Триады Булгакова: загадочный роман.

Созданный Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в период с 1929 по 1940 годы уникальный роман «Мастер и Маргарита», по-прежнему остается одним из самых необычных произведений русской литературы. Литературоведы причисляют роман к жанру фантастического реализма, традиции которого заложены в свое время такими писателями как Гоголь, Гете, Гофман.

Роман насквозь пронизывает нить сверхъестественных событий. Начиная с развития сюжетной линии и заканчивая обыденной жизнью персонажей произведения, повсюду в романе встречается мистицизм. Тут и там проявляются неожиданные чудеса и зашифрованная символика. Окутаны тайной и взаимоотношения героев романа.

Конечно, героями первого плана в романе являются Мастер и его возлюбленная Маргарита. Но присутствует также Иван Бездомный, к которому, по сути, обращается автор через все происходящие в романе события.

По мнению исследователей, Михаил Афанасьевич Булгаков распределил всех действующих лиц романа по определенным группам. В романе таких групп девять. В их составе одна диада и восемь триад. В каждую группу, помимо ярких выраженных персонажей, включен двойник - скрытый персонаж неприметный, находящийся в тени.

Первая триада включает в себя знаковых персонажей: Воланда, доктора Стравинского и Понтия Пилата. Они - каждый по-своему - вершат людские судьбы, при этом, идея спасения просто витает в воздухе. Доктор Стравинский стремится спасти Мастера в московском сумасшедшем доме. Воланд, в нездешних сферах, как бы спасает Мастера. От Понтия Пилата в Ершалаиме зависит участь проповедника Иешуа. Но Пилату предначертано было отступить.

Во вторую триаду входят первые помощники «властителей»: врач Федор Васильевич - помощник доктора Стравинского; Коровьев-Фагот - подручный Воланда; Афраний - правая рука Понтия Пилата.

Триада номер три состоит из палачей. Демонический Азазело выполняет все грязные поручения Воланда. Марк Крысобой «обучает» Иешуа правильному поведению с Прокуратором Пилатом. Арчибальд Арчибальдович - как будто копия их в реальном мире.

В четвертую триаду входят, как ни странно, животные. У Воланда - это его любимый кот по имени Бегемот, наделенный Булгаковым сверхъестественными способностями. У Пилата - собака по кличке Банга. Одна лишь Банга облегчает страдания пятого Прокуратора Иудеи во время мучающих его страшных приступов мигрени, поскольку любит и понимает хозяина. Милицейский пёс Тузбубен - перенесенная в реальный мир проекция Пилатовской Банги.

Пятая триада состоит из женщин. У Коровьева-Фагота есть служанка Гелла, смущающая своим видом посетителей нехорошей квартиры. Служанка Маргариты Наташа становится ведьмой. Агент Афрания по имени Низа мстит за предательство Иешуа.

В шестой триаде собраны Иосиф Каифа, Берлиоз и редактор «толстого» журнала. В каждом характере прослеживается некая ущербность, что позволяет отнести этих персонажей к героям со знаком минус. Редактор лукавит, изображая иностранца. Берлиоз размахивает как флагом своим воинствующим атеизмом. Каифа, хоть и осознает нелепость казни Иешуа, повелевает её совершить.

Седьмая триада состоит из предателей. Это Барон Майгель, который подвел Воланда, Алоизий Могарыч, сделавший больно Мастеру и Иуда, предавший Иешуа.

Последняя, восьмая триада включает учеников своих наставников. В их числе Рюхин - неудачный ученик Пушкина, Иван Бездомный - ученик Мастрера, предназначенный продолжить его роман и Левий Матвей - верный последователь Иешуа.

Диада в романе «Мастер и Маргарита» одна. Входят в неё главные герои: Мастер, совершивший подвиг творческий, и Иешуа, сотворивший спасительный подвиг жертвенности.

Столь необычные группировки действующих лиц романа также составляют одну из его неразгаданных загадок.

1. Две сюжетных линии романа.
2. Роман о Понтии Пилате.
3. Роман о судьбах Мастера и Маргариты.
4. Двойники и антиподы в романе.
5. Сложное единство композиции и системы персонажей.

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», ставший программным произведением для творца и хрестоматийным для всей русской литературы, является сложны как композиционно, так и стилистически. В сюжете параллельно сосуществуют, объединяясь затем в единое целое, два мира — мир Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри и Москва 30-х годов XX века, современная писателю. С такой необычной композицией связана не менее сложная система персонажей, включающая в себя большое количество двойников, антитез и параллелей. В состав романа входят два самостоятельных, но объединенных общими моральными и этическими представлениями автора и героев повествования. Первое происходит в библейские времена и связано с судьбой прокуратора Понтия Пилата, второе живописует судьбу Мастера. Оба рассказа противопоставлены друг другу. Но при этом находятся в сложном идейном и эмоциональном единстве.

Рассказ о Понтии Пилате занимает меньшую часть в общей композиции произведения. Но при этом его смысловая роль очень важна, так как эта часть текста содержит глубокий философский подтекст. Он состоит из четырех глав, рассыпанных, перемешанных с главами из цикла о Мастере. Первая глава, «Понтий Пилат», излагается Берлиозу и Бездомному Воландом, вторая — «Казнь» — является сном Ивана Бездомного, увиденным в психиатрической лечебнице. Последние две части — «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» и «Погребение» — становятся восстановленными Воландом частями погибшей рукописи Мастера. Уже на этом этапе становится ясно, что меньшая часть романа о Понтии Пилате вводится в основную тему с помощью персонажей — Воланда, рассказывающего начало истории и восстанавливающего окончание, Бездомного, наблюдающего основное развитие действия во сне и Маргариты, читающей финальные строки. Образ Мастера как творца этого произведения проходит через все три персонажа, объединяя их.

Главы, посвященные прокуратору Иудеи, отличаются не только временными рамками от основной сюжетной линией, но и необычной стилистикой — скупой на эпитеты, мерной, чеканной, действительно передающей ощущения прочтения Ветхого и Нового заветов. В главе «Казнь» стиль становится возвышенно-патетическим, приближающимся к высокой трагедии: «Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!»

Основная часть романа про Мастера посвящена современным реалиям московской жизни, ее нравам и обитателям. Здесь встречаются и острые сатирические и гротескные сцены, и лирическо-драматические и фантасмагорические моменты. Здесь есть как низкая, дворовая лексика, характерная для самих москвичей и членов свиты Воланда («Если ты, сволочь, еще раз позволишь себе впутаться в разговор...»), так и высокий поэтический стиль, присущий отрывкам о Мастере и изобилующий эпитетами, тонкими метафорами и ассоциациями («тревожные желтые цветы»). Следует также заметить, что сцены, посвященные похождениям Воланда и его шайке, сводятся к одному сказочному сюжету — встреча, испытание, разоблачение, наказание.

Личность Воланда является в романе второстепенной, но смысл, заложенный автором в этот образ, имеет вселенское значение в рамках повествования. Со своей свитой он приезжает в Москву для того, чтобы узнать, оказалась ли жертва, принесенная Иешуа в далекие времена полезной и принесла ли она какую-нибудь пользу. Однако увиденная им современная писателю Москва сильно разочаровывает его. Увиденные им люди остаются такими же, какими и были — в меру алчные, корыстолюбивые, но и достаточно милосердные. «Люди как люди, квартирный вопрос только испортил их» — эта фраза стала крылатой и применяется до сих пор. Люди, живущие в Москве, не чувствуют своей ответственности. Потому в городе процветает взяточничество, доносы, ложь. Однако жители Пилатского Ершалаима также не отличаются от москвичей и также не ощущают своей ответственности. Выбирая на смерть невиновного Га-Ноцри вместо действительно провинившегося злодея Вар-Раввана, люди тем самым прислуживают злу и тьме.

Мотив прислуживания тьме встречается и в современной Москве. Посетители Варьете, поменявшие свою старую одежду на новую, заключают тем самым договор с дьяволом. Те, которые подобрали летящие банкноты, были наказаны за свою жадность. За свою неспособность правильно работать и выполнять наложенные обязательства наказан директор зрелищного сектора — Булгаков в лице своего инфернального героя смог наглядно показать, что такую работу способен выполнить даже пустой костюм. Отправлен на «перевоспитание» в Ялту Степа Лиходеев, наказан Никанор Иванович, доказавший свою жадность выбором между положенным и деньгами. Во всех перечисленных эпизодах Воланд и его свита выступают в качестве длани карающей, несущей справедливость и возмездие. Роман, состоящий из двух внешне независимых миров, имеет и две системы образов, во главе которых становятся Иешуа и Мастер. Это герои-двойники. Такими же двойниками являются Иван Бездомный и Левий Матвей как последователи своих учителей, Алоизий Могарыч и Иуда из Кири-афа как предатели.

Немаловажна в произведении и любовная линия. Она так же сложна и ассоциативна, как и весь роман. Так отношения Мастера и Маргариты напрямую связаны с со сменой времен года. Идиллическая по своей сути история любви рушится, сталкиваясь с суровыми условиями быта. Восстановить ее помогают все те же потусторонние силы, должные делать зло, но в итоге восстанавливающие справедливость. Как и многие герои произведения Мастер и Маргарита оказываются перед необходимостью выбора. Мастер делает свой выбор, сознательно отрекаясь от ставшего ему ненавистным романа про Понтия Пилата — слишком много горя принес ему этот роман. Маргарита жертвует собственным счастьем, встает на путь самоотречения ради любимого человека. Маленькую, бедную квартирку Мастера она предпочитает шикарным апартаментам, полному обеспечению и личной служанке. Да и стоит ли думать о жилищных условиях, если на кону здоровье любимого человека? Она отдается безропотно нечистой силе и становится ведьмой только ради Мастера, за что обретает вечную и истинную любовь.

Булгаков нарочно идет против жанровых канонов в романе, описывая в нем не отдельные человеческие судьбы и даже не судьбы народа, а слитую воедино судьбу всего человечества.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет так называемую рамочную композицию, то есть роман помещен в романе. Можно выделить здесь два стиля повествования, отличающиеся друг от друга и интонационно выделяющие части, двух главных героев, похожих, как отражение в зеркале. Несмотря на сложность в формировании композиции и системы образов в романе, ощущение разрозненности произведения не возникает. Тайна композиционной целостности романа — в нитях, связующих прошлое с настоящим и перетекающих в будущее.

Науменко Ксения Сергеевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ Спортивно-педагогический колледж Москомспорта
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Система образов персонажей в романе "Мастер и Маргарита"
Дата публикации: 24.09.2016
Раздел: среднее профессиональное

Тема урока: «Система образов персонажей в романе “Мастер и

Маргарита”»

Цели урока:
 Образовательная – рассмотреть, сопоставить и проанализировать основные образы героев романа;  Воспитательная – способствовать формированию личности, способной ориентироваться в мире духовных ценностей;  Развивающая – способствовать развитию ассоциативного мышления, устной монологической речи.
Оборудование:
доска, тексты романа, материалы для задания на развитие ассоциативного мышления (баночка крема, рукопись, куриная косточка, визитка, чаша с водой), план анализа героя литературного произведения.
Тип урока:
комбинированный урок (урок по закреплению, систематизации и обобщению изученного материала).
Методы обучения:
устный опрос, самостоятельная работа с источником информации, рассказ с элементами беседы, работа с таблицей.
Прогнозируемые

результаты:
учащиеся отвечают на вопросы по содержанию романа, составляют в группах характеристику основных героев романа и рассказывают об анализируемом герое, заполняют таблицу.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент (3 минуты) Проверка готовности к уроку: наличие на столах тетрадей, ручек, раздаточного материала. Здравствуйте, ребята! Садитесь! Проверка присутствующих и отсутствующих в группе. 2. Проверка домашнего задания (10 минут) К сегодняшнему занятию вы прочитали роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сейчас мы с вами проверим, как хорошо вы усвоили содержание
произведения. Я буду задавать вопрос, на который вы должны кратко ответить. Если вы знаете ответ, то поднимаете руку. Так как мы работаем в группах, участники, ответившие верно на большее количество вопросов, принесут своей группе наибольшее количество очков. За каждый верный ответ – 1 балл. За нарушение дисциплины группа штрафуется на 1 балл. Список вопросов: Кто произнес слова на Патриарших прудах? «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер”. (Воланд) Какого цвета были глаза у Воланда? (правый – черный, левый – зеленый) Кто разливает масло на трамвайной остановке? (Аннушка) Какого цвета шерсть у кота Бегемота? (черная) Что падает на голову зрителям во время сеанса черной магии? (деньги) О ком был роман, который написал Мастер? (О Понтии Пилате) Как звали собаку Понтия Пилата? (Банга) В честь какого праздника одному из осужденных, великодушный кесарь возвращал жизнь? (Пасха) Существует несколько тяжких грехов. Га-Ноцри говорил: « Нет большего порока, чем...» (Трусость) Что в итоге заслужили Мастер и Маргарита? (Покой) 3. Формулирование темы занятия учащимися (3 минуты) На прошлом занятии мы с вами говорили о судьбе автора романа М.А. Булгакове, о том, как он создавал это произведение. Но любой роман не может существовать без автора и без...? (героя) Правильно. В любом произведении всегда очень важен образ героя или героев. О чем нам говорит название произведения? (о том, что здесь главные герои – Мастер и Маргарита). Верно. И наша с вами задача познакомиться сегодня с этими героями и посмотреть, как они взаимодействуют с остальным. А значит, как будет
звучать тема нашего занятия? (Система образов персонажей в романе «Мастер и Маргарита») Открывается доска с записанной темой. 4. Постановка целей урока (2 минуты) Как вы считаете, что мы должны сделать сегодня, чтобы раскрыть эту тему? (Рассказать об основных героях и их судьбах, сравнить и сопоставить героев, посмотреть, зачем вводятся те или иные персонажи в роман). Верно. Сегодня мы с вами познакомимся с главными действующими героями романа, сопоставим их и систематизируем полученные знания. 5. Актуализация полученных знаний, развитие ассоциативного мышления (5 минут) Перед вами 5 предметов, каждый из которых принадлежит одному из героев произведения. Ваша задача определить, кому именно принадлежит каждый предмет. (На столе лежит пять предметов: баночка крема, стопка исписанных листов бумаги, чаша с водой, визитка, куриная косточка). Преподаватель поднимает по очереди каждый предмет, учащиеся называют его обладателя. Баночка крема – Маргарита Стопка листов бумаги – Мастер Чаша с водой – Понтий Пилат Визитка – Воланд Куриная косточка – Азазелло. 6. Работа в группах, получение новых знаний, анализ материалов. (10 минут). Каждой группе предлагается выбрать предмет, принадлежащий одному из персонажей. Порядок выбора определяется тем, какое количество очков набрала каждая группа (группа, набравшая большее количество очков первой делает свой выбор). Выбрав каждый предмет, группа вместе с ним получает план анализа героя литературного произведения. 7. Устное сообщение с анализом полученной информации. (25 минут)
Один из представителей каждой группы рассказывает о каждом из героев, используя свой заполненный опросный лист. Участники других групп записывают основную информацию, относительно каждого персонажа, задают вопросы, могут вступать в дискуссии. 8. Работа с таблицей. (15 минут) Мы подробно проанализировали образы пяти персонажей романа. А сейчас давайте обратимся и к другим героям произведения. Мы составим таблицу, которая поможет нам сравнить героев и те миры, которым они принадлежат. (Дети получают раздаточный материал, таблица нарисована и на доске) Современный московский мир Древний ершалаимский мир Потусторонний мир «Носители истины» Мастер Иешуа Га-Ноцри Воланд «Ученики» Иван Бездомный Левий Матвей - Доносчики Алоизий Могарыч Иуда из Кириафа Барон Майгель Правители, принимающие решения Профессор Стравинский (доктор) Понтий Пилат Воланд Первые помощники правителей Врач Федор Васильевич Афраний Коровьев- Фагот «Палачи» Арчибальд Арчибальдович (директор ресторана) Марк Крысобой Азазелло Животные Милицейский пёс Тузбубен Собака Банга Кот Бегемот Служанки Наташа Низа Гелла Учащиеся называют героев, заполняют розданные таблицы. Преподаватель вслед за отвечающими заполняет таблицу на доске. 9. Вывод к полученной таблице – слово учителя (5 минуты) Мы видим с вами, что у главных героев есть свой аналог в другом мире, т.е. есть двойники. Все произведение построено на параллелях, что помогает раскрыть глубины характеров героев. Выделяя двойников, мы должны обратить внимание не только на сходства, но и на различия. О различиях более подробно мы поговорим на следующем занятии, когда будем сравнивать миры, существующие в романе.
Кого из значимых героев нет в нашей таблице? (Маргариты) Давайте сейчас посмотрим несколько отрывков из фильма и попытаемся определить причину того, что у Маргариты нет двойников. Итак, как вы считаете, почему Маргарита оказывается единственной в своем роде? (Её образ неповторим. Она любит самозабвенно, до абсолютного самопожертвования, она продаёт душу дьяволу, чтобы спасти Мастера, она решает разделить с возлюбленным даже смерть.) 10. Домашнее задание (3 минуты) Дома вы должны будете подумать о том, как изображается в романе любовь, как раскрывается тема любви в произведении и написать сочинение на тему: «Любовь и самопожертвование в романе «Мастер и Маргарита»». 11. Подведение итогов занятия (5 минут) Сегодня мы с вами говорили о системе образов персонажей в романе. Мы составили краткую характеристику основных героев произведения, сопоставили персонажей, используя таблицу, и упорядочили полученные знания. Преподаватель делает выводы о работе учащихся: выделяется группа, представившая наиболее полную характеристику персонажа, выделяются учащиеся, набравшие в течение занятия наибольшее количество баллов, выставляются и называются оценки. 12. Организационный момент (2 минуты) Спасибо за урок. Вы отлично поработали. Повторите еще раз, что задали на дом. (Написать сочинение на тему: «Любовь и самопожертвование в романе “Мастер и Маргарита”»). Отлично. Спасибо. Все свободны.

Система образов. Вследствие того, что роман состоит из двух частей, в нем два главных героя: Мастер и Иешуа. Они являются героями-двойниками. Соответственно двойниками являются и мно­гие второстепенные персонажи. Так, Иван Бездомный и Левий Матвей являются последователями своих учителей, Алоизий Могарыч и Иуда из Кириафа – их предателями.

Мастер пишет роман об Иешуа и Понтии Пилате. Своим рома­ном он утверждает мысль о том, что борьба добра со злом вечна. Для него не страшен князь тьмы, ибо Мастер не верит ни в темные, ни в светлые силы. Для него существует вера в самого Человека и неизменные нравственные законы. Мастер уходит из земной жиз­ни, но обретает покой. Однако настоящей наградой для него явля­ется самоотверженная любовь Маргариты. Судьба Мастера во мно­гом повторяет судьбу Булгакова. И в Елене Сергеевне можно заметить черты Маргариты.

Любовь Мастера и Маргариты разрушается при столкновении с внешним миром и восстанавливается с помощью потусторонних сил. Маргарита встает на путь самоотдачи, жертвуя собой ради лю­бимого человека. Она предпочитает Мастера своей

богатой, безза­ботной жизни в доме мужа, затем приносит себя в жертву во имя любви, став ведьмой ради того, чтобы узнать что-либо о Мастере.

Понтий Пилат себе и людям кажется человеком могуществен­ным. Но проницательность Иешуа поражает прокуратора. Самодо­вольство наместника, его право распоряжаться всем поставлено под сомнение. Прокуратор решает судьбу Иешуа. Но в действительно­сти истинную свободу обретает Иешуа, а не Понтий Пилат, оказав­шийся заложником собственной должности, карьеры, совести.

Иешуа ничего не боится, обладает неимоверной силой духа. Его жизненная философия заключена в словах, которые по своему со­держанию и значению актуальны во все времена. Свободный в мыс­лях и чистый душой, Иешуа говорит: “Злых людей нет”;; “всякая власть – насилие над людьми”;; “настанет время, когда не будет ни кесарей, ни другой власти. Человек перейдет в царство истины”;.

Воланд со своей свитой приезжает в Москву, чтобы посмотреть, насколько изменились люди, не напрасна ли была жертва Иешуа. На представлении в театре “Варьете”; он видит, что люди не изме­нились: “Люди как люди, квартирный вопрос только испортил их”;. Доносы, жадность, взяточничество москвичей мало чем отличают их от жителей Ершалаима. Воланд – то зло, без которого не может существовать равновесие и справедливость в мире. Это суд вечно­сти, воздающий каждому по заслугам. Мастер как и его герой Ие­шуа Га-Ноцри оправданы этим судом.

Изображение Москвы 30-х годов дано писателем необыкновенно ярко. С иронией, а порой и гротеском представлен Булгаковым ли­тературный союз МАССОЛИТ, в описании которого легко можно уз­нать РАПП (российская ассоциация пролетарских писателей) того времени. Литературная среда предстает в изображении Булгакова весьма неприглядно. Писатели озабочены не столько творческими проблемами, сколько бытовыми: дачными, продовольственными и др. Среди изображенных Булгаковым писателей ни один не занят непосредственно творчеством. И за все эти грехи, за безверие рас­плачивается Берлиоз, стоявший во главе литературного общества.

Глоссарий:

  • система образов в романе мастер и маргарита
  • двойники в романе мастер и маргарита
  • мастер и маргарита система образов
  • система образов мастер и маргарита
  • система образов романа мастер и маргарита

Другие работы по этой теме:

  1. Идейно-тематическое содержание. Роман “Мастер и Марга­рита”; необычайно сложен. Существуют множество его толкований. И сегодня роман вызывает споры, появляются новые публикации о нем. Булгаков долгие годы...
  2. Прочитав всемирно известный роман Булгакова “Мастер и Маргарита” я осталась под впечатлением, в хорошем смысле этого слова. В процессе чтение возникает бесчисленное множество тайн, загадок...
  3. При чтении “Мастера и Маргариты” далеко не сразу понятно название романа. Этих героев М. А. Булгаков вводит в сюжет лишь ближе к середине повествования. Образ...

Мастер и Маргарита Булгакова — шедевр русской литературы, который можно назвать энциклопедией времен писателя. В нем, как в зеркале, отражается нравы, быт, мораль советской России, где изображаются разные типы и характеры людей, олицетворяя не только лучшие, но и худшие, и даже темные стороны.

Роман Булгакова — это многоуровневый мир с множеством действующих лиц. Этих персонажей связывает в пространстве неуловимая нить. Структура работы писателя сложная и именно через систему образов в произведении Мастер и Маргарита, раскрывается закономерность романа.

Вообще роман писателя очень многолюден. Если верить исследователям, то в нем насчитывается около полутысячи человек, из которых больше ста пятидесяти имеют собственные имена. Остальные герои безымянные и коллективные, примером могут быть сотрудники организации или же зрители Варьете.

Двойники в романе

Читая работу писателя, мы понимаем, что здесь сосуществует два мира, я бы даже сказала три. Это мир Понтия Пилата и Иешуа, то есть древний ершалаимский мир. Это современная для писателя Москва, то есть Москва тридцатых годов двадцатого века. И третий мир — мир вечный потусторонний. Таким образом можно заметить двойников в романе Мастер и Маргарита, а то и триады персонажей, ведь мы видим три мира. Персонажи из разных миров имеют общие сходства как в поступках, целях и мотивациях, так и порой схожи внешне. Таким образом можно выделить следующие триады лиц, чью схожесть можно назвать неоспоримой. Итак, это Понтий Пилат, что имеет своих двойников в образах Стравинского и Воланда. Двойниками Афрания являются Федор Васильевич и Коровьев Фагот. Марк Крысобой имеет двойников в образах Арчиба Арчибльдовича и Азазелло. Следующая триада это Банга — Тузбубен — Бегемот. Двойники Иуды — это Алозий Могарыч и Барон Майгель. У Низы двойниками являются Наташа и Гелла. Соответственно они есть представителями древнего, современного и потустороннего миров.

Самое интересное в том, что в работе среди придуманной системы образов, сложно выделить главных героев. В этом и есть особенность романа. Скажете, главными героями являются Мастер и Маргарита, ведь их именами и названо произведение? Но эти герои появляются почти в средине всей сюжетной линии, да и не менее значимыми героями здесь являются Воланд и Иван Бездомный. К тому же свои герои имеются и в ершалаимском мире, где выделяет автор Иешуа и Понтия.

Как видим, роман многослойный, сложный, но несмотря на это, не ощущается разрозненности. Вся композиция, как и система образов в романе писателя целостная, что создается благодаря тем самым связующим нитям, которые связывают прошлое, настоящее и будущее.