Приоритеты государственной национальной политики рф. Концепция государственной политики российской федерации в сфере содействия международному развитию

    • Паспорт государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
    • Паспорт подпрограммы 1 "Государственно-общественное партнерство в сфере государственной национальной политики Российской Федерации"
    • Паспорт подпрограммы 2 "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России"
    • Паспорт подпрограммы 3 "Русский язык и языки народов России"
    • Паспорт подпрограммы 4 "Коренные малочисленные народы Российской Федерации"
    • Паспорт подпрограммы 5 "Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Российской Федерации"
    • Паспорт подпрограммы 7 "Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве"
    • Паспорт подпрограммы 8 "Обеспечение реализации государственной программы "Реализация государственной национальной политики"
    • I. Приоритеты, цели и задачи государственной национальной политики Российской Федерации, в том числе общие требования к реализации государственной национальной политики Российской Федерации субъектами Российской Федерации
    • II. Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы
    • III. Направления развития приоритетных территорий в сфере государственной национальной политики
      • 1. Дальневосточный федеральный округ и Арктическая зона Российской Федерации
      • 3. Республика Крым, г. Севастополь и Калининградская область
    • Приложение N 1. Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", подпрограмм программы и их значениях
      • Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
      • Подпрограмма 8. Обеспечение реализации государственной программы
    • Приложение N 1(1). Сведения о показателях (индикаторах) государственной Программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", подпрограмм Программы и их значениях в разрезе субъектов Российской Федерации
      • Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
        • Показатель 1 ", проживающих в субъекте Российской Федерации"
        • Показатель 3 ""
        • Показатель 2.1 ""
        • Показатель 2.2 ""
        • Показатель 4.2
    • Приложение N 2. Перечень основных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
      • Подпрограмма 1. Государственно-общественное партнерство в сфере государственной национальной политики Российской Федерации
      • Подпрограмма 2. Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России
      • Подпрограмма 4. Коренные малочисленные народы Российской Федерации
      • Подпрограмма 5. Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Российской Федерации
      • Подпрограмма 7. Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве
      • Подпрограмма 8. Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
    • Приложение N 3. Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
    • Приложение N 4. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" за счет средств федерального бюджета
    • Приложение N 5. План реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
    • Приложение N 6. Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации мероприятий по укреплению единства Российской нации и этнокультурному развитию народов России в рамках государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
      • Приложение. Методика отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по укреплению единства Российской нации и этнокультурному развитию народов России в рамках государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики". - Утратило силу
    • Приложение N 7. Правила распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
    • Приложение N 8. Правила предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Ставропольского края на проведение Северо-Кавказского молодежного форума "Машук" в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
    • Приложение N 9. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников подпрограмм государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на приоритетных территориях. - Утратило силу
    • Приложение N 10. Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Северо-Кавказского федерального округа
      • Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
        • Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации
      • Подпрограмма 2 "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России"
        • Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства
        • Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России
    • Приложение N 10(1). Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Республики Крым
      • Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
        • Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации
      • Подпрограмма 2 "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России"
        • Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства
        • Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России
    • Приложение N 10(2). Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории г. Севастополя
      • Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
        • Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации
      • Подпрограмма 2 "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России"
        • Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства
        • Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России
    • Приложение N 10(3). Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Калининградской области
      • Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
        • Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации
      • Подпрограмма 2 "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России"
        • Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства
        • Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России
    • Приложение N 10(4). Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Дальневосточного федерального округа
      • Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
        • Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации
        • Прирост численности занятого населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации по отношению к соответствующему показателю 2016 года
      • Подпрограмма 2 "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России"
        • Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства
        • Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России
      • Подпрограмма 4 "Коренные малочисленные народы Российской Федерации"
        • "Уровень доходов населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"
    • Приложение N 10(5). Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Арктической зоны Российской Федерации
      • Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"
        • Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации
        • Прирост численности занятого населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации по отношению к соответствующему показателю 2016 года
      • Подпрограмма 2 "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России"
        • Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства
        • Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России
      • Подпрограмма 4 "Коренные малочисленные народы Российской Федерации"
        • "Уровень доходов населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"
    • Приложение N 11. Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Северо-Кавказского федерального округа
    • Приложение N 11(1). Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Республики Крым
    • Приложение N 11(2). Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории г. Севастополя
    • Приложение N 11(3). Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Калининградской области
    • Приложение N 11(4). Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Республики Дальневосточного федерального округа
    • Приложение N 11(5). Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Арктической зоны Российской Федерации
    • Приложение N 12. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Северо-Кавказского федерального округа
    • Приложение N 13. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Республики Крым
    • Приложение N 14. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории г. Севастополя
    • Приложение N 15. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Калининградской области
    • Приложение N 16. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Дальневосточного федерального округа
    • Приложение N 17. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" на территории Арктической зоны Российской Федерации

Открыть полный текст документа

Государственная национальная политика в Российской Федерации.

1.«Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025г.».

2.Субъекты национальной политики.

3.Сотрудничество органов власти с национально-культурными общественными организациями.

4.Укрепление общероссийской идентичности и формирование российской нации на Юге России.

5.Экономическая поддержка этнокультурных групп населения.

6.Создание условий для сохранения художественных ценностей и культур.

7.Проблема эффективности национальной политики.

1. Государственная национальная политика – это система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.

19 декабря 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ о "О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". До настоящего времени в России действовал силу Указ Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 15 июня 1996 г. № 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации"

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) - система современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Стратегия основывается на принципах построения демократического федеративного государства, служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления (далее также - государственные и муниципальные органы), их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур. Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, многовековом политико-правовом опыте многонационального Российского государства. Стратегия разработана с учётом документов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения государственной (национальной) безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, внешней, миграционной и молодёжной политики, образования и культуры, других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики Российской Федерации, а также с учётом преемственности основных положений Концепции государственной национальной политики Российской Федерации 1996 года. Государственная национальная политика Российской Федерации нуждается в новых концептуальных подходах с учётом необходимости решения вновь возникающих проблем, реального состояния и перспектив развития национальных отношений. Реализация Стратегии должна способствовать выработке единых подходов к решению проблем государственной национальной политики Российской Федерации государственными и муниципальными органами, различными политическими и общественными силами. Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер, призвана развивать потенциал многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей). 2. Субъектами национальной политики выступают государство и социально-этнические общества. Государство осуществляет национальную политику через органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Общества участвуют в формировании и реализации национальной политики через представительные органы Российской Федерации, органы местного самоуправления и общественные объединения, действующие на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации. На федеральном уровне вопросами реализации национальной политики занимается Министерство регионального развития (Департамент межнациональных отношений), Министерство культуры, на региональном уровне различные исполнительные органы (например в Дагестане Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан).

3. Одной из форм самоопределения является национально-культурная автономия.

Национально-культурная автономия в Российской Федерации (далее - национально-культурная автономия) - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

В России создано более 530 национально-культурных автономий: 16 федеральных, около 170 региональных, более 350 местных НКА (2006г.).

Национально-культурные движения - это добровольные, самоуправляемые объединения, созданные на основе культурных интересов различных этнических групп с целью возрождения или сохранения ценностей и культурных норм.

Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации создана была юридическая основа для того, чтобы «формировать в рамках действующего законодательства ассоциации и другие общественные объединения, способствующие сохранению и развитию культуры, более полному участию национальных групп в общественно-политической жизни страны». Концепция призывает именно «через национально-культурные ассоциации и объединения» обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации с целью решения неотложных проблем жизнеобеспечения этнических меньшинств.

На Юге России в кавказских республиках в настоящее время зарегистрировано 89 национально-культурных движений.

Национально-культурные движения ориентированы на возрождение, развитие и сохранение самобытности культуры различных этнических групп, а также их обычаев, традиций, языка. Принципом деятельности национально-культурных движений выступает принцип равенства - провозглашение равноправия, в результате подчинения государственной власти, уважение фундаментальных прав человека (личных, религиозных, культурных). На Юге России целями национально-культурных движений является создание условий для культурно-самобытного развития. По форме организации национально-культурные движения на Юге России децентрализованы и не принимают формы жесткой иерархической организации. Их принципом структурирования является самоорганизация, которая основывается на этнической принадлежности и развитии культурной самобытности.

4. Среди потенциальных рисков особое значение имеет проблема системы идентичности на Северном Кавказе. В последние годы была очевидна тенденция к их гармонизации, когда российская, региональная и этническая идентичность стали взаимодополняющими в ЮФО. С созданием СКФО, напротив, объективно возникает вызов российской идентичности в северокавказском макрорегионе – единственном в России округе, где русские не составляют абсолютного большинства населения. Имеются основания полагать, что дальнейшая территориальная (окружная) идентичность будет формироваться как северокавказская и колебаться между российской и общекавказской.

Если такая динамика укрепления кавказской идентичности сохранится в длительной перспективе, то это неизбежно и противоречиво скажется на соотношении российской и региональной идентичностей. Тем не менее, Правительство РФ в качестве главного конфликтогенного фактора в регионе по-прежнему рассматривает социально-экономический, а потому в сентябре 2010 г. утвердило первую «Стратегию социально-экономического развития СКФО на период до 2025 года». Безусловно, стратегия, предложенная А.Г. Хлоплниным, амбициозна, открывает возможности для массированных инвестиций в развитие СКФО, но она размывает проблему российской идентичности на Северном Кавказе, которая не сводится только к финансово-экономическим аспектам, а имеет определяющее ценностно-культурное измерение, человекоразмерность. Одновременно, как представляется, нельзя игнорировать религиозные аспекты происходящего на Кавказе, где в течение последних лет произошел процесс «растекания джихада» и сложилось устойчивое сетевое сообщество боевиков-исламистов. Пытаться разрешить эту проблему, в основе которой лежит постоянно развивающаяся идеологическая доктрина радикального исламизма, а также проблему деформации региональной идентичности исключительно материальными мерами, увеличением числа рабочих мест представляется не совсем верным. Попытка объяснения роста исламистских настроений исключительно экономическими вопросами заводит в тупик, поскольку косвенную связь между этими явлениями невозможно уничтожить исключительно увеличением числа рабочих мест. Отсутствие альтернативной идеологии или хотя бы попыток ее формулирования и формирования государством осложняет ситуацию в северокавказском регионе. Без решения этого вопроса невозможно преодолеть и кризис идентичностей. В этой связи практически сразу же после публикации Стратегии стали появляться предложения о необходимости ее переосмысления и улучшения. В этой связи «Стратегия» развития СКФО должна быть «заточена» на поиск ключевых механизмов и технологий регионального менеджмента, снижающих воспроизводство конфликтогенных факторов, порождающих проявления сепаратизма и терроризма. Региональная конфликтогенность – следствие динамичного развития социума, неравномерности и разновекторности протекания на территории региона процессов модернизации (или их противоположных форм – натурализации, деиндустриализации, консервации и т.п.). Поэтому для Северного Кавказа, в отличие от других регионов России, предпочтительной может стать «Стратегия», разработанная не по типовому шаблону, а та «Стратегия», которая будет ориентирована по «всему фронту» на снижение действия долгосрочных, устойчивых, «укорененных» конфликтогенных факторов, имеющая непременную антитеррористическую направленность. Тем не менее, негативные сценарии развития ситуации на Северном Кавказе не являются фатальными, а проблемы СКФО неразрешимыми. Для их решения необходимо желание, политическая воля, полномочия, ресурсы, современное управление процессами. Безусловно, федеральным и региональным властям придется снизить степень давления на общество таких негативных атрибутов российской современности, как клановость, казнокрадство и коррупция. И, конечно, нельзя утратить те позитивные результаты, которые были достигнуты в предыдущие годы по формированию и укреплению общероссийской идентичности в регионах страны, в том числе на российском Юге и Северном Кавказе. 5. Статья 19 (ФЗ «О Национально-культурных Автономиях»). Финансовая поддержка национально-культурных автономий органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, реализации национально-культурных прав граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации вправе предусматривать в бюджетах субъектов Российской Федерации финансовые средства для оказания поддержки национально-культурным автономиям.

На сегодняшний день существуют различные ФЦП, которые подразумевают поддержку этнокультурных групп населения. Например ФЦП «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев»,"Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера".

6. В России быстро растет число фольклорных ансамблей, все больше детей увлекается игрой на национальных музыкальных инструментах, народными танцами и песнями. В настоящее время в стране насчитывается более 300 тысяч самодеятельных народных коллективов, в которых принимают участие более 4-х миллионов человек, из них более половины - молодежь. В фольклорных фестивалях принимают участие сотни коллективов. В данной связи - одно из приоритетных направлений деятельности Мин-культуры России - государственная поддержка традиционного народного искусства, поддержка носителей народных традиций. С этой целью учреждается премия Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества.

Гарантии возможности сохранения художественных ценностей регулируются Статьей 13. «Обеспечение национально-культурными автономиями права на сохранение и развитие национальной культуры.» в ФЗ «О культурно-национальных автономиях».

7. Одной из причин, неэффективности национальной политики, является отсутствие государственного органа, ответственного за ее реализацию. В течение ряда лет этими вопросами занимались разные ведомства, сейчас вопросы национальной политики в ведении Министерства регионального развития. Вместе с тем, многие эксперты считают это недостаточным. «В многонациональной России обязательно должно быть Министерство национальностей». Особое внимание необходимо уделить системной воспитательной и просветительской работе с подрастающим поколением. Еще одним немаловажным фактом является то, что на сегодняшний день фактически отсутствует финансовая основа национальной политики . В федеральном бюджете нет отдельной статьи, посвященной этой сфере. Министерство финансов игнорирует требования предусмотреть подобные расходы. Из-за отсутствия финансирования нет возможности проводить системный мониторинг этнополитической ситуации в регионах. Не подкрепленные деньгами, неэффективно работают уже принятые законы, например закон о национальных культурных автономиях. Кроме того, необходимо обратиться к средствам массовой информации с призывом не допускать распространения в СМИ высказываний и материалов, направленных на разжигание межнациональной вражды и ненависти.

Национальная политика призвана обеспечить правовое, социальное, культурное, политическое регулирование межнациональных отношений. Российская Федерация – крупное многонациональное государство, где проживает более 100 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры, поэтому вопросы национальной политики всегда были в центре внимания отечественных политологов.

В дискурс о национальных отношениях вовлечены все российские политологи, мыслящие категориями нации. Одна из центральных проблем дискурса заключается в том, как сегодня интерпретировать понятие "российский" – как этническую или культурологическую категорию? Некоторые авторы настаивают па генетической трактовке , другие предлагают этноплеменную интерпретацию . Большинство отечественных политологов склонны рассматривать "русскость" как культурологическую категорию . Подобная точка зрения представляется наиболее аргументированной, поскольку опирается на широкие социологические исследования последних лет. Так, 41% населения России уверены, что русским можно считать того, кто воспитан в русской культуре и считает ее своей, 37% респондентов убеждены, что русский – тот, кто любит Россию, и только 26% полагают: главное – чтобы родители были русские .

В России пока не сложился консенсус по широкому кругу основных проблем, связанных с национальными отношениями. Во многом это связано с тем, что на развитие межнациональных отношений существенное влияние оказывает наследие прошлого. Тяжелый удар по всем народам страны, включая русский, был нанесен массовыми депортациями и репрессиями в период тоталитаризма. Впоследствии в советский период проводился курс на унификацию национальных отношений, заложивший основу для нынешних противоречий. В постсоветское время начался новый этап в развитии государства, однако достаточно долго (до 1996 г.) в стране отсутствовала концепция государственной национальной политики, что затрудняло процесс становления российского федеративного государства, осуществления реформ и достижения межнационального согласия.

Таким образом, наследие прошлого, последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами разделенных народов, на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения. И хотя принятие Конституции РФ, подписание Федеративного договора и ряда договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ снизили остроту нерешенных проблем, факторы, ослабляющие государственность России и порождающие межнациональную напряженность, сохраняются и сегодня.

В 1996 г. была принята Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (далее – Концепция), утвержденная указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909. Государственная национальная политика , подчеркивалось в Концепции, призвана обеспечить правовое, социальное, культурное, политическое регулирование межнациональных отношений. При этом государство гарантирует равные права всем гражданам независимо от их социального статуса, расы, национальности, вероисповедания. В выработке и реализации государственной национальной политики должны участвовать основные федеральные органы исполнительной власти. В Концепции в качестве узловых проблем, требующих решения, были названы:

  • – развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов РФ и целостности Российского государства;
  • – развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;
  • – обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;
  • – достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
  • – поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, содействие развитию связей с нашими соотечественниками из стран ближнего зарубежья.

Однако за последние 15 лет в обществе произошли большие изменения, в том числе в сфере межнациональных отношений. Вот почему Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 была утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года . В числе ее основных приоритетов названы уход от политической стороны национального вопроса к смещению акцента на культуру каждого народа в составе страны, сохранение коренных этносов и обеспечение единства народов России. Важной составляющей Стратегии является деполитизация этничности и акцент на развитии этнокультурного разнообразия.

Стратегия государственной национальной политики разрабатывалась рабочей группой Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Однако в создании документа активно участвовало и общество: во всех регионах России прошло большое количество круглых столов, конференций, брифингов по вопросам национальной политики. Одним из основных пунктов Стратегии стало укрепление гражданского единства общества. Разработчики документа предлагают, говоря о нации и государстве, подразумевать не национальное государство, а полиэтническую государственную цивилизацию.

Основные положения Стратегии государственной национальной политики России
1. Состояние межнациональных (межэтнических) отношений

Российская Федерация – одно из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры. Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 – в качестве языка обучения, 59 – в качестве предмета изучения.

Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов. Современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру.

Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.

Реализация Концепции государственной национальной политики России, принятой в 1996 г., способствовала сохранению единства п целостности страны. В результате мер по укреплению российской государственности, принятых в 2000-е гг., удалось преодолеть дезинтеграционные процессы и создать предпосылки для формирования общероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы народов России, восстановления исторической связи времен, укрепления национального согласия и духовной общности населяющих ее народов. Достигнуты существенные результаты в обеспечении политической стабильности на Северном Кавказе, созданы правовые гарантии прав коренных малочисленных народов, сделаны существенные шаги но развитию национально-культурной автономии, обеспечению прав граждан и национальных (этнических) общностей в сферах образования и развития национальных языков.

Вместе с тем в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные проблемы, вызванные как глубокими общественными преобразованиями при формировании в современной России свободного открытого общества и рыночной экономики, так и некоторыми просчетами в государственной национальной политике Российской Федерации. Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма. На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы :

  • – высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;
  • – размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации;
  • – правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;
  • – сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;
  • – недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;
  • – распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;
  • – недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах РФ;
  • – недостаточная урегулированности миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом;
  • – влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.

Преодоление указанных негативных факторов связано с возникновением новых задач и приоритетных направлений в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, решать которые предполагается, руководствуясь настоящей Стратегией.

2. Цели, принципы, приоритетные направления и задачи государственной национальной политики

Основными вопросами государственной национальной политики, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов , являются:

  • – сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности;
  • – обеспечение прав коренных малочисленных народов и нацменьшинств;
  • – создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
  • – поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашей страной.

Целями государственной национальной политики России выступают:

  • – упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
  • – гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;
  • – обеспечение равенства нрав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
  • – успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

Эти цели достигаются совместными действиями общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства ее граждан. Перечисленные цели государственной национальной политики России являются основой для решения долгосрочных задач государственного строительства, успешного развития страны в экономической, социально-культурной и внешнеполитической сферах, обеспечения национальной безопасности.

Основными принципами государственной национальной политики России являются:

  • – государственная целостность, национальная безопасность Российской Федерации, единство системы государственной власти;
  • – равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;
  • – равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • – предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
  • – уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
  • – государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;
  • – взаимное уважение традиций и обычаев народов Российской Федерации;
  • – обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни;
  • – обеспечение прав национальных меньшинств;
  • – содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также обеспечение поддержки их деятельности по сохранению и развитию родного языка и культуры, укреплению связей с Россией;
  • – обеспечение интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;
  • – разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти

субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

  • – комплексность решения задач государственной национальной политики Российской Федерации с учетом ее межотраслевого характера;
  • – недопустимость создания политических партий по признаку расовой, национальной или религиозной принадлежности;
  • – взаимодействие государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
  • – преемственность исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России;
  • – своевременное и мирное разрешение межнациональных (межэтнических) противоречий и конфликтов;
  • – пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, нарушение межнационального мира и согласия, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

Приоритетными направлениями государственной национальной политики России являются:

  • – совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
  • – обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;
  • – обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
  • – создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
  • – обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
  • – укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
  • – сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
  • – создание условий для обеспечения нрав народов России в социально-культурной сфере;
  • – развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
  • – обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
  • – информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
  • – совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;
  • – развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.

Эффективность реализации государственной национальной политики России обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии с настоящей Стратегией. Информационная и аналитическая поддержка реализации Стратегии в субъектах РФ и муниципальных образованиях может осуществляться путем привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, государственных научных учреждений.

Таким образом, в национальной политике России сегодня выделяются два аспекта:

  • а) политический , который реализуется через деятельность государственных и местных органов власти (например, через выделение бюджетных ассигнований, законодательные акты, постановления но конкретным проблемам, в том числе о возвращении культовых зданий, об открытии классов или национальных школ);
  • б) культурный, который реализуется через деятельность национально-культурных центров, средств массовой информации, ассоциаций и национальных школ.

Современная национальная политика России пытается объединить указанные аспекты, консолидируя усилия государства и гражданского общества. Это тем более актуально, поскольку в последнее время наблюдается рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений в условиях постоянно увеличивающихся миграционных потоков.

Главным направлением национальной политики сегодня становится утверждение идеи гражданского патриотизма, идеи России как многонационального государства . Россия исторически сложилась как поликультурная, многонациональная цивилизация, скрепленная русским культурным кодом. Основу этого кода составляет образование, культура. Великая миссия русских состоит в том, чтобы объединять, скреплять цивилизацию – языком, культурой, "всемирной отзывчивостью", по определению Ф. М. Достоевского. Вот почему важно повысить роль таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история, в контексте богатства национальных традиций и культур. Именно в этом видится залог взаимоуважения представителей различных этносов.

Второе ведущее направление национальной политики – интеграция мигрантов. Сегодня миграционные процессы относятся к числу наиболее значимых факторов, определяющих состояние межнациональных отношений в стране. Для улучшения интеграционного потенциала миграции на федеральном уровне рассматривается вопрос перехода на балльную систему отбора мигрантов. Те иностранные граждане, кто желает получить вид на жительство в России, будут проходить через балльную систему отбора по девяти категориям, одна из которых – уровень владения русским языком. От того, знает ли иностранец русский язык, зависят его возможности воспринять российский образ жизни, нормально общаться с окружающими, полноценно работать, поэтому для приобретения или продления миграционного статуса обязательным станет прохождение экзамена по русскому языку, истории России, русской литературе, основам государства и права. В планах Федеральной миграционной службы создание сети центров предвыездной подготовки мигрантов в странах, граждане которых наиболее интенсивно переселяются в Россию. В этих центрах потенциальные граждане России смогут повысить свой уровень владения русским языком, получить представление о российских правовых нормах, об истории и культуре нашей страны. В Таджикистане и Киргизии подобные пилотные проекты уже реализуются.

Важным направлением национальной политики становится активизация особой роли институтов гражданского общества для решения национальных проблем. Непосредственное участие в обсуждении национальных проблем могут принимать национальные общественные объединения в субъектах РФ, которые должны взаимодействовать между собой и с органами государственной власти.

Разумеется, еще не все отмеченные выше проблемы и противоречия, доставшиеся нам в наследство от прошлого, урегулированы, но систематические усилия, которые предпринимаются в последнее время в области национальной политики, должны способствовать их решению. Сегодня в российском обществе, и это очень важно, укрепляется понимание того, что гармонизация межэтнических отношений может быть достигнута в значительной степени через культуру и образование, в силу чего усилия гражданского общества не менее важны, чем действия государства.

  • См.: Миллер А. Нация как рамка политической жизни // Pro et Contra. 2007. № 3. С. 12-13.
  • См.: Указ Президента РФ "О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" // Федеральный информационно-аналитический журнал "Сенатор". URL: hup://minnanon.senat.org/Strategiya-2025.html (дата обращения: 05.04.2013).
  • См.: Путин В. В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. URL: ng.ru/politics/2012-01-23/l_national.html (дата обращения: 27.12.2012).
  • Национальная политика всегда являлась частью деятельности любого государства. Она должна регулировать любые общества. Ее направления и цели напрямую зависят от ориентации политики государства. Некоторые страны специально разжигают Такой подход характерен для режимов фашистской (националистической) направленности.

    Национальная политика в развитых демократических странах, наоборот, строится на принципах уважительного отношения ко всем людям, независимо от их происхождения. Политика государства в них направлена на формирование толерантности, сотрудничество и тесное сближение наций. Основной ценностью в демократических странах является жизнь человека, а также его свободы и права независимо от его национальной принадлежности. Смыслом демократичной и гуманистической политики является максимальное согласование интересов разных народов, реализация их по принципам уважения каждого человека. Национальная политика - это система мер государственного воздействия, призванная создать благоприятные условия для каждого индивида и всех народов.

    Важной задачей является предупреждение возможных конфликтов на почве национальной вражды. Национальная политика России имеет перед собой очень сложные и важные задачи по решению возникающих проблем в Для этого необходимо проведение четко продуманных действий, с одной стороны направленных на сохранение и развитие самобытности всех народов, а с другой стороны - на сохранение целостности государства. Российская национальная политика, как и в других основывается на документах, которые определяют эту политику. К таким документам относится Конституция РФ и «Концепция национальной политики РФ». Основными их принципами являются следующие:

    Равенство свобод и прав независимо от расы и национальности человека;

    Запрещение ограничения прав граждан;

    Равноправие;

    Гарантия всех прав;

    Содействие развитию языков и культур.

    Последовательная реализация этих отвечает насущным интересам всех проживающих в стране народов.

    Национальная политика разных государств может менять свой характер от этнических чисток и национального террора, искусственной ассимиляции, до частично политической или полной культурной автономии разных народов. По сути своей она отражает политику многонационального государства в отношении к населяющим его народам.

    В России данная политика направлена на эволюционное развитие полной национальной жизни всех народов в рамках федерации и на создание равных отношений между ними, формирование механизмов разрешения любых конфликтов. Любому, даже малочисленному народу, проживающему на территории страны, предоставляются все права (вплоть до предоставления территорий под государственные национальные образования). Считается, что такая национальная политика правительства России действительно позволяет сохранить очень шаткое межнациональное равновесие. В последнее время наметились основные тенденции национальной жизнедеятельности, вероятные ее перспективы, позволяющие сформулировать предложения по межнациональной консолидации граждан России и по укреплению ее единства и государственности:

    Необходимо разработать научную теорию гармонизации межнациональных отношений и программы жизнедеятельности нашего общества, соответствующей ей;

    Создание программы действий, исходящей из практического и юридического соблюдения региональных и национальных всех субъектов Федерации;

    Возрождение великой и сильной державы с развитой экономикой и демократическими порядками.

    Российская Федерация – одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более 150 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Благодаря объединяющей роли государствообразующего русского народа, на территории

    России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

    Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами «разделенных народов», на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения.

    На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений.

    Узловыми проблемами, требующими решения, являются :

    развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;

    признание и учет интересов и объективного положения русского народа, являющегося опорой российской государственности, оказавшегося в наиболее трудном положении;

    развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

    обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

    достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

    поддержка соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ, а также в Латвии, Литве, Эстонии, содействие развитию их связей с Россией.

    В Российской Федерации в июне 1996 г. была принята Концепция государственной национальной политики , которая представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений, учитывающую новые исторические условия развития российской государственности, необходимость обеспечения единства и сплоченности России, укрепления межнационального согласия и сотрудничества между ее народами, обновления и развития их национальной жизни, языков и культур.

    Основные концептуальные положения национальной политики в Российской Федерации – равенство народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к этнонационализму, политическое и моральное осуждение людей, стремящихся достигнуть благополучия своего народа путем ущемления интересов других народов. Демократическая, гуманистическая концепция национальной политики зиждется на таких фундаментальных основах, как интернационализм, защита прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, равенство прав и свобод человека независимо от национальности и языка, свобода пользования родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Важнейшим принципом государственной национальной политики Российской Федерации является сохранение исторически сложившейся целостности РФ, запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти или вражды.

    Высшая цель национальной политики РФ состоит в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав человека и народов в составе единого многонационального государства . Это предполагает укрепление доверия и сотрудничества между всеми российскими народами, развитие традиционных межнациональных контактов и связей, эффективное и своевременное разрешение возникающих противоречий в сфере межнациональных отношений на основе обеспечения баланса общегосударственных интересов, интересов субъектов Федерации и населяющих ее этносов.

    В соответствии с концепцией национальной политики Российского государства определены следующие основные задачи.

    В политической и государственной сфере:

    упрочение российской государственности путем углубления и развития новых федеративных отношений;

    объединение усилий всех звеньев государственной системы гражданского общества для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей, укрепления взаимопонимания между ними;

    обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов;

    выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов;

    решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма.

    В социально-экономической сфере:

    реализация экономических интересов народов на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

    выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

    осуществление социальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему «депрессивных» регионов, в первую очередь, в Центральной России и на Северном Кавказе;

    рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов РФ, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала.

    В духовной сфере:

    формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма;

    распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;

    сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

    обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;

    укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;

    учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.

    Межнациональные отношения в нашей стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа – самого многочисленного этноса. Потребности и интересы русского народа должны в полной мере найти отражение в федеральных и региональных программах, постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни республик и автономных образований РФ. Потребность в государственной поддержке оказывается соотечественникам за рубежом, прежде всего путем оказания им материальной и культурной помощи, особенно этническим россиянам, проживающим в государствах ближнего зарубежья.

    В государственной национальной политике необходимо, прежде всего, осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляций в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны быть согласованы с реальным состоянием и перспективами национальных отношений в Российском государстве. При проведении государственной национальной политики необходимы опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка последствий принимаемых решений . Только тогда национальная политика может стать консолидирующим фактором.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Что понимается под национальной политикой?
    2. Каковы цели и задачи демократической национальной политики?
    3. Какие известны формы и методы осуществления национальной политики?
    4. Выясните, каковы взаимосвязи национальной и региональной политики и в чем их различия.
    5. Включаются ли в национальную политику вопросы миграционной и демографической политики?
    6. Можно ли обойтись в многонациональном государстве без национальной политики?
    7. Проанализируйте специфику управления этнонациональными процессами.
    8. Рассмотрите алгоритм подготовки и проведения управленческих решений в сфере этнонациональных отношений.
    9. Каковы основные задачи национальной политики в Российской Федерации?
    10. Принесла ли практические результаты принятая в 1996 г. государственная концепция национальной политики?
    11. Каковы Ваши соображения по совершенствованию национальной политики в Российской Федерации?

    Литература

    1. Абдулатипов Р.Г. Принципы национальной политики. - М., 1994.
    2. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. - М., 1996.
    3. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. - М., 1995.
    4. Медведев Н.П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. - М., 1993.
    5. Национальная политика России: история и современность. - М., 1997.
    6. Разделит ли Россия участь Союза ССР. - М., 1993.
    7. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. - М., 1998.
    8. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997.
    9. Этничность и власть в полиэтнических государствах. - М., 1994.
    10. Этнос и политика. Хрестоматия. - М., 2000.

    В этот день:

    • Дни смерти
    • 1918 Умер - российский востоковед-тюрколог, этнограф, археолог и педагог немецкого происхождения, директор Музея антропологии и этнографии, академик РАН.
    • 1995 Умер Владимир Антонович Оборин - советский и российский археолог, специалист по древней и средневековой истории Урала.
    • 2014 Умер Евгений Васильевич Цуцкин российский археолог, этнограф и историк географии, исследователь Калмыкии.