«крик» эдварда мунка — икона поп-культуры xx века. "крик" - таинственная картина эдварда мунка Эдвард мунк крик история

Художник: Эдвард Мунк
Название картины: «Крик»
Картина написана: 1893 г.

Размер: 91 × 73,5 см

Картина Эдварда Мунка «Крик»

Художник: Эдвард Мунк
Название картины: «Крик»
Картина написана: 1893 г.
Картон, масло, темпера, пастель
Размер: 91 × 73,5 см

Картина «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.

Мунк написал 4 версии «Крика», и есть версия, что картина эта - плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник.

Продажа этой картины когда-то установила абсолютный рекорд на рынке искусств и на торгах аукциона «Сотбис» в частности. Ожидаемая высокая цена на знаменитую картину оказалась выше, чем предполагали самые смелые эксперты! Впрочем, этот рекорд вскоре был побит...

«Крик» - самое известное произведение мастера, общеизвестный знаковый образ в живописи XX века. Мунк передает внезапно охвативший героя ужас через цветовую гамму и с помощью извивающихся линий, которые словно опутали кричащего человека.

Уже в начале карьеры выставка Мунка вызвала скандал и была досрочно закрыта: публика оказалась не готова воспринимать тяжелую атмосферу его полотен.

Страдавший душевным расстройством Мунк видел мир по-особому: он привнес в живопись отрицание гармонии цветов и форм, насытил свои работы философией разочарования и одиночества.

Картина «Крик» однажды побывала в руках похитителей: в 2004 году вооруженные злоумышленники похитили полотно из музея. Картина пострадала - на ней остались следы влаги, холст был надорван. И несмотря на это коллекционеры посчитали за честь иметь «Крик» в своем собрании.

Польский критик Ст. Пшибышевский писал о картине «Крик»: «Невозможно даже дать представление об этой картине, - все ее неслыханное могущество в колорите. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Каждое страдание - это бездна затхлой крови, каждый протяженный вой страдания - клубы полос, неровных, грубо перемещенных, словно кипящие атомы рождающихся миров... И небо кричит, - вся природа сосредоточилась в страшном урагане крика, а впереди, на помосте, стоит человек и кричит, сжимая обеими руками голову, ибо от таких криков лопаются жилы и седеют волосы».

«Крик» Эдварда Мунка - это эмблема и витрина экспрессионизма, хотя картина написана до того, как экспрессионизм получил широкое распространение. Эдвард Мунк (как и Ван Гог) создавал не только графичные и колоритные произведения, но и наполнял их яркими эмоциями. В случае с картиной "Крик" - зашкаливающими эмоциями. "Крик" стал прелюдией к модернизму и искусству XX века, в нём отражены ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения.

Эта картина - один из самых загадочных шедевров мировой живописи. Сила художника-Мунка не только в художественном мастерстве, а в особой философии мастера, в его способности неоднозначно видеть и трактовать окружающий мир. Сам Мунк говорил, что он изображал не просто то, что видел, а то, что пробуждало в нем философскую реакцию. Вот и в этой картине на первый план выходит именно реакция, а, точнее, воссозданные эмоции.

На рисунке 1892 года «Отчаяние» Мунк сделал следующую запись:

«Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».

Чуть позже это ощущение он воплотит в картине «Крик» , точнее, в нескольких картинах.

Ведь «Крик» - это серия картин, выполненных в жанре экспрессионизма норвежским художником Эдвардом Мунком , изображающая исполненную отчаяния фигуру на фоне кроваво-красного неба. В фоновом пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Изначальное название на немецком, данное Мунком картине, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»).

Эдвард Мунк, "Крик" . 1893

Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см

Национальная галерея, Осло

«Помещенная в центр композиции фигура отчаянно кричащего человека притягивает внимание зрителя. На обезличенном до примитива лице читается отчаяние и ужас, граничащие с безумием. Автору удалось скупыми средствами передать мощнейшие человеческие эмоции. В глазах страдание, широко открытый рот делает сам крик пронзительным и реально ощутимым. Поднятые руки, закрывающие уши, говорят о рефлекторном желании человека убежать от себя самого, прекратить этот приступ страха и безнадежности. Одиночество главного героя, его хрупкость и уязвимость наполняют всю работу особым трагизмом и энергетикой».

Мунк создал четыре версии «Крика» , каждая из которых выполнена разными техниками.

В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель.

В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия. Она написана маслом.

Единственная версия сюжета, остающаяся в частных руках, выполнена пастелью. Она принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил её на аукцион в мае 2012 года. В итоге, картина была продана Леону Блэку за 119 млн 922 тыс. 500 долларов, что на то время представляло рекорд для произведений искусства.

Накануне торгов Дэвид Норман, сопредседатель совета директоров Sotheby"s, сказал:

«"Крик" обращается к коллективному бессознательному. Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциональное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание».

Также он считает, что холст Мунка стал пророческой работой, предрекшей 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.

Кстати, эта версия «Крика» является одной из самых узнаваемых в истории произведений искусства, на уровне с «Подсолнухами» Ван Гога или Малевича.

«Крик» - группа картин, выполненных в жанре экспрессионизма норвежским художником Эдвардом Мунком, изображающая исполненную отчаяния фигуру на фоне кроваво-красного неба. Пейзаж на фоне — вид Осло-Фьорда с холма Экеберг, в городе Осло, Норвегия.

Мунк создал четыре версии «Крика», каждая из которых выполнена разными техниками. В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом.

Проданная на аукционе Sotheby"s в Нью-Йорке картина «Крик» выполнена пастелью. Ранее она принадлежала сыну миллиардера Томаса Олсена и никогда не демонстрировалась широкой публике. При этом эта версия «Крика» является одной из самых узнаваемых в истории произведений искусства, на ровне с «Подсолнухами» Ван Гога или «Черным квадратом» Малевича.

Мунк сам продал Олсену эту картину в конце 19 века, норвежский судовладелец, который жил по соседству, был другом и покровителем художника. Сообщается, что картина по-прежнему помещена в простую раму, которую создал для нее сам Эдвард Мунк.

На аукционе она была продана за 12 минут и установила абсолютный рекорд по стоимости когда-либо ранее проданных произведений искусства - 19,1 миллионов долларов. За последнее десятилетие барьер в 100 млн долларов удалось взять лишь трем произведениям искусства - двум картинам Пикассо и одной скульптуре Альберто Джакометти. «Крик» побил рекорд, установленный картиной Пабло Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст», которая была продана в 2010 году за 106,5 миллиона долларов.

Мунк сам объяснил как родился замысел этой картины. «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы», - выгравировано на рамке проданного лота рукой Мунка.

Красноватое небо, возможно, было вызвано извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884.

Фигура на переднем плане, вероятно, изображает самого художника, не кричащего, а наоборот, защищающего себя от крика природы. В этом смысле, поза, в которой он себя изображает, может быть рефлекторной реакцией человека, старающегося спастись от сильного шума, реального или вымышленного.

«Крик» обращается к коллективному, бессознательному. Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциональное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание», - сказал накануне торгов Дэвид Норман, сопредседатель совета директоров Sotheby"s.

Он считает, что холст Мунка стал пророческой работой, предрекшей 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.

Три другие версии «Крика» не раз похищали из музеев, однако они неизменно возвращались владельцам.

Существует мнение, что картины прокляты. Мистика, по словам искусствоведа и специалиста по Мунку Александра Пруфрока, подтверждается реальными историями. Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотном заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, и посетители музея в Осло с опаской поглядывали на нее.

Однажды музейный служащий нечаянно уронил полотно. Спустя какое-то время у него начались страшные головные боли, припадки становились сильнее и в конце-концов он покончил с собой.

Есть также версия, что эта картина — частично плод психического расстройства художника. Есть сведения, что Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом, так как тяжело пережил в раннем детстве смерть сестры.

«Мунк неустанно воспроизводил «Крик», словно таким образом пытаясь избавиться от него, — до тех пор, пока не прошёл курс лечения в клинике. С победой над психозом он утерял способность (или необходимость) делать это», - сказано на сайте «Энциклопедия искусства».

«Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь», - писал Мунк о себе.

Саратовский государственный университет им. Чернышевского


Анализ картины "Крик" Эдварда Мунка


Выполнила:

Мироненко Екатерина

курс, журналистика

группа дневное отделение



Введение

Художник

Возможные источники вдохновения

Описание картины

История картины

Картина Э. Мунка в мировой культуре

мунк экспрессионист картина крик

Введение


"Крик" (норв. <#"justify">1. Художник

"Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь", - писал Мунк о себе.

"Писать для меня - это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, и опьянение, в котором хочу пребывать".

Биография

Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье военного врача Эдварда Кристиана Мунка. В следующем году семья переселилась в столицу. Отец стремился дать своим пяти детям хорошее образование. Но это было непросто, особенно после смерти от туберкулеза жены в 1868 году. В 1877 году от той же болезни скончалась любимая сестра Эдварда - Софи. Позднее он посвятит ей трогательную картину "Больная девочка".

Эти тяжелые потери не могли пройти бесследно для впечатлительного мальчика, позднее он скажет "Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь". Смерть самых близких людей Эдвард принял за предначертание собственного пути.

ноября 1888 года Эдвард написал в дневнике "Отныне я решился стать художником". Ранее по настоянию отца он поступил в 1879 году в Высшую техническую школу. Однако уже в 1881 году Эдвард начал обучение в Государственной академии искусств и художественных ремесел, в мастерской скульптора Юлиуса Миддльтуна. В следующем году он стал изучать живопись под руководством Кристиана Крога.

Его ранние работы, такие как "Автопортрет" (1873) и "Портрет Ингер" (1884), не позволяют сделать какие-нибудь выводы о дальнейшем развитии творчества молодого художника.

В 1885 году Мунк едет во Францию и три недели живет в Париже. Ему повезло не только побывать в Лувре, но и застать последнюю выставку импрессионистов. Конечно, подобные впечатления не могли пройти бесследно, появляются картины "Танцевальный вечер" (1885) и "Портрет живописца Енсена-Хьеля"(1885). Однако для первой знаменитой картины художника - "Больная девочка" - характерны сугубо индивидуальный характер и обостренная чувствительность. Художник писал "Работа над картиной "Больная девочка" открыла мне новые пути, и в моем искусстве произошел выдающийся прорыв. Большинство моих поздних произведений обязано своим происхождением этой картине".

В последующие годы Мунк расстается с мечтательной неопределенностью, придававшей его произведениям особое очарование, и обращается к темам одиночества. Смерти, угасания. В 1889 году на персональной выставке Мунк представил сто десять своих работ. Преобладают картины, где художник анализирует отношения фигуры с окружением, будь то интерьер или пейзаж "Весна", "Вечерняя беседа", "Ингер на берегу".

В 1889 году Мунк получил государственную стипендию и снова отправился во Францию. Он оставался там до 1892 года, живя сначала в Париже, затем в Сен-Клу. Четыре месяца Мунк посещал уроки рисунка Леона Бонна, но значительно большую пользу ему принесло изучение старых и современных мастеров Писсарро, Мане, Гогена, Сера, Серюзье, Дени, Вюйяра, Боннара, Рансона. Он пишет несколько пуантилистских картин - "Английская набережная в Ницце" (1891), "Улица Лафайет" (1891). Дань импрессионизму он отдает в картинах "Зрелость" (около 1893), "Тоска" (1894), "Наследующий день" (1895).

Но гораздо интереснее для понимания дальнейшего творчества картина "Ночь в Сен-Клу" (1890), написанная после смерти отца, которую Эдвард пережил очень болезненно. Это произведение, предвещающее драматизм и ярко выраженную индивидуальность зрелого стиля художника.

В 1892 году по приглашению Союза берлинских художников Мунк приехал в Берлин. Здесь он познакомился с интеллектуалами, поэтами, художниками, в частности, с Августом Стриндбергом, Густавом Вигеландом, историком искусства Юлиусом Мейер-Грефе и Пшибышевскими. Выставка Мунка, открытая лишь на несколько дней, оказала значительное влияние на формирование берлинского Сецессиона.

Вскоре художник пишет свою самую знаменитую картину - "Крик". "Крик" входит в цикл произведений под общим названием "Фриз жизни", о котором Мунк говорил, что это "поэма о жизни, любви и смерти". Художник работал над этим циклом с долгими перерывами в течение тридцати лет. Первая дата - 1888-1889 годы. Фриз включает "Поцелуй", "Барку юности", мужчин и женщин, "Вампира", "Крик", "Мадонну". Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. В этих картинах за извилистой линией берега - всегда волнующееся море и под кронами деревьев развертывается своя жизнь с ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали.

На рубеже веков Мунк пишет также пейзажи в стиле модерн "Зима" (1899), "Береза под снегом" (1901), он создает символистские гравюры, литографии и ксилографии. Мунк получает признание - меценаты заказывают ему портреты или росписи в своих домах. Так, Мунк исполнил великолепный посмертный портрет Фридриха Ницше на фоне мрачного пейзажа (1905-1906). Декорации, выполненные Мунком к постановке Максом Рейнхардтом драмы Ибсена "Привидения", получили международный резонанс.

С 1900 по 1907 год Мунк живет в основном в Германии Берлин, Варнемюнде, Гамбург, Любек и Веймар. Художник создал своеобразную сюиту видов этих городов. Один из них - офорт "Любек" (1903). В этом офорте город похож на средневековую крепость, безлюдную и отрешенную от жизни.

В 1909 году Мунк после пребывания в клинике доктора Якобсона, вызванного многомесячной нервной депрессией, возвращается на родину. В поисках тишины и покоя он стремится к уединению некоторое время живет в Осгорстранне, Крагере, Витстене, на небольшом острове Иелэйя, а затем, в 1916 году, приобретает имение Экелю, севернее норвежской столицы, которое он не покидал уже до конца своих дней.

Черты нового сказались в работах, относящихся к разным жанрам. Особенно они проявились в портрете, который становится после 1900 года одним из ведущих жанров в творчестве художника. Он создает галерею острых по характеристике и запоминающихся образов современников, будь то большие заказные портреты, портреты друзей и знакомых или норвежских рыбаков и моряков.

Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Портреты художника - исследование человеческой души. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Среди них были Август Стриндберг, Ханс Иегер, Станислав Пшибышевский, Генрик Ибсен, Стефан Малларме, Кнут Гамсун и многие другие из литературной среды Скандинавии и Германии. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), "сочиненные художником после общения с сестрой известного философа".

Начиная с 1910 года, Мунк все чаще обращается к теме труда. Он пишет картины "Весенние работы. Крагерё" (1910), "Лесоруб" (1913), "Весенняя пахота" (1916), "Мужчина на капустном поле" (1916), "Разгрузка судна" (около 1920), гравюры "Рабочие, убирающие снег" (1912), "Землекопы" (1920).

Важное место в графических работах Мунка занимает северный пейзаж. Ярким примером служат ксилографии "Скалы в море" (1912) и "Дом на берегу моря" (1915). В этих листах мастер показал суровое эпическое величие и монументальность норвежского ландшафта.

"Поздний период творчества - не самое лучшее время для художника, - считает Ж. Сельц. - Несмотря на свойственную картинам позднего периода эстетическую неопределенность, они образуют самую спонтанную, непосредственную его часть. Кроме того, Мунк выполнил в это время большие стенные росписи, первоначально созданные в Крагерё и предназначенные для актового зала университета в Осло. В 1916 году они были туда доставлены, и художник должен был преодолеть многочисленные препятствия, чтобы добиться их одобрения. Результат долгих подготовительных работ оказался разочаровывающим. Дикость уступила место настойчивости и упорству чувствуется тщательная работа в мастерской, но даже самые интересные философские идеи не могут скрыть художественной слабости произведений".

Фрески, написанные в 1922 году для столовой шоколадной фабрики "Фрейя" в Осло, также очень слабы. В скупой, почти карикатурной форме воссоздает Мунк некоторые темы своих лучших картин. Еще более разочаровывают композиции фресок для ратуши в Осло, над которыми он работал с 1928 года до своей смерти в 1944 году. Правда, он страдал глазным заболеванием, которое вынудило его на много лет почти полностью отказаться от работы художника.

Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования.


2. Возможные источники вдохновения


В литературе нет недостатка в разнообразии версий относительно обстоятельств создания "Крика". В фоновом пейзаже "Крика" угадывается вид Осло-фьорда <#"justify">3. Описание картины


Фигура кричащего очень примитивизирована, т.е. художник передает нам не столь черты лица, детали фигуры, а ту эмоцию, которую эта фигура выражает. Лицо человека представляется безликой, застывшей маской, которая издает вопль.

Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями - пронзительными полосами, желтого, красного и синего. Диагональ моста и зигзаги пейзажа придают всей композиции мощнейшую динамику. Трагической гримасе лица человека противопоставлены мирные фигуры двух мужчин.

Небо изображено в ярких, эмоциональных цветах: красный, оранжевый, голубой и др. Река же изображается темными и глубокими красками (черный, темно-синий), а в цветовом изображении берегов можно заметить большое разнообразие.

Красноватое небо, возможно, было вызвано извержением вулкана Кракатау в 1883 году, когда в атмосферу планеты и было выброшено огромное количество пепла. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884.

Стенерсен увидел в картине Мунка всепоглощающий страх слабого человека, парализованного ландшафтом, линии и краски которого сдвинулись, чтобы удушить его. Действительно, картина "Крик" является апогеем психологического обобщения. Живопись Мунка в этой картине достигла исключительной напряженности, а само полотно уподобляется пластической метафоре человеческого отчаяния и одиночества.

"Крик" обращается к коллективному, бессознательному. Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциональное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание", - сказал накануне торгов Дэвид Норман, сопредседатель совета директоров Sotheby"s.

Он считает, что холст Мунка стал пророческой работой, предрекшей 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.


История картины


Мунк создал четыре версии "Крика", каждая из которых выполнена разными техниками. В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом.

"Крик" не раз становился мишенью злоумышленников: В 1994 году картина была украдена из Национальной галереи. Несколькими месяцами позже она была возвращена на своё место.

В 2004 году "Крик" и другое известное произведение художника "Мадонна <#"238" src="doc_zip4.jpg" />

Три другие версии "Крика" не раз похищали из музеев, однако они неизменно возвращались владельцам.

Существует мнение, что картины прокляты. Мистика, по словам искусствоведа и специалиста по Мунку Александра Пруфрока, подтверждается реальными историями. Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотном заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, и посетители музея в Осло с опаской поглядывали на нее.

Однажды музейный служащий нечаянно уронил полотно. Спустя какое-то время у него начались страшные головные боли, припадки становились сильнее и, в конце концов, он покончил с собой.

5. Картина Э. Мунка в мировой культуре


В конце XX века картина "Крик" Эдварда Мунка обрела статус символа поп-культуры. В период с 1983 по 1984 гг. американский художник, один из пионеров поп-арта, Энди Уорхолл создал серию работ в технике шелкографии, основанных на произведениях Мунка, в числе которых была и композиция "Крик". Главной целью было лишить картину ореола сакраментальности, превратив ее, главным образом, в объект, легко поддающийся массовому копированию; основу данной метаморфозы заложил сам Мунк, выполнив с этой же целью литографию картины.

Кроме того, свое видение произведения Мунка в духе постмодернизма представил исландский художник Эрр?о, воплотивший свою ироничную и в чем-то неуместную трактовку "Крика" в картинах "Второй крик" и "Дин - Дон" (1979), выполненных акриловыми красками.

Воспроизведение сюжета картины на всем, начиная с футболок и заканчивая кофейными кружками, подтверждает ее символичность, как и отсутствие какой-либо сакраментальности вокруг нее в глазах современной публики. В этом отношении становится возможным сравнение ее с таким произведением искусства, как, например, "Портрет Моны Лизы" Леонардо да Винчи.

В 1991 г. американский художник Роберт Фишбоун смог занять свою нишу, запустив производство надувных кукол, каждая из которых повторяла образ центральной фигуры композиции. Его компании "On The Wall Productions", расположившейся в городе Сэйнт-Льюис, штат Миссури, удалось продать сотни тысяч подобных кукол. Критики в один голос заявляли, что, вырвав центральную фигуру из ее непосредственного контекста - пейзажного фона - Фишбоун разрушил художественную целостность картины, сведя на нет ее уникальную экспрессивность. Были и те, кто называл Фишбоуна спекулянтом и обвинял его в неспособности проявить свои собственный художественные способности.

Являясь одним из тех редких примеров современного искусства, которые без труда узнаваемы самой широкой аудиторией, "Крик" использовался в рекламе, мультфильмах (включая фильм с элементами анимации "Веселые мелодии: снова в действии") и аниме (в том числе, дважды в японском пародийном сериале "Эксель - сага" (Excel Saga) и один раз - в сериале "Наруто" (Naruto); а также в самых разных телевизионных шоу. Например, в одном из ранних эпизодов американского сериала "Няня" (The Nanny), построенного в соответствии с основными принципами комедии положений, Грейс получает надувную куклу "Крик" в качестве подарка на Рождество. Сюжет картины также копируется создателями мультсериала "Аниманьяки" (Animaniacs) в серии "Здравствуйте, милые Уорнеры", когда выдается за творение Дота Уорнера. Еще одно упоминание "Крик" получает в американском мультипликационном сериале "Довольно странные родители" (Fairly OddParents, - в названии использован каламбур, образованный на основе фразы "fairy godparents" - "волшебные крестные родители").

Свою версию полотна Мунка предложила американская хардкоровая панк-группа "Dead Kennedys", поместив рисунок на футболку. "Крик" был использован и в американском детском мультипликационном сериале "Ох, уж эти детки!" (Rugrats); когда малыш Чаки, один из героев мультфильма, признается, что изображение напомнило ему, как однажды его собственная голова застряла в носке. В другом популярном мультсериале "Веселые мелодии: снова в действии" (Looney Tunes: Back in Action) "Крик" - это одна из нескольких известных картин, спеша сквозь которые кролик Багс Банни и утка Даффи Дак спасаются бегством от другого мультипликационного персонажа, Элмера Фадда. В какой-то момент герои фильма сталкиваются с главным героем картины, что заставляет того издать свой знаменитый крик; в то же время раздается идентичный крик Элмера, которому Багс Банни наступил на ногу.

Произведение норвежского живописца и графика было одинаково интересно как создателям сериалов, так и режиссерам - кинематографистам. Истинное лицо маньяка - убийцы из фильма ужасов "Крик" мастера триллеров Веса Кравена спрятано под маской приведения, за основу которой был взят центральный персонаж картины с аналогичным названием. Хорошо знакомое зрителям выражение лица юного Калкера, позирующего перед зеркалом в рождественской комедии Криса Коламбуса "Один дома", в какой-то степени также посвящено работе Мунка.


Использованные в работе источники


1. Ионина Н.А. Сто великих картин / Н.А. Ионина; гл. редактор М. О. Дмитриев - М: Изд-во: Вече, 2005г, 464с.

Майя (цивилизация)

2. [Электронный ресурс]. Доступ из свободной энциклопедии "Википедия" [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мунк, Эдвард .

Холст "Крик", установивший рекорд торгов [Электронный ресурс]: на 19.09.2012. Доступ в источнике "РИА новости" [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://ria.ru .

Крик, Эдвард Мунк [Электронный ресурс]. Доступ из свободной энциклопедии "Википедия" [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: .

Искусство древних майя [Электронный ресурс], [сайт]. URL: http://www.rucolumb.ru.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

150 лет назад недалеко от Осло родился Эдвард Мунк - норвежский живописец, чье охваченное отчуждением и ужасом творчество мало кого может оставить равнодушным. Картины Мунка вызывают эмоции даже у людей, которые мало что знают о биографии художника и обстоятельствах, из-за которых его полотна почти всегда окрашены в мрачные цвета. Но помимо неизменных мотивов одиночества и смерти в его картинах чувствуется и желание жить.

"Больная девочка" (1885-1886)

"Больная девочка" — ранняя картина Мунка, и одна из первых, представленных художником на Осенней художественной выставке 1886 года. На картине изображена рыжеволосая девушка болезненного вида, лежащая в кровати, а за руку ее, склонившись, держит женщина в черном платье. В комнате царит полутьма, а единственное светлое пятно — лицо умирающей девушки, которое будто освещено. Хотя позировала для картины 11-летняя Бетси Нильсен, в основу полотна легли воспоминания художника, связанные с любимой старшей сестрой Софи. Когда будущему живописцу было 14 лет, его 15-летняя сестра умерла от туберкулеза, причем случилось это через 9 лет после того, как от этой же болезни скончалась мать семейства Лаура Мунк. Тяжелое детство, омраченное смертью двух близких людей и чрезмерной набожностью и строгостью отца-священника давало о себе знать на протяжении всей жизни Мунка и повлияло на его мировосприятие и творчество.

"Мой отец был очень вспыльчивым и одержимым религией — от него я унаследовал ростки сумасшествия. Духи страха, скорби и смерти окружали меня с момента рождения", — вспоминал Мунк о своем детстве.

© Фото: Эдвард Мунк Эдвард Мунк. "Больная девочка". 1886

Женщина, изображенная на картине рядом с девушкой — тетя художника Карен Бьельстад, которая заботилась о детях своей сестры после ее смерти. Несколько недель, в течение которых Софи Мунк умирала от чахотки, стали одним из самых страшных периодов в жизни Мунка — в частности, уже тогда он впервые задумался о смысле религии, что после привело к отторжению от нее. По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к богу, "ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки", и ничем не мог помочь дочери.

В дальнейшем Мунк еще не раз возвращался к той трагической ночи — в течение сорока лет он написал шесть картин, изображающих его умирающую сестру Софи.

Полотно молодого художника, хоть и было выставлено на выставке наряду с картинами более опытных живописцев, получило разгромные отзывы критиков. Так, "Больную девочку" называли пародией на искусство и упрекали юного Мунка в том, что тот осмелился представить незаконченную, по мнению экспертов, картину. "Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин", — написал один из журналистов, добавивший, что полотно понизило общий уровень выставки.

Критика не изменила мнение самого художника, для которого "Больная девочка" оставалась одной из главных картин до конца жизни. В настоящее время полотно можно увидеть в Национальной галерее Осло.

"Крик" (1893)

В творчестве многих художников трудно выделить единственную самую значимую и известную картину, однако в случае с Мунком не возникает сомнений - его "Крик" знают даже люди, не питающие слабости к искусству. Как и многие другие полотна, Мунк воссоздавал "Крик" в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю - в 1910-м. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над "Тревогой" (1894), изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом, и "Вечером на улице Карла Иоанна" (1892). По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от "Крика" и смог сделать это лишь после курса лечения в клинике.

Взаимоотношения Мунка со своей картиной, как и ее трактовки - любимая тема критиков и экспертов. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду "Крик природы" (первоначальное название картины - ред.). Другие верят, что Мунк предвидел все катастрофы и потрясения, которые ждут человечество в XX веке, и изобразил ужас перед будущим и в то же время невозможность его преодоления. Как бы то ни было, эмоционально заряженная картина стала одной из первых работ экспрессионизма и для многих осталась его эмблемой, а отраженные в ней темы отчаяния и одиночества оказались главными в искусстве модернизма.

О том, что легло в основу "Крика", сам художник написал в своем дневнике. В записи под названием "Ницца 22.01.1892" сказано: "Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу".

"Крик" Мунка повлиял не только на художников ХХ века, но и цитировался в поп-культуре: самая очевидная аллюзия на картину - знаменитая .

"Мадонна" (1894)

Картина Мунка, которая сегодня известна под названием "Мадонна", изначально называлась "Любящая женщина". В 1893 году для нее художнику позировала Дагни Юль, жена писателя и друга Мунка Станислава Пшибышевского и муза художников-современников: помимо Мунка Юль-Пшибышевскую писали Войцех Вейс, Конрад Кржижановский, Юлия Вольфторн.

© Фото: Эдвард Мунк Эдвард Мунк. "Мадонна". 1894

По замыслу Мунка, полотно должно было отражать главные циклы жизни женщины: зачатие ребенка, произведение потомства и смерть. Считается, что первой стадией обусловлена поза Мадонны, вторую Мунк отразил в литографии, сделанной в 1895 году — в левом нижнем углу изображена фигурка в позе эмбриона. О том, что художник ассоциировал картину со смертью, говорят его собственные комментарии к ней и тот факт, что любовь в представлении Мунка всегда была неразрывно связана со смертью. Кроме того, соглашаясь с Шопенгауэром, Мунк полагал, что функция женщины выполнена после рождения ребенка.

Единственное, что объединяет обнаженную черноволосую Мадонну Мунка с классической Мадонной — нимб над головой. Как и в остальных своих картинах, здесь Мунк не использовал прямых линий — женщину окружают мягкие "волнистые" лучи. Всего художник создал пять вариантов полотна, которые сегодня хранятся в музее Мунка, Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, в Кунстхалле в Гамбурге и в частных коллекциях.

"Расставание" (1896)

Почти во всех своих картинах, написанных на протяжении 1890-х, Мунк использовал одни и те же образы, по-разному их сочетая: полоса света на поверхности моря, светловолосая девушка на берегу, пожилая женщина в черном, страдающий мужчина. На подобных картинах Мунк обычно изображал главного героя на переднем плане и нечто, напоминающее ему о прошлом, позади.

© Фото: Эдвард Мунк Эдвард Мунк. "Расставание". 1896


В "Расставании" главный герой - покинутый мужчина, которому воспоминания не позволяют порвать с прошлым. Мунк показывает это с помощью длинных волос девушки, которые развиваются и касаются головы мужчины. Образ девушки - нежный и будто не до конца прописанный - символизирует светлое прошлое, а фигура мужчины, чей силуэт и черты лица изображены более тщательно, принадлежит к мрачному настоящему.

Мунк воспринимал жизнь как постоянное и последовательное расставание со всем, что дорого человеку, по пути к окончательному расставанию с самой жизнью. Силуэт девушки на полотне частично сливается с пейзажем - так главному герою будет легче пережить потерю, она станет лишь частью всего, с чем он неизбежно расстается в течение жизни.

"Девушки на мосту" (1899)

"Девушки на мосту" — одна из немногих картин Мунка, получивших известность после создания - признание пришло к Мунку и большинству его творений лишь в последнее десятилетие жизни художника. Возможно, так случилось, потому что это одно из немногих полотен Мунка, пропитанных умиротворением и спокойствием, где фигуры девушек и природа изображены в жизнерадостных красках. И, хотя женщины на картинах Мунка, как и в произведениях обожаемых им Генрика Ибсена и Юхана Августа Стриндберга, всегда символизируют хрупкость жизни и тонкую грань между жизнью и смертью, в "Девушках на мосту" отразилось редкое для художника состояние душевной радости.

Мунк написал целых семь версий картины, первая из которых датирована 1899 годом и сегодня хранится в Национальной галерее Осло. Другую версию, написанную в 1903 году, можно увидеть в ГМИИ им. А.С.Пушкина. В Россию картину привез коллекционер Иван Морозов, который купил полотно на парижском Салоне Независимых.