Соня и Раскольников в «Преступлении и наказании» – их воскресила любовь. Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Соня Мармеладова - второй по важности персонаж романа «Преступление и наказание». Именно она помогает Раскольникову обрести спасение, встать на путь истинный и отказаться от своей жестокой теории. Характеристика Раскольникова и Сони, сравнение их образов и суть взаимоотношений - важная для произведения часть анализа.

Раскольников

Раскольников - бывший студент. Он вынужден был прекратить учебу по причине отсутствия денег. Родион живет в ужасающей бедности. Раскольникову чужда вера в Бога, надеется он только на себя. Ему присуще тщеславие, ведь в своей теории он делит людей на тварей дрожащих и избранных, «право имеющих» даже на преступление, и причисляет себя к последним. Попытка вознестись над другими приводит его к страшному эксперименту над собой, из-за которого он и решается на преступление. После убийства Раскольников разочаровывается в себе, своей теории, и, казалось бы, во всем мире. Он не знает, как себя вести, мечется от одной крайности к другой. Совесть и добро борются в его душе с трусостью и малодушием. Он отрезает себя от всего мира, чувствуя огромную дистанцию со всем человечеством. Неизвестно, как бы продолжилась жизнь героя, если бы не воздействие на него Сони Мармеладовой.

Соня

Соня тоже живет за чертой бедности. Но для нее основная ценность - это не она сама, а близкие для нее люди. Чтобы хоть как-то прокормить семью, Соня получает желтую карточку и вынуждена торговать своим телом. Нравственная ее жизнь при этом остается прежней и даже еще больше углубляется в заботу о родных, честность и порядочность. Вера в Бога спасает душу Сонечки от многих бед и черных мыслей. Несмотря на свою кротость и смиренность, Соня - человек с четкими убеждениями и большой силой духа. Именно она убеждает Родиона сознаться в содеянном. Но она не бросает Раскольникова, а идет за ним по этапу. Также как и он когда-то отдал ее семье последние гроши - она отдает ему себя, все что имеет в своей душе. Благодаря Соне, ее рассуждениям и непоколебимой вере в Бога, Раскольников обретает шанс на спасение.

Взаимоотношения Раскольникова и Сони

Для Раскольникова путь раскаяния тяжел. Он и смеялся в лицо Соне, и отвергал ее, когда та пыталась надеть на нее крест во имя спасения души. Но все же Родион смог найти свое спасение, вернулся к Соне, сделал явку с повинной. Достоевский не показывает нам исцеление души героя, но мы видим, что Раскольников готов переродиться и стать новым человеком, благодаря скромной и сострадательной девушке Соне Мармеладовой.

Данная статья поможет написать сочинение «Сравнительная характеристика Сони и Раскольникова», понять основные мотивы их взаимодействие и влияние, которое герои смогли оказать друг на друга.

Тест по произведению

В романе «Преступление и наказание» Соня и Раскольников являются основными действующими лицами. Через образы этих героев Фёдор Михайлович пытается донести до нас главную идею произведения, найти ответы на жизненно важные вопросы бытия.

На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.

Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.

Софья Семёновна Мармеладова – робкое «забитое» существо, по воле рока оказывается на самом дне. Восемнадцатилетняя девушка необразованна, бедна и несчастна. Не имея другой возможности заработать, она торгует своим телом. Вести подобный образ жизни её заставила жалость и любовь к близким и родным людям.

У героев разные характеры, разный круг общения, уровень образования, но одинаково несчастная участь «униженных и оскорблённых».

Их объединяет совершённое преступление. Оба преступили нравственную черту и оказались отверженными. Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает законы морали, спасая от голодной смерти свою семью. Соня страдает под тяжестью греха, а Раскольников не чувствует себя виноватым. Но их непреодолимо тянет друг к другу…

Этапы отношений

Знакомство

Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.

Родион Раскольников узнаёт о существовании Сони из запутанного рассказа пьяного Мармеладова. Судьба девушки заинтересовала героя. Их знакомство произошло гораздо позже и при достаточно трагических обстоятельствах. Молодые люди встречаются в комнате семьи Мармеладовых. Тесный проходной угол, умирающий чиновник, несчастная Катерина Ивановна, испуганные дети – вот обстановка первого свидания героев. Родион Раскольников бесцеремонно разглядывает девушку, которая вошла, «робко озираясь». Она же готова умереть от стыда за свой непристойный и неуместный наряд.

Свидания

Дороги Сони и Раскольникова в романе «Преступление и наказание» часто пересекаются как будто совершенно случайно. Сначала Родион Раскольников помогает девушке. Он отдаёт ей последние деньги на похороны отца, разоблачает подлый замысел Лужина, пытавшегося обвинить Соню в воровстве. В сердце молодого человека ещё нет места для большой любви, но ему всё больше хочется общаться с Соней Мармеладовой. Его поведение кажется странным. Избегая общения с людьми, расставшись с родными, он идёт именно к Соне и только ей признаётся в своём страшном преступлении. Раскольников чувствует внутреннюю силу, о которой не подозревала и сама героиня.

Жалость к преступнику

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идёт к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём», – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику. Девушка читает вслух библию «Историю о воскресении Лазаря» и плачет от жалости к любимому человеку:«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» Сила убеждения Сони такова, что заставляет покориться. Родион Раскольников по совету подруги идёт в участок и делает чистосердечное признание. На протяжении всего пути он чувствует присутствие Сони, её незримую поддержку и любовь.

Любовь и преданность

Соня – натура глубокая и сильная. Полюбив человека, она готова для него на всё. Не задумываясь, девушка едет за осуждённым Раскольниковым в Сибирь, решив находиться рядом долгие восемь лет каторги. Её жертвенность поражает читателя, но оставляет равнодушным главного героя. Доброта Сони находит отклик в душах самых жестоких преступников. Они радуются её появлению, обращаясь к ней, говорят: «Мать ты наша, нежная, болезная». Родион Раскольников по-прежнему холоден и груб при свиданиях. Его чувства проснулись только после того, как Соня тяжело заболела и слегла. Раскольников вдруг понимает, что она стала ему необходимой и желанной. Любовь и преданность слабой девушки сумели растопить застывшее сердце преступника и пробудить в нём добрые стороны его души. Ф. М. Достоевский показывает нам, как, пережив преступление и наказание, их воскресила любовь.

Победа добра

Книга великого писателя заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, поверить в силу настоящей любви. Она учит нас добру, вере и милосердию. Доброта слабой Сони оказалась гораздо сильнее того зла, которое поселилось в душе Раскольникова. Она всесильна. «Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное», – сказал Лао-цзы.

Тест по произведению

Образ женщины для русской литературы чрезвычайно важен. Он появляется практически в каждом произведении, стоит наравне с мужским, но отличается особенной самобытностью, характером. Русская женщина сильна, она способна на самопожертвование, на подвиг. Поэтому заслуживает главной роли в сюжете произведения.

Смысл сопоставления Дуни Раскольниковой и Сони Мармеладовой заключается в контрасте, в очень тонкой антитезе разума и чувств. Героини имеют некоторое сходство, но весь акцент Ф.М.Достоевский делает на различиях. Дуня возвышает образ Сони.

Центром сопоставления Дуни и Сони становится Родион Раскольников. Характер девушек раскрывается через их отношение к нему, через жертвы, на которые они готовы пойти. Дуня очень любит своего брата, она решает выйти за Лужина, чтобы помочь семье.

Героиня «твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная». Она умна и образована. Ее образ-это образ сильной женщины, способной на самопожертвование. Соня тоже идет на жертвы ради своей семьи. Героиня «с терпением и почти безропотно могла все перенести». Ее поступки-это отклик чистого сердца на горести судьбы. Мармеладова робкая и хрупкая, но сил ей придает непоколебимая вера в Бога.

Раскольников любит обеих героинь, но спасает его именно Соня. Я думаю, что это происходит из-за главного ее отличия от Дуни. Оно заключается в том, что, совершая похожие поступки, героини опираются на разные чувства и мысли. Дуня продумывает свои действия, выбирает наилучшие варианты, а Соня прислушивается к воле сердца, к советам Бога. Раскольникова не могла спасти Родиона, потому что, совершив убийство, он тоже руководствовался разумом-теорией, ему нужно было то, чего не хватало-чувств. Мармеладова заново учит его любить, она дает ему не сухие факты, которые преподносят остальные, а чувство. Ее волнение, ее слезы действуют на него сильнее всего.

В финале романа Ф.М.Достоевский словно показывает нам, кто на самом деле должен быть с Раскольниковым. Соня едет с ним в Сибирь, следует до конца, сплетая свою судьбу с его судьбой. А Дуня уходит на второй план, обретает любовь-выходит за Разумихина. Мне кажется, что она жертвовала собой совсем по-другому, будто не полностью. Поэтому поступки Сони на ее фоне становятся самоотверженнее.

Раскольникова, помогая, жертвуя, никогда не теряла себя. А Соня готова идти на то, что противоречит ее натуре, противоречит ей. Героиня обрекает себя на борьбу не только с внешними обстоятельствами, но и с самой собой. Она сохраняет невинность, чистоту, хоть и находится посреди разврата и грязи.

Таким образом, сопоставление этих героинь направлено на возвышение Сони, на увеличение силы ее образа. Разум Дуни противопоставляется сердцу Мармеладовой, так Ф.М.Достоевский подчеркивает важность чувств и любви.

Роман Достоевского \ «Преступление и наказание \» был написан в один из самых счастливых лет в жизни писателя. В 1866 году он нашел свое семейное счастье и создал произведение, принесший ему признание среди читательской аудитории. Принимая во внимание тему романа, кажется, что в этом факте скрыта какая-то несообразность. Ведь счастье и страдание, рождение семьи и убийство трудно совместить. Если внимательно проследить биографию Достоевского, становится понятной эта заинтересованность психологией убийцы и раскрытие негативных явлений реальной действительности. Дело в том, что Федор Достоевский был членом кружка петрашевцев, которые видели будущее России в народной революции, в вооруженной борьбе против самодержавия.

В апреле 1849 года петрашевцев арестовали. Шестьдесят из них репрессировали. По приговору военного суда 21 подсудимого, среди них и Достоевского, должны казнить. Только тогда, стоя на Семеновском плацу и ожидая расстрела, писатель ощутил дыхание смерти и понял: нет, это не тот путь, которым человечество придет к счастью. Чуть позже он скажет: \ «… от самой гармонии полностью отказываюсь, не стоит она слезинки хотя бы одного только замученного ребенка \». Зато писатель предлагает другой путь — божий, христианский — примирение и прощение. Эти жизненные коллизии нашли отражение в романе и воплотились в двух образах — преступника Раскольникова, который считал убийство другого человека своеобразным ритуалом очищения общества, и несчастной проститутки Сони Мармеладовой, которая стала символом жертвенного страдания, несправедливости, жестокой мироздания.

С позиций морали Раскольников и Мармеладова были преступниками, поскольку нарушили определенные человеческие законы. Каждый из них осознавал свою вину, только по-своему. Раскольников считал, что он сделал совершенно правильно — доказал себе, что может перейти грань, которую перейти не каждый способен.

Более того, ему доставляло наслаждение осознание своей неуязвимости. Он постоянно намекает окружающим на какую-то тайну, но к концу открывается только Сони? Почему? Соню на неправедный путь подтолкнули обстоятельства. Свою \ «работу \» Соня воспринимала как своеобразный долг. Она должна помогать семье, несмотря на то, что семья вытолкнула ее. Пьяный отец забирал на бутылку последние деньги. Екатерина Ивановна долго жалела неродную дочь, но деньги брала постоянно. Соня была своеобразным донором — и материальным, и духовным, при этом для себя она ничего не просила. Отдавала, сколько могла, отдавала все, что могла.

Это очень тонко чувствовал Раскольников. И вот в чем парадокс. Этот идеалист, утопист, который построил антигуманную теорию преступления, тянулся именно к искренней души. Он очень противился, если то же пытался сделать Дуня. Раскольников отказался от помощи сестры, поскольку чувствовал, что сам во всем виноват. Это он, а не кто другой должен был добиться успеха. Он должен хотя бы работать. Но в то время единственной его работой было \ «мыслить \». Помним, как смеялась Настя, когда услышала это впервые от Раскольникова. Если бы она знала, к каким последствиям привело это \ «мышления \», она бы испугалась и заплакала.

Наконец Соня и спасла Раскольникова. Точнее, даже не Соня, а ее дух милосердия, самопожертвования, христианского смирения. Не каждый из тех, кто ежедневно ходил в церковь, мог бы жить и действовать так, как это делала это слабое, маленькая девушка. Казалось бы, откуда у нее взялись силы, для того, чтобы тянуть течение очень долгого времени всех этих грешников? Описывая внешность Сони, Достоевский постоянно обращает внимание на ее робость, несмиливисть и даже запуганность. Беспомощность ее робость, покорность перед всеми и каждым подчеркивается сравнением ее с ребенком: она боится \ «как маленький ребенок \», \ «почти похожая на девочку \», и даже улыбается, как дети.

За всем этим условиям, внешний слабости и беззащитности, Соня принесла себя в жертву близким, заплатив страшной ценой, отдав свое тело и душу на понивечення. Странно, что ее духовную силу смог оценить не кто иной, как Свидригайлов: \ «… Софья Семеновна! Живите и много живите, всем остальным сможете понадобиться \», — говорит он ей во время последней встречи. Сила Софии заключается в безграничной любви к близким. Недаром Раскольников, который сначала считал, что для Сони \ «справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить \», только посмотрев в ее глаза, понял позже, \ «что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта напивбезумна Екатерина Ивановна \ «. Она и на него смотрит \ «каким-то ненасытным состраданием \». И наконец \ «их воскресила любовь, сердце одного мало безграничные источники жизни для сердца другого \».

Не сразу Раскольников смог прикоснуться к этому живительному источнику. Даже на каторге он никак не может понять, почему окружающие его преступники, насильники, убийцы \ «так полюбилиСоню \». Ему странным казалось, что они так подчеркнуто уважительно относятся к \ «матушки Софьи Семеновны \», которую называли \ «мать ты наша, нежная, болезненная \» и \ «даже ходили к ней лечиться \». Он не видел и не хотел видеть то, что находили в ней \ «клейменые каторжники \», для которых именно из-за своей большой любви она была заместителем, потому и называли они его \ «матушкой \», так, как обращаются в народе Богородице. Для него она вечна Соня, символ \ «всего страждущего человечества \», которому он поклонился во время одного из своих визитов. В трагедии его судьбы он находит оправдание своим действиям. Его правоту должна признать Соня, тогда перед ним откроется путь. Именно поэтому он ее выбрал очень давно, чтобы сказать, кто убил Лизавету. Именно поэтому он подчеркивает, что пришел не для того, чтобы извиниться. Только Соня могла убедить Раскольникова прийти в полицию и рассказать о преступлении. Это объясняется логикой всего романа. Мармеладов, что был на дне общества и морально погиб уже давно, обращается к Раскольникова: \ «… пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он судья \». Раскольников взял на себя право решать человеческие судьбы, выбрал не усмирения, как Соня, а \ «власть над всем муравейником \», поэтому за это жестоко заплатил разрывом связей со всем обществом и родными. Раскольников считал себя Наполеоном, для которого человеческая жизнь ничего не значило. И только тогда, когда он встретился с Соней, он понял, что любое утверждение своей правды приводит к преступлению. Вера в непохибнисть собственных идей способна уничтожить все человечество. Только любовь может противостоять этому — и любовь ко всему человечеству в целом, а к отдельному человеку. Только через любовь лежит путь Раскольникова к покаянию, только любовь способна возродить его к новой жизни и вернуть в лоно человечества.