В е маковский от дождя. Герасимов "После дождя": описание картины, средства художественной выразительности

Описание и анализ

Описание картины «После дождя» А.Герасимова

Работы известного советского художника А. М. Герасимова относятся к реалистическому направлению в изобразительном искусстве. В его творческой копилке много портретов, натюрмортов и пейзажей. Пейзажи Герасимова на первый взгляд просты, однако в каждом из них обнаруживается нечто такое, что затрагивает душу и надолго запоминается зрителю. Картина «После дождя» отличается от других работ художника.

Созерцание картины «После дождя» порождает в душе каждого зрителя ощущение бодрящей новизны. Омытый дождем окружающий мир выглядит совершенно по-новому, и этот новый взгляд на привычные вещи позволяет открыть удивительное не только в повседневной действительности, но и в собственной душе.

Описание и анализ

В 1935 году Герасимов уехал отдохнуть и уединиться для творчества к себе на родину в город Козлов. Здесь и была создана любимая многими картина.

Картина «После дождя» была написана спонтанно, буквально на одном дыхании. Вместе с тем она не является сиюминутным творением. Художник длительно готовил себя к созданию этой работы. Он выполнял зарисовки с натуры листвы, травы и различных предметов, мокрых от дождя. Знакомые Герасимова признавали, что этот опыт давался ему особо хорошо.

Сестра Герасимова в своих воспоминаниях описывала процесс создания картины: в тот день начался сильный летний ливень. После него все вокруг выглядело по-особенному живописно и свежо - вода, переливаясь красками на солнце, сверкала на полу веранды, листве и дорожках; над деревьями просматривалось безоблачное вымытое дождем небо.

Восхищенный открывшимся видом мастер схватил палитру и встал за мольберт. За считанные часы он написал живописнейшее полотно, ставшее одним из самых удачных его творений. После, выставляя картину на различных вернисажах наряду с другими своими работами, Герасимов не без удивления отмечал, что именно она пользовалась особым вниманием у зрителей.

Чем же так привлекательно это легкое поэтичное произведение для обычного зрителя? На картине изображен на первый взгляд обыденный пейзаж – уголок веранды с резными перилами и небольшой скамеечкой вдоль них.

Справа, немного нарушая композиционный баланс, художник поместил старинный столик и вазу с цветами. На левом плане мы видим пол, а также лавку и перила веранды. На всех изображенных предметах блестят и переливаются капли воды. Сразу за верандой проглядывается сад – мокрый от только что прошедшего ливня.

Краски на картине кристально чисты и мажорны – сочная зелень намокшей листвы, темная бронза влажного дерева, небесная лазурь, отразившаяся в лужах, разлитых на полу веранды. Отдельным цветовым акцентом выделен букет цветов в вазе – интенсивный розовый цвет удачно сочетается с зелеными и белыми мазками.

Картина не вызывает ощущения надуманности. Созданные художником образы свежи и правдивы, отличаются непринужденностью и чистотой – в них чувствуется виртуозность кисти живописца. Благодаря чему достигнута такая потрясающая достоверность?

При работе над картиной Герасимов использовал высоко отточенную технику рефлексов. Этот изобразительный прием предполагает тщательную проработку небольших, но важных деталей композиции.

В случае картины «После дождя» ключевыми моментами, благодаря которым достигается особое состояние свежести и чистоты, являются отблески света и отражения: сочные зеленые мазки на стенах веранды – отражения зеленой листвы; розовые и голубые пятна на столе – отсветы, оставляемые на мокрой поверхности букетом цветов.

Все живописное полотно как будто пронизано замысловатыми переплетениями света и тени. При этом теневые участки не вызывают гнетущего ощущения у зрителя, поскольку выполнены многоцветно и красочно. В картине очень много серебряных и перламутровых оттенков – таким способом художник передает многочисленные солнечные блики на влажной листве и мокрых поверхностях предметов. Работая над созданием изобразительного эффекта мокрых поверхностей, художник применил технику лессировки. В процессе использования этого приема краска наносится на холст в несколько слоев. Первый мазок является основным, последующие – облегченные полупрозрачные штрихи. Благодаря этому изображенные поверхности выглядят блестящими, словно покрытые лаком. Это особенно заметно при рассмотрении фрагментов картины, на которых изображены участки дощатого пола, скамья, крышка стола.

Букет цветов в виде контрастного яркого пятна написан подчеркнуто широкими пастозными мазками, благодаря чему цветы в вазе смотрятся объемно и естественно.

Заслуживают внимания также правильно расставленные световые акценты. Они делают изображение на полотне живым и немного торжественным. Источники света расположены вне плоскости полотна – где-то за деревьями. Свет в картине рассеянный неяркий, он не бьет в глаза, благодаря чему создается эффект проглядывающего из-за туч летнего солнца, которое перевалило за полуденную черту и начало клониться к закату.

Деревья, изображенные на заднем плане, кажутся сотканными из огромного количества мерцающих зеленоватыми оттенками витражных стеклышек. Они освещены по контуру и тем самым выделены из общей композиции. В данном случае Герасимов удачно использовал специальный прием, называемый в изобразительной технике контражуром – подсветка обратной стороны изображения.

В картине преобладает свежее приподнятое настроение. Художнику удалось достоверно передать поэтичность и особую прелесть самых обычных вещей.

Искренность чувств, которые Герасимову удалось выразить в своем произведении, заряжает зрителя особой энергией свежести. За эту картину мастер был удостоен Гран-при на выставке в Париже. Позже художник вспоминал, с каким восторгом он работал над созданием этого полотна. Возможно, поэтому работа получилась настолько восхитительной и правдивой.

Владимир Егорович Маковский - выдающийся русский художник. Он родился в 1846 году в Москве. Отец мальчика был известным деятелем искусств. Владимир рос в окружении творческой атмосферы. Он с раннего детства интересовался искусством, получил прекрасное образование. Владимир Маковский создавал удивительно правдоподобные и запоминающиеся жанровые картины. Он мог подчеркнуть мельчайшие детали, по которым можно было догадаться об особенностях жизни и быта людей.
Художник изображал реальную жизнь, ничуть не приукрашивая её. Его картины очень выразительны и трогательны.
Картина Маковского «От дождя» была создана в 1887 году, она считается одним из лучших произведений талантливого художника. На картине мы видим крестьянских детей, которые изображены у реки. Наверное, дети весело играли. Был прекрасный летний день. Так приятно было насладиться теплом, поплавать в прохладной воде, погреться на золотистом песке. Обычные забавы деревенских детей. Если обратиться к русским классикам, то можно сказать: все игры крестьянских детей были тесно связаны с природой. У них не было дорогих игрушек, книг. Но зато в их распоряжении были все богатства родного края: лес, речка. С раннего детства крестьянские дети были привычны к работе, нередко помогали своим родителям. Но дети всегда остаются детьми. И у них обязательно найдётся время для игр и развлечений.
Дети, изображённые В. Е. Маковским, думали, что весь день будет ясным и солнечным.
Но вдруг начался дождь. Мальчики не сразу заметили приближение грозы, поэтому не успели убежать. Но вот небо стало хмурым и мрачным, его затянули грозовые тучи. Теперь мальчики стремятся домой. Четверо оделись и направились в сторону деревни. Но вдруг один из друзей упал на песок. Самый младший мальчик выглядит испуганным. Его пугают раскаты грома. Он вот-вот заплачет. Самый старший из ребят очень серьёзен. Наверное, он думает, как быстрее добраться до дома, чтобы совсем не промокнуть.
Остальные ребята ещё не успели одеться. Может быть, они совсем не боятся дождя. Они неторопливо одеваются. Возможно, этим ребятам совсем не хочется покидать берег реки, прятаться от дождя дома. Ведь летняя гроза быстро проходит. Совсем скоро вновь засверкает солнце. Природа после дождя выглядит удивительно красивой, чистой, свежей, обновлённой.
Можно попытаться представить себе характер мальчиков, изображённых на картине. В центре картины самый старший из мальчиков. Он внимательно смотрит вперёд. Этот мальчик чувствует ответственность за тех, кто младше. Он торопит своих друзей или братьев, чтобы они быстрее шли домой. Сам он, вполне возможно, с удовольствием остался бы на берегу. Вряд ли его так пугает дождь. Но мальчику нужно заботиться о младших. Крестьянские дети рано взрослели, их детство было неразрывно связано не только с помощью старшим, но и заботой о младших.
Самый маленький мальчик держится за руку другого мальчика, постарше. Он готов заплакать, но сдерживает слёзы. Самый младший понимает, что сейчас не время плакать. Нужно собраться с силами и быстрее бежать домой.
Один из мальчиков упал на песок. Он обернулся на своих друзей. Наверное, хочет им сказать: «Вот как я торопился!» Но самый старший из ребят даже не смотрит на него. Скорее всего, он понимает, что мальчик в белой рубахе шутит. Он упал специально, чтобы задержать своих друзей. И если не обращать на него внимания, он быстро встанет, чтобы идти вместе со всеми.
Трое ребят, которые ещё только одеваются, сидя у самой кромки воды, скорее всего, смелы и бесстрашны. Промокнуть под дождём для них - это весёлое приключение. И поэтому они совсем не торопятся бежать вместе со всеми. А, может быть, они пока не поняли, что будет сильная гроза. Мальчики надеются, что грозовые тучи пройдут стороной, не затронув берег, где они так хорошо проводили время. Но как только первые капли дождя упадут на них, они быстро направятся в деревню.
Если посмотреть вокруг, там расстилаются бескрайние просторы. Видны деревья и кусты, проходит дорога. В. Е. Маковский в своём произведении показывает красоту русской природы. Она предстаёт перед нами во всём своём великолепии. Летом русская природа особенно хороша. Сочная свежая зелень, яркость и буйство красок. Поневоле задумываешься о том, как хорошо бы именно сейчас оказаться где-то в лесу, на реке или на озере. И пусть ярко светит солнце, освещая всё вокруг золотыми лучами. Или, наоборот, пусть внезапно начнётся дождь. Пусть прохладные струи дождя льются на деревья, траву, прибрежные камни.
Картина поражает воображение ещё и тем, что она не статична. В ней есть ощутимое движение. Оно проявляется в резвой ходьбе мальчуганов, убегающих от дождя; в грозовых тучах, которые заволокли небо. Кажется, что порывы ветра вот-вот выйдут за пределы картины, и мы почувствуем свежее дыхание реки.
Талант В.Е. Маковского поистине удивителен. Художнику удалось показать самый обычный момент из жизни людей. Но этот миг, запечатлённый на полотне, вызывает самое неподдельное восхищение, заставляет задуматься о реалиях человеческой жизни и красоте окружающего мира.

На своих картинах замечательный художник В. Маковский изображал обыденные ситуации из жизни простого народа. Не исключением стала и картина «От дождя», признанная одной из самых лучших в творчестве живописца.

На картине изображены крестьянские мальчишки, пришедшие покупаться на речку. Однако, как это часто бывает в летние деньки, на небе собрались грозовые тучи. Не замечая этого, мальчики продолжали купаться до самого дождя, которых застал их врасплох.

Четверо из них, изображенные на переднем плане картины, быстренько оделись и уходят домой. Один из них прямо на ходу продолжает одеваться, другой, видимо так торопился, что упал. Трое других остались около реки. Видимо они не боятся грозы. Они так же одеваются, но не спеша. Один из них и вовсе ещё только начал одеваться.

Задний план картины занимает настоящее русское раздолье. Здесь изображены поля, луга, а так же речка, на берегу которой и происходит действие картины. Вся картина как будто живая, кажется, что если долго смотреть на неё, то мальчики сейчас побегут навстречу, зашумит гроза, и мы услышим звук капель дождя, попадающих в речку.

Сочинение по картине: В. Е. Маковского "От дождя".
Владимир Егорович Маковский - знаменитый русский художник, признанный мастер бытового жанра в живописи. Он всегда рисовал то, что его окружало, продолжая и развивая лучшие традиции реалистической жанровой живописи.
Одним из лучших его творений считается картина "От дождя". На ней изображены крестьянские дети у реки. Быть может, они пришли к реке, чтобы искупаться или просто посидеть на ее берегу. Возможно, их привели сюда какие-то детские тайны. Дети любят выдумывать себе секреты, которые потом тщательно скрывают от окружающих.
Вот только их забаву прервала надвигающаяся гроза. Увлеченные игрой, дети не сразу заметили ее приближение. Грозовые тучи затянули уже все небо. Оно сделалось серым и недобрым. Мальчики торопятся вернуться домой до того, как начнется дождь. Четверо из них уже оделись и направились в сторону деревни. Один мальчик в спешке упал на песок, другой на ходу натягивает нехитрую свою одежду. Малыш справа, похоже, боится грозы. Его лицо встревожено. Он тянется к старшему мальчику.
А на берегу остались еще трое мальчиков. Они, по-видимому, не очень страшатся промокнуть. Один из них надевает не спеша штаны, другой внимательно рассматривает какой-то предмет, который, возможно, достал из воды. А третий мальчик и вовсе сидит еще раздетый. А вокруг, насколько хватает взгляд, раскинулось широкое русское раздолье, поля и луга, покрытые зеленой травой, редкими деревцами. И небо, огромное, серое небо, слившееся на горизонте с землей.
В.Е. Маковский любуется не только крестьянскими детьми, застигнутыми врасплох приближающейся грозой, но и окружающей природой родной русской земли, которая с детства близка и понятна каждому человеку

Описание картины В. Е. Маковского "От дождя".
Маковский Владимир Егорович - это знаменитый русский художник, а также мастер бытового жанра и живописи. Талантливый художник, который всматривался в окружающую его жизнь, который душой и сердцем поддерживал горе и радости людей. Он создал больше количество картин, которые повествовали о жизни обычных людей. Новые произведения Маковского появлялись на выставках ежегодно практически полвека. Его картины никогда не оставались в стороне, их многие ждали с нетерпением.
Картина "От дождя" считается одним из самых лучших его творений. На полотне изображены дети крестьян, находящиеся у реки. Может они пришли на реку, чтобы покупаться или просто посидеть на берегу. А может их сюда привели какие-то тайны, которые известны только им. Все ведь знают, что дети любят сами себе выдумывать тайны, секреты, а потом скрывать их от окружающих.
Но их тайны, игры и забавы прервала гроза, которая надвигается. Дети были,видимо, очень увлечены и не заметили её. А гроза тем временем затянула уже все небо, будто покрывалом. Она сделалось серым и, кажется, предвещает бурю или беду. Мальчишки в спешке пытаются быстро собраться и успеть вернуться домой до начала дождя. Четверо уже оделись и направляются от туч подальше в сторону деревни. Один мальчишка на ходу одевается. А другой, похоже, очень боится грозы, и так спешил, что упал в песок. На лице мы видим испуг, и малыш тянется к старшему мальчугану. А на берегу осталось трое самых отважных. По-видимому, они не очень боятся дождя и бури. Двое мальчиков не спеша одеваются, а третий рассматривает какой-то предмет и будто вовсе не замечает перемены погоды. А все остальное место на полотне занимает русское раздолье: поля, луга, зеленая трава, деревья. И небо. Огромное, серое, устрашающее небо, которое, кажется, сливается на горизонте с землей. Владимир Егорович Маяковский писал картину не только о детях, застигнутых врасплох переменой погоды, но и о природе. Он воплотил в ней чувства к родной земле, к её природе, к необъятным просторам Родины, которые знакомы каждому человеку с детства.

Александр Михайлович Герасимов - яркий представитель соцреализма в живописи. Прославился он портретами, изображающими партийных лидеров. Но есть в его творчестве и очень лиричные работы, пейзажи, натюрморты, изображения русского быта. Благодаря им и известен сегодня «После дождя» (описание картины, история создания, выразительности) - вот тема этой статьи.

биографическая справка

Герасимов А.М. родился в семье купца из города Козлова (современный Мичуринск) Тамбовской области 12 августа 1881 года. В этом городке прошли его детство и юность, сюда он любил приезжать и тогда, когда стал известным художником.

С 1903 по 1915 год обучался в московском художественном училище, сразу после окончания которого был мобилизован на фронт, шла Первая мировая война. С 1918 по 1925 художник жил и работал в родном городе, а затем вернулся в Москву, вступил в ассоциацию художников и через несколько лет стал ее президентом.

Герасимов А.М. пережил периоды взлетов и падений, был любим художником Сталина, получил большое количество профессиональных наград и званий. А во времена Хрущева попал в немилость.

Умер художник в 1963 году, за 3 недели до своего 82 дня рождения.

Творческий путь художника

Герасимов учился у крупнейших живописцев конца XIX - начала XX веков - К.А. Коровина, А.Е. Архипова, В начале творческого пути он писал преимущественно картины народного быта, изображал русскую природу с ее скромной и трогательной красотой. В этот период были созданы: «Рожь покосили» (1911), «Зной» (1912), «Букет цветов. Окно» (1914).

В советское время художник обратился к У Герасимова обнаружился талант удивительно точно схватывать характерные черты, добиваясь большого портретного сходства. Постепенно среди героев его полотен начинают преобладать люди высокопоставленные, партийные лидеры и вожди: Ленин, Сталин, Ворошилов и другие. Его картины отличаются торжественным настроением и не лишены несколько плакатного пафоса.

К середине 30-х годов XX века художник стал крупнейшим представителем соцреализма в живописи. В 1935 он уехал в родной город, чтобы отдохнуть от работы и провести время со своей семьей. Именно в Козлове написал А.М. Герасимов «После дождя» - картину, которая принесла ему славу прекрасного пейзажиста.

В годы сталинского правления Герасимов занимал ответственные руководящие посты. Возглавлял Московское отделение Союза Художников, Ассоциацию советских художников, Академию художеств СССР.

История картины «После дождя» Герасимова

Об истории создания картины рассказала в свое время сестра художника. Семья отдыхала на террасе своего дома, когда неожиданно начался сильный дождь. Но Александр Михайлович не стал прятаться от него, как это сделали остальные домочадцы. Он был потрясен тем, как капли воды, скопившиеся на листве, на полу, на столе, переливаются разными цветами, каким свежим и прозрачным стал воздух, как, обрушившись на землю ливнем, начинало светлеть и проясняться небо. Он велел принести ему палитру и всего лишь за три часа создал потрясающий по своей выразительности пейзаж. Назвал эту картину художник Герасимов - «После дождя».

Однако пейзаж, написанный так быстро и стремительно, не был случайным в творчестве художника. Еще во время обучения в училище он любил изображать мокрые предметы: дороги, растения, крыши домов. Ему удавалось передать блики света, яркие, омытые дождем краски. Возможно, многие годы шел к этому пейзажу А.М. Герасимов. «После дождя» стала итогом творческих исканий в этом направлении. Не было бы такой предыстории, не увидели бы мы описываемого полотна.

А.М. Герасимов «После дождя»: описание картины

Сюжет картины удивительно прост и лаконичен. Угол деревянной террасы, букет цветов на круглом обеденном столе и сочная зелень листвы, составляющая фон. По блеску деревянных поверхностей зритель понимает, что недавно закончился сильный дождь. Но влага не создает ощущение сырости и неуюта. Наоборот, кажется, что ливень приглушил летний зной и наполнил пространство свежестью.

Чувствуется, что картина создана на одном дыхании. В ней нет натужности и тяжеловесности. Она впитала настроение художника: легкое, умиротворенное. Зелень деревьев и цветы в букете написаны слегка небрежно. Но зритель легко прощает это художнику, понимая, что тот торопился, чтобы успеть уловить это прекрасное мгновение гармонии с природой.

Выразительные средства

Этот пейзаж (А.М. Герасимов «После дождя»), описание картины, выразительные средства, использованные художником, дают искусствоведам основание говорить о высокой живописной технике автора. Несмотря на то что картина выглядит просто и даже небрежно, в ней проявился талант мастера. Дождевая вода сделала краски более насыщенными. Деревянные поверхности не только блестят, но и отражают цвет зелени, цветов и солнца, отливают серебром и золотом.

Привлекает внимание и опрокинутый стакан на столе. Такая, казалось бы, незначительная деталь многое проясняет, делает сюжет легко читаемым. Становится понятно, что дождь начался неожиданно и стремительно, застал людей врасплох, заставил их спешно собирать со стола посуду. Только один стакан да букет садовых цветов были забыты.

Одной из своих лучших работ считал сам А.М. Герасимов - «После дождя». Описание картины, представленное в этой статье, показывает, что эта работа одна из самых значительных не только в творчестве художника, но и во всей советской живописи.