История создания гитары. История гитары

День добрый всем зашедшим на этот блог! Сегодня у нас с вами будет небольшое путешествие в прошлое. И прежде всего я хочу рассказать вам о том, как же все-таки появилась на свет и эволюционировала с ходом времени гитара, а самое главное — какой была древняя история создания гитары.

Гитара, пожалуй, самый распространенный и популярный музыкальный инструмент во всем мире. Ее применяют в качестве сольного или аккомпанирующего инструмента в разных музыкальных направлениях и стилях, при всем этом являясь лидирующим инструментом в таких стилях как: кантри, блюз, рок-музыка, фламенко, джаз и другие.

Человек, исполняющий музыку на гитаре, именуется гитаристом. А лютье или гитарный мастер – это человек, который изготавливает и ремонтирует гитары.

Происхождение гитары

Из самых ранних и сохранившихся по сей день свидетельств, относящихся ко 2 тыс. до н.э., о струнных инструментах, можно выделить следующее:

  • изображения киннора , найденные в Месопотамии при археологических раскопках;

  • музыкальные инструменты в др. Индии – ситар и вина;

  • в др. Египте – цитра , пабла и нефер;

  • в др. Риме и Греции – кифара .

Предшественники современной гитары имели округлый продолговатый резонирующий пустотелый корпус и длинную шейку со струнами натянутыми на ней. Из выдолбленного из цельного куска дерева, панциря черепахи либо из высушенной тыквы изготавливался цельный корпус.

У инструментов юэцинь и жуань, появившихся в Китае в 3 – 4 веках н. э., корпус был деревянный и собирался из нижней и верхней деки и обечайки, которая соединяла всю эту конструкцию воедино.

Около 6 века в Европе появились мавританские и латинские гитары, а довольно интересный инструмент виуэла появился позже в 15 – 16 веках, который оказал большое влияние на последующее формирование конструкции нынешней гитары.

Происхождение названия

Происхождение слова «гитара» обязано слиянию двух слов: «тар » (от древнеперсидского «струна») и «сангита » (от санскритского «музыка»). По другим источникам, это слово имеет происхождение от «кутур » (от санскритского «четырехструнный»). По мере распространенности этого музыкального инструмента из Азии в Европу, название «гитара» претерпевало много изменений, а вот окончательное название было отображено в 18 веке в средневековой литературе.

Испанская гитара

Испания в средние века была главным центром развития гитары, куда она была привезена из древнего Рима – так называемая латинская гитара. А вот мавританская гитара была привезена арабскими завоевателями. Гитара с пятью сдвоенными струнами, изобретенная в Испании, получила свое распространение в 15 веке. Такая гитара получила название «испанская гитара». Эта гитара приобретает 6 струн в процессе эволюции в конце 18 века, а также большой репертуар произведений благодаря итальянскому композитору и гитаристу-виртуозу Мауро Джулиани .

Русская гитара

В Европе гитара была известна уже на протяжении пяти веков, а в Россию она попала относительно поздно. Лишь в начале 18 века западная музыка широко стала распространяться в России. Благодаря Карло Коноббио и Джузеппе Сарти, композиторами из Италии, гитара получила основательное место в России. Николай Макаров был одним из первых и значительных гитаристов и исполнителей на 6-струнном инструменте. А вот в начале 19 века, с помощью деятельности талантливого гитариста Андрея Сихры , популярным становится 7-струнный вариант исполнения гитары. Он написал более тысячи произведений для 7-струнки под названием «русская гитара».

Акустическая гитара

Конструкция испанкой гитары, в течение 18 – 19 веков, значительно претерпевала изменения. Мастера экспериментировали с креплением грифа, формой и размером корпуса, конструкцией механизма колков и другими деталями. И вот, испанский гитарный мастер в 19 веке Антонио Торрес придал акустической гитаре современный размер и форму. Гитары его конструкции сегодня названы классическими. Франсиско Таррега был наиболее известным испанским гитаристом и композитором того времени, который заложил основы игры на гитаре в классическом стиле, а его последователем в 20 веке стал Андрес Сеговия .

Электрогитара

Появившиеся в 20 веке технологии усиления звука, дали зеленый свет созданию нового типа гитары – электрогитара, которая оказала на массовую культуру очень большое влияние.В 1936 году была запатентована первая такая гитара, с металлическим корпусом и магнитными звукоснимателями, основателями компании «Rickenbacker» Адольфом Рикенбекером и Жожем Бошамом. В начале 50-х годов Лео Фендер и Лес Пол изобретают независимо друг от друга электрогитару со сплошным корпусом из дерева. Ее конструкция без изменений сохранилась до настоящего времени. Jimi Hendrix – американский гитарист, живший в середине 20 века, считается наиболее влиятельным исполнителем на этой гитаре.

Бас-гитара

Контрабас, до появления современной бас-гитары, в семействе скрипок являлся самым большим и главным басовым инструментом. У него было много недостатков. Он был очень большого размера и массы, не имел на грифе порожков, обладал относительно невысоким уровнем громкости и имел вертикальное исполнение. Из-за этих недостатков было затруднено широкое применение контрабаса в разных ансамблях современной музыки в начале 20 века.

В 1930-х годах, когда стала очень популярной джазовая музыка, и был распространен автомобильный транспорт, благодаря которому можно было перевозить габаритные инструменты и появлению технологии усиления звука, стало возможным создать идеальный басовый инструмент, не обладающий недостатками контрабаса. В это время фирмы занимавшиеся производством таких музыкальных инструментов не имели особого коммерческого успеха.

Вот, к примеру, некоторые наиболее успешные фирмы:

  • Фирма Gibson с 1912 по 1930 год выпускала бас-мандолину ;

  • Пол Тутмарк – американский предприниматель создал в 1936 году , который обладал многими современными чертами современной бас-гитары (имел сплошной деревянный корпус, горизонтально расположенный гриф с наличием ладовых дорожек);

  • Лео Фендер, основатель одноименной фирмы, создал , разработанный на основе гитары «Fender Telecaster», который стал очень популярным и получил признание многих музыкантов. Идеи, вложенные в этот инструмент, стали стандартом при изготовлении бас-гитар. В 1960 году вышла более усовершенствованная модель Fender Jazz Bass, она была не менее популярна в сравнении с «Пресижн»;

  • Hofner – немецкая фирма, которая в 1955 году выпустила полуакустическую . Этот бас стал известен благодаря музыканту «The Beatles» Полу Маккартни, которая имела форму в виде скрипки.

В 1960-х бас-гитары стали популярны с появлением рок-музыки. Появились новые разновидности этих инструментов, такие как: акустическая и безладовая бас-гитара. Также увеличивалось число струн, добавлялась активная электроника и появились бас-гитары со сдвоенными струнами и без головки грифа. С развитием самих инструментов также активно развивалась и техника игры, например, слэп и игра флажолетами.

Ну что ж, я надеюсь, статья «История создания гитары» была вам полезна. Если хотите что-то от себя добавить оставляйте комментарии. Нажимайте на кнопки соц. сетей и делитесь с друзьями! Удачи вам!

кто придумал гитару?

Гита́ра - струнно-щипковый музыкальный инструмент, один из самых рапространенных в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а так же как сольный классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях музыки как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и многих формах популярной музыки. Изобретенная в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру.
Происхождение
Тар - иранская лютня. Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся к III тысячелетию до н.э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: наблу, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.

Эти инструменты имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным - из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленый из цельного куска дерева. В III-IV веках н.э. в Китае появляются инструменты юань и юкин, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века.
Происхождении названия
Слово "гитара" происходит от слияния двух слов: санскритского слова "сангита", что означает "музыка" и древнеперсидского "тар", означающего "струна". По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово гитара претерпевало изменения: кифара (ϰιθάϱα) в древней Греции, латинское cithara, gitarra в Испании, guitare во Франции, guitar в Англии и наконец гитара в России. Несмотря на сходство, слово "гитара" не является родственным слову "ситар".
Классическая гитара
В средних веках основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). К XV веке получает распространение изобретенная в Испании гитара с 5-ю сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К XVIII веке испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений. Наконец в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. В России же более популярным становится 7-ми струнный вариант испанской гитары, получивший название "русская гитара".
Электрогитара
Гитара Gibson конструкции Леса ПолаВ XX веке в связи с появлением технологии электронного усиления и обработки звука появился новый тип гитары - электрическая гитара. В 1936 году Жорж Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании "Rickenbacker", запатентована первая электрогитара, с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом. В начале 1950х американские инженер и предприниматель Лео Фендер и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени.

Гитара – это уникальный инструмент. Он используется практически во всех стилях музыки. Этот струнный инструмент также имеет множество видов – электрогитара, аккустическая гитара. Человек, играющий на гитаре зовется гитаристом.

Итак, история происхождения современной гитары , которую мы видим в данный момент, восходит из глубочайшей древности. Ее прародителями считаются инструменты, болие известные в странах Ближнего и Среднего Востока несколько 1000-летий назад. Одними из главных представителей которых являются киннора, египетская гитара, вина, набла и многие другие античные инструменты с резонирующим корпусом и шейкой. Данные приборы имели пустотелый округлый корпус, который в свою очередь традиционно изготавливался из высушенной тыквы, панцерей черепах или целых кусочков древесины. Появление нижней, верхней деки и обечайки было закреплено намного позднее.

В самом начале новейшей эры более известен был инструмент лютня ближний родственник гитары. Само заглавие лютня происходит от арабского эль-дау деревянный, а само слово гитара произошло от слияния 2-ух слов: санскритского слова сангита, что в переводе значит музыка и древнеперсидского тар струна До шестнадцатого века гитара была 4-ех и трехструнной. Играли на ней пальцами и плектором костяной пластинкой нечто похожее на медиатор. И только в уже в семнадцатом веке в Испании появляется первая пятиструнная гитара, которая и получила название испанская гитара На нее ставились двойные струны, а первая стр на певунья нередко была одинарной.

Появление шестиструнной гитары принято относить к 2-ой половине восемнадцатого века, может быть также в Испании. С появлением 6-ой струны, все двойные были изменены на одинарные, собственно В таком облике гитара и предстает перед нами в данный момент. В этот период наступает триумфальное путешествие гитары по странам и континентам. А за счет собственных качеств и музыкальных способностей она приобретает мировое признание.

Один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и многих формах популярной музыки. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру.

Исполнитель на гитаре называется гитарист . Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется гитарный мастер или лютье .

Устройство

Основные части

Гитара представляет собой корпус с длинной плоской шейкой, называемой «гриф». Лицевая, рабочая сторона грифа - плоская либо слегка выпуклая. Вдоль нее натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на окончании грифа, которое называется «голова» или «головка» грифа.

На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.

Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары.

Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться т. н. «седла» - простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.

Лады

Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая - чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута - тем выше она звучит.

Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре - это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона (рабочей частью струны в данном случае будет являться часть струны от нижнего порожка до пальца гитариста). Сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву.

В современной западной музыке используется равномерно темперированный звукоряд. Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются т. н. «лады». Лад - это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соответственно, высоты звука, становится возможным только дискретным образом.

Струны

В современных гитарах используются металлические либо нейлоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1.

В гитаре используется комплект струн - набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одном натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины - толстые струны, дающие более низкий звук - слева, тонкие - справа. Для гитаристов-левшей порядок струн может меняться на обратный. Комплекты струн также различаются по толщине. Несмотря на то, что существует довольно много различных вариаций толщины разных струн в комплекте, обычно достаточно знать толщину лишь первой струны (самая популярная - 0,009″, «девяточка»).

Стандартны строй гитары

Соответствие номера струны и музыкальной ноты, издаваемой этой струной, называется «строй гитары» (настройка гитары). Существует множество вариантов строев, подходящих для разных типов гитар, разных жанров музыки и разных техник исполнения. Наиболее известным и распространенным является так называемый «стандартный строй» (стандартная настройка), подходящий для 6-струнной гитары. В этом строе струны настраиваются следующим образом:

1-я струна - нота «ми » первой октавы (e1)
2-я струна - нота «си » малой октавы (h)
3-я струна - нота «соль » малой октавы (g)
4-я струна - нота «ре » малой октавы (d)
5-я струна - нота «ля » большой октавы (A)
6-я струна - нота «ми » большой октавы (E)

Техника игры на гитаре

При игре на гитаре гитарист зажимает пальцами левой руки струны на грифе, а пальцами правой извлекает звук одним из нескольких способов. Гитара при этом находится перед гитаристом (горизонтально или под углом, с грифом, поднятым до 45 градусов) опираясь на колено либо висит на ремне, перекинутом через плечо.

Гитаристы-левши переворачивают гитару грифом вправо и меняют функции рук - зажимают струны правой рукой, извлекают звук - левой. Далее названия рук приведены для гитариста-правши.

Звукоизвлечение

Основным способом звукоизвлечения на гитаре является щипок - гитарист зацепляет кончиком пальца или ногтем струну, слегка оттягивает и отпускает. При игре пальцами применяют две разновидности щипка: апояндо - с опорой на соседнюю струну и тирандо - без опоры.

Также гитарист может с небольшим усилием ударить сразу по всем или по нескольким соседним струнам. Этот способ звукоизвлечения называется удар. Также распространено название «бой».

Медиатор

Щипок и удар могут исполнятся пальцами правой руки или же с помощью специального приспособления, называемого «плектр» (или медиатор). Плектр представляет собой небольшую плоскую пластину из твердого материала - кости, пластмассы или металла. Гитарист держит его в пальцах правой руки и защипывает или ударяет им струны.

Во многих современных стилях музыки широко применяется способ звукоизвлечения слэп, когда струна начинает звучать от удара о ладовые порожки. Для этого гитарист либо сильно ударяет большим пальцем по отдельной струне, либо подцепляет и отпускает струну. Эти приёмы называются слэп (удар) и поп (подцеп) соответственно. Преимущественно слэп применяется при игре на .

Также возможен способ звукоизвлечения, когда струна начинает звучать от удара о ладовый порожек при ее резком зажатии. Такой способ звукоизвлечения называется «тэппинг». При игре тэппингом звукоизвлечение может осуществляться обеими руками.

Левая рука

Левой рукой гитарист обхватывает гриф снизу, опираясь большим пальцем на его тыльную сторону. Остальные пальцы используются для зажимания струн на рабочей поверхности грифа. Пальцы обозначаются и нумеруются следующим образом: 1 - указательный, 2 - средний, 3 - безымянный, 4 - мизинец. Положение кисти руки относительно ладов называется «позиция» и обозначается римской цифрой. Например если гитарист зажимает 2-ю струну 1-м пальцем на 4 ладу, то говорят, что рука находится в IV позиции. Незажатая струна называется «открытая».

Большое баррэ

Струны зажимаются подушечками пальцев, таким образом, одним пальцем гитарист имеет возможность зажать одну струну на одном ладу (однако существуют аккорды, в которых, помимо большого баррэ, зажатого первым пальцем, необходимо зажать на одном ладу две струны вторым пальцем). Исключением является указательный палец (а иногда и другие пальцы), который можно «положить» на гриф «плашмя» и зажать таким образом сразу несколько, или даже все струны на одном ладу. Этот весьма распространенный приём называется «баррэ».

Различают большое баррэ (полное баррэ), когда гитарист зажимает все струны, и малое баррэ (полубаррэ), когда гитарист зажимает меньшее количество струн (вплоть до 2). Остальные пальцы во время применения баррэ остаются свободными и могут использоваться для зажатия струн на других ладах.

Приёмы

Кроме описаной выше основной техники игры на гитаре, существуют разнообразные приёмы широко применяемые гитаристами в разных стилях музыки.

Арпеджио (перебор) - последовательное извлечение звуков созвучия. Исполняется путем последовательного защипывания разных струн одним или несколькими пальцами.

Арпеджиато - очень быстрое последовательное извлечение звуков аккорда, расположенные на разных струнах.

Тремоло - очень быстрое многократное повторение щипка, без смены ноты.

Легато - слитное исполнение нот. На гитаре исполняется с помощью левой руки.

Восходящее легато - уже звучащая струна зажимается резким и сильным движением пальца левой руки, звук при этом не успевает прекратиться.

Нисходящее легато - палец сдергивается со струны, слегка подцепляя ее при этом.

Бенд (подтяжка) - повышение тона ноты путем поперечного смещения струны по ладовому порожку. В зависимости от опыта гитариста и используемых струн этим приёмом можно повысить извлекаемую ноту на полтора-два тона.

Вибрато - периодическое незначительное изменение высоты извлекаемого звука. Исполняется с помощью колебаний кисти левой руки вдоль грифа, при этом изменяется сила нажатия на струну, а также сила ее натяжения и соответственно высота звука. Другой способ исполнить вибрато - последовательное периодическое исполнение приёма «бенд» на небольшую высоту.

Глиссандо - плавный переход между нотами. В гитаре возможно между нотами расположенными на одной струне и исполняется перемещением руки из одной позиции в другую не отпуская пальца, прижимающего струну.

Стаккато - Короткое отрывистое звучание нот. Исполняется путем глушения струн правой либо левой рукой.

Тамбурин - перкуссионный приём, заключается в постукивании по струнам в районе подставки, пригоден для гитар с полым корпусом, акустических и полуакустических.

Гольпе - еще один перкуссионный приём, постукивание ногтем по деке , во время игры. Применяется в основном в музыке фламенко.

Флажолет - заглушение основной гармоники струны путем прикосновения к звучащей струне точно в месте, делящем ее на целое число частей. Различают натуральные флажолеты, исполняемые на открытой струне и искусственные, исполняемые на зажатой струне.

История

Происхождение

Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным - из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III-IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV - XVI веках появился инструмент , также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

Происхождение названия

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. - семиструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: « » в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.

В средних веках основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII-начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.

Русская гитара

В России в конце XVIII начале XIX веков, становится популярным вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название « ».

В течение XVIII-XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог Андрес Сеговия.

В XX веке в связи с появлением технологии электронного усиления и обработки звука появился новый тип гитары - электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании «Рикенбекер», запатентована первая электрогитара, с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом (т. н. «сковородка»). В начале 1950х американские инженер и предприниматель Лео Фендер и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени. Наиболее влиятельным исполнителем на электрогитаре считается (по версии журнала Роллинг Стоун) живший в середине XX века американский гитарист Джими Хендрикс.

Видео: Гитара на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Акустическая гитара:

Классическая гитара:

Семиструнная (русская) гитара:

Электрогитара:

Бас-гитара:

Баритон-гитара:

Гитара Уорра:

Стик Чапмена:

Что такое гитара? Какова история изобретения этого музыкального инструмента? Какая существует классификация гитар? Из каких элементов состоит инструмент? Ответы на эти и прочие вопросы можно узнать из нашей публикации.

История возникновения гитары

Первые письменные упоминания о струнном инструменте, что являлся прародителем современной гитары, датируются II тысячелетием до нашей эры. Соответствующие изображения были найдены при раскопках глиняных барельефов в местности, где находилась древняя Месопотамия.

На рубеже III и IV века нашей эры китайские мастера изобрели инструмент, который получил наименование жуань. Состоял он из нижней и верхней деки, а также деревянного корпуса.

В средневековье инструмент широко использовался в Испании. Сюда гитара была завезена из древнего Рима. Испанские мастера выполнили несколько доработок. В частности, увеличили количество струн до 5-ти. В конце XVIII века инструмент получил еще одну струну, вследствие чего значительно расширился репертуар исполнителей.

На отечественных просторах узнали довольно поздно о том, что такое гитара. Это произошло примерно в начале XVIII столетия, когда к нам стали массово заезжать итальянские музыканты и композиторы. Первым российским мастером, который в совершенстве постиг на инструменте, стал некий Николай Петрович Макаров. Именно благодаря его стараниям гитара стала чрезвычайно популярной в народе. В дальнейшем интерес к инструменту развивал композитор и музыкант-виртуоз Андрей Сихры. Последний написал более тысячи соответствующих партий.

Происхождение названия

Откуда пошло наименование гитара? Это понятие, вероятно, происходит от древнегреческого слова ситра либо индийского ситар. В древнем Риме инструмент стали называть кифарой, на собственный манер.

В наши дни гитару на различных языках именуют примерно одинаково. От вышеупомянутых названий происходят современные понятия guitar, uitarra, guitare.

Гитара - описание музыкального инструмента

Конструктивно гитара представлена в виде корпуса с удлиненным грифом, лицевая сторона которого плоская или же имеет небольшую выпуклость. Вдоль такой шейки натянуты струны. Последние закрепляются с одной стороны на подставке корпуса, а с другой присоединяются к барашкам на грифе.

Наличие специальных колков позволяет производить регулировку натяжения таких Струны лежат на нескольких порожках. Верхний находится в изголовье грифа. Нижний располагается поблизости подставки на корпусе инструмента.

Материалы изготовления

Гитара - это инструмент, что традиционно производится из древесины. Наиболее дешевые, простые модели изготавливаются из фанеры. Корпус самых дорогостоящих гитар делают из красного дерева, клена либо палисандра. Некоторые современные электрогитары выполняют из пластика и графитовых композитов.

Что касается грифов, они изготавливаются из самых различных пород древесины и их сочетаний. При этом главный акцент осуществляется на создание максимально прочного конструктивного элемента, способного выдерживать повышенные нагрузки.

Кто придумал электрогитару?

Автором модификации классического варианта считается американский инженер Джордж Бишамп. В 30-х годах прошлого века этот человек был уволен из крупной компании по производству струнных инструментов. В последующем он решил вести собственную работу по поиску новых методов для увеличения громкости гитары. Инженер пришел к варианту с созданием звуковых колебаний вокруг магнитов с обмоткой в виде металлической проволоки. Подобный принцип уже использовался при производстве акустических динамиков, а также игл фонографа.

После нескольких неудач Бишампу наконец удалось создать рабочий звукосниматель. Каждая струна электрогитары проходила над отдельным магнитом. Ток, что протекал через металлическую обмотку звукоснимателя, позволял передавать сигнал в динамики. Убедившись в работоспособности устройства, изобретатель воспользовался помощью мастера по дереву Гарри Уотсона. В течение нескольких часов был вырезан первый в истории корпус электрогитары.

В 50-х знаменитый исполнитель Лес Пол доработал инструмент, использовав цельный деревянный корпус, вместо полого. Решение позволило воспроизводить широчайшее разнообразие звуков и породило целую массу новых жанров в музыке.

Классификация

Согласно способу усиления звуковых колебаний выделяют такие разновидности гитар:

  • Акустическая гитара - это инструмент, где резонатором выступает полый корпус.
  • Электрическая - звук воспроизводится благодаря электронному преобразованию сигнала. Вибрации от колебания струн передаются в динамики через звукосниматель.
  • Полуакустическая - выступает комбинацией электрической и акустической модели. На полом корпусе содержатся звукосниматели, которые позволяют сделать звучание более четким и акцентированным.
  • Элекстроакустическая - классическая гитара, в корпусе которой устанавливается электронное устройство, что дает возможность усиливать и корректировать звучание.

На самом деле существует гораздо больше разновидностей гитар. В гибридных моделях нередко наблюдается увеличение количества струн, их сдваивание, применение нескольких грифов. Подобные решения позволяют вносить разнообразие в звучание инструмента, а также облегчают сольное исполнение сложных произведений. С появлением рок-музыки возникли бас-гитары, которые обладают чрезвычайно толстыми струнами и дают возможность воспроизводить звуки самой низкой частоты.