Проблема героизма. Проблема мужества и героизма в мирное время

С. Алексиевич "У войны не женское лицо..."

Всем героиням книги пришлось не просто пережить войну, но участвовать в боевых действиях. Одни были военными, другие - вольнонаемными, партизанками.

Рассказчицы чувствуют, что необходимость сочетать мужскую и женскую роли - это проблема. Они решают ее как могут Например, мечтают, чтобы и в смерти их женственность и красота сохранилась. Воительница-командир саперного взвода пытается вечером в землянке вышивать. Они счастливы, если им удается воспользоваться услугами парикмахера почти что на передовой (рассказ 6). Переход к мирной жизни, который воспринимался как возврат к женской роли, также непрост. Например, участнице войны, даже тогда, когда война закончилась, при встрече с высшим по званию так и хочется взять под козырек.

На долю женщины приходится негероическое. Женские свидетельства позволяют увидеть, сколь огромна была в годы войны роль "негероических" родов деятельности, которые все мы так легко обозначаем как "женское дело". Речь идет не только о том, что происходило в тылу, где на женщину легла вся тяжесть поддержания жизни страны.

Женщины выхаживает раненых. Они пекут хлеб, готовят еду, стирают солдатское белье, ведут борьбу с насекомыми, доставляя письма на передовую (рассказ 5). Они кормят раненых героев и защитников Отечества, сами тяжко страдая от голода. В военных госпиталях выражение "кровное родство" стало буквальным. Падающие от усталости и голода женщины отдавали раненым героям свою кровь, сами себя героями не считая (рассказ 4). Их ранят и убивают. В результате пройденного пути женщины меняются не только внутренне, но и внешне, они не могут быть прежними (недаром одну из них не узнает родная мать). Возврат к женской роли крайне тяжел и протекает подобно болезни.

Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов. В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что противдо зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте:

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Доброго времени суток, уважаемые друзья. В данной статье мы предлагаем сочинение на тему «».

Будут использованы следующие аргументы:
– М. Горький, «Старуха Изергиль»
– Э. Асадов, «Неприметные герои»

Человек, обладающий набором таких качеств, как отвага, смелость, благородство и решительность, может считаться настоящим героем, если он способен пожертвовать собой ради другого человека, целого народа или благородной идеи. Есть множество исторических примеров, когда сильные телом и духом люди совершали бессмертные подвиги. Но место геройству есть и в наше время. Оно в благородстве натуры, в сохранении чести и достоинства при любых обстоятельствах, в верности своим убеждениям и принципам. Люди, не опускающиеся до предательства и измены даже в опасной ситуации, могут считаться настоящими героями.

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» главная героиня Изергиль рассказывает легенду о невероятно храбром юноше Данко. Его племя загнали в глубь непроходимого леса завоеватели, что обрекло их на гибель. Болота и жуткий смрад вынуждали людей сдаться в рабство своим врагам, но Данко остановил не допустил этого.

Он повел их через дремучую растительность, хотя путь был слишком тяжелым. С каждым днем люди становились все слабее, и гроза добила всех окончательно. Соплеменники ополчились против Данко, решили убить его. Однако сердце Данко загорелось решимостью спасти свой народ. Он разорвал свою грудь, вытащил сердце, высоко поднял и повел людей сквозь лес. Словно факел, освещало путь сердце смелого юноши. Вдруг деревья кончились, лес остался позади, а перед людьми предстала широкая степь. Люди начали радоваться и веселиться, а спасший всех герой упал замертво. Никто этого не заметил, подвиг героя остался в тени.

Стихотворение «Неприметные герои» Эдуард Асадов начинает с темы разности поколений, которая является ключевой во многих спорах в обществе. Героизм считается явлением прошлого века, на который современная молодежь не способна. Поэт упоминает о войне и тех подвигах, что совершались на её поле. В мирное же время не видится перспективы проявить себя, ведь всякого рода бедствия случаются не всегда. Автор этому очень рад, хотя ему по душе желание людей совершать достойные поступки. Ему кажутся нелепыми споры, касающиеся различий между поколениями, ведь значимость и тех и других равна.

Асадов утверждает, что люди со стойким характером не пропали, а подвиги совершаются и по сей день. Он приводит в пример схватку выпившей вооруженной компании и мужественного парня, противостоявшего им. Поэт сравнивает столь неравную драку с военной атакой, а одинокого молодого парня с солдатом, по мужеству которому он не уступает.

Эдуард Аркадьевич говорит о том, что существует множество видов геройства, одним из которых является готовность на совершение благородного поступка. Далее он приводит отрывок из письма. Читатель поэта Слава Комаровский предлагает помощь: он хочет пожертвовать своим зрением ради Эдуарда Асадова.

Знаменитый поэт не понаслышке знает, что такое война и геройство. Он ушел воевать добровольцем, но бой в 1944-м году стал для писателя роковым. Когда его батарея была полностью уничтожена, Эдуард Аркадьевич поехал на машине в соседнюю часть по обстреливаемой местности, чтобы доставить запас боеприпасов. Этот отчаянный смелый поступок стоил писателю зрения. Рядом с машиной разорвался снаряд и смертельно ранил молодого героя, но он все же сумел довезти припасы. Сменив множество госпиталей, писатель сумел выиграть битву со смертью, но свет у него все же отобрали.

В письме девятнадцатилетний Слава Комаровский восхищается творениями писателя и хочет вернуть ему зрение ценой своей жертвы. Он утверждает, что будет счастлив, если снова вернет поэту свет. Юноша не хочет слышать отказа на свое предложение, ведь если Эдуард Асадов согласится, то принесет в мир множество шедевров. Настрой парня вызывает бесконечное уважение, его решение взвешенное и окончательное. «Пишите. Буду тотчас, как солдат.»

По окончании письма мы узнаем, что оно не единственное: с таким же предложением Эдуарду пишут и другие читатели. Несмотря на то, что поэт никогда не согласится на их предложения, его переполняют чувства, гордость за достойное поколение и их благородные побуждения.

Подводя итог, стоит сказать, что понятие героизма намного шире, чем мы привыкли считать. Места его проявления не только война или стихийные бедствия, порой герои живут среди нас. Совершая благородные поступки, они скромно молчат в тени. Качества, которыми обладают такие люди, благородны и неизменны, к чему должен стремиться каждый человек.

Сегодня мы поговорили на тему «Проблема героизма: сочинение ЕГЭ ». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Война - это самое тяжёлое и трудное время для всего народа. Это переживания, страх, душевная и физическая боль. Тяжелее всего в это время приходится участникам войны, боевых действий. Именно они защищают народ, рискуя собственной жизнью.

Что такое война? Как преодолеть страх во время боевых действий? Эти и другие вопросы ставит Виктор Александрович Курочкин в своём тексте. Однако более детально автор рассматривает проблему проявления героизма на войне.

Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, писатель рассказывает о героическом поступке Сани Малешкина на войне. Герой, чтобы помочь водителю танка перебороть свой страх, побежал перед самоходкой, даже не подумав, что его легко и так просто могут убить.

Он знал, что приказ выбить фашистов из села должен быть выполнен, несмотря ни на что. Также автор обращает наше внимание на то, что Саня не выдал своего водителя и на вопрос о том, почему он бежал перед танком, ответил: « Очень замёрз, вот и побежал, чтоб согреться». Именно в совершении мужественных и рискованных поступков заключается настоящий героизм. Ведь не случайно Малешкина представили к званию Героя.

В.А. Курочкин считает, что истинный герой- это человек, который будет защищать свою Родину, свой народ и товарищей, несмотря ни на что. И даже опасность и риск собственной жизнью не помешают ему выполнить свой долг.

Рассуждая над поставленной проблемой, я вспомнила произведение М. А. Шолохова « Судьба человека». Его главный герой столкнулся на войне не только с физическими, но и с нравственными трудностями. Он потерял всю свою семью, самых близких людей. Однако этот человек, как настоящий русский герой, нашёл в себе силы продолжать защищать родину, свой народ. Наряду с героическим, Андрей Соколов совершает нравственный подвиг: усыновляет ребёнка, потерявшего родителей на войне. Этот человек является примером настоящего героя, которого неспособна сломать война и её ужасные последствия.

Любящий свою родину человек никогда не предаст её. Даже если это повлечёт за собой ужасные последствия. Вспомним произведение В. Быкова « Сотников». Его главный герой вместе с другом был отправлен на поиск продовольствия для отряда. Однако они были схвачены фашистской полицией. Сотников переносил все пытки и мучения, но так и не выдал информацию врагам. Однако его друг Рыбак не только всё рассказал, но и согласился перейти служить к фашистам, ради сохранения жизни, собственноручно убил товарища. Сотников оказался настоящим патриотом, человеком, не способным предать свою родину даже перед лицом смерти. Именно такого человека можно назвать истинным героем.

Таким образом, настоящий героизм может проявить только тот человек, который будет сражаться за родину, рискуя жизнью и находясь в опасности. И никакие преграды не смогут встать на пути истинного героя.

    В.Ф. Мясников, участник кругосветной антарктической экспедиции, проплывшей курсом Беллинсгаузена и Лазарева, рассказывает в книге «Путешествие в страну белого сфинкса» о мужественной работе гидрографов за Южным заполярным кругом.

    Юрий Модин – один из удачливых советских разведчиков. Сенсационный успех имели его воспоминания о героической работе знаменитой шпионской группы «кембриджские пятёрки» в книге «Судьбы разведчиков. Мои кембриджские друзья».

    В романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егор Полушкин не побоялся пойти против браконьеров, спасая птиц, ведь он чувствовал свою ответственность за них.

    Осип Дымов, герой рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья», прекрасно осознавая опасность, риск, на который он идёт, решается спасти страдающего от дифтерии мальчика. Больной выздоравливает, а доктор умирает.

Проблема самоотверженного труда

    * Осип Дымов, герой рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья», прекрасно осознавая опасность, риск, на который он идёт, решается спасти страдающего от дифтерии мальчика. Больной выздоравливает, а доктор умирает. Автор считает, что умение следовать своему профессиональному долгу даже при опасных обстоятельствах – дар, без которого общество не выживет.

    В рассказе «Фотография, на которой меня нет» В. Астафьев повествует о молодых учителях, которые сделали ремонт в школе, нашли учебники и т.д. Однажды один из них кинулся спасать детей от змеи. Наверное, именно такой человек станет достойным примером для своих учеников.

Проблема героизма в годы Великой Отечественной войны

*О героизме солдат мы узнаём из книги А.Фёдорова «Соловьи».

*Жестокая правда войны показана в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие».

*Оглядываясь назад, мы не имеем права забывать бесчисленные жертвы. Прав Е. Евтушенко, который писал в повести «Фуку»:

Тот, кто вчерашние жертвы забудет,

Может быть, завтрашней жертвой будет.

Проблема героизма людей мирных профессий в годы Великой Отечественной войны

    Селекционеры блокадного Ленинграда в условиях дикого голода сумели сохранить бесценные сорта селекционной пшеницы для будущей мирной жизни.

    Е. Кригер, известный современный писатель-прозаик, в рассказе «Свет» повествует о том, как во время боевых действий работники электростанции приняли решение не эвакуироваться с жителями посёлка, а работать. «Излучающая свет электростанция», как назвал её автор, не только вырабатывала электроэнергию, но и воодушевляла солдат, помогала им помнить о том, за что они сражаются.

    В цикле рассказов А. Крутецкого «В степях Башкирии» показан нелёгкий труд колхозников, живущих с лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!»

    В романе Ф. Абрамова «Братья и сёстры» рассказывается о подвиге русских женщин, потративших лучшие годы своей жизни на трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны.

    Учитель Алесь Мороз, герой повести В. Быкова «Обелиск», в оккупированной Белоруссии, рискуя жизнью, воспитывал в учениках ненависть к захватчикам. Когда ребят арестовывают, он сдаётся фашистам, чтобы поддержать их в трагическую минуту.

Подвиг человека на войне (по повести В. Быкова «Сотников»)

Василь Быков является представителем той литературы о Великой Отечественной войне, которая получила впоследствии определение «литература лейтенантов», то есть литературы, представитель которой сам воевал, сидел в окопах, видел подвиг в будничной работе солдата. Вот почему в быковской прозе четко просматриваются толстовские традиции изображения войны как противоестественного человеческой природе события. Кроме того, В. Быков всегда был уверен, что именно война помогает раскрыть сущность каждого человека, так как основной проблемой становится самосознание человека перед лицом смерти. В повести «Сотников» В. Быков противопоставил двух обычных советских людей: Сотникова и Рыбака. Не немца и русского, а именно двух русских солдат. И если Сотников с честью проходит через тяжелые испытании и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, то Рыбак, оказавшись перед лицом смерти, в страхе меняет свои убеждения, предает Родину, спасает свою жизнь, которая после предательства теряет всякий смысл. Он практически становится врагом. Он уходит в мир полицаев, в котором личное благополучие становится превыше всего, а страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать.

Возможно, подспудно в Рыбаке и было заложено нечто подлое, но скрытое, а вот перед лицом смерти человек и стал таким, каков он на самом деле. Какое удивительное перевоплощение происходит с этим человеком. Поначалу сильный и сообразительный Рыбак казался более подготовленным к выполнению задания, чем хилый, больной Сотников. Однако если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к тому, чтобы совершить преступление, то Сотников до последнего дыхания остается верным человеческому долгу.

В повести Б. Быкова каждый занял в ряду жертв и палачей свое место. И все, кроме Рыбака, прошли свой смертельный путь до конца. Слабость Рыбака, его неуемную жажду продолжения жизни почувствовал такой же предатель - полицай и, почти не раздумывал, в упор ошеломил Рыбака: «Сохраним жизнь. Будешь служить Великой Германии». Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю. Сотников же во время пытки терял сознание, но не сказал ничего.

Именно в этот момент обычные действия начинают переходить в разряд подвига. И хотя истинное толкование слова «подвиг» -- героический, самоотверженный поступок, Сотников совершает именно подвиг, выбирая смерть и отрицая предательство. Сотников словно примирился со смертью. Безусловно, он хотел бы умереть в бою, но теперь, когда это стало для него невозможным, единственное, что ему оставалось, - это определиться в своем отношении к людям, оказавшимся рядом. Вот почему перед казнью Сотников заявляет следователю: «Я - партизан, остальные тут ни при чем». В последние минуты жизни Сотников неожиданно теряет былую уверенность в праве требовать от других определенных норм поведения. Внутренне он готов простить даже Рыбака. Не стал искать сочувствия Сотников и у толпы, окружавшей место казни.

Можно ли считать Сотникова героем, если он не успел сделать ни одного выстрела? В. Быков сумел по-новому показать и, главное, доказать, что человек может совершить подвиг не только физически, но и духовно. Именно сфера духовности преобладает у Сотникова, увидевшего перед смертью сон про себя, ребенка и отца, который говорил ему: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете». Справедливость не на земле, а на небе. И тогда Сотников понял, что в его власти уйти из мира по совести, и в этом высшая награда, которую давала ему жизнь. Именно в этом эпизоде В. Быкову удалось по-новому осветить понятие подвига, напоминая, что главное в том, сохранил ли человек в себе человека.

Повесть В. Быкова «Сотников» стала одним из первых произведений о войне, в котором рассматривалась тема предательства, возведенного в абсолютно новую нравственную категорию. Дело в том, что писатель дает возможность трактовать проступок Рыбака как поступок солдата, идущего на все, чтобы сохранить свою жизнь и продолжить борьбу с врагами. Ведь автор сам неоднократно подчеркивал: «... Чаще всего я говорю не о героях и не о возможном с их стороны героизме. Мне кажется, я смотрю шире. Я говорю просто о человеке. О возможности для него и в самой страшной ситуации - сохранить свое достоинство. Если есть шанс - выиграть. Если нет - выстоять. И победить, пусть не физически, но духовно».