Скачет красная конница малевич казимир. «Скачет красная конница» Казимир Малевич (история одного шедевра)

Из супрематического многообразия, созданного Казимиром Малевичем, выделяется одно полотно. Здесь нет загадочных геометрических фигур, соединенных в неоднозначно трактуемой композиции. Но есть тайна. И имя ей — «Скачет красная конница». Историю картины, чья загадка чарует не меньше, чем улыбка Джоконды, рассказывает Снежана Петрова.

«Скачет красная конница», Казимир Малевич

Сюжет

Между небом и землей на бескрайних просторах революционной страны несется неведомо откуда и неведомо куда красная конница. Как не вспомнить Гоголя: «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи».

В «Красной коннице» предельно точно соблюден принцип золотого сечения


Линия горизонта смещена вниз, большая часть полотна отведена небу. При этом пространство перед конницей почти вдвое больше, чем сзади. Такое положение вещей создает иллюзию интенсивного движения: подразумевая под отрядом страна мчится навстречу светлому коммунистическому будущему. Ура, товарищи!

Казалось бы, глядя на картину, вы должны улавливать этот месседж. Но не выходит. А все потому, что в идеологию картины Малевич заложил иные мысли: «…Одни вожди звали к духовной жизни, другие — к материальным благам. Так, уверовавшие люди двинулись в путь, сначала медленным путем, потом при содействии науки, развившей технику передвижения, пошли скорее, потом бежали, а теперь едут и летят в надежде скорее достигнуть благой земли. Прошли десятки тысяч лет, когда человек встал, поднялся и побежал, бежит, бежит и до сих пор. А желанного блага нет и нет, мало того, все знамена в пути своем меняются, как верстовые столбы, на которых написаны и версты, и исчислено время достижения благого постоялого двора, а оказывается, что за постоялым двором вновь идут столбы, обещающие хорошие гостиницы. Знамена меняются как портянки, и толку нет, ноги потные, пальцы стерты, мозоли нарощены. Движение человеческое в надежде получить благо напоминает собой тех безумных людей, которые, увидев горизонт, бросились туда, ибо полагали найти край земли, позабыв, что все они стоят на горизонте и бежать никуда не нужно…». Так писал Малевич в своей книге «Черный квадрат».

Полное название картины, которое сам Малевич указал, — «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы». Три группы всадников нередко сравнивают с образом трех русских богатырей. Почву, по которой несется конница, мы видим в разрезе, слои грунта раскрашены двенадцатью цветами. Это нутро нашей родины в прямом смысле слова. На полотне максимально точно передано соотношение золотого сечения — земля: небу = небо: целому = 0,618.

Контекст

Первая загадка, которая лежит на поверхности, — год создания. Если начистоту, никто не знает точно, когда Малевич написал полотно. На самом холсте указан 1918-й. Но исследователи утверждают, что появилось оно много позже — ближе к 1930-м, а дату художник поставил намеренно неверную.

Группы всадникой сравнивают с тремя русскими богатырями



Автопортрет. Малевич (1933)

Во второй половине 1920-х Малевич участвовал в нескольких европейских выставках. Многие его работы остались в Европе просто потому, что художник перепоручил заботу об их транспортировке третьим лицам. В итоге когда картины понадобились ему самому для выставки в Третьяковке, пришлось хитрить: он создал цикл работ «периода импрессионизма» и датировал их 1903—1906 годами; таким же образом он восстановил работы крестьянского цикла и датировал их 1908—1912 годами.

Судьба художника

Малевич был идеологом, провокатором, активным участником и организатором. Где была самая движуха, там не обходилось без него. Тусовки объединений в духе «Бубновый валет», «Синий всадник» и «Ослиный хвост», постановки Мейерхольда, выставки дегенеративного искусства — Малевич был в первых рядах.

Нельзя точно сказать, когда была написана «Скачет красная конница»


До определенного момента ему очень везло. Он не только творил, как душе было угодно, но и был вхож во власть. Новообразованное государство регулярно перемещало его с одной должности по части культуры на другую. Но все это было до поры. С приближением 1930-х гайки закручивали все сильнее, творит так вольно, как прежде, уже не позволяли. Настал момент, когда вспомнили и про беспартийность Малевича. Отказываясь от членства КПСС, художник приговаривал себя к забвению. И действительно, был период, когда из всего наследия Малевича можно было говорить только о «Красной коннице». Как любой абстракционизм, ее можно было трактовать многогранно. А образный ряд располагал к адаптации полотна к политической ситуации в стране.

Малевич «нарисовал» себе имя до начала 1920-х. Далее собрав вокруг себя почитателей, учеников и сторонников (и назвав их Утвердителями Нового Сскусства), Каземир Северинович посвятил себя теоритизации искусства. «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой», «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика» — уже из заголовков его статей ясно, что не давало покоя автору.

Осенью 1930 года его арестовало ОГПУ как «германского шпиона». Сидел он недолго, но о будущей карьере, звездных перспективах, публикациях и выставках не могло уже быть даже мысли, не то что слова.

После войны могила Малевича оказалась на пахотном колхозном поле



Жена и дочь Малевича у его могилы

Казимир Малевич скончался в Ленинграде 15 мая 1935 года. С могилой его произошел конфуз, конечно. В годы войны его могила была утрачена. Позже группа энтузиастов выяснила, что прах Малевича покоится на пахотном колхозном поле, которое затем еще и застроили.

Скачет красная конница . 1928-1932 Холст, масло . 91 × 140 см Государственный Русский музей , Санкт-Петербург К:Картины 1928 года

Скачет красная конница - картина Казимира Малевича . В настоящий момент хранится в Русском музее . Написана в 1928-1932 годах, точная дата неизвестна, на многие свои поздние картины Малевич ставил более раннюю дату.

История

Картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, признаваемая официальной историей советского искусства, чему способствовало её название и изображение событий Октябрьской революции. Малевич поставил на обратной стороне дату 18 года, хотя на самом деле она была написана позже.

Описание

Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширины земли и неба в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре ряда всадников. Земля нарисована из 12 цветов.

Напишите отзыв о статье "Скачет красная конница"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Скачет красная конница

После того как гусары въехали в деревню и Ростов прошел к княжне, в толпе произошло замешательство и раздор. Некоторые мужики стали говорить, что эти приехавшие были русские и как бы они не обиделись тем, что не выпускают барышню. Дрон был того же мнения; но как только он выразил его, так Карп и другие мужики напали на бывшего старосту.
– Ты мир то поедом ел сколько годов? – кричал на него Карп. – Тебе все одно! Ты кубышку выроешь, увезешь, тебе что, разори наши дома али нет?
– Сказано, порядок чтоб был, не езди никто из домов, чтобы ни синь пороха не вывозить, – вот она и вся! – кричал другой.
– Очередь на твоего сына была, а ты небось гладуха своего пожалел, – вдруг быстро заговорил маленький старичок, нападая на Дрона, – а моего Ваньку забрил. Эх, умирать будем!
– То то умирать будем!
– Я от миру не отказчик, – говорил Дрон.
– То то не отказчик, брюхо отрастил!..
Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее.
– Эй! кто у вас староста тут? – крикнул Ростов, быстрым шагом подойдя к толпе.
– Староста то? На что вам?.. – спросил Карп. Но не успел он договорить, как шапка слетела с него и голова мотнулась набок от сильного удара.
– Шапки долой, изменники! – крикнул полнокровный голос Ростова. – Где староста? – неистовым голосом кричал он. К:Картины 1928 года

Скачет красная конница - картина Казимира Малевича . В настоящий момент хранится в Русском музее . Написана в 1928-1932 годах, точная дата неизвестна, на многие свои поздние картины Малевич ставил более раннюю дату.

История

Картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, признаваемая официальной историей советского искусства, чему способствовало её название и изображение событий Октябрьской революции. Малевич поставил на обратной стороне дату 18 года, хотя на самом деле она была написана позже.

Описание

Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширины земли и неба в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре ряда всадников. Земля нарисована из 12 цветов.

Напишите отзыв о статье "Скачет красная конница"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Скачет красная конница

Но Север был защищён глухой стеной веры в то, что говорил... Видимо, они все железно верили, что были правы. Или кто-то когда-то вселил эту веру в их души так крепко, что они проносили её чрез столетия, не открываясь и не допуская никого в свои сердца... И я не могла через неё пробиться, как бы ни старалась.
– Нас мало, Изидора. И если мы вмешаемся, не исключено, что мы тоже погибнем... А тогда проще простого будет даже для слабого человека, уже не говоря о таком, как Караффа, воспользоваться всем, что мы храним. И у кого-то в руках окажется власть над всеми живущими. Такое уже было когда-то... Очень давно. Мир чуть не погиб тогда. Поэтому – прости, но мы не будем вмешиваться, Изидора, у нас нет на это права... Наши Великие Предки завещали нам охранять древние ЗНАНИЯ. И это то, для чего мы здесь. Для чего живём. Мы не спасли даже Христа когда-то... Хотя могли бы. А ведь мы все очень любили его.
– Ты хочешь сказать, что кто-то из Вас знал Христа?!.. Но это ведь было так давно!.. Даже Вы не можете жить так долго!
– Почему – давно, Изидора?– искренне удивился Север. – Это было лишь несколько сотен назад! А мы ведь живём намного дольше, ты знаешь. Как могла бы жить и ты, если бы захотела...
– Несколько сотен?!!! – Север кивнул. – Но как же легенда?!.. Ведь по ней с его смерти прошло уже полторы тысячи лет?!..
– На то она «легенда» и есть... – пожал плечами Север, – Ведь если бы она была Истиной, она не нуждалась бы в заказных «фантазиях» Павла, Матфея, Петра и им подобных?.. При всём при том, что эти «святые» люди ведь даже и не видели никогда живого Христа! И он никогда не учил их. История повторяется, Изидора... Так было, и так будет всегда, пока люди не начнут, наконец, самостоятельно думать. А пока за них думают Тёмные умы – на Земле всегда будет властвовать лишь борьба...

Перед вами копия картины Казимира Малевича «Скачет красная конница» (1928-1932 год), находящейся в Русском Музее. Эта яркая авангардистская работа не слишком известна современному зрителю, а также замечательно не похожа на другие картины из нашего каталога, что и подтолкнуло нас к приобретению ее копии для нашего магазина.

Советские искусствоведы считали работу прокоммунистической, воспеванием революции, и долгое время это была единственная признаваемая советской властью абстрактная картина художника. В своих манифестах 1915-1916 годов Каземир Малевич действительно приветствует революцию — по крайней мере, революцию в искусстве. Художники-новаторы того времени призывают заметить наконец новую красоту в современной жизни, красоту машин, скорости, техники, нового ритма, темпа... Может быть и красоту революции, красной конницы? «Тела их летают на аэропланах, а искусство и жизнь прикрывают халатами Неронов и Тицианов», — говорил художник о верности академизму в живописи. По нашему мнению, эта картина и есть призыв Малевича «сбросить халаты прошлого» и выйти навстречу современной жизни, находить новые красоты, а красная конница — не большевистская пропаганда, а революция в искусстве. Любопытно, однако, что при этом сам художник использует столь классический (времен Тициана!) прием в построении композиции, как использование «божественной пропорции» (в оригинале линия горизонта делит полотно в пропорции золотого сечения).

Важными задачами для художников начала XX века стали передача скорости («красота скорости вечна») и направления движения (отчасти достигается смещением «центра тяжести» скачущей конницы вправо). Даже название, что интересно, не «Красная конница», а «Скачет красная конница», — важность движения подчеркивается: изображается не конница, а то, что она скачет, движется. При передаче этого движения цельность фигур исчезает, вместо этого мы видим как бы мелькающие части их тел. Это изначально футуристический прием для передачи впечатления движения. Дай художник мчащимся всадникам четкие очертания, цельность фигурам — и он прикрепит их к холсту, как прикрепляются насекомые в коллекции энтомолога, и они, заточенные в позу бега, застынут на одном месте.

Однако в разломах и нарушении цельности предметов Малевич видел не только передачу движения вещей, но и их «разрушение на пути выхода в беспредметное». Кони революции искусства не только на полной скорости мчатся, неся с собой перемены, но и на ходу теряют цельность, ибо перемены эти — грядущее беспредметное творчество, которое Малевич в манифестах супрематизма называется единственно настоящим. Земля под их ногами, не имеющая никакого сходства с реальным миром, есть созидание собственной земли, фундамента нового искусства, где нет места формам натуры.

Искусствоведы советской эпохи видели и в этой «земле в разрезе» веяния материалистической философии. Однако, читая манифесты Малевича, кажется, что раскрашенная плоскость под ногами скачущих коней символизирует именно новые принципы живописного искусства, где нет места повторению, но есть чистое созидание. «Раскрашенная плоскость — есть живая реальная форма», результат акта творения. Истинное творчество вместо повторения , господство над формами натуры — вот самоцель.

Другая цель — освобождение цвета (красок), провозглашаемого Малевичем живописной сущностью, которая всегда убивалась сюжетом. «Краска находилась в угнетении здравого смысла, была порабощена им. И дух краски слабел и угасал. Но когда он побеждал здравый смысл, тогда краски лились на ненавистную им форму реальных вещей». Таким образом, красная конница — революция в искусстве: поиск новой красоты, освобождение цвета и выход в беспредметное. И пусть сейчас мы видим, что новое искусство 20 века не вытеснило, не победило академизма, классики, реализма; что людям остались милы и пейзажи, и цветы, и обнаженные женщины, а живые раскрашенные плоскости так и не полюбились, но интересно все же погрузиться на время в те веяния, те идеи, те громкие революционные заявления авангардистов и футуристов. Они заявляли, в частности, что пишут картины не ради того, чтобы было красиво, но словно против их воли, иногда получалось именно так.

Масло/Холст (1932)

Описание

Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех...

Скачет красная конница - картина Казимира Малевича. В настоящий момент хранится в Русском музее. Написана в 1928-1932 годах, точная дата неизвестна, на многие свои поздние картины Малевич ставил более раннюю дату.

Картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, признаваемая официальной историей советского искусства, чему способствовало её название и изображение событий Октябрьской революции. Малевич поставил на обратной стороне дату 18 года, хотя на самом деле она была написана позже.

Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре всадника, каждый всадник расплывается, возможно конница из четырёх рядов. Земля нарисована из 12 цветов[.