Способность к языкам как называется. Способности к языкам и как их развивать

Начнем с главного. Талант к изучению иностранных языков - понятие относительное. Как говорила переводчик и писатель Като Ломб, «успех в изучении языка определяется простым уравнением: затраченное время + интерес = результат».

Я уверена, что каждый обладает необходимыми ресурсами для того, чтобы воплотить желаемое в жизнь. Да, существует ряд объективных причин, по которым изучать новые языки с возрастом становится сложнее, но вместе с тем именно с годами приходит понимание себя и своих потребностей, а действия становятся осознаннее. Это помогает эффективнее достигать целей.

Истинная мотивация и реальная цель - залог успеха

Определитесь с мотивацией. Зачем вы изучаете или хотите начать учить иностранный язык? Что или кто вас мотивирует? Это ваше желание или потребность, вызванная внешними обстоятельствами?

Сформируйте цель. Какие сроки вы себе ставите и чего хотите достичь за это время? Задумайтесь о том, достижима и реальна ли вообще ваша цель. Как вы узнаете, что достигли ее?

Возможно, вы хотите за месяц осилить один сезон сериала «Секс в большом городе» на английском без субтитров или за неделю перевести и начать цитировать наизусть забавные диалоги из «Симпсонов». А может, ваша цель измеряется количеством слов, которые нужно выучить, или количеством книг, которые вы бы хотели прочитать?

Цель должна мотивировать вас к регулярным занятиям. Чем она реалистичнее и понятнее для вас, тем заметнее будет прогресс. Зафиксируйте ее на бумаге, расскажите друзьям, запланируйте действия.

Как найти время?

Составьте хронометраж. Используйте приложение для смартфона, с помощью которого можно фиксировать все действия, которые вы совершаете с момента пробуждения и до отхода ко сну, включая перекуры и все чашки кофе, выпитые с коллегами, или фиксируйте все свои действия в блокноте на протяжении недели. Гарантирую, за неделю вы узнаете о себе много нового!

Проанализируйте то, как выглядит ваш день. Что или кто поглощает ваше драгоценное время и энергию? Социальные сети или излишне общительная коллега? А может, телефонные разговоры «ни о чем»?

Нашли? Постепенно сводите к минимуму время, которое вы тратите на хронофаги - поглотители ваших драгоценных минут и часов.

Время найдено. Что дальше?

Допустим, в результате проведенной «ревизии» освободилось немного времени. Подумайте, как можете применить его с максимальной пользой. Что доставляет вам наибольшее удовольствие? Слушать подкасты или аудиоуроки? Читать книги, играть на смартфоне, используя специальные языковые приложения?

Я сейчас изучаю немецкий, поэтому в планшет закачана немецкая музыка, подкасты и аудиоуроки, которые я слушаю по дороге на работу или во время прогулок. В моей сумке всегда найдутся адаптированные книги и комиксы на немецком: я читаю их в транспорте, в очереди или в ожидании встречи. В приложение для смартфона записываю незнакомые, но часто повторяющиеся слова и выражения, проверяя их значение в электронном словаре.

Общайтесь. Если вы не разговариваете на языке, который изучаете, он для вас мертв. Нельзя прочувствовать всю мелодичность и ритм языка, не произнося слов вслух. Практически при каждой языковой школе есть разговорные клубы, которые могут посещать все желающие.

Уверена, в вашем окружении найдется человек, который знает язык на достаточном уровне. Можно общаться с ним, гуляя по городу или устраивая дома чаепития. Это прекрасная возможность не только попрактиковаться, но и провести время в хорошей компании.

Найдите единомышленников. Гораздо интереснее изучать язык с партнером, подругой или ребенком. Единомышленники станут вашим ресурсом для поддержки мотивации.

Превращайте преграды в помощников. Не хватает времени на изучение иностранного языка, поскольку вы сидите с маленьким ребенком? Разучивайте названия животных, ставьте ему детские песни на иностранном языке, разговаривайте. Повторяя множество раз одни и те же простые выражения, вы их выучите.

Какой бы вы язык ни изучали, всегда важна системность. Язык - это мускул, который для рельефности и силы нужно прокачивать.

Об авторе

Оксана Кравец - коуч в сфере поиска профессионального призвания.

Елена Девос

Журналист, писатель, преподаватель русского, английского и французского языков. Автор романа «Уроки русского», который рассказывает о преподавании русского языка иностранцам в современном Париже.

1. Мотивируйте себя каждый день

Возрастного порога для изучения языка нет. Единственное, что нужно человеку любого возраста, - это мотивация. Прекрасно, если у вас есть интерес к самому языку или, если хотите, к определённой реальности, которая находится в этом языке (когда нравятся фильмы или книги, песни или видеоигры, художник или писатель, да и просто молодой человек или девушка).

Напомним, что Людвиг Витгенштейн выучил русский язык, чтобы прочитать в оригинале Достоевского (и в процессе учёбы проставил все ударения в романе «Преступление и наказание»). И Лев Толстой изучил древнееврейский тоже из-за книги: ему стало интересно, как на самом деле написана Библия.

Иногда интереса к языку нет, а учить надо: по работе, для командировок, чтобы жить в другой стране. Не поленитесь, набросайте список того, что вам вообще нравится в жизни, и соедините эти увлечения с языком. Занимайтесь тем же, что вам всегда нравилось, но теперь с привлечением вашего нового - иностранного - языка.

2. Не бойтесь экспериментировать

Идеального метода изучения языка, который подходит всем, тоже нет. Процветают и конкурируют, входят в моду и забываются самые разные методы, разные языковые школы, разные теории. Пока ещё ни одна не победила остальные.

Пробуйте несколько учебников, прежде чем остановиться на одном. Для занятий с репетитором примите сами участие в выборе учебника. Поняли, что ошиблись (даже если другие довольны, но вам некомфортно), - меняйте. Если выбора нет (в школе, на групповых занятиях), а учебник не нравится, найдите другой и читайте его самостоятельно - в виде десерта к занятиям обязательным.

Вообще, постарайтесь максимально индивидуализировать ваш подход к языку. Исследуйте сайты, YouTube-каналы, фильмы, которые вам интересны. Ищите единомышленников, обменивайтесь опытом, общайтесь: язык, как ни крути, явление социальное.

3. Выбирайте учителя

Огромное влияние на эффективность и результат ваших уроков будет оказывать тот, с кем вы занимаетесь языком, - . Если вам с этим человеком некомфортно, он несправедлив к вам, вы его не понимаете - без всяких колебаний ищите другого. Особенно если речь идёт о репетиторе для детей: мнение ребёнка здесь будет решающим, даже если учитель вам нравится строгостью, ответственностью и всякими прочими взрослыми качествами.

Опять-таки, если возможности выбрать нет, а учитель не нравится, обязательно найдите способ изучения языка параллельно в таких условиях, где вам комфортно и уютно. Это могут быть занятия по Skype, частные уроки и так далее. Не верьте предрассудкам, что лучший преподаватель - это носитель языка. Наоборот, грамматические тонкости и правила вам иногда лучше объяснит человек, для которого, как и для вас, этот язык не был родным.

Осторожно относитесь к урокам с близкими людьми (когда учителем становится родитель, муж, жена, сестра и так далее): из них не выходит ничего хорошего, если «профессор» без обиняков критикует и высмеивает «ученика».

У всех хороших учителей есть общая черта: они не ругают за вопросы не по теме (да и вообще не ругают) и, если чего-то не знают, так и говорят. А на следующий урок они приходят с ответом на ваш вопрос. Это святое.

4. Правило пяти минут

Чтобы язык выучить и поддерживать, нужны два условия:

  • вы его используете;
  • вы делаете это регулярно.

Человек который посвящает занятиям 30 минут в день, продвинется быстрее, чем тот, кто сидит над учебником три часа каждую субботу, а в остальное время этот учебник не открывает.

Более того, всего лишь 5 минут утром и вечером способны творить чудеса. Положите учебник рядом с зубной пастой. Чистите зубы - посмотрите на правило, на таблицу спряжений. Сфотографируйте на смартфон страницу с домашним заданием или словариком. Стоите в очереди - посмотрите в телефон, проверьте себя. Перед сном напишите две-три фразы (если выполните два-три упражнения, то вообще чудесно). И так далее. Понемногу, но часто - лучше, чем много и никогда.

5. Не зубрите - учите

Зубрить правила и названия падежей не надо - нужно просто знать, как они работают. А вот правильные фразы, слова, предложения, конструкции языка, его спряжения и склонения учите наизусть обязательно.

Старайтесь не зубрить, а учить: понимать и использовать это на практике. Учите стихи, поговорки, слова песен. И не те, что задал учитель, а те, которые вам самим нравятся. Это станет прекрасным лексическим подспорьем, да и вообще благотворно повлияет на способность говорить и мыслить, в том числе и на родном языке.

6. Исправляйте ошибку немедленно

Чем раньше вы исправите ошибку, тем меньше времени она вообще будет в голове. Поэтому, когда занимаетесь самостоятельно, не начинайте с длинных тестов, где правильные ответы даны только в самом конце. Так мучаются только на экзаменах.

В идеале после ошибки вы должны впитать правильный вариант немедленно, то есть исправиться с помощью учителя, учебника, языковой программы. Особенно это касается самостоятельной работы: упражнений и тестов.

Всё должно идти по схеме «ваш вариант - правильный вариант». Такой способ очень эффективен по нескольким причинам: вы закрепляете правило, если у вас нет ошибки. А если ошибка есть, вы видите, в чём она, и ваш следующий шаг будет правильным.

Не доверяйте учебникам без ключей (правильных ответов к упражнениям). При этом желательно время от времени показывать свою работу учителю или носителям языка. Ведь даже в качественных учебниках встречаются опечатки и ошибки, неестественные выражения языка.

7. Пишите больше

Пишите и печатайте на языке, который учите. Не исправляйте написанное, лучше зачеркните и напишите слово заново. Когда spellcheck показывает вам ошибку в написании слова, потратьте три секунды на то, чтобы напечатать это слово ещё раз - грамотно.

Память о правильном написании всегда остаётся у нас на кончиках пальцев.

8. Хвалите и поощряйте себя

И последнее. Каким бы ни был ваш учитель, по какой бы книге вы ни занимались, какой бы язык ни учили - хвалите себя. За каждое задание, выполненное правильно, за то, что нашли сегодня время и открыли книгу, за любой успех, даже самый маленький. Если с учителем не повезло - хвалите вдвойне. За упорство и терпение.

«Человеку надо говорить комплименты каждые 15 минут», - сказал Карлсон и был абсолютно прав. Это ещё один вид мотивации, только подсознательный. Поэтому, если хотите учить язык легко и с радостью, празднуйте каждое своё достижение. Не сравнивайте себя с другими. Сравнивайте только с собой: сколько знали вчера и сколько знаете сегодня. И наслаждайтесь разницей.

Насколько правильно утверждение: "Иностранный язык - это мне не дано!" Многие думают, что существуют некие особые способности к чему-либо вообще и к иностранным языкам в частности. Кто-то противопоставляет этим "особым" способностям кропотливый труд, который, как им кажется, должен заменить недостающие таланты. Попробуем рассеять туман подобных сомнений.

Мыслительные способности начинают развиваться уже в раннем детстве. Их развитие - в умении наблюдать и овладевать речью. Через умение наблюдать возникают впечатления от предметов (чувственное восприятие). Способность к речи нужна для обозначения смысла и значения впечатлений (творчество). И как только мы появились на свет - какими бы одинаково "голыми" мы ни были - наши природные способности начинают развиваться по-разному: мы все по-разному наблюдаем, осваиваем речь и соединяем (или не соединяем) все это вместе. Поэтому все мы разные и поэтому у людей существует большое разнообразие умов и неравенство способностей.

Эффективное обучение: баланс между усидчивостью и размышлениями

К счастью, к иностранным языкам, несмотря на нашу разность, мы все способны в той или иной степени. Главную роль здесь играет осмысленный подход к изучаемому предмету, который даже одни только терпение и труд на 100% заменить не могут. Хотя деятельность муравьев, конечно, почетна и приносит видимые плоды. Но стоит ли быть столь усердным, изучая язык? Можно попробовать построить "муравьиную кучу" до неба: учить тонны слов, часами читать, исписывать пачки листов упражнениями и сочинениями, спать в наушниках. Однако такое усердие может и не оправдаться, потому что не хватит времени, сил и радости на такую "стройку", а кроме того, не останется времени на размышления. Но если все-таки изловчиться и усердствовать размышляя, можно получить основательные знания и развить способности.

Категории студентов: "менталисты" и "муравьи"

Давайте рассмотрим группу студентов 1-го курса, которые после школы снова принимаются за иностранный язык. Поместим всех обучающихся между двумя полюсами: размышляющие ("менталисты") и трудящиеся ("муравьи"). Всех студентов условно разделим на 3 группы:

  1. Те, у кого иностранный язык присутствовал в школе в полной мере (например, языковая школа);
  2. Те, у кого иностранный язык отсутствовал или почти отсутствовал;
  3. Все остальные.

Студенты первой группы: осторожно, лень!

По объективным причинам знания по иностранному языку у студентов 1-й группы выше. Они сами, а часто и их сокурсники думают, что у них языковые способности лучше. И действительно, они могут стать и "менталистами" и/или "муравьями", т. е. хорошей смесью тех и других. Хотя стоит оговориться: дело не в лучших языковых способностях, а в уже полученных навыках, которые помогают этим студентам меньше времени тратить времени на задания или подготовку.

Но, к сожалению, многие из этих студентов становятся обычными лентяями, думая, что на имеющемся багаже просуществуют и успешно сдадут экзамен. На практике же прошлые знания быстро растрачиваются, а способности куда-то улетучиваются. К счастью, встречаются среди студентов достойные исключения, которые превращаются в полноценных "менталистов" с "муравьиной" работоспособностью.

Вторая категория студентов: усердие поможет

Студенты второй группы имеют слабое представление о своих способностях, потому что им не пришлось поучить иностранный язык. Им почти не реально стать "менталистами" при изучении иностранного языка, "муравьями" тоже очень не просто и только при большом желании и напряжении всех сил. Хотя и здесь, конечно, есть исключения, когда отдельные студенты развивают способности и догоняют сотоварищей из 1-й группы.

Студенты третьей группы: навести порядок в знаниях

Наиболее многочисленна и проблематична третья группа с дремлющими способностями. Студенты этой группы, как правило, имеют много белых пятен в своих знаниях, не умеют объективно оценить свой уровень знания иностранного языка, занижают или завышают его, что приводит к психологической нестабильности. Следствием являются трудности при освоении языка, метание между "менталистами" и "муравьями". Для студентов этой группы сначала было бы целесообразно примкнуть к "муравьям", т. е. начать как бы все заново: знакомое повторить, пропущенное выучить. Ну, а в дальнейшем, как говорится, каждому - по способностям: либо направиться к "менталистам", либо терпеть и трудиться.

Способность выучить язык есть у всех

В самой природе людей заложено то, что одни не могут достичь того, что легко достигают другие. Однако, на свет мы приходим со способностями и духовными силами, которые позволят нам сделать многое. Но это "многое" не реализуется, если мы не будуем тренировать и правильно использовать наш разум, наши способности. А уж тем более наши способности к языкам! Ведь все, первым делом, выучили, постигли родной язык! Так что не нужно сетовать на природу, говорить, природой, мол, мы обделены, а искать причину в недостаточном совершенствовании наших способностей. Для их развития нужно постоянно упражнять свой ум, изучая связи идей, прослеживая их последовательность. Рассуждения, размышления о "высоких материях", открытие общих истин - главное занятие для тех, кто хочет развивать свои способности, совершенствовать свой разум и приобретать знания.

Мама любит вспоминать, как в возрасте 4-5 лет я садилась с книжкой и сама «учила английский язык». Преподаватель интенсивного курса французского «с нуля» отказывался верить, что до этого я ни дня в жизни не изучала французский. Португальский я научилась понимать, вообще не открыв ни одного учебника.

В общем, я из тех, кого считают «со способностями», и сегодня я хочу миф о способностях развенчать.

1. Много слушать

Слушать - это вообще самое простое, что только можно делать с языком. Наушники в уши, и вперёд по своим делам. Чтобы просто слушать, не нужно какой-то особенной силы воли или дополнительного времени для занятий. Всё происходит параллельно с нашими повседневными делами.

Читайте также

    Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

    Жанна, спасибо большое, просто огромное, за такую полезную и очень актуальную для меня информацию! Я сейчас учу английский, но у меня большой перекос в сторону чтения на языке, и минимум разговоров (только два часа в неделю с преподавателем по скайпу) и аудирования.

    Сегодня же поищу скрипты на английском и начну, наконец, смотреть с субтитрами "Альфа", т.к. слышала, что там как раз простой уровень.

    Светлана, я рада, что информация пригодилась! Действительно, многие ситкомы построены на базе незамысловатых диалогов, что идеально для начала. Главное - выбрать тот, который будет вас по-настоящему увлекать. Кстати, мне в своё время помогли "Друзья" - герои там очень понятно говарят.

    Простите, торопилась: "говорят", конечно же:)

    Полностью поддерживаю, только мне всё равно нужна грамматическая база, не понимаю никакие там спряжения на слух, если не прочитала пару раз это в теории. Зато потом отлично закрепляется не зубрежкой, а контекстом, тем более, что популярны не все формы. Испанский почти без усилий выучили на уровне туристических надобностей, когда еду туда, вообще английским не пользуюсь. В арсенале 1,5 месяца в группе для начинающих, чуток частных занятий и неделя в испанской школе (все это растянуто на три года). Когда читаю - понимаю много, но и говорю теперь без стеснения, испанцам кажется, что хорошо для иностранца:) слушала диалоги (англо-испанский курс, читала журналы, меню, вывески, + словарь в телефоне - переводила все, что интересно). еще советую слушать много музыки на иностранном и время от времени переводить тексты любимых песен. И не стесняйтесь, мало кто идеально говорит на 3-4 языках, для понимания достаточно пары десятков фраз и уже нормально! Никто не осудит за плохое произношение, вспомните хотя бы иностранцев, даде если они пять фраз на русском знают, все очень рады)

    Кристина, спасибо за комментарий! Я ни в коем случае не имела в виду, что учебники вообще открывать не надо:) Только хотела подчеркнуть, что объём практики должен превышать объём теории в десятки, сотни и тысячи раз.

    Что касается уровня, тут всё зависит от целей. Купить сумочку в магазине - это совсем не то же самое, что PhD защитить:) Но, в целом, согласна с вами: даже небольшое знание языка может быть очень полезным. Мне, например, некомфортно, когда я вывески в чужой стране прочитать не могу.

    Спасибо! Очень полезная информация.

    Ольга, успехов вам в языках!

    Советы хорошие, а все же автор недооценивает роль своих способностей и переоценивает роль своих правильных советов. Это приводит к неуважению по отношению к тому, у кого способностей нет и кому языки действительно трудно даются (сама фраза "В ответ мне обычно хочется спросить: «Скажите, а сколько языков уже освоили вы?», но, как правило, сдерживаюсь из вежливости." говорит об этом).

    Скажу за тупых людей, вроде меня - нам это действительно трудно, это Ваше презрение абсолютно зря. Со всеми советами (самостоятельно пришел примерно к тому же) и самоотдачей - максимум один язык, на приличном, но далеко не на идеальном, уровне.

    Меня лично хватило только на английский. При том, что я учил его в школе и в институте (на пятерки, но без особых достижений). Когда взялся серьезно (был стимул) - я потратил три года напряженной ежедневной работы по два с половиной - три, по выходным - четыре часа. И с того периода ежедневно еще по часу практикуюсь, читаю и смотрю, потому что боюсь растерять даже то немногое, что достиг. Да, прогресс был, что мне было нужно - я получил. Но сказать, что это посильно каждому, оторвать столько времени от жизни, я бы не взялся. И говорить, что тот кто не выучил плюс один язык, просто очень ленив - тоже не возьмусь.

    Хотя сами советы, повторюсь, абсолютно правильные, да.

    Максим, извините, но вы не правы. Особенно про "презрение" покоробило. Презирать человека за то, что он не умеет что-то делать, - признак недалёкости. Я вот, например, на лыжах не умею кататься, и что? Более того, я не считаю, что каждый человек обязан говорить на одном или нескольких иностранных языках (тем более в совершенстве). Мои советы - исключительно для тех, кто хочет этого.

    Что касается моих способностей: английским я занимаюсь в общей сложности уже более 20 лет, причём параллельно со школой у меня была языковая школа, а параллельно с университетом ещё дополнительно лингвистический факультет. Вы даже не представляете, сколько тысяч часов я потратила на английский. Это, кстати, было одной из идей моей статьи - нам часто кажется, что другим что-то легко даётся, просто потому что мы не видим всей огромной работы, которая стоит за этой "лёгкостью".

    По поводу человеческих способностей как таковых: это не лично моё мнение, это позиция специалистов в данной области. Если присмотреться, то и в родном языке мы все одарены неодинаково: у одних словарный запас больше, у других речь грамотнее, у третьих - литературные способности более выражены. И, тем не менее, все мы говорим на родном языке. Отсутствие способностей - это распространённая отговорка, хотя на самом деле их роль гораздо меньше, чем может показаться.

    Гораздо более серьёзная проблема, на мой взгляд, - это отсутствие практического применения хотя бы того же английского языка для подавляющего населения РФ. Мои советы направлены на то, чтобы в рамках наших возможностей эту проблему решить.

    Жанна, ну так и я уже более 20 лет изучаю)). Языковой школы, правда, не было, но параллельно с институтом получил второе высшее по английскому. Уверен, что результаты у нас все же далеко не одинаковые.

    Специалисты вслух говорят хорошие, правильные и политкорректные вещи ("все равны", "способности ничего не значат, главное - 10000 часов труда"), но когда им нужно достигнуть результат (как в спорте) - набирают именно способных, а остальных отсеивают.

    Меня как раз эта фраза и покоробила "В ответ мне обычно хочется спросить: «Скажите, а сколько языков уже освоили вы?», но, как правило, сдерживаюсь из вежливости."

    Она звучит так, как будто вы готовы учитывать мнение только тех, кто справился и освоил пару-тройку языков. А у тех, кто пытался, но не справился и бросил, сдался - просто "отговорки".

    Про важность практики согласен. С появлением интернета это стало легче, и количество говорящих постепенно растет.

    Максим, мне очень жаль, если эта фраза показалась вам обидной или высокомерной. Ничего подобного я в неё не вкладывала. Я имела в виду, что подобные способы "погружения в среду" в первую очередь отвергают именно те, кто не пробовали. В результате получается замкнутый круг: практическое применение языка откладывается до "лучших времён", которые так и не наступают именно потому, что нет практики.

    Опять же, я не говорила, что любой человек может "в совершенстве" выучить 10 языков, а кто не смог - ленивец, тряпка и вообще неудачник:) Я хотела сказать именно то, что написала: "Я ни за что не поверю, что кто-то делает всё вышеперечисленное и не добивается прогресса в изучении языка." И вы сами, хоть и считаете себя "неспособным", это подтверждаете. А то что вы свои уровнем недовольны - так здесь может быть множество причин: и то, как именно вы занимались (вашим трудолюбием можно только восхищаться, но дело же не только в потраченных часах, но и в их качестве), и ваша мотивация при изучении, и про настоящее время вы пишете, что читаете и смотрите, но сразу возникает вопрос - а что с разговорной практикой? В общем, копать можно в разных направлениях.

    Или вот, например, какая-то языковая школа в моём детстве на фоне вашего второго высшего сейчас кажется несущественной деталью, а знаете, сколько она из меня "крови выпила"? :)) И ведь говорить по-английски меня научили именно там. В 12 лет я разговаривала лучше, чем многие мои сокурсники в университете. А ведь им тоже, наверное, казалось, что у меня оно откуда-то "само", "от природы" - ведь откуда бы ещё, если на одни и те же пары ходим!

    Дорогая Жанна. Во-первых, спасибо Вам за попытку помочь страждущим.

    А, во-вторых, по существу.

    Первый свод подобных рекомендаций дала ещё Като Ломб, наверняка Вам известная. Потом были ещё десятки, включая Замяткина и Вас. Сейчас я изучаю итальянский язык, неплохо знаю английский и болгарский, но до сих пор у меня нет метода, несмотря на кучи прочитанных рекомендаций. Я - пример человека, не способного к языкам. Попытаюсь объяснить, почему не помогают практически все рекомендации. Причин две:

    1. Рекомендации дают внешнюю картину, например, слушайте аудио-материалы. Что делать при этом мозгами, никто или почти никто не говорит. Или говорит неполно и невнятно. У Като Ломб и у Замяткина кое-что есть про это, но без фокуса и без системы. Авторы рекомендаций не придают этому важного значения именно потому, что для них это само собой разумеется.

    Приведу пример:

    В первом классе к нам пришёл дядечка отбирать детей в музыкальную школу. Он сидел на стуле, и к нему по одному подводили детей. Он брал на кларнете ноту и говорил: "Скажи "а"". Что надо сделать и какова цель, никто не сказал. А, учитывая, что говорить "а" всем раньше приходилось только с ложечкой во рту у врача, можете себе представить, как всё происходило.

    Конечно он отобрал пару-тройку детей. Тех, кто СЛУЧАЙНО попал в тон, или тех, кто, опять же, СЛУЧАЙНО, например, родители занимались музыкой, знал, что от него на самом деле требуется.

    Вот в таком же положении находимся и мы, неспособные к языкам. Что слушать надо мы знаем и слушаем, а что делать мозгами при этом - не знаем и не делаем. Поэтому все трудозатраты идут насмарку или с микроскопическим эффектом.

    "Способные" умеют это, можно сказать, случайно, их не учили этому, но они в какой-то момент своей жизни попали "в тон", угадали, что надо делать. Хотелось бы, чтобы эти уважаемые люди обратили внимание на то, КАК они слушают, или читают, или что-то другое делают, в соответствии со своими рекомендациями. И потом бы сформулировали ясно и подробно для нас, неспособных, ЧТО ДЕЛАТЬ МОЗГАМИ.

    2. На разных этапах изучения языка действуют разные правила. Рекомендация, справедливая для продвинутого "студента", не годится на раннем этапе, и наоборот.

    Например, как Замяткин, так и Вы, советуете "отвязаться" от родного языка. Это спорно. На начальном этапе без родного языка никак не обойтись. Кстати, Като Ломб про это не говорит. Например, у меня была замечательная грамматика английского языка на английском языке. Как Вы думаете, сильно она мне помогла в жизни?

    Хотелось бы здесь, чтобы "способные" и опытные объяснили неспособным, какие этапы в изучении языка должны быть пройдены и с помощью каких приёмов и упражнений. И от чего надо отказаться на последующих этапах.

    Об этом есть довольно много у Замяткина, но его метод в целом мне не помог, поэтому он вышел из доверия.

    У Като Ломб периодизация процесса есть, но фрагментарно. Ну, и, конечно, её инструментарий соответствовал своему времени, сейчас он существенно расширился за счёт видео и интернета.

    Анатолий, спасибо за такой развёрнутый комментарий! Давайте по порядку:

    1. Вот меня комментарием выше очередной раз записали в "способные", но все эти книги в стиле "Как я выучил 30 языков" не помогают мне точно так же, как и всем остальным. Да, порой их интересно почитать на досуге - сравнить свой собственный опыт с опытом автора, но не более того. Для меня это то же самое, что и книги из серии "Как я построил успешную компанию", "Как я стал писателем" и т.д. Да, они могут вдохновить или даже подкинуть пару стоящих идей, но чтобы вот так взять какую-то из книг за основу своей жизни - конечно, нет, они для этого и не предназначены. Возможно, это скорее вопрос маркетинга, который создаёт завышенные ожидания и пытается продать читателям именно то, что они хотят. (С тем же Замяткиным, как вы совершенно справедливо заметили, у меня есть схожие идеи, но его метод я бы ни за что в жизни использовать не стала (что, впрочем, не отрицает его эффективности)).

    2. В своей статье никакой уникальный метод я презентовать не пыталась. По большому счёту, я просто перечислила основные аспекты языковой деятельности и указала на важность развития каждого из них. Что касается того, "как надо" слушать/смотреть/читать - могу лишь объяснить, как это делаю я. Я концентрируюсь на именно на сюжете, а не на словах или грамматических конструкциях. Все неизвестные слова, которые можно проигнорировать, я игнорирую. Главное - не винить себя за каждую непонятную фразу. Иначе можно очень быстро отчаяться и всё бросить, не успев достигнуть результата. Если же линия повествования напрочь теряется, это означает только то, что надо взять книжку попроще.

    3. "Отвязываться" от родного языка я не предлагала. Я написала конкретно про аудио-курсы на русском языке - действительно, все, что мне попадались, на мой взгляд, были очень неудачными. Начинающему студенту просто нужно взять аудиокурс для своего уровня (благо, сейчас информации полно), вместо того, чтобы расстраиваться в безуспешных попытках разобрать новостные сводки британского радио.

    4. Про изучение "грамматики из контекста" ничего не писала, так что не могу прокомментировать, извините.

    В общем, я думаю, вы зря себя записываете в "неспособные", если изучаете уже третий язык. Что касается отсутствия метода... Не знаю, можно ли здесь давать ссылки, поэтому объясню на пальцах: у меня в профиле есть ссылка на блог, одним из последних постов там опубликовано интервью с Вадимом Бакировым. Вадим в той или иной степени владеет десятью иностранными языками и так же отмечает, что единого метода у него нет: каждый новый язык он старается изучать новым способом. Что остаётся неизменным - так это упор на практическое применение. Я думаю, к его словам можно прислушаться:) Успехов вам в языках!

    Жанна, спасибо за интересную статью.

    Она мне понравилась, что разослал ее своим подписчикам. Подпишусь практически под всем, что вы советуете. У меня опыт со многими языками и сейчас сам помогаю другим изучать английский и другие языки. Рад знакомству, даже такому вот виртуальному.

    Руслан, спасибо за отклик! Было бы интересно и про ваш опыт почитать.

    Жанна, спасибо за развёрнутый ответ. Кое-что полезное я в нём уловил. Не удивляйтесь, что в моём комментарии что-то не относится именно к Вам: это ведь обобщение всех рекомендаций, которые встречались, в них много общего, о чём я и написал. Ссылку на В.Бакирова посмотрю, спасибо.

    Желаю успехов и Вам в изучении языков и в жизни вообще.

    Анатолий, спасибо, и вам всего хорошего! (простите, что пишу "вы" с маленькой буквы - не разделяю современной тенденции к повсеместной капитализации:)