до "революционного" разгона Принс начал работу над рядом проектов, но они остались незавершенными, а вот заготовки для них очутились вместе на двойном альбоме "Sign O" The Times", очень эклектичном, но довольно успешном (№ 6). К концу 1987 года музыкант планировал выпустить "The Black Album", где возвращался к фанковым корням, однако незадолго до релиза отозвал тираж, решив, что опус получился слишком мрачным и чересчур аморальным. Вышедший вместо "чернухи" эдакий госпел-фанк "Lovesexy" оказался его духовной противоположностью, но на истории о борьбе добра со злом публика отреагировала без особых восторгов, и диск остался за пределами Топ 10 (№ 11). Хотя звуковая дорожка к фильму "Batman" вернула Принса на вершину чартов, попытка сделать киносиквел к "Purple Rain" (новая картина и соответствующий саундтрек назывались "Graffiti Bridge") имела относительно скромный успех. Следующую декаду музыкант разменял созданием новой команды "New Power Generation", которая дебютировала на диске "Diamonds And Pearls". Пластинка раскупалась на уровне середины 80-х, а уже в 1992-м кривая продаж вновь поползла вниз.

Кстати, с названием 14-го студийника Принс поставил критиков в тупик – символ изображенный на обложке не имел словесного эквивалента. Более того, спустя некоторое время он и сам сменил имя на этот значок, но ушлые обозреватели выкрутились-таки в обоих случаях: альбом стали именовать "Love Symbol Album", а музыканта – "артистом, ранее известным как Принс". Между тем у нашего героя начались разногласия с "братьями Уорнерами", и потому альбом "Come" записывался лишь для того чтобы исполнить контрактные обязательства. Но если провал этой безликой работы был понятен, то фиаско "The Black Album", на реализацию которого автор наконец-то дал "добро", объяснялось другой причиной – многие уже раздобыли себе бутлежную копию. Обвиняя лейбл в сопротивлении выпуску программы "The Gold Experience", музыкант начал появляться на публике с надписью "раб" на щеке, но потом все более-менее уладилось, и фирма согласилась отпустить его на волю после следующего альбома. В итоге шикарный фанк-роковый "The Gold Experience" вошел в десятку, а вот сделанный по принципу шаляй-валяй "Chaos And Disorder" ожидал естественный провал.

Освободившись от державших его цепей, плодовитый и амбициозный музыкант-символ зарядил в продажу через собственный лейбл "NPG" тройной (!) альбом "Emancipation". Планировалось, что релиз будет сопровождаться серией туров, а сопутствующих синглов хватит на несколько лет, однако затея провалилась, поскольку даже упертым фанам было трудновато переварить такое количество материала. Когда стало ясно, что коммерческого блокбастера из "Emancipation" не получилось, Нельсон покопался в загашниках и наскреб ворох разных вещей на целый бокс-сет, к которому прилагался еще диск с акустическими песнями "The Truth". К сожалению, реализация коробки шла как попало, и некоторым заказчикам, оформившим заявку через интернет, пришлось ждать доставки около года, хотя к тому времени "Crystall Ball" можно было найти и в простом магазине. Из-за отсутствия промоушена пострадал и свежий, мало чем уступающий "Diamonds And Pearls", альбом "New Power Soul" – многие фаны даже не знали о существовании (возможно, здесь сказался тот факт, что номинально диск издавался под маркой "New Power Generation"). Сделав соответствующие выводы, в следующий раз музыкант уделил раскрутке куда больше внимания – пристроил свой опус к мажорам "Arista", позвал кучу гостей, включая Гвен Стефани и Шерил Кроу , и дал столько интервью, сколько сроду не давал. К сожалению, труды эти не оправдались – "Rave Un2 The Joy Fantastic" достались скромное 18-е место, сдержанные отклики и слегка позолоченные продажи.

С приходом нулевых Принс вновь стал Принсом, однако вместе с тем он опять озадачил публику, развернувшись от привычного фанка к джазовым структурам. Его изыскания на новом поприще остались непонятыми, и ни концептуальный "The Rainbow Children", ни инструментальный "Xpectation", ни джемовый "N.E.W.S." не тронули сердца слушателей. Настоящее возвращение Принса произошло в 2004 году, когда в продажу поступил диск "Musicology". Альбом раскупался очень хорошо, пробился в первую пятерку и среди нескольких номинаций на "Грэмми" выиграл две (Best Male R&B Vocal Performance, Best Traditional R&B Vocal Performance). Спустя пару лет музыкант подтвердил свою состоятельность и обилие пороха в пороховницах чарттоппером "3121", и лишь чуточку менее чартовой вышла программа "Planet Earth" – ей досталось второе место. Далее Принса опять потянуло на многотомные амбициозные проекты, и в 2009 году он разродился трехдисковым бокс-сетом "Lotusflow3R". Первая часть (собственно "Lotusflow3R") была отдана на откуп гитарной музыке, вторая ("MplSound") служила возвращением к восьмидесятническому фанку, а в третьей звучал современный R&B с вокалом Брии Валенте. Если до сих пор Принс не раз прибегал в распространении альбомов к услугам Интернета, то диск "20Ten" он отказался выпускать в "цифре" и даже более того – прикрыл свой официальный сайт. После этого релиза музыкант выдержал необычную для него четырехлетнюю паузу между студийниками, но по осени 2014-го пообещал выпустить сразу две полнометражки.

Last update 17.09.14

8 подборов аккордов

Биография

Принс (англ. - Prince Rogers Nelson; род. 7 июня 1958 года, Миннеаполис, Миннесота, США) - американский певец, автор песен, мультиинструменталист, продюсер и актер.

Принц Роджер Нельсон родился 7 июня 1958 года в семье джазовых музыкантов Джона Нельсона и Мэтти Шоу. Несмотря на то, что позже он утверждал, что родился в смешанной семье, оба его родители были чернокожими. Поскольку он рос в музыкальной семье, Принц заинтересовался музыкой с самого детства - его первую гитару купил ему отец. Первые его музыкальные эксперименты пришлись на старшую школу, где он организовал группу вместе со своим кузеном Чарльзом Смитом и соседом Андре Андерсоном. Сначала группа называлась Grand Central, потом переименовалась в Champagne. В 1976 году Принс выпустил свою первую демо-запись, и им заинтересовались крупные лейблы. Чуть позже был подписан контракт с Warner Bros. Два его первых альбома, "For You" (1978) и "Prince" (1979), мало намекали на грядущие великие дела - это были крепкие, но мало выдающиеся работы в жанре поп-фанка. Хотя один из синглов с альбома "For You" - песня "Soft and Wet" - неплохо показал себя в чартах. Оба этих альбома Принс записал практически в одиночку - именно тогда появилась знаменитая фраза, позже украшавшая все альбомы Принца: «Написано, спродюсировано, исполнено и записано Принцом».

Первым признанным шедевром Принца стала третья его пластинка "Dirty Mind", записанная в 1980 году - ее уникальное сочетание жесткого фанка, потрясающей мелодики, сладких соул-баллад, сочного гитарного рок-саунда и небывалой по тем временам сексуальной откровенности текстов произвело настоящий фурор. Появившийся уже через год альбом "Controversy" был просто чуть менее удачным продолжением идей, найденных на "Dirty Mind", однако уже следующим альбомом, "1999", записанным годом позже при участии собранной Принцом группы The Revolution, Принц подтвердил свой статус новатора. Альбом разошелся тиражом более трех миллионов копий, но даже этот успех не мог подготовить ни слушателей, ни критиков к тому шквалу признания, что обрушился на Принса в 1984 году после выхода "Purple Rain". Выпущенный в качестве саундтрека к одноименному фильму, в котором Принс исполнил главную роль, "Purple Rain" превратил Принца в суперзвезду - альбом провел на первом месте американского хит-парада 24 недели, и разошелся тиражом в несколько десятков миллионов. Несмотря на то, что это был самый коммерчески-ориентированный альбом Принца на тот момент, он отказался продолжать в том же духе и годом позже выпустил альбом "Around the World in a Day", на котором вдруг ушел в сторону причудливой психоделии. Несмотря на такие странности в перемене стиля, альбом все равно разошелся весьма приличными тиражами. Следующий альбом, "Parade", был еще более странным, однако к нему прилагался блестящий поп-сингл "Kiss", который пользовался настолько большой популярностью, что практически стал поп-стандартом. В 1987 году амбиции Принца продолжали расти, и его следующий альбом стал двойным - масштабный шедевр "Sign o" the Times" по признанию многих критиков стал кандидатом на лучший альбом 80-х. К концу года он уже был готов выпустить следующий альбом, жесткий фанковый "The Black Album" с текстами, насыщенными эротикой до предела, однако в конце концов решил отказаться от этой идеи, сочтя альбом слишком мрачным и аморальным. Вместо него он выпустил записанный впопыхах "Lovesexy", который не смог повторить успеха предыдущего альбома. Отложенный на полку "The Black Album" тем временем стал распространятся подпольно, и к 1994 году, когда Принс наконец решится выпустить его, у каждого фаната уже давно будет пиратская копия. Турне в поддержку "Lovesexy" также принесло Принцу убытки, поскольку он отказался от коммерческого спонсорства, а билеты раскупались не в таких количествах, на какие он рассчитывал. Годом позже, вместе с саундтреком к фильму "Бэтмен", Принс вернулся в чарты, даже несмотря на то, что на этом альбоме он, по сути, только повторял свои прежние идеи. В следующем году он решил снова попробовать себя в кино и снялся в главной роли в фильме "Graffiti Bridge", который стал продолжением фильма "Purple Rain". Был выпущен и соответствующий альбом, однако ни фильм, ни альбом даже и близко не приблизились к тому успеху, что выпал на долю "Purple Rain".

В 1991 году Принц собрал новую группу - The New Power Generation. Их первый совместный альбом "Diamonds and Pearls" стал очередным триумфальным возвращением музыканта. Такие синглы, как "Cream" и "Gett Off" покоряли вершины хит-парадов и бороздили волны радиостанций. Следующий альбом, вышедший в 1992 году, был назван малопонятной завитушкой, представлявшей из себя некое соединение знаков мужского и женского начала; годом позже Принц вдруг совершенно официально сменил свое имя на этот причудливый символ. Музыкальная пресса, столкнувшаяся с необходимостью как-то именовать его в своих публикациях, придумала в ответ наименование "Артист, ранее известный как Принс". В 1994 году между Артистом и его рекорд-компанией Warner Bros. возникли серьезные разногласия; Принс независимым образом выпустил свой новый сингл "The Most Beautiful Girl in the World", якобы для того, чтобы продемонстрировать, на что он будет способен самостоятельно. Песня стала самым успешным его хитом за долгие годы. В том же году на Warner вышел альбом "Come", выпущенный под именем Принца; по альбому было совершенно очевидно, что Принс просто выполнял обязательства по контракту, не стремясь вкладывать в альбом ничего. Несмотря на это, альбом пользовался заметным коммерческим успехом, добравшись, в конце концов, до статуса золотого. В ноябре 1994 года Принс, чтобы выполнить обязательства по контракту, согласился на выпуск "The Black Album", а чуть позже снова сцепился с руководством рекорд-компании, отказываясь выдать им свой законченный новый альбом "The Gold Experience". В этот раз Принс пустился во все тяжкие, называя себя во всех интервью рабом и даже появляясь на телевидении со словом «раб», написанным фломастером на щеке; компания Warner, утомившись бороться со въедливым артистом, согласилась пересмотреть условия их контракта. По новой договоренности компания выпускала "The Gold Experience", после чего их сотрудничество заканчивалось на следующей новой работе Принса. Артист бысто соорудил альбом "Chaos and Disorder", который освободил его от контракта. Следующим шагом Принса было создание собственного лейбла NPG и выпуск нового альбома "Emancipation". Задуманный как огромный блокбастер, синглы с которого будут выходить в течение следующих нескольких лет, этот тройной альбом длился больше трех часов и оказался не по зубам даже самым преданным его поклонникам. Поняв, что пластинка не стала тем сногсшибательным хитом, на который он рассчитывал, Принс сделал то, чего поклонники ожидали много лет - собрал коллекцию из редкостей и не вошедших в альбомы песен, получившую название "Crystall Ball". В том же 1998 году он выпустил очередной новый альбом "New Power Soul", однако и он не принес Принсу успеха. Потерпев относительное поражение в попытках выпускать свои альбомы самостоятельно, Принц вернулся в стан крупных лейблов, подписал контракт с Arista и выпустил в 2000 году альбом "Rave Un2 the Joy Fantastic". Несмотря на обилие приглашенных поп-звезд альбом не сумел вернуть Принцу былую популярность.

Годом позже Принс официально стал членом Свидетелей Иеговы и записал под влиянием этого события альбом "The Rainbow Children", который отличался "органическим" джазово-фанковым звучанием с большим количеством живых духовых и ударных (в противовес более ранним экпериментам с синтезаторами и драм-машинами). Следующий альбом "One Nite Alone", который распространялся только среди членов фан-клуба Принса, был почти полностью записан под аккомпанемент фортепиано. Далее последовал концертный бокс "One Nite Alone... Live!", состоящий из трёх дисков. Следующие альбомы были ещё более экспериментальными: джазовый инструментальный "Xpectation", и джазовый концертный "C-Note" также распространялись через клубную систему, а следующая его работа "N.E.W.S.", записанная в студии Принса за один день и вышедшая в 2003 году, состояла из четырех продолжительных инструментальных треков и повергла одних поклонников в восторг, а других в полное недоумение.

В 2004 году Принс вернулся к привычному синтезу поп-фанка, соула и рок-музыки, выпустив альбом-камбэк "Musicology", который неожиданно стал весьма успешным. Этот альбом не только вернул его в чарты и позволил пуститься в самый масштабный тур за последние несколько лет, но и принес Принцу номинацию на "Грэмми" в категории "Лучший мужской поп-вокал". За ним последовали также весьма удачные и коммерчески успешные "3121" (2006) и "Planet Earth" (2007).