Сказки сутеева названия сказок. Сутеев владимир григорьевич

Многие взрослые родители не перестают с наслаждением читать удивительные, добрые, фантастические сказки Владимира Сутеева с красочными картинками для своих маленьких слушателей. Милые, сказочные, забавные истории, помнят и знают дети разного возраста. Доступные, понятные и добрые сюжетные истории покорят маленькие сердца даже у самых маленьких детишек.
Для всех известные, популярные и любимые персонажи различных невероятных животных, с помощью своих характеров и повадок, порой так сильно похожи людей. Любая фантастическая сказочная история несет в себе доброту, искреннюю радость, веселье, всегда поучает быть честным и преданным другом. Во всех сказках не приветствуется и порицается трусость, алчность, эгоизм, чрезмерная жадность. В понятной и доброй форме, доступным и понятным языком повествования преподносятся самые первые уроки бережного, позитивного и очень доброго отношения к природе, которая нас окружает. Нередко доступно объясняются все реальные истины современной жизни и жизненных ситуаций о правде и лжи, о бобре и зле, о взаимопомощи и сострадании.
Сутеев Владимир был нереально талантлив, его произведения просто невероятны. Каждый раз перечитывая его сказки можно понять, как в каждое свое произведение он вкладывал частичку своего сердца и своей доброй души.
Яблоко, позитивная, поучительная сказочная история о честности, справедливости и искренним добром отношении. Многие лесные звери ссорились и не могли разобраться, кому же достанется спелое, сочное яблоко. Каждый из них думал и считал, что именно он полностью заслужил, чтобы его съесть, это последнее яблоко. И только большой старый и мудрый медведь сумел разрешить этот долгий спор между зверями. Он разделил этот одно яблоко на разные части между всеми.
Кто сказал мяу, позитивная, жизнерадостная и очень веселая сказка о маленьком замечательном щенке, который из своих уст издал такой неповторимый и всеми любопытный звук Мяу. Самые первые встречи и любопытные знакомства с многими жителями большого двора, с их неповторимыми повадками, поведением их разными мыслями и голосами.
Кораблик, увлекательная история, в ней ценится искренняя честная дружба и сильно не приветствуется самовлюбленность и хвастовство. Маленький лягушонок смеялся и всегда подшучивал над друзьями, которые не могли плавать. Они собрались и сделали кораблик и отправились на нем в путешествие, а хвастливый лягушонок остался в полном одиночестве.
Читать сказки Владимира Сутеева онлайн бесплатно
Владимир Григорьевич Сутеев провел весь свой творческий долгий путь для служения детей. Он начинал как мультипликатор, а только после уже, как талантливый литератор. Все свои иллюстрации к своим сказочным произведениям рисовал самостоятельно. Искусно владея своим гениальным талантом писал и занимался рисованием одинаково прекрасно как левой рукой, так и правой рукой тоже. Читать и слушать его рассказы можно даже самым маленьким деткам, даже до годика, потому что всего его сказочные истории переполнены любовью, нежностью и теплотой.
Слушайте и смотрите сказки Владимира Сутеева онлайн
А так же для Вашего удобства Вы можете не только читать сказки, но и слушать аудио сказки или смотреть видео сказки и мультфильмы.

Сказки, как известно, пишутся добрыми сказочниками, и в первую очередь они предназначены для детей . Именно таким писателем-сказочником был Владимир Сутеев . Получив изначально художественное образование, Владимир Георгиевич начинал свою творческую деятельность художником-мультипликатором. Множество мультфильмов было создано по его сценариям. Даже самым маленьким зрителям смотреть их легко и интересно, а читать бесплатно добрые сказки Сутеева для детей доставляет истинное удовольствие.

Название Автор Популярность
Сутеев В.Г. 3
Сутеев Владимир Григорьевич 291
Сутеев Владимир Григорьевич 146
Сутеев Владимир Григорьевич 574
Сутеев Владимир Григорьевич 155
Сутеев Владимир Григорьевич 175
Сутеев Владимир Григорьевич 241
Сутеев Владимир Григорьевич 126
Сутеев Владимир Григорьевич 158
Сутеев Владимир Григорьевич 158
Сутеев Владимир Григорьевич 284
Сутеев Владимир Григорьевич 151
Сутеев Владимир Григорьевич 264
Сутеев Владимир Григорьевич 1145
Сутеев Владимир Григорьевич 348
Сутеев Владимир Григорьевич 180
Сутеев Владимир Григорьевич 282
Сутеев Владимир Григорьевич 331
Сутеев Владимир Григорьевич 464
Сутеев Владимир Григорьевич 180
Сутеев Владимир Григорьевич 200
Сутеев Владимир Григорьевич 257
Сутеев Владимир Григорьевич 190
Сутеев Владимир Григорьевич 172
Сутеев Владимир Григорьевич 175
Сутеев Владимир Григорьевич 160

Они пронизаны добротой и искренностью, персонажи яркие и запоминающиеся. Родители, читая совсем маленьким слушателям истории с участием забавных персонажей, могут быть уверены, что малыши поймут правильно смысл донесённого. Владимир Сутеев, ко всему прочему, был замечательным художником-иллюстратором, поэтому образы, показанные им в сказках, правдоподобны и ассоциативно понятны.

Чудесные сказки Сутеева для самых маленьких будут всегда интересны и взрослым. Ведь на этих сказках было воспитано не одно поколение, а мультипликационные фильмы по ним можно смотреть всей семьёй сколько угодно раз. «Мешок яблок», «Кто сказал: «Мяу»?», «Терем-теремок», «Про Бегемота, который боялся прививок» — всем с детства знакомы эти названия. Всё просто и понятно. Нет навязывания агрессии и лжи, как во многих зарубежных сказках, заполнивших экраны и страницы книг. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос добропорядочным человеком, то без сомнения начните ему читать «правильную» литературу, к которой относятся и сказки Владимира Георгиевича. Все сказки Сутеева читать можно на этом сайте. Начните воспитывать будущее поколение взрослых уже сегодня.

Все взрослые уехали в поле на уборку, нас остави­ли дома с бабушкой. А вы, ребята, идите в огород и собирайте ово­щи, - сказала нам бабушка. Мы взяли мешки и побежали в бабушкин огород. А Чапка и Усик за нами - помогать. Чапка очень хорошо помогала Маше рыть картош­ку: она рыла землю всеми лапами и даже носом. Кар­тошка так и летела, а Маша собирала её в мешок. А я пошёл дёргать морковку, хотя и не знал, какая она. И вышло: дёргаю морковку, а выдёргиваю то репу, то свёклу. Выдернул нечаянно даже огурцы и помидоры, а морковки только три штуки. Я хотел заплакать, но бабушка сказала, что сразу всё не узнаешь, а когда сам посеешь и каждый кустик вырастишь, тогда ниче­го не перепутаешь.

Зашёл как-то Медведь к Зайцу в огород и спраши­вает:

Как дела, Косой?

Да вот, морковку дёргаю, дядя Миша.

А хороша морковка-то?

Хороша, дядя Миша, да только сидит глубоко.

Мне, пожалуй, тоже морковки нужно, - задум­чиво сказал Медведь, - в запас на зиму...

На здоровье, дядя Миша! Бери сколько хочешь! Поплевал Медведь себе на лапы и пошёл морковь

дёргать, да так, что она во все стороны полетела...

Как раз мимо Ёжик проходил, и одна морковка ему прямо в голову угодила и на колючках повисла.

Посмотрели сегодня утром ребята на календарь, а там последний листок остался.

Завтра Новый год! Завтра ёлка! Игрушки будут готовы, а вот ёлки нет. Решили ребята написать Деду Морозу письмо, чтобы он прислал ёлку из дремучей леса - самую пушистую, самую красивую.

Написали ребята вот такое письмо и скорей побежали во двор - Снеговика лепить.

Началась весна.

Мы хотели идти гулять без пальто, но нам без пальто не разрешили. Тогда мы оба громко заплака­ли, и нам позволили идти в летних пальто. Наверно, мы всё-таки мало и тихо плакали; если бы я попла­кал ещё часик - меня пустили бы без пальто, но я испугался, что могут совсем не пустить.

На улице погода была очень хорошая: солнце све­тило и снег таял. Везде текла вода.

Мы прорыли канавку, и вода громко зажурчала и потекла по каналу.

В июне мы поехали к бабушке в деревню и взяли с собой Чапку и Усика.

Нам всем купили билеты, а Чапке - собачий би­лет. Усик ехал бесплатно, и папа сказал, что Усик «едет зайцем».

Не понимаю, как может котёнок ехать зайцем? Ве­чером мы приехали к бабушке, а утром уже пошли на речку - ловить рыбу. Сначала мы с Чапкой копали червяков: Чапка рыла ногами землю, а я собирал чер­вяков в баночку. Maшa их не собирала: она боялась червяков, хотя они совсем не кусаются. Потом пошли искать место на речке.

Пошёл как-то Кот на речку рыбу ловить и у самой опушки Лису встретил.

Помахала Лиса пушистым хвостом и говорит медовым голоском:

Здравствуй, кум-куманёк, пушистый коток! Вижу, рыбку ловить собрался?

Да вот хочу котятам моим рыбки принести. Лиса глаза опустила и совсем тихо спрашивает:

Может быть, ты и меня рыбкой угостишь? А то всё куры да утки...

Усмехнулся Кот:

Так и быть. Первую рыбку тебе отдам.

Уж не знаю, как тебя благодарить.

Первая рыбка моя, первая рыбка моя!..

Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал:

Щенок поднял голову, посмотрел - никого нет. «Это, наверно, мне приснилось», - подумал он и улёгся поудобнее. И тут кто-то опять сказал:

Кто там?

Вскочил Щенок, обежал всю комнату, заглянул под кровать, под стол - никого нет! Влез на подоконник, увидел - за окном во дворе гуляет Петух.

«Вот кто не дал мне спать!» - подумал Щенок и побежал во двор к Петуху.

Это ты сказал «мяу»? - спросил Щенок Петуха.

Произведения разбиты на страницы

Рассказы и сказки Владимира Сутеева.

С творчеством советского иллюстратора, писателя, сценариста и режиссера мультфильмов Владимира Сутеева (род. 1903, ум. 1993) знакомы многие дети с раннего возраста. Именно книги Сутеева с иллюстрациями самого автора зачастую становятся первыми для многих девочек и мальчиков. Мультфильмы, которые были сняты по его сценариям, до сих пор не перестают завоевывать души маленьких зрителей.

Чем же так сильно нравятся малышам сказки Сутеева ? Сюжеты их необыкновенно просты и понятны, они понятны даже самым маленьким детям. Каждая из этих замечательных сказок несет подлинные свет и добро, учит искренней дружбе, порицает такие черты как жадность и трусость. Сутеев сказки писал таким образом, что они легко и ненавязчиво преподноят малышам первые уроки морали, подлинной любви к природе, а также борьбы со злом.

Владимир Григорьевич Сутеев прожилочень интересную жизнь, являлся автором множества рассказов и сказок. Человек, котрый впервые в жизни взялся читать Сутеева удивится на сколько его произведения отличаются остроумием, правильным чувством юмора, живостью и простотой. Рассказы Сутеева способны без нудного морализаторства объяснить ребяткам простые истины, показать где кроется правда, а где скрывается ложь. Добро в его сказках и рассказах всегда выхрдит победителем.

Владимир Сутеев был неординарным и талантливым человеком. В течение всей своей жизни он старался подарить маленьким мальчикам и девочкам как можно больше своих произведений, иллюстраций и детских мультфильмов. До сего дня книги с его авторскими иллюстрациями особенно обожаемы детьми и их родителями. Свой необыкновенный талант амбидекстра – одновременного владения левой и правой рукой, Сутеев отдал на удовольствие детям. На нашем сайте вы с удовольствием можете читать сказки Сутеева онлайн и абсолютно бесплатно.

Владимир Сутеев написал и проиллюстрировал много чудесных сказок. Его произведения знают и любят малыши всех возрастов. Сказки Сутеева входят в списки книжных покупок всех молодых мам.

Название Время Популярность
00:52 430
00:50 10
23:22 2260
04:45 6000
02:08 110
01:39 3460
00:51 9000
04:33 2150
03:07 15420
05:15 25100
04:30 840
01:38 3400
04:42 18550
00:33 2300
09:49 670
31:56 900
01:53 21040
02:03 800
03:39 880
02:36 4800
03:43 890
00:36 6900
01:02 4150
02:43 1940
02:40 33940

Как Владимир Сутеев начал писать сказки?

Владимир Григорьевич Сутеев не сразу начал писать для детей. Сначала он создавал мультфильмы, работая художником-мультипликатором. Но в один прекрасный день решил попробовать себя в литературе. Результатом этого решения стало множество удивительных добрых сказок Сутеева для детей, иллюстрированных рисунками самого автора. Как у него получалось совмещать сразу два таланта? Как говорили современники автора, пытаясь ответить на этот вопрос, - секрет в том, что писал и рисовал он разными руками.

Какие они, сказки Сутеева для самых маленьких?

Сказки Сутеева – уникальное явление, ведь они будут интересны и познавательны и крохам, и детям постарше. Главные герои в них – хорошо знакомые всем животные, которых можно увидеть во дворе, в лесу или в зоопарке, а также такие же малыши, как и сами юные читатели. В сказках Сутеева для самых маленьких персонажи попадают в разнообразные ситуации, позволяющие проявить им свои лучшие качества: доброту, самоотверженность, терпимость.

Каждая история по-своему познавательна и поучительна. В одних сказках автор показывает, насколько важна в жизни дружба. Настоящий верный товарищ всегда придет на помощь и выручит из беды. Другие истории помогают понять, что добро всегда вознаграждается, а зло будет наказано.

Сутеев – потрясающий детский иллюстратор!

Каждая сказка в книгах автора сопровождается красочными иллюстрациями. Они не только помогают окунуться в мир фантазии, но и делают процесс чтения еще более увлекательным. Автор создавал рисунки для своих книг с особой любовью. Это можно увидеть, если присмотреться к персонажам. Каждая деталь тщательно прорисована, а цвета подобраны с большим мастерством.

Обилие иллюстраций – отличительная черта книг Владимира Григорьевича. Благодаря этому можно сказки Сутеева читать или смотреть как историю в картинках. Этим они в чем-то похожи на мультфильмы, которые создавал автор.

Книжки с произведениями Сутеева не потеряли своей актуальности и до сих пор очень востребованы. Их можно читать для малышей от одного года, а то и раньше. Самых маленьких увлекут яркие картинки. По ним можно не только рассказывать истории, но и учить цвета, распознавать эмоции, знакомиться с окружающим миром. Обязательно купите своему малышу хороший сборник сказок Сутеева. Не забудьте проверить, что картинки в сборнике – авторские.

История удивительной любви двух мультипликационных гениев: Владимир Сутеев 40 лет ждал, пока его возлюбленная Татьяна Таранович ответит: "Да".

После марша Мендельсона молодожены прожили вместе 10 счастливых лет.

Сутеев при первой же возможности покупал любимой цветы. Фото:

Он

Во времена СССР их не знали в лицо, но они незримо присутствовали в каждой советской семье, где росли дети. И вы тоже росли на книгах с его рисунками. Владимир Сутеев иллюстрировал добрую половину детской книжной классики середины прошлого века: чаще всего Маршака, Михалкова, Чуковского. Помните, какие там были удивительные и теплые рисунки?

А еще вы знакомы с творчеством Сутеева-писателя - героями его книг становились милые утята, цыплята, котята, щенята и прочий детский зоосад: "Гусенок и Цыпленок", "Кто сказал "мяу"?", "Мешок яблок", "Палочка-выручалочка". Вы читали эти книги, таская мармеладные дольки из жестяной баночки. Помните тех смешных лимонов и апельсинов на этикетке? Их тоже нарисовал Сутеев.

Доброе и вечное он нес не только через книги. Начиналась карьера Владимира Григорьевича с мультфильмов. Он стоял у истоков советской мультипликации, был, по сути, самоучкой. Учебником были работы Диснея. Первые его мультфильмы еще довоенные: "Дядя Степа", "Спор между домами".

Был у тех писем "свой" почерк. Там было мало слов. В основном - рисунки. Сутеев представлял себя в виде утенка, а возлюбленную - в виде цыпленка

После войны художник вернулся на студию "Союзмультфильм" - уже преподавателем. И, возможно, отрисовал бы еще десятки картин, но однажды в коридоре студии встретил женщину, которая станет смыслом всей его жизни. Но своей на законных основаниях он назовет ее спустя 40 лет.

Она

Фото: Из архива семьи Таранович

Татьяна Таранович к моменту встречи с Сутеевым работала на "Союзмульфильме". За 20 лет работы на студии она отрисует более 40 мультфильмов, ставших настоящими бриллиантами советской мультипликации - "Серую Шейку", "Дюймовочку", "Путешествие Нильса с дикими гусями", "Цветик-семицветик", "Кошкин дом". "Шейка" получит международную премию в Карловых Варах, а "Кошкин дом" - в Венеции. Правда, все эти награды осядут в кабинетах высоких чиновников "от культуры".

Лично маме эти премии не вручали, за границу она не ездила, - вспоминает дочь художницы Элеонора Сергеевна.

Да что там заграница. К теплому морю удалось поехать не сразу. Загадочный "юг", куда Ласточка уносит Дюймовочку, художница рисовала так, как подсказывало воображение.

Она была безумно влюблена в свою работу.

Мама часто работала дома, я так ее помню - не у плиты, как многие дети, а за столом, с красками, набросками, - вспоминает дочь художницы.

В квартире не было свободного места, где на пергаментных листочках не лежали бы эскизы. Это сейчас большую часть мультфильма рисуют на компьютерах - тогда же только карандаш, акварель и тысячи набросков. И надо было придумать, как показать эмоцию персонажа, движение.

Она была перфекционисткой. Не всегда с первого раза получалось нарисовать, как персонаж двигает хвостом, - вспоминает семейную легенду внучка художницы Ирина Блинова-Лухминская. - Бабушка вставала перед зеркалом на стул, привязывала к копчику что-то, похожее на хвост и часами вертелась, изображая зверька или птенца, пока не улавливала нужный ритм.

Мы позировали ей часами, изображая то уточку, то зайчика, - вспоминает дочь Элеонора Сергеевна. - Потом знакомые отмечали, что тот или иной персонаж в новом мультфильме очень на меня похож.

К сожалению, Татьяна Таранович рано оставила любимую работу: врачи диагностировали у нее серьезное заболевание сердца и определили "нерабочую" группу. Но пока могла - работала в полную силу. И в профессии была диссиденткой - водила внучек на закрытые показы диснеевских мультиков на "Союзмультфильме".

Где бы бы Сутеев ни появлялся, вокруг него мигом образовывалась толпа детей. Как вокруг Бонифация

Но к успехам коллег была справедлива. Однажды поделилась с домочадцами: "К нам на студию пришел удивительно талантливый мальчик, Юра Норштейн".

Мимолетная встреча с ней для Сутеева оказалось роковой. Фронтовик понял: его сердце ранено! Татьяна была удивительной красоты и энергетики. Но она не оставила коллеге шансов: тогда ей было 30, она была замужем, подрастала 10-летняя дочь.

Одно из тысяч признаний в любви. Фото: Из архива семьи Таранович / Художник Владимир Сутеев

Сутеев честно пробовал отступить: ушел со студии, не завершив начатый фильм. Даже женился на девушке, безумно любившей его еще со школы. К тому времени та успела овдоветь, осталась с сыном. Сутеев воспитывал пасынка как родного, внешне все было хорошо. Но забыть Татьяну не мог.

Видимо, со стороны это трудно было скрыть, - вспоминает дочь художницы. - Владимиру Григорьевичу неоднократно говорили, чтобы он оставил свои надежды, что у нас замечательная семья. Папа знал, что в маму страстно влюблен другой мужчина, но сцен ревности в доме не было. Владимира Григорьевича в детстве помню. Видела его у мамы на работе или встречала на демонстрациях. Но то, что иногда пишут, что он официально посвящал мне какие-то книги, был вхож в нашу семью, нет, этого не было. Я знала его как коллегу мамы, не более.

"Стена Сутеева"

Он продолжал ходить на "Союзмультфильм". В первую очередь - ради того, чтобы увидеть свою любимую. Вставал позади рабочего стола, сцеплял за спиной руки в замок, слегка наклонялся к эскизу и наблюдал. Часами. Иногда подсказывал, помогал. Коллеги заметили, что при внешнем спокойствии волнение влюбленного Сутеева выдавали предательски дрожащие руки. Чтобы унять эту дрожь, он стал упираться в стену, механически расковыривая штукатурку. За 10 лет в стене на уровне того места, что занимал этот "часовой любви", появилась дырка размером с кулак. Расковырял... Коллеги так потом и говорили "Повесь эскиз на стену Сутеева".

Видимо, между Татьяной и Владимиром Григорьевичем в какой-то момент все-таки произошло объяснение. Он начал писать ей письма. Тайком. Не дома. "Пишу тебе, как обычно, на почте, на краешке стола" - так начиналась часть писем. Как она, будучи замужем, их получала и хранила - это ее тайна. Но даже сейчас, после многочисленных переездов, в семье хранится пачка этих писем. Их нашли уже после ухода из жизни героев этого романа, разбирая архивы. Подробности переписки влюбленные унесли с собой в могилу.

Был у тех писем свой "почерк". Там было мало слов. В основном - рисунки. В легендарной сутеевской технике. Сутеев представлял там себя в виде утенка, а возлюбленную - в виде цыпленка. И все было понятно без слов: вот утенок выглядывает сквозь прутья клетки и отчаянно кричит цыпленку, находящемуся в соседней клетке: "Люблю!". Вроде бы и рядом, и на виду, а не подойдешь, не обнимешь. Вот утенок бежит к цыпленку с букетом. А вот просто падает, сложив в молитве крылышки, к подножию огромной буквы Т, которая светится лучами. Кстати, с этой буквы Т - первой буквы в имени возлюбленной - и начиналось большинство писем. А заканчивалось нежным "И каждый цыпленок, и каждый котенок шепчет тебе о моей любви".

Долгая дорога в ЗАГС

Сейчас в век стремительных романов и бурных разводов сложно понять, как они смогли пронести свои чувства на расстоянии, не бросившись друг к другу.

Каждый из них прошел со своим избранником до конца. Тогда не было принято ставить перед фактом: "Прости, я полюбил другого человека". Овдовела Татьяна Александровна спустя 26 лет после знакомства с Сутеевым. И еще 10 лет прожила одна. Он не разрывал с ней связи.

Много лет этот рисунок отражал суть отношений художников: вроде бы и рядом, но не дотронешься, не обнимешь. Фото: Из архива семьи Таранович / Художник Владимир Сутеев

Владимир Григорьевич стал изредка появляться у нас на воскресных обедах в конце 70-х, - вспоминает внучка Ирина. - У него в то время уже несколько лет очень тяжело болела супруга, была обездвижена. Владимир Григорьевич прошел с ней этот путь до конца, не бросил. Но скрывать свои чувства к бабушке он тоже не мог.

На исходе был 35-й год этого романа в письмах-комиксах...У нее уже не только выросла дочь - младшая внучка ходила в школу.

Гном на свадьбе

Сутеев овдовел. Официальное предложение Татьяне Александровне он сделал через год. Она сказала долгожданное "да". Жениху в тот год исполнилось 80, невесте - 67. И была свадьба. Самая настоящая - с цветами, свидетелями и праздничным обедом. Свидетельницей невеста позвала старшую внучку Ирину. В какой-то момент до регистрации повисла неловкая пауза, регистратор не спешила приступать к формальностям. Потом сотрудники ЗАГСа вежливо поинтересовались: "Жених задерживается?". К брачующимся в столь солидном возрасте там еще не привыкли и приняли Владимира Григорьевича за гостя.

Жених пришел с огромным букетом гладиолусов. Он был невысокого роста, и его почти не было видно из-за цветов, - вспоминает внучка. - Он походил на счастливого гнома. Был очень взволнован. Под конец встал на ступеньки ЗАГСа и произнес "Таня Таранович - моя! Наконец-то!"

Судьба отмерила молодоженам 10 счастливых лет. Позднее и долгожданное счастье.

Штраф от внучки

Они еще долго привыкали к новому статусу новобрачных и называли друг друга на "вы", пока младшая внучка Таня, сопровождавшая пару в поездке в дом отдыха, не придумала шуточное наказание - штраф в 5 копеек за каждое "вы". За месяц ребенок накопил приличную сумму. Сутеев был амбидекстром - одинаково хорошо рисовал левой и правой руками. И обеими одновременно. Это его умение приводило в восторг одноклассников младшей внучки Татьяны - художника часто просили выступить в школе с лекцией.

Например, он левой и правой рукой, зеркально, очень быстро рисовал мелом на доске одинаковых собачек, - вспоминает дочь Элеонора Сергеевна. - Дети приходили в восторг.

Своих кровных детей у художника не было, но для детей он обладал каким-то удивительным магнетизмом. Где бы он ни появлялся, вокруг него мгновенно образовывалась толпа детей. Как вокруг Бонифация.

Еще до свадьбы он, приходя к нам домой, интриговал с моей младшей дочкой: "А что у меня в портфеле?" - вспоминает Элеонора Сергеевна. - И поиск подарка превращался в настоящее приключение. В портфеле всегда был какой-то сюрприз.

Рисовал до самой смерти

Он продолжал рисовать - на салфетках, автобусных билетах. Оставлять трогательные записочки в виде рисунков. Незадолго до смерти перерисовал иллюстрации к книге Чуковского "У меня зазвонил телефон" - на более современные. Но к этому моменту он уже катастрофически терял зрение. Делал наброски, а жена "доводила до ума". Мечтал раскрасить "Чиполлино" - в первом варианте он вышел черно-белым. Не успел. Уже практически ослепнув, дрожащей рукой вывел предсмертный "семейный портрет" - маленький, но сильный цыпленок несет на себе поникшего обессиленного утенка.

Он до самой смерти благодарил судьбу за такой подарок, называл бабушку "моя девочка" и даже будучи уже слепым и наполовину парализованным, безошибочно находил ее руку, чтобы поцеловать, - вспоминает внучка Ирина.

Это были удивительные 10 лет, прожитые в любви и гармонии, - продолжает Элеонора Сергеевна. - Уже под конец он не вставал, я вечерами меняла маму, дежуря у его кровати. Порой он начинал бредить. И даже в бреду продолжал заботиться о нас. Например, шептал, что купил чудесные яблоки, а на дворе были голодные 90-е, и говорил, что "надо отнести яблоки Лоре и девочкам".

Он покинул этот мир весной. Они расстались всего на полгода. Она не смогла жить без него и быстро угасла - дало знать о себе больное сердце.

Похоронены супруги в одной могиле.

Досье

Сутеев Владимир Григорьевич (1903-1993). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Один из зачинателей советской мультипликации. Родился в Москве, в семье врача. Учился в 11-й мужской гимназии, закончил МВТУ им. Баумана и Государственный Техникум Кинематографии. Дебютировал в качестве мультипликатора в фильме "Китай в огне" (1925). С 1936 года - на киностудии "Союзмультфильм". Воевал, прошел всю войну. С 1947 года работал в "Детгизе".

Таранович Татьяна Александровна - советский мультипликатор.

Фильмография Татьяны Таранович

"Веселый огород" (1947), "Серая Шейка" (1948), "Цветик-семицветик" (1948), "Первый урок" (1948), "Весенняя сказка" (1949), "Гуси-лебеди" (1949), "Девочка в цирке" (1950), "Крепыш" (1950), "Сказка о рыбаке и рыбке" (1951), "Высокая горка" (1951), "Ночь перед Рождеством" (1961), "Зай и Чик" (1951), "Каштанка" (1952), "Сармико" (1952), "Волшебный магазин" (1953), "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" (1953), "Храбрый пак" (1953), "Царевна-лягушка" (1954), "На лесной эстраде" (1954), "Опасная шалость" (1954), "Оранжевое горлышко" (1954), "Стрела улетает в сказку" (1954), "Заколдованный мальчик" (1955), "Ореховый прутик" (1955), "Снеговик-почтовик" (1955), "Степа-моряк" (1955), "Лесная история" (1956), "Миллион в мешке" (1956), "Приключения Мурзилки" (1956), "Опять двойка" (1957), "Кошкин дом" (1958), "Петя и Красная Шапочка" (1958), "Янтарный замок" (1958), "Три дровосека" (1959), "Легенда о завещании мавра" (1959), "Золотое перышко" (1960), "Королевские зайцы" (1960), "Мурзилка на спутнике" (1960), "Непьющий воробей. Сказка для взрослых" (по сценарию С. В. Михалкова), "Разные колеса" (1960), "Дорогая копейка" (1961), "Ключ" (1961), "Муравьишка-хвастунишка" (1961), "Семейная хроника" (1962), "Две сказки" (1962), "Дикие лебеди" (1962), "Бабушкин козлик. Сказка для взрослых" (1963), "Баранкин, будь человеком!" (1963), "Вот так тигр!" (1963), "Дюймовочка" (1963), "Новый дом" (1964), "Почта" (1964), "Ваше здоровье!" (1965), "Вовка в тридевятом царстве" (1965), "Рикки-тикки-тави" (1965), "Про бегемота, который боялся прививок" (1966), "Про злую мачеху" (1966), "Хвосты" (1966), "Сказки для больших и маленьких" (1967), "Заяц-симулянт" (1967).

Сказки Владимира Сутеева

"Дядя Миша", "Яблоко", "Мешок яблок", "Елка", "Кораблик", "Кто сказал мяу?", "Под грибом", "Разные колеса","Мышонок и карандаш", "Капризная кошка", "Палочка-выручалочка","Цыпленок и утенок", "Кот-рыболов", "Петух и краски", "Три котенка", "Это что за птица?", "Умелые руки", "Про елки", "Мамин праздник", "Про "снегурочки" и снежинку", "Как зима кончилась","У всех праздник", "Как я ловил рыбу", "Мы в лесу", "Бабушкин огород", "Мы уже в школе", "Салют", "Мы - артисты", "Про Айболита и Чапкин портрет", "Терем-теремок", "Раз, два - дружно!", "Про Бегемота, который боялся прививок", "Мы ищем кляксу", "Петя и Красная Шапочка", "Петя Иванов и волшебник Тик-Так", "Волшебный магазин"

Мультфильмы по сценариям Владимира Сутеева

"Сказка про белого бычка" (1933), "Клякса в Арктике" (1934), "Колобок" (1936), "Отважный моряк" (1936), "Дед Мороз и серый волк" (1937), "Почему у носорога шкура в складках" (1938), "И мы на олимпиаду" (1940), "Муха-Цокотуха" (1941), "Веселый огород" (1947), "Когда зажигаются елки" (1950), "Зай и Чик" (1952), "Волшебный магазин" (1953), "Стрела улетает в сказку" (1954), "Снеговик-почтовик (Новогодняя сказка)" (1955) - по сказке "Елка", "Это что за птица?" (1955), "Кораблик" (1956), "Миллион в мешке" (1956), "Грибок-теремок" (1958), "Петя и Красная Шапочка" (1958), "Муха-Цокотуха" (1960), "Разные колеса" (1960), "Две сказки" (1962), "Кто сказал мяу?" (1962), "Только не сейчас" (1962), "Тараканище" (1963), "Шутки" (1963) , "Кот-рыболов" (1964), "Петух и краски" (1964), "Пастушка и трубочист" (1965), "Про бегемота, который боялся прививок" (1966), "Хвосты" (1966), "Раз, два - дружно!" (1967), "Мы ищем кляксу" (1969), "Дядя Миша" (1970), "Терем-теремок" (1971), "Мешок яблок" (1974), "Дед Мороз и серый волк" (1978), "Кто получит приз" (1979), "Пропал Петя-петушок" (1986).

Мультфильмы на основе рисунков Владимира Сутеева

"Старт" (1925), "1905-1925" (1925), "Китай в огне" (1925), "Похождения Мюнхгаузена" (1929), "Живые дома (Спор между домами)" (1928), "Дядя Степа" (1939), "Зай и Чик" (1952), "Стрела улетает в сказку" (1954).