Когда умер лев дуров. Умер Лев Дуров

20 августа скончался выдающийся актер, Народный артист СССР Лев Дуров, о чем сообщила дочь настоящей легенды отечественного кинематографа.

Екатерина Дурова уточнила: «Лев Константинович скончался сегодня без десяти час ночи». Артист скончался на 84-м году жизни.

Причиной смерти звезды российского и советского кинематографа и театра стала продолжительная болезнь с сердцем, Лев Константинович Дуров дважды перенес инсульт, причем после первого раза долго восстанавливался, но все же вернулся на любимую сцену.

В этот раз сильный артист уже не смог побороть болезнь и умер в реанимации Первой Градской больницы, все еще находясь в состоянии медикаментозной комы после того, как 7 августа у него остановилось сердце, и его в бессознательном состоянии привезли в больницу.

На 84-м году жизни скончался актер театра и кино, театральный режиссер, народный артист СССР Лев Дуров. Прощание с актером пройдет в Театре на Малой Бронной 24 августа.

7 августа 2015 года появились сообщения, что Лев Дуров был госпитализирован в тяжелом состоянии. На следующий день ему сделали операцию на сердце, Дурову стало лучше, но позже актеру был поставлен диагноз — пневмония. На этой неделе он снова был прооперирован, врачи ввели его в состояние искусственной комы... В ночь на четверг, 20 августа, Лев Дуров скончался.

Несколько лет назад, весной 2009 года, он перенес сердечный приступ; по некоторым данным, это были последствия установки кардиостимулятора годом ранее — актер давно жаловался на проблемы с сердцем.

Лев Дуров родился в декабре 1931 года и в 19 лет поступил в Школу-студию МХАТ.

По его собственному признанию, он старался оправдать кличку, которую ему дали ровесники, — Артист; из-за нее ходил в детстве в театральную студию в районном Доме пионеров.

После завершения учебы его пригласили в Центральный детский театр (ЦДТ, сейчас РАМТ — Российский академический молодежный театр), где молодой актер познакомился с Анатолием Эфросом. Именно с этим режиссером оказались связаны 30 лет его карьеры на театральной сцене. Дуров перешел с Эфросом в Ленком, а затем и в Театр на Малой Бронной, в котором остался на всю жизнь.

Как и для многих актеров советского времени, театр был главным в жизни Льва Дурова. Он играл Тибальта в «Ромео и Джульетте», Яго в «Оттело» — всего около сотни разноплановых спектаклей, от пушкинского «Бориса Годунова» до «Жидов города Питера» по пьесе братьев Стругацких. В конце 70-х Дуров выучился в ГИТИСе на режиссера и сам стал ставить спектакли — именно он принес в свой родной театр фантастов Стругацких (премьера состоялась в 1991 году).

От работы постановщиком в кино Дуров отказывался — он объяснял, что ради одного фильма должен на длительное время покинуть театр. К такому расставанию актер был не готов.

Тем не менее он много и охотно снимался. Его первые роли были эпизодическими — в середине 50-х он играл то помощника экскаваторщика («Доброе утро», 1954), то помощника комбайнера («Гость с Кубани», 1955). Но после 1961 года, когда Дуров снялся у Михаила Ромма в драме «Девять дней одного года», для него началось совсем другое кино: «Я шагаю по Москве», «Ко мне, Мухтар!», «Время, вперед!», «Старики-разбойники», «Бумбараш».

Самыми, пожалуй, запоминающимися у Дурова стали роли де Тревиля в экранизации Дюма «Д`Артаньян и три мушкетера», каратиста Сан Саныча в музыкальном истерне Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой» и агент Клаус в «Семнадцати мгновениях весны».

От роли провокатора в знаменитом фильме о Штирлице актер, по его воспоминаниям, сначала хотел отказаться.

«Было противно играть такого мерзавца, доносчика. А потом еще раз перечитал сценарий и подумал: а может, стоит понять, что же это за явление такое — провокатор, попытаться его расшифровать? В театре мне приходилось играть подобные роли, например Яго в «Отелло», который поставил Анатолий Эфрос», — рассказал он в интервью. Он понял: его Клаус мстил людям за свою несостоятельность.

«Мне многие говорили, что я сыграл правдиво и, наверное, правильно, что Штирлиц моего героя шлепнул вовремя, иначе сколько бы еще невинных людей он погубил», — говорил Дуров.

В обширной — около 250 работ — фильмографии Льва Дурова почти нет главных ролей. Он играл в кино, будто стараясь не уходить из театра слишком уж надолго. Таких актеров, мастеров второго плана, советский кинематограф принимал охотно. Они насыщали каждый кадр своим присутствием, делали показанное на экране реалистичным. Так, как привыкли в театре и как умели — заставляя зрителя поверить в реальность нарисованных декораций, условного реквизита и принятого на себя образа. Одним из них — и одним из самых запоминающихся — был Лев Дуров.

Родился 23 декабря 1931 года в Москве. Происходит из знаменитой династии русских циркачей – дрессировщиков и клоунов, внучатый племянник А. и В. Дуровых. Родители Льва Дурова не были связаны с цирком. Отец – Дуров Константин Владимирович (1895 г. рожд.), работал в СОЮЗВЗРЫВПРОМе. Мать – Дурова Валентина Игнатьевна (1903 г. рожд.), работала в военно-историческом архиве. Супруга – Кириченко Ирина Николаевна (1931 г. рожд.), актриса. Дочь – Дурова Екатерина Львовна (1959 г. рожд.), актриса. Внуки: Екатерина (1979 г. рожд), выпускница РГГУ; Иван (1986 г. рожд).

Как сказано в Общем Гербовике Всероссийской империи, из «фамилии Дуровых многие служили Российскому престолу дворянские службы и жалованы были от государей в 1629 и других годах поместьями». Шестую часть Гербовика занимает родословная потомственных дворян Дуровых. Дуровы в родственных отношениях и со знаменитой артистической династией Садовских: дочь Владимира Леонидовича Дурова, тетушка Льва Константиновича – Анна, когда вышла замуж за артиста Малого театра Прова Михайловича, стала носить фамилию Дурова-Садовская.

Детство Льва Константиновича прошло в московском районе Лефортово.

Во время войны он с мальчишками тушил бомбы-зажигалки на крышах, выступал в военных госпиталях, поднимая настроение раненым: одновременно пел, отбивал чечетку и не забывал строить рожицы поуморительнее, чтобы раненым было веселее.

В школьные годы Лев Дуров занимался в драматической студии во Дворце пионеров Бауманского района, где его педагогом был С.В. Серпинский. Потом он поступил в Школу-студию МХАТа, когда набирался курс Георгия Авдеевича Герасимова и Сергея Капитоновича Блинникова. Преподавали на курсе все старые мхатовцы: Топорков, Массальский, Карев, Раевский и, конечно, сам Блинников. Дуров был одним из его любимых учеников. В 1954 году после окончания школы-студии директор Центрального детского театра Шах-Азизов пригласил Дурова работать в свою труппу. Он согласился и в сентябре пришел на первый в своей жизни сбор труппы, где встретился с А.В. Эфросом, с которым потом не расставался почти 27 лет. В Центральном детском театре он проработал около 10 лет. Сколько же ролей было сыграно! И каких! Лев Дуров играл самые разнообразные роли – от Репейника, Огурца или Тучки до Федора в «Борисе Годунове». В 1955 году В.С. Розов написал свою комедию «В добрый час» и принес ее Эфросу. С тех пор драматург остался верен детскому театру и все свои пьесы приносил туда: «В поисках радости», «Неравный бой», «Перед ужином»... Дуров был занят во всех этих спектаклях, что приносило ему большое творческое наслаждение. Когда А.В. Эфрос перешел в Театр имени Ленинского комсомола, он взял с собой нескольких актеров, в том числе и Л. Дурова. В 1963–1967 годах Л. Дуров играл на сцене Театра имени Ленинского комсомола.

А когда Эфросу предложили перейти в Театр на Малой Бронной и взять с собой 10 артистов, то Дуров, конечно, ушел вместе с ним. С 1967 года по настоящее время работает в Московском драматическом театре на Малой Бронной.

Театральная судьба Льва Дурова неразрывно связана с творчеством А.В. Эфроса. Он создал целую галерею впечатляющих образов в спектаклях выдающегося советского режиссера: Тибальд в «Ромео и Джульетте» У. Шекспира, Чебутыкин в «Трех сестрах» А.П. Чехова, Яго в «Отелло» У. Шекспира, Жевакин в «Женитьбе» Н.В. Гоголя, Ноздрев в «Дороге» по Н.В. Гоголю, а также в спектаклях. «Трибунал» А. Макаенка, «Вы чье, старичье?» Б. Васильева и др. Созданный им в театре образ Сганареля в «Дон Жуане» Ж.-Б.Мольера получил мировое признание на театральном фестивале в Югославии. Сам актер своей лучшей театральной работой считает роль Снегирева в «Брате Алеше» В. Розова по Ф.М. Достоевскому.

На фестивале в городе Эдинбурге была представлена «Женитьба» Гоголя, которую поставил А.В. Эфрос. В одной из рецензий в местной газете помимо всяких лестных эпитетов Л.К. Дурова назвали «трагическим клоуном». Автор писал, что этот спектакль стоит посмотреть хотя бы из-за того, что в нем занят «трагический клоун Лев Дуров». Л.К. Дуров считает для себя это звание самым высоким, самым почетным.

Лучшие дня

После окончания Высших режиссерских курсов Лев Дуров стал режиссером-постановщиком. На Малой Бронной им поставлены спектакли «Обвинительное заключение» Н. Думбадзе, «Занавески» М. Ворфоломеева, «Жестокие игры» А. Арбузова, «А все-таки она вертится» А. Хмелика, «Золушка» Е. Шварца, «Весельчаки» Н. Саймона, «Ксантиппа и этот, как его...» С. Алешина, «После бенефиса» по А.П. Чехову, «Жиды города Питера» А. и Б. Стругацких, «Лес» А.Н. Островского, «Полонез Огинского» Н. Коляды. Не так давно он выпустил яркий, праздничный спектакль «Дорога в Нью-Йорк» Л. Малюгина – полную музыки и танцев историю о похождениях дочери американского миллионера. Недавняя премьера – современная пьеса Н. Воронова «Страсти по Торчалову».

В кино Лев Дуров начал сниматься в 1954 году и сыграл к настоящему времени более 160 ролей. В своей первой картине – «Доброе утро» он сыграл роль помощника экскаваторщика. В фильме «Гость с Кубани» он был помощником комбайнера. Потом играл милиционера. Он попал в такую орбиту, где играл, как он сам их называет, «в полуцветных, полухудожественных, полумузыкальных фильмах», и играл довольно долго, пока однажды М.И. Ромм не взял его в картину «Девять дней одного года». Это было началом его серьезного вхождения в кино.

Каждый его персонаж индивидуален и самобытен, хотя и несет в себе неповторимую интонацию – его человеческую неординарность, его темперамент, его особый взгляд на окружающий мир. Не случайно, что участие в таких картинах, как «Високосный год» (1962), «Иду искать» (1966), телефильме «Вся королевская рать» (1971), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Калина красная» (1974), «Ксения, любимая жена Федора» (1974), «Открытая книга» (1974), «Последний день зимы» (1975), «Странные взрослые» (1974), «Вооружен и очень опасен», «Успех», «Три мушкетера», «Рассказы Зощенко», «Прощание с Матерой», «Бумбараш», «Нос», «Тридцать четвертый скорый», «Село Степанчиково и его обитатели» и многих других принесло актеру подлинную популярность и любовь зрителей. Лев Дуров – любимец миллионов зрителей, веселый, жизнерадостный человек, у которого привнесенное из детства озорство и даже хулиганство всегда при нем. Его друг Владимир Качан очень точно сказал, что «география его звания – народный артист СССР – формально сузилась до размеров России, а фактически расширилась. Потому что он по-прежнему народный артист и Белоруссии, и Украины, и Казахстана, и Прибалтики, и Израиля, и США, и всех других стран, где любят и помнят артиста Дурова, драматического клоуна, хулигана, анекдотчика, своего в доску мужика для всех слоев населения, а потому – абсолютно народного артиста».

В 1991 году Льву Дурову было присвоено звание народного артиста СССР. Он награжден орденом Дружбы народов (1996), избран действительным членом Академии естественных наук. В 1996 году как художественный руководитель он выпустил курс студентов в Школе-студии МХАТа. Избран академиком Российской академии кинематографических искусств «НИКА».

В 1999 году в издательстве «Алгоритм» вышла книга Л.К. Дурова «Грешные записки».

В июле 2000 года он стал двукратным лауреатом Международного Московского кинофестиваля за участие в кинофильме «Луной был полон сад». Лев Дуров – лауреат премии «Пегас» за участие в кинофильме «Не послать ли нам гонца?».

Сейчас Лев Дуров параллельно с работой в своем театре участвует в спектаклях Театра «Школа современной пьесы» у режиссера Иосифа Райхельгауза.

В жизни Л.К. Дуров всегда следует принципу «вперед!». Свободное время предпочитает посвящать дому, семье. Любимый автор – Ф.М. Достоевский. Любит музыку П.И. Чайковского. Среди актеров особенно выделяет И. Смоктуновского.

Живет и работает в Москве.

moe detstvo
olenka 11.08.2008 06:19:30

Ja Olga ochen gorda vami Lev Durov .My pochti byli sosedjami.Moja semja shiila na Bakuninskoj ulice 20godov.Moi brat ,Jakov Gororochovskij,taksge kak i Vy,poseschal Dom kultury na Spartakovskoj ploschadi.On igral na domre v orkestre.Kogda ja vas visdu na ekrane ili programmu o vas,ja vspominaju moe detstvo:Pochtovuju ulicu,moj dom na Bakuninskoj,Perevedenovskij pereulok,Sad im.Baumana i moja muzikalnaja schkola na Basmannoj ulice,gdJa vae proshlo mo#246; detstvo.

Умер Лев Дуров. Биография

Фото из открытых источников

В кино Лев Дуров начал сниматься в 1954 году и сыграл за свою жизнь более 200 ролей

Мир театра и кино сегодня потерял одну из ярких и незаурядных личностей – в Москве в реанимации Первой Градской больницы после тяжелой продолжительной болезни скончался Лев Дуров. Актер умер в реанимации, где он находился в состоянии медикаментозной комы.

7 августа Дуров был госпитализирован в Первую Градскую больницу из-за проблем с сердцем. По словам врачей, актер потерял сознание, у него фактически остановилось сердце. Медики оценивали его состояние как крайне тяжелое. 13 августа в театре на Малой Бронной, где работает актер, со ссылкой на врачей сообщили, что его состояние улучшилось. Однако на следующий день врачи сообщили, что у Дурова диагностирована тяжелая пневмония.

Перечислять награды Дурова нет смысла – на постсоветском пространстве для зрителей он народный артист. Академик, лауреат множества орденов. Сыграл в более чем 160 фильмах. вспоминает жизнь и творчество великого актера.


Фото из открытых источников

Лев Дуров родился 23 декабря 1931 года в Москве. Будущий актер принадлежал к знаменитой династии циркачей-дрессировщиков. Лев – внучатый племянник Анатолия и Владимира Дуровых, которые создали новую русскую школу дрессировки цирковых животных. Родители Льва не имели к цирку никакого отношения. Константин Владимирович Дуров, отец актера, работал взрывником в СоюзВзрывПроме. Мать – Дурова Валентина Игнатьевна работала в Лефортовском дворце в историческом архиве.

Новости по теме

Детство Льва Дурова прошло в районе Лефортово в Москве. Семья Дуровых жила на территории музея Лефортово - в екатерининской конюшне. Родители актера Константин и Валентина Дуровы часто получали нарекания на сына: он нередко получал двойки и очень часто дрался.

Среди дворовой детворы Лев по росту был самым маленьким и за копну светлых волос на голове получил прозвище - Седой. Однажды их многочисленная компания, гуляя по Лефортово, наткнулась на такую же кодлу с другой улицы. Завязалась отчаянная драка. Однако вскоре к месту побоища примчалась, вызванная взрослыми, милиция, и всех драчунов увезли в отделение. А Льва, из-за его маленького роста, не тронули.

Лев Дуров вспоминал: "После войны в Москве была вспышка блатного мира, голубятни. Я и сам был голубятником, знал все местное ворье. Но не воровал, честно говорю".

В школьные годы Лев Дуров занимался в драматической студии во Дворце пионеров Бауманского района, где его педагогом был С.В.Серпинский. Потом он поступил в Школу-студию МХАТ, когда набирался курс Георгия Авдеевича Герасимова и Сергея Капитоновича Блинникова.


Фото из открытых источников

В 1954 году после окончания Школы-студии МХАТ директор Центрального детского театра Шах-Азизов пригласил Дурова работать в свою труппу. Он согласился и пришел на первый в своей жизни сбор труппы, где встретился с заслуженным режиссером театра и кино Анатолием Эфросом, с которым потом не расставался почти 27 лет. В Центральном детском театре он проработал около 10 лет. Когда Анатолий Эфрос перешел работать в Театр имени Ленинского комсомола, то он позвал с собой и Льва Дурова.

В 1963-1967 годах Лев Дуров играл на сцене Театра имени Ленинского комсомола. Когда же Эфрос был переведен на работу в Театр на Малой Бронной, ему разрешили взять с собой 10 артистов, и Дуров опять ушел вместе с ним. С 1967 года Лев Дуров работал в Московском драматическом театре на Малой Бронной.

Новости по теме

Выдающийся советский режиссер Анатолий Васильевич Эфрос задействовал Льва Дурова во всех спектаклях. Их творчество было связано неразрывно. Лев Константинович Дуров создал впечатляющие образы в спектаклях Эфроса. Это были Тибальд в "Ромео и Джульетте", Сганарель в "Доне Жуане", Жевакин в "Женитьбе". Также Дурову удались роли в спектаклях "Вы чье, старичье?", "Трибунал" и других. Когда знаменитая "Женитьба" Гоголя была представлена на фестивале в шотландском городе Эдинбурге, в местной газете появилась рецензия. Автор отмечал, что на спектакль "Женитьба" стоит пойти только по той причине, что в нем играет "трагический клоун Лев Дуров". Актер гордился этим званием до конца жизни.


Фото из открытых источников

После окончания Высших режиссерских курсов при ГИТИСе (1978 год) Лев Дуров стал режиссером-постановщиком. В Театре на Малой Бронной актер начал ставить спектакли. Среди них: "Жестокие игры" Арбузова, "Золушка" Евгения Шварца, "Обвинительное заключение" Думбадзе, "Занавески" Варфоломеева, "А все-таки она вертится" Хмелика, "Ксантиппа и этот, как его..." Алешина. Также Дуров как режиссер-постановщик поставил спектакли: "Жиды города Питера" Аркадия и Бориса Стругацких, "Весельчаки" Саймона, "После бенефиса" по мотивам произведений Чехова, "Полонез Огинского" Коляды, "Лес" Островского.

В кино Лев Дуров начал сниматься в 1954 году и сыграл за свою жизнь более 200 ролей. Первой картиной актера была "Доброе утро", где у него была роль помощника экскаваторщика. В картине "Гость с Кубани" Дуров был уже помощником комбайнера. Потом он играл милиционера. По мнению актера, он играл в картинах, как он считал сам: "в полуцветных, полухудожественных, полумузыкальных фильмах". Первая серьезная роль состоялась в картине "Девять дней одного года" режиссера Ромма.

"Всесоюзная слава пришла к Дурову в августе 1973 года - после выхода на телевизионные экраны 12-серийного фильма "Семнадцать мгновений весны". В нем актеру досталась роль провокатора Клауса, которого Штирлиц (роль Вячеслава Тихонова) хладнокровно убивает на берегу пруда.


Фото из открытых источников

Лев Константинович снялся в картинах: "Високосный год" в 1962 году; "Иду искать" в 1966 году; "Вся королевская рать" в 1971 году; "Открытая книга", "Странные взрослые", "Ксения, любимая жена Федора" и "Калина красная" в 1974 году; "Последний день зимы" в 1975 году. Также не остались незаметными его роли в известных картинах: "Успех", "Вооружен и очень опасен", "Три мушкетера", "Рассказы Зощенко", "Бумбараш", "Прощание с Матерой", "Село Степанчиково и его обитатели", "Тридцать четвертый скорый", "Нос". Участие в этих картинах сделало Льва Дурова очень популярным и принесло всенародную любовь зрителей.

Лев Дуров принадлежит к знаменитой династии циркачей-дрессировщиков. Лев – внучатый племянник Анатолия и Владимира Дуровых, которые создали новую русскую школу дрессировки цирковых животных. Родители Льва не имели к цирку никакого отношения. Константин Владимирович Дуров, отец актера, работал взрывником. Мать – Дурова Валентина Игнатьевна работала в Лефортовском дворце в историческом архиве.

Детство Льва Дурова

Детство Льва Дурова прошло в районе Лефортово в Москве. Родители актера Константин и Валентина Дуровы часто получали нарекания на сына: он нередко получал двойки и очень часто дрался. Неоднократно его исключали из школы. Отец не был слишком строгим, никогда не кричал, не ругал Льва, в наказание просто не разговаривал с сыном. Из воспоминаний Льва Дурова: «Правда, лучше бы он ругался. Его молчание было самым страшным наказанием, поскольку я его очень уважал».

Дуровы жили на территории Лефортовского музея. «Комнаты, вероятно, в своей прошлой жизни были стойлами. Выглядели они странно: длинные, узкие, словно пенал. Один туалет был на сорок коммуналок», вспоминает Лев Константинович.

В семье было трое детей, кроме Льва росли еще две дочери, Лев был средним ребенком.

Когда началась война, Лева Дуров вместе с другими мальчишками тушил на крышах бомбы-зажигалки, давал самодеятельные концерты в военных госпиталях, стараясь поднять настроение у раненых: он мог одновременно петь, отбивать чечетку и строить уморительные рожицы, чтобы развеселить раненых.

Театральная карьера Льва Дурова

Во время учебы в школе Лев Дуров увлекался занятиями в драматической студии, находящейся во Дворце пионеров. Руководил студией С.В. Серпинский. Когда во МХАТе стали набирать курс знаменитые Сергей Блинников и Георгий Герасимов, Дуров поступил на этот курс. Во время учебы он стал любимцем Блинникова. Он всегда мечтал учиться именно в школе-студии МХАТ, и вот его мечта сбылась. Дуров был одним из лучших студентов курса.

Закончив в 1954 году обучение во МХАТе, Дуров пришел работать в Центральный детский театр. Режиссером там работал Анатолий Васильевич Эфрос. Потом они проработают вместе более двадцати семи лет. В ЦДТ сам Дуров проработал почти десять лет.

При переходе А.В. Эфроса в Театр имени Ленинского комсомола с ним ушли несколько актеров, среди них и Лев Дуров. В театре имени Ленинского комсомола Дуров играл четыре года.

В 1967 году Дуров вслед за Эфросом ушел в театр на Малой Бронной. Там он работает и сейчас.

Выдающийся советский режиссер Анатолий Васильевич Эфрос задействовал Льва Дурова во всех спектаклях. Их творчество было связано неразрывно. Лев Константинович Дуров создал впечатляющие образы в спектаклях Эфроса. Это были Тибальд в «Ромео и Джульетте», Сганарель в «Доне Жуане», Жевакин в «Женитьбе». Также Дурову удались роли в спектаклях «Вы чье, старичье?», «Трибунал» и других. Когда знаменитая «Женитьба» Гоголя была представлена на фестивале в шотландском городе Эдинбурге, в местной газете появилась рецензия. Автор отмечал, что на спектакль «Женитьба» стоит пойти только по той причине, что в нем играет «трагический клоун Лев Дуров». Актер гордится этим званием до сих пор.


В настоящее время Лев Дуров трудится в театре на Малой Бронной и параллельно играет в спектаклях в «Школе современной пьесы», которой руководит режиссер Иосиф Райхельгауз.

Лев Дуров - Режиссер

Отучившись на Высших режиссерских курсах, Дуров начал работать и как режиссер-постановщик. В репертуаре театра на Малой Бронной шли несколько его успешных спектаклей. Среди них: «Жестокие игры» Арбузова, «Золушка» Евгения Шварца, «Обвинительное заключение» Думбадзе, «Занавески» Варфоломеева, «А все-таки она вертится» Хмелика, «Ксантиппа и этот, как его...» Алешина. Также Дуров как режиссер-постановщик поставил спектакли: "Жиды города Питера" Аркадия и Бориса Стругацких, "Весельчаки" Саймона, "После бенефиса" по мотивам произведений Чехова, «Полонез Огинского» Коляды, «Лес» Островского.

Одна из последних его режиссерских работ – спектакль в праздничном жанре «Дорога в Нью-Йорк» Малюгина. Это полная музыки и танцев история, рассказывающая о том, что случилось с дочерью американского миллионера. Недавно состоялась премьера современной пьесы «Страсти по Торчалову» Воронова.

Киноработа Льва Дурова

Дебют Льва Дурова в кино состоялся в 1954 году. За 55 лет Лев Константинович сыграл в кино почти 170 ролей. Первой картиной актера была «Доброе утро», где у него была роль помощника экскаваторщика. В картине «Гость с Кубани» Дуров был уже помощником комбайнера. Потом он играл милиционера. По мнению актера, он играл, в картинах, как он считал сам: «в полуцветных, полухудожественных, полумузыкальных фильмах». Первая серьезная роль состоялась в картине «Девять дней одного года» режиссера Ромма.

Все персонажи Дурова имеют яркую индивидуальность и самобытность. В каждом из них присутствует неповторимая интонация актера, присущая ему человеческая неординарность, темперамент, способность по-своему взглянуть на окружающий его мир.

Картины, в которых снялся Лев Константинович Дуров:
«Високосный год» в 1962 году;
«Иду искать» в 1966 году;
«Вся королевская рать» в 1971 году;
«Семнадцать мгновений весны» в 1973 году;
«Открытая книга», «Странные взрослые», «Ксения, любимая жена Федора» и «Калина красная» в 1974 году;
«Последний день зимы» в 1975 году.

Также не остались незаметными его роли в известных картинах: «Успех», «Вооружен и очень опасен», «Три мушкетера», «Рассказы Зощенко», «Бумбараш», «Прощание с Матерой», «Село Степанчиково и его обитатели», «Тридцать четвертый скорый», «Нос». Участие в этих картинах сделало Льва Дурова очень популярным и принесло всенародную любовь зрителей.


Друг актера Владимир Качан отметил, что «география его звания - народный артист СССР - формально сузилась до размеров России, а фактически расширилась. Потому что он, по-прежнему, народный артист и Белоруссии, и Украины, и Казахстана, и Прибалтики, и Израиля, и США, и всех других стран, где любят и помнят артиста Дурова, драматического клоуна, хулигана, анекдотчика, своего в доску мужика для всех слоев населения, а потому – абсолютно народного артиста».

Народный артист СССР, актёр Лев Дуров, по логике, должен был стать цирковым артистом: он является потомком знаменитой династии дрессировщиков Дуровых, известной на всю страну. Но родители Льва Константиновича отошли от семейных традиций и творческие задатки их сына обратились к профессии актёра. За всю свою жизнь Дуров сыграл почти в двухстах тридцати различных кинопроектах, включая мультипликационные фильмы, он участвовал сотнях спектаклей нескольких театров, был режиссёром, педагогом и писателем-публицистом. Кроме множества своих самых высоких наград и титулов. Дуров имел золотой орден «Меценат» за благотворительную деятельность и звание академика в двух академиях киноискусства. Причиной смерти Льва Дурова стала болезнь сердца.

Он родился в 1931 году, в интеллигентной семье и с детства обнаружил в себе тягу к театральной деятельности: занимался в драматической студии при Дворце пионеров Бауманского района Москвы. После окончания средней школы, Лев Константинович стал студентом Школы-студиии имени Немировича-Данченко при МХАТ СССР, из которой в 1954 году поступил в труппу Российского молодёжного театра. Вместе с другом Анатолием Эфросом, он через десять лет перешёл в Театр имени Ленинского комсомола. После этого они, снова вместе, работали в Театре на малой Бронной, уже до конца жизни. За время работы на театральной сцене, Лев Константинович сыграл множество разноплановых ролей. В 1987 году он закончил Высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе и поставил немало спектаклей как режиссёр, самостоятельно и в сотрудничестве с другими коллегами.

Его дебютной работой в кино стала роль Яши в советской комедии «Доброе утро» и, после этого, приглашения от режиссёров уже не заканчивались: Дуров оказался не только киногеничным, но и очень разным актёром, способным перевоплотиться в любой образ, начиная с героического Юрася Братчика и заканчивая коварным провокатором Клаусом, предающим пастора Шлагга или бравым капитаном королевских мушкетёров де Тревилем. Зрители любили Льва Дурова за достоверность образов и особые, только ему присущие черты. Его голос сразу узнавали в мультфильмах и при дублировании ролей других актёров От него ожидали открытий- настолько интересно и необычно он трактовал характеры своих героев: часто невозможно было угадать, чего от них ожидать. Дуров был многогранным и непредсказуемым.

В частной жизни Лев Константинович оказался удивительно светлым человеком. Он умел дружить и его любили коллеги по театру: Дуров редко бывал в плохом настроении и обычно заряжал всех своей позитивной энергией, шутками, розыгрышами, хорошим примером. Вместе с тем, он отличался удивительной искренностью и не скрывал своего возмущения недостойными поступками и характерами некоторых людей. Он 53 года прожил с одной единственной женщиной – своей женой, актрисой Ириной Николаевной Кириченко, которая была его однокурсницей в Школе-студии МХАТ. В этом счастливом браке родилась дочь, Екатерина Ершова, тоже актриса. Несмотря на свою сердечную болезнь, Дуров заботливо ухаживал за своей супругой до самой её смерти в 2011 году. Последние два года жизни она провела в постели из-за перелома шейки бедра. Лев Константинович очень тяжело воспринял смерть жены и только работа отвлекала его от тоски.

Его последний фильм-малометражка вышел в 2015 году. Актёру стало плохо в августе 2015-го и он был срочно госпитализирован в Первую градскую больницу столицы с подозрением на инсульт, но после обследования диагноз изменился: острая сердечная недостаточность. Дуров провёл в клинике две недели и за это время ему успели сделать сложную операцию. Актёру, по определению врачей, даже стало лучше. Однако в его сосудах, спустя время, начали образовываться тромбы. Новая операция не спасла положения, и ещё дала о себе знать тяжёлая пневмония, подхваченная за два дня перед этим из-за неподвижности больного. Льва Константиновича поспешно ввели в медикаментозную кому, из которой он так и не вышел. Ослабевший организм пожилого усталого человека просто не выдержал стольких осложнений – вот почему умер Лев Дуров в возрасте 83 лет.

Он похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

1151 Просмотров