Скачет красная конница малевич. Копия картины казимира малевича "скачет красная конница"

Из супрематического многообразия, созданного Казимиром Малевичем, выделяется одно полотно. Здесь нет загадочных геометрических фигур, соединенных в неоднозначно трактуемой композиции. Но есть тайна. И имя ей - «Скачет красная конница». Историю картины, чья загадка чарует не меньше, чем улыбка Джоконды.

«Скачет красная конница», Казимир Малевич

Сюжет
Между небом и землей на бескрайних просторах революционной страны несется неведомо откуда и неведомо куда красная конница. Как не вспомнить Гоголя: «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи».

Линия горизонта смещена вниз, большая часть полотна отведена небу. При этом пространство перед конницей почти вдвое больше, чем сзади. Такое положение вещей создает иллюзию интенсивного движения: подразумевая под отрядом страна мчится навстречу светлому коммунистическому будущему. Ура, товарищи!

Казалось бы, глядя на картину, вы должны улавливать этот месседж. Но не выходит. А все потому, что в идеологию картины Малевич заложил иные мысли: «…Одни вожди звали к духовной жизни, другие - к материальным благам. Так, уверовавшие люди двинулись в путь, сначала медленным путем, потом при содействии науки, развившей технику передвижения, пошли скорее, потом бежали, а теперь едут и летят в надежде скорее достигнуть благой земли. Прошли десятки тысяч лет, когда человек встал, поднялся и побежал, бежит, бежит и до сих пор. А желанного блага нет и нет, мало того, все знамена в пути своем меняются, как верстовые столбы, на которых написаны и версты, и исчислено время достижения благого постоялого двора, а оказывается, что за постоялым двором вновь идут столбы, обещающие хорошие гостиницы. Знамена меняются как портянки, и толку нет, ноги потные, пальцы стерты, мозоли нарощены. Движение человеческое в надежде получить благо напоминает собой тех безумных людей, которые, увидев горизонт, бросились туда, ибо полагали найти край земли, позабыв, что все они стоят на горизонте и бежать никуда не нужно…». Так писал Малевич в своей книге «Черный квадрат».

Полное название картины, которое сам Малевич указал, - «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы». Три группы всадников нередко сравнивают с образом трех русских богатырей. Почву, по которой несется конница, мы видим в разрезе, слои грунта раскрашены двенадцатью цветами. Это нутро нашей родины в прямом смысле слова. На полотне максимально точно передано соотношение золотого сечения - земля: небу = небо: целому = 0,618.
Контекст
Первая загадка, которая лежит на поверхности, - год создания. Если начистоту, никто не знает точно, когда Малевич написал полотно. На самом холсте указан 1918-й. Но исследователи утверждают, что появилось оно много позже - ближе к 1930-м, а дату художник поставил намеренно неверную.

Автопортрет. Малевич (1933)

Во второй половине 1920-х Малевич участвовал в нескольких европейских выставках. Многие его работы остались в Европе просто потому, что художник перепоручил заботу об их транспортировке третьим лицам. В итоге когда картины понадобились ему самому для выставки в Третьяковке, пришлось хитрить: он создал цикл работ «периода импрессионизма» и датировал их 1903-1906 годами; таким же образом он восстановил работы крестьянского цикла и датировал их 1908-1912 годами.
Судьба художника
Малевич был идеологом, провокатором, активным участником и организатором. Где была самая движуха, там не обходилось без него. Тусовки объединений в духе «Бубновый валет», «Синий всадник» и «Ослиный хвост», постановки Мейерхольда, выставки дегенеративного искусства - Малевич был в первых рядах.

До определенного момента ему очень везло. Он не только творил, как душе было угодно, но и был вхож во власть. Новообразованное государство регулярно перемещало его с одной должности по части культуры на другую. Но все это было до поры. С приближением 1930-х гайки закручивали все сильнее, творит так вольно, как прежде, уже не позволяли. Настал момент, когда вспомнили и про беспартийность Малевича. Отказываясь от членства КПСС, художник приговаривал себя к забвению. И действительно, был период, когда из всего наследия Малевича можно было говорить только о «Красной коннице». Как любой абстракционизм, ее можно было трактовать многогранно. А образный ряд располагал к адаптации полотна к политической ситуации в стране.

Малевич «нарисовал» себе имя до начала 1920-х. Далее собрав вокруг себя почитателей, учеников и сторонников (и назвав их Утвердителями Нового Сскусства), Каземир Северинович посвятил себя теоритизации искусства. «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой», «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика» - уже из заголовков его статей ясно, что не давало покоя автору.

Осенью 1930 года его арестовало ОГПУ как «германского шпиона». Сидел он недолго, но о будущей карьере, звездных перспективах, публикациях и выставках не могло уже быть даже мысли, не то что слова.


Жена и дочь Малевича у его могилы

Казимир Малевич скончался в Ленинграде 15 мая 1935 года. С могилой его произошел конфуз, конечно. В годы войны его могила была утрачена. Позже группа энтузиастов выяснила, что прах Малевича покоится на пахотном колхозном поле, которое затем еще и застроили.

140 лет назад, 23 февраля (11 по старому стилю) 1878 года, родился Казимир Северинович Малевич – основоположник супрематизма и автор одной из самых лучших картин про Красную Армию.

Нисколько не преувеличиваю. Эта картина – шедевр. Любой, кто видел её воочию в Русском музее, это подтвердит. И даже советская власть, отвергавшая остальное творчество художника, была в восторге от этой картины.


На полотне нет загадочных геометрических фигур, соединённых в неоднозначно трактуемую композицию. На нём «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы». Именно так картину подписал автор.


Завораживающая и выразительная картина разделена на три части: небо, земля и люди с лошадьми – красная конница. Соотношение высоты земли и неба максимально приближено к пропорции 0,618. То есть к знаменитому золотому сечению. Красные конники из трёх групп по четыре ряда всадников стремительно скачут вдаль. Земля нарисована как бы в разрезе – слоями в 12 цветов.


Вообще, число двенадцать на полотне использовано два раза: как видим, это не только двенадцать цветов земли, но и двенадцать всадников. Хоть и разбиты они в группы по четыре, что кому-то может навеять мысли о четырёх всадниках Апокалипсиса, но всё же их столько, сколько было апостолов с Христом. А что, вы думали, только Блок мог видеть, как с красногвардейцами шёл в белом венчике из роз – впереди – Исус Христос?


К слову, картину автор создал в конце 20-х – начале 30-х годов. Но на холсте проставил 1918-й. Год рождения Красной Армии. Чьё столетие мы отмечаем сегодня. И пусть злопыхатели истерят, что в тот самый день ничего выдающегося грозные альбатросы революции не свершили. Что за мелочность? Не тогда, так чуть позже. И будьте проще, как Малевич, который не заморачивался на тему, какую дату проставить:)


И, самое главное, не про врагов красноармейцев художники потом создавали такие впечатляющие полотна. Глаз не оторвать от зрелища того, как по бескрайним русским просторам, в романтической дымке, скачет красная конница! И не видать конца и края – только синь сосёт глаза... И от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней!!! Скачет красная конница . 1928-1932 Холст, масло . 91 × 140 см Государственный Русский музей , Санкт-Петербург К:Картины 1928 года

Скачет красная конница - картина Казимира Малевича . В настоящий момент хранится в Русском музее . Написана в 1928-1932 годах, точная дата неизвестна, на многие свои поздние картины Малевич ставил более раннюю дату.

История

Картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, признаваемая официальной историей советского искусства, чему способствовало её название и изображение событий Октябрьской революции. Малевич поставил на обратной стороне дату 18 года, хотя на самом деле она была написана позже.

Описание

Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширины земли и неба в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре ряда всадников. Земля нарисована из 12 цветов.

Напишите отзыв о статье "Скачет красная конница"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Скачет красная конница

После того как гусары въехали в деревню и Ростов прошел к княжне, в толпе произошло замешательство и раздор. Некоторые мужики стали говорить, что эти приехавшие были русские и как бы они не обиделись тем, что не выпускают барышню. Дрон был того же мнения; но как только он выразил его, так Карп и другие мужики напали на бывшего старосту.
– Ты мир то поедом ел сколько годов? – кричал на него Карп. – Тебе все одно! Ты кубышку выроешь, увезешь, тебе что, разори наши дома али нет?
– Сказано, порядок чтоб был, не езди никто из домов, чтобы ни синь пороха не вывозить, – вот она и вся! – кричал другой.
– Очередь на твоего сына была, а ты небось гладуха своего пожалел, – вдруг быстро заговорил маленький старичок, нападая на Дрона, – а моего Ваньку забрил. Эх, умирать будем!
– То то умирать будем!
– Я от миру не отказчик, – говорил Дрон.
– То то не отказчик, брюхо отрастил!..
Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее.
– Эй! кто у вас староста тут? – крикнул Ростов, быстрым шагом подойдя к толпе.
– Староста то? На что вам?.. – спросил Карп. Но не успел он договорить, как шапка слетела с него и голова мотнулась набок от сильного удара.
– Шапки долой, изменники! – крикнул полнокровный голос Ростова. – Где староста? – неистовым голосом кричал он.

    Сроки изготовления и отправки заказов в марте 2019 года

    • Через сколько дней после отправки доставят товар?

      Все зависит от удаленности адреса от Москвы. Заказы по Москве доставляются в день готовности, заказы в другие регионы передаются в курьерские службы в день готовности и доставляются, начиная со следующего календарного дня. Конкретные сроки зависят от курьерской компании, их можно узнать на странице оформления заказа.

    • Какой рисунок на спине?

      Почти всегда цвет спины соответствует цвету руков. Если на спине есть рисунок или цвет спины отличается от цвета рукавов, то мы всегда это показываем на картинке.

      Как не ошибиться с размером?

      Чуть выше есть кнопка “узнать свой размер”, при клике на нее откроется размерная таблица. ВСЕГДА сверяйтесь с ней, прежде чем оформлять заказ! Наши размеры могут отличаться от размеров в других магазинах.

      Какое качество вашей продукции?

      Состав: 50% хлопок, 50% полиэстер. Подробнее о качестве можете почитать на соседней вкладке “Технология”.

      Возможен ли обмен или возврат?

      Возврат и обмен возможен, если сохраненен товарный вид изделия. Для этого необходимо написать нам на почту с указанием причины возврата/обмена, после чего мы отправим подробную инструкцию, как это сделать.

      Какие есть способы оплаты?

      Мы работаем только по полной предоплате. Это связано с тем, что мы производим продукцию индивидуально под заказ клиента, и в том случае, если клиент передумает забирать заказ (как это часто бывает при работе с наложенным платежом), то у нас будет накапливаться большое количество остатков, которые тяжело реализовать, т.к. коллекции большие и принтов много. Мы принимаем платежи с помощью сервиса Яндекс.Касса.

      Какие гарантии, что вы не обманите?

      Мы работаем с 2014 года, и за это время мы накопили большое количество положительных отзывов, которые можете почитать на этой странице ниже:) Кроме того, мы принимаем платежи через официального партнера Яндекс.Касса, а не просто на банковскую карту. Поэтому можете не переживать, обмануть вас не получится!

    • Мы наносим изображения на нашу одежду методом сублимации. О преимуществах и недостатках этого метода можно узнать ниже.

      Процесс производства:

      Изготовление нашей продукции начинается с перенесения изображения на полотно ткани. Мы используем специальную ткань нашей разработки, состав которой в равных пропорциях состоит из хлопка и полиэстера. Добавление полиэстера необходимо для того, чтобы изображение плотно “врезалось” в структуру ткани, что придает изображению стойкость, недостижимую при других методах печати. После перенесения изображения ткань отправляется к раскройщику, где он вырезает из нее все детали будущего изделия. После раскройки изделие отправляется в швейный цех, где в ручном режиме все детали соединяются в готовый продукт.

      Преимущества:

      1. Очень стойкий принт. 2. Максимальная тактильная схожесть с хлопком. 3. Индивидуальный подход к созданию продукции (ручной пошив).

      • Недостаток:

        Из-за большой доли хлопка в структуре нашей ткани (50%), при окраске ее в черный и темные цвета, возможно появление мелких светлых ворсинок (непрокрашенный хлопок). Однако эти ворсинки не заметны с расстояния в полметра.