Социальное действие.

Центр работы с одарёнными детьми

КГОАУ «Центр образования «Эврика»

Краевой заочный конкурс по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

«Я стану великим…!»

Задания.

Дорогой друг! Приглашаем тебя принять участие в краевом заочном конкурсе
«Я стану великим…!» по обществознанию.

Участвовать в конкурсе может любой учащийся 6-7 класса.

Оформить свою работу необходимо в соответствии с инструкцией.

Задание № 1. Вставь вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Ответ запиши в таблицу. В списке есть слова, которые в тексте встречаться не должны. Слова можно использовать один раз. 5 баллов

Гринпис – ________(А) экологическая организация, основная цель

которой – добиться решения ________(Б) экологических проблем, в том

числе путем привлечения к ним внимания общественности и ________(В).

Сегодня Гринпис работает более чем в 40 странах, в том числе и в

России. Основной принцип – отказ от _______(Г) промышленными компаниями, банками, государственными структурами и политическими партиями – гарантирует ________(Д) действий организации. Важнейшими задачами Гринпис считает изменение отношения людей к ______(Е), воздействие на _______(Ж) и потому уделяет большое внимание работе со средствами _______(З) информации. _______(И) характер организации позволяет Гринпис воздействовать на производителей и продавцов и требовать от них соблюдения экологических _______(К) и стандартов по всему миру.

Список слов: 1.Государственный 2.Идея 3.Власть 4.Гуманитарный 5.Международный 6.Гуманный 7.Финансирование 8.Одобрение

9.Успешность 10.Норма 11.Независимость 12.Человек 13.Природа

14.Общественный 15.Культура 16.Локальный 17.Общественное мнение 18.Глобальный 19.Творчество 20.Массовый

Задание № 2. 3 балла

Перед тобой изображения исторических деятелей XVIII века. Определи их имена и укажи, какое место они занимали в социальной структуре общества.

1._______

2.___________________________________________________________

3.___________________________________________________________

Задание № 3 2 балла

Составь синквейн на тему «Обществознание».

Синквейн происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, которое состоит из пяти строк». В каждой строке задаётся набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, 2 строка – два прилагательных, 3 строка – три глагола, 4 строка – фраза, несущая определённый смысл, 5 строка – вывод (одно слово, существительное).

    Обществознание

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

Задание № 4. Определи, кто есть кто. 3 балла

В одной фирме работают бухгалтер, юрист, менеджер и охранник. Их фамилии: Воробьев, Голубев, Дроздов и Журавлев. Племянник Дроздова женат на сестре Воробьева (1). Сам Воробьев не женат (2). У бухгалтера нет ни братьев, ни сестер (3). Менеджер старше брата своей жены – Журавлева (4). Юрист – самый старший из всех четверых (5).

Свой ответ обоснуй.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5. Заполни схему, указав общую для всех изображений категорию, а также составляющие её элементы. Впиши в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций. 3,5 балла

Задание № 6. 5 баллов

Прочитай текст и ответь на вопросы:

Ла-Рошель, не получая помощи английского флота и войск, обещанных Бекингэмом, сдалась после годичной осады. Двадцать восьмого октября 1628 года была подписана капитуляция.

устроили торжественную встречу, точно он возвращался после победы над

врагом, а не над французами. Он въехал через увитую цветами и зеленью аркаду, сооруженную в предместье Сен-Жак.

Д"Артаньян принял пожалованный ему чин лейтенанта. Портос оставил службу и женился в следующем году на г-же Кокнар: в вожделенном сундуке оказалось восемьсот тысяч ливров.

Арамис, совершив поездку в Лотарингию, внезапно исчез и перестал писать своим друзьям. Впоследствии стало известно через г-жу де Шеврез, рассказавшую об этом двум-трем своим любовникам, что он принял монашество в одном из монастырей Нанси.

Атос служил мушкетером под начальством д"Артаньяна до 1631 года,

когда, после поездки в Турень, он тоже оставил службу под тем предлогом,

что получил небольшое наследство в Русильоне.

Планше получил при содействии Рошфора чин сержанта гвардии.

Александр Дюма. Три мушкетера

1. Каким термином обозначается социальное явление, описанное в данном фрагменте? Дай его определение. _________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как называются социальные институты, ускоряющие данное

социальное явление? ___________________________________________

______________________________________________________________

3. Назови социальные институты, упомянутые в данном фрагменте, соотнеси их с каждым персонажем.

Д"Артаньян ___________________________________________________

Атос_________________________________________________________

Арамис_______________________________________________________

Портос_______________________________________________________

Задание № 7. Прочитай отрывки из стихотворений. 4 балла

1.« Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорки в дневнике…»

2. «Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред!»

3. «У далекой
У заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит –
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьем границу
Переходят облака».

4. « Муха, Муха- Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар».

Перечисли виды потребностей, которые встречаются в этих отрывках.

1. ________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

4.________________________________________________________________

Задание № 8. Чёрный ящик. 1 балл

Это появилось в 1989 году, с тех пор этим пользуются в 61 стране мира.

Что это? _____________________________________________________

Задание № 9. Назови место, где был принят закон и причину его принятия. 2 балла

_______________________________________________________________

2. Запрещено срезать кактус на улице города, можно получить до 25 лет тюрьмы _______________________________________________________

______________________________________________________________

Задание № 10 Фемида - богиня, символ правосудия. 2 балла

Перечислены символы богини Фемиды, кратко объясни каждый из них.

Весы - ______________________________________________________

Меч -________________________________________________________

Мантия - _____________________________________________________

Повязка на глазах -_____________________________________________

гда в виде сложных и комбинированных способов.Очертим теперьподробнее эти способы.

Возьмем для примера лермонтовское: "И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды". Если бы перед нами был Лермонтов и он произнес бы эти слова, то мы поняли бы, что он переживает то особенное состояние, которое символизируется словом "грусть". Ряд определенных звуков нам передает душевное состояние другого, служит как бы сигнальным знаком определенного душевного состояния. Таков первый пример "звуковой" сигнализации (или символизации). То же самое можно передать и иначе. Кто-нибудь из нас вместо этих слов может просто запеть или заиграть на каком-нибудь музыкальном инструменте нечто такое, что мы сознаем как "грусть"^. Например, возьмем "Осеннюю песню" Чайковского. Определенный комплекс звуков этой песни говорит нам о той же "грусти" и понятен для нас без всяких слов и разъяснений. Таков второй пример звуковой символизации. И вся наша речь есть не что иное, как сплошная звуковая символизация. Если я скажу: "Весною деревья покрываются зеленью", то этот комплекс звуков будет (для русских) чисто звуковой символизацией определенной мысли. Перечислить все конкретные виды этой символизации нет возможности. Удар пушки в 12 часов в Петербурге есть символ того, что сейчас ровно 12 часов; свисток паровоза есть знак того, что он отправляется; гудки фабрик - символ того, что смена кончилась или начинается; звук рожка пожарных - символ пожара и предупреждение о необходимости дать дорогу и т. д. и т. д. Отсюда понятно, что всякий язык может быть определен как главный и основной вид звуковой социальной символики.

Перейдем теперь к другому виду сигнализации, к цветовой. Нам приходилось встречать открытки и записки у некоторых "молодых людей" и, особенно, "барышень" с надписью "язык цветов". Этот "язык цветов" был не только языком цветов в смысле растений (например, "роза обозначает пылкую любовь", "лилия - чистоту и невинность", "хризантемы - безнадежную любовь" и т. д.), но цветов в смысле красок. Впрочем, примеров можно привести и без "альбома барышень" сколько угодно. Так, согласно Вундту, белый цвет - символ веселья, зеленый - спокойной радости, красный - возбуждения и силы. Таков простейший пример цветовой сигнализации. Одним из примеров этого же рода являются и красные ленты, и красные флаги, так настойчиво преследуемые полицией и т. д. Само по себе разумеется, что красный цвет преследуется не потому, что он красный, а потому, что он символ мыслей, хотений и чувств, враждебных существующему строю. К этому же виду сигнализации должны быть отнесены и цвета государственных флагов, символизирующие единство государства или принадлежность toi о или иного судна с определенной окраской флага к соответствующему государству. Возьмем, далее, определенные цвета фонарей различных номеров трамвая, различные цвета (обычно красный и зеленый), посредством которых символизируется опасность или же безопасность пути для поезда (например, фонари стрелочников и т. д.), или цвета галунов различных ведомств и т. п. - все это суть лишь частные виды той же цветовой символики.

Но мало того; если взять картины, особенно современных художников-декадентов, то нетрудно понять, что "новаторство" многих из них заключается именно в попытке передать определенные мысли и чувства путем простой комбинации самих цветов. Но так как здесь почти всегда этот способ символики соединен с "пространственной" символикой, то более подробно на нем мы остановимся ниже.

В качестве особого вида символики может быть выделена и чисто световая сигнализация. Возьмите фонарики, находящиеся на мачте парохода: что это такое, как не символ того, что плывет пароход и поэтому пусть это видят во избежание столкновения. Возьмите художественные постановки различных пьес. Когда автор хочет показать зрителям хорошее настроение своих героев, то одним из способов вызвать переживание этого "светлого настроения" является изображение на сцене яркого солнечного дня, когда "вся комната как бы залита солнцем". Свет вообще символ радости, веселья и душевной безоблачности. Таков вкратце способ чисто световой символики.

Перейдем теперь к символике "пространственной" или символике формы. Она встречается как в чистом виде, так и в соединении с другими видами сигнализации, в особенности с цветовой. Возьмем буквы или письмена. Обратимся ли мы к иероглифам, или к клинообразным письменам, или к нашим буквам - все они суть символы прежде всего определенных звуков, а затем определенных слов и определенных мыслей. Книги, газеты, журналы и т. д. - все они представляют частный вид этой символики "формы". Громадная роль, которую они играют в социальной жизни, сама собой понятна, и нет надобности ее подчеркивать. Возьмите, далее, все геометрические знаки - все это виды этой же символики формы. Особенно резко она выступает в некоторых случаях. Так, например, кривая линия сама по себе обычно считается символом грациозности и гармоничности, тогда как ломаная - символом неуравновешенности, резкости, грубости и т. д. Вся живопись есть не что иное, как сумма цветовой сигнализации с сигнализацией "формы". Возьмем для примера левитановское "Над вечным покоем". Здесь нам даны очертания туч, реки, холма, часовни и покосившихся крестов над могилами. Этот комплекс цветовых и "пространственных" значков служит символом множества различных мыслей и переживаний; невольно приходит при взгляде на нее и сумрачная "покоящаяся" перед бурей Русь 80-х годов, и чеховское настроение, и вечный сон в царстве смерти, и бессилие человека перед природой и т. д., и т. д. То же, по существу, представляет и всякая картина. Приводить другие примеры излишне, ибо их великое множество.

Дальнейшим видом символизации может служить символизация двигательная или мимическая. Все, конечно, бывали в цирках и все, конечно, видели так называемые пантомимы. Вот эти-то пантомимы и могут служить превосходным примером чисто двигательной символизации. Здесь та или иная мысль или то или иное переживание символизируется путем тех или иных движений. Если мы обратимся к театральным представлениям первобытных людей, то увидим, что они почти целиком представляют символизацию этого рода. Какой-нибудь австралиец, желая передать другим жизнь кенгуру или ящерицы, подражает их движениям и воспроизводит их способы передвижения, их походку и т. д. Точно так же остяки сплошь и рядом дают "медвежьи" драмы и комедии, где остяк изображает медведя и копирует все его действия и движения. И в нашей повседневной жизни мы сплошь и рядом пользуемся этим способом символизации. Когда нас спрашивают о чем-нибудь, мы сплошь и рядом вместо отрицательного "нет" ограничиваемся резким кивком головы или резким движением руки. Желая символизировать радость, мы улыбаемся, печаль - мы принимаем соответствующую позу и соответствующее выражение лица и т. д.

Особенно охотно к этому способу прибегают дети, не умеющие еще говорить, и глухонемые или слепые. У них этот прием "обнаружения" или "овеществления" психических переживаний едва ли не главный.

[ 44]

Пропуская другие второстепенные виды социальной символики, остановимся еще на так называемой "предметной" символики и представляющей обычно соединение всех указанных видов символизации и особенно широко применяемой в социальной жизни. Не приняв во внимание символизм социальной жизни, и в частности, "предметный" символизм, мы рискуем не понять самой сути многих явлений. Возьмем для примера государство. Обычное определение государства как суммы трех элементов: народа, территории и власти -- при формировании символизма делает неразрешимыми тысячи проблем.

И профессор Μ. Рейснер вполне прав, когда указывает на идеологию и специфический символизм, с нею связанный, как одна изсамых основных признаков, характеризующих государство. В самом деле, как иначе объяснить все эти атрибуты власти: скипетр, булаву, порфиру, гербы, знамена, короны, аксельбанты, петлицы и т д. и т. д.

Если бы суть дела здесь была в самих "скипетрах", ""коронах" и "гербах", то мы поистине имели бы перед собой абсурдное и необъяснимое. Почитать и считать священными эти комплексы различных то металлических, то деревянных предметов - поистине было бы каким-то недоразумением. Мало ли есть фаллических вещей и корон, мало ли есть жезлов и т. д., однако они не почитаются. Значит, и здесь суть деда не в скипетрах и жезлах и т. д., а в том, что эти последние суть только "предметные" символы определенных психических переживаний, мыслей и чувств, именуемых государством. Корона и зерцало ценны и святы не сами по себе, а лишь как символы "святых" и великих мыслей, чувств и хотений. Подобные "предметные" символы в социальной жизни мы встречаем буквально на каждом шагу. Возьмем для примера священные или религиозные реликвии: храмы, статуи и иконы святых, кресты, одежды, лампады и т. д.

Что такое любой храм? Почему он свят более, чем обыкновенный дом? Ведь материалы, из которого он построен, - те же бревна, кирпичи, из которых строятся и частные дома. Формы домов и церквей бывают различные, и не в форме дело. Отсюда само собой понятно, что церковь и другие религиозные предметы "святы" потому, что они суть "предметные" символы непредметных и святых психических переживаний - религиозных мыслей, представлений, чувств и т. д. Святость вторых делает святыми и первых. Оскорбление вторых есть святотатство, и отсюда святотатством является и оскорбление самих символов.

Говоря коротко, все религиозные реликвии - это застывшие в вещественной форме религиозные переживания.

"Предметные" символы мы встречаем и в других областях социальной жизни. Влюбленный дарит своей возлюбленной букет цветов, символизирующий его любовь, нож символизирует ненависть, орел - мысль, вино - веселье и т. д. и г. д.

Таковы главные виды символики или главные виды объективации психики, данные в социальной жизни и в социальном взаимодействии... Из сказанного видно, что все эти символы (звук, свет, цвег, вещи, движения) суть не что иное, как своего рода проводники, подобные телеграфным и телефонным проволокам, посредством которых индивиды сообщаются друг с другом и без которых их психика должна была бы быть абсолютно замкнутой монадой без окон и дверей...

Каждый из этих основных видов символики в зависимости от характера выражаемой им мысли может распадаться на бесконечно разнообразные формы: звуки, изображающие печаль, будут одни, а радость - другие; звуки (восклицания, слова, аккорды), символизирующие благодарность, принимают одну форму, а негодование - другую.

Социальные действия это определенная система по-ступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп. Осно-вой социального действия выступают контакты, без них не может зародиться желание вызвать определенные реак-ции индивида или группы, изменить их поведение.

Макс Вебер определяет социальное действие как осознанное поведение человека, имеющее мотив и цель, в котором он соотносит свои смыслы этого действия со смыслами действия других людей. В этом определении очень важна ориентация на другого человека, так как она составляет характерную черту не просто действия, а действия социального. Социальное действие, по Веберу, может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или будущее поведение людей. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от настоящей опасности или грядущей опасности.

Субъект социального действия обозначается термином «социальный актор». Акторы оказывают влияние на социальную действительность, вырабатывая стратегию своих действий. Стратегия заключается в выборе целей и средств их достижения.

Социальный актор всегда действует в рамках конкретной ситуации с ограниченным набором возможностей, и потому не может быть абсолютно свободным. Но его действия, в силу того что они по своей структуре являются проектом, то есть планированием организации средств по отношению к еще не реализованной цели, имеют вероятностный, свободный характер. Актор может отказаться от цели или переориентироваться на другую, хотя и в рамках своей ситуации. Ко-нечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия.

Структура социального действия обязательно включает в себя следующие необходимые элементы:

1) актора;

2) потребность актора, выступающую непосредственным мотивом действия;

3) стратегия действия (осознанная цель и средства ее достижения);

4) индивид или социальная группа, на которые ориентировано действие;

5) конечный результат (успех или неудача).

Макс Вебер, в зависимости от сте-пени участия сознательных, рациональных элементов в со-циальном действии, выделял целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное действие . Все четыре вида действия располагаются в порядке убывания рациональности.

Целерациональный вид действия - это идеальный тип действия, позволяющий четко определить смысл действия индивида. Для целерационального действия характер-но ясное понимание воздействующим того, что он хочет добиться и какие средства для этого наиболее эффектив-ны.

Критерием целерационального действия является успех намечаемого действия. Возможные противоречия между индивидуальной целью и ориентацией на другого человека разрешаются самим действующим индивидом.


Ценностно- рацио-нальные действия являются наиболее мас-совыми в реальной жизни. В отличие от целерациональных дейст-вий, в основе которых лежит рационально понятая цель, в ценностно-рациональных действиях воздействующий строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве или красоте (например, долг перед Отечеством). Такие действия, как считает Макс Вебер, подчинены «заповедям» или «требова-ниям», повиновение которым — долг каждого человека. В данном случае воздействующий строго придерживается и полностью полагается на принятые в обществе ценности и нормы, порой даже в ущерб своим личным целям. У ценностно-рационального действия нет цели, но есть мотив, есть смысл, ориентация на других.

Аффективное действие это действие, совершенное в состоянии аффекта, относительно кратко-временного, но интенсивно бурного эмоционального со-стояния, возникшего в ответ на сильный раздражитель. В основе его лежат чувства индивида, и для него характерно стремление к немедленному удовлетворению жажды мести, страсти или влечения. В порыве гнева, крайнего раздражения, страха человек действует необдуманно, хотя эти действия могут быть направлены на других людей. Такие действия нередко противоречат собственным интересам индивида, приносят ему отрицательные последствия. Аффективные действия вообще не имеют целей. Степень рациональности здесь приближается к минимуму.

Традиционное действие это традиционно привычное действие, совершаемое, как правило, без осмысления, автоматически. Данное действие осуществляется на основе глубоко усво-енных индивидами социальных образцов поведения и норм, которые уже давно перешли в разряд привычных и традиционных. В этих действиях предельно снижена работа сознания. Особенно распространены традиционные действия в бытовой сфере.

Два последних вида действия происходят на границе, а чаще всего за пределами осознанного или осмысленного, Т.е. для них характерна низкая степень участия сознательных, рациональных элементов. Поэто-му, по мнению Макса Вебера, они не являются социальными в строгом смысле слова.

Реальное социологическое действие человека включает в себя два или более вида действия: в нем возможны как целерациональные, так и ценностно-рациональные, аффективные или традиционные моменты поведения.

В зависимости от содержания действия подразделяют на репродуктивные действия, социальное отрицание и соци-альное творчество .

Репродуктивные действия - действия, главная цель которых заключается в сохранении и поддержании нормального функциониро-вания конкретного социального института (социальный контроль). Социальное отрицание - действия, направленные на упразднение каких-то элементов обще-ственной жизни (критика существующих недостатков). Социальное творчество - действия, направленные на созидание новых форм социальных отношений и раз-витие общественного сознания (изобретательская и рационализаторская деятельность).

В зависимости от способа достижения желаемого все действия, направленные на изменение поведения людей, также можно разделить на два вида: негативное принуж-дение и позитивное убеждение . Негативное принуждение чаще всего проявляется в виде приказов и запрещений нежелательного поведения. Позитивное убеждение осно-вывается на действии таких средств, которые вызывают желательное поведение индивида или группы без приме-нения угроз и репрессий.

Существуют и другие способы классификации соци-альных действий.

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 2014–2015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС 1 Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его порядковый номер. 1. «Золотое правило нравственности» гласит: 1) «Око за око, зуб за зуб»; 2) «Не сотвори себе кумира»; 3) «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»; 4) «Почитай отца твоего и мать твою». 2. Возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности называется: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) эмансипация; 4) социализация. 3. На принципе возмещения ущерба, причиненного правонарушением, основана юридическая ответственность: 1) дисциплинарная; 2) гражданско-правовая; 3) уголовно-правовая; 4) административно-правовая. 4. Выберите из списка характерную черту морали: 1) регулирует одну определенную область общественных отношений; 2) не подвержена изменениям в процессе развития общества; 3) в ее основе лежат представления о добре и зле; 4) ее общеобязательность, обеспечивается принудительной силой государства; 1 2 3 4 1 3 2 2 3 2 4 3 Ответы: По 1 баллу за каждый верный ответ Максимум за задание 4 балла Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 2 2 Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу. 1. Выберите из приведенного списка ситуации, регулируемые нормами семейного права: 1) муж и жена основали фирму; 2) бабушка завещала внуку квартиру; 3) родители с детьми посетили театр; 4) родители малолетнего ребенка были лишены родительских прав; 5) муж и жена подали заявление о расторжении брака; 6) установление размера алиментов, выплачиваемых родителем несовершеннолетнему ребенку. 2. В Российской Федерации гражданская дееспособность наступает в полном объеме: 1) по достижении 16 лет; 2) по достижении 18 лет; 3) в случае вступления в брак до достижения 18 лет; 4) с момента начала трудовой деятельности; 5) с момента эмансипации; 6) с момента завершения ступени основного образования. 3. Право собственности включает: 1) куплю-продажу; 2) владение; 3) наследование; 4) распоряжение; 5) договор; 6) пользование. 4. Традиционное общество характеризуют следующие признаки: 1) господство частной собственности; 2) права и свободы человека и гражданина; 3) преобладание сельского хозяйства в экономике; 4) глобализация; 5) сословная структура общества; 6) большая роль религии в жизни общества. Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 3 5. По конфессиональному признаку выделяются: 1) католики; 2) риэлторы; 3) православные; 4) буддисты; 5) буряты; 6) канадцы. 1 2 3 4 5 1 456 2 235 3 246 4 356 5 134 Ответы: 2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан одни из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный). Максимум за задание 10 баллов 3 Что объединяет приведенные ниже понятия? Дайте максимально точный ответ. ученический коллектив, группа сверстников, семья, музыкальный ансамбль. Ответ: Малые группы. 2 балла за верный ответ. 4 Что объединяет приведенные ниже фирмы? Дайте максимально точный ответ. «Нестле», «Кока-Кола», «Макдональдс», «Адидас», «Дженерал моторс», «Газпром». Ответ: Транснациональные корпорации. 2 балла за верный ответ. 5 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию: Христианство, иудаизм, буддизм, ислам Ответ: иудаизм, остальные – мировые религии 2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего). Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 4 6 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию: Боны, монеты, купюры, векселя, банкноты, ассигнации Ответ: векселя, остальные – деньги 2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего). 7 «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. 1. Объектом социальной политики государства является каждый человек, кем бы он ни был. 2. Как пример «правильного» устройства правления Аристотель выделял демократию. 3. В возникновении эмоций участвует мозг, а в их выражении – язык и тело. 4. Социальная среда играет важную роль в обретении человеком человеческого. 5. Учитель физики переквалифицировался в учителя математики. Речь в данном случае идет о вертикальной социальной мобильности. Ответ: 1 2 3 4 5 Ответ: 1 ДА 2 НЕТ 3 ДА 4 ДА 5 НЕТ По 1 баллу за каждый верный ответ Максимум за задание 5 баллов Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 5 8 Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в ее итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию, а также, составляющие ее элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным вами элементам А Б В Г Д Е Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 6 Ответ: По1 баллу за каждый верный элемент ответа. Максимум за задание 10 баллов. 9 Решите задачу. Какие обязанности гражданина, зафиксированные в Конституции РФ, нарушили герои литературных произведений. 1.1. Герой романа Ильфа и Петрова "Золотой теленок" Александр Иванович Корейко, скрывавший свои доходы в особо крупных размерах. 1.2. Герой повести В. Распутина "Живи и помни" Гуськов, покинувший действующую армию во время войны 1.3. Персонаж романа Ч. Айтматова "Плаха" Кандалов, устроивший охоту на сайгаков в Моюнкумском заповеднике. Ответ: 1.1. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. 1.2. Защита Отечества является долгом граждан Российской Федерации 1.3. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру. Ответы могут быть даны в иных формулировках. По 1 баллу за каждый ответ. Максимум за задание 3 баллов. Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 7 10 Решите задачу. Одна из республик Российской Федерации решила ввести собственную традиционную систему измерения, мотивируя это стремлением к сохранению культурного наследия народов, проживающих на ее территории. Правомерно ли это решение? Ответ обоснуйте. Ответ: Решение не правомерно, поскольку согласно Конституции РФ меры измерения находятся в федеральном ведении. До 3-х баллов за полный верный ответ. 11 Соотнесите виды правонарушений и отрасли права, к которым они относятся: А) Б) В) Г) Д) Е) ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ невыход на работу без уважительной причины распитие гражданами пива на детской площадке продажа лёгких наркотиков на дискотеке невыплата кредита банку несанкционированный митинг захват заложников в здании театра Ответ: Ответ: 1) 2) 3) 4) ОТРАСЛИ ПРАВА административное гражданское трудовое уголовное А Б В Г Д Е А 3 Б 1 В 4 Г 2 Д 1 Е 4 По 0,5 балла за каждое верное соотнесение. Максимум за задание 3 балла. Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 8 12 Установите соответствие между понятиями и определениями. А) Б) В) Г) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ поведение человека, соответствующее его социальному положению предписание, определяющее рамки поведения перемещение из одной социальной группы в другую разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение Ответ: Ответ: 1) 2) 3) 4) ПОНЯТИЯ социальная мобильность социальная стратификация социальная роль социальная норма А Б В Г А 3 Б 4 В 1 Г 2 По 0,5 балла за каждое верное соотнесение. Максимум за задание 2 балла. Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 9 13 Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу. Гринпис – ________(А) экологическая организация, основная цель которой – добиться решения ________(Б) экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и ________(В). Сегодня Гринпис работает более чем в 40 странах, в том числе и в России. Основной принцип – отказ от _______(Г) промышленными компаниями, банками, государственными структурами и политическими партиями – гарантирует ________(Д) действий организации. Важнейшими задачами Гринпис считает изменение отношения людей к ______(Е), воздействие на _______(Ж) и потому уделяет большое внимание работе со средствами _______(З) информации. _______(И) характер организации позволяет Гринпис воздействовать на производителей и продавцов и требовать от них соблюдения экологических _______(К) и стандартов по всему миру. А Б В Г Список терминов 1. государственный 2. идея 3. власть 4. гуманитарный 5. международный 6. гуманный 7. финансирование 8. одобрение 9. успешность 10.норма Д Е Ж З 11. независимость 12. человек 13. природа 14. общественный 15. культура 16. локальный 17. общественное мнение 18. глобальный 19. творчество 20. массовый Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. И К 10 Ответ: Гринпис – международная общественная экологическая организация, основная цель которой – добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей. Сегодня Гринпис работает более чем в 40 странах, в том числе и в России. Основной принцип – отказ от финансирования промышленными компаниями, банками, государственными структурами и политическими партиями – гарантирует независимость действий организации. Важнейшими задачами Гринпис считает изменение отношения людей к природе, воздействие на общественное мнение и потому уделяет большое внимание работе со средствами массовой информации. Международный характер организации позволяет Гринпис воздействовать на производителей и продавцов и требовать от них соблюдения экологических норм и стандартов по всему миру. А 13 Б 17 В 3 Г 7 Д 11 Е 13 Ж 17 З 20 По 1 баллу за каждую верную вставку. Максимум за задание 10 баллов. Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. И 5 К 10 11 14 Объедините следующие понятия в классификационную схему. Понятия: федерация, абсолютная, тоталитаризм, государственное устройство, демократический, парламентская, ограниченная, форма государства, смешанная, форма правления, унитарное, монархия, авторитаризм, президентская, политический режим, республика, теократическая, конфедерация Ответ: Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 12 Форма государства: форма правления: монархия (ограниченная, абсолютная, теократическая) и республика (президентская, парламентская, смешанная) государственное устройство (унитарное, федерация, конфедерация) политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный) По 1 баллу за каждый верный элемент. Максимум за задание 18 баллов. 15 Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы: Ла-Рошель, не получая помощи английского флота и войск, обещанных Бекингэмом, сдалась после годичной осады. Двадцать восьмого октября 1628 года была подписана капитуляция. Король совершил свой въезд в Париж 23 декабря того же года. Ему устроили торжественную встречу, точно он возвращался после победы над врагом, а не над французами. Он въехал через увитую цветами и зеленью аркаду, сооруженную в предместье Сен-Жак. Д"Артаньян принял пожалованный ему чин лейтенанта. Портос оставил службу и женился в следующем году на г-же Кокнар: в вожделенном сундуке оказалось восемьсот тысяч ливров. Арамис, совершив поездку в Лотарингию, внезапно исчез и перестал писать своим друзьям. Впоследствии стало известно через г-жу де Шеврез, рассказавшую об этом двум-трем своим любовникам, что он принял монашество в одном из монастырей Нанси. Атос служил мушкетером под начальством д"Артаньяна до 1631 года, когда, после поездки в Турень, он тоже оставил службу под тем предлогом, что получил небольшое наследство в Русильоне. Планше получил при содействии Рошфора чин сержанта гвардии. Александр Дюма. Три мушкетера 1. а) Каким термином обозначается социальное явление, описанное в данном фрагменте? б) Дайте его определение. 2. а) Как называются социальные институты, ускоряющие данное социальное явление? б) Назовите социолога, впервые изучившего этот аспект. 3. Назовите конкретные социальные институты, упомянутые в данном фрагменте, и соотнесите их с каждым из персонажей. 4. Какие еще два социальных института, выполняющие аналогичные функции, вы можете назвать? Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 13 Ответ: 1. а) Социальная мобильность 1 балл б) изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). До 2-х баллов за полный верный ответ. 2. а) Социальные лифты (каналы социальной мобильности) 1 балл б) П.А. Сорокин 2 балла 3. Армия (д"Артаньян), церковь (Арамис), брак и семья (Портос), собственность (богатство, экономические организации – Атос) - По 1 баллу за каждую верную пару. Элемент без пары не оценивается. Всего 3 балла. 4. Могут быть названы: школа (образование), бизнес, политическая партия. По 1 баллу за каждый элемент ответа. Всего 2 балла. Максимум за задание 11 Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 14 16 Решите обществоведческий кроссворд По горизонтали 1. Человек, несущий ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность 4. Освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества 8. Характеристика человека в обществе 11. Группа людей, обладающих определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству 13. Приспособление 14. Мягкий характер воздействия на общественные отношения 15. Отдельный человек Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 15 По вертикали 2. Народ одного государства 3. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром 4. Тип взаимодействия людей 5. Надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения 6. Люди, по разным причинам выпавшие из привычной социальной среды и не способные примкнуть к новым группам 7. Способность просто и уверенно контактировать с людьми 8. Поиск человеком средств и способов для обозначения своей индивидуальности 9. Восстановление 10. Постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества 12. Установление контактов между людьми из-за потребности в совместной деятельности Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 16 Ответ: 17 верных слов – 13 баллов 16 верных слов – 12 баллов 15 верных слов – 11 баллов 14 верных слов – 10 баллов 13 верных слов – 9 баллов 11 верных слов – 8 баллов 10 верных слов – 7 баллов 9 верных слов – 6 баллов 8 верных слов – 5 баллов 7 верных слов – 4 балла 6 верных слов – 3 балла 5 верных слов – 2 балла 3-4 верных слова – 1 балл 0-2 верных слова – 0 баллов Максимум за задание 13 баллов. Всего за работу 100 баллов Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг.

"Социальный" является синонимом слова "общественный". Следовательно, любая дефиниция, включающая в себя хотя бы один из этих двух терминов, предполагает наличие связанной совокупности людей, то есть общества. Предполагается, что все социальные явления есть результатом совместного труда. Интересно, что это не обязывает участвовать в воспроизведении чего-либо более одного человека. То есть "совместный" не означает прямое отношение к результату труда. Более того, в социологии заведомо считается, что любой труд - общественный в той или иной мере.

Что входит в понятие общественного? Это слово однокоренное с "общим". Между людьми всегда находится что-то такое, что их объединяет: пол, возраст, место проживания, интересы или цели. Если таких людей больше, чем двое, говорят, что они образуют общество.

Что представляют собой социальные явления?

Примеры социальных явлений - любой результат развития и труда общества. Это может быть Интернет, знания, образование, мода, культура и прочее.

Простейший пример, возникший в результате развития экономической системы товарно-рыночных отношений, - деньги. Следовательно, практически все можно представить как социальное явление. Все то, что так или иначе имеет отношение к обществу. К примеру, рассматривается культура как социальное явление или то самое общество. Подробнее эти два аспекта будут описаны далее.

Почему даже труд одного человека - социальное явление?

Чуть выше было обозначено, что и труд одного человека можно определить как рассматриваемый термин. Почему так происходит? Разве понятие "социальное явление" не включает в себя общество, которое должно состоять более чем из двух людей?

Дело тут вот в чем. На любую деятельность человека влияет его окружение: прямо или косвенно. Близкие, знакомые или даже незнакомые формируют его деятельность или, вернее сказать, корректируют ее. Отношения с окружающими людьми и действия человека корелируют между собой сложной системой взаимосвязей: причин и следствий. Даже создавая что-то в одиночестве, человек не может однозначно сказать, что это только его заслуга. Сразу же вспоминаются вручения наград медийным лицам, которые говорят спасибо свои друзьям и близким: у этого явления есть социологическая подоплека.

Что же тогда не имеет отношения к рассматриваемому термину? Для примера можно взять характеристики человека вроде роста и веса, пола и возраста, которые даны ему от природы, его отношения с людьми на них никак не влияют, и потому они не подходят под определение "социальные явления".

Классификация

Ввиду разнообразия социальных явлений их принято разграничивать по видам деятельности. Полную классификацию проблематично привести: категорий столько же много, сколько существует сфер их применения. Достаточно сказать, что бывают социокультурные, а также социополитические, социорелигиозные, социоэкономические и прочие социальные явления. Примеры каждого из них постоянно окружают человека вне зависимости от его деятельности. Это происходит потому, что социализированная личность - часть общества, хотя и взаимоотношение каждого конкретного человека с социумом может быть различными. Даже взаимодействуют с ним - в отрицательном ключе. А может проявиться в результате неудачного столкновения с социумом. Человек никогда не создает себя сам, все это - итог долгосрочного и плодотворного сотрудничества с обществом.

Две стороны

Социальные явления и процессы имеют две стороны. Первая из них - внутренне-психическая, и она выражает субъективность психических переживаний и чувств, отраженных в явлении. Вторая - внешне-символическая, объективизирует субъективность, материализует ее. Благодаря этому формируется явлений и процессов.

Сами они тесно связаны между собой причинно-следственной логикой: процесс - создание явления, а явление создается процессом.

Определение культуры

Происходит от понятия общества. Первая - способ реализации целей и интересов второго. Основная задача культуры - быть связующим звеном между людьми, поддерживать существующие общества и содействовать созданию новых. Из этой функции выделяют еще несколько.

Функции культуры

К таковым относят:

  • приспособление к оружающей среде;
  • гносеологическая (от "гносео" - познание);
  • информативная, ответственная за передачу знаний и опыта;
  • коммуникативная, идущая неразрывно с предыдущей;
  • регулятивно-нормативная, которая регулирует систему норм и моралей социума;
  • оценочная, благодаря которой различаются понятия "добро" и "зло", тесно связана с предыдущей;
  • разграничения и интеграции обществ;
  • социализация, самая гуманная функция, которая призвана творить социализированного человека.

Личность и культура

Культура как социальное явление рассматривается в качестве долгосрочного, непрерывного воспроизводства обществом благ. Но у нее есть и свои особенности. В отличие от остальных социальных явлений, образцы культуры и искусства создаются отдельными личностями и творцами.

Взаимодействие человека и культуры обретает несколько форм. Основных таких ипостасей четыре.

  • Первая представляет личность как результат культуры, продукт, созданный из ее системы норм и ценностей.
  • Вторая говорит, что человек является и потребителем культуры - остальных продуктов этой деятельности.
  • Третья форма взаимодействия - когда личность сама вносит вклад в культурное развитие.
  • Четвертая подразумевает, что человек способен сам выполнять информативную функцию культуры.

Общество - уникальное социальное явление

Общество как социальное явление обладает рядом черт, которые не характеризует более никакое другое из примеров этого термина. Так, сама дефиниция социального явления включает в себя данное понятие. Говорится, как уже было указано ранее, что одно есть продукт другого, результат совместного труда.

Следовательно, общество примечательно тем, что воспроизводит само себя. Оно творит социальные явления, будучи, по сути, ими же. Культура, к примеру, что очень важно запомнить, на это не способна.

Важно и то (является логичным выводом из приведенной в этой статье не раз дефиниции), что общество - залог любого социального явления. Без него невозможна ни культура, ни политика, ни власть, ни религия, что делает его базисом. С этой точки зрения можно заметить, что воспроизводство им самого себя - пример функции самосохранения.

Важность общества и социальных явлений

Возникновение социума стало важным этапом для прогресса в развитии человечества. Собственно, именно он ответственен за то, что отдельные особи стали восприниматься как одно целое, взаимосвязанное. Возникновение различных социальных явлений разных уровней в разное время свидетельствовало и продолжает свидетельствовать о движении человечества вперед. Они помогают контролировать и прогнозировать развитие, являются предметом изучения многих общественных наук, начиная с социологии и заканчивая историей.