Ф а бруни художник или скульптор биография. Бруни Фёдор Антонович — биография и картины художника

Фёдор Бруни родился 10 июня 1799 году в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который впоследствии, в 1807 году, приехал в Россию из Италии. Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина.

В 1818 году он успешно закончил Академию и отправился в Рим. Здесь Бруни сблизился с кружком Зинаиды Волконской, посещал дом дипломата и любителя искусств Г. И. Гагарина, тесно общался с многими русскими художниками. Темы его произведений — античные и библейские сюжеты, а также портреты. Заказанная князем Барятинским картина «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824, ГРМ) была выставлена в Капитолии и имела успех. По поручению Академии Бруни выполнил две копии с ватиканских фресок, написал несколько произведений на темы античной мифологии: «Пробуждение граций» (1827, ГТГ), «Вакханка и Амур» (1828, ГРМ) и др. В 1836 году Бруни вернулся в Петербург и получил звание профессора Академии художеств. В Петербурге он выполнял много церковных заказов, в частности для Казанского собора. Бруни — автор уникального натурного рисунка «Пушкин в гробу» (Институт русской литературы АН СССР, Ленинград), размноженного им затем в литографии. В 1838 году художник снова отправился в Италию для работы над задуманной им картиной «Медный змий» (1841, ГРМ). В этом произведении обнаружилось большое профессиональное мастерство художника, безупречное владение рисунком, пластикой человеческого тела сложными ракурсами. Однако идея картины (гибель людей в наказание за непослушание богу) достаточно реакционна, а живописное построение — традиционно условно.

В 1840 году Бруни окончил “Медного змия ”, который произвел в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году картина была перевезена в Петербург и выставлена в одной из зал Зимнего дворца. Все отзывы того времени преисполнены чрезвычайных похвал. В этой картине Бруни показал в полной силе все свое глубокое, академическое знание рисунка.

В 1849 г. Бруни был назначен хранителем картинной галереи Эрмитажа, Бруни с любовью занимался ею; дважды он был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения эрмитажной галереи. В 1855 г. Бруни занял в Академии художеств место ректора по отделу живописи и ваяния, а в 1866 г. перешло в его ведение и мозаичное отделение при академии. Бруни писал также и портреты, среди которых особенно замечательно изображение княгини 3. Волконской в костюме Танкреда.

Последние годы жизни Бруни занимался сочинением картонов для образов храма Христа Спасителя в Москве. В списке его работ значатся и тридцать офортов из русской истории. Вообще художественная деятельность Бруни занимает почетное место в истории русской живописи, и появление произведений его и К. Брюллова составило целую эпоху в русском искусстве.














Ф.А. Бруни – известный художник, посвятивший себя религиозной живописи, награждённым множеством почётных орденов, написавший множество превосходных картин, выполнивший росписи самых известных храмов России.

Биография Ф.А. Бруни: Молодые годы

Ещё в раннем детстве Маленький Фиделио, как называли его родные, начал проявлять способности к рисованию. Отчасти этому способствовала профессия его отца, который был известным в Москве реставратором картин. Отец не препятствовал склонностям сына, и даже наоборот, всячески способствовал их развитию. Основам рисунка Антонио Бруни обучал сына сам, но уже в 9-летнем возрасте определил Федора в Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Учителем Федора Бруни в Академии были В.К.Шебуев. Именно он привил юному художнику любовь к исторической живописи, которая станет делом его жизни. Немаловажное влияние на творчество будущего художника оказало и то обстоятельство, что друзьями его были талантливые и увлеченные живописью люди – Карл Брюллов, П. В. Басин, А. Т. Марков, Ф. И. Иордан.

Успехи в обучении в Академии художеств, проявленные Федором Бруни, были отмечены серебряной медалью (1813 год) и золотыми часами из рук самой императрицы Елизаветы Алексеевны. В 1816 году молодой начинающий художник удивил Её Величество рисунком «Взятие на небо Божьей Матери». В 1818 году Бруни окончил Академию художеств и получил звание художника.

Но отец, итальянец по происхождению, считал, что сыну совершенно необходимо побывать на его родине, в Италии, где жили и творили самые величайшие художники в истории. Следуя настояниям своего отца, а также учителя В.К.Шебуева, в том же году, Федор Бруни едет в Италию.

Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Леонардо да Винчи, Буанаротти – величайшие произведения этих художников стали идеалом для Бруни. Он был счастлив, что судьба подарила ему шанс изучать эти шедевры, учиться у их авторов. Он пишет копии со знаменитых фресок, пробует себя. «Галатея», «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» – работы Бруни, скопированные с фресок Рафаэля. Общественность и критики высоко оценили эти копии и назвали их вполне самостоятельными произведениями.

Тематика работ Фёдора Бруни была предопределена – религиозные и исторические сюжеты. Первые картины, написанные его кистью, появились здесь, в Риме. «Святая Цецилия», «Святое семейство», «Богоматерь с Предвечным младенцем», «Вакханка, поящая Амура», «Свидание Торквато Таццо с сестрою». Работы Бруни были оценены по достоинству и сразу нашли своего покупателя: его картины были выкуплены князем Н.С.Гагариным, княгиней Касаткиной, княгиней Волконской. Вдохновленный успехом, Ф. Бруни пишет картины «Крещение княгини Ольги», «Смерть Камиллы, сестры Горация». Именно эта картина, кстати, и принесла Бруни всеобщую известность. Её написание заказал князь Барятинский, в 1824 году она была выставлена в Капитолии и удостоилась высочайших похвал. Впоследствии благодаря картине «Смерть Камиллы» Бруни получил звание академика художеств.

К крупнейшим работам этого периода следует отнести «Моление о чаше», «Спаситель на небесах», «Благовещение», а также «Богоматерь с младенцем на руках».

Успех и признание Федора Бруни как состоявшегося художника дополнило и то обстоятельство, что Его Императорское Величество, Николай I, обратил своё внимание на его творчество и высоко оценил его талант. Он даже назначил молодому художнику денежное довольствие, что позволило Бруни продолжить проживание в Италии.

В 1830-е годы Федор Антонович Бруни начинает работу над одной из крупнейших своих работ – картиной «Воздвижение медного змия в пустыне». Но работу над ней ему пришлось на некоторое время отложить, так как в 1835 году Император Николай I вызывает его Петербург для росписи строящегося Исаакиевского собора. Также молодому живописцу была предложена должность преподавателя в Академии художеств и звание профессора.

Биография Ф.А. Бруни: Зрелые годы

1836 – 1838 г.г. творчество Бруни направлено в русло монументализма: он расписывает фресками и образами стены Исаакиевской церкви, Казанского собора, церковь при Зимнем дворце, Екатерининскую церковь, Царскосельскую придворную церковь. «Тайная вечеря», «Мадонна Рафаэля», Покров Пресвятая Богородицы», образ четырёх евангелистов – это далеко не все его работы этого периода.

В 1838 году Карл Антонович Бруни вновь возвращается в Рим, где проводит два с половиной года. В это время он заканчивает работу над картиной «Воздвижение медного змия в пустыне». Картина стала одной из самых весомых и значительных работ художника и получила широкую известность, как в России, так и в Европе. Эту картину приобрёл Эрмитаж, заплатив её автору огромный и немыслимый гонорар в 70 000 рублей.

В это же время была выполнена еще одна знаменитая работа художника - «Портрет А. С. Пушкина на смертном одре».

После картины «Медный змий» Ф.А. Бруни всецело занят росписью стен Исакиеевского собора. Часть работы он начинает, ещё будучи в Риме, выполняя росписи на картоне. Работы по украшению собора продолжаются вплоть до 1853 года. Кисти Бруни принадлежат фрески «Сотворение мира», «Всемирный потоп», «Явление Господа апостолам по воскресении», «Второе пришествие Сына Божия», «Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия небесного», «Святой Дух в сонме ангелов», «Введение Первородного Сына во вселенную» и др.

В 1849 году Бруни занимает должность хранителя картинной галереи в Эрмитаже. В его обязанности входит также подбор и оценка новых картин, он часто разъезжает по городам России и Европы.

В 1855 году его назначили ректором Петербургской Академии художеств, а с 1866 года совмещал эту должность с должностью директора мозаического отделения академии. Его слава превосходного мастера религиозных произведений дала Бруни возможность участвовать в росписи Храма Христа Спасителя в Москве. Над этой работой он трудился почти до конца своей жизни.

Картин, написанных Бруни в этот период, нет, так как он перестал их писать. Он вообще стал довольно нелюдим, мало с кем общался, углубился в себя.

Скончался Ф.А.Бруни внезапно, во время работы. Позже выяснилось, что у него случился паралич лёгких.

Самые известные картины Ф.А. Бруни

За свою жизнь Ф.А. Бруни создал немало картин на исторически - религиозные сюжеты. Одними из самых известных его работ считаются следующие: «Смерть Камиллы, сестры Горацио», написанная им в 1824 году по заказу князя Барятинского; «Вакханка, поящая Амура», 1828 год, «Пробуждение граций», 1827 год. А также «Портрет княгини Зинаиды Александровны Волконской в костюме Танкреда» (1820), «Святая Цецилия», «Святое семейство», «Свидание Торквато Таццо с сестрою», «Крещение княгини Ольги». Не менее известны произведения на религиозные сюжеты: «Моление о чаше», «Богомарерь с младенцем, отдыхающая на пути в Египет», «Спаситель на небесах», «Благовещение».

Одной из самых крупнейших полотен кисти Ф.А. Бруни, признанной монументальным произведением, написанию которого он посвятил несколько лет жизни, является картина «Медный змий» (1834-1841). Ветхозаветная история Медного Змия, поставленного Моиссем, вдохновила художника ещё в молодости, он писал её с большими перерывами, но вдохновенно, привлекая весь свой дар живописца. Эта картина вызвала восторженные похвалы среди ценителей искусства и признание Ф.А. Бруни как одного из самых талантливых художников своего времени.

Широкую известность приобрел также «Портрет А. С. Пушкина на смертном одре», выполненный Бруни в 1837 году.

Известны много работ художника на религиозные темы, украшающие собой стены храмов и церквей: Исаакиевского собора, Храма Христа Спасителя и др.

Принадлежность картин Ф.А. Бруни к художественным стилям

Федора Антоновича Бруни следует относить к тем художникам, которые были представителями академического стиля в живописи. Хотя в некоторых произведениях Бруни и проступали черты романтизма (например, в картине «Смерть Камиллы, сестры Горацио», «Вакханка, поящая амура», «Портрет княгини Волконской в костюме Танкреда» и др.), но они не стали ведущими в его творчестве. Восторженность и чувственность, которая отличает эти его работы от других, казались Бруни неуместными в написании картин на глубоко религиозные сюжеты.

Строгость линий, четкая структура, продуманная палитра – вот то, что отличает картины Ф. Бруни. Традиции и проверенная веками техника исполнения, почерпнутая им у великих мастеров итальянской школы, безукоризненность рисунка, дополненная удивительной пластичностью изображаемых им на картинах фигур, тонкая передача света сделали Ф.А. Бруни ярким представителем академизма.

Музеи и галереи – места выставок картин Ф.А. Бруни

Ещё при жизни художника его картины выставлялись в самых известных и престижных галереях мира: В Капитолии, в Эрмитаже, в Зимнем дворце, в стенах Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Посмотреть все картины художника Бруни Ф.А. можно

© Художник Бруни. Биография художника Бруни. Картины, описание картин художника Бруни

Бруни Федор Антонович (1799-1875)

Ф. А. Бруни - сын швейцарского итальянца, "мастера живописного и скульптурного дела", который в 1807 г. переехал с семьей в Россию. В 1809 г. Федор Бруни был принят в Воспитательное училище при Петербургской Академии Художеств, затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева; закончил АХ в 1818 г.

Весной 1820 г. по приглашению княгини 3. А. Волконской отправился в Италию, там много и серьезно работал и рано приобрел известность. Крупный успех принесла ему картина "Смерть Камиллы, сестры Горация" (1824). В этом образцовом по строгости стиля произведении классицизма обнаружились некоторые черты, роднящие художника с искусством романтизма. Черты романтизма проступали и в других работах Бруни - в "Портрете 3. А. Волконской в костюме Танкреда" (1820-е), а особенно в картине "Вакханка, поящая амура" (1828), отличавшейся радостной чувственностью. Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма.

Профессиональные достижения молодого художника были оценены, и он получил ответственейший заказ на копирование для АХ двух росписей Рафаэля в Ватикане. Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение, избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета - историю Медного змия, поставленного Моисеем.

Однако в 1836 г. ему пришлось прервать начатую работу и вернуться в Петербург, где он и К. П. Брюллов были назначены профессорами 2-й степени в АХ. За преподавание он взялся увлеченно, и студенты платили ему преданностью.

В начале 1837 г. он исполнил "Портрет А. С. Пушкина на смертном одре", размноженный литографией и получивший широчайшую известность. Все же необходимость продолжить начатую работу заставила его в 1838 г. уехать в Италию и провести там еще два с половиной года. Законченный "Медный змий" в 1841 г. был доставлен в Петербург, где имел бурный успех, сравнимый разве что с триумфом "Последнего дня Помпеи" К. П. Брюллова. Мастерство живописца, сумевшего построить выразительную многофигурную композицию на громадном (565х852 см) полотне, подчинить драматизму сюжета свет и цвет, было бесспорно, а налет некоторой экзальтированности действовал на воображение зрителей. Однако картина принадлежала вчерашнему дню - дряхлеющему и вырождающемуся академизму, и это с фатальной неизбежностью определило дальнейшее угасание крупного таланта художника.

Правда, жизненный путь Бруни продолжался так же ровно, как начинался. "Медный змий" был приобретен за 70 000 рублей для Эрмитажа (сейчас находится в ГРМ), а его автор получил почетный заказ на росписи в еще достраиваемом Исаакиевском соборе. Он с присущей ему добросовестностью подошел к делу, дважды побывал в Риме, набираясь опыта работы в монументальном искусстве. К 1845 г. художник сделал все 25 картонов росписей и часть их осуществил сам, а исполнением остальных руководил лично.

Постепенно Бруни достиг высокого положения: с 1855 г. стал ректором АХ. Он постоянно заседал в различных почетных комиссиях. Но живописью занимался вес меньше и меньше, а в последнее десятилетие жизни почти не брал в руки кисти. Художник все более отдалялся от людей, даже от собственных учеников, порой не видевших своего педагога неделями. К тому же его позиции ревностного хранителя основ академизма порождали неприязнь к нему у молодежи. В 1871 г. в результате интриг он был вынужден оставить пост ректора и сохранил за собой лишь руководство мозаичной мастерской, им самим организованной. Последние годы Бруни провел в надменном одиночестве человека, давно похоронившего то лучшее, что у него в душе было.

Картины художника

Автопортрет. 1810


Богомарерь с младенцем. отдыхающая на пути в Египет

Вакханка, поящая Амура


Биография

Фёдор Бруни (собственно, настоящее его имя было Фиделио ) родился 10 июня 1799 году в Милане , в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который впоследствии, в 1807 году, приехал в Россию из Италии . Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце ; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина .

Фёдор в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств , занимался под руководством А. Е. Егорова , А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева .

За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряною медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым.

Написав несколько картин, Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила автору её немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за неё Бруни получил звание академика.

К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся:

  • «Св. Цецилия»,
  • «Св. Семейство»,
  • «Вакханка, поящая Амура»,
  • «Свидание Т. Тассо с сестрою»,
  • «Богоматерь с Предвечным Младенцем»,
  • «Спящая нимфа»
  • «Богоматерь с младенцем на руках»,
  • «Спаситель на небесах»,
  • «Благовещение» и знаменитое «Моление о Чаше» - картину, находящуюся в Эрмитаже и ещё несколько картин и портретов. Кроме того, Бруни написал копии с двух фресок Рафаэля: «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатею».

В начале тридцатых годов живописец начал писать колоссальную картину: «Медный змий », но прежде, чем успел её окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств.

Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».

С 1836 г. Бруни - профессор 2-й степени в Академии художеств. Среди его учеников М. П. Боткин и Арсений Иванович Мещерский .

В 1838 он нашёл возможным возвратиться в Рим, и написал там «Покров» и окончил в 1840 г. своё большое произведение: «Медный змий », которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца . Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубокое, академическое знание рисунка. В Русском музее «Медный змий» находится рядом с картиной К.Брюллова - «Последний день Помпеи ».

Роспись Исаакиевского собора

Работа в Эрмитаже

Вообще художественная деятельность Бруни занимает почётное место в истории русской живописи, и появление произведений его и К. Брюллова составило эпоху в русском искусстве. Хотя ещё при жизни Б. начались иные и новые веяния в русском искусстве, но то, что он сделал, было нужно и многому научило. Гравюра мало популяризировала картины Бруни. «Медный змий» в гравюре на дереве был помещён в различных иллюстрированных изданиях; «Смерть Камиллы» воспроизведена только контурной гравюрой; «Моление о Чаше» литографировано Козловым и гравировано Захаровым; «Божия Матерь, спящая с бодрствующим на Ея коленах Младенцем» была гравирована на стали и помещена в книге: «Картины русской живописи» В. Кукольника (СПб., 1846 г.).

Более или менее полная биография Бруни была написана А. И. Сомовым и помещена в иллюстрированном журнале «Пчела », изд. А. Прахова (СПб., 1875, 35). К статье приложен гравированный на дереве портрет Б., весьма напоминающий серьёзное и вдумчивое лицо этого талантливого художника. В Академии художеств находится гипсовый слепок с его бюста, вылепленного в 1862 г. Ф. Каменским, и портрет, писанный масляными красками, работы Яковлева. Помимо других, обучал Фёдора Каменского , особенно талантлив был К. Д. Флавицкий , автор картины «Княжна Тараканова », ныне находящейся в галерее П. И. Третьякова в Москве. Преждевременная смерть не дала вполне определиться этому даровитому художнику.

Галерея

Примечания

  1. RKDartists
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. - Т. IVа. - С. 752-753.
  3. Петрушевский Ф. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  4. Герб Бруни внесен в Часть 13 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 168
  5. Метрические экстракты, с. 574 – приложение в формате doc на компакт-диске к изданию: Козлов-Струтинский С. Г. Бывшее Выборгское римско-католическое кладбище в Санкт-Петербурге и церковь во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы. // Материалы к истории римско-католического прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища Выборгской стороны в Санкт-Петербурге: Сб. - Гатчина: СЦДБ, 2010. – 263 с.

Карла Джильберта Бруни Саркози Тедески (Carla Gilberta Bruni Sarkozy Tedeschi) – итальянская и французская модель, певица, автор и композитор, супруга 23-го президента Французской республики – Николя Саркози.

Карла Бруни родилась на севере Италии, в 20 километрах от Турина (Torino) 23 декабря 1967 года.

Семья

Мать девочки Мариса Бруни Тедески Борини (Marisa Bruni Tedeschi Borini) не просто любила музыку, она ею жила, превосходно играя на фортепиано. Отец Альберто Бруни Тедески (Alberto Bruni Tedeschi) – оперный композитор-авангардист, возглавлял туринский театр Реджио (Teatro Regio). Он пять лет ждал возможности жениться на девушке.

Родители Альберто владели фирмой, производящей шины и электрооборудование для «СЕАТ», были состоятельными людьми и не желали видеть в невестках бедную уроженку Пьемонта, даже не смотря на её аристократическую родословную. Дед будущей модели – Вирджинио Тедески (Virginio Tedeschi) родился евреем, но принял католицизм, чтобы получить разрешение жениться на девушке из рода Бруни. Они безумно любили своего сына, дав ему образование музыканта, юриста и инженера.

Но Мариса дождалась своего счастья и молодожены обвенчались. Их домом стал замок Кастаньето-По (Castagneto Po) из 40 комнат, где в 1959 г. родился первенец Вирджинио (Virginio), ставший художником, в 2006 г. он умер от СПИДа. В 1964 г. родилась дочь Валерия, ставшая впоследствии актрисой и кинорежиссером. Карла – младшая дочь супругов.

Детство

Всю свою родительскую любовь мать отдавала одному ребенку – Вирджинио. Она редко бывала дома, много времени проводя на гастролях и в объятиях любовников, связей с которыми не особенно стеснялась. Один из них, 19-летний гитарист Маурицио Реммерт (Maurizio Remmert), как оказалось впоследствии, и есть биологический отец Карлы. Его не смущало то, что Мариса старше на 15 лет, а дочку музыкант и вовсе не хотел знать.

Красивая и эффектная женщина доверила воспитание своих детей няне Терезе (Teresa), та приходила на целый день, а вечером укладывала их спать и уходила к себе. Карла до 6 лет боялась спать одна и ночевала у няни, пока светские родители отдавали дань искусству.

Самое драгоценное, что было у малышки в то время – это любовь посторонней женщины и ноты Моцарта на мамином фортепиано.

В начале 70-х гг. отец покупает поместье с большим пляжем во Франции, в Кавальере (Cavalière) на мысе Cap Nègre. В 1974 г. семья решается на переезд в Париж. В Италии вовсю разбушевалась бандитская группировка «Красные бригады», зарабатывающая себе на жизнь похищением детей из состоятельных семей. Альберто и Мариса, опасаясь за жизнь и здоровье оставленных без присмотра наследников, увозят их подальше от потенциальной опасности. Няня Тереза не соглашается на переезд, но всегда с нежностью и грустью вспоминает о своих воспитанниках. Так Карла остается без опеки самого близкого человека.

Учеба

На обучение родители определяют маленькую Карлу Бруни в элитную швейцарскую школу-интернат. Там девочка изучает гитару и фортепиано. Учиться ей было скучно, поэтому с отличием учебное заведение закончить не удалось. В подростковом возрасте она начинает писать стихи и песни, но в течение 10-ти лет не решается представить их на суд публики. Первым человеком, который увидел творчество Карлы стал гитарист группы «Теlерhоnе» Луи Бертиньяк (Louis Bertignac).

Одновременно девушка пытается начать карьеру в модельном мире. Её идеальная фигура прекрасно компенсирует несовершенство лица. В 16 лет Карла бесплатно позирует фотографу Тьерри Ле Гуэ (Thierry Le Gouès), с которым чуть позже судьба сведет её еще много раз.

После школы девушка поступает в Парижский университет Сорбонну (la Sorbonne) на факультет истории искусств и архитектуры. Полная амбиций и желания стать знаменитостью, юная Карла отправляется в ближайшее модельное агентство, которым оказалось «City Models» в надежде получить работу. Там оценили совершенные данные девушки и предложили ей подписать контракт. Вскоре новая работа так увлекла Карлу, что она бросает университет, делает себе пластическую операцию по исправлению формы носа и полностью уходит в мир моды.

В 29 лет успешная модель красиво завершает карьеру на подиуме, чтобы вернуться к любимому занятию музыкой.

Карьера модели

В 1988 г. агентство предлагает новой модели принять участие в рекламной кампании фирмы Guess. Показы знаменитого дома моды прошли с ошеломительным успехом и Карла в один день стала мировой знаменитостью. Ей предлагали дорогие контракты многие дома моды Франции и Италии.

Фото Карлы Бруни появились на обложках испанского, английского и итальянского Voque, итальянских Elle, Маriе Сlаiге, Нагрегs & Queen и других глянцевых журналов с большим тиражом. Причем, фото голой Карлы Бруни тоже иногда можно было встретить в модных журналах.

За 10 лет модельной карьеры девушка работает с такими домами моды как , Dоlсе & Gаbbana ,Versace, Chanel Соsmetics, D&G, Givenchy, Givenchy, Dior, и MaxMara. Она становится одной из самых дорогих моделей мира, заработав семь с половиной миллионов долларов за показы.

Стилистам, фотографам и гримерам нравилось работать с Карлой. Она вела здоровый образ жизни, каждый день плавала и бегала по три километра, соблюдала диету. Девушка строго следила, чтобы её вес всегда оставался на отметке в 55 килограмм при росте 175 сантиметров.

Во время наложения грима она читала Достоевского, при перелетах с показа на показ Карла доставала самоучители и учила иностранные языки.

Она могла купить много нарядов из дизайнерских коллекций, но всегда одевалась скромно и неброско. С ранних лет девушка тренировала мимику лица, так как морщины пугали ее, да и длительные часы фотосессий требовали неподвижности и выдержки. Кристиан Лакруа (Christian Lacroix) и Жан-Поль Готье (Jean-Paul Gaultier) считали ее одной из лучшей моделей, при этом Карла свободно могла сама предложить свои услуги дизайнерам с мировыми именами.

В 1997 г. модель объявила об уходе из мира высокой моды. Карла решается на сольную карьеру певицы.

Карьера актрисы

В 1988 г. Карла снялась в эпизодических ролях фильмов: «Высокая мода» («Prêt-à-Porter», 1994) режиссера Роберта Олтмена (Robert Altman) и «Папарацци» («Paparazzi»), режиссер Ален Берберян (Alain Berberian).

В 1995 г. у нее была еще одна роль в картине режиссера Ришара Лекока (Richard Leacock) «Подиум» («Catwalk»).

Всего на счету у Бруни 17 картин. Есть даже картина стиля фэнтези «Полночь в Париже» («Midnight in Paris», 2011) режиссера Вуди Аллен (Woody Allen). Но карьера певицы манила Карлу все же сильнее карьеры актрисы.

Карьера певицы

Стать признанным музыкантом Франции непросто. Карла отлично это понимала и шла к намеченной цели всю жизнь.

Она не только играла на гитаре и сочиняла песни «в стол», девушка два раза в неделю ходила на уроки вокала, знакомилась с музыкантами, тщательно выбирала студию звукозаписи.

Любимым певцом и композитором Карлы был Жюльен Клерк (Julien Clerc) и на одном из светских приемов бывшая топ-модель сказала ему, что давно пишет песни. Жюльен не стал вдаваться в подробности и чтобы хоть что-то ответить девушке, посоветовал ей связаться со своим продюсером.

Через несколько недель Клерку по факсу присылают текст неизвестного автора под названием «Если бы я был ею» (“Si j’étais elle”). Композиция оказалась настолько изящной, легкой, свежей и полной чувств, что вскоре под этим названием у музыканта вышел альбом, распроданный тремя сотнями экземпляров. Шесть песен из альбома ему написала Карла.

В 2003 г. песни Карлы Бруни на французском и английском языке записаны в ее первом дебютном альбоме «Кто-то сказал мне» («Quelqu’un m’a dit»). Восемь композиций их одиннадцати – творчество самой Карлы.

Альбом имел ошеломительный успех во Франции и его продажи достигли восьми сотен тысяч копий. Всемирные продажи преодолели цифру в 1 миллион экземпляров. Продюсировал альбом один из любовников певицы – Луи Бертиньяк (Louis Bertignac). Их роман развивался в течение года, потом сошел на нет и пара рассталась. Стиль блюза, рока и фолка лиричных песен Карлы привели ее к победе в номинации «Лучшая певица года» на конкурсе Виктуар де ля мюзик, «Музыкальные победы» (Victoires de la musique).

Песня «Рафаэль» («Raphaёl»), посвященная философу университета и отцу ее сына – Рафаэлю Энтховену (Raphael Enthoven), снискала славу хита еще до выхода альбома. Низкий голос Карлы, не имея большого диапазона, все же сумел покорить сердца французов своей откровенностью.

В 2007 г. выходит второй альбом «Никаких обещаний» («No Promises») на английском языке.

В 2008 г. записан третий альбом «Как будто ничего не случилось» («Comme si de rien n’etait»). Так как певица записала последний альбом уже нося имя Карла Бруни Саркози, он имел огромный успех и разошелся тиражом в пятьсот тысяч копий к концу года.

Звездные любовники

Мать Карлы с детства внушала дочке, что когда-то она сможет стать первой леди и всячески этому способствовала. В детстве девочка часто проводила лето с будущим князем Монако – Альбертом Гримальди (Albert Grimaldi). Царственная семья имела виллу во Франции рядом с виллой семейства Бруни. Но планам матери осуществиться не удалось.

Карла отлично усвоила уроки матери и предпочитала встречаться только с богатыми и успешными любовниками.

Одним из них стал солист Rolling Stones – Мик Джаггер (Michael «Mick» Jagger). С 16 лет девушка мечтала о встрече с ним и спустя 4 года мечта начала осуществляться. Карла закрутила роман с музыкантом Эриком Клэптоном (Eric Clapton), близким другом Мика и через него познакомилась с кумиром своей юности.

Девушка понравилась Джаггеру, он решил начать с ней интрижку, не предполагая, что чувства перерастут в нечто большее, чем простой флирт. Их роман длился 8 лет, музыкант хотел даже развестись с женой, американской актрисой Джерри Холл (Jerry Hall), но его любовнице это было не нужно. Джаггер хоть и был старше Карлы на 25 лет, не мог себя контролировать. Он без конца звонил девушке в агентство, а однажды взял вертолет и прилетел к ней с гастролей на одну ночь.

  • Миг Джаггер был не единственным увлечением Бруни. В 25 лет она начала встречаться с французским актером Венсаном Пересом (Vincent Pérez). Но эта интрига продлилась не долго, вскоре отношения девушке наскучили.
  • Французский автор-исполнитель Жан-Жак Гольдман (Jean-Jacques Goldman) пополнил список любовников Карлы между двумя своими браками. Папарацци сделали фото, когда парочка гуляла по пляжу, держась за руки.
  • Не остался без внимания страстной итальянки и настоящий президент Соединенных Штатов – мультимиллиардер Дональд Трамп (Donald Trump). Ради Бруни Трамп бросил свою возлюбленную американскую актрису Марлу Меплз (Marla Maples).
  • Отношения с известным адвокатом Арно Кларсфельдом (Arno Klarsfeld) в свое время широко обсуждалась в прессе. Впоследствии Арно стал французским советником.
  • Не до конца ясны отношения с французским актером Шарлем Берлингом (Charles Berling) , который планировал в 2008 г. записать общий с Кларой альбом.
  • В начале девяностых у Бруни были недолгие отношения с лучшим гитаристом мира Эриком Клептоном (Eric Clapton), но они особенно не афишировались.
  • Еще одним мужчиной, кого покорила Бруни, стал музыкант Флоран Пани (Florent Pagny) . Карла стала причиной расставания Пани с его возлюбленной Ванессой Паради (Vanessa Paradis). Но роман не имел плодов, музыкант уехал в Аргентину, где нашел себе другую жену.

Другими знаменитыми любовниками Карлы Бруни были: французский политик Лоран Фабиус (Laurent Fabius), американский актер и музыкант Кевин Костнер (Kevin Costner), французский кинорежиссер и актер Гийом Кане (Guillaume Canet), французский актер и кинорежиссер Леос Каракс (Leos Carax), французский актер Кристофер Томпсон (Christopher Thompson), экс-министр образования Люс Ферри (Luce Ferry).

Мужья и дети

Вопреки тому, что пресса дала Карле прозвище «Дон-Жуан в юбке», женщине хотелось выйти замуж и родить ребенка.

В 1999 г. она встречалась с издателем, критиком и писателем Жаном-Полем Энтовеном (Jean-Paul Enthoven), который был старше ее на 19 лет. Но у мужчины был сын Рафаэль (Raffaello), который понравился Бруни еще больше. Не долго думая, она уводит его от законной жены Жюстин Леви (Justine Lévy) и они начинают жить вместе. В 2001 г. у Карлы и Рафаэля (он оказался младше партнерши на 10 лет) рождается сын Орельен (Aurélien). Пара расстается через 6 лет.

В октябре 2007 г. Карла пришла на дипломатический ужин к Жаку Сегелу (Jacques Séguéla), куда оказался приглашенным и президент Франции Николя Саркози.

От него только что ушла жена, а Карла смогла увлечь и заинтересовать влиятельного гостя. Все, кто были на этом ужине заметили, что между ними словно молния промелькнула.

С первого дня знакомства и по сей день пара вместе. В 2008 г. они узаконили свои отношения в Елисейском дворце (Palais de l’Élysée). Карла все также занимается музыкой и появляется на обложках журналов. Единственный запрет – появление на сцене – она смогла пережить ради любимого мужа.

Карла Бруни Саркози сегодня

После того, как Николя проиграл вторые президентские выборы, Карла ничуть не расстроилась. Она вернулась к любимому делу и стала лицом , занимается музыкой и снова дает концерты.

Она остепенилась, воспитывает дочь, наладила отношения с бывшими женами своего мужа – Сесилией Аттиас (Cecilia Attias) и Мари-Доминик (Marie Dominique).

  • За время работы моделью Карла Бруни 250 раз была лицом обложек модных глянцевых журналов.
  • Дональд Трамп, настоящий президент Америки, – единственный человек, связь с которым Карла Бруни официально отрицает, хотя его и считают одним из бывших любовников итальянки.
  • Проживая во Франции с детства, Бруни долгое время оставалась гражданкой Италии. Французское гражданство она получила только в 2008 г.
  • Бруни окончательно распростилась со старой жизнью, продала весь антиквариат своего покойного отца миллиардера Альберто, продала замок за тринадцать миллионов фунтов и создала на эти деньги фонд медицинских исследований имени своего брата. Она невзлюбила свой дом, потому что там отец раскрыл ей тайну её происхождения.
  • В 2008 г. Карла сама навестила биологического отца в Сан-Паулу (São Paulo), где познакомилась с ним, его женой и двумя сводными сестрами.

  • (со всеми из них у Карлы остались хорошие отношения), хотя и не показывает своей ревности на публике.
  • В 2010 г. супруги Саркози посещают мавзолей мечеть в Индии Тадж-Махал (Taj Mahal) , где женщина просит небеса о рождении сына.
  • На встречу Николя Саркози и российского президента Дмитрия Медведева, Карла одела голубой наряд из джерси, но не надела под него бюстгальтер. Медведев не поддался на провокацию, но эту историю долго обсуждали в прессе.

  • Во время одной из встреч с Мишель Обамой (Michelle Obama), Карла поделилась с той подробностями интимной жизни с мужем. Мишель так шокировали слова Карлы, что она не стала проводить ужин, на который так надеялась супруга Саркози, отменив его за 2 часа до намеченного начала.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ