Мифы и Легенды * Нефертити. Нефертити египетская царица

В 1912 году во время раскопок в Амарне археологи нашли отлично сохранившуюся раскрашенную скульптуру Нефертити, египетской царицы времен XVIII династии Нового царства. Стройная шея, миндалевидные глаза, мечтательно улыбающиеся губы… С тех пор утвердилось мнение, что эта женщина – несомненный эталон красоты и женственности античного мира.

Ее муж Аменхотеп IV (Эхнатон) вошел в историю как фараон-реформатор, восставший против засилья старой знати и жрецов, тесно связанных с культом фиванского бога Амона-Ра. В нем не просматривалось ничего величественного, внешность его была уродлива, что особенно бросалось в глаза рядом с Нефертити. Если верить античным скульпторам, то хилое и сутулое тело Аменхотепа IV венчала непомерно большая голова с острыми ушами, отвислой челюстью и длинным носом.

С самого раннего возраста его донимали недуги. Аменхотепу исполнилось всего двенадцать, когда после смерти отца его посадили на трон. Это был застенчивый и впечатлительный ребенок, который все еще играл в куклы. Он почти ничего не унаследовал от воинственного и деспотичного характера Аменхотепа III. Тот успевал везде: был и политиком, и военачальником, любил вино и пышные празднества, обожал женщин. Его гарем насчитывал более ста наложниц - дочерей вельмож, иностранных принцесс и просто красивых пленниц. Управление страной в этот период находилось в руках высокопоставленных вельмож и Тии (или Тэйи), первой законной жены фараона, матери Аменхотепа IV (по другим сведениям, его кормилицы).

Происходила Тия из Месопотамии. Именно там, при дворе царя Тушрата, правившего государством Митанни, будущий фараон познакомился с юной принцессой Тадучепой (по мнению некоторых историков, двоюродной сестрой своей матери), вошедшей в историю под именем Нефертити. Она получила блестящее по тем временам образование в специальной школе, где мальчики и девочки обучались вместе, что воспринималось тогда чуть ли не революционным методом воспитания подрастающего поколения.

Трудно сказать, каковы были истинные планы у первой жены Аменхотепа III, но когда она привезла царевну из Митанни, страны ариев (уплатив, кстати, немалый выкуп золотом, серебром и слоновой костью), то поначалу поместила ее в гарем царствовавшего фараона.

Когда пятнадцатилетняя царевна прибыла со своей свитой в Фивы, ее неординарная яркая внешность сразу очаровала горожан - тогда-то она и получила новое имя Нефертити («Красивая пришла!»). Преждевременно состарившийся фараон едва ли мог насладиться прелестями новой наложницы (до нее просто могла не дойти очередь). Через два года после ее прибытия он скончался. На троне оказался его законный наследник, мальчик-фараон.

Через несколько недель после смерти старого фараона Тия женила сына на Нефертити. Сразу же между этими женщинами началась борьба за влияние на молодого фараона. Силы оказались неравными - молодость и красота медленно, но верно побеждали. Аменхотеп, по некоторым сведениям, распустил огромный гарем отца, полученный им в наследство, и это была первая победа Нефертити.

Постепенно она стала главным советником мужа практически по всем вопросам. А его преклонение перед женой подчас переходило все пределы: вознося клятвы богу Атону при основании новой столицы, Эхнатон клялся верховному божеству не только своим Богом-отцом, но и любовью к жене и детям. Выезжая проверять заставы вокруг города, Эхнатон брал с собой Нефертити, и караул отчитывался о своей службе не только перед владыкой и главнокомандующим армией, но и перед его женой.

При награждении сановников подарками и отличиями она также присутствовала и сама благодарила подчиненных за хорошую службу. Вельможи не раз нижайше просили Нефертити замолвить нужное словечко перед фараоном.

Загадка чар Нефертити, подлинных или мнимых, и тысячелетия спустя продолжает волновать людские умы. Уже в наши дни врач московского Института красоты, будучи в гостях, увидел копию скульптурной головки египетской царицы, и спросил хозяйку дома: «Ну что в ней все находят? Идеально правильное лицо, но холодное, даже скучное…» Хозяйка, которая была художницей, молча вынула тонкую кисточку, обмакнула ее в воду и сделала несколько мазков на желтом песчанике. На каменном лице появились губы, потом брови, зрачки… «Я не мог оторвать глаз, - вспоминал хирург, - на меня, словно живая, смотрела женщина изумительной красоты».

Белых пятен в биографии Нефертити немало. До сих пор, к примеру, неясно, скольких детей она родила. Во всяком случае, это были только дочери (по одним сведениям, трое, по другим - шестеро). Царственных супругов утешало одно: отсутствие сына никак не отразится на будущем династии, т. к. по традиции власть могла передаваться через дочь, если та выйдет замуж за высшего сановника. К тому же у Эхнатона были сыновья от других жен, один из них - знаменитый Тутанхамон. И тем не менее, по мнению историков, власть Нефертити над Эхнатоном никогда бы не поколебалась, если б боги послали ей сына. Ведь что ни говори, а мужчины во все века мечтают именно о наследнике, продолжателе дел своих.

Восстановленные учеными надписи и рисунки рассказывают, что молодая царствующая чета поначалу вела роскошную и счастливую семейную жизнь. Но можно ли до конца верить искренности тогдашних официальных летописцев? Эхнатон был больным человеком, что, несомненно, сказывалось и на его личной жизни. Если судить по некоторым надписям, Нефертити искала общества других мужчин, которых, однако, долго не задерживала около себя.

Может быть, все началось после того, как «доброжелатели» буквально уложили в постель заскучавшего супруга прелестную Киа, самую красивую и грациозную женщину царского гарема? Не прошло и месяца, как Эхнатон заявил, что признает ее побочной женой. Кстати, многие находили, что хрупкостью и изяществом линий новая супруга напоминает Нефертити. Но, как показывает практика, копия зачастую хуже оригинала.

Надежда, кажется, снова забрезжила на половине опальной царицы. Понизив надоевшую Киа до обычной наложницы, фараон вернулся к царице, чтобы, как пишут историки, взять себе в жены свою третью дочь - Анхесенамон», и поэтому просил Нефертити подготовить ее к столь серьезному шагу, обучить тому искусству, которое знает она. Девочке уже восемь лет, она давно созрела для брачного ложа. Сам бог Атон якобы указал ему его новую избранницу.

В Египте и некоторых других государствах Древнего мира в подобных браках не видели ничего противозаконного, наоборот, - они считались идеальными, так как сохраняли «божественную сущность» царствующего дома и не позволяли смешиваться его представителям с плебеями или чужеземцами.

Неожиданная драма во дворце укрепила позиции жрецов «старого» бога Амона. Несмотря на заботы нянек и придворных лекарей, по непонятной причине в возрасте десяти лет умерла любимая дочь фараона Мактатон. Египтологи пришли к выводу, что за несколько лет до смерти Эхнатона его семья распалась: Нефертити, изгнанная из дворца, воспитывала в загородном доме мальчика, назначенного в мужья ее дочери, - Тутанхамона.

На восемнадцатом году царствования Аменхотеп-Эхнатон покинул этот мир. Причиной, видимо, стала прогрессирующая тяжелая болезнь: позвоночник фараона деформировался все больше, тело покрылось незаживающими язвами, и в возрасте двадцати девяти лет его земной путь окончился. Вместе с ним ушла и насаждавшаяся им религия.

После смерти Аменхотепа IV трон занял его зять - муж старшей дочери Сменхкара, сразу же восстановивший культ «отвергнутого» бога Амона. По мнению некоторых историков, под этим мужским именем вполне могла царствовать сама Нефертити… Вскоре на троне появился Тутанхамон, за которого царица выдала свою горемычную Анхесенамон. При нем столица прочно обосновалась в Фивах. Возвратилась туда и Нефертити. Да и что ей было делать в покинутом и частично уже разрушенном городе?

Руки обольстительной вдовы добивались многие, но замуж в третий раз она не вышла. Хотя из разрозненных записей можно понять, что не стала Нефертити и затворницей. Видимо, она не подверглась опале и сохранила свое влияние при дворе. В записях ее называют мудрой и прозорливой.

Она умерла в тридцать семь лет. Ее торжественно похоронили, как она и просила, в гробнице рядом с Эхнатоном.

И легендами.

Знает о ней очень немного. Известно, что она считалась одной из самых красивых женщин своего времени. Но кем же она была на самом деле и почему упоминания о ней вмиг исчезли?

Найти ответы на эти интересные вопросы мы постараемся в данной статье.

Царица Египта

Царица Нефертити являлась «главной женой» фараона Аменхотепа 4, более известного под именем Эхнатон. Она правила вместе с супругом в период 1370-1330 гг. до н. э.

Стоит заметить, что о Нефертити мы знаем очень мало. До сих пор не было обнаружено ни одного достоверного свидетельства об ее подлинном происхождении.

Упоминание о царице можно найти лишь на стенах гробниц членов семьи фараона и некоторых его приближенных.

В 1912 г. Людвиг Борхардт в ходе археологических раскопок обнаружил мастерскую скульптора Тутмеса.

Такой вывод был сделан по причине того, что в этом месте находилось много разнообразных пород, гипсовых масок, незаконченных скульптур и несколько артефактов с именем самого Тутмеса.

Когда в одном из помещений был найден бюст девушки, выполненный в натуральную величину, Борхардт решил нелегально вывезти его из Египта.


Бюст Нефертити — одна из самых известных находок Людвига Борхардта

Ему удалось добиться своей цели, и в 1920 г. находка оказалась в Берлинском музее. Это и был бюст царицы Нефертити.

С тех пор, как мир узнал об этой загадочной исторической личности, споры о ней ведутся до сих пор.

Происхождение Нефертити

Существует несколько версий происхождения Нефертити.

  • Основная часть египтологов думают, что Нефертити была египтянкой.
  • Другая группа ученых убеждена, что она являлась иностранной принцессой.
  • Некоторые исследователи считают, что царица приходилась дочерью Тушратты, правителя Митанни.

Свое подлинное имя Тадухиппа, Нефертити намеренно изменила, когда вступила в брак с Аменхотепом 3.

Согласно полученным сведениям, она стала вдовой еще в раннем возрасте. Следующим ее супругом стал Аменхотеп 4, который был сыном ее покойного мужа. Он согласился жениться на царице из-за ее невероятной красоты.

Во многом эта история подтверждает гипотезу о том, что Нефертити действительно являлась египтянкой, поскольку супругами фараонов обычно становились девушки царских кровей.

При этом она могла быть дочерью фараона или одного из высокопоставленных лиц.

Помимо своей привлекательности, царица Нефертити была доброй и милосердной женщиной. Она умела располагать к себе простых людей, в результате чего египтяне преклонялись перед ней и воспевали ее в поэмах и мифах.

Нефертити и Эхнатон

Внимательно изучив найденные артефакты, ученые пришли к выводу, что брак Нефертити и Эхнатона был очень крепким. Фараон прославился тем, что провел серьезные религиозные реформы.

Вместо многобожия он ввел монотеизм (единобожие), построив новые храмы для поклонения единственному «правильному» богу – Амону-Ра.


Фигура стоящей Нефертити

Но приняв решение поклоняться одному божеству, ему предстояло склонить к этому и весь народ, что было весьма непросто.

Для этого Эхнатон нуждался в умном и надежном единомышленнике, которого фараон приобрел в лице прекрасной Нефертити.

Царица помогла супругу переломить сознание населения Древнего Египта. Эхнатон не стеснялся прилюдно советоваться с женой по разным вопросам.

Неудивительно, что скульптуры этой женщины можно было увидеть в любом египетском городе.

Конечно, Нефертити имела множество противников, однако никто из них не решался выступать против нее открыто.

Наоборот, те, кто обращался к ней с какими-нибудь просьбами, предпочитали дарить ей дорогие подарки.

Но поскольку царица обладала мудростью и проницательностью, она помогала только тем, кому доверял ее супруг.

Наложница для мужа

Несмотря на политические успехи, в семейной жизни царица испытывала серьезные проблемы. Ей удалось родить мужу шестерых детей, однако все они были женского пола.

Естественно, Эхнатон, как и любой правитель древнего мира, мечтал о наследнике, поэтому вскоре у него появилась наложница Киа. И хотя между фараоном и Нефертити не возникло из-за этого какой-либо вражды, прежних отношений между ними уже никогда не было.

Некоторые египтологи предполагают, что именно Нефертити предложила Аменхотепу взять себе в наложницы Киу, чтобы та родила ему мальчика.

Если это действительно так, то тогда царица достойна еще большего уважения. Поскольку заботясь о будущем своего государства, она жертвовала личной жизнью.

Изгнание и смерть

Когда Эхнатона не стало, одну из их дочерей выдали замуж за юного Тутанхамона. В скором времени он отменил все религиозные реформы предыдущего фараона, и народ снова возвратился к прежним религиозным обычаям.

Однако Нефертити осталась преданной идеям покойного супруга, и до конца дней находилась в изгнании. В последние годы жизни она просила, чтобы ее похоронили в гробнице Эхнатона, но там ее мумия не была обнаружена.

На сегодняшний день доподлинно неизвестно где именно была захоронена царица Нефертити.


Эхнатон, Нефертити и три их дочери

Имя этой великой женщины навсегда вошло в историю, и до сих пор ассоциируется с чем-то прекрасным и чистым. В немецких и египетских музеях можно увидеть скульптурные портреты Нефертити, найденные в Амарне в 1912 г.

В 1995 г. в Берлине прошла знаковая выставка, посвященная истории Египта. На ней были представлены скульптуры Эхнатона и Нефертити, которые спустя тысячи лет снова встретились.

Образ царицы стал одним из самых популярных в истории искусства. Прекрасная Нефертити оставила после себя множество тайн, которые, возможно, удастся раскрыть в будущем.

В Египте по-прежнему ведутся археологические раскопки, и кто знает, какие еще сюрпризы нас ждут впереди.

Если вам понравилась статья про египетскую царицу Нефертити – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся и история – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Вашему вниманию представлен ещё один пост на эту же тему.

Остаётся только удивляться необычности исторической судьбы царицы Нефертити. Тридцать три века её имя было в забвении, а когда гениальный французский учёный Ф. Шампольон в начале прошлого столетия расшифровал древнеегипетские письмена, то о ней упоминали довольно редко и лишь в специальных академических работах.
XX век, словно демонстрируя причудливость человеческой памяти, вознёс Нефертити на вершину славы. Накануне Первой мировой войны немецкая экспедиция, закончив раскопки в Египте, по обыкновению представила находки для проверки инспекторам «Службы древностей». («Служба древностей» — ведомство, основанное в 1858 году для контроля археологических экспедиций и охраны памятников прошлого.) Среди предметов, выделенных для немецких музеев, находился ничем не примечательный оштукатуренный каменный блок.
Когда его привезли в Берлин, он превратился в голову Нефертити. Рассказывают, будто археологи, не желавшие расстаться с замечательным произведением искусства, обернули бюст серебряной бумагой, а затем покрыли гипсом, правильно рассчитав, что незаметная архитектурная деталь не привлечёт внимания. Когда это обнаружилось, разразился скандал. Его затушила только начавшаяся война, после окончания которой немецких египтологов лишили на некоторое время права проводить раскопки в Египте.
Однако бесценное художественное достоинство бюста стоило даже этих жертв. Звезда Нефертити восходила столь стремительно, будто женщина эта была не древней египетской царицей, а современной кинозвездой. Словно много веков красота её ждала признания, и, наконец, пришли времена, эстетический вкус которых возвёл Нефертити на вершину успеха.

Если посмотреть на Египет с высоты птичьего полета, то почти в самом центре страны, в 300 километрах южнее Каира, можно увидеть маленькую арабскую деревню под названием эль-Амарна. Именно здесь изъеденные временем скалы, вплотную подойдя к реке, начинают затем отступать, образуя почти правильный полукруг. Пески, остатки фундаментов древних сооружений и зелень пальмовых рощ - так выглядит сейчас когда-то роскошный древнеегипетский город Ахетатон, в котором царствовала одна из известнейших женщин мира.
Нефертити, имя которой в переводе означает «Пришедшая красавица» , не была сестрой своего супруга, фараона Аменхотепа IV, хотя эта версия почему-то получила очень широкое распространение. Прекрасная египтянка происходила из семьи родственников царицы Тиу - она была дочерью провинциального жреца. И хотя по тем временам Нефертити получила блестящее образование в специальной школе, такое родство раздражало гордую царицу и мать Нефертити во многих официальных документах именовалась ее кормилицей.
Но редкая красота провинциальной девушки растопила сердце наследника престола, и Нефертити стала его супругой.

К одному из праздников «фараон-солнце» Аменхотеп III подарил жене воистину царский подарок: потрясающую своей красотой и богатством летнюю резиденцию - дворец Малькатта, рядом с которым находилось огромное искусственное озеро, засаженное лотосами, с ладьей для прогулок царицы.

Обнаженная Нефертити сидела в кресле с львиными лапами у круглого золотого зеркала. Миндалевидные глаза, прямой нос, шея, как стебель лотоса. В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. "Красавица, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами", - так писали о ней поэты. Но не радовалась тридцатилетняя царица своему отражению, как раньше. Усталость и скорбь надломили ее, складка морщин легла от крыльев красивого носа к смелым губам, как печать.

Вошла служанка, темнокожая нубийка, с большим кувшином ароматной воды для омовения.
Нефертити поднялась, словно очнувшись от своих воспоминаний. Но доверившись умелым рукам Тадукиппы, опять ушла в свои мысли.

Как счастливы они были с Аменхотепом в день свадьбы. Ему 16 лет, ей 15. Они принимали власть над самой могущественной и богатой страной мира. Тридцать лет правления предыдущего фараона не были омрачены ни бедствиями, ни войнами. Сирия и Палестина трепещут перед Египтом, Митанни шлет льстивые письма, Из рудников Куша регулярно присылают горы золота и благовония.
Самое главное - они любят друг друга. Сын царя Аменхотепа III и царицы Тиу не очень красив: худой, узкоплечий. Но когда он глядел на нее, одержимый любовью, и с его больших губ срывались написанные для нее стихи, она смеялась от счастья. Будущий фараон бегал за юной царевной под темными сводами фиванского дворца, а она хохотала и пряталась за колонны.

Служанка разложила на богато украшенном туалетном столике необходимые принадлежности: золотые коробочки с умащениями, ложечки для притираний, сурьму для глаз, помаду и прочую косметику, инструменты для маникюра и краску для ногтей. Ловко прихватив бронзовую бритву, принялась аккуратно и почтительно брить голову царицы.

Нефертити безучастно водила пальцем по золотому скарабею на баночке с рисовой пудрой и вспоминала, как однажды, еще до свадьбы Аменхотеп на закате солнца открыл ей свою тайну.
Он гладил ее тонкие пальцы и, глядя сверкающими глазами куда-то вдаль, сказал, что накануне во сне ему явился сам Атон, бог солнечного диска, и говорил с ним, как с братом:
-Понимаешь, Нефертити. Я вижу, я знаю, что в мире все не так, как мы все привыкли видеть. Мир он светлый. Он создан Атоном для счастья и радости. К чему приносить жертвы всем этим многочисленным богам. Зачем поклоняться жукам, бегемотам, птицам, крокодилам, если они и сами, как и мы - дети Солнца. Атон - единственный истинный бог!
Голос Аменхотепа звенел. Он говорил, как прекрасен и чуден мир, созданный Атоном, и сам царевич был прекрасен в эту минуту. Нефертити внимала каждому слову любимого и принимала всем сердцем его веру.

Получив титул фараона, Аменхотеп IV первым делом изменил свое имя. «Аменхотеп» значит «Амон доволен». Он стал называть себя «Эхнатон», т. е. «Угодный Атону».
Как счастливы они были! Люди не могут быть так счастливы. Почти сразу Эхнатон принял решение строить новую столицу - Ахетатон, что означает «горизонт Атона». Это должен был быть лучший город на земле. Там все будет по-другому. Новая счастливая жизнь. Не такая, как в мрачных Фивах. И люди там будут все счастливы, потому что будут жить в правде и красоте.

Юность супруги наследника прошла в Фивах - блестящей столице Египта эпохи Нового царства (ХVI-ХI вв. до н.э.) Грандиозные храмы богов соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикоморов и финиковых пальм проглядывали аллеи сфинксов выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками и соединяющие храмы.
Египет был в апогее своего расцвета Покоренные народы везли сюда, в Фивы, бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами лазурит и всякие редкие диковины. Из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом бесчисленным золотом, которым так славился Египет в древности. В обиходе были тончайшие ткани из гофрированного льна, пышные, потрясающие своим разнообразием парики, богатые украшения и дорогие умащения...

У всех египетских фараонов было несколько жен и бесчисленное число наложниц - Восток и тогда был Востоком. Но «гарема» в нашем понимании в Египте никогда не существовало: младшие царицы жили в отдельных резиденциях рядом с дворцом, удобствами наложниц никто особо не занимался. Те же, кого тексты именуют «Владычица Верхнего и Нижнего Египта», «великая супруга царская», «супруга Бога», «украшение царя», прежде всего были верховными жрицами, которые вместе с царем участвовали в храмовых службах и ритуалах и своими действиями поддерживали Маат - мировую гармонию.
Для древних египтян каждое новое утро - это повторение изначального момента сотворения вселенной Богом. Задача царицы, участвующей в богослужении, - умиротворить и умилостивить божество красотой своего голоса, неповторимым очарованием своего облика, звучанием систра - священного музыкального инструмента Недосягаемый для большинства смертных женщин статус «великой супруги царской», обладавшей большой политической властью, основывался именно на религиозных устоях. Рождение же детей было делом второстепенным, с ним прекрасно справлялись младшие царицы и наложницы.
Тейя стала исключением - она была так близка своему мужу, что делила с ним ложе долгие годы и родила ему нескольких детей. До зрелых лет, правда, дожил только старший сын, но и в этом жрецы усмотрели промысел Неба. О том, насколько неправильно истолковали они этот промысел, им стало известно значительно позже.
Аменхотеп IV взошел на трон в 1424 году до нашей эры. И… затеял религиозную реформу - смену богов, вещь в Египте неслыханную.

Всеми почитаемый бог Амон, поклонение которому все больше укрепляло власть жрецов, был волею фараона заменен на другого бога, бога солнца - Атона. Атон - «видимый солнечный диск», изображался в виде солнечного диска с лучами-ладонями, дарующими благо людям. Реформы фараону удались, по крайней мере на период его царствования. Была основана новая столица, возведено много новых храмов и дворцов. Вместе со старинными религиозными устоями исчезли и канонические правила древнеегипетского искусства. Пройдя через годы утрированного реализма, искусство времени Эхнатона и Нефертити родило те шедевры, которые были обнаружены археологами тысячелетия спустя…

Зимой 1912 года германский археолог Людвиг Борхардт приступил к раскопкам остатков очередного дома разрушенного городища. Вскоре археологам стало ясно, что они обнаружили скульптурную мастерскую. Незавершенные статуи, гипсовые маски и скопления камней различных пород - все это ясно определяло профессию владельца обширной усадьбы. И среди находок был выполненный из известняка и раскрашенный бюст женщины в натуральную величину.
Телесный цвет затылка, красные ленты, спускающиеся вдоль шеи, синий головной убор. Нежный овал лица, красиво очерченный небольшой рот, прямой нос, прекрасные миндалевидные глаза, слегка прикрытые широкими тяжелыми веками. В правом глазу сохранилась вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Высокий синий парик обвит золотой повязкой, украшенной самоцветами…
Просвещенный мир ахнул - миру явилась красавица, три тысячи лет проведшая во мраке забвения. Красота Нефертити оказалась бессмертной. Миллионы женщин завидовали ей, миллионы мужчин о ней грезили. Увы, они не знали, что за бессмертие расплачиваются еще при жизни, причем порой платят непомерную цену.
Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом около 20 лет. Те самые два десятилетия, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны.
Нефертити играла важную роль в событиях своего времени Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь В больших храмах бога Атона в Фивах - ей возносили молитвы, ни одно из храмовых действ не могло происходить без нее - залога плодородия и процветания всей страны «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - говорится о ней в надписях гробниц вельмож современников - При звуке голоса ее все ликуют».

Запретив культы традиционных богов и прежде всего вселенского Амона - владыки Фив, Аменхотеп IV, сменивший свое имя на Эхнатон («Действенный дух Атона»), и Нефертити основывают свою новую столицу - Ахетатон. Объем работ был огромен Одновременно возводились храмы, дворцы, здания официальных учреждений, склады, дома знати жилища и мастерские Выбитые в скальном грунте ямы наполняли почвой, а затем в них сажали специально привезенные деревья - ждать, пока они вырастут здесь, было некогда Словно по волшебству среди скал и песка вырастали сады, плескалась вода в прудах и озерах, поднимались ввысь стены царского дворца подчиняясь царскому приказу. Здесь жила Нефертити.
Обе части грандиозного дворца были обнесены кирпичной стеной и соединялись монументальным крытым мостом, перекинутым через дорогу. К жилым зданиям царской семьи примыкал большой сад с озером и павильонами. Стены были украшены росписями гроздья лотосов и папирусов, вылетающие из водоемов болотные птицы, сцены жизни Эхнатона, Нефертити и их шести дочерей. Роспись полов имитировала водоемы с плавающими рыбками и порхающими вокруг птицами. Широко применялась позолота, инкрустация плитками фаянса и полудрагоценными камнями.
Никогда еще в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов Нефертити с супругом сидят с детьми, Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени, и придерживает рукой маленькую дочь. На каждой сцене обязательно присутствует Атон - солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете символы вечной жизни
Наряду с интимными сценами в дворцовых садах, в гробницах вельмож Ахетатона сохранились и другие эпизоды семейной жизни царя и царицы - уникальные изображения царских обедов и ужинов На стульях с львиными лапами сидят Эхнатон и Нефертити, рядом - приехавшая с визитом вдовствующая царица-мать Тейе Около пирующих стоят украшенные цветами лотосов столики с яствами, сосуды с вином Пирующих развлекает женский хор и музыканты, суетятся слуги. Три старшие дочери - Меритатон, Макетатон и Анхесенпа-атон - присутствуют на торжестве.

Картины тех счастливых лет Нефертити трепетно хранила в своем сердце.

Они строили город. Лучшие мастера и художники Египта собирались в Ахетатоне. Царь проповедовал среди них свои идеи нового искусства. Отныне оно должно было отражать истинную красоту мира, а не копировать древние застывшие формы. Портреты должны иметь черты реальных людей, а композиции должны быть жизненные.
Одна за другой появлялись на свет их дочери. Эхнатон обожал их всех. Подолгу возился с девочками на глазах счастливой Нефертити. Он баловал их и превозносил.
А вечерами они катались на колеснице по пальмовым аллеям города. Он правил лошадьми, а она обнимала его и весело подшучивала над тем, что у него появился солидный живот. Или катались в ладье по глади Нила, среди зарослей тросника и папируса.
Их семейные обеды были полны беззаботного веселья, когда бывало Эхнатон с куском отбивной в зубах изображал рассерженного Собека, бога-крокодила, а девочки и Нефертити покатывались от смеха.
Они проводили службы в храме Атона. Божество изображали в святилище в виде золотого диска, простирающего к людям тысячи рук. Фараон был сам верховным жрецом. А Нефертити - верховной жрицей. Ее голос и божественная красота преклоняли народ перед сияющим ликом истинного Бога.

Пока служанка умащивала тело царицы драгоценным маслом, распространявшим запах мирры, можжевельника и корицы, Нефертити вспоминала, какой был праздник в городе, когда Тиу, мать Эхнатона, приехала погостить к детям и внучкам в Ахетатон. Девочки скакали вокруг нее и наперебой веселили своими играми и танцами. Она улыбалась и не знала, кого из них слушать.

Эхнатон с гордостью показывал матери свою новую столицу: были заложены дворцы для знати, дома ремесленников, склады, мастерские и главная гордость - храм Атона, который размером, пышностью и великолепием должен был превзойти все существующие в мире.
- Алтарей в нем будет не один, а несколько. А крыши не будет совсем, чтоб священные лучи Атона наполняли его своей благодатью,- воодушевленно рассказывал он матери. Молча слушала она своего единственного сына. Умные, проницательные глаза Тиу смотрели печально. Как она могла объяснить, что его старания сделать всех счастливыми никому не нужны. Что его не любят и не уважают, как государя, и отовсюду несутся только проклятья. Прекрасный город солнца за несколько лет опустошил царскую сокровищницу. Да, город красив и восхитителен, но он съедает все доходы. А Эхнатон и слышать не хотел об экономии.
А вечерами Тиу по долгу беседовала с невесткой, надеясь хоть через нее повлиять на сына.
Ах, почему, почему, тогда она не прислушалась к словам мудрой Тиу!

Но личное счастье супругов продолжалось недолго...
Все начало рушиться в год, когда умерла их восьмилетняя дочь, веселая и милая Мекетатон. Она так внезапно ушла к Озирису, что казалось, солнце перестало светить.
При воспоминании о том, как они с мужем отдавали распоряжения могильщикам и бальзаматорам, сдерживаемые долгое время рыдания потоком слез вырвались наружу. Служанка с баночкой краски для бровей в растерянности остановилась. Великая царица через минуту справилась с собой и, проглотив рыдания, выдохнула и распрямилась: «Продолжайте».

Со смертью Мекетатон закончилось счастье в их дворце. Бедствия и горе пошли нескончаемой чередой, словно проклятия свергнутых богов обрушились на их головы. Вскоре за маленькой принцессой ушла в царство мертвых Тиу, единственный человек при дворе, который поддерживал Эхнатона. С ее смертью в Фивах не осталось никого, кроме врагов. Вдова могущественного Аменхотепа III одна сдерживала своим авторитетом ярость оскорбленных жрецов Амона. При ней они не решались на открытые выпады в сторону Эхнатона и Нефертити.

Нефертити сжала пальцами виски и покачала головой. Если бы тогда они с мужем были осторожнее, политичнее, хитрее. Если бы тогда Эхнатон не изгонял жрецов из старых храмов и не запрещал людям молиться своим богам…Если бы…Но тогда это был бы не Эхнатон. Не в его характере компромиссы. Все или нечего. Он рушил все старое одержимо и нещадно. Он был уверен в своей правоте и победе. Он не сомневался, что за ним пойдут…А никто не пошел. Кучка философов, художники и мастеровые - вот и вся его компания.
Она пыталась, неоднократно пыталась поговорить с ним, открыть глаза на реальную суть вещей. Он только злился и замыкался в себе, все больше времени проводя с архитекторами и скульпторами.
В очередной раз, когда она подошла к нему с разговором о судьбе династии, он закричал на нее: «Чем лезть в мои дела, лучше бы родила мне сына!»
Шесть дочерей родила Нефертити Эхнатону за двенадцать лет. Всегда она была рядом с ним. Его дела и проблемы были всегда ее делами и проблемами. На всех службах в храмах Атона она всегда стояла рядом с ним в короне, звеня священными систрами. И такого оскорбления она не ожидала. Она была пронзена в самое сердце. Молча вышла Нефертити и, шелестя плиссированной юбкой, удалилась в свои покои…

Неслышными шагами в комнату вошла кошка Баст. На шее изящного животного красовалось золотое ожерелье. Подойдя к хозяйке, Баст запрыгнула на колени и принялась тереться о ее руки. Нефертити грустно улыбнулась. Теплый, уютный зверек. Она порывисто прижала ее к себе. Баст каким-то чутьем всегда угадывала, когда хозяйке плохо и приходила утешать. Неферити водила ладонью по мягкой светло-серой шерсти. Янтарные глаза с вертикальными зрачками смотрели на человека мудро и снисходительно. «Все пройдет», -казалось, говорила она.
-Ты и в правду богиня, Баст, - улыбалась успокоенная Нефертити. А кошка, величественно подняв хвост, удалялась из комнаты, показывая своим видом, что у нее есть дела поважнее.

Смерть Макетатон, по-видимому, стала переломным моментом в жизни Нефертити. У той, кого современники называли «красавицей, прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений преисполненной красотами» , появилась соперница. И не просто временная прихоть владыки, а женщина, действительно вытеснившая супругу из его сердца - Кийа.
Все внимание Эхнатона было сосредоточено на ней. Еще при жизни его отца в Египет в качестве залога политической стабильности в межгосударственных отношениях прибыла митаннийская принцесса Тадухеппа. Именно для нее, принявшей по традиции египетское имя, Эхнатоном был выстроен роскошный загородный дворцовый комплекс Мару-Атон. Но главное - она родила фараону двух сыновей, которые впоследствии женились на своих старших сводных сестрах.
Однако и триумф Кийи, родившей царю сыновей, был недолог. Она исчезла на 16-м году правления супруга. Придя к власти, старшая дочь Нефертити, Меритатон, уничтожила не только изображения, но и практически все упоминания о ненавистной сопернице своей матери, заменив их своими собственными изображениями и именами. С точки зрения древнеегипетской традиции, подобный акт был самым страшным проклятием, какое можно было осуществить: не только имя умершего стиралось из памяти потомков, но и его душа лишалась благополучия в жизни загробной.

Нефертити уже заканчивала свое облачение. Девушка служанка одела ее в белое платье из тончайшего прозрачного белого льна, застегнула широкое нагрудное украшение усыпанное самоцветами. На голову надела пышный парик, завитый мелкими волнами. В своем любимом синем головном уборе с красными лентами и золотым уреем она давно уже не выходила.
Вошел Эйе, старый сановник, бывший писец при дворе Аменхотепа III. Он был «носителем опахала по правую руку царя, главным из друзей царя» и «отцом бога», как величали его в письмах. Эхнатон и Нефертити росли во дворце на его глазах. Он учил Эхнатона грамоте. Его жена в свое время была кормилицей принцессы. И Нефертити была ему как родная дочь.
При виде Нефертити морщинистое лицо Эйе расплылось в нежной улыбке:
- Здравствуй, девочка моя! Как ты?
- Не спрашивай, Эйе. Хорошего мало. Ты слышал, Эхнатон подарил этой выскочке Кийе, наложнице из Митанни, дворец Мару-Атон. Всюду появляется с ней. Эта тварь уже осмеливается надевать корону.
Эйе нахмурился и вздохнул. Девушка из гарема родила царю двух сыновей. Все только и шептались о наследных принцах Сменхкаре и Тутанхатоне, не стесняясь Нефертити.
Принцы были еще маленькими детьми, но их судьба уже была решена: они станут мужьями старших дочерей Эхнатона. Царский род должен продолжаться. Кровь фараонов XVIII династии от самого великого Яхмеса текла в их жилах.
-Ну, а что нового в Фивах? Что пишут из провинций? - царица мужественно приготовилась слушать тяжелые вести.
- Ничего хорошего, царица. Фивы гудят, как пчелиный рой. Жрецы добились того, что имя Эхнатона проклинают на каждом углу. Тут еще эта засуха. Все к одному. Царь Митанни Душратта требует опять золота. Из северных провинций просят прислать войско для защиты от кочевников. А царь велел всем отказать.- Эйе пожал плечами.- Обидно смотреть. С таким трудом мы добивались влияния в этих землях, а теперь так легко их теряем. Всюду недовольство. Я говорил об этом Эхнатону, но он и слышать ничего не хочет о войне. Он досадует только на то, что срываются сроки поставки мрамора и черного дерева. И еще, царица, опасайтесь Хоремхеба. Уж очень он быстро находит общий язык с вашими влиятельными врагами, знает с кем дружить.

После ухода Эйе, царица долго сидела одна. Солнце склонилось к закату. Нифертити вышла на балкон дворца. Огромный безоблачный купол неба на горизонте пылал белым пламенем, окружавшим огненный диск. Теплые лучи окрашивали охряные вершины гор на горизонте в мягко-оранжевые цвета и отражались в водах Нила. В пышной зелени тамарисков, сикомор и финиковых пальм, которыми был обсажен дворец, пели вечерние птицы. Из пустыни тянуло вечерней прохладой и тревогой.

Долго ли прожила Нефертити после этого заката не известно. Дата ее смерти историками не открыта и могила царицы не найдена. В сущности это не важно. Ее любовь и счастье- вся ее жизнь, ушла в небытие вместе с надеждами и мечтами о Новом Мире.
Принц Смехкара прожил совсем не долго и умер еще при Эхнатоне. После смерти фараона-реформатора власть принял десятилетний Тутанхатон. Под давлением жрецов Амона мальчик-фараон покинул город Солнца и поменял имя. Тутанхатон («Живое подобие Атона») стал отныне именоваться Тутанхамоном («Живое подобие Амона»), но прожил не долго. Продолжателей дела Эхнатона, его духовной и культурной революции, не осталось. Столица вернулась в Фивы.
Новый царь Хоремхеб сделал все, чтоб стереть даже память об Эхнатоне и Нефертити. Город их мечты был разрушен до основания. Их имена тщательно стирались во всех записях, в гробницах, на всех колоннах и стенах. И отныне везде значилось, что после Аменхотепа III власть перешла к Хоремхебу. Лишь кое-где случайно остались напоминания о «преступнике из Ахетатона». Через сто лет все забыли о царе и его жене, которые за 1369 лет до рождения Иисуса Христа проповедовали веру в единого Бога.

Три тысячи четыреста лет носился песок над местом, где некогда был прекрасный город, пока однажды жители соседней деревни не стали находить красивые черепки и осколки. Любители древности показали их специалистам, а те прочитали на них имена неизвестных в истории Египта царя и царицы. Некоторое время спустя был обнаружен тайник с прогнившими сундуками, которые были наполнены глиняными письмами. История трагедии, обрушившейся на Ахетатон постепенно прояснялась. Фигуры фараона и его прекрасной жены выступали из тьмы. В Амарну (так теперь называлось это место) потянулись экспедиции археологов.

6 декабря 1912 года в развалинах мастерской древнего скульптора Тутмеса дрожащие руки профессора Людвига Борхарда извлекли на свет почти неповрежденный бюст Нефертити. Он был столь прекрасен и совершенен, что казалось сама измученная страданиями Ка (душа) царицы вернулась в мир чтобы поведать о себе.
Долго-долго смотрел пожилой профессор, руководитель немецкой экспедиции, на эту красоту, которой было так нереально много сотен и тысяч лет, и много думал, но единственное, что смог записать в своем дневнике:«Описывать бесцельно,- смотреть!».

Каждый, кто хоть раз видел ее изображение, уже никогда не забудет прекрасную египетскую царицу. Ее лицо, изысканное и одухотворенное, до сих пор считается эталоном красоты, вдохновляя многих на сочинения легенд о его обладательнице. Прошло три с половиной тысячелетия, пески времени давно поглотили страну, которой она правила, превратив в прах все, что ее окружало, но, извлеченная из небытия, Нефертити снова властвует над миром.


В декабре 1912 года сотрудники археологической экспедиции Германского Восточного общества под руководством профессора Людвига Борхарда, уже несколько лет раскапывавшей окрестности египетской деревушки Эль-Амарна, разбирали древний мусор, найденный в одном из домов. Неожиданно среди песка и черепков они увидели лицо - великолепно сохранившийся (лишь было разбито одно ухо и отсутствовал левый зрачок) бюст женщины, совершенной в своей красоте, изящности линий и живости черт. На прекрасную незнакомку сбежались посмотреть все члены экспедиции - многие потом признавались, что позже красавица не раз являлась им во сне.
В тот день профессор Борхард записал в своем дневнике: «Она дышит жизнью... Это невозможно описать словами, это надо видеть». Как оказалось, это было изображение Нефертити, прекрасной царицы XVIII династии. Позже в том же доме - как считается, мастерской скульптора Тутме-са - были найдены еще несколько изображений Нефертити, а также ее дочерей и мужа - фараона Эхнатона.

Лишь левый глаз статуи так и не был найден: позже установили, что его никогда не было. Считается, это свидетельствует о том, что портрет прижизненный: по обычаю второй глаз статуе должны были вставить лишь после смерти, вселив в нее таким образом душу умершей.
В то время - да и сейчас - Египет позволял иностранным делегациям проводить раскопки на своей территории лишь с условием, что половина всех найденных сокровищ, причем на усмотрение египетской стороны, останется в стране. Но профессор Борхард так не хотел расставаться с бюстом царицы, что прибег к хитрости: он показал инспектору из службы охраны древностей Гюставу Лефевру снимок бюста, сделанный при плохом свете и с невыгодного ракурса, да к тому же указал в документах, что тот выполнен из гипса, а не из известняка. Невыразительная, судя по фотографии, работа не заинтересовала Лефевра, и бюст был беспрепятственно вывезен в Берлин.
В 1920 году он был подарен Берлинскому музею, и с тех пор началась всемирная слава Нефертити, не угасающая до сих пор.
Возможно, свою роль в ее известности сыграл стиль арт-деко, зарождающийся в то время: лаконичные чистые линии и яркие цвета как нельзя лучше отвечали требованиям времени.
С тех самых пор бюст Нефертити, наряду с маской Тутанхамона, силуэтами пирамид и обликом Сфинкса, символизирует для нас высокую культуру Древнего Египта.


Интерес к статуе закономерно вызвал и интерес к судьбе изображенной женщины - царицы Нефертити. Однако долгое время археологам удавалось найти о ней лишь отдельные упоминания, да и сейчас о Нефертити известно слишком мало, чтобы можно было однозначно судить о ее биографии. Между тем неослабевающее желание публики знать о древней красавице как можно больше побуждало историков сочинять одну версию ее жизни за другой - и теперь из имеющихся десятков вариантов каждый может выбрать версию себе по вкусу.
Ее имя традиционно переводят как «красота пришла». О ее происхождении мало что известно точно. Одни исследователи считают, что ее настоящее имя - Таду-хиппа, и она была дочерью царя государства Митанни - Тушратты, которую выдали замуж за Аменхотепа III В Египте девушка, по традиции, приняла новое имя, которое достаточно ясно говорит о том, что его носительница иноземного происхождения. После смерти мужа молодая вдова, согласно обычаю, стала супругой его сына Аменхотепа IV, со временем добившись положения главной жены.
Другие считают, что Нефертити - чистокровная египтянка и ее родителями были Эйе, один из ближайших сподвижников фараона Аменхотепа III, и его жена Тии - кормилица Аменхотепа IV. По крайней мере, царевна Мутнеджмет, младшая сестра Нефертити, открыто называет Тии матерью. Они происходили из города Коптоса, и их предки были жрецами. Существует также предположение, что Эйе был братом Тийи - главной и любимой жены Аменхотепа III. Тий (Тия или Тейе) имела огромное влияние на своего супруга: она играла при его дворе очень заметную роль, вместе с мужем принимая участие во всех дворцовых церемониях и праздниках, а также сопровождая его в поездках по стране. Сторонники египетской версии происхождения Нефертити считают, что именно Тий избрала ее в жены для своего сына: девушка происходила из приближенной ко двору семьи и к тому же отличалась необыкновенной красотой.

Юный Аменхотеп IV, восшедший на трон приблизительно в 1351 году до нашей эры, души не чаял в красавице-жене: их любви посвящены многочисленные фрески и рельефы, а также письменные тексты. Фараон называл жену «Услада моего сердца». В обращении к ней он писал: «Любовь моя, Королева Юга и Севера, Возлюбленная моя, Нефертити, я бы хотел, чтобы ты жила вечно...»
На одном из рельефов даже изображен поцелуй Аменхотепа и Нефертити - считается, что это первое изображение любовной сцены в истории искусства. Портреты и статуи Нефертити встречаются гораздо чаще изображений ее супруга - по-видимому, почитание прекрасной царицы было распространено по всей стране. Она завоевала любовь народа не только редкостной красотой, но и умом, обаянием, самоотверженностью и, конечно же, той глубокой любовью, которую она питала к своему А супругу, - в царских семьях, где браки заключались исключительно по политическим соображениям, явление редчайшее во все времена.


Три сцены любви. Слева статуэтка «Эхнатон целует одну из дочерей» (такой сюжет воспроизведен на Берлинском алтаре, см. выше). Но здесь он выглядит двусмысленно. Фигура Эхнатона слишком мала для дочки. Кажется, что целуются два ребенка. Статуэтка, скорее всего, поддельная, поскольку стиль ее исполнения противоречит амарнскому. Рельефные фрагменты подлинные. На правом рельефе видны коленки Эхнатона, на которых сидит Нефертити. Поскольку перед ними фрукты, можно предположить, что муж угощает жену, например, виноградом. На центральном фрагменте Нефертити застегивает ожерелье на шее Эхнатона. Возможно, они собираются поцеловаться. Однако сам этот акт художника не хочет показывать зрителям.

Едва взойдя на престол, молодой Ж фараон Аменхотеп предпринял реформу, не имеющую себе рав-ных по смелости замысла и размаху: в противовес многочисленным египетским богам, особенно Амону, возглавлявшему прежде египетский пантеон, он создал культ бога Атона, чьим олицетворением объявил солнечный диск.
Как полагают исследователи, целью этой реформы было ослабить египетское жречество, захватившее слишком много власти, а также обеспечить с помощью единого культа единство довольно разрозненного египетского населения. Поначалу Атон мирно соседствовал с культами прежних богов - он лишь был провозглашен верховным божеством, так же, как солнце стоит выше всего мира. Но со временем Атон был объявлен единственным богом: храмы прежних богов были закрыты, их статуи разрушены, жрецы разогнаны. Себя же фараон объявил воплощением Атона, бессмертным абсолютным божеством, ведающим жизнями подданных и судьбой всего мира.



В религиозных церемониях, которыми сопровождался культ фараона, Нефертити принимала самое непосредственное участие: она была первой жрицей бога-фараона, его верной спутницей и соратницей. Вместе с мужем она насаждала новую веру, искренне и страстно служила и новому культу, и собственному мужу. Нефертити стала живым воплощением солнечной силы, дарующей жизнь всему сущему: ей и ее статуям возносились молитвы и приносились жертвы. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - написано о ней на стене гробницы одного из вельмож ее супруга, - при звуке голоса ее ликуют». Другой текст называет ее «красавицей, прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений... преисполненной красотами».
По версии иноземного происхождения Нефертити, культ солнца-Атона в Египет принесла именно она: митаннийцы издревле поклонялись солнцу, и будто бы прекрасная царица смогла обратить в свою веру и супруга.


Михаил Потапов. "Эхнатон и Нефертити возносят молитву Атону (Богу Солнца)"

В честь бога Атона были изменены имена фараонской четы, их детей и приближенных: Аменхотеп берет себе имя Эхнатона (Их-не-Айти, «Полезный для Атона»), а Нефертити отныне именуется Нефер-Неферу-Атон - «Прекрасная красотой Атона», то есть «красотой подобная солнцу».
В трехстах километрах к северу от прежней столицы, прекрасных и пышных Фив, Эхнатон приказал построить новую - Ахет-Атон (Ах-Йати, «Заря Атона»), где были возведены роскошные храмы и дворцы. Самым распространенным сюжетом росписей и барельефов, украсивших стены новой столицы, были удивительно реалистичные для жестко регламентированного египетского искусства изображения фараона, его супруги и их детей: вот Нефертити сидит на коленях у мужа, вот они играют с детьми, вот она с дочерьми молится богу Атону - диску со множеством рук. Любовь фараона и его жены стала символом нового правления и залогом благоденствия для всей страны.



Однако годы шли, а Нефертити так и не смогла подарить мужу сына и наследника: одна за другой у нее родились шесть дочерей. Как полагают, это стало причиной охлаждения фараона к прежде обожаемой супруге. Все чаще рядом с именем фараона упоминается не Нефертити, а Кийа - прежде второстепенная царица, теперь же полноправная правительница, владычица сердца Эхнатона. До нас дошли даже стихи, которые фараон посвятил своей новой любви. Имя же Нефертити постепенно исчезло из обихода - скорее всего, опальная царица жила в одном из загородных дворцов, проводя дни в сожалениях о прошлом.
Однако есть и другая версия разлада между Нефертити и ее мужем: в последние годы Эхнатон, под влиянием матери и под давлением обстоятельств, уже не так ревностно служил новому культу, вернув жрецам прежних богов многие права.

Две дочери Нефертити и Эхнатона

Дочь Нефертити и Эхнатона Меритатон

Есть и третья, самая фантастическая версия: будто бы Эхнатон, отчаявшись дождаться от супруги наследника, но по-прежнему любя ее, взял себе новую жену - собственную дочь Меритатон, - а Нефертити сделал своим соправителем под мужским именем Сменхкара. Когда же Эхнатон скончался, Сменхкара правил Египтом единолично. Эта версия основывается на том, что у Нефертити и Сменх-кары одинаковые личные и тронные имена. Однако большинство ученых полагают, что Сменхкара был младшим братом Эхнатона или сыном от Кийи: он был женат на Меритатон и коронован еще при жизни Эхнатона, дабы избежать возможных споров о наследовании. Сменх-каре наследовал Тутанха-тон, сын Эхнатона и Кийи, женатый на его дочери от Нефертити по имени Анхесенпаатон. Он окончательно отошел от культа Атона и даже сменил свое имя, назвавшись Тутанхамоном, - при нем все великие преобразования Эхнатона были преданы забвению.
Новая столица Ахет-Атон пришла в упадок, и через некоторое время пески погребли ее под собой. Благодаря счастливой случайности, не позволившей грабителям обчистить его гробницу, ныне Тутанхамон - один из самых из вестных фараонов, хотя ничего великого он за свою жизнь не совершил.
Как считает большинство историков, Нефертити скончалась в Фивах незадолго до своего сорокалетия. Место ее захоронения неизвестно. В 2003 году английский археолог Джоан Флетчер высказала предположение, что мумия, известная под номером 61072, принадлежит Нефертити. С помощью компьютерных технологий экспертам удалось на основе рентгеновских снимков мумии воссоздать ее облик - и, к изумлению самих ученых, полученное лицо было удивительно похоже на бюст, найденный когда-то профессором Борхардом в мастерской Тутмеса. Хотя исследование Флетчер было подвергнуто суровой и местами справедливой критике, все равно хочется верить, что тело прекрасной царицы наконец было найдено.

Вот уже многие столетия, лицо этой женщины считается эталоном женской красоты, о которой сочиняют легенды, ведь оно изысканное и одухотворенное. В последнее время, начался настоящий бум возле образа Нефертити, так как женщины обращаются к пластическим хирургам с просьбами, скопировать им форму лица царицы. Женщины делают макияж, какой был у знаменитой египетской девы, ну а модельеры создают наряды, обувь и головные уборы, тоже напоминающие туалеты Нефертити.

Существует много версий происхождения египетской царицы, но в последнее время появилась еще одна, более свежая версия, согласно которой, она родилась в 1370 году, но не в Египте, как считалось ранее. Правда историки до сих пор не могут прийти к общему мнению, в какой стране и семье она появилась на свет.

Странно, но раньше не обращали внимания на имя царицы Египта, а ведь Нефертити, с египетского языка переводиться — пришедшая красавица , это дает основания предполагать, что она прибыла в Египет из другой страны. Значит, тайна ее происхождения может находиться в ее имени, да и разрез глаз Нефертити, говорит о ее, не египетском происхождении. Есть гипотеза, что отец будущей царицы был родом из Турции, а мать из Митании. Скорее всего, именно из Турции, в юном возрасте девочка была доставлена в страну пирамид, как подарок Аменхотепу третьему, и стала одно из многочисленных наложниц фараона. Женщины из гарема, должны были рожать детей фараону и заботиться о нем.

Однако судьба распорядилась по-своему, так как сразу после прибытия в Египет будущей царицы, старый Аменхотеп скончался, а по традиции того времени, все жены фараона должны были быть умерщвлены и погребены вместе со своим хозяином. В отличии от остальных, Нефертити повезло, ведь в нее влюбился сын покойного фараона – Аменхотеп четвертый. Именно он сделал смелый по тем временам шаг, оставил в живых наложницу отца своего, а со временем женился на ней. Понятно, что двигала им пламенная любовь к девушке, ведь недаром все свои указы он подписывал клятвой вечной любви к Богу и Нефертити.

Еще в юном возрасте, девушка наблюдала за своим супругом и училась у него вести государственные дела. Уже в двадцатилетнем возрасте, она была виртуозом в политических играх, к тому же, в умении убеждать оппонентов ей не было равных, в том далеком времени. Она, что хотела, то и делала, ее супруг не перечил ей, а потакал всегда и во всем. Нефертити убедила своего мужа отказаться от своей религии и принять богов ее земли, после чего Аменхотеп четвертый сменил свое имя и стал именоваться Эхнатон , что означает угодный Атону, то есть, ново провозглашенному Богу солнца. Фараон объявил свою супругу равной себе и приказал выполнять любой ее приказ, таким образом, Нефертити добилась того, чего хотела, а именно, стала настоящей царицей со всеми правами и властью.

По ее приказу была построена новая столица страны, разрушались древние храмы и начались гонения на приверженцев старой веры. Царица один раз в неделю выходила на балкон своего дворца, под которым собиралась толпа, произносила пламенными речи, а потом одаривала подданных, бросая золотые монеты на головы удивленных египтян, при этом, не забывая упоминать, что это дары ново провозглашенного, солнечного Бога Атона.

Однако в семейной жизни стали возникать проблемы, так как Нефертити родила своему мужу шесть дочерей, а ему нужен был наследник престола, поэтому Эхнатон взял себе другую, молодую жену, которая родила ему мальчика, будущего фараона Тутанхамона. Нефертити отвезли за город, где она жила ровно год, после чего тоскующий Эхнатон вернул ее в царские палаты, но жить вместе, им было суждено не долго. Изгнанные и притесненные религиозные жрецы объединились в группы, и подняли бунт. Фараон был схвачен, ему выкололи глаза, а затем казнили. Нефертити была главой государства еще несколько дней, после чего ее тоже убили взбесившиеся фанатики старой религии. Они не успокоились и после смерти Нефертити, сначала разворовали ее гробницу, а затем изуродовали тело и предали его забвению на тысячелетия.

А тайна происхождения, власти, и личной жизни царицы Нефертити, до сих пор остается не разгаданной.