Пьер Безухов: характеристика персонажа. Жизненный путь, путь исканий Пьера Безухова

В романе-эпопее JI. Н. Толстого « Война и мир » Пьер Безухов является одним из главных и любимых героев автора. Пьер - человек ищущий, неспособный остановиться, успокоиться, забыть о необходимости нравственного «стержня» бытия. Его душа открыта для всего мира, отзывчива на все впечатления окружающего бытия. Он не может жить, не решая для себя главных вопросов о смысле жизни, о цели человеческого существования. И ему свойственны драматические заблуждения, противоречивость характера. Образ Пьера Безухова по-особому близок Толстому: внутренние мотивы поведения героя, своеобразие его личности во многом автобиографичны.

При первом знакомстве с Пьером мы видим, что он очень податлив, мягок, склонен к сомнениям, застенчив. Толстой не раз подчеркивает, «Пьер был несколько больше других мужчин», «большие ноги», «неуклюж», «толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками». Но при этом душа у него тонкая, нежная, как у ребенка.

Перед нами человек своей эпохи, живущий ее духовным настроем, ее интересами, ищущий ответа на конкретные вопросы русской жизни начала века. Безухов ищет дело, которому можно было бы посвятить свою жизнь, не хочет и не может удовлетвориться светскими ценностями или стать «лучшим человеком».

ОПьере сказано, что у него с улыбкой «исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое - детское, доброе...» О нем Болконский говорит, что Пьер единственный «живой человек среди всего нашего света».

Побочный сын крупного вельможи, унаследовавший титул графа и огромное состояние, Пьер тем не менее оказывается в свете по-особому чужим человеком.Ю одной стороны, он, безусловно, принят в свете, а с другой - уважение к Безухову основано не на приверженности графа «общим для всех» ценностям, а на «свойствах» его имущественного положения.,Искренность, открытость души выделяют Пьера в светском обществе, противопоставляют миру ритуала, лицемерия, двойственности. Открытость поведения и независимость мысли выделяют его среди посетителей салона Шерер. В гостиной Пьер все время ждет случая, чтобы ворваться в разговор. Анна Павловна, «караулившая» его, несколько раз успевает его остановить.

Первый этап внутреннего развития Безухова, изображенный в романе, охватывает жизнь Пьера до женитьбы на Курагиной. Не видя своего места в жизни, не зная, куда девать огромные силы, Пьер ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина. Открытый добрый человек, Безухов часто оказывается беззащитным перед умелой игрой окружающих. Он не может правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Разгул и чтение духовных книг, доброта и невольная жестокость характеризуют в это время жизнь графа. Он понимает, что такая жизнь не для него, но у него не хватает сил вырваться из привычного круговорота. Как и Андрей Болконский, Пьер свое нравственное развитие начинает с заблуждения - обожествления Наполеона. Действия императора Безухов оправдывает государственной необходимостью. Но при этом герой романа не стремится к практической деятельности, отрицает войну.

Женитьба на Элен успокоила Пьера. Безухов долго не понимает, что стал игрушкой в руках Курагиных. Тем сильнее становится его чувство горечи, оскорбленного достоинства, когда судьба раскрывает Пьеру обман. Время, прожитое в спокойном сознании своего счастья, оказывается иллюзией. Но Пьер принадлежит к числу тех редких людей, для которых нравственная чистота, понимание смысла своего существования жизненно необходимы.

Второй этап внутреннего развития Пьера - события после разрыва с женой и дуэли с Долоховым. С ужасом осознав, что он оказался способен «покуситься» на жизнь другого человека, он пытается найти источник своего падения, ту нравственную опору, которая даст ему возможность «возвращения» человечности.

Поиски правды и смысла жизни приводят Безухова в масонскую ложу. Принципы масонов кажутся Безухову «системой правил).ной жизни ». Пьеру кажется, что в масонстве он на шел воплощение своих идеалов. Он проникается страстным желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства ». Но и здесь его ждет разочарование. Пьер пытается освободить своих крестьян, учредить больницы, приюты, школы, но все это не приближает его к атмосфере братской любви, проповедуемой масонами, а лишь создает иллюзию собственного нравственного роста.

Нашествие Наполеона в высшей степени обострило национальное сознание графа. Он почувствовал себя частичкой единого целого - народа. «Солдатом быть, просто солдатом», - с восторгом думает Пьер. Но «просто солдатом» герой романа стать тем не менее не хочет. Решив «казнить» французского императора, Безухов, по мнению Толстого, становится таким же «безумцем», каким был князь Андрей при Аустерлице, намереваясь в одиночку спасти армию. Поле Бородина открыло Пьеру новый, незнакомый ему мир простых, естественных людей, но прежние иллюзии не дают графу принять этот мир как конечную истину. Он так и не понял, что историю творят не одиночки, а народ.

Плен, сцена расстрела изменили сознание Пьера. Он, всю жизнь искавший в людях прежде всего доброту, увидел равнодушие к человеческой жизни, «механическое» уничтожение «виновных». Мир превратился для него в бессмысленную груду осколков. Встреча с Каратаевым открыла Пьеру ту сторону народного сознания, которая требует смирения перед волей Бога. Пьер, считавший, что истина «находится» у людей, потрясен той мудростью, которая свидетельствует о недоступности истины без помощи свыше. Но победило в Пьере иное - стремление к земному счастью. И тогда стала возможной его новая встреча с Наташей Ростовой. Женившись на Наташе, Пьер впервые чувствует себя подлинно счастливым человеком.

Женитьба на Наташе и увлечение радикальными идеями - главные события этого периода. Пьер считает, что общество можно изменить усилиями нескольких тысяч честных людей. Но декабризм становится новым заблуждением Безухова, близким по смыслу попытке Болконского включиться в изменение русской жизни «сверху». Не гений, не «орден» декабристов, а нравственные усилия всей нации - путь к реальному изменению русского общества. По замыслу Толстого, герой романа должен был быть сосланным в Сибирь. И только после этого, пережив крушение «ложных надежд», Безухов придет к окончательному пониманию подлинных законов реальности...

Толстой показывает изменение характера Пьера во времени. Мы видим двадцатилетнего Пьера в салоне Анны Шерер в начале эпопеи и тридцатилетнего Пьера в эпилоге романа. Он показывает как неопытный юноша стал зрелым человеком с огромным будущим. Пьер ошибался в людях, покорялся своим страстям, совершал неразумные поступки - и все время думал. Он все время был недоволен собой и пересматривал себя.

Люди со слабым характером часто склонны объяснять все свои поступки обстоятельствами. А вот Пьер - в самых трудных, мучительных обстоятельствах плена - имел силы совершать огромную духовную работу, и она принесла ему то самое чувство внутренней свободы, которое он не мог обрести, когда был богат, владел домами и поместьями.

Поиски смысла жизни Андреем Болконским и Пьером Безуховым

Жизнь скушна без нравственной цели…

Ф. Достоевский

Толстой был глубоко убежден в том, что человек способен меняться на протяжении всей своей жизни, Меньше всего писатель стремился уберечь своих героев от трудностей и заблуждений. На примере Андрея Болонского и Пьера Безухова автор показывает эволюцию духовного мира человека, поиски новых, истинно человеческих отношений. Толстой не рисует всех этапов развития этих героев. Мы знакомимся с ними, когда они уже, в известной степени, сложившиеся личности, которые ощущают внутренний разлад со своей социальной средой. Наметившееся неудовлетворение собой и окружающей действительностью - отправной пункт сложных социальных и философских исканий героев.

Реальная сущность исканий Болконского и Безухова состоит в проверке ценностей людей их века и человечества в целом. Толстой ведет своих героев через ряд увлечений тем, что представляется им наиболее интересным и значительным в жизни общества. Эти увлечения нередко приносят горькие разочарования, а значительное оказывается ничтожным. Лишь в результате столкновений с миром, в результате освобождений от иллюзий Андрей Болконский и Пьер Безухов постепенно открывают в жизни то, что с их точки зрения является несомненным, подлинным.

Человек больших интеллектуальных запросов, тонкого аналитического ума, Андрей Болконский чувствует пошлость и призрачность жизни людей его среды. Неприятие мелочного существования света порождает в Болконском жажду настоящей деятельности. Он полагает, что участие в военных походах поможет ему. Андрей мечтает о личном подвиге, который бы прославил его. Его привлекает тот поразительный пример необыкновенного взлета от полной неизвестности к широкой славе, с которого началась блестящая карьера Наполеона. Болконский мечтает о своем «Тулоне», поэтому он и отправляется на войну 1805–1807 годов.

Во время Шенграбенского сражения князь Андрей не только наблюдает за ходом событий, он активно участвует в них, проявляя замечательную храбрость. Но все, что пришлось ему сделать за это время, не было, в его, «Тулоном». И эта мысль неотступно преледует Болконского. Чувство горечи и сомнений вызывает у него и отношение высших командиров к подвигу Тушина. Геройские действия батареи Тушина, оказавшие большое влияние на весь ход сражения, были прото не замечены, а сам он подвергся несправедливым нападкам. Князю Андрею грустно и тяжело от этого. Все было так странно, так не похоже на то, на что он надеялся.

Накануне Аустерлицкого сражения Болконский вновь мечтает о славе: «Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую». Слава и торжество над людьми для Болконского в этот момент неразделимы. Черты наполеоновского индиидуализма ясно выступают в стремлениях князя Анрея. Но, совершив подвиг, он переживает трагедию Аустерлица. Он убеждается в мелочности своих честолюбивых целей. Весь ход сражения разрушил прежние представления Болконского о героях и подвигах. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, он переживает душевный кризис. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? - думает он. - И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Рассеялась вера Андрея в могущество и величие его кумира: «...так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы...» Отказ от честолюбивых стремлений, от желания поставить себя над людьми - важный этап в духовной эволюции князя Андрея.

Под влиянием всего испытанного им на войне князь Андрей впадает в мрачное, угнетенное состояние, переживает тяжелый душевный кризис. В беседе с Пьером в Богучарове он развивает перед другом теорию жизни, совершенно ему несвойственную. «Жить для себя... - вот вся моя мудрость теперь», - говорит он Пьеру. Друзья спорят о добре и зле, о смысле жизни. Пьер не верит Андрею. Он уверен, что у его друга - другое предназначение, что он может быть полезным людям.

Значительным моментом в пробуждении князя Андрея явилась его поездка в Отрадное и первая встреча с Наташей Ростовой. «Нет, жизнь не кончена в 31 год», - решает князь Андрей. Причину этого вновь возникшего интереса к окружающему миру составляет сознание неразрывной связи между отдельной личностью и всеми остальными людьми, стремление Болконского к тому, чтобы его жизнь отражалась в жизни других людей, была необходимой для всех. Именно тогда возникает и его жажда активной деятельности, которая теперь понимается им иначе, чем в пору мечтаний о своем «Тулоне». Сейчас Болконский испытывает потребность в деле, которое может принести пользу. Поэтому его привлекает сфера государственных интересов. Князь Андрей едет в Петербург и поступает на службу в комиссию Сперанского. Этот видный государственный деятель вначале производит на него большое впечатление, но затем князь почувствовал в нем фальшь. И рассеялась иллюзия Болконского о возможности его плодотворной деятельности в среде бюрократов. Он снова переживает разочарование.

Опасность, нависшая над страной, преобразила князя Андрея и наполнила его жизнь новым смыслом, Дальнейший путь этого главного героя - путь постепенного сближения его с народом. Во время Отечественно войны князь Андрей получает в командование полк. «В полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Таким образом, в душевном обновлении Болконского главную роль сыграли простые русские солдаты.

Тяжелое ранение, полученное на Бородинском поле, обрывает деятельность князя Андрея. Он подводит итог своему жизненному пути. Ему страстно хочется жить. Андрей Болконский приходит к мысли об огромной, всепрощающей любви к людям, которую он испытал бы, если бы остался жив. Перед смертью он прощает Наташу и говорит, что любит ее.

Духовный облик князя Андрея и вся его деятельность дают право предположить, что, если бы он остался жив, искания привели бы его в стан декабристов.

Большие человеческие стремления и поиск нравственных идеалов глубоко раскрываются и в жизненной истории Пьера Безухова. Он отличается от людей аристократического круга независимостью своих взглядов. После встречи у Анны Павловны Шерер Пьер обращается с просьбой к Андрею Болконскому посоветовать, как ему жить и что делать, и тот отвечает: «Выбери все, что хочешь. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь». Но именно с Курагиными обстоятельства соединяют Пьера, под их влияние он попадает надолго. И если заблуждения Андрея Болконского были связаны с жаждой славы, власти над людьми, то источником внутренних терзаний Пьера являются его увлеченность наслаждениями, власть над ним чувственных порывов.

Поиски высокого назначения человека, смысла жизни, которыми постоянно занят Пьер, несмотря на свои светские «заботы», сближают его с масонами, в которых он увидел обладателей истинной мудрости. Вступая в масонскую ложу, Пьер ищет духовного и нравственного обновления, надеется, что именно здесь он «найдет возрождение к новой жизни». Стремление к личному совершенствованию Безухов не отделяет от исправления рода человеческого. Так, например, под влиянием масонских идей Пьер решает освободить принадлежащих ему крестьян от крепостной зависимости. Отличающийся доверчивостью, Пьер не видит всей сложности жизненных отношений. Намереваясь совершить доброе дело, он легко дает себя обмануть. Выдуманные сообщения управляющих имениями о процветании деревень Пьер воспринимает как свидетельство коренного улучшения жизни крестьян.

Однако за торжественными высказываниями о равенстве и братстве людей Пьер разглядел довольно прозаические стремления видных представителей масонской ложи к обогащению. Он ощутил невозможность масонов оказать значительное влияние на общество. Разочарование Пьера в масонстве, в мистической философии и филантропической деятельности побуждают его понять то, что он находится в замкнутом круге вызывающих его внутреннее сопротивление жизненных связей и общественных отношений.

Если и раньше Безухов ощущал изъяны окружающего мира, то после разочарования в масонстве он ясно видит, какой большой силой обладает зло, столь распространенное в жизни. Это вызывает у него, как и у Болконского, желание уйти от общественных проблем в область личных интересов, тех чувств, которые пробудила в нем Наташа Ростова.

Крутой перелом во взглядах Пьера, как и у многих других героев романа, происходит во время Отечественной войны 1812 года, события которой позволяют Безухову выйти из духовного кризиса. Дальнейший путь Пьера, как и Андрея, - это путь сближения с народом. Патриотические чувства приводят его на Бородинское поле, где солдаты называют его «наш барин». Настоящее сближение с простым народом начинается в плену, когда он знакомится с Платоном Каратаевым. Раньше Пьер, углубленный в свой внутренний мир, мало интересовался окружающей его действительностью. Теперь он присматривается к людям, критически начинает анализировать окружающую жизнь.

В эпилоге Толстой показывает Пьера одним из деятелей тайного политического общества, Пьер резко критикует власть: «В судах воровство, в армии пала; шагистика, поселения мучат народ; просвещение губят». Цель жизни для Пьера теперь ясна: бороться против общественного зла.

Главное, что объединяет любимых героев Толстого, это нежелание мириться с несправедливостями жизни. Они люди думающие и ищущие. Они оба не раз заблуждались и пережили немало жизненных разочарований, но эти герои интересны для автора и для читателей тем, что они стремятся к поискам подлинных жизненных ценностей.

В начале романа читатель видит Пьера Безухова слегка рассеянным, но любопытным и жаждущим новых впечатлений молодым человеком. Он жадно впитывает в себя разговоры о Наполеоне, стремится высказать свою точку зрения. Двадцатилетний Пьер полон жизни, ему все интересно, поэтому хозяйка салона Анна Павловна Шерер боится его, и страх ее относится к «умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной». Впервые попав в высшее общество, Пьер ищет интересных бесед, не задумываясь о том, что естественность и собственное мнение «не принято» показывать среди этих людей.

Непосредственность, честность и доброта Пьера располагают к нему с первых же страниц романа. По сути, поиск смысла жизни Пьером Безуховым в романе Толстого «Война и мир» – иллюстрация преобразований, происходящих в то время в умах передовых людей России, которые привели в результате к декабрьским событиям 1825 года.

Поиски смысла жизни Пьером Безуховым

Нравственные искания для духовного человека – это поиски ориентиров на понимание того, как жить согласно его собственным принципам. Осознание того что верно, а что нет, меняются у человека в зависимости от многих факторов: от возраста, от окружения, от жизненных обстоятельств. То, что при определенных ситуациях кажется единственно правильным, в других оказывается абсолютно неприемлемым.

Так, юный Пьер, находясь рядом с князем Андреем Болконским признает, что кутежи и гусарство – действительно не то, что нужно Пьеру. Но, как только он выходит от князя, как очарование ночи и восторженное настроение берут свое над увещеваниями старшего товарища. Толстой очень точно и живо передал те внутренние разговоры, которые происходят с молодыми людьми, когда они следуют принципу: «Когда нельзя, но очень хочется, то можно».

«Хорошо бы было поехать к Курагину», - подумал он. Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина.

Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова - такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили Пьеру. Он поехал к Курагину».

Чем старше становится Пьер, тем явственнее проступает его истинное отношение к жизни, к людям.

Он даже не задумывается о том, что происходит в его окружении, ему в голову не приходит принимать участие в жарких «боях» за наследство. Пьер Безухов занят главным для себя вопросом: «Как жить?».

Получив наследство и титул, он становится завидным женихом. Но, как прозорливо писала о Пьере княжна Марья в письме своей подруге Жюли: «Я не могу разделять вашего мнения о Пьере, которого знала еще ребенком. Мне казалось, что у него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях. Что касается до его наследства и до роли, которую играл в этом князь Василий, то это очень печально для обоих. Ах, милый друг, слова нашего божественного спасителя, что легче верблюду пройти в игольное ухо, чем богатому войти в царствие божие, - эти слова страшно справедливы! Я жалею князя Василия и еще более Пьера. Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, - через сколько искушений надо будет пройти ему!»

Пьер, теперь уже граф Безухов, действительно не устоял перед искушением и выбрал в жены хоть и красивую, но глупую и подлую Элен Курагину, которая изменяла ему с Долоховым. Став богатым, и женившись на красивейшей женщине, Пьер вовсе не становится счастливее, чем был до этого.

Вызвав на дуэль Долохова и ранив его, Пьер не испытывает торжества над победителем, он стыдится того, что произошло, он ищет собственную вину во всех своих бедах и ошибках. «Но в чем же я виноват? - спрашивал он. - В том, что ты женился, не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее»

Думающий человек ошибаясь, и осознавая свои ошибки, воспитывает себя. Таков и Пьер – он все время задает себе вопросы, создавая и формируя свое мировоззрение. В поисках ответов на главные для него вопросы он едет в Петербург.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «Умрешь - все кончится. Умрешь и все узнаешь - или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно».

Встреча с масоном Баздеевым была очередным и очень важным этапом в жизни Пьера. Он впитывает идеи внутреннего очищения, призывы к духовной работе над собой, и, словно заново родившись, находит для себя новый смысл жизни, новую истину.

«В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство».

Воодушевленный, Пьер хочет отпустить своих крестьян на волю, пытается внедрить реформы в своих имениях: облегчить труд женщин с детьми, уничтожить телесные наказания, учредить больницы и школы. И ему кажется, что все это у него получилось. Ведь благодарят же его женщины с детьми, которых он освободил от тяжелых работ, и хорошо одетые крестьяне приходят к нему с благодарственной депутацией.

Как раз после этой поездки, радостный от того, что делает добро людям, Пьер приезжает к князю Болконскому.

Пьер Безухов и Андрей Болконский

Встреча с «нахмуренным и постаревшим» князем Андреем хоть и удивила Пьера, но не остудила его пыла. «Ему совестно было высказывать все свои новые, масонские мысли, в особенности подновленные и возбужденные в нем его последним путешествием. Он сдерживал себя, боялся быть наивным; вместе с тем ему неудержимо хотелось поскорей показать своему другу, что он был теперь совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге».

С поиска смысла жизни Пьером Безуховым и Андреем Болконским начинается роман Толстого, и этот поиск происходит на протяжении всего повествования. Эти два человека словно дополняют друг друга – восторженный и увлекающийся Пьер и серьезный и практичный князь Андрей. Каждый из них проходит свой путь, полный взлетов и падений, радостей и разочарований, но их объединяет то, что оба они хотят приносить пользу людям, стремятся найти истину и справедливость в жизни.

Андрей Болконский, несмотря на то, что внешне очень недоверчиво отнесся к вступлению Пьера в масоны, со временем сам станет членом масонской ложи. И те преобразования в положении крестьян, которые не удалось сделать Пьеру, князь Андрей вполне успешно внедрит в своем хозяйстве.

Пьер же, после разговора с Болконским начнет сомневаться и постепенно отойдет от масонства. Со временем он опять испытает отчаянную тоску, и снова его будет мучить вопрос: «Как жить?»

Но в своей непрактичности и вечном поиске смысла жизни Пьер оказывается более добрым и мудрым, чем князь Андрей.

Видя, как страдает и мучается Наташа, совершив ужасную ошибку, связавшись с Анатолем Курагиным, Пьер пытается донести до Болконского ее любовь, ее раскаяние. Но князь Андрей непреклонен: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу… Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту… про все это». Он не хочет понять важную истину: если любишь, нельзя думать только о себе. Любовь иногда и проявляется в том, что нужно понять и простить любимого человека.

Встретив в плену Платона Каратаева, Пьер учится у него естественности, правдивости, умению легко относится к жизненным неурядицам. И это еще один этап в духовном развитии Пьера Безухова. Благодаря простым истинам, о которых рассуждал Каратаев, Пьер понял, что важно ценить жизнь каждого человека и уважать его внутренний мир так же, как свой.

Заключение

Роман «Война и мир» – это описание почти десятилетия из жизни многих людей. За это время произошло огромное количество разных событий и в истории России, и в судьбах персонажей романа. Но, несмотря на это, с главными героями романа остались основные истины, о которых говорится в произведении: любовь, честь, достоинство, дружба.

Сочинение на тему «Поиск смысла жизни Пьером Безуховым» я хочу закончить его словами, сказанными им Наташе: «Говорят: несчастия, страдания… Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье».

Тест по произведению

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно стремящиеся к полной гармонии с миром, неустанно ищущие смысл жизни . Их не занимают корыстные цели, светские интриги, пустые и бессмысленные разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц. К ним, безусловно, относятся самые яркие образы романа «Война и мир» - Андрей Болконский и Пьер Безухов . Они заметно выделяются среди героев русской литературы XIX века своей незаурядностью и интеллектуальным богатством. Совершенно разные по складу характера, князь Андрей и Пьер Безухов имеют много общего в идейных стремлениях и исканиях.

Толстой говорил: «Люди, как реки...» - подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота любимых героев писателя - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг к другу и чужды миру Курагиных и Шерер.

Средством раскрытия внутреннего мира героев Толстой избрал диалог. Споры Андрея и Пьера - не пустая болтовня и не поединок амбиций, это стремление разобраться в собственных мыслях и попытаться понять размышления другого человека. Оба героя живут напряженной духовной жизнью и извлекают из текущих впечатлений общий смысл. Их отношения носят характер просторной дружбы. Каждый из них идет своим путем. Они не нуждаются в повседневном общении, не стремятся узнать как можно больше подробностей о жизни друг друга. Но они искренне уважают друг друга и чувствуют, что истина другого так же добыта страданиями, как и его собственная, что она выросла из жизни, что за каждым аргументом спора стоит жизнь.

Первое знакомство с Андреем Болконским не вызывает особой симпатии. Гордый и самодовольный молодой человек с сухими чертами лица и уставшим скучающим взглядом - таким видят его гости Анны Павловны Шерер. Но когда мы узнаем, что выражение его лица было вызвано тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно», к герою возникает интерес. Далее Толстой сообщает, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет князя Андрея и он всеми силами стремится разорвать порочный круг, в котором оказался.

Стремясь выбраться из надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. «Ведь что же слава? - говорит князь Андрей. - Та же любовь к другим...» Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежал впереди всех со знаменем в руках, внешне выглядел очень эффектно: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но, совершив героический поступок, Андрей почему-то не испытывал никакого восторга и душевного подъема. Вероятно, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. Стремление к славе приводит Андрея к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для него символом высокого понимания жизни: « Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона.

На фоне этого чистого неба все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался - простая и тихая семейная жизнь, - теперь представлялась ему желанным, полным счастья и гармонии миром. Дальнейшие события - рождение ребенка, смерть жены - заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных - единственное, что ему остается. Но ум князя Андрея продолжал напряженно работать, он много читал и размышлял над вечными вопросами: какая сила управляет миром и в чем смысл жизни.

Андрей пытался жить простой, спокойной жизнью, заботясь о сыне и занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Но состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорили о том, что все преобразования не могли в полной мере занять его ум и сердце.

Иными жизненными путями шел Пьер Безухов, но его волновали те же проблемы, что и князя Андрея. «Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?» - Пьер мучительно искал ответы на эти вопросы. В начале романа, на вечере у Анны Павловны Шерер, Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает то «произвести республику в России, то самому быть Наполеоном...». Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, совершает ошибки. Достаточно вспомнить историю с медведем, вызвавшую в свете много шума. Но самой крупной ошибкой, совершенной Пьером в этот период, является его женитьба на низкой и порочной красавице Элен Курагиной. Дуэль с Долоховым открыла Пьеру новый взгляд на мир, он понял, что жить так, как он живет, дальше невозможно.

Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает «переродить порочный род человеческий». В учении масонов Пьера привлекают идеи «равенства, братства и любви», поэтому, прежде всего, он решает облегчить участь крепостных. Ему кажется, что он нашел, наконец, цель и смысл жизни: «И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Но Пьер еще слишком наивен, чтобы понять, что все его преобразования ни к чему не ведут. Толстой, рассказывая о деятельности Пьера в имении, иронизирует над любимым героем.

Возвращаясь из поездки по имениям, Пьер заезжает к князю Андрею. Их встреча, имевшая большое значение для обоих и во многом определившая их дальнейший путь, произошла в имении Богучарово. Они встретились в тот момент, когда каждому из них казалось, что он нашел истину. Но если истина Пьера была счастливая, он недавно приобщился к ней и она переполняла все его существо настолько, что ему хотелось поскорее открыть ее другу, то истина князя Андрея - горькая и опустошающая, и ему ни с кем не хотелось делиться своими мыслями.

Окончательное возрождение Андрея к жизни произошло благодаря его встрече с Наташей Ростовой . Общение с ней открывает Андрею новую, неведомую ранее, сторону жизни - любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она, в отличие от Андрея, не была способна думать о чем-то другом, кроме любви.

История с Анатолем Курагиным разрушила возможное счастье Наташи и князя Андрея. Гордый и самолюбивый Андрей не смог простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, посчитала себя недостойной такого благородного, идеального человека и отреклась от всех радостей жизни. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, вступил в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сблизился с солдатско-крестьянской массой, научился ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. С этого момента он начал смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев- патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Так Андрей Болконский пришел к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате.

После встречи в Богучарово Пьера, как и князя Андрея, ожидали горькие разочарования, в частности в масонстве. Республиканские идеи Пьера не разделялись его «братьями». К тому же Пьер понял, что и среди масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это привело Пьера к разрыву с масонами и к очередному душевному кризису. Так же как и для князя Андрея, целью жизни, идеалом для Пьера стала (хотя он сам еще не понимал и не осознавал этого) любовь к Наташе Ростовой, омраченная узами брака с Элен. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» - эти вопросы не переставали тревожить Безухова.

В этот период состоялась вторая встреча Пьера и Андрея. На этот раз местом для встречи своих героев Толстой избрал Бородино. Здесь произошло решающее для русской и французской армий сражение, и здесь состоялась последняя встреча главных героев романа. На данном периоде князь Андрей воспринимает свою жизнь как «дурно намалеванные картины», подводит ее итоги и размышляет над теми же вечными вопросами. Но пейзаж, на фоне которого даны его размышления («...и эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров, все вокруг преобразилось для него и показалось чем-то страшным и угрожа- ющим»), признак того, что в его опустошенной душе продолжает жить нечто поэтическое, вечное и непостижимое. При этом он продолжает думать и молчать. А Пьер жаждет узнать, стремится слушать и говорить.

Пьер задает Андрею вопросы, за которыми стоят серьезные, еще не оформленные мысли. Князь Андрей не хочет вступать в разговор. Сейчас Пьер не только чужд ему, но и неприятен: на нем лежит отблеск той жизни, которая принесла ему много страданий. И опять, как в Богучарово, князь Андрей начинает говорить и незаметно для себя втягивается в разговор. Это даже не разговор, а монолог князя Андрея, который произносится неожиданно, страстно и содержит смелые и неожиданные мысли. Он говорит по-прежнему злобно-насмешливым тоном, но это не озлобленность и опустошенность, а гнев и боль патриота: «Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву, так как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло».

Пьер слушал друга, стыдясь своего невежества в военном деле, но при этом ощущал, что переживаемый Россией момент - это нечто совсем особенное, и слова друга - профессионального военного, убедили его в истинности своих ощущений. Все, что он видел в этот день, он чем думал и размышлял, «осветилось для него новым светом». Расставание Пьера и Андрея нельзя назвать теплым и дружеским. Но как и в прошлый раз их разговор изменил прежние представления героев о жизни и счастье. Когда Пьер уехал, князь Андрей с новым чувством начал думать о Наташе, «долго и радостно», с чувством, что понимал ее, нанесшую ему серьезное оскорбление. В разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа. Выражая свое отношение к событиям, он говорит, что его мысли созвучны народным. Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единением с народом, борющимся за родную землю.

После встречи с Пьером князь Андрей переходит в новую, совершенно новую для него, фазу жизни. Она созревала давно, но оформилась лишь после того, как он высказал Пьеру все, о чем так долго и мучительно размышлял. Но с этим новым чувством, по мнению автора, он не мог жить. Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть. Раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота, Толстой оборвал его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для князя Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Для Пьера разговор с Андреем стал начальным этапом его духовного очищения. Все последующие события: участие в Бородинском сражении, приключения в занятой неприятелем Москве, плен - приблизили Пьера к народу и способствовали его нравственному перерождению. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» - такое желание овладело Пьером после Бородинского боя. Именно в плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья». Но и на этом Пьер не успокаивается.

В эпилоге Толстой показывает Безухова столь же деятельным и напряженно думающим, как и в начале романа. Ему удалось пронести через время свою наивную непосредственность, он продолжает размышлять над вечными неразрешимыми вопросами. Но если раньше он думал о смысле жизни, то теперь размышляет над тем, как защитить добро и правду. Пути исканий приводят Пьера в тайное политическое общество, борющееся против крепостничества и самодержавия.

Споры Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле жизни отражают внутреннюю борьбу в душе писателя, которая не прекращалась на протяжении всей его жизни. Человек, по мнению писателя, должен постоянно размышлять, искать, ошибаться и снова искать, ибо «спокойствие - это душевная подлость». Таким был он сам, такими качествами он наделил главных героев романа «Война и мир». На примере князя Андрея и Пьера Безухова Толстой показывает, что какими бы разными путями ни шли лучшие из представителей высшего общества в поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни - в единении с родным народом, в любви к этому народу.

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и метаться.
А спокойствие душевная подлость.
Л.Н. Толстой

Многие из персонажей романа-эпопеи «Война и мир» долго не могут понять, в чем состоит цель их жизни, поэтому не могут обрести истинного счастья.

К числу таких персонажей можно отнести: Пьера Безухова и . Они находятся в непрестанном поиске смысла жизни, мечтают о деятельности, которая будет полезной народу и окружающим. Именно эти их качества характеризуют их личность, демонстрируя их душевную красоту. Для них жизнь - вечное стремление к правде и добру.

Пьер и Андрей близки не только внутренним миром, но и своей чуждостью миру Курагиных и Шерер. Отслеживая жизнь героев, мы можем заметить, что Толстой проводит героев через полосу смен разочарований и счастья: показывает трудность пути приводящего к осознанию смысла человеческой жизни. Но путей по достижению счастья великое множество, именно поэтому автор показывает нам двух людей: ведь они ставят перед собой абсолютно разные цели, при этом идя к добру и правде каждый своим путем.

Князь Андрей видит себя в лучах славы, мечтает совершать подвиги, превозносит военный дар Наполеона, поэтому собственный «Тулон» — это его цель. При этом он видит славу, как

«любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь».

Для достижения цели выбирает служение в рядах действующей армии. Но на поле Аустерлица Андрей понимает, что путь, выбранный им, ложный, что слава - ничто, жизнь - все. Андрей осознает ничтожность мечты и, как следствие, разочарование и душевный кризис. Он совершил подвиг, выбежав со знаменем вперед, но этот поступок не спас бедственного положения: сражение было проиграно, а сам князь тяжело ранен. Перед лицом «вечного,доброго неба» он понимает, что нельзя жить только своей мечтой, надо жить во имя людей, родных и чужих.

«Надо… чтобы не для меня одного меня шла моя жизнь…»,

— думает он.

В сознании Болконского случается перелом, теперь для него Наполеон - не гениальный полководец, не сверхличность, а маленький, ничтожный человечишка. С возвращением домой в Лысые горы, Андрей занимается обыденными делами: воспитывает сына, заботиться о крестьянах. Одновременно с этим она замкнулся в себе, он думает, что он обречен, появление Пьера возвращает его к жизни. И Болконский решает, что

«надо жить, надо любить, надо верить».

В нем вновь пробуждаются жизненные силы: возрождается вера в себя, любовь. Но финальное пробуждение происходит в Отрадном, при встрече с . Он возвращается в общество. Теперь он видит смысл жизни в совместном счастье с любимой Наташей Ростовой.

И вновь крах.

К нему приходит осознание бессмысленности государственной деятельности - он вновь утрачивает взаимосвязь с обществом. Затем происходит разрыв с Наташей - крушение надежд на семейное счастье. Это и приводит его к душевному кризису. Кажется, что нет надежды на преодоление этого состояния.

С началом войны 1812 года, во время человеческих бедствий, смертей и предательств, Андрей находит в себе силы на восстановление. Он понимает, что его личные страдания ничто по сравнению с человеческими страданиями. Он идет сражаться, но не ради славы, а ради жизни, счастья, свободы людей и Отечества.

И именно там в этом хаосе смертей и крови Андрей понимает, в чем заключается его призвание - служить Родине, заботиться о своих солдатах и офицерах. Это чувство долга приводит Андрея на Бородинское поле, где он умирает от полученного ранения.

Перед смертью он принимает и понимает все советы и заветы Марии:

  • Принимает Бога - прощает врага, просит Евангелие;
  • Познает ощущение вечной любви, гармонии.

Свои искания Андрей завершает тем, с чего начал: он обретает славу настоящего героя.
Иным жизненным путем шел Пьер Безухов, но его волновали такие же проблемы, что и Андрея Болконского.

«Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?»

— на эти вопросы мучительно искал Пьер ответ.

Пьер ориентируется на идеи Наполеона, защищает проблемы французской революции. Он желает, то

«произвести республику в России, то самому быть Наполеоном».

Сначала он не видит смысла в жизни: поэтому мечется, допускает ошибки. Поиски приводят его к масонам. Впоследствии чего он обретает страстное желание «переродить порочный род человеческий» .Самыми привлекательными идеями ему кажутся идеи «равенства, братства и любви». И вновь неудачи, но он не отрекается от масонов - ведь именно в этом он видит смысл жизни.

«И только теперь, когда я… стараюсь… жить для других, только теперь я понял все счастье жизни».

Этот вывод позволяет ему найти в дальнейшем свой истинный путь. Вскоре Пьер уходит из масонства, разочаровавшись в общественных идеалах. Не обретает и личного счастья. В его жизни наступает полоса разочарований.

И вновь грядет череда ошибок: поездка на Бородино, участие в военных действиях. Он вновь обретает мнимое предназначение - убить Наполеона. И вновь терпит крах: ведь Наполеон недостижим.

В последующем плену он обретает близость с простыми людьми. Он начинает ценить жизнь и маленькие радости. Встреча с Платоном Каратаевым помогла выйти из кризиса: он становится олицетворением «всего русского, доброго и круглого».

Каратаев помогает Пьеру познать новую истину. Пьер чувствует, что обрел гармонию с самим собой. Ему открылась простая истина: жить нужно для удовлетворения простых и естественных потребностей, главными из которых являются любовь и семья.

Приобщение к народу, тесное сближение с ним после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму. Одновременно обретает он и счастье. Основное убеждение, вынесенное им из жизненных исканий:

«Пока есть жизнь, есть и счастье».

Итог жизненных исканий Андрей и Пьера один: истинное счастье для человека скрыто в служении народу и Родине. Но Пьер нашел себя в служении народу, а Андрей не обретает себя и его личность погибает.