Картина отречение петра рембрандта. Картина отречение апостола петра рембрандта Рембрандт харменс ван рейн отречение апостола петра

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Отречение апостола Петра художника Рембрандта на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Рембрандта Отречение апостола Петра: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Рембрандта на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Рембрандта. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Рембрандта на натуральном холсте.

Рембрандт ван Рейн родился в семье мельника. Он был четвертым сыном. Отцу благодаря процветанию его дела на момент рождения Рембрандта удалось дать ему лучшее образование, чем старшим сыновьям, которые стали ремесленниками. Рембрандта определили в латинскую школу, планируя дальнейшее образование в лейденском университете. Но Рембрандт учился плохо, но зато хорошо рисовал и мечтал стать художником. Отец уступил желанию сына и отдал его учиться Якобу ван Сваненбюрху, живописцу посредственному, но человеку уважаемому.

После трех лет обучения в мастерской этого художника, Рембрандт переехал в Амстердам и поступил там в ученики к Питеру Ластману. Помимо уроков живописи Рембрандт получил навыки гравировального искусства.

В 1623 году вернулся в родной город Лейден.Первые известные картины Рембрандта относятся к 1627 году.

В 1631 г. Рембрандт переселился в Амстердам, получал очень много заказов на портреты и быстро стал известным.

В 1634 г. Рембрандт женился на Саскии ван Юленборх, дочери ученого юриста. С женитьбой началась самая счастливая пора его жизни: он материально обеспечен, востребован как художник и любим молодой супругой.

Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру только на 7 лет.

В 1642 г. Саския скончалась. С этой поры обстоятельства Рембрандта изменяются к худшему, хотя он и нашел себе подругу жизни в лице своей служанки Гендрикие Ягерс, по прозвищу Стоффельс. Его материальное положение сильно пострадало от возникшего увлечения коллекционировать художественные предметы и редкости. Он тратил столько, что в 1656 году был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу.

Сожительница Рембрандта Гендрикие вместе с его сыном, желая помочь, основала компанию по продаже картин, гравюр на дереве и всевозможных редкостей, но в 1661 году Гендрикие умерла, через семь лет умер и сын художника.

Рембрандт много работал, но вкусы публики со временем изменились, его картины перестали нравиться любителям искусства, последние годы художник жил в крайней бедности. Умер в 1669 году.

Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Внимание Рембрандта обращено главным образом на передачу игры света и тени, и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми. Однако, такой упадок был только временный, и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину; так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».

Многочисленные гравюры Рембрандта отмечены теми же достоинствами, как и его картины.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Рембрандта не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Отречение Петра художника Рембрандта на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Рембрандта Отречение Петра: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Рембрандта на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Рембрандта. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Рембрандта на натуральном холсте.

Рембрандт ван Рейн родился в семье мельника. Он был четвертым сыном. Отцу благодаря процветанию его дела на момент рождения Рембрандта удалось дать ему лучшее образование, чем старшим сыновьям, которые стали ремесленниками. Рембрандта определили в латинскую школу, планируя дальнейшее образование в лейденском университете. Но Рембрандт учился плохо, но зато хорошо рисовал и мечтал стать художником. Отец уступил желанию сына и отдал его учиться Якобу ван Сваненбюрху, живописцу посредственному, но человеку уважаемому.

После трех лет обучения в мастерской этого художника, Рембрандт переехал в Амстердам и поступил там в ученики к Питеру Ластману. Помимо уроков живописи Рембрандт получил навыки гравировального искусства.

В 1623 году вернулся в родной город Лейден.Первые известные картины Рембрандта относятся к 1627 году.

В 1631 г. Рембрандт переселился в Амстердам, получал очень много заказов на портреты и быстро стал известным.

В 1634 г. Рембрандт женился на Саскии ван Юленборх, дочери ученого юриста. С женитьбой началась самая счастливая пора его жизни: он материально обеспечен, востребован как художник и любим молодой супругой.

Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру только на 7 лет.

В 1642 г. Саския скончалась. С этой поры обстоятельства Рембрандта изменяются к худшему, хотя он и нашел себе подругу жизни в лице своей служанки Гендрикие Ягерс, по прозвищу Стоффельс. Его материальное положение сильно пострадало от возникшего увлечения коллекционировать художественные предметы и редкости. Он тратил столько, что в 1656 году был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу.

Сожительница Рембрандта Гендрикие вместе с его сыном, желая помочь, основала компанию по продаже картин, гравюр на дереве и всевозможных редкостей, но в 1661 году Гендрикие умерла, через семь лет умер и сын художника.

Рембрандт много работал, но вкусы публики со временем изменились, его картины перестали нравиться любителям искусства, последние годы художник жил в крайней бедности. Умер в 1669 году.

Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Внимание Рембрандта обращено главным образом на передачу игры света и тени, и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми. Однако, такой упадок был только временный, и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину; так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».

Многочисленные гравюры Рембрандта отмечены теми же достоинствами, как и его картины.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Рембрандта не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

«Флора» (1641,Дрезден)

Притча о богаче (1627,Берлин)

Возвращение Иудой 30 серебреников (1629,частная коллекция)

Автопортрет (1629,Бостон)

Иеремия оплакивает разрушение Иерусалима (1630,Амстердам)

Портрет ученого (1631,Эрмитаж)

Анна пророчица (1631,Амстердам)

Апостол Петр (1631,Израиль)

Буря на море Галилейском (1663,Бостон)

Автопортрет с Саскией (1635,Дрезден)

Пир Валтасара (1638,Лондон)

Проповедник и его жена (1641,Берлин)

«Cаския в красной шляпе» (1633/1634,Кассель)

Каменный мост (1638,Амстердам)

Портрет Марии Трип (1639,Амстердам)

Жертвоприношение Маноя (1641,Дрезден)

Девушка (1641,Варшава)

Ночной дозор (1642,Амстердам)

Святое семейство (1645,Эрмитаж)

Флора (1654,Нью-Йорк)

Возвращение блудного сына (ок. 1666-69,Эрмитаж)

Саския (1643,Берлин)

Заговор Юлия Цивилиса (1661,Стокгольм)

Молодая женщина примеряет серьги(1654,Эрмитаж)

Синдики (1662,Амстердам)

Еврейская невеста (1665,Амстердам)

Портрет Maertena Soolmansa (1634,частная коллекция)

Аллегория музыки. 1626. Амстердам.


Автопортрет
Мартин Лотен
Мужчина в восточной одежде

Portrait of Hendrickje Stofells

***

Автопортрет Товит, подозревающий жену в воровстве. 1626. Амстердам. Валаамова ослица. 1626. Париж. Самсон и Далила. 1628. Берлин. Юная Саксия. 1633. Дрезден. Саксия ван Эйленбурх. 1634. Амстердам. Портрет Яна Утенбогарта. 1634. Амстердам. Флора. 1633-34. Эрмитаж. Санкт-Петербург. Похищение Ганимеда.1635.Дрезден. Ослепление Самсона.1636.Франкфурт-на-Майне. Жертвоприношение Авраама. 1635. Эрмитаж. Санкт-Петербург Андромеда.1630-1640. Гаага. Давид и Йонофан.1642. Эрмитаж. Санкт-Петербург. Мельница.1645. Вашингтон. Натюрморт с павлином.1640-е. Амстердам. Портрет старого воина. 1632-34. Лос-Анджелес. Сусанна и старцы.1647. Берлин-Далем. Человек в золотом шлеме. 1650. Берлин-Далем. Аристотель с бюстом Гомера. 1653. Нью-Йорк. Вирсавия. 1654. Лувр. Париж. Портрет Яна Сикста. 1654. Амстердам. Обвинение Иосифа. 1655. Вашингтон. Хендрикье, входящая в реку. 1654. Лондон. Благословение Иакова.1656. Кассель. Отречение апостола Петра. 1660. Амстердам. Хендрикье у окна.1656-57. Берлин. Евангелист Матфей и ангел. 1663. Лувр.Париж. Фредерик Рил на коне.1663. Лондон. Портрет старухи. 1654. Эрмитаж. Свнкт-Петербург. Заговор батавов.1661-62. Стокгольм. Портрет Иеремии Деккера.1666. Эрмитаж. Санкт-Петербург. Автопортрет.1661. Амстердам. Рембрандт Харменс ван Рейн(Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П.Ластмана в Амстердаме (1623); в 1625-1631 работал в Лейдене. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (“Принесение во храм”, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). В картинах “Апостол Павел” (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и “Симеон во храме” (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом, изучая мимику человеческого лица. В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх. 1630-е годы - период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Картина “Урок анатомии доктора Тюлпа” (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина “Портрет бургграфа”, 1636, Дрезденская галерея).

Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж; “Улыбающаяся Саския”, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Искания этого периода завершил знаменитый “Автопортрет с Саскией” или “Весёлое общество”; около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой.

Библейские композиции 1630-х годов (“Жертвоприношение Авраама”, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (“Похищение Ганимеда”, 1635, Картинная галерея, Дрезден).

Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция “Даная” (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной, идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (“Писающая женщина”, 1631; “Продавец крысиного яда”, 1632; “Странствующая пара”, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.

В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина “Ночной дозор” (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера - вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т.е. по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. Приток заказов Рембрандта сокращается, его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Саскии. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Он пишет спокойные, исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (“Давид и Ионафан”, 1642, “Святое семейство”, 1645, - оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист “Христос, исцеляющий больных” или “Лист в сто гульденов”, около 1642-1646; полный воздушной и световой динамики пейзаж “Три дерева”, офорт, 1643). 1650-е годы, наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, открывают период творческой зрелости художника. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета, изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс; “Портрет старухи”, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Сын Титус за чтением”, 1657, Музей истории искусств, Вена).

Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый “Портрет жены брата художника”, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Портрет старика в красном”, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств; то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины.

В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, все его имущество продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (“Ассур, Аман и Эсфирь”, 1660, ГМИИ, Москва; “Падение Амана” или “Давид и Урия”, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.

Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина “Заговор Юлия Цивилиса” (“Заговор батавов”, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр - монументальное полотно “Возвращение блудного сына” (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения. Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона. Великий голландский живописец, рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников, из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии.

различимы очертания группы людей, окружившихвысокого человека в коричнево-серой, ниспадающей до земли, одежде. Руки унего связаны за спиной. Это - Христос, главный виновник драмы, которого римские стражники ведутк Каиафе; он через левое плечо оборачивается к нам и молча прислушивается ксловам предсказанного им отречения, произнесенного одним из самых преданныхего учеников. Между этими полюсами, четко расположенными в пространстве закартинной плоскостью - воина на первом плане слева и группы с Христом назадних планах справа - решается судьба главного героя в нескольких шагах отзрителя. Крупные, сильно вылепленные фигуры Петра, служанки и солдат,заполняющие почти все поле холста; редкая для Рембрандта исключительночеткая определенность персонажей. Поразительный по своей драматическойсодержательности мотив освещения (заслоненная рукой девушки свеча усиливаетвпечатление внезапного разоблачения Петра), сплошные алые икоричнево-красные отсветы пламени костров, заливающие фигуру Петра ислужанки, беспокойно вспыхивающие золотыми бликами на тяжелых шлемах игрозном оружии солдат, борьба света и тени, проникающая, казалось бы, во всеуголки пространства за плоскостью холста... И божественное лицо, выступающееиз холодного мрака, чтобы с упреком напомнить о сбывшемся предсказании таковы особенности живописно-психологического строя этой композиции. Чтобы дать понятие о том, какого рода истолкование сюжетных картин всостоянии приблизить нас к пониманию искусства Рембрандта, сравним егокартину "Отречение Петра" с полотном "Давид и Саул". Эти две картины напервый взгляд могут показаться и по сюжету и по выполнению настолькоразличными, что как будто нет оснований для их сравнения. Между тем, воснове обеих картин лежит общее ядро. Его можно определить, примерно, такимисловами: "Малая фигура противостоит большой и оказывает на нее несоизмеримосильное воздействие; малая обладает некоей незримой и, стало быть, духовнойсилой". В "Отречении Петра" милая девушка подходит к величественному бородатомуфеллаху в широком светлом плаще. Как и в "Давиде перед Саулом", здесьподчеркнут контраст между большим и малым. Причем малое - служанка является активной силой, а большое - Петр - должно выдержать его натиск. В"Давиде и Сауле" свет скользит по обеим фигурам, не давая преобладания ниодной из них. В "Отречении Петра" щуплая девушка выплывает из мрака, сама пребывает внем, но своей приподнятой правой рукой, прикрывающей свечу и порозовевшей накраях, как пожаром, зажигает огромную, пластически осязаемую статуюапостола. Пятно девушки незначительно по размерам, к тому же беспокойно поочертаниям, в нем искусно сочетаются темные и светлые тона, но оно, какгрозовая тучка, частично освещенная солнцем, надвигается на полностьюосвещенное большое, светлое облако. В гаагской картине переливы красок звучат как переборы струн арфы. В амстердамской - контраст света и тени звучит как вопросы девушки иответы отступника. Многие искусствоведы девятнадцатого века причисляли Рембрандта кпсихологам, но картины его вовсе не "психологические этюды" бесстрастногонаблюдателя. Например, картина "Отречение Петра" - это ответ на основнойвопрос голландской и общеевропейской культуры тех лет - о верности передовымдемократическим принципам, о высокой общественной роли деятелей искусства. В 835-ом году выдающийся революционер-демократ Николай ПлатоновичОгарев писал в статье "Памяти художника": "Возьмите Микеланджело Буонарроти.Разве он не проникнут всей живой задачей своей современной общественности,со всеми ее неудачами и всеми страданиями? Ту же задачу проводит Данте.Откуда выросло трагическое величие Шекспира, как не из общественногоскептицизма? Откуда в живописи явилась трагическая глубина Рембрандта?Откуда взялась страстная возможность у Моцарта создать "Дон Жуана", с однойстороны, и "Реквием" - с другой, как не из того же проникновения художникаскептицизмом общественной жизни? Когда французская революция пела"Марсельезу", не стукнул ли Гете по христианскому миру первой частью"Фауста"? Не прогремела ли с плачем и торжеством "Героическая симфония"Бетховена? Видите, как все великие мастера связаны с общественной жизнью,как они возникают из нее и говорят за нее". В поздние годы Рембрандт сосредоточивает внимание на мотивахобщечеловеческого значения, неважно, будет ли это Ветхий Завет или НовыйЗавет, далекое прошлое или жгучая современность. Его занимает больше всегооснова основ человеческого существования. Это отчасти напоминает то, чтопроисходило со Львом Толстым, когда после величественных романов-эпопей онперешел к рассказам-притчам для народа и для детей. Только Толстой выглядитв поздней прозе обедненным, выхолощенным. Рембрандт, наоборот, нашел себя вэтой простоте. Очень глубокую психологическую драму, явно навеянную горькимиразмышлениями мастера над жизнью, воплощает Рембрандт в картиненью-йоркс