Проект военные реформы петра 1. Военная реформа Петра I

Громадные размеры крестьянских волнений в XVIII в. требовали значительной вооруженной силы для их подавления. Активная внешняя политика российских царей заставляла укреплять вооруженные силы государства. В этих целях и проводились реформы военного устройства. Основной чертой военной реформы, проводимой Петром Великим, явилось создание регулярной армии. Постоянные войска существовали, конечно, и до Петра, но в форме стрелецких полков и наемников. Войска эти были далеки от совершенства. Стрельцы больше думали о своих лавках, а наемники - о жалованье.

Петр I впервые ввел новый принцип формирования войск - рекрутский, набор. В 1699 г. формируется рекрутская система набора в армию (каждые 20 крестьянских или мещанских дворов в губерниях должны были в определенный срок поставить в армию одного рекрута). Служба рекрута длилась 25 лет, офицеры служили пожизненно. С 1723 г. после переписи введена подушная раскладка рекрутов. Это позволило создать сильную армию. Солдаты полностью отрывались от мирной жизни и целиком отдавались военной службе.

С 1699 по 1725 г. было произведено 53 рекрутских набора, из них 21 - основной набор и 32 - дополнительных. В армию было взято около 285 тыс. человек. Основной во­инской единицей был полк (1200 человек), два-три полка составляли бригаду. Три бригады составляли дивизию. Всего к 1721 г. полевая армия Петра насчитывала 73 полка (около 130 тыс. человек).

В этот же период создана система военных гарнизо­нов, которая насчитывала 55 полков общей численностью 74 тыс. человек при 10 тыс. орудий. Всего сухопутные вооруженные силы имели на вооружении до 1 5 тыс. артиллерийских стволов.

К моменту окончания Северной войны Россия имела 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, 208 галер и другие суда. Тогда же была построена и каспийская флотилия численностью около 300 судов.

Для подготовки офицерского состава были созданы специальные школы (школа бомбардиров, Морская академия, артиллерийская, инженерная школы), но главной военно-практической школой подготовки офицеров служили элитные гвардейские полки: Преображенский и Семеновский.

К концу царствования Петра I в стране обозначились две структуры управления: гражданская и военная. Гвардия стала элитой военной власти и управляла гражданским аппаратом. Управление вооруженными силами было возложено на Военную и Адмиралтейскую коллегии.

В 1716 г. был введен Устав воинский, регламентировавший состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов. В 1720 г. был принят Морской устав.

В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод провозгласили Петра I императором всероссийским, великим и отцом Отечества. Россия стала империей. Император согласно положениям, содержащимся в воинских артикулах, Морском уставе и Духовном регламенте, обладал более широкими полномочиями, чем царь в XVII в. Император был верховным главно­командующим и стоял во главе орденской и наградной систем империи. Также он ведал вопросами формирования полков, назначением офицеров, устанавливал план и порядок ведения боевых действий.

Пётр Великий - неоднозначная личность в мировой истории. Оценивая реформы Петра I кратко, одни историки считают его Великим Реформатором, сумевшим повернуть развитие России по другому курсу. Другие же - чуть ли не антихристом, который пошёл вспять против прежних порядков и церковных устоев, разрушив привычный уклад жизни русского народа.

Приход к власти и предпосылки

Пётр Алексеевич Романов (1672-1725) был сыном царя Алексея Михайловича от второго брака. Был провозглашён царём совместно со сводным братом Иваном в 1682 году. Из-за малого возраста обоих фактически страной управляла их старшая сестра Софья.

В 1689 году Софью отстранили от престола. Власть полностью перешла в руки Петра. Хотя формально Иван продолжал считаться соправителем, он был слишком слаб и болен для участия в делах государства.

Государство было в трудном положении: Московское царство находилось в состоянии очередной войны с Османской империей. В поиске союзников, Пётр 1 отправился в путешествие по Европе с целью заключения политических союзов. Знакомясь с культурой и устройством европейских стран, он воочию увидел, насколько отстала Россия в развитии от западных держав. Пётр 1 понял, что пришло время перемен. Вернувшись на родину, он решительно стал «прорубать окно в Европу» .

Реформы Петра Первого приведены в таблице.

Внешняя политика и военная реформа Петра I

Молодой царь планировал вести довольно агрессивную внешнюю политику. Петр предполагал усилить влияние России на международной арене, расширить границы и получить доступ к незамерзающим морям - Азовскому, Чёрному и Каспийскому. Для достижения таких амбициозных целей необходимо было построить боеспособную армию .

Петр ещё с детства интересовался военным делом. Для юного царевича были созданы потешные (петровские) полки - специальные военные формирования для изучения тактики боя и приёмов владения оружием. Именно тогда у Петра выработались взгляды на то, как в будущем должна выглядеть русская армия. После прихода к власти эти взгляды легли в основу военной реформы Петра 1.

Военная реформа имела пять основных направлений:

Благодаря этим изменениям, русская армия смогла стать одной из сильнейших на то время. Особенно ярко это проявилось во время Северной войны, где войска Петра 1 разгромили образцовую шведскую армию.

Административно-территориальные изменения

Внутренняя политика Петра 1 была направлена на создание абсолютной монархии за счёт укрепления вертикали власти, основанной на местном самоуправлении, а также усиление полицейского надзора для предотвращения и быстрого подавления мятежей.

Административные реформы можно разделить на 2 категории:

  • центрального управления;
  • местного управления.

Причиной преобразования органов центрального управления стало желание Петра заменить старую бюрократическую машину и выстроить новую модель власти.

Результатом реформы стало создание:

  • Консилии министров (Сената) - органа власти для управления государством во время отсутствия царя. Сенаторов назначал лично Петр 1;
  • Синода - был создан вместо упразднённой должности патриарха для управления церковными делами. Церковь переходила в подчинение к государству;
  • Коллегий - органов государственного управления, которые делились чётко по ведомствам и замещали устаревшую систему приказов;
  • Тайной Канцелярии - организации, деятельность которой заключалась в преследовании противников политики царя.

Предпосылкой для проведения реформ местного управления стала война со Швецией и необходимость более эффективного государственного аппарата.

Согласно губернской (областной) реформе, страна делилась на губернии, дистрикты и провинции. Подобная структура позволяла более эффективно собирать налоги с податных сословий в каждой области. К губернии прикреплялась отдельная воинская часть, которую жители губернии должны были содержать, обеспечивать продовольствием и жильём. В случае войны рекруты из местных жителей вступали в эту же воинскую часть и могли быть мгновенно переброшены в места военных действий. Губернаторов назначал лично Пётр.

Городская реформа была довольно бессистемной и происходила в несколько этапов. Главной целью было собрать как можно больше налогов с населения.

В 1699 была создана Бурмистрская палата, которую в народе окрестили Ратушей. Главными функциями Ратуши было собрание подати и обеспечение постоя армии. Это был выборный орган, проведение выборов было возможным при уплате городом двойных налогов. Естественно, большая часть городов реформу не оценила.

После окончания Северной войны начался второй этап городской реформы. Города делились на разряды (в зависимости от количества дворов), а горожане - на категории (податные и неподатные).

Во время административных преобразований, Пётр предпринял также проведение судебной реформы. Целью реформы было разделить ветви власти, создать независимые от городской или губернской администрации суды. Верховным судьёй становился сам Пётр. Он проводил разбирательства самых важных государственных дел. Слушаниями по политическим делам занималась Тайная Канцелярия. Судебными функциями обладал также Сенат и Коллегии (за исключением Коллегии иностранных дел). В губерниях были созданы надворные и нижние суды.

Экономические преобразования

Социально-экономическое положение России было незавидным. В условиях агрессивной внешней политики, постоянном ведении войн, стране требовалось много ресурсов и денег. Реформаторский ум Петра упорно искал способы добычи новых финансовых источников.

Была проведена налоговая реформа. Главной её особенностью было введение подушной подати - осуществлялся сбор средств с каждого человека, ранее же налог взимался со двора. Это позволило наполнить бюджет, но усилило социальное напряжение, увеличилось количество крестьянских восстаний и бунтов.

Для развития отсталой русской промышленности Пётр 1 активно пользовался помощью иностранных специалистов, приглашал ко двору лучших европейских инженеров. Но рабочих рук катастрофически не хватало. Поэтому с ростом производства и открытием новых фабрик, вместо платы подушного, крепостной мог приписаться к заводу и обязаться отрабатывать там определённое количество времени.

Пётр поощрял построение фабрик, наделял коммерсантов широким рядом льгот. А также строились предприятия за государственные деньги, а позже передавались в частные руки. Если выбранный владелец фабрики не справлялся с производством и шёл в убыток, Пётр отбирал предприятие обратно в собственность государства, а нерадивого промышленника мог и казнить.

Но топорные русские изделия не могли достойно конкурировать с продвинутыми европейскими. Для поддержки отечественного производства Пётр начал пользоваться политикой протекционизма - были введены высокие пошлины на ввоз иностранных товаров.

Пётр активно способствовал торговле. Он понимал, что для этого необходимо развивать удобную транспортную систему. Были проложены новые водные каналы (Ивановский, Староладожский, Тверецкий), строились сухопутные пути сообщения.

При правлении Петра 1 была также проведена денежная реформа. Рубль начал равняться 100 копейкам, или 200 деньгам. Чеканились более облегчённые серебряные монеты. Для торговых необходимостей в обиход были введены медные круглые монетки. Для нужд государства было учреждено 5 монетных дворов.

Нововведения в сфере культуры

Пётр Первый стремился приобщить Россию к европейским культурным традициям. Устоявшиеся в эпохе XVIII века в русском обществе нормы внешнего вида и поведения он воспринимал крайне негативно, считал варварскими и устаревшими.

Свою преобразовательскую деятельность царь начал с создания Собора - увеселительного развратного мероприятия. Собор высмеивал обряды, проводимые в католической и православной церкви, пародировал их, сопровождая это лихословием и употреблением спиртного. Создан он был с целью уменьшения значения церкви и влияния духовенства на простой народ.

Во время путешествия по Европе Петр пристрастился к такой вредной привычке, как курение. В России же согласно указу 1634 года, употребление табака и его продажа были под запретом. Курящим, согласно этому указу, должны были отрезать нос. Естественно, царь стал более лоялен в этом вопросе, прежний запрет отменил, и как итог, вскоре на территории России начали создаваться собственные табачные плантации.

При Петре 1 государство стало жить по новому, юлианскому, календарю. Прежде отсчёт шёл от дня сотворения мира, а Новый год начинался 1 сентября. Указ был издан в декабре, поэтому с тех пор январь стал началом не только для нового летоисчисления, но и для года.

Затронули реформы Петра и внешний вид подданных. С юности высмеивал он мешковатую, длинную и неудобную придворную одежду. Поэтому новым указом для сословных дворян предписал носить одежду по типу европейской - в пример ставилась немецкая либо французская одежда. Людей, не следующих новой моде, могли просто посреди улицы схватить и «отрезать лишнее» - перекроить одежду на новый лад.

В немилости у Петра оказались и бороды. Сам он бороду не носил, и все разговоры о том, что это символ чести и достоинства русского человека, не воспринимал. Всем боярам, купцам и военным в законодательстве было предписано остричь бороды. Некоторым непослушным Петр рубил их лично. Духовенству и жителям деревень бороды было разрешено оставить, но при въезде в город бородачи должны были платить за неё налог.

Для высмеивания русских традиций и обычаев, а также для продвижения западной культуры был создан общественный театр. Вход был свободным, но успеха у публики театр не снискал и просуществовал недолго. Поэтому Петр издал новый указ о развлечениях для дворянства - Ассамблеях. Таким образом, царь хотел приобщить подданных к быту среднестатистического европейца.

Ходить на Ассамблеи должны были не только дворяне, но и их жёны. Предполагалось безудержное веселье - беседы, танцы, игра в карты и шахматы. Приветствовалось курение и распитие спиртных напитков. В среде дворянства Ассамблеи вызвали негатив и считались неприличными - из-за участия в них женщин, да и веселиться по принуждению не вызывало удовольствия.

Для всех ценителей русской истории имя Петра 1 навсегда останется связано с периодом реформирования почти всех сфер жизни российского общества. И одной из самых главных в этой череде стала военная реформа.

Весь период своего царствования Петр Великий воевал. Все его военные кампании были направлены против серьезных противников — Швеции и Турции. А чтобы вести бесконечные изнурительные, да к тому же наступательные войны нужна хорошо укомплектованная боеспособная армия. Собственно, необходимость создания такой армии и была главной причиной военных реформ Петра Первого. Процесс преобразований не был одномоментным, каждый его этап проходил в свое время и был вызван определенными событиями в ходе боевых действий.

Нельзя сказать, что царь начал реформирование армии с нуля. Скорее он продолжил и расширил военные нововведения, задуманные еще его отцом Алексеем Михайловичем.

Итак, давайте рассмотрим военные реформы Петра 1 кратко по пунктам:

Реформирование стрелецкого войска

В 1697 г. стрелецкие полки, являвшиеся основой армии, были расформированы, а впоследствии вовсе упразднены. Они оказались просто не готовы к ведению постоянных боевых действий. К тому же стрелецкие бунты подрывали доверие к ним царя. Вместо стрельцов в 1699 г. были сформированы три новых полка, которые укомплектовывались за счет также распущенных полков иноземного строя и рекрутов.

Введение рекрутской повинности

В 1699 г. в стране была введена новая система комплектования армии – рекрутская повинность. Первоначально рекрутские наборы проводились только по мере необходимости и регулировались специальными указами, в которых оговаривалось необходимое на данный момент количество рекрутов. Служба их была пожизненной. Основой рекрутских наборов были податные сословия крестьян и горожан. Новая система позволила создать в стране многочисленную постоянную армию, которая имела значительное преимущество перед европейскими наемными войсками.

Изменение системы военного обучения

С 1699 г. обучение солдат и офицеров стали проводить по единому строевому уставу. Акцент делался на постоянную военную подготовку. В 1700 г. открыта первая военная школа для офицеров, а в 1715 г. – военно-морская Академия в Санкт-Петербурге.

Изменения в организационной структуре армии

Армия была официально разделена на три рода войск: пехоту, артиллерию и кавалерию. Вся структура новой армии и флота была сведена к единообразию: бригады, полки, дивизии. Управление делами армии было передано в ведение четырех приказов. С 1718 Г. высшим военным органом становится Военная Коллегия.

В 1722 г. была создана Табель о рангах, которая четко структурировала систему воинских званий.

Перевооружение армии

Петр I начал вооружать пехоту кремневыми ружьями со штыком единого калибра и шпагами. При нем были разработаны новые образцы артиллерийских орудий и боеприпасов. Создавались новейшие типы кораблей.

В результате военных реформ Петра 1 в России начался бурный рост экономики. Ведь для того, чтобы обеспечить такую армейскую махину, нужны были новые сталелитейные и оружейные заводы, заводы по производству боеприпасов. Как следствие к 1707 г. была полностью ликвидирована зависимость государства от импорта оружия из Европы.

Главные итоги реформы заключались в создании многочисленной и хорошо обученной армии, что позволило России начать активное военное соперничество с Европой и выйти из него победителем.

Военная реформа.

В государственных преобразованиях эпохи Петра I особое место занимает военная реформа, ибо, как отмечал В.О. Ключевский, «война была главным движущим рычагом преобразований, а военная реформа – её начальным моментом. Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы ». Так что военная реформа была первоочередным преобразованием Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имела очень важноезначение в нашей истории,оказав глубокое действие на склад общества и дальнейший ход событий.

В современной учебной литературе, как для средней школы, так и для высших учебных заведенийсуть военных преобразований Петра I сводится к тому, что именно его стараниями в России были созданы регулярная армия, одна из сильнейших в мире, и морской флот.То, что армия и флот были главным предметом заботы императора ни у кого не вызывает сомнений. Но чтобы определить, что же для них сделал непосредственно Пётр I , необходимо разобраться с тем, что досталось ему в наследство.

Согласно определению «Большой советской энциклопедии»: - Регулярные войска, войска постоянной (кадровой) армии, имеющие штатную организацию, форму обмундирования, установленный законом и уставами порядок комплектования, прохождения службы и обучения.

Первым шагом к созданию регулярного войска в России было образование стрелецких полков в 1550 году. Стрельцы (особенно «выборные» или «московские») состояли на постоянной службе, имели довольно четкую военную организацию в мирное и военное время, получали от государства денежное и хлебное жалование и даже проходили некоторое военное обучение – уже при Иване Грозном стрельцы были «научены ратному делу и пищальному стрелянию». Стрельцы комплектовались «прибором» из добровольцев – вольных посадских и сельских людей. Со временем стрелецкая служба стала наследственной.При этомгосударство еще не располагало ни средствами, ни, главное, желанием, чтобы полностью взять на свое содержание стрелецкое войско. В свободное от службы время стрельцы занимались своим хозяйством, от которого и получали, в основном, средства к существованию. Государство же давало им оружие, сукно на кафтаны, небольшое жалование. Кроме этого им предоставлялись земельные участки и налоговые льготы на занятие торговлей и ремеслом. Стрельцы сводились в приказы численностью около 500 - 1000 человек. Приказы делились на сотни, а сотни – на пятидесятки и десятки. Во главе их стояли десятники, пятидесятники, сотники и головы стрелецкие.Для стрельцов впервые в мире была введена форма. Каждый полк имел свой цвет кафтанов.Систематических военных занятий со стрельцами не велось. В мирное время их служба ограничивалась несением караулов и выполнением полицейских функций. Именно это, а также льготы в торговле и ремесле, возможность работать на своем земельном участке явились «бомбой замедленного действия». Эта «бомба» взорвалась во второй половине XVII века – и стрелецкие полки теряют свою былую подвижность и боеспособность. Стрельцы все больше сближаются с посадским населением, «обрастают» имуществом, ремеслами, торговлей. А московские стрельцы к тому же превращаются еще и в орудие дворцовых интриг и переворотов. Что, впрочем, неудивительно – этому увлекательномузанятию отдавали дань все столичныегвардейские подразделения вплоть до начала Х1Х века. Немногочисленное вначале стрелецкое войско постепенно увеличивалось и к первой половине XVII века достигло 20.000 человек, а к последней четверти XVII века – 40.000 человек, причем более половины из них составляли московские стрельцы.

В дополнение к стрельцам ещё в 30 годах XVII века появились «полки нового строя», то есть солдатские, рейтарские и драгунские полки, сформированные по западноевропейскому образцу. К концу XVII столетия у нас насчитывалось уже 48 солдатских и 26 копейных и рейтарских полков.Это были своеобразные территориальные части; разбросанные по деревням, они получали небольшое жалованье и жили в несколько худших условиях, чем поместное ополчение; осенью, на 1 месяц в году, они собирались для обучения. Полки делились на роты; по западному образцу. Для надзиранияза этими полками, за работой командиров полков требовались и постоянные начальники, имеющие соответствующие знания, опыт управления такими полками.

В 1670 году система воинских чинов полков иноземного строя дополняется двумя генеральскими званиями - генерал-майор и генерал-поручик.

Чинычастей иноземного строя с1670 года:

1РядовыеСолдат (рейтар, драгун)

2Урядники нижнего рангаКапрал

3Урядники среднего рангаПрапорщик

5Капитан (ротмистр)

6 Урядники высокого рангаМайор

7Подполковник (полуполковник)

8 Полковник

9 ГенералыГенерал-майор

Генерал-поручик

Русская артиллериябыстро развивалась собственным, самобытным путем и вскоре она стала самой передовой и наиболее сильной. В войнах, которые вел Иван III с ливонскими рыцарями и с польскими панами-захватчиками за объединение национального русского государства, артиллерия содействовала победам русских войск. Особенно известны ее успешные действия в бою на реке Ведроше 14 июля 1500 года. Быстрое развитие и усовершенствование артиллерии в Русском государстве привело к тому, что на Руси раньше, чем в какой-либо другой стране, артиллерия стала самостоятельным родом войск: в 1547 году пушкари были выделены из состава стрельцов и был создан особый Пушкарский приказ. Все это была сделано в то время, когда в Западной Европе артиллерия еще не была отдельным родом войск, артиллеристы считались не солдатами, а мастерами особого цеха и орудия обслуживались даже в бою вольнонаемными мастеровыми, которых нанимали только на время войны. Лишь через полстолетия в Западной Европе начали проводиться мероприятия, подобные тем, которые уже были проведены на Руси. Уже при Иване Грозном русская артиллерия сделалась и самой многочисленной в мире: в ее составе насчитывалось больше 2000 орудий, в том числе много тяжелых. Иван Грозный ввел полковую артиллерию в стрелецкие полки.В XVII веке русскому государству пришлось вести немало войн. И в этих войнах русская артиллерия проявляла свои высокие боевые качества. В 1605 году впервые в военной истории исход боя под Дрбрыничами с интервентами - польской шляхтой - был решен в пользу русских исключительно огнем русской артиллерии из пушек и огнем стрельцов из самопалов, без обычной в те времена рукопашной схватки. Именно артиллерия спасла от полного разгрома русские войска и обеспечила отход в порядке при поражении под Конотопомв 1659 году.

Воинская служба неслась в соответствии с «Уставомратных, пушечныхи других дел, касающихся до воинской науки» 1621 года. В дополнение к нему была переведенас немецкогокнига «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» 1647 года.

Основной же ударной силой русских войск того времени продолжала оставаться поместная дворянская конница. Однако в 1659 году при преследовании отступающего от Конотопа противника и вследствие неграмотного управления войсками воеводой, назначенным «по месту» (то есть в силу своего благородного происхождения, а не опыта руководства войсками), «цвет московской конницы, совершившей счастливые походы 51 и 55 года, сгиб в один день… Никогда после того царь московский не был уже в состоянии вывести в поле такого сильного ополчения».

Русско – польские войны ХVII векавыявили необходимость коренной перестройки вооруженных сил. В 1681 году было собрано особое совещание служилых людей, задача которого была поставлена так: «в мимошедших воинских бранях, будучи на боях с государевыми ратными людьми, его государевы неприятели показали новые в ратных делах вымыслы, - для тех новомышленных неприятельских хитростей учинити в государских ратях рассмотрение и лучшее устроение, чтобы тем в воинские времена имети противу неприятелей пристойную осторожность и охранение и чтобы прежде бывшее воинское устроение, которое показалось на боях не прибыльно, переменить на лучшее».Совещание выдвинуло необходимость уничтожения местничестваи распространения европейских чинов на все виды русских вооруженных сил.Царь Федор Алексеевич издает Указ об унификации воинских чинов. По этому указу военнослужащие стрелецких полков и полков иноземного строя получали одинаковыенаименования чинов и приравнивались друг к другу.

1. РядовыеСолдат (рейтар, драгун)Стрелец

2.Урядники нижнего рангаКапралДесятник

3.Подпрапорщик.

4.Урядники среднего рангаПрапорщик.

5.ПоручикПятидесятник

6.Капитан (ротмистр)Сотник

7.Урядники высокого рангаМайор.

8.Подполковник (полуполковник)Полуголова

9.ПолковникПолковник (голова)

10.ГенералыГенерал-майор.

Генерал-поручик

Одновременно началось сокращение стрельцов и поместных войск в пользу войск иноземного строя. В 1681 году русская армия имела 58 полков «нового строя», в том числе 33 пехотных и 25 рейтарских и драгунских, насчитывающих 90000 человек, а в следующем году они составляли более половины сухопутных войск. В результате основу вооруженных силМосковского царства перед приходом к власти Петра составляли полки «иноземного строя» - солдатские и рейтарские. В результате основу вооруженных силМосковского царства перед приходом к власти Петра составляли полки «иноземного строя» - солдатские и рейтарские.Солдатские (пехотные) полки «нового строя» комплектовались в основном из крестьян; рейтарские (конные) – из мелкопоместных дворян и детей бояр, не имевших средств для несения службы в поместном войске. Полки имели собственную единую форму и знамена. Личную охрану Петра составляли также полки регулярной армии, сформированные в 1691 году из потешных отрядов– Преображенский и Семеновский. Значение этих полков для будущей петровской армии огромно: именно через эти полки пройдут почти все будущие высшие офицеры и сановники. Эти полки станут настоящей кузницей офицерских кадров русской армии. Дополнительно были созданы еще 2 выборных московских полка – Бутырский (командир - Гордон) и Лефортовский (командир - Лефорт).

Оставшиеся стрелецкие полки и поместная конницабыли переформированы и перевооружены по образцу «иноземных».Обучение также проводилось по западному образцу и иностранными инструкторами. «Дворянское ополчение было полностью вооружено карабинами и другим огнестрельныморужием, саблями и палашами, седельными пистолетами, у всех были панцири и каски. Такое дворянское ополчение мало что хранило в себе от средневековой поместной системы. Скорее это дворянская конная армия нового времени, мало чем отличавшаяся от шведской или французской».

Армия полностью обеспечивалась вооружением русской промышленностью. Если раньше существовали только казенные Пушечный двор, Гранатный двор, Оружейная палатаи пороховые заводы, то к концу ХVII века работает уже целая система частных заводов в Туле, Кашире и других местах. О масштабах производства на частных оружейных заводах говорит хотя бы такой факт: в 1646-1648 годах тульские заводы продали за рубеж больше 800 пушечных стволов разного калибра. И темпы производства постоянно нарастают.

Из изложенного материала можно сделать вывод, что регулярная армия уже существовала, были офицерские кадры и опыт боевых действий, об этом писал и сам Петр I:«Понеже всем есть известно, коим образом отец наш (Алексей Михайлович) … в 1647 году начал регулярное войско употреблять. И таково войско в таком добром порядке учреждено было, что дела в Польше показаны. И едва не все Польское королевство завоевано было. Так же купно и со Швецией война ведена была… и Устав Воинский издан был».

Однако создавать армию Петру I все-таки пришлось.

Командный состав армии, доставшейся в наследство Петру, был сформирован и получил боевой опыт при царе Федоре Алексеевиче и правительнице Софье Алексеевне, под командованием В.В. Голицына. Личное негативное отношение Петра к этим людям определило и судьбу высшего звена первого русского офицерства: все они были в 1689-1694 годах отправлены в ссылку в свои именья без права служить. Армия была обезглавлена. Первым результатом стали неудачные походы на Азовв 1695 - 1696 годах. Взятие Азова в1696 году70-тысячной сухопутной армиейпри поддержке флота можно считать победой лишь с большой натяжкой – казаки брали его ранее значительно (раз в десять) меньшими силами. Стрелецкое восстание 1698года вызвало поспешную ликвидацию стрелец­ких подразделений. Но начинающаясявойна со Швецией внесла свои коррективы, и их расформирование было приостановлено.Отдельные стрелецкие части участвовали и во взятии Нарвы в 1704году,иПолтавской битве 1709года.Полки московских стрельцовпрекратили свое существование только в 1713году, городовые же патрульно-постовые части просуществовали до 1740года. Тем не менее, дело было сделано, и армия потеряла часть личного состава, который требоваласьсрочно восстановить. И в 1699 году был произведен первый рекрутский набор. В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. При такой вербовке наскоро составленные, наскоро обученные немцами полки новобранцев, по выражению бывшего в Москве в 1698-1699 годах секретаря австрийского посольства Корба, являлись «сбродом самых дрянных солдат набранных из беднейшей чер­ни». Разбавленная таким пополнением кадровая армия окончательно потеряла боеспособность. (Спустя много лет, в июне 1941 года русская армия снова, правда по другим причинам, окажется в подобном положении, когда увеличение количества приведет к потере качества). В такой ситуации и при отсутствии вменяемого командования столкновение с любой хорошо подготовленной армией было изначально обречено на поражение. О начале Северной войны историк Ключевский пишет следующее: “Редкая война даже Россию заставала так врасплох и была так плохо обдумана и подготовлена”. Противник же был не просто хорош – Шведская армия былана тот момент одной из лучших в Европе и имела огромный боевой опыт.

Против 15 тысяч шведов Петр сосредоточил в Прибалтике 60.000 своих солдат. В начале кампании воевода Шереметев, командовавший отрядом дворянской поместной конницы, разбил 8-тысячный отряд шведов. То есть старый Московский воевода с помощью старой Московской кавалерии разбил такой же по численности отряд регулярной шведской армии.А затем последовала катастрофа.

3 октября 1700 года передовой отряд русской армии во главе с Петром прибыл кНарве. К 29 октября русские закончили сосредоточение войск и подготовительные осадные работы и начали артиллерийский обстрел крепости. Взять город не удалось. По разным данным под Нарвой Пётр I располагал от 29 до 37 тыс. человек (из них 6500 человек поместной дворянской конницы) и до 284 артиллерийских орудий. Гарнизон крепости под командованием полковника Горна насчитывал 1 300 пеших и 200 конных солдат. Получив известие о высадке войск Карла XII в Пярну, Пётр29 ноября отбыл из лагеря русских войск, оставив командование фельдмаршалу де Круа. Считается, что Пётр намеревался ускорить подход растянувшихся в пути войск.30 ноября 1700 года Карл XII сходу бросил свои войска в атаку. Благодаря сильному снегопаду (видимость не более 20 шагов) шведам удалось незамеченными подойти к русским позициям и взять укрепления вместе с артиллерией. В лагере русских началась паника. Фельдмаршал де Круав разгар битвы сдался шведам вместе с остальными иностранными «специалистами», командовавшими войсками Петра.Оставшись без командования, начали паническое отступление пехотные части. В то же время Преображенский, Семёновский и Лефортовский полки, дивизии А. И. Головина, А.А. Вейде и И. Ю. Трубецкого умело оборонялись. Бой прекратился с наступлением темноты. Утром группа русских генералов предложила Карлу условия капитуляции: шведы выпускают русские войска на другой берег реки Наровы с оружием и знамёнами, но без артиллерии. Карл согласился, но после переправки гвардейских полков и дивизии Головина нарушил условия капитуляции и пленил оставшиеся войска. В плену у шведов оказалось 79 генералов и офицеров. Русская армия потерпела тяжёлое поражение: была потеряна большая часть артиллерии, понесены тяжёлые людские потери.В Европе русскую армию на несколько лет перестали воспринимать как серьёзную силу, а Карл XII получил славу великого полководца. От полного позора русскую армию избавили опять же действия поместной конницы - летом 1702 годаШереметев вторично разбил шеститысячный отряд шведов. Из-за особенностей комплектования поместная конница не получила рекрутского пополнения и сохранила былую боеспособность. Вместе с тем в силу своей малочисленности эти подразделения потеряли свое былое значение и к концу Северной войны уступили место регулярной кавалерии.Регулярную армию, от которой остались фактически только гвардейские полки, пришлось создавать заново.

С 1705 годабыли узаконены соответствующим указом и стали ежегодными рекрутские наборы. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен. Армия формировалась на основе устава 1621 года и провоевала с ним фактически всю Северную войну. Новый «Воинский Устав» был разработан только к 1716 году.Самым заметным, но абсолютно не влияющим на боеспособность, нововведением было принятие единой для всей армии формы одежды европейского образца.А вот введение штыка – багинета в 1708 году действительно изменило структуру пехотных частей, сделав ненужными подразделения копейщиков. Другое вооружение не изменилось. Пехота была вооружена гладкоствольными ружьями со штыками, шпагами, тесаками, гранатами. Драгуны - карабинами, пистолетами и палашами. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). Важное значение для организации армии имела «табель о рангах». Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы, как военных, так и штатских чиновников. Табель была объявлена 24 января 1722года. Указ о табели не допускал каких-либо нарушений в порядке прохождения службы. Табель предусматривала постепенное продвижение вверх по служебной лестнице, что было немаловажно для комплектования офицерского корпуса, так как соответствующих учебных заведений не хватало.

Постепенно завершается централизация военной власти. Если в начале XVIII века управление армией продолжали осуществлять несколько приказов, то после создания Сената часть военного управления перешла к нему, часть - к Военной канцелярии, созданной из слившихся военных при­казов. Централизация военного управления завершилась созданием в 1719 году Военной коллегии.Не смотря на это, качество вооруженных формирований оставляло желать лучшего, а вот количество из года в год возрастало. Имея численный перевес, эта армия была уже в состоянии справляться с предельно измотанными в походах и действующими в отрыве от своих баз шведскими войсками, как в битве при Полтаве в 1709 году. Однако столкнувшись с превосходящими силами противника, как в Прутском походе 1711 года, терпела поражения. К концу царствования Петра всех регу­лярных войск, пехоты и конницы, числилось уже до 212 тысяч,и 110 тысяч казаков. Именно эта огромная армия и позволила, в конце концов, закончить изнурительную, растянувшуюся почти на четверть века, Северную войну.

Этот огромный военно-административный механизм управляемый генеральным штабом во главе с генералитетом, коллегиями Воен­ной, Адмиралтейской, Артиллерийской канцелярией с гене­рал-фельдцейхмейстером во главе, с Провиантской канцеля­рией под начальством генерал-провиантмейстера, с главным комиссариатом под управлением генерал-кригскомиссара для приема рекрутов и их размещения по полкам, для раздачи войску жалования и снабжения его оружием, обмундировани­ем и лошадьми, требовал на свое содержание 2/3 всего тогдашнего бюджета.А с учетом того, что в местах постоянной дислокации армия не имела для размещения войск казарм (появились только в Х1Х веке) и личный состав находился на постое у местного населения, можно говорить о том, что армия перестаёт служить государству, и государство начинает служить армии. И флоту.

Петр I уделял большое внимание флоту, но только флоту, который создавался при его личном участии. Ботик, отремонтированный при личном участии Петра, был объявлен «дедушкой Русского флота». Построенный же по указанию царя Алексея Михайловича русским и иностранными мастерами по образцу пинасов «Ост-Индской компании» и спущенный на воду19 мая 1668 года 22-пушечный военный корабль «Орел» в качестве какого-либо «родственника» вообще не рассматривался. А ведь именно на нем впервые был поднят Российский триколор.

Кроме этого корабля в ХVI – ХVII веках Московия располагала очень неплохим рыболовным и торговым флотом, возникшим совершенно независимо от флотов других европейских держав и базировавшимся в Архангельске и Холмогорах на Белом море. По классификации, разработанной в Лондоне страховым агентством Ллойда, поморский коч – это «северная каракка», ничем не хуже других европейских разновидностей.То естьокеанское судно – с килем, палубой, фальшбортом и двумя мачтами с системой парусов. Задолго до ХХ века эти суда осуществляли регулярную навигацию по Северному морскому пути в условиях тяжелой ледовой обстановки, гибельной для других европейских кораблей. Поморы первыми из европейцев открыли Шпицберген (русские мореходы называли его Грумантом) и Новую Землю, но точное время открытия этих архипелагов неизвестно, хотя сведения о полярных островах на Руси имелись ещё в XIII веке. Большую роль в истории развития русского мореплавания на Севере и освоении севера Сибири в конце XVI – начале XVII века сыграл Мангазейский морской ход, который объединил два разобщённых участка Северо-Восточного прохода – пути через юго-восточную часть Баренцева моря и через Карское море до Обской губы.

По размерам кочи не уступали тем же пинасам. Иногда кочи использовались как военные корабли, для чего на палубе устанавливались пушки. Самымбольшим судном на русском севере была морская лодья, имевшая три мачты и грузоподъемность в 200 тонн.

В первой половине XVIII века по указу Петра I все старые русские суда были уничтожены.Однако, несмотря на строжайший запрет Петра строить «староманерные» суда, кочи существовали почти пятьсот лет с XVI до XX века и помогли русским землепроходцам-промышленникам и казакам открыть и изучить всё полярное побережье Евразии, дойти до Берингова пролива и Анадыря.О размахе судостроения на Севере М. И. Белов писал следующее: «В 1710 году, например, из Архангельска вышло на морские промыслы 190 судов, из них 68 крытых больших карбасов, 87 лодей, 7 сойм, 22 шняки, 11 каюков, 1 яхта и 1 кочмара… В 1790 году к Архангельску пришло 97 кочей, 124 лодьи, 75 весновальных карбасов, 15 шняк…»

Военный флот также периодически создавался в России для решения конкретных оперативно - тактических задач. В 1570 году на Балтике действовала созданная по повелению Ивана Грозного для поддержки сухопутных войск в Ливонской войне каперская флотилия.Для охраны торгового мореплавания на Каспийском море и на Волге, в Росси были построены вооружённые суда и сформированы специальные судовые команды стрельцов. С 1624 года в Астрахани существовал казённый Деловой двор, на котором строились торговые и военные суда. В 1658 году во время войны со Швециейна Западной Двине была создана речная военная флотилия.Созданная в 1696 году Петром I Азовская военная флотилия предназначалась также в первую очередь для решения конкретной оперативной задачи – блокирования с моря крепости Азов и содействия в штурме сухопутным частям.

С началом северной войны азовская эскадра была заб­рошена, апотом потеряно и само азовское море. Поэтому, все усилия Петра обратились на создание балтийского флота. В 1713 году главная часть флота была готова. Галерный (шхерный) флот в составе более 200 судов выступил в Финские шхеры, арусский корабельный флот в составе 18 кораблей, под личным командованием царя,в 1714 году сосредоточился в Ревеле.

Как и в сухопутной армии, на флоте количество возобладало над качеством. К концу царствованиябалтийский флот насчитывал в своем составе 48 линейных кораблей и до 800 галер и других мелких су­дов с 28 тысячами экипажа. Все корабли, построенные Петром, сколочены в ударнокороткие сроки из сырого дерева и при абсолютном пренебрежении ксуществующим на тот момент технологиям. И если ранее государство щедро оплачивало постройку судов, не делая в этом разницы между иностранными специалистами и своими мастерами, то во времена Петра кораблестроение превратилось для русских в каторгу. Соответственным был и результат. Корабли были очень похожи на настоящие, но их качество никуда не годилось. Кроме того рекрутские наборы не смогли дать для корабельного флота квалифицированные экипажи. В результате крупнейшие победы русского флота в Северной войне при Гангуте и Гренгаме, результат не действия линкоров и фрегатов в эскадренном бою, а отчаянные атаки идущих на абордажпод ураганным артиллерийским огнемгалер. Их количество и решало исход боя.В общем, флот Петр все-таки построил. Только вот срок службы кораблей этого флота составлял не более пяти лет, потомсуда вульгарным образом гнили.В 1731 году из 48 крупных кораблей только 8 судов могли ходить в океане и 13 – в Балтике, вблизи берегов. В 1741 году флот попросту не смог выйти из гавани навстречу шведскому флоту.

Но не все было так уж плохо. Положительным эффектом всего этого предприятия было то, что государство привыкло иметь регулярный военно-морской флот. Были построены верфи, существующие и в настоящее время, в 1720 годубыл принят «Устав морской. О всем что касаетсядоброму управлению, в бытность флота на море», в 1722 году был издан «Регламент о управлении Адмиралтейств и Верфи и о должностях Коллегии Адмиралтейской и прочих чинов при Адмиралтействе обретающихся» - свод морских административных законов, заложены традиции.

При Петре была сохранена общая тенденция развития вооруженных сил России определённая его предшественниками, однако темпы и, главное, методы были такими, что итогом военныхреформ Петра стало разорение собственного государства,вынужденного содержать непомерно огромные армию и флот посредственного качества.А ориентирование экономики, прежде всего, на нужды армии стало определяющим для всей последующей историигосударства Российского.

Военная реформа, проведенная под личным руководством Петра I, по своим последствиям была одной из самых глубоких в истории России.

Петр I Алексеевич Романов (1672-1725) - русский царь с 1689 г., первый русский император с 1721 г., сын Алексея Михайловича. Выдающийся государственный и военный деятель, полководец и дипломат.

Реформа проводилась с 1698 по 1721 г. и была вызвана следующими причинами:

Проведение крупнейших политических, экономических преобразований,

Отсталость России в экономическом и военном отношении;

Отсутствие регулярной армии и флота.

Цель Петровской реформы - усиление военной мощи России и повышение роли страны на международной арене.

1) Создание русской регулярной армии и флота, комплектуемых на основе рекрутского набора. С 1699 г. вводится рекрутская повинность, узаконенная указом Петра I в 1705 г. Государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот определенное количество рекрутов. До 1724 г. рекруты брались из расчета один человек от 20 дворов, позже 5-7 человек от 1000 мужских душ. Призывной возраст рекрутов составлял 20-30 лет, а срок службы в армии был пожизненный.

2) Формирование национального офицерского корпуса. Он комплектовался преимущественно из дворян. Военная служба начиналась с 15 лет. До получения офицерского чина юноша обязан был 10 лет прослужить рядовым в гвардейских или армейских полках. Дворянин-гвардеец жил как солдат, в полковой казарме, получал солдатский паек и исполнял обязанности рядового.

При Петре I впервые создаются в России учебные заведения для подготовки морских, артиллерийских, инженерных и других офицеров-специалистов. Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе.

Вводится единая система военных званий и твердые основы прохождения службы, закрепленные в Табели о рангах 1722 г. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал – адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства было положено не социальное происхождение, а личные способности, образование, опыт, грамотность, храбрость офицера

3) Военная реформа установила новую организационную структуру войск и единые штаты. Вооруженные силы состояли из полевых армий, гарнизонных войск и иррегулярных частей. В структуре вооруженных сил выделялось три рода войск: пехота, кавалерия и артиллерия. В 1708 г. формируются специальные гренадерские части. Это были своеобразные штурмовые воинские подразделения. Основной тактической единицей в пехоте и кавалерии был полк. Он состоял из 2-х батальонов по 4 роты в каждом, кавалерийский - из 5-ти эскадронов. Численность полка - до 1500 чел. В полку было примерно 40 офицеров, остальные рядовые.



4) Армия и флот стали содержаться за счет государства, и были национальными по составу.

5) Создание регулярного военно-морского флота. В 1722 г. флот на Балтике насчитывал 130 (из них 32 линейных) парусных и до 200 гребных судов. Центром кораблестроения стала Адмиралтейская верфь в Петербурге, а главной базой флота - Кронштадт. В строительстве флота и создании русской военной школы, большая заслуга принадлежала Петру I, Ф. М. Апраксину, Н. А. Сенявину, Ф. А. Головину В результате реформы Россия в XVIII столетии выдвинулась в число крупнейших морских держав.

6) Создание единых военных органов управления вооруженными силами: вместо Приказов Петр I учредил военную коллегию (1718г.).

7) Создание единой системы обучения и воспитания, которая отличалась простотой и практичностью, были разработаны и внедрены воинские уставы (Устав воинский - 1716 г., морской устав - 1720 г., статьи воинские, учреждения к бою, для полевой битвы правила).

8) В рамках реформы проводилось перевооружение армии. Оно завершилось к 1709 г. Пехота получила однотипное огнестрельное оружие - гладкоствольные ружья с ударно-кремовым замком и трехгранным штыком. Кроме того, шпаги, тесаки, гранаты.

Петр I учредил первый российский орден - Святого апостола Андрея Первозванного, который вручался за "чрезвычайные" заслуги перед Отечеством. Первым кавалером этого ордена стал сподвижник Петра, будущий генерал-фельдмаршал России Ф. А. Головин. Сам же учредитель ордена стоит шестым в списке Андреевских кавалеров.

В ходе осуществления реформы возникали проблемы и трудности, чему способствовали экономическая отсталость России и противоборство части дворянства. Но, несмотря на это, в России были созданы мощные вооруженные силы, ядром которых стали созданные по инициативе молодого царя Петра I "потешные полки", из которых в 1691 г. были сформированы первые регулярные полки - Семеновский и Преображенский.

Влияние петровских военных реформ было настолько велико по своей результативности, что в последующем вооруженные силы развивались и совершенствовались под мощным воздействием этих преобразований, вплоть до реформ 60-х гг. XIX.

В начале XIX в. в России были разработаны и частично осуществлены довольно крупные военные преобразования. Они обусловливались рядом факторов. В конце XVII в. - начале XIX в. в России шел процесс разложения феодализма. В этих условиях необходимо было сохранить политическое господство дворянства, предотвратить возможность революционных потрясений в странах Западной Европы. Кроме того, в эти годы Россия вела длительные войны, которые показали, что противники, в частности буржуазная Франция, обладают более прогрессивной военной организацией. Еще одним фактором, обусловившим необходимость реформы, было то, что насажденная Павлом I прусская военная система устарела и требовала кардинальных изменений.

Вступив на престол в 1801 г., Александр I открыто провозгласил курс на реформирование всех сторон жизни, в том числе и в военной области:

Во-первых, в 1802 г. была проведена реорганизация центрального военного управления. Вместо Военной коллегии и Адмиралтейской коллегии созданных еще Петром I, создаются Военные и Морские министерства, а бывшие коллегии преобразовываются в совещательный орган при министерствах.

Во-вторых, проведены преобразования в организации войск. В пехоте и кавалерии постоянным войсковым соединением стала дивизия, которая состояла из 2-3 бригад двух полкового состава и артиллерийской бригады. Дивизии сводились в корпуса - высшие соединения, как в пехоте, так и в коннице. Корпус имел, как правило, две дивизии и две артиллерийских бригады. Корпуса объединялись в армии. Так, в начале 1812 г., войска были сведены в 8 пехотных, 4 кавалерийских корпуса и два казачьих отряда и распределялись между 1-й и 2-й Западными, 3-й Резервной и Дунайскими армиями. Увеличилось число егерских полков, способных вести бой в рассыпном строе.

В-третьих, русская армия 1809г, получила на вооружение более совершенное 7-линейное кремневое ружье, что позволило ввести обучение войск прицельной стрельбе. При активном участии генерала П. И. Багратиона и военного министра. М. Б. Барклая-де-Толли были разработаны и введены новые уставы и наставления.

В-четвертых, некоторое усовершенствование получила система подготовки офицерских кадров. Усложнение военного дела потребовало повышения уровня специальной подготовки офицеров, расширения сети военно-учебных заведений.

Все эти и некоторые другие преобразования были значительным отходом от прусской системы Павла I, возрождением национальных традиций русской армии, традиций Петра I, П. А. Румянцева, А. В. Суворова. Они положительно сказались на русской армии, которая во время Отечественной войны 1812 г под командованием М.И. Кутузова разгромила сильнейшую по тому времени армию Наполеона.

Осенью 1861г. на должность военного министра был утвержден генерал Д. А. Милютин (1816-1912 гг.) - энергичный сторонник реформ в армии, - сумевший на основе имеющихся экономических возможностей государства поднять мощь русской армии. В январе 1862 г. он представил царю, проект военной реформы, который одобрил его. Россия вступила в полосу военных реформ, которые продолжались 12 лет (1862 – 1874).

Цель этих реформ состояла в создании массовой армии, в ликвидации военной отсталости России, выявленной в Крымской войне 1853-1856 гг.

Основные направления военной реформы и ее результаты сводились к следующему:

Замена рекрутской системы комплектования войск всесословной воинской повинностью. Согласно принятому Уставу о воинской повинности (1874г.) к службе привлекались все мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Срок действительной службы в сухопутных войсках определялся в 6 лет и затем 9 лет в запасе, на флоте – 7 лет и 3 года в запасе.

Устав предусматривал освобождение от военной службы значительного числа лиц: служителей религиозного культа, врачей, преподавателей, народов Средней Азии и Казахстана, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Кавказа. Освобождались от призыва в армию по семейному положению (единственный сын, если он был кормильцем семьи). В целом по стране число ежегодно призываемых в армию не превышало 30% от лиц призывного возраста. Предоставлялись большие льготы людям, имевшим образование: для окончивших высшие учебные заведения срок действительной службы сокращался до 6 месяцев, гимназии - до- полутора лет.

Переход воинской повинности позволил государству сократить численность армии в мирное время и значительно увеличить контингент военно-обученного запаса. Его численность в конце века составила около 3 млн. человек;

Была проведена реформа военного образования, подготовки и переподготовки офицерских кадров. Значительное место среди военных преобразований заняла проблема подготовки офицерских кадров. В 60-х годах XIX века была осуществлена реформа военно-учебных заведений. Ее цель заключалась в том, чтобы готовить преданные Отчизне, хорошо образованные и обученные военному делу кадры офицеров.

Система высшего военного образования не подверглась серьезному переустройству, и реформы в этой области коснулись лишь отдельных сторон организации военных академий, а также изменений учебных планов в сторону придания военному обучению более практического характера. Были открыты две новые академии; Военно-юридическая и Морская. В конце века в России имелось 6 военных академий (Генерального штаба, Медико-хирургическая, Артиллерийская, Инженерная. Юридическая и Морская). Но количество слушателей в них было незначительным. Так, в Артиллерийской академии число слушателей не превышало 60 человек.

Серьезной реорганизации подверглась средняя военная школа. Вместо старых кадетских корпусов создавались военные гимназии, которые давали общее среднее образование и готовили юношей к поступлению в военные училища, и прогимназии с 4 - летним сроком обучения для подготовки к поступлению в юнкерские училища. В этих гимназиях учащиеся носили военную форму, уклад жизни имел полувоенный характер.

В начале 60-х годов организуются военные и юнкерские училища. В военных училищах срок обучения был 3 года, туда принимались юноши, окончившие военные гимназии. Военные училища сразу же приобрели чисто военную организацию, причем внутренний распорядок в них был основан на выполнении строжайшей воинской дисциплины, не выполнявшие ее подвергались ответственности по дисциплинарному уставу. "... в нашем училище, - рассказывает в своих воспоминаниях один из бывших юнкеров, Кривенко, - на юнкеров смотрели не так как прежде на кадет специальных классов, а как на лиц, действительно состоящих на военной службе, и потому строгая дисциплина проводилась систематичной, сильной рукой".

Юнкерские училища предназначались для подготовки офицеров из лиц, не имевших общего среднего образования, а также из армейских низших чинов, вышедших из дворянских и обер-офицерских семей. Объем военных знаний, даваемых юнкерам, был значительно меньшим, чем в военных училищах.

Для подготовки технических и других специалистов были созданы оружейные, технические, пиротехнические, топографические, фельдшерские и другие школы. В целях усовершенствования военных знаний и переподготовки офицеров учреждались одногодичные школы.

В итоге реформы военной школы заметно улучшилась подготовка командных и инженерно-технических кадров, увеличилось их число. К концу XIX в. среднегодовой выпуск офицеров достигал 2 тысяч человек, что позволяло обеспечивать до 80% вакансий в армии и на флоте.

В 1882 году военные гимназии были ликвидированы. Одновременно правительство восстановило кадетские корпуса как закрытые дворянские учебные заведения.

В итоге реформы военной школы заметно улучшилась подготовка командных, и инженерно технических кадров, увеличилось их число.

К концу XIX в. ежегодно обучалось:

В кадетских корпусах около 12 тыс. человек,

В военных училищах 5,5 тыс. человек,

В юнкерских 2,8 тыс. человек,

В академиях 850 человек.

Крупные преобразования были произведены в области военного управления и организации войск. Центральное управление по-прежнему осуществляло Военное министерство, которое состояло из: 1) Военного совета; 2) Канцелярии; 3) Главного штаба; 4) Главных управлений. Права министерства расширялись: если раньше большинство войск (гвардия, действующая армия и др.) не подчинялись ему, то теперь в его ведении стала вся армия.

Крупным мероприятием явилось создание военно-окружной системы. Страну разделили на 15 военных округов. Каждый округ возглавлялся командующим, который подчинялся царю, но свои функции выполнял под руководством военного министра.

Верховное командование над всеми вооруженными силами принадлежало императору. Его ближайшим помощником был военный министр.

Важнейшая составная часть военных преобразований - перевооружение армии и флота. На вооружение русской пехоты стало поступать нарезное стрелковое оружие - винтовка системы Бердана, а затем трехлинейная винтовка системы Мосина (1891 г.).

Берданка - однозарядная винтовка калибра 4,2 линии (10,67 мм) под металлический патрон. Заряжалась с казны. Разработана командированными в США русскими инженерами полковником А.П. Горловым и капитаном К.И. Гуииусом при содействии американского полковника X. Бердана. На вооружение были приняты винтовки Бердана № 1 (1868), № 2 (1870). Имелось 3 типа № 2 - пехотная, драгунская и казачья винтовки.

Мосин Сергей Иванович (1849-1902) - русский конструктор стрелкового оружия, генерал-майор с 1900 г. В 1890 г. создал «трехлинейную» винтовку - калибр 7,62 мм, магазинную пятизарядную. Винтовку модернизировали в 1910, 1930 и 1933 гг. Ее боевая скорострельность - 10-12 выстрелов в минуту, прицельная дальность - до 2 тыс. метров, масса со штыком - 4,5 кг, без штыка - 4 кг.

Артиллерия перевооружалась стальными нарезными орудиями. Во второй половине XIX в. произошел переход от парусного к паровому броненосному флоту. К концу столетия Россия занимала в Европе третье место по числу боевых судов: Англия имела 355 кораблей, Франция - 204, Россия - 107.

Одним из направлений военных реформ была попытка улучшения материального положения офицерского состава, повышение престижа военной службы. В 1859 г. офицерам были установлены более высокие оклады денежного содержания. В 1886 г. на 10-40% были увеличены оклады строевым офицерам. В результате годовое жалование составляло: у командиров корпусов - 10950 руб., начальников дивизий 5256 руб., командиров полков - 3711 руб., командиров батальонов - 1380 руб., командиров рот -1032 руб. Заметна непропорциональность оплаты. Но даже после этих мер офицерское денежное содержание немного отличалось от заработков квалифицированных рабочих Петербурга. Так, в 90-х гг. подпоручик получал 40 руб. в месяц, а петербургский мастеровой 22 и выше. Для сравнения: соответствующие категории офицеров во Франции получали в 2 раза в Германии - в 3 раза больше.

Таким образом, военные реформы второй половины XIX в. имели прогрессивное значение. Они повысили боеспособность российской армии и флота, что продемонстрировала русско-турецкая война 1877-1878 гг. Вместе с тем они встретили серьезное сопротивление консервативных сил, как в армии, так и в стране в целом.

Исторические условия, сложившиеся в мире в начале XX в., в том числе и в России, выявили новые тенденции в развитии военного дела. Прежде всего, к ним можно отнести такие:

Качественные перемены в материальной сфере;

Резко повысились скорострельность и дальнобойность артиллерийских систем и стрелкового оружия;

В армию стали поступать бронемашины, танки, аэропланы;

Активное внедрение новых средств связи - телеграфа, телефона, радио;

Создаются массовые многомиллионные армии;

Войны стали носить затяжной характер;

Изменилась взаимосвязь армии и народа, фронта и тыла;

Резко возросла роль тыла, снабжение армии могло быть обеспечено силами все-го народного хозяйства, а не одной военной промышленностью;

Необходимость военных реформ показали войны новой эпохи, особенно русско-японская война 1904-1905 гг., поражение в которой заставило правительство России приступить к реформированию своих вооруженных сил (1905 – 1912гг.).

Для переустройства российской армии при Совете государственной обороны (СГО), созданном в июне 1905г., была образована специальная комиссия. В военной области были проведены следующие преобразования:

1. Проведена реорганизация Центрального военного управления: С 1905 г. Генеральный штаб стал самостоятельным, независимым от Военного министерства органом. Ему передавались все вопросы подготовки страны к войне. Создается Морской Генеральный штаб.

2. В 1912 г. вводится новый закон о воинской повинности, сокративший льготы по семейному положению и увеличивший льготы по образованию.

3. Сокращены сроки действительной службы: в пехоте и артиллерии с 5 до 3 лет, в других родах войск - с 5 до 4, на флоте - с 7 До 5 лет. Запас делился на два разряда по возрасту. Лица молодого возраста определялись для пополнения полевых войск, старшего - тыловых.

4. Упразднены слабые в боевом отношении резервные и крепостные войска (15% от числа русской армии).

5. Создана корпусная и полевая тяжелая артиллерия, усилены инженерные войска и войска связи, сформированы корпусные авиаотряды.

6. Увеличено число войск в Центральных округах.

7. На вооружение принимаются новые артиллерийские системы: 122-мм, 152-мм гаубицы, 107-мм пушки; в полках создаются пулеметные команды(8 пулеметов);

8. Принимаются меры по улучшению подготовки офицерских кадров, улучшается их материальное положение. К 1914 г. в России было 28 кадетских корпусов, 19 военных училищ, 4 морских училища, 7 академий, 3 морских высших школы, и т.п. Принимались меры по омоложению офицерского корпуса. Из армии было уволено около 7 тыс. офицеров и генералов по возрасту или несоответствию своему назначению. В 1912 г. среди офицеров было: дворян - около 70%. почетных граждан - до 11%, духовенства - свыше 3%, купцов - 2,2%, податного сословия (крестьян и мещан) около 4%. Среди генералов Потомственные дворяне составляли 87% и штаб-офицеров (подполковник-полковник) около 71,5%, среди остальных офицеров - свыше половины.

9. Были приняты новые уставы (в том числе устав о пенсиях офицеров) и наставления, позволившие совершенствовать боевую подготовку с учетом опыта войны.

10. С 1906 г. началось восстановление русского военно-морского флота. На основе русско-японской войны прогрессивные военно-морские деятели России в целом верно наметили основные тенденции в развитии флотов и правильно оценили роль новых боевых сил и средств в будущей войне. Военно-морской флот пополнился новыми кораблями всех классов. По проектам выдающихся кораблестроителей А.Н. Крылова и И.Г. Бубнова были построены линкоры типа "Севастополь", которые в техническом отношении являлись лучшими для того времени кораблями этого типа. Были созданы эсминцы типа "Новик" и подводные лодки типа "Барс", считавшиеся лучшими в мире. Флот получил хорошее торпедное и минное оружие. В 1914 г. Россия имела 9 линкоров, 15 крейсеров, 99 миноносцев, 23 подводные лодки и большое число вспомогательных судов.

Военные реформы 1905-1912 гг. подняли боеспособность русской армии и флота. По своей боевой подготовке они не уступали вооруженным силам западноевропейских стран. Русский солдат был храбр, стоек, вынослив, способен вести напряженные боевые действия. Неплохо был подготовлен к войне унтер-офицерский и офицерский состав низшего и среднего звена.

В 1914г. Россия имела самую многочисленную армию в мире - свыше 1,4 млн. человек (в августе 1914 г., после мобилизации, - 5 338 000). На ее вооружении находилось 7088 орудий, из них 240 тяжелых, 4157 пулеметов системы «Максим», 263 самолета, 4000 автомобилей.

Но реформы 1905-1912 гг. проводились без учета финансовых возможностей, а в результате осуществлялись частично. Техническая отсталость страны не позволяла полностью перевооружить армию. Недостаточная подготовка высшего командного состава тормозила проведение реформы.

Таким образом, военные преобразования и реформы дооктябрьского периода были вызваны целым рядом объективных предпосылок:

Проведением ряда важнейших мероприятий в обществе в плане политической, экономической реформ;

Переменами в международной обстановке и интересами экономики;

Результатами закончившихся войн.

Основные цели военных реформ и преобразований:

Укрепление централизованного государства,

Усиление военной мощи России,

Устранение военной отсталости страны,

Повышение боеспособности армии и флота.

Военные реформы и преобразования в советский период

Красная Армия, создание которой началось еще в январе 1918 г., по своим целям и задачам принципиально отличалась от старой армии. Кроме того, 20-е годы XX в. были периодом начала нового витка в качественном развитии боевой техники и оружия.

Необходимость проведения реформы была обусловлена трудностью экономического положения страны, невозможностью содержания многочисленной армии; неудовлетворительным руководством Вооруженными Силами; невысоким уровнем боевой подготовки; несоответствием организационной структуры экономическим возможностям страны.

Все это привело к тому, что к середине 1920-х гг. назрела острая необходимость военного реформирования Красной Армии и РККФ. При этом учитывались как опыт Первой мировой и Гражданской войн, так и потребности мирного времени. Реформу проводила комиссия во главе с М.В. Фрунзе.

Целью проведения являлось укрепление вооруженных сил, сокращение их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями страны.

В реформе просматривались два этапа: первый - 1921-1923 гг.; второй-1924-1925 гг. (ряд историков определяет рамки военной реформы 1924 - 1928 гг.).

На первом этапе осуществлялось радикальное сокращение вооруженных сил. К концу Гражданской войны в рядах Красной Армии проходили службу граждане семнадцати призывных возрастов (1885-1901 гг. рожд.), а ее численность составляла 5,3 млн. человек.

К лету 1923 г. кадровая армия была доведена до 562 тыс. человек (сокращена почти в 10 раз).

На втором этапе:

Введение территориально-милицейской системы строительства армии в сочетании с кадровой. Это позволяло иметь при минимальных затратах небольшое кадровое ядро армии, способное обеспечить неприкосновенность государственных границ, а в случае войны быстро отмобилизовать крупные военные силы. Переход к смешанной системе комплектования был обусловлен чисто экономическими факторами, ибо Советское государство было не в состоянии содержать кадровую армию численностью свыше 1 млн. человек,

Изменение организационно-штатной структуры. Ликвидированы многочисленные штабы. С октября 1923 по октябрь 1924 г. центральный аппарат был сокращен на 22,7 %, аппараты военных округов - в среднем на 33,5 %, аппараты органов снабжения на 40.%. На три четверти уменьшилась бумажная отчетность;

Переход к твердой системе комплектования (осенний ежегодный призыв);

Качественное обновление командного состава, перестройка системы подготовки военных кадров - переход от системы краткосрочных курсов к военным школам с трех-четырех годичным сроком обучения, создание 6 академий; улучшение материального положения военнослужащих. В 1924 г. материальное содержание командного состава увеличилось на 30-40%, а красноармейца - с 35 копеек до 1 руб. 20 коп;

Введение единоначалия;

Реорганизация органов военного руководства;

Создание национальных формирований. К весне 1925 г. они составляли 10 % ее общей численности.

Результаты, достигнутые в ходе военной реформы, состояли в том, что вооруженные силы были приведены в соответствие с новыми условиями развития государства, возможностями его экономики и уровнем развития военной науки и техники.

В ходе проведения военных реформ возникло немало проблем и трудностей:

Невозможность обеспечить высокую боевую выучку в ходе краткосрочных сборов;

Невозможность дислокации соединений в соответствии с оперативными планами развертывания армии в случае войны;

Перегруженность армии выполнением многочисленных задач по внутренней службе (борьба с бандитизмом, охрана объектов народного хозяйства, разного рода хозяйственными работами).

В результате проведения реформы 1924-1925 (1928) гг. вооруженные силы страны были приведены в соответствие с новыми условиями развития государства, возможностями его экономики и уровнем развития военной науки и техники. Организационное укрепление армии обеспечило повышение обороноспособности страны.

Последующий опыт военного строительства свидетельствует о том, что военные реформы больше не проводились, а осуществлялись радикальные преобразования вооруженных сил.

Основным их содержанием было частичное решение довольно важных военных, мобилизационных и некоторых других задач. Несмотря на достаточно объемный характер этих преобразований, они проходили в рамках выполнения конкретных решений правительства. Общим с военной реформой являлось то, что многие из осуществляемых мероприятий вытекали из тех коренных изменений, которые произошли в международной обстановке, а также в экономической, политической и духовной сферах общества.

Некоторые черты военной реформы носила перестройка в СССР в 1935-1939 гг. Именно этот термин - "перестройка" - был выдвинут февральско-мартовским (1937 г.) пленумом ЦК ВКБ (б).

Для преобразований в Красной Армии периода 30-х годов характерны следующие черты:

Резко, сократился круг участников разработки основных направлений преобразований. ЦК ВКБ (б), изучив поступившие из войск предложения, рекомендовал Совету Труда и Обороны (СТО) и РВС СССР в течение месяца разработать план мероприятий по дальнейшему организационному укреплению Красной Армии. В апреле 1935 г. такой план был представлен и в мае одобрен Политбюро. Постановлением СТО от 16 июня 1938 г. предлагалось к 1 января 1938 г. постепенно довести количество дивизий в РККА до 106, увеличив при этом число кадровых дивизий до 71. К началу 1939 г. все дивизии Красной Армии стали кадровыми, численный состав вооруженных сил с 1936 по 1939 г. увеличился почти вдвое - с 1,1 до 2 млн. человек.

Необходимо отметить, что в ходе реформы наблюдался некритический, хвалебный подход к оценке существующего положения в вооруженных силах. Особенно он проявился в речи наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова на XVIII съезде ВКБ (б) в марте 1939 г., которая по сути дела представляла собой явный обман народа (при поддержке И.В. Сталина и других членов высшего руководства). Это привело к тому, что к сентябрю 1939 г. в Красной Армии территориальные дивизии были практически ликвидированы, а кадровых дивизий в полном смысле не существовало ввиду отсутствия соответствующего обеспечения и материально-технического снабжения. Анализ состояния реорганизационных дивизий свидетельствовал об их крайне низкой боеспособности, малообеспеченности и необученности. Кроме того, с периодом реорганизации совпадали массовые репрессии среди военных кадров, имевшие огромные масштабы.

В этих условиях, естественно, ожидаемого укрепления вооруженных сил от проводимых преобразований фактически не произошло.

Следующий период преобразований в военном строительстве был связан с окончанием второй мировой войны. Правительство имело уже опыт реорганизации Вооруженных Сил при переходе от войны к миру в 20-е гг. Казалось бы, все вопросы, связанные с этим, должны были быть продуманы и решены на научном уровне, с учетом особенностей. К сожалению, этого не произошло.

В годы Великой Отечественной войны в решении всех проблем прочно сформировался централизованный принцип, упрочилась командно-административная система, которая в то время в определенной мере была оправдана. Вопросы, связанные с будущим Вооруженных Сил, стали прерогативой высших эшелонов партийной власти. Ни партийные съезды, ни Пленумы ЦК партии не созывались для решения этих вопросов.

Решение всех вопросов по реорганизации Вооруженных Сил стало функцией Политбюро ЦК партии и СНК. Так, в феврале 1946 г. в соответствии с решением Политбюро, постановлением СНК произошла реорганизация народных комиссариатов обороны и ВМФ. Постановлением СНК от 25 февраля 1946 г. все руководство армией и флотом сосредоточилось в Наркомате вооруженных сил, вскоре переименованном в Министерство вооруженных сил. Перевод армии и флота на мирное положение начался с сокращения их численного состава. По закону, принятому Верховным Советом СССР 23 июня 1945 г., к началу 1948 г. из вооруженных сил было демобилизовано около 8.5 млн. чел. К этому времени наши вооруженные силы насчитывали в своем составе 2,874 млн. человек.

Для периода конца 40- - начала 50-х гг. характерно отсутствие четких прогнозов в военном строительстве, хотя бы на непродолжительное время. Подтверждением этому может служить реорганизация высших органов военного управления. В феврале 1950 г. Министерство Вооруженных Сил разделилось на два министерства - Военное министерство и Военно-морское министерство СССР. Высшим государственным органом руководства всеми вооруженными силами стал Высший военный совет, созданный в марте 1950 г. при Совете министров СССР. Затем, в марте 1953 г., оба министерства воссоединились в Министерство обороны СССР. При нем был создан Главный военный совет. Все это говорит о том, что прежние решения принимались без достаточной проработки.

Реорганизация вооруженных сил в 50-е гг. была вызвана военно-технической революцией. Сущность ее заключалась в резком, скачкообразном переходе к ракетно-ядерным средствам борьбы и, соответственно, появлением новых способов достижения стратегических целей войны.

Особенность данных преобразований состояла в том, что делалась попытка возродить традицию рассмотрения военных вопросов на Пленумах ЦК КПСС и съездах партии. В то же время сохранялась и негативная тенденция конца 30-х гг., когда военные вопросы глубоко не рассматривались, а дело ограничивалось хвалебными оценками, непродуманными и поспешными решениями. В обществе все прочнее утверждалась точка зрения, по которой инициатива преобразований должна исходить от первого руководителя партии и страны. Так, в конце 50-х годов Н.С. Хрущев в беседе с редактором иностранного отдела газеты «Таймс» заявил: "Мы стоим за то, чтобы, в конечном счете, ликвидировать армии, перейти на милицейскую систему...".

В концентрированном виде этот курс был изложен в докладе на IV сессии Верховного Совета. В частности, отмечалось: "Правительство и Центральный Комитет нашей партии продумывают и изучают сейчас вопрос о том, чтобы впоследствии в строительстве Вооруженных Сил перейти на территориальную систему... Мы думаем, что территориальная система сможет обеспечить нужные кадры и контингенты населения, обученного военному делу и владению современным оружием".

Подобные странные и неожиданные заявления вряд ли являлись результатом исследований, проверок, научных разработок.

Представляет собой интерес сокращение Вооруженных Сил в середине 50-х -начале 60-х гг. Практика показывает, что многие из принимавшихся решений носили волюнтаристский характер.

За 1955-1956 гг. численность Вооруженных Сил уменьшилась на 1840 тыс. человек. Осуществление таких крупных мероприятий не имело под собой научной основы, последствия сокращения для боевой готовности вооруженных сил глубоко не изучалась, социальная защищенность увольняемых офицеров и сверхсрочнослужащих не обеспечивалась.

Для этого периода характерна и вакханалия с назначением министров обороны (1953-1955 гг. - Булганин, 1955-1957 гг. - Жуков, 1957-1967 гг., - Малиновский).

Преобразования в Вооруженных Силах СССР в 60-70-е гг. происходили в период, непосредственно предшествующий сегодняшней перестройке. Определяющим критерием развития Вооруженных Сил в то время был анализ международной обстановки. Экономические возможности государства рассматривались как второстепенный фактор. В 1961 г. президент США Д. Кеннеди признал военные силы СССР и США равными, а спустя два года он впервые публично высказался за пересмотр некоторых догм "холодной войны". Это был исключительно благоприятный момент для пересмотра перспектив советского военного строительства. Однако недооценка политических средств в укреплении доверия между противоборствующими блоками привела к тому, что страна была "втянута" в длительный период гонки вооружений. Такая политика привела к тому, что в отдельные годы мы тратили на военные расходы четверть своего бюджета. Естественно, для этого требовалась большая армия, численность которой резко увеличилась после принятия в 1967г. закона СССР "О всеобщей воинской обязанности".

После апрельского (1985г.) Пленума ЦК КПСС в стране началась перестройка. Она затронула все сферы жизни советского общества, в том числе и Вооруженные Силы. Однако намеченные реформы в военной области, остались невыполненными в связи с распадом СССР и Советских Вооруженных, Сил.

Таким образом, военные реформы и преобразования в период советского строительства свидетельствуют о том, что по своему содержанию они были различны, вместе с тем они имели много общего. Как положительные, так и отрицательные результаты военных реформ этих лет могут и должны быть учтены сегодня при реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации.