Духовная сфера общества искусство таблица. Сферы жизни общества

  • Что такое духовная сфера?
  • Что относится к духовным ценностям?
  • Из чего складывается духовная культура?
  • Что такое нравы?

Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу различных духовных ценностей: их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Под духовными ценностями подразумевают моральные нормы и нравственные идеалы, традиции и обычаи, религиозные нормы, произведения живописи, музыки, литературы и других видов искусства, а также научные знания и теории.

Духовная сфера общества является важной частью культуры.

Что такое культура?

В переводе с латинского языка слово «культура» (cultura) означает «возделывание», «развитие». В Древнем Риме под культурой понимали возделывание земли. В XVIII веке этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утончённого в манерах. До сих пор слово «культура» связывается у нас с хорошим воспитанием, картинной галереей, консерваторией.

Современные учёные под культурой понимают все достижения людей, всё то, что создано человечеством (автомобили, компьютеры, музыкальные произведения, литература, кинофильмы, одежда, традиции, нормы и ценности и т.д.).

Культура настолько необходима, что её, как и воздух, мы не замечаем, но жить без воздуха, как и без культуры, не можем.

Культура - сложная система, создававшаяся тысячами поколений людей. В культуре находят отражение черты того или иного народа, общества, социальной группы. Именно своей культурой отличаются они друг от друга. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое. В культуру входят и социально-бытовые правила, принятые в обществе, жесты вежливости и приветствия, этикет, гигиенические привычки. Сфера культуры включает в себя деятельность библиотек, музеев и выставок, зрелищных предприятий, клубных учреждений, парков культуры, ботанических садов и зоопарков, телевидения и радиовещания.

Большинство учёных сходится во мнении, что культура имеет два измерения - материальное и духовное. Это деление условно. Материальная культура включает всё созданное человеческими руками: паровую машину, книги, орудия труда, жилые дома, церковные здания, украшения, произведения искусства и многое другое. Духовную (нематериальную) культуру образуют: нормы и правила поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, мифы, знания, идеи, верования, обычаи, традиции, язык и т.д. Нематериальная культура тоже результат деятельности людей, но сотворена она не руками, а скорее разумом и существует в нашем сознании, поддерживается обществом. Духовная культура может воплощаться в явлениях материальной культуры: книгах, картинах, скульптуре, архитектуре и т.д.

Из чего складывается духовная культура

Духовная культура в широком смысле слова включает все проявления человеческой деятельности в области материальной и нематериальной культуры, касающиеся искусства и науки, архитектуры, музыки, балета, театрального, музейного и библиотечного дела. В узком смысле слова - это только высоконравственные духовные ценности и поступки - героизм, патриотизм, совестливость и честность, альтруизм и т.д.

К духовной культуре относятся искусство, наука, образование, религия. Искусство отражает мир в художественных образах. Наука призвана открывать новые знания, создавать передовые технологии, проекты космических станций, расшифровывать старинные тексты, описывать законы Вселенной и т.д. Наука делает мир более понятным человеку.

Благодаря образованию (и самообразованию) знания передаются последующим поколениям. В систему образования входят школы, гимназии, лицеи, академии, университеты и др.

В чём значение науки, образования в жизни человека?

Существуют разные религии (среди них - три мировые: христианство, буддизм, мусульманство) - представления, основанные на вере в существование Бога или богов. Но все они содержат систему моральных принципов, представлений о добре и зле, которые придают смысл человеческой жизни, помогают бороться со всеми проявлениями зла ради утверждения на Земле любви и добра.

Духовную культуру создаёт множество людей - поэты, писатели, композиторы, художники, издатели книг и журналов, лекторы, радио- и телеведущие, учёные и изобретатели, деятели церкви. Много учреждений и организаций участвует в этом процессе: академии наук, школы и вузы, художественные галереи, театры, музеи, библиотеки и др. Они способствуют созданию, сохранению, распространению художественных произведений, научных теорий, изобретений.

Можно также сказать, что духовная культура является результатом деятельности всех людей. Ведь мало сочинить стихотворение, песню, написать картину, снять фильм или поставить спектакль. Без читателей, слушателей, зрителем литература, музыка, живопись, театр, кино - мертвы. Если мы не будем соблюдать традиции, правила поведения - они перестанут существовать. Гениальность изобретения может быть оценена по достоинству, если только оно станет общественным достоянием.

    Дополнительное чтение
    В развитии духовной сферы огромную роль сыграло возникновение письменности и появление книгопечатания. Европейский изобретатель книгопечатания немец Иоганн Гутенберг в 1455 году напечатал первую большую книгу - «Библию», которая до сих пор считается шедевром полиграфии.
    В 1564 году в России вышла первая печатная датированная книга «Апостол», её издал Иван Фёдоров.
    С первых печатных станков сходили молитвенники, сборники проповедей, учебники, грамматики для детей, моральные наставления, правила хорошего тона.
    Первые печатные учебники неузнаваемо изменили сам процесс обучения. Раньше, сидя перед учителем у подножия кафедры, ученики старательно записывали его слова под диктовку. Теперь перед учениками лежали красиво изданные книги.
    Роль книгопечатания невозможно переоценить. Без него не было бы образования, а без образования - науки и культуры.

Объясните, как появление книгопечатания повлияло на развитие духовной сферы общества?

Основой духовной культуры выступают морально-нравственные принципы и нормы, т.е. представления о добре и зле; правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о справедливости, долге, чести, совести и др.

В любом обществе существуют свои нравственные ценности и идеалы. Их отражают нравы.

    Интересные факты
    В современном обществе считается безнравственным обижать слабого. А вот древние греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Отец должен был отнести новорождённого к старейшинам. Те осматривали ребёнка, если находили его крепким, отдавали отцу. Если же ребёнок был слабым и болезненным, его сбрасывали с обрыва в пропасть.

Благородные нравственные поступки не требуют наград, слов благодарности или правительственных орденов. Благодарностью служит сам добрый поступок. Он помогает поверить в себя, укрепляет всё лучшее в нас.

Высокоморальным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим. Уважение к родителям и забота о них - одна из основ человеческой морали. Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если в них присутствует чувство ответственности за другого человека.

    Умная мысль
    «Нравы говорящего, убеждают больше, чем его речи».
    - - Публий Сир, древнеримский поэт - -

Какое бы решение в своей жизни ни принимал человек, будь то коммерческая сделка, бракосочетание, выбор друзей, устройство на работу, участие в голосовании на выборах в органы государственной власти или моральный выбор, он так или иначе руководствуется нравственными принципами.

    Подведём итоги
    Духовная сфера общества включает высшие проявления человеческой деятельности в области литературы, живописи, науки, музыки, архитектуры, поэзии и т.п. В них главную роль играют морально-нравственные принципы.

    Основные термины и понятия
    Духовная сфера общества, культура, нравы.

Проверьте свои знания

  1. Объясните значение следующих понятий: «культура», «нравы».
  2. Чем материальная культура отличается от духовной? Приведите примеры.
  3. Из чего складывается духовная культура? Кто участвует в её создании?
  4. Расскажите о нравах, играющих большую роль в нашей жизни.

Практикум

Духовная сфера общества - это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества. Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания - эстетическое и религиозное. Считается, что религиозное сознание складывается позднее эстетического и, соответственно, морального, с чем, впрочем, спорят представители института религии, утверждая о первичности религии по отношению к морали и искусству. Далее, по мере развития общества, формируется политическое, затем - научное сознание. Безусловно, перечисленные формы не являются конечными и единственными. Развитие социальной системы продолжается, что приводит к возникновению в ней новых подсистем, требующих собственного осмысления и, следовательно, порождающих новые формы духовной сферы общества.

Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Например, резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян, повышении значимости индивидуалистических ценностей. Поскольку духовная сфера порождается все–таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности). Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности определяют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей. В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении. Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся:

1) идеи, теории, образы и духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя. Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни - экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться. Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Важнейшим видом духовного производства является наука. На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько–нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь начинает изменяться в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития. Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности. Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов. Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества

46. Структура общ. Сознания. Уровни общественного сознания, общественная психология, идеология, особенности взаимодействия, роль в жизнедеятельности общества, формы общественного сознания, критерии разграничения.

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности.Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может, как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а только повиснут в воздухе.Связь между общественным бытием и общественным сознанием многогранна и разнообразна.Так, вещи, созданные человеком, представляют собой опредмечивание соответствующих идей, органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей.Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений.Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия и т.д.Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития.Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании.По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическом плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно-экономических формациях.

Существование различных форм общественного сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира - природы и общества. Различные формы сознания отражают отношения между классами, нациями, социальными общностями и группами, государствами и служат основой политических программ. В науке познаются конкретные законы природы. Искусство отражает мир в художественных образах и т.д. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания имеет свою особую форму отражения: научное понятие, моральную норму, религиозную догму, художественный образ.Но богатство и сложность объективного мира создают только возможность появления различных форм общественного сознания. Реализуется же эта возможность на основе конкретной общественной потребности. Так, наука возникает тогда, когда простое эмпирическое накопление знания становится недостаточным для развития общественного производства. Политические и правовые взгляды и идеи возникли вместе с классовым расслоением общества.Выделяют следующие формы общественного сознания: Политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание, религиозное и атеистическое сознание, естественно-научное сознание, экономическое сознание, экологическое сознание.

Политическая сфера – это отношения между социальными группами, нациями, отдельными людьми, связанные с вопросами государственной власти. Экономическая, в свою очередь, связана с производством различных материальных благ, их дальнейшим распределением, а также потреблением. Социальная сфера представляет собой область, в которой осущетсвляются разные потребности и интересы групп общества, составляющие его социальную структуру: демографических, этнических, классовых, семейных и др.

В духовной сфере общества появляются и реализуются различные религиозные, художественные, нравственные потребности людей. При этом множество идей, которые в ней создаются, предназначены именно для практического использования. К примеру, информационные технологии и компьютерные программы создаются благодаря умственному труду, то есть в духовной сфере, но потребляются они в экономике, политической, социальной и других сферах. Экологическая - это сфера отношений между людьми по определенному признаку, как они относятся к природным ресурсам. Сегодня очень важными задачами являются экологические проблемы.

Духовная сфера общества

Ценностный мир современных людей достаточно многообразен. Помимо ценностей обыденной жизни, имеются и более высокие, связанные с пониманием норм нравственности, идеалов устройства общества, смысла бытия. Духовная сфера определяет идеалы, важные для выстраивания системы ценностей членов общества.

Каждый человек самых первых дней жизни уже попадает в определенную среду. Утверждать, что цивилизованное общество совершенно бездуховно, нельзя. Однако складывается так, что в одних социальных слоях люди действительно живут насыщенной духовной жизнью, в отличие от других. Жизнь некоторых людей направлена только на выживание, поэтому на философские размышления у них времени не остается. Впрочем, все это во многом зависит от самого человека.

Духовная сфера в качестве профессионального производства важных ценностей в основном охватывает сферу философского знания, например, религию, этику и искусство. Каждая из них рассматривает идеалы общественного/политического устройства, проблемы общества и отдельного человека в будущем, связи между явлениями, мечтами и действительностью.

Создаваемая в обществе духовная продукция довольно разнообразна. К ней относятся философские системы, литературные утопии, кодексы нравственности (например, 10 заповедей в религии) и многое другое. Будущее не предопределено, а потому можно понять, почему так часто люди рассуждают о завтрашнем дне, об идеалах и духовных ценностях.

Духовная сфера общества живет хоть и невидимой, однако довольно бурной жизнью, которая связана с поиском, разочарованиями и находками. Можно понять озабоченность властей переменами духовной общественной деятельности, так как перевороты в системе ценностей вызывают социальные и политические потрясения, чреватые сменой устройства государства.

Область теоретической деятельности также находится в сложных отношениях с духовной сферой. Особенное место в последней занимают идеология и образование, необходимые для приобщения людей к высшим нравственным и духовным ценностям. Здесь многое зависит от определенной задачи, которую ставят перед ними находящиеся у власти политические силы.

Таким образом, можно сказать, что духовная сфера является системой отношений между членами общества. Она отражает духовно-нравственную жизнь, которая представлена религией, наукой, культурой, искусством, идеологией и моралью.

В социальной системе существуют направления, которые были названы сферами общества. Такие сферы являются значимыми и устойчивыми подсистемами, которые отражают определенные стороны жизни каждого человека. Ниже мы рассмотрим, как выглядят ключевые сферы общественной жизни и с чем они связаны. А также мы подробно разберем, что представляет собой духовная сфера.

Эта информация поможет студентам или школьникам подготовить тематический доклад на данную тематику и выбрать подходящие картинки, которые могли бы наглядно представить примеры элементов духовной сферы.

Сферы общественной жизни

Социальная система включает в себя определенные составляющие. К ним относятся как социальные субъекты, так и прочие образования, которые называются сферами общественной

жизни. Наше общество - невероятно сложная организованная система жизнедеятельности . И как прочие сложные системы оно включает в себя подсистемы, то есть сферы.

Под общественными сферами понимается та или иная совокупность устойчивых отношений между субъектами социальной системы. Каждая из них - это определенная устойчивая и крупная, а также относительно автономная подсистема деятельности.

Независимо от направленности, она включает в себя следующее:

  • ту или иную человеческую деятельность (она может быть связана с религией, политикой, образованием и т. д.);
  • социальные институты (работу, школу, церковь, политическую партию и т. д.);
  • сложившиеся отношения одного человека с другими, которые складываются в процессе его деятельности, в частности, при распределении и обмене в экономической сфере.

Выделяются четыре ключевые сферы общественной жизни людей:

  • социальная (согласно ей люди отличаются по национальностям, классам, народам, возрастным категориям и т. д.);
  • экономическая (рассматривает производственные отношения между людьми и производительные силы);
  • политическая (общественно-политические образования, партии, государство и т. д.);
  • духовная сфера (образование, наука, мораль, религиозные отношения и т. д.).

Также следует понимать, что человек одновременно может быть включенным в разные сферы и поддерживать или не поддерживать отношения с другими людьми в зависимости от своих взглядов, убеждений и социальных факторов. Сферы нельзя называть пространством, где люди живут обособлено, они плотно пересекаются друг с другом. Человек занимает центральную позицию по отношению ко всем сферам и вписан в них одновременно.

Духовная подсистема социума

Подробное изучение духовной составляющей нашего общества невозможно без выделения ее структурных элементов (форм общественного сознания), о которых мы расскажем чуть ниже. Они отличаются друг от друга как по содержанию , так и по методу познания объектов, а также по времени появления в процессе развития, но при этом они по-своему определяют духовное направление общественной жизни каждого человека.

Духовное начало является одним из направлений жизни, отражающим специфику следующих отношений между людьми:

  • интеллектуальных;
  • нравственных;
  • идеологических.

Каждый вид таких отношений возникает в процессе освоения, восприятия, производства или передачи духовных ценностей.

Данную сферу следует рассматривать в качестве нематериальной и целенаправленно организованной. В отличие от материальной, она не связана с удовлетворением осязаемых потребностей человека .

Отличия нематериальных потребностей от материальных

Материальная сфера человеческой жизни непосредственно связана с тем, что мы удовлетворяем свои осязаемые потребности, включая базовые и не только, например:

  • потребность в пище;
  • в одежде;
  • в транспорте и прочее.

А вот духовная направлена на постижение других ценностей. Благодаря ей можно развивать свое мировоззрение и сознание, а также нравственные качества.

Духовные потребности противоположны материальным. Они не заложены биологически, как, например, потребность в питании. Формирование и развитие духовных нужд возникает в процессе становления личности человека и его социализации.

Естественно, можно прожить и без удовлетворения данных нужд , но тогда человек будет жить, как животное, удовлетворяя лишь базовые потребности.

А вот духовные потребности человека можно удовлетворить, если осуществлять соответствующую деятельность - познавать, творить и не только. Эта деятельность направляется на изменение общественного и индивидуального сознания и проявляется в следующем:

  • в воспитании;
  • в образовании;
  • в самообразовании;
  • в религии;
  • в творчестве;
  • в искусстве.

Сама духовная деятельность бывает двух видов:

  • производящей;
  • потребляющей.

Производство в данном контексте - это развитие и формирование мировоззрения человека, его сознания и духовных качеств. Продукты такого производства следующие:

  • теории;
  • ценности;
  • духовные отношения между людьми и их духовный мир;
  • идеи;
  • художественные образы.

Ключевыми механизмами производства являются искусство, религия или наука.

А под духовным потреблением понимается потребление продуктов религии, искусства или науки. Здесь может идти речь о приобретении новых знаний, посещении музеев, концертов или театров, и многом другом.

Духовное начало в социуме производит, хранит и распространяет такие виды ценностей, как:

  • эстетическую;
  • научную;
  • нравственную;
  • правовую и т. д.

Сфера умеет охватывать разные уровни и формы общественного сознания: право и религию, науку и эстетику, и многое другое.

Элементы духовной сферы

Итак, что входит в духовную сферу? В ней присутствует несколько важных элементов. Ее ключевые составляющие такие:

  • Мораль - она объединяет существующие поведенческие нормы, которые основаны на представлениях о хорошем или плохом, правильном или неправильном. Мораль - это категория, которая существовала еще в самом начале развития общества, потому что правила, регулирующие ключевые ценности общества, способны регулировать любые социальные связи.
  • Религия - говоря научным языком, это форма восприятия окружающей среды, которая основана на вере в высшие силы. Религиозные люди чувствуют связь с такими силами. Каждая религия имеет свои установленные нормы и поведенческие модели.
  • Наука - под данным понятием, с одной стороны, подразумевается совокупность знаний о мире, а с другой - деятельность, направленная на их аргументацию, выработку и систематизацию. Научное познание объективно и способно отражать разные явления и закономерности так, как они существуют вне человеческой воли.
  • Образование - этот процесс подразумевает передачу и усвоение знаний, в процессе которого человек получает те или иные навыки и умения. Благодаря образованию развивается ум и чувства, формируется собственное мнение личности, а также определенные ценности и мировоззрение. При отсутствии базовых знаний человек не сможет полноценно ощущать себя членом социума и общаться с другими.
  • Искусство - в широком понимании это понятие означает мастерство, создающее продукты, способные доставить эстетическое удовольствие. С его помощью выражаются те или иные идеи, или эмоции. Посредством авторского мастерства в определенной форме передаются чувства, представления или мысли.
  • Культура - она формируется благодаря духовным ценностям и достижениям общества. Именно на их основе создаются культурные обычаи того или иного народа. Поскольку у разных наций историческое прошлое разное, то и формируются они по-разному.

Взаимосвязь подсистем социальной структуры

Мы уже говорили ранее, что все общественные сферы тесно переплетены друг с другом. Если взглянуть на историю наук, посвященную обществу, то можно отметить, что в разные эпохи та или иная направленность считалась господствующей. Например, в Средневековье духовная сфера, а именно религиозность, была наиболее значимой частью общественной жизни. В период Просвещения главенствующими понятиями были наука и нравственность .

Однако на самом деле элементы всех этих подсистем тесно связаны друг с другом. В частности, определенные экономические отношения непосредственно влияют на строение социальной структуры. То, какое место занимает человек в социальной иерархии, непосредственно влияет на его политические и культурные взгляды и многое другое. А экономические отношения зависят от правовой системы, которая нередко формируется на основании духовности народа, его религиозных и моральных традициях.

Социальные системы имеют сложный характер, они динамичны и переменчивы.

Если говорить непосредственно о духовности в жизни общества, то ее ключевая цель - это положительные перемены в индивидуальном и общественном сознании. Постоянное обогащение социума в целом возможно только тогда, когда каждый в отдельности будет повышать свой уровень духовности.

Духовная сфера жизни общества играет немаловажную роль в его развитии. В первую очередь, она способна формировать ценности, взгляды, стереотипы и даже мировоззрение многих людей, что значительно влияет на характер общества: будет ли оно прагматичным, циничным, милосердным, жестоким, словом, какие духовные направленности будут царить в нем, зависит именно от этой области жизни социума.

Если люди будут видеть в качестве примеров жестокое или равнодушное поведение, естественно, они станут перенимать его. В этом заключается одна из основных и направлений в искусстве - воспитательная.

Что такое духовная сфера

Прежде всего следует отметить, что духовность понимается социологией и культурологией как объединяющее начало в обществе, которое представлено традициями и моральными ценностями, отражающимися в религиозных учениях и образах искусства. Если ее рассматривать с индивидуальной позиции, тогда духовность идентифицируется с совестью, которая укрепляется с помощью проповедей и идейно-воспитательных работ.

Таким образом, духовная сфера - это те области, в которых люди, взаимодействуя, обретают и совершенствуют свое представление и отношение к миру. Самыми распространенными ее «представителями» являются образовательные учреждения, театры, филармонии, религиозные сооружения.

Духовная сфера: виды

Эту сферу можно разделить на три обширных области, которые между собой отличаются не только предметами, но и методами, с помощью которых общество обогащается и знаниями.

Научная духовная сфера. Здесь научное познание позволяет определять закономерности мира. Для этой области характерны абстрактно-логические формы понятий, с помощью которых представляется и осмысливается информация.

Наука выполняет несколько важных функций:

  • познавательную;
  • прогностическую;
  • объяснительную;
  • мировоззренческую.

Для этой области духовной сферы характерны систематичность и логичность; основной критерий, который отличает ее от остальных областей - объективность.

Эта форма мировоззрения складывалась на протяжении долгого периода, поэтому ее относят к исторической. Религию можно рассматривать как мост между материальным и духовным: с одной стороны, она обладает рядом принципов и традиций, а с другой, характерными материальными атрибутами: символами, определенной формы зданиями, кроем одежды служителей и пр. Когда в обществе отсутствует религия гармонизирует его. С помощью религии формируется социальное мировоззрение, которое направлено на созидание, а не разрушение: наставления растить детей, быть добрыми и честными, советы о взаимопомощи характерны практически для всех религий и полезны для любого социума.

Религия как социальный институт выполняет такие функции:

  • компенсаторную;
  • регулятивную;
  • интегративную;
  • коммуникативную.

В настоящее время религии нуждаются в большей поддержке общественности, чем когда-либо: с развитием науки утрачивается вера людей, и влияние религии на их действия уменьшается.

Искусство как духовная сфера. Здесь основным способом передачи смысла выступают выраженные в словесной или изобразительной форме. Творения создаются профессионалами - художниками, скульпторами, литераторами, и они способны придать форме эстетический вид.

Искусство выполняет ряд функций:

  • познавательную;
  • воспитательную;
  • эстетическую.

Искусство как часть духовной сферы имеет социальное содержание: так, в кризисные периоды происходила его дегуманизация, а, например, при наблюдалась трансформация искусства в орудие политики.