Михаил иванович козловский. Козловский, михаил иванович Михаил иванович козловский

Козловский Михаил Иванович родился 26 октября 1753 года в семье военного музыканта. Рано обнаружившиеся у мальчика способности к рисованию побудили отдать его в 1763 году в Академию художеств. Здесь он был определен в культурный класс. Помимо лепки, которой Козловский серьезно занимался, большим и искренним увлечением был рисунок.


Императорская Академия художеств Высшее учебное заведение в области изобразительных искусств, существовавшее в Российской империи с 1757 года. «Академия трех знатнейших художеств», закрытое учреждение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры, была учреждена в Петербурге в 1757 по инициативе ученого М. В. Ломоносова и просветителя графа И. И. Шувалова. Именно Шувалов стал первым директором академии, пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников, а в 1758 подарил академии свою художественную коллекцию, которая положила начало библиотеке и музею. Учебные классы открылись в 1758, первый выпуск состоялся в Академия стала государственным учреждением, которое регламентировало художественную жизнь России, распределяло официальные заказы и присуждало академические звания. Академия получила самоуправление ее возглавлял Совет профессоров и президент. Среди выпускников Императорской академии художеств выдающиеся мастера изобразительных искусств: А. П. Лосенко, Ф. И. Шубин, В. И. Баженов, Ф. С. Рокотов, И. Е. Старов, А. А. Иванов, К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. И. Суриков, И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, И. П. Прокофьев, М. М. Антокольский, А. Н. Воронихин, Н. Л. Бенуа, И. А. Фомин, В. А. Щуко и др.


В 1772 году Козловскому была присуждена золотая медаль 1-й степени за программный барельеф «Князь Изяслав на поле брани» (гипс, Научно- исследовательский музей Академии художеств СССР). Скульптор обратился к теме из отечественной истории. Козловскому удалось создать динамическую сцену: позы героев полны экспрессии, жесты их преувеличенно патетичны.


«Князь Изяслав на поле брани» Академическая программа Козловского: «Изяслава Мстиславовича (внук Мономаха, сын Мстислава Владимировича, великий князь киевский, князь волынский. Изяслав - один из первых русских князей, который в летописи именуется «царём»), изъязвленного, хотели убить любимые его воины, не знавши, но он, сняв с себя шелом, показал им, что он их князь и полководец» (гипс, 1772, Русский музей), представляет собой горельеф, выполненный в эффектной живописной манере. Не является случайностью, что скульптор разработал в данном произведении тему из отечественной истории. Интерес к подобного рода сюжетам был характерен для раннего периода деятельности Академии.




В 1794 году Козловский удостоен звания академика, затем «в уважение к его дарованиям» был назначен профессором, а в 1797 году старшим профессором. Из его мастерской вышла целая плеяда молодых талантливых скульпторов: С. Пименов, И. Теребенев,В. Демут-Малиновский и другие.


Конец годов XVIII века период расцвета таланта скульптора. Темы героического звучания, полные высокого патриотического пафоса, в этот период привлекают художника. В 1797 году он высекает в мраморе статую «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ» (ГРМ).


Козловский обращается и к сюжетам гомеровского эпоса, римской истории. Большое место в его творчестве занимает работа над образом Александра Македонского. В статуе «Александр Македонский» скульптор запечатлел один из эпизодов воспитания воли будущим полководцем.


На гомеровскую тему создал ряд скульптурных и графических эскизов. Среди них наиболее удачна мраморная статуэтка «Аякс защищает тело Патрокла» (1796, ГРМ), тема которой мужская дружба передана в напряженном движении фигуры Аякса, в широком шаге, в энергичном повороте.




Другим выдающимся произведением Козловского, лучшим украшением Петергофских каскадов явился «Самсон»-центральная статуя скульптурного ансамбля, в создание которого внесли свой вклад лучшие русские ваятели Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин, Ф. Г. Гордеев и др.

Козловский Михаил Иванович является одним из крупнейших скульпторов русского классицизма, творчество которого проникнуто высокими идеями просветительства, яркой эмоциональностью и возвышенным гуманизмом. По мнению художественной критики начала XIX века, в каждом из его произведений «обнаруживается много воображения, чувства, оригинальный взгляд и мастерская рука автора».

Михаил Иванович Козловский - скульптор, из всех российских деятелей искусства проживший, пожалуй, самую короткую, но и самую блистательную жизнь. Особый интерес творца вызывали персонажи античных мифов и русской истории. Именно в них он находил идеалы, важные не только для его современников, но и для потомков.

Козловский Михаил Иванович: биография

Работа началась еще при жизни героя. В семидесятилетнем возрасте генералиссимус заставил весь мир рукоплескать беспримерному в истории героическому переходу русской армии через Альпы. В 63 битвах у русских не было ни одного поражения, 619 знамен неприятеля было захвачено победителями. Знаменитые итальянские походы увенчали российскую армию и полководческий талант Александра Суворова неувядаемой славой.

Задача скульптора Козловского заключалась в создании прижизненного триумфального монумента. Заказ обусловливал тему: не деяния долгой героической жизни великого полководца, не своеобразие его душевного облика, а лишь подвиги в итальянской кампании должны были найти отражение в статуе.

Портрет языком аллегории

И скульптор вновь обратился к языку аллегории. Легкая стройная фигура на круглом постаменте - юный мужественный воин в доспехах, исполненный силы и стремительного движения вперед. Это образ римского бога войны Марса. Жест правой руки, держащей обнаженный меч, являет необыкновенную решимость. Энергично отброшен за спину плащ. Красивое мужественное лицо, гордо вскинутая голова, непреклонная уверенность и всепобеждающая воля, мастерски переданные в фигуре - таков идеализированный образ созданного скульптором бога войны.

Своим щитом воин прикрывает установленный позади него жертвенник, на котором находятся Сардинская и Неаполитанская короны, а также папская тиара. Символический смысл данного образа таков: русское оружие под руководством Суворова защитило в итальянской кампании интересы трех представленных государств.

На боковых гранях жертвенника расположены женские фигуры, символизирующие лучшие из человеческих добродетелей: надежду, веру и любовь.

На лицевой стороне постамента присутствует изображение скрещенных лавровой и пальмовой ветвей - символ содружества гениев войны и мира.

Щит героя опирается на трофеи войны - ядра, пушки, знамена. Ограда вокруг памятника представляет собой соединенные цепями взрывающиеся бомбы.

Иносказательный смысл следует искать во всех деталях статуи. И надпись на постаменте: «Князь Италийский, граф Суворов Рымникский» говорит о том, кому предназначен памятник.

Высокая внутренняя правда

В работе Козловского лишь отдаленно заметно портретное сходство созданного им иносказательного идеализированного образа с любимым народным героем.

В удлиненных пропорциях лица, глубоко посаженных глазах, крупном носе и характерном разрезе старческого, слегка запавшего рта бронзового бога войны современники узнавали черты великого полководца.

Сходство размыто и весьма отдаленно, внешняя портретная точность явно не была приоритетом создателя скульптуры. Пожертвовав портретной достоверностью, он передал непоколебимую волю и всепобеждающую энергию Суворова. Козловский языком аллегории - через уподобление богу войны - идеализировал и героизировал образ великого русского полководца на века. И в этом - высокая внутренняя правда его работы.

Михаил Иванович Козловский - русский скульптор. Михаил Иванович Козловский родился 6 ноября 1753 года в Петербурге. Учился в Петербургской Академии Художеств (1764-1773) у Жилле и Лосенко, был пенсионером Академии Художеств - в Риме (1774-1779) и Париже (1779-1780), где работал также в 1788-1790 годах. С 1794 года академик и профессор петербургской Академии Художеств.
Козловский - один из крупнейших скульпторов русского классицизма; творчество его проникнуто идеями просветительства, возвышенным гуманизмом и яркой эмоциональностью. Испытав вначале влияние стиля барокко, Козловский уже в ранних работах (рельефы для Мраморного дворца в Петербурге, мрамор, 1787; "Бдение Александра Македонского", мрамор, 1780-е годы, Русский музей, Ленинград) проявил стремление к строгой пластичности произведений, уравновешенности композиции, интерес к гражданской исторической тематике. В статуе "Поликрат" (гипс, 1790, Русский музей), полной трагического пафоса, вновь ощущаются динамика и сложность силуэта, напоминающие скульптуру барокко. В последующие годы Козловский создает пластически тонкие, полные нежного изящества образы прекрасных и гармоничных людей в пасторально-идиллических статуях ("Спящий Амур", мрамор, 1792, Русский музей). Одновременно его увлекают темы подвига, образы героев национальной истории ("Яков Долгорукий, разрывающий царский указ", мрамор, 1797, Третьяковская галерея), он создаёт идеальные аллегорические воплощения воинской славы России ("Геркулес на коне", бронза, 1799, Русский музей). Аллегорией победы Петра I над Швецией была полная мощного напряжения статуя для Большого каскада в Петродворце "Самсон, раздирающий пасть льва" (золочёная бронза, 1800-1802; похищена фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, воссоздана в 1947 году скульптором В. Л. Симоновым). Важнейшее произведение Козловского - памятник Суворову (бронза, 1799-1801, ныне на Суворовской площади в Ленинграде) - фигура юного воина, отличающаяся ясностью пластической формы, строгой выразительностью движения, силуэта, ритма, ощущением спокойной уверенности. Козловский был замечательным мастером рисунка, обращавшимся к историческим и жанровым темам. Умер Михаил Иванович Козловский 30 сентября 1802 года в Петербурге.
Самсон, раздирающий пасть льва. 1800-1802 года

Бдение Александра Македонского, вторая половина 1780-х годов. Русский музей

Памятник Суворову, 1799-1801 года

Аполлон, около 1789 год

КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

Козловский Михаил Иванович - один из лучших русских скульпторов. Учился в Академии Художеств, у Жилле. С 1794 года преподавал скульптуру в академии. Умер в 1802 году. Из его произведений, в сильной степени отзывающихся направлением французской скульптуры конца XVIII века, наиболее известны: монумент Суворову в Петрограде, колоссальная статуя "Самсон, раздирающий пасть льву", украшающая главный петергофский фонтан, мраморные статуи: "Сидящая девочка" (в Зимнем дворце), "Гименей", исполненный по случаю бракосочетания цесаревича Константина Павловича (в Зимнем дворце), мужская фигура для изучения человеческой анатомии (ecorche) и барельефы: "Возвращение Регула в Карфаген" и "Камилл, избавляющий Рим от галлов" (оба в Мраморном дворце, в Петрограде). В музее Александра III - "Поликрат", "Меркурий и Нимфа", "Избиение младенцев", "Амур", "Аполлон".

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Михаил Иванович , русский скульптор. Сын флотского трубача. Учился в петербургской АХ (1764-73) у Н. …
  • КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
    (1753-1802) российский скульптор и рисовальщик. Представитель классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью (статуя для каскада в …
  • КОЗЛОВСКИЙ, МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
    один из лучших русских скульпторов, получил воспитание в спб. академии художеств, в которой его ближайшим наставником был профессор Жилле. По …
  • КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в Современном энциклопедическом словаре:
  • КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словарике:
    (1753 - 1802), российский скульптор, представитель классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью образов (статуя для каскада …
  • КОЗЛОВСКИЙ, МИХАИЛ ИВАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? один из лучших русских скульпторов, получил воспитание в спб. академии художеств, в которой его ближайшим наставником был профессор Жилле. …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    397494, Воронежской, …
  • МИХАИЛ в Словаре значений Цыганских имен:
    , Михаэль, Мигель, Михель (заимств., муж.) - «кто как Бог» …
  • МИХАИЛ
    (кто, как Бог) АРХАНГЕЛ имя которого встречается три раза в кн. Даниила, однажды - в послании ап. Иуды и один …
  • МИХАИЛ в Библейской энциклопедии Никифора:
    Чис 13:14 - отец Сефура, одного из 12-ти соглядатаев земли Ханаанской. 1Пар 5:13 - один из кол. Гадова, живший в …
  • КОЗЛОВСКИЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Мечислав Юльевич (1876-1927). Член РСДРП с 1900 г. Деятель польского и русского революционного движения. После Февральской революции - член Исполкома …
  • МИХАИЛ в Краткой биографической энциклопедии:
    Михаил - митрополит Киевский. Упоминается впервые в "Степенной книге" и Никоновской летописи. По словам надписи на его раке пришел в …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • МИХАИЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ум. 992) митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • МИХАИЛ СЛЕЗКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    южно-русский деятель книгопечатания, родом белорус, с 1633 г. поселился в Львове и стал заведовать ставропигиальной братской типографией, затем открыл собственную …
  • МИХАИЛ МОНАСТЫРЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире Андрей Иванович Монастырев; 1815—1846) — воспитанник Орловской семинарии и Киевской акд., постригся в 1841 г. и получил …
  • МИХАИЛ ЛУЗИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Михаил (в мире Матвей Иванович Лузин; 1830—1887) — богослов. Учился в Нижегородской семинарии и Московской духовной акд., где и …
  • МИХАИЛ КОПЫСТЕНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    с 1591 г. епископ Перемышльский и Самборский, поборник православия, родом из знатной дворянской фамилии (герба Лелива). Когда уния была утверждена …
  • МИХАИЛ КОЗАЧИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире — Мануил Иванович Козачинский) — воспитанник Киевской акд. Много путешествовал по славянским землям и Германии, заводил училища …
  • МИХАИЛ ДЕСНИЦКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире Матвей Десницкий) — сын пономаря, род. в 1762 г. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической …
  • МИХАИЛ ГРИБАНОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    епископ Прилукский (с 1894 г.); образование получил в С.-Петербургской духовной акд. (1884 г.). Оставленный при акд., М., после защиты диссертации …
  • МИХАИЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил Ярославич - вел. князь тверской. Родился в 1271 г., стол занялоколо 1285 г.; в 1286 г. успешно преследовал литовцев, …
  • МИХАИЛ
    МИХА́ИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271-1318), князь тверской с 1285, вел. князь владимирский в 1305-17. Боролся с вел. князем московским Юрием Даниловичем за …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ЯРОСЛАВИЧ Хоробрит (?-1248), князь московский с 1247, вел. князь владимирский (1248), брат Александра …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ШИШМАН (?-1330), болг. царь с 1323. В 1324 вступил в брак с внучкой визант. имп. Андроника II; заключил воен. …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ФЁДОРОВИЧ (1596-1645), царь с 1613, первый царь из династии Романовых. Сын Ф.Н. Романова (см. Филарет) и К.И. Шестовой …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ПСЕЛЛ (до пострижения в монахи - Константин) (1018 - ок. 1078 или ок. 1096), визант. полит. деятель, писатель, учёный, …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ПАВЛОВИЧ (1798-1849), вел. князь, мл. брат имп. Александра I и Николая I. С 1819 ген.-фельдцейхмейстер, с 1825 ген.-инспектор по …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ОБРЕНОВИЧ III (1823-68), серб. князь в 1839-42 и с 1860, из династии Обреновичей. Продолжал абсолютистскую политику своего отца Милоша …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ НИКОЛАЕВИЧ (1832-1909), вел. князь, четвёртый сын имп. Николая I, ген.- фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С 1852 …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ КИРУЛАРИЙ (ок. 1000-58), патриарх Константинопольский с 1043. Отстаивал независимость визант. церкви от императорской власти, от папства. Конфликт в 1054 …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (1179-1246), князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. неск. раз был князем в Новгороде. С 1238 вел. князь …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ БОРИСОВИЧ (1453 - ок. 1505), последний вел. князь тверской (1461-85). Участвовал в походах Ивана III на Новгород и в …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1878-1918), вел. князь, брат имп. Николая II, ген.-лейт. (1916). В 1898-1912 на воен. службе. В 1-ю мир. войну …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-99), вел. князь тверской с 1368. Вёл безуспешную борьбу с моск. кн. Дмитрием за вел. княжение владимирское, получал …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ VIII (1224-82), никейский император с 1259 (соправитель имп. Иоанна IV до 1261), с 1261, после отвоевания у Лат. империи …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЗЛ́ОВСКИЙ Сер. Вас. (1885-1962), художник кино, нар. худ. РСФСР (1944). Оформил ф.: "Поликушка" (1919), "Мать" (1926), "Конец Санкт-Петербурга" (1927), "Окраина" …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЗЛ́ОВСКИЙ Осип (Иосиф, Юзеф) Ант. (1757-1831), композитор. По происхождению поляк. С 1791 в С.-Петербурге. Автор романсов ("российских песен"), полонезов (в …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЗЛ́ОВСКИЙ Мих. Ив. (1753-1802), скульптор и рисовальщик. Предст. рус. классицизма. Творчество К. проникнуто просветит. идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЗЛ́ОВСКИЙ Ив. Сем. (1900-93), певец (лирич. тенор), нар. арт. СССР (1940), Герой Соц. Труда (1980). В 1926-54 в Большом т-ре …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОЗЛ́ОВСКИЙ Ал. Фёд. (1905-77), композитор и дирижёр, нар. арт. Узб. ССР (1955). Ученик Н.Я. Мясковского. В 1949-63 гл. дирижёр и …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • МИХАИЛ в Словаре Кольера:
    (евр. Михаэль, "Кто как Бог?"), архангел, упоминаемый и в Ветхом, и в Новом Завете. В Книге Даниила он упоминается несколько …
  • МИХАИЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • МИХАИЛ в словаре Синонимов русского языка.
  • МИХАИЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Михаил, (Михайлович, …
  • МИХАИЛ
    (ум. 992), митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 …
  • КОЗЛОВСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Алексей Федорович (1905-77) , композитор и дирижер, народный артист Узбекистана (1955). В 1949-63 главный дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра …

Скульптор, график.

Родился в семье военного музыканта - «галерного флота трубачевского мастера». В 1764 поступил в Воспитательное училище ИАХ, затем учился в «скульптурно-статуйном» классе у Н.-Ф. Жилле. Неоднократно награждался малыми и большими серебряными медалями за рисунки и лепку с натуры. В 1770 выполнил по программе барельеф «Владимир и Рогнеда», за который получил малую золотую медаль. В 1772 за работы «Кирилл философ греческий и князь Владимир» и «Изяслав Мстиславович на поле боя» удостоен еще одной малой золотой медали. В 1773 за программу барельеф «Свидание Святослава с матерью и детьми по возвращении с Дуная» награжден большой золотой медалью, выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника и правом пенсионерской поездки за границу.

В том же году отправился в Рим, где прожил по 1779. Изучал коллекции Ватикана, палаццо Фарнезе, Спада, Боргезе. Выполнил множество копий и зарисовок с античных скульптур, а также произведений мастеров Возрождения, в особенности Микеланджело. Посещал натурные классы Французской Академии художеств в Риме, где пользовался советами Ж.-М. Вьена.

В 1779 переехал во Францию. В 1780 избран почетным академиком Академии живописи, скульптуры и архитектуры в Марселе. В том же году возвратился в Петербург. В 1782 представил в Совет ИАХ выполненную в период пенсионерства гипсовую скульптуру «Юпитер с Ганимедом», за которую был признан «назначенным» в академики. В 1780-х по приглашению А. Ринальди работал над декоративным оформлением Мраморного дворца в Петербурге, а также по заказу Дж. Кваренги создал рельефы для «Храма Дружбы» в Царском Селе. В 1784–1785 изваял большую мраморную статую Екатерины II в образе Минервы.

В 1788 для совершенствования мастерства снова уехал в Париж, посещал натурный класс Королевской Академии живописи и скульптуры. Помимо прочего, по поручению ИАХ осуществлял надзор за находящимися в Париже русскими пенсионерами. В 1790 возвратился в Россию. В 1794 избран академиком, сразу вслед за этим «в уважение дарования» удостоен звания профессора. В 1795 стал членом Совета ИАХ. С того же года преподавал в скульптурном классе Академии, среди его учеников - С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. В 1799 назначен старшим профессором.

В 1799–1800 работал над памятником А. В. Суворову в Петербурге. Участвовал в оформлении Большого каскада фонтанов в Петергофе, для которого выполнил центральную статую «Самсон, раздирающий пасть льва».

Занимался мемориальной скульптурой, создал надгробные памятники П. И. Мелиссино (1800), С. А. Строгановой (1802) для Лазаревского кладбища Александро-Невской лавры.

В 1953 в Государственном Русском музее была организована выставка произведений мастера.

Козловский - выдающийся русский скульптор раннего и зрелого классицизма. В его творчестве нашли воплощение характерные для этого времени идеалы просвещения, гражданского долга и доблести. В качестве тем для своих произведений, как правило, выбирал сюжеты из истории республиканского Рима и античной Греции.

Козловский опирался не только на традиции античного искусства, в индивидуальной манере скульптора ощутимы барочные черты, что выразилось в динамичных композициях с острыми ракурсами и движением (особенно ярко это проявилось в рисунках). Для раскрытия замысла часто прибегал к языку аллегории. Обращался к самым различным материалам - мрамору, бронзе, терракоте. Был одним из лучших рисовальщиков своего времени. Занимался офортом.

Известны поздние отливки некоторых произведений скульптора, выполненные в начале ХХ века по решению Совета ИАХ.

Произведения Козловского находятся в крупнейших музейных собраниях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Павловском дворце-музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.