Группа «Игра Слов. Игра слов группа Девушка из группы игра слов

«Игра слов» - российская музыкальная группа. Стала известной после выпуска хит-сингла «Алина Кабаева» в 2005 году. Также их песня «Я тобою любуюсь» послужила озвучкой для сериала «Маргоша». 18 мая 2012 была представлена песня «питер-сочи»

Биография

В состав группы входят Андрей «Кутила» Семашко, Стас Савенко (более известный как «Рублев») и Мила Ягудина.

Группа стала известной после выпуска хит-сингла «Алина Кабаева» в 2005 году. Так же их песня «Я тобою любуюсь» послужила озвучкой для сериала «Маргоша».

1 марта 2006 года группа «Игра Слов» выпустила свой первый альбом «Людям о людях». Коллектив начал активно гастролировать.

Летом 2007 года «Игра Слов» записала дуэт «Катерки» с диджеями Венгеровым и Фёдоровым. Сняли клип в поддержку проведения Олимпиады-2014 в Сочи с Машей Малиновской и Гошей Куценко в эпизодических ролях.

В 2011 году участница группы «Игра слов» Мила Ягудина решает стать диджем.

В ближайшее время Мила будет известна своим поклонникам не только как солистка «Игры слов», но ещё и как DJ LYRICA.

Недавно состоялась презентация сольного проекта Милы как DJ LYRICA.

18 мая 2012 в ресторане «Royal Bar» Андрей Семашко, Стас Савенко и Мила Ягудина презентовали свою новую песню «Питер-Сочи».

Дискография

  • Людям о людях (2006)
  • Любите женщин (2007)
  • Каждый любит вSех (2009)

Видеоклипы

  • На банане
  • Алина Кабаева (2004)
  • Катерки feat. Vengeroff & Fedorov (2007)
  • Любовь на колесах (2007)
  • Я тобою любуюсь (2008)
  • Навстречу лету feat Подиум (2009)
  • Люди влюбляются (2009)
  • Бонжорно feat.

Биография группы "Игра Слов"

Группа "Игра слов" - это одна из самых оригинальных, ироничных московских групп. Стиль группы "Игра слов" больше относится к поп-рэпу. Эта группа не похожая на другие имеет свой собственнай арт-почерк, который уже окрестили музыкальной журналистикой, так как их комичные и трагикомичные зарисовки из жизни, сделанные рифмами и мелодиями можно читать как новостную ленту, разглядывать как фото-репортаж с гламурной вечеринки или просто слушать.

В состав группы "Игра слов" входят Андрей «Кутила» Семашко и Стас Савенко (более известный как «Рублев»). Они не носят бриллиантов и золотых цепей. Сами ребята так характеризуют свою музыку:«Это в первую очередь поп-музыка, - говорит Кутила. - Речитатив появился вследствии того, что с такими объемами текста мы рисковали сделать получасовые песни. В результате получилось соединение танцевальной музыки и дружеского веселого разговора, - добавляет Рублев, - а что еще нужно для веселой вечеринки».

Ребята очень долго искали в группу девушку. Устраивали кастинги, слушали, смотрели. Кутила: «Много было девочек, которые хотели петь в группе, но они нам не подходили по духу, да и не могли петь в нужной тональности». И вдруг появилась Мила: «Я, как только вошла, поняла - мои». Ребятам в один миг стало ясно, что она - та самая! Что она принесёт удачу группе. В подтверждение этого был послан знак свыше - на прослушивании Мила разбила нос, что её сразу же выгодно выделило из толпы девушек-претенденток. Участницей группы стала Мила Ягудина.


1 марта 2006 года группа «Игра Слов» выпустила свой первый альбом «Людям о людях», начали активно гастролировать. Не переставали работать ни на секунду. 11 марта 2007 года выпустили второй альбом - «Любите женщин». Летом 2007 года «Игра Слов» записала дуэт «Катерки» с ди-джеями Венгеровым и Фёдоровым. Сняли клип в поддержку проведения Олимпиады-2014 в Сочи с Машей Малиновской и Гошей Куценко в эпизодических ролях.

В2011 году участница группы «Игра слов» Мила Ягудина решила стать ди-джем. У Милы много друзей ди-джеев, и она планирует у них учиться ди-джейскому мастерству.
В ближайшее время Мила Ягудина будет известна своим поклонникам не только как солистка «Игры слов», но и как DJ LYRICA.

Недавно состоялась презентация сольного проекта Милы как DJ LYRICA.

(юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. При этом, чтобы производить впечатление, каламбур должен поражать ещё неизвестным сопоставлением слов . Является частным случаем игры слов (многие авторы считают «игру слов» и «каламбур» синонимами). Близким по смыслу понятием является понятие парономазии .

Этимология [ | ]

Происхождение слова «каламбур» спорно . Исторически существовали разные варианты написания (calambour, calembourg ). Существует лишь ряд исторических анекдотов , связывающих это слово то с названием немецкого города (Калау , ср. нем. Kalauer с тем же значением), где будто бы жил во времена Лютера немецкий пастор Вейганд фон Тебен, славившийся шутками , то с различными личностями, достоверность существования которых не установлена: графом Каланбером (Calember) или Каленбергом (Kahlenberg) из Вестфалии , жившем при Людовике XIV в Париже или при дворе Станислава Лещинского в Лешевилле, или парижским аптекарем Каланбуром.

Существует также предположение, что слово «каламбур» произошло от итальянского выражения «calamo burlare» - шутить пером. Ф. Шаль (в книге «Очерки о Германии древней и современной», 1854) и после него Э. Литтре выводили слово «каламбур» из появившегося около 1500 года сборника шуток «Der Pfaffe von Kahlenberg» .

Использование [ | ]

В речи [ | ]

Благодаря множеству одинаково звучащих слов различного значения французский язык особенно богат каламбурами. Так, например, о супруге Наполеона I французы острили: «C’est dommage qu’elle a un nez rond (un Néron)» (Жаль, что у неё круглый нос или Жаль, что у неё Нерон), о Наполеоне III «Il a perdu Sedan» (ses dents) (Он сдал в бою Седан или Он потерял зубы). Во время революции, когда Пий VII наследовал Папе Пию VI , ходил каламбур: «la religion va de Pie en Pie» (pis en pis) («Религия переходит от Пия к Пию или религия становится все хуже и хуже»). Большой славой во Франции как удачный каламбурист (calembourier) пользовался маркиз де Биевр .

В литературе [ | ]

В литературном использовании следует отличать каламбур в собственном значении, как комическую форму, от серьёзной игры слов, имеющей весьма различную стилистическую функцию. К серьёзным видам относится, например, магическая игра слов в поэзии народов первобытной культуры - заговорах , молитвах , сюжетах, связанных с испытанием мудрости (эпизод с «Никто» в «Одиссее »). Другой пример - символическая игра словом в trobar clus средневековых трубадуров и поэтов dolce stil nuovo , в философской и мистической лирике средневековых восточных поэтов (прежде всего в арабской и персидской поэзии).

Как комический приём каламбур особенно свойственен формам гротеска и юмора , но часто встречается и в формах грубо-комического, в особенности, когда раскрываемое в каламбуре второе значение слов нарушает требования