Чем отличается открытый конкурс от электронного аукциона. Тендер, аукцион, конкурс, торги: общее и особенное

Тендер (торги)

Тендер (tender - предложение) - конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Термин «тендер», используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или аукцион, так и других конкурентных процедур, например запрос котировок, запрос предложений. Торги в Российской Федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа проводятся только в один этап.

Законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») предусматривает и другие способы закупок, которые не являются торгами - это запрос ценовых котировок - которые могут применяться при небольших объемах закупок (менее 500 000 рублей), а также закупки у единственного источника применяющиеся в случаях особо оговоренных в российском законодательстве.

Российское законодательство

21 июля 2005 года вышел федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в действие с 1 января 2006 года. Этот закон регламентирует все государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации, а также вводит ряд обязательных требований по публикации информации о проводимых закупках в сети Интернет.

В законе 94-ФЗ отсутствует термин «тендер», поскольку является заимствованным из английского языка путем калькирования (заимствования структуры элемента чужого языка) без его перевода и отражения истинного смысла слова. Вместо него используется более правильный термин, присутствующий в законодательстве РФ - открытый конкурс. Также закон определяет такие типы закупок как запрос котировок, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме, предварительный отбор, биржевые торги.

24 июля 2007 года был принят федеральный закон № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законом внесены значительные изменения в процедуры размещения государственных заказов, расширен перечень оснований для закупки по способу «у единственного поставщика», изменен порядок исчисления сроков (с календарных дней на рабочие), и др. В дальнейшем были приняты Федеральные законы № 257-ФЗ от 08.11.2007, № 160-ФЗ от 23.07.2008, № 225-ФЗ от 01.12.2008, № 308-ФЗ от 30.12.2008, № 323-ФЗ от 30.12.2008, № 68-ФЗ от 28.04.2009, № 93-ФЗ от 08.05.2009 и № 144-ФЗ от 01.07.2009, № 147-ФЗ от 17.07.2009, № 155-ФЗ от 17.07.2009 и № 164-ФЗ от 17.07.2009 вносящие многочисленные уточнения и поправки к закону. Актуальная редакция содержит поправки, вступившие в силу 17 июля 2009 г. с выходом закона № 164-ФЗ (Ст. 7). По материалам ru.wikipedia.org

Типы госзакупок

  • С проведением торгов
    • Конкурсы
      • Открытый конкурс
      • Закрытый конкурс
    • Аукционы
      • Открытый аукцион
      • Закрытый аукцион
      • Электронный аукцион

Открытый конкурс

Самым распространенным способом конкурентных закупок является открытый конкурс, в котором может принять участие любой поставщик. Извещение об открытом конкурсе публикуется в специализированных изданиях, на сайте заказчика, в СМИ. Процедура открытого конкурса длится не менее месяца и требует больших ресурсов (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).

Конкурс проводит заказчик или его уполномоченный. Все требования к предмету закупки и поставщикам, а также критерии выбора победителя и процедура конкурса излагаются в конкурсной документации. Участники конкурса подают заявки, оформленные согласно требованиям. Если на конкурс подана только одна заявка, он считается несостоявшимся.

На публичной процедуре вскрытия предложений оглашаются участники конкурса и их ценовые предложения. Конкурсная комиссия оценивает все заявки и определяет победителя – участника, подавшего самое выгодное предложение. С ним проводятся переговоры о заключении контракта.

Если переговоры заходят в тупик, организатор конкурса проводит их с поставщиком, сделавшим следующее по выгодности предложение.

Закрытый конкурс

Правила закрытого конкурса такие же, как и в открытом конкурсе. Отличие состоит в выборе участников. Если в открытом конкурсе может принять участие любой правомочный поставщик, то приглашение к участию в закрытом конкурсе не публикуется. В нем могут участвовать только те поставщики, которых пригласил заказчик. Информация о результатах закрытого конкурса тоже не публикуется.

Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

  • продукция есть только у ограниченного числа поставщиков или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;
  • продукция закупается для нужд безопасности или закупка носит конфиденциальный характер;
  • ремя и расходы, которые потребуются для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, несоизмеримы со стоимостью закупаемой продукции.

Открытый аукцион

Открытый аукцион позволяет реализовать госзаказ посредством подачи заявки через Интернет. Контракт на госзаказ, предусматривающий предоставление товаров, работ или услуг, называется лотом. Основным критерием определения победителя любого аукциона является цена. Поэтому победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.

Извещение о проведении открытого аукциона публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В определенных законом случаях извещение о проведении открытого аукциона может быть сокращено до семи рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.

Ставки на аукционе могут быть дискретными (с определенным шагом)и непрерывными. Аукцион может состоять из нескольких раундов, на каждом из которых участники имеют возможность делать новую ставку. Если по завершению раунда новые ставки не сделаны, аукцион завершается.

Для подтверждения серьезности намерений участников аукциона, обычно с них берется невозвратный денежный взнос, залог или иное обеспечение заявок.

Закрытый аукцион

Как и конкурсы, аукционы бывают открытые и закрытые. Однако если в закрытых конкурсах правила точно такие же, как и в открытых, но к участию допускается ограниченный круг поставщиков, то в закрытых аукционах таких ограничений нет. Отличие закрытых аукционов состоит лишь в том, что аукционеры не знают заявок других участников, так как они подаются в запечатанных конвертах, тогда как в открытых аукционах каждая заявка становится известной всем участникам.

Извещение о проведении закрытого аукциона, документация об аукционе, изменения, внесенные в нее, а также разъяснения документации об аукционе не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете. Заказчик, уполномоченный орган не позднее чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе направляют в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые удовлетворяют требованиям закона, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.

Закрытые аукционы чаще всего используются для снижения рисков заказчика, в первую очередь связанных с возможным сговором участников. Однако платой за это является снижение эффективности.

Электронный аукцион

Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) - это аукцион в электронной форме на сайте электронных торговых площадках, аккредитованных Министерством экономического развития РФ. Его порядок регулируется главой 3.1. Федерального закона № 94-ФЗ и постановлениями правительства.

Извещение о проведении аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.

С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года - заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона неизвестно, кто участвует в торгах, что обеспечивает конкуренцию и уменьшает возможность коррупции.

Аккредитованные электронные торговые площадки (ЭТП) для госзаказов

Согласно решению Минэкономразвития России, к 1 января 2010 года были выбраны пять электронных торговых площадок:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ»;
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа»;
  • ООО «РТС-тендер».
Отличия электронных аукционов от других видов торгов

Характеристики

Электронный аукцион

Запрос котировок

Подача предложений

Многократная/в электронной форме

Однократная/на бумажных носителях

Обязательства заказчика и победителя торгов

Юридически закреплены (на основе электронной цифровой подписи)

Отсутствуют

Юридически закреплены

Относительный объем документооборота

Минимальный, подается единоразово

Небольшой

Преимущества электронных аукционов

Помимо экономии бюджетных средств и снижения риска коррупции, ОАЭФ обеспечивают широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг. В числе преимуществ электронных аукционов, по сравнению с обычными аукционами и конкурсами, можно назвать следующие:

  • Короткие сроки проведения;
  • Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;
  • Прозрачность и открытость процесса закупок;
  • Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
  • Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
  • Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;
  • Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;
  • Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти область государственных закупок.
Регламент проведения открытых аукционов в электронной форме:
  • Для участия в аукционе нужно зарегистрироваться на электронной торговой площадке и в день проведения аукциона зайти на сайт аукциона используя средства идентификации или ЭЦП.
  • Аукцион проходит на понижение цены. Если цена опускается до нуля - то на повышение.
  • В момент начала аукциона участник может сделать ценовое предложение в рамках текущего шага аукциона, не превышающее начальную (максимальную) цену контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.
  • Участник может неоднократно подавать ценовые предложения.
  • Торги считаются завершенными, если через 10 минут с момента начала торгов или последнего ценового предложения от участника не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену.
  • Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.
  • Выявляется также участник, сделавший следующее после победителя лучшее предложение по цене.
  • Система в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов.
  • Без проведения торгов
    • Запрос котировок цен
      • ограничение по сумме: до 500 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам
      • ограничение по товарам: должен быть существующий рынок товаров/работ/услуг, требования заказчика должны быть достаточно общими
      • ограничение по сумме: до 100 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам

Запрос котировок

Запрос котировок - это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Порядок проведения запроса котировок регламентируется главой 4 федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.

Этот способ обычно используется в тех случаях, когда речь идет о серийной, стандартной продукции, например, о компьютерах, канцелярских товарах, горюче-смазочные материалах, некоторых видах строительных работ, аренде помещений и т. д. Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.

Граница размещения заказа путем запроса котировок по максимальной цене контракта не должна превышать 500 000 рублей.

Способ запроса котировок - самый простой и быстрый из конкурентных процедур. В этом случае не нужно разрабатывать конкурсную документацию и критерии оценки заявок, а поскольку чаще всего закупается серийная продукция, оценка котировочных заявок, с учетом всех согласований, происходит примерно за 1-7 дней.

Недостатком способа запроса котировок является возможность заинтересованных лиц влиять на исход закупки, т.к. все предложенные цены известны организаторам до окончания срока приема заявок.

Размещение заказа у единственного поставщика

При закупке из единственного источника заказчик направляет предложение о заключении контракта и ведет переговоры только с одним поставщиком.

Закупка у одного поставщика используется в следующих случаях:

  • когда продукция предоставляется только одним поставщиком или оборудование запатентовано и может быть приобретено только из единственного источника, а равноценной замены нет;
  • при продлении заключенного контракта, если он предусматривал такую возможность;
  • если подрядчик нуждается в закупке ключевых позиций у конкретного поставщика в качестве гарантии выполнения контракта;
  • при чрезвычайных обстоятельствах (ликвидация последствий стихийных бедствий);
  • если при проведении закупки конкурентным методом подходящих предложений не было.
У одного поставщика целесообразно закупать продукцию при незначительных суммах закупок, когда расходы заказчика на поиск и отбор поставщиков гораздо больше, чем цена приобретаемой продукции.

Согласно нормам российского законодательства, существуют две основные формы проведения государственных торгов - это конкурс и электронный аукцион. Главное различие между ними заключается в том принципе, по которому избирается победитель. Подробнее об этом мы поговорим в данной статье.

Аукцион и конкурс: отличия

В ходе реализации госзаказа путем проведения аукциона, побеждает тот участник, который предлагает исполнить условия контракта за самую низкую цену. Победитель в данном случае определяется посредством пошагового понижения начальной цены, которая одновременно является и максимальной. Другое название такой процедуры в рамках терминологии Гражданского кодекса - редукцион.

Если участник по ошибке или намеренно указывает в своей аукционной заявке цену, превышающую значение НМЦ, то в допуске ему отказывают.

Аукционы - единственная форма реализации госзаказа в ряде сфер. Одна из них - капитальное строительство, в которой все крупные тендеры по закону должны проводится путем электронного аукциона.

В то же время конкурс - это такая форма торгов, при которой:

  • Победитель определяется не заказчиком, а тендерной комиссией;
  • Победителем становится исполнитель, предложивший не просто низкую цену, а наиболее оптимальные условия выполнения работ или осуществления поставок.

Таким образом, можно подытожить:

  • При разграничении понятий конкурс и аукцион имеет значение то, кто принимает решение о назначении победителя торгов;
  • Низкая цена - лишь одна из составляющих понятия «лучшие условия» при проведении конкурса;
  • Еще один очень важный момент - это финансовое обеспечение и связанные с ним возможности исполнителя. При подаче заявки на аукцион, каждый участник должен в обязательном порядке обеспечить ее путем внесения денежных средств на счет заказчика. Если же мы говорим о конкурсе, то вместо этого залога можно использовать официальную банковскую гарантию. В то же время обеспечение ответственности по исполнению контракта и в том, и в другом случае, возможно оформить посредством предоставления банковской гарантии.

Сделать это максимально оперативно и выгодно вы сможете при помощи квалифицированных экспертов нашей компании. Мы с удовольствием поможем вам:

  • Выбрать самый подходящий банк из перечня Минфина РФ;
  • Ускорить процесс рассмотрения и одобрения вашей заявки;
  • Получить банковскую гарантию на длительный срок;
  • Воспользоваться спецпредложениями со сниженными ставками;
  • Предоставить обеспечение точно в срок и не допустить ошибок!

Торги дают возможность заказчику заключить договор на максимально выгодных для него условиях. Но некоторые начинающие предприниматели могут путать понятия, вследствие чего возникают вопросы, чем отличается тендер от аукциона и какой из этих видов торгов выбрать для определенной ситуации.

Основные понятия

Для начала необходимо сравнить сами понятия «аукцион» и «тендер», и отличие сразу станет очевидным.

Во время проведения тендерного мероприятия заказчик выдвигает четкие требования к конкурсантам, на основе чего те подают свои предложения. Это называют рыночной формой отбора, во время которой каждый из претендентов на победу , необходимых для принятия решения. И это не последнее, чем отличается аукцион от тендера.

Организовать тендер лучше в случае необходимости сложного товара, при этом критерии выбора не имеют особо строгого характера. Зачастую это либо нестандартный товар, который плохо поддается оценке, либо при отборе учитываются несколько критериев:

  • качество товаров и услуг;
  • особенности поставки;
  • ценовая категория;
  • надежность контрагента.

Решение принимается коллегиально и таким образом исключается человеческий фактор. Получается, что это свободный вид торгов, как для заказчика, так и для участников. Вся информация, предоставляемая конкурсантами, носит сугубо конфиденциальный характер. В этом заключается основная разница между тендером и аукционом.

Аукционом называются торги с «понятными» лотами. Здесь могут быть предметы искусства, недвижимость, нефть, металлы либо другие товары, поддающиеся сравнению и оценке. Как видно, это может быть уникальный штучный товар или простые предметы определенного качества. Этот вид торгов предполагает обязательную регистрацию каждого из участников, наличие минимальной ставки.

Цена – это главный критерий выбора аукциона, соответственно, победителем становится участник, который предложил наилучшую цену. И заказчик, несмотря ни на что, не имеет право ему отказать. Здесь организатор становится зависимым от предложения каждого из участников и во избежание махинаций перекладывает коммерческий риск на победителя, что имеет вид 100% предоплаты при продажах и оплата по факту при поставке товаров.

Основные отличия

Итак, рассмотрим тендер и аукцион – в чем разница?

Вторая особенность – предмет продаж. Для аукциона это любой товар, который может иметь цену, для тендера предметом торга являются работы, товары или услуги, которые будет поставлять победитель. Это могут быть работы по реконструкции памятников архитектуры и дорог, строительство зданий, поставка материалов.

Тендер имеет надежную защиту от денежных махинаций, которые можно ожидать от участников, так как характер проведения процесса строгий – все предложения конфиденциальны, подаются в закрытых конвертах. Таким образом, конкурсанты не имеют возможности проверить договоренность, что позволяет им нарушить словесный договор между собой.

Еще одно отличие тендера от аукциона – это основной процесс. Во время проведения первого следует предварительно подготовить пакет документов, который направляется для рассмотрения организатору торгов. Заказчик имеет право самостоятельно сделать выбор лучшего предложения из общей массы, так как есть множество критериев для отбора, которые он устанавливает сам. Второй «связывает руки» организатору и заставляет его назначить победителем того участника, который предлагает самую выгодную цену. А сам процесс проведения имеет практически мгновенный характер, но с предварительной регистрацией претендентов.

  • Чтобы купить какой-либо товар, вовсе необязательно самостоятельно начинать поиски наиболее дешевого предложения. Лучшим решением станет предоставить потенциальным поставщикам самим сделать то предложение, от которого невозможно будет отказаться. Именно это нашло свое отражение в различных формах отбора «победителей»:

    • торгах
    • конкурсах
  • запросах котировок
  • запросах предложений

Всё это – лучшие на сегодня варианты приобретения товара по наиболее выгодной стоимости.

Так, запрос котировок можно направить определенному кругу юрлиц, которые впоследствии направят в адрес заказчика свои предложения по продаже конкретного объема определенной продукции. Затем инициатор запроса выберет наиболее подходящее предложение и заключит контракт, образец которого он обязан приложить к запросу.

В свою очередь, конкурс станет своего рода торгами, в которых заказчик должен будет выбрать победителя, предложившего наилучшие условия исполнения контракта. Для оценки предложений создается специальная комиссия. Главное отличие конкурса от запроса котировок станет то, что предложенная участником конкурса цена не станет выступать единственным критерием определения победителя.

Чем аукцион отличается от котировки

Прежде всего, следует сказать о сроках: согласно действующим законам, на запрос котировок дается 4 -7 дней, а на аукцион – до 20 дней. Второе отличие заключается в способе заключения договора. При запросе котировок заказчик выясняет стоимость определенного товара (услуги, работы), который будет поставлен на определенных условиях. Это своего рода закрытый конкурс, где среди некоторого числа потенциальных поставщиков, которым направляется запрос относительно цены, после анализа полученных ответов (ценовых котировок) выбирается победитель. При проведении аукциона участники могут неоднократно менять информацию в своих предложениях (торговаться), а победителем будет признан последний из тех, кто предложит наиболее привлекательную цену контракта.

Всё это – и запросы, и конкурсы, и аукционы – можно объединить под одним понятием тендер. Ведь в каждом из этих случаев участники сталкиваются с конкурентной формой отбора своих предложений, где выбирается один единственный победитель. Особенности проведения таких мероприятий и обуславливают их название, однако суть остается одной – потенциальный поставщик (подрядчик) должен выполнить все предусмотренные данной формой отбора пункты контракта, предложив при этом заказчику наиболее выгодные условия (цены).

Конкурсы и аукционы – базовые способы закупки

Такие процедуры, как конкурсы и аукционы, являются основными способами закупок, в то время как всё остальное можно назвать процедурами производными. Согласно Гражданскому кодексу РФ, это торги, а запросы цен, котировок, предложений, оферт, равно как и конкурентные переговоры – это способы закупки, придуманные для удобства заказчика, который хотел бы обозначить лишь некоторые критерии своего будущего выбора.

Для наиболее эффективной реализации и приобретения товаров и услуг компании и частные лица принимают участие в различных конкурсах и аукционах. В каждом конкретном случае более выгодна та или иная форма проведения торгов. Чтобы не ошибиться с выбором, следует хорошо понимать различия между аукционами и конкурсами, и их особенности.
Аукцион – это «распродажа» предметов, имеющих какую-либо ценность, по максимально возможной цене.
Изначально аукционы были предназначены для продажи долгового имущества. Сегодня на аукционы чаще всего выставляют антиквариат, предметы искусства, народного творчества; они распространены в качестве инструмента внешней торговли для реализации единичных товаров.
Кроме товаров, на аукционы могут быть выставлены и права на заключения договоров.
Существует множество различных видов аукционов, самыми распространенными из которых являются:
английский (прямой);
аукцион первой цены;
аукцион второй цены;
обратный аукцион (редукционный);
аукцион «платят все» и др.
Набирающий популярность в использовании тендер – также является одним из видов аукциона, называемый «аукционом своей цены».
Конкурсом называют состязание нескольких претендентов, цель которого – выбор более достойного варианта, который обеспечит наилучшие условия исполнения контракта.
Конкурсы бывают:
открытые (любой может принять участие);
селективные (подавать заявку могут все, но непосредственно участвуют в конкурсе только отобранные заказчиком претенденты);
закрытые (участники приглашаются организаторами).

Конфиденциальность

Конкурс предполагает конфиденциальность всех сведений, содержащихся в заявке. Заявка имеет довольно сложную структуру, неверное оформление ее является одной из самых частых причин отказа в участии в конкурсе.
Заявка на участие в аукционе отражает личную информацию об участнике, запрашиваемую организаторами, иногда копии некоторых документов, но цену, которую участник готов заплатить за данный лот, не содержит, а соответственно не нуждается в конфиденциальности.

Условие победы

Чтобы определить победителя конкурса, рассматривают условия исполнения работы всеми участниками, их рейтинг, анализируют предполагаемое качество работы, и, исходя из этого, делают вывод.
Аукцион – это состязание предложений по цене: кто готов оплатить больше либо предложит самую низкую стоимость за выполнение им каких-либо услуг, тот и получит выставленный лот.
Аукцион считается более прозрачной формой торгов. У конкурентов имеется больше шансов получить желаемый лот, чем при участии в конкурсе, где субъективное мнение организаторов решает судьбу участников. К тому же, часто случается так, что конкурс проводится лишь для проформы, в то время как исполнитель изначально определен.

Материальные затраты на участие

Для участия в конкурсе необходимо качественно разработать предложение. При этом возникают материальные и временные издержки, порой даже очень значительные. Однако только один конкурсант выигрывает лот, остальным их затраты никак не компенсируются.
Для участия в аукционе, как правило, материальных затрат не требуется. Однако иногда организаторы собирают некоторый невозвратный взнос в качестве подтверждения серьезности намерений. Также существует такой вид аукциона, где каждый заявитель оплачивает названную им сумму, хотя лот достается лишь участнику, оценившему его максимально дорого.
Кроме всего прочего, итоговая цена приобретения лота на аукционе, как правило, процентов на 20-30 меньше, чем при приобретении аналогичного товара посредством конкурса.

Таким образом, отличие аукциона от конкурса можно сформулировать в следующем:

Участник аукциона имеет больше шансов выиграть лот, чем участник конкурса.
Участие в конкурсе требует больших материальных затрат, чем участие в аукционе.
Конкурс – это демонстрация возможностей участников, их условий и качества работы. Обладателем лота аукциона становится участник, предложивший большую цену, не зависимо от его личностных качеств и умений.