Василий чекрыгин. Художник чекрыгин василий - картины и биография Н чекрыгин

Рассказывает Светлана Григорьевна Семёнова : Василий Николаевич Чекрыгин проявил свое своеобразие, свою совершенно необыкновенную человеческую и художественную яркость очень рано. Собственно, рамки его жизни тоже были чрезвычайно короткими. Его друзья, а друзьями его были те, с кем он учился в Училище живописи, ваяния и зодчества — это и Бурлюк, это и Маяковский, и Жегин, то есть, люди, которые принадлежали так или иначе к футуристическому кругу. И вообще он выходил из авангарда. Выставлялись некоторые его кубистические картины на ученической выставке. Он принимал участие в "Вечере речетворцев", на котором он выступал вместе с Бурлюком и Маяковским. В этой футуристической компании он был не так долго, то есть, не так долго ее постулатов придерживался. Он говорил о том, что это все только поиски новых художественных приемов, прием — и только. А не может прием быть целью искусства. Вообще, я должна сказать, что он в свое время, еще мальчиком, учился в иконописных мастерских Киево-Печерской лавры. Так что у него была такая первая закваска, подкладка его. И он вообще всегда ориентировался на больших мастеров. Что же это были за большие мастера? Это тот ряд, в котором был Андрей Рублев, которого он высочайшим образом ценил, дальше Александр Иванов, его библейские эскизы, "Явление Христа народу", и Врубель . То есть, это пророческая линия, можно сказать словами более позднего мыслителя Даниила Андреева — у него есть понятие: вестничество. Вот это такая "вестническая" линия, ее было много в русской литературе, а в живописи не так много.

Мы знаем, что у Маяковского в его поэме "Война и мир" 1916 года, в которой сначала совершенно гомерическое кроворазлитие, все ужасы и кошмары того, на что способно человечество, и как бы выход из этого — утопическая пятая часть, где он рисует картины воскрешения мира. "Земля, встань тыщами в ризы зарев разодетых Лазарей..." Воскрешение умерших... Владимир Маяковский услышал об этом еще в середине 1910-х годов от братьев Шманкевичей, которые были такие офени — коробейники федоровских идей, они ходили по всем литературным салонам и эти идеи разносили. Эти люди были из круга Вячеслава Иванова. Я думаю, что Чекрыгин тогда уже услышал о каких-то идеях Федорова, но изучил их по-настоящему, я думаю, в начале 1920 года. Вот 1920-й год, кстати, вспоминает интересно Роман Якобсон, который в это время приехал в Москву, привез свои новые работы, в том числе о теории относительности Эйнштейна. Маяковский тогда ему говорил: "А нет ли в этой теории относительности какой-нибудь возможности для достижения бессмертия? Я верю в то, что будет воскрешение, и я найду таких ученых, которые будут этим заниматься". Мы знаем, что, с одной стороны, даже многие пролетарские поэты в это время, конечно, очень риторически провозглашали революцию как какой-то онтологический переворот, который приведет к новому небу и новой земле, к преображению человека, восстановлению умерших, к бессмертию, к космическим полетам, завоеванию космоса и так далее. Клюев эту тему разрабатывал очень тонко, изощренно, тоже опираясь на идеи Федорова и как бы на эзотерическую сторону народной культуры. А Чекрыгин, начиная с 1920 года, фактически ни о чем другом не мог говорить, кроме как об идеях Федорова.

Василий Чекрыгин — «Смерть моего брата Захария»


Что рисует Чекрыгин? В 1920-21 гг. тяжело болел брат его жены. Он по ночам дежурил у его постели и рисовал. Он рисовал голод в Поволжье, умирающих взрослых и детей. Писал он сангиной, углем, карандашом на листах бумаги. Когда вы смотрите на эти листы, они производят необыкновенное, нерукотворное впечатление. Мы видим человеческие тела, очень легкие, просветленные, находящиеся в состоянии какого-то восходящего кружения, в некой условной космической среде. Это, действительно, собор восстающих к новой жизни людей, взаимоувязанность всего рода людского, его родственность. Мы знаем, что род людской происходит от одних предков, у него единая смертная судьба. И вот когда он изображает воскресение, то это ощущение шока у тех, кто восстает. Это не как у Маяковского, веселые картинки воскрешения, а все очень серьезно. Как бы из ночи смертной ты выходишь к новому бытию, новое рождение, еще не до конца осознанное людьми. Мать обнимает свое воскрешенное дитя, какая-то женщина смотрит вдаль, словно ищет в космической бездне своего близкого, дорогого и любимого... Это образно сделано, не риторически. В следующих ярусах идет дальнейшее просветление этих фигур, темное мерцание становится все более светлым и эти фигуры как будто поднимаются к новой своей судьбе. Дальше, как писал Федоров, они начинают исследовать мир, новое коперниканское искусство творит жизнь... То, что было у символистов — идея теургии, жизнетворчества, у него, так сказать, практически направлена. В каком-то нижнем ярусе должны были быть сюжеты "На кладбище", "Скорби людей". Поскольку Чекрыгин планировал роспись целого храма, то у него было такое ярусное мышление. Он собирался сделать несколько ярусов и, как бы предвосхищая нынешнее состояние, горестно вздыхал и говорил: я рисую нечто целостное, а потом эти эскизы разбредутся, что-то потеряется, и мой замысел не будет понят. Увы, все это сейчас в осколках, этот замысел мы можем только реставрировать но, к сожалению, наследие не собрано и не показано в полном объеме. Я думаю, что мы должны преисполниться каким-то настоящим священным чувством по отношению к этому наследию. Надо, на мой взгляд, сделать большую выставку Чекрыгина, то есть, собрать сейчас все, что им создано — это очень важно. Это первый как бы такой этап. Все прежние выставки показывали по двести-триста его рисунков максимум, а надо, по возможности, собрать все. Потому что он был увлечен фреской, он был увлечен монументальным искусством, он был увлечен целой колоссальной композицией храмовой, так ее надо выстроить, ее надо представить себе. Нужно увидеть весь массив его работ и нужно бороться за такую большую выставку. Я уверена, что она будет иметь огромный успех, как все его выставки, они всегда имели огромный успех. Он сейчас в очень маленькой рамке находится. А вообще рамка у него безбрежная, как у русского гения.

, Калужская губерния

Васи́лий Никола́евич Чекры́гин (19 января 1897 года , Жиздра Калужской губернии - 3 июня , станция Мамонтовка Московской области) - русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца ».

Биография и творчество

Первым иллюстрировал и отпечатал в технике литографии стихи В. Маяковского . Зимой -1914 года выставил несколько своих новаторских работ на XXXV (Юбилейной) выставке МУЖВЗ. Скандал и годовое лишение стипендии заставляют Чекрыгина прекратить обучение. Покинув стены МУЖВЗ, он участвовал в выставке «№ 4», организованной Михаилом Ларионовым , и путешествовал по Европе. Возвратившись в Россию, попал на фронт. В составе пулемётной бригады воюет под Двинском . В 1918 году входит в состав Комиссии по охране художественных ценностей.

В начале 1920-х годов творчество художника переживает расцвет. Чекрыгин создает несколько графических циклов «Расстрел» (), «Сумасшедшие» (), «Голод в Поволжье» () и «Воскрешение мёртвых» ( -). Активно участвует в организации и написании будущего манифеста союза художников и поэтов «Искусство-жизнь» («Маковец »). Среди теоретических работ Чекрыгина наибольшую известность получил труд «О Соборе Воскрешающего музея» (1921), посвященный памяти философа Николая Федорова .

Творческий и жизненный путь художника оборвался очень рано. В возрасте двадцати пяти лет Чекрыгин трагически погиб, попав под поезд.

Напишите отзыв о статье "Чекрыгин, Василий Николаевич"

Литература

  • Чекрыгин, В.Н. “О Соборе Воскрешающего Музея». В книге " Н.Ф.Федоров: pro et contra". Кн. 2. СПб.: РХГА. С.450-482.
  • Бакушинский А. В. «В пути к великому искусству», ж. «Жизнь» № 3, М.: 1922
  • Каталог выставки произведений В. Н. Чекрыгина (1897-1922). М.: Цветковская художественная галерея , 1923
  • Каталог. Вторая выставка картин. «Маковец» (Искусство-жизнь). Стр.13, М.: Музей изящных искусств, 1924 (январь).
  • Catalogo. XIV-a Esposizione Internazionale D’Arte della Citta di Venecia, MCMXXIV, p. 237, 1924
  • Шапошников Б. Без заголовка (о последней встрече с В. Чекрыгиным). Каталог ГМИИ им. А.С.Пушкина к персональной выставке художника. М.,Советский художник, 1969
  • Точеный О. Выставка работ В.Н. Чекрыгина, «Знамя» № 3, Калуга, 1965
  • Левитин Е. С. «Об искусстве В.Н. Чекрыгина». Каталог ГМИИ им. А. С. Пушкина к персональной выставке художника в этом музее. М.: Советский художник, 1969
  • Левитин Е. С. Василий Николаевич Чекрыгин: Рисунки. М.: Советский художник, 1969
  • Каталог ГМИИ им. А. С. Пушкина к персональной выставке художника в этом музее в 1969-70 гг. М.: Советский художник, 1969
  • Кустов Г. «Василий Чекрыгин», М.: «Московский художник» № 41, 1970
  • Бакушинский А. В. «В. Чекрыгин. Избранные искусствоведческие статьи». М.: Советский художник, 1981
  • Жегин Л. Ф. «Воспоминания о В. Н. Чекрыгине. Редакция, предисловие и комментарии Н. И. Харджиева». «Панорама искусств» № 10, М.: Советский художник, 1987
  • Wassili Tschekrygin: Mystiker der Russischen avantgarde: aus der Geschichte des Russischen Expressionismus. Köln: Galerie Gmurzynska, 1992
  • Дымшиц Э. А. «Василий Чекрыгин. Альбом. Киев, 2005
  • Скомаровская Н. В. «Собор Воскрешающего музея». Наследие художника Василия Чекрыгина. Ж. «Шпиль», Пермь, 2005
  • Мурина Елена , Ракитин Василий . Василий Николаевич Чекрыгин. - М .: , 2005. - 288 с. - ISBN 5-902801-02-8 .
  • Некрасова., Е.А. The life, Writings and Art of Vasiliy Chekrigin. pp. 119-123,Leonardo,Vol.17,# 2,1984

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Чекрыгин, Василий Николаевич

Французы, не преследуемые более, стали понемногу опоминаться, собрались командами и принялись стрелять. Орлов Денисов ожидал все колонны и не наступал дальше.
Между тем по диспозиции: «die erste Colonne marschiert» [первая колонна идет (нем.) ] и т. д., пехотные войска опоздавших колонн, которыми командовал Бенигсен и управлял Толь, выступили как следует и, как всегда бывает, пришли куда то, но только не туда, куда им было назначено. Как и всегда бывает, люди, вышедшие весело, стали останавливаться; послышалось неудовольствие, сознание путаницы, двинулись куда то назад. Проскакавшие адъютанты и генералы кричали, сердились, ссорились, говорили, что совсем не туда и опоздали, кого то бранили и т. д., и наконец, все махнули рукой и пошли только с тем, чтобы идти куда нибудь. «Куда нибудь да придем!» И действительно, пришли, но не туда, а некоторые туда, но опоздали так, что пришли без всякой пользы, только для того, чтобы в них стреляли. Толь, который в этом сражении играл роль Вейротера в Аустерлицком, старательно скакал из места в место и везде находил все навыворот. Так он наскакал на корпус Багговута в лесу, когда уже было совсем светло, а корпус этот давно уже должен был быть там, с Орловым Денисовым. Взволнованный, огорченный неудачей и полагая, что кто нибудь виноват в этом, Толь подскакал к корпусному командиру и строго стал упрекать его, говоря, что за это расстрелять следует. Багговут, старый, боевой, спокойный генерал, тоже измученный всеми остановками, путаницами, противоречиями, к удивлению всех, совершенно противно своему характеру, пришел в бешенство и наговорил неприятных вещей Толю.
– Я уроков принимать ни от кого не хочу, а умирать с своими солдатами умею не хуже другого, – сказал он и с одной дивизией пошел вперед.
Выйдя на поле под французские выстрелы, взволнованный и храбрый Багговут, не соображая того, полезно или бесполезно его вступление в дело теперь, и с одной дивизией, пошел прямо и повел свои войска под выстрелы. Опасность, ядра, пули были то самое, что нужно ему было в его гневном настроении. Одна из первых пуль убила его, следующие пули убили многих солдат. И дивизия его постояла несколько времени без пользы под огнем.

Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.

График, живописец.

Родился в семье приказчика, был шестым из десяти детей в семье. Детство провел в Киеве. Учился в городской четырехклассной школе. В 1906 поступил учеником в иконописную мастерскую Киево-Печерской лавры. Ради заработка работал помощником ретушера в фотографической мастерской.

В 1910 поступил в МУЖВиЗ. За пейзажные этюды получил так называемую «левитановскую» стипендию и был освобожден от платы за обучения. В 1911–1912 познакомился в В. В. Маяковским, Д. Д. Бурлюком, В. Е. Татлиным, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, М. В. Ле-Дантю. К этому же времени относится начало дружбы с Л. Ф. Шехтелем-Жегиным. Лето 1911 провел в Китаево, под Киевом. В Киеве познакомился с К. Н. Редько и И. М. Рабиновичем.

Проявлял интерес к новым течениям в искусстве. Неоднократно посещал собрание С. И. Щукина в Москве. Вместе с Жегиным посещал футуристические диспуты, выставку «Мишень». В 1913 создал иллюстрации к книге Маяковского «Я!». В том же году вместе с К. С. Малевичем, Бурлюком и Жегиным принял участие в эпатажном шоу «Футуристы. Первый в России вечер речетворцев», прошедшем в зале Общества любителей художеств. Ненадолго увлекся лучизмом.

В 1914 за «увлечение вредными влияниями» лишен стипендии в МУЖВиЗ, покинул Училище, не окончив курса обучения. Познакомился в Ф.-Т. Маринетти во время его первого приезда в Россию. Экспонировал свои работы на выставке футуристов, лучистов, примитивистов «№ 4», организованной Ларионовым. В апреле - сентябре 1914 предпринял путешествие по Европе: посетил Варшаву, Мюнхен, Дрезден, Вену, Париж, Лондон.

По возвращении в Россию создал несколько военных антигерманских плакатов для издательства Г. Б. Городецкого «Сегодняшний лубок». В 1915 по заказу издательства Некрасова создал иллюстрации к «Персидским сказкам», для издательства «Центрифуга» начал иллюстрировать книгу Н. Н. Асеева «Война».

В конце 1915 записался добровольцем в армию. В составе пулеметной бригады участвовал в боях под Двинском. По болезни был переведен в штаб Инженерного полка.

В 1917 демобилизован, возвратился в Москву. Вместе с П. В. Кузнецовым и К. С. Малевичем недолго работал в Художественной комиссии солдатских депутатов. Вступил в профессиональный союз художников-живописцев Москвы. Получил мастерскую в доме Титова в Калашном переулке, которую делил с А. А. Осмеркиным, П. И. Бромирским, Жегиным. В 1918 вошел в состав Комиссии по охране художественных ценностей. Вел занятия по живописи в Доме искусств в Сокольниках.

Осенью 1918 переехал в Киев. При содействии И. М. Рабиновича получил работу художника в кабаре «Би-ба-бо». В мастерской А. А. Экстер сделал доклад о своем понимании искусства. В 1919 ненадолго возвратился в Москву, числился студентом Московского университета для получения отсрочки от прохождения военной службы. В том же году Отделом ИЗО Наркомпроса Чекрыгин включен в список художников, чьи произведения предполагаются к приобретению для музеев Государственным художественным фондом.

В 1920 получил освобождение от военной службы. По заказу отдела ИЗО Наркомпроса создал эскиз плаката «Долой неграмотность». Работал над агитационным оформлением улиц и площадей Москвы к празднику 1 Мая. Активно разрабатывал курс лекций по философии искусства для ВХУТЕМАСа (чтение лекций было запрещено). Женился на В. В. Котовой-Бернштам, в 1921 у Чекрыгина родилась дочь.

В 1921 увлекся философией Н. Ф. Федорова, в частности его работой «Философия общего дела». Под влиянием идей Федорова начал работу над циклом «Воскрешение» и рукописью «О Соборе Воскрешающего музея». Осенью и зимой жил в Пушкино под Москвой. Отверг предложение И. И. Машкова вступить «Мир искусства», параллельно принимал активное участие в создании объединения «Искусство - Жизнь» («Маковец») и журнала. Первая выставка общества открылась 30 апреля 1922 в Музее изящных искусств.

3 июня 1922 трагически погиб, попав под поезд между станциями Пушкино и Мамонтовка. Похоронен на Акуловском кладбище в Мамонтовке (в настоящее время на месте кладбища, попавшего под затопление, находится водохранилище).

Персональные выставки Чекрыгина состоялись в 1923 в Государственной Третьяковской галерее, 1957 - в музее В. В. Маяковского (однодневная выставка), 1969 и 2006 - в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве. Его работы также экспонировались на множестве выставок русского искусства в России и за рубежом, в том числе на Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине (1922), выставках «Маковца» (1924–1925), венецианской биеннале (1924), «Художники РСФСР за 15 лет» в Музее изящных искусств (1933), «Москва - Париж» в Центре Жоржа Помпиду в Париже и ГМИИ им. А. С. Пушкина (1981), «Москва - Берлин» в Мартин-Гропиус Бау в Берлине и ГМИИ им. А. С. Пушкина (1996) и многих других.

Несмотря на раннюю трагическую смерть и активную художественную деятельность всего на протяжении двух-трех лет (1920–1922), Чекрыгин оставил значительное творческое наследие, в основном рисунки графитом, прессованным углем, сангиной. Насчитывается около 1500 рисунков, принадлежащих Чекрыгину. Подавляющее большинство из них относится к циклу «Воскрешение». Чекрыгин мечтал о фреске, хотя в 1920-х годах не было никакой возможности осуществить эту мечту. Поэтому свои замыслы он воплощал в графике. Его рисунки - это эскизы композиций и фрагментов будущих фресок, которые все вместе образуют грандиозный монументальный цикл. Произведения Чекрыгина выделяются своей необычностью в окружении русского искусства начала 1920-х. Эта необычность касается и образов с их очевидной метафоричностью, и стилистики рисунка, имеющей общие черты с работами немецких экспрессионистов, и последовательной преданности мастера одной теме.

Художник редко подписывал и датировал свои работы.

Самые значительные собрания произведений Чекрыгина в российских музеях находятся в Государственной Третьяковской галерее и ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Когда будущему художнику было два года, семья переехала в Киев, который всегда воспринимался им как родной город. Отец служил приказчиком в магазине готового платья, мать, происходившая из обедневшей семьи польских аристократов, воспитывала детей. Василий был шестым из десяти детей.

Два года Чекрыгин проучился в четырёхклассной городской школе (с 1904). В 1906–1910 – ученик мастерской иконописи в Киево-Печерской лавре.

В.Н.Чекрыгин. Воскрешение мертвых. 1922. Холст, масло. 71х54. ГТГ

В.Н.Чекрыгин. Голова лошади и раб. 1920. Бумага, графитный карандаш, уголь.23,5х22,5. ГТГ

В.Н.Чекрыгин. Стенька Разин. 1921. Бумага, графитный карандаш. 25,9х22,3. ГТГ

В 1910 Чекрыгин едет в Москву и поступает в МУЖВЗ. Он пишет этюды у Симонова монастыря в духе И.И.Левитана. Его работы в училище нравятся, он освобождается от платы за обучение.

1911 стал очень важным в биографии Чекрыгина. Он подружился с Л.Ф.Жегиным, сыном архитектора, классика московского модерна Ф.О.Шехтеля. В училище общается с Д.Д.Бурлюком и В.В.Маяковским. Во время каникул в Киеве познакомился с К.Н.Редько и И.М.Рабиновичем.

Осенью Чекрыгин привёз в Москву работы, которые говорили об остром интересе к новым тенденциям в искусстве. В 1912 история почти повторяется. Он привозит из Киева смелые и необычные по живописи холсты – «Адам и Ева», «Портрет М.Фаббри» и показывает свои работы М.Ф.Ларионову, В.Е.Татлину, Н.С.Гончаровой, М.В.Ле-Дантю, Н.Е.Роговину. Интересуется византийскими и старорусскими фресками.

В 1913 вместе с Жегиным несколько раз посещает выставку икон.

В 1913 пробует писать нечто в духе лучизма, но недолго. В марте выходит «Я» Маяковского (тираж 300 экземпляров) с четырьмя иллюстрациями «Чекрыжки», как его называют знакомые. 13 октября в зале Общества любителей художеств вместе с Бурлюком, Жегиным и К.С.Малевичем выступает на вечере «Футуристы. Первый в России вечер речетворцев» (афиша была отпечатана на туалетной бумаге).

В 1914 виделся в Москве с Филиппо Томмазо Маринетти.

Бурлюка и Маяковского 25 февраля исключают из училища. Вслед за ними оставляет училище и Чекрыгин.

Казалось бы, началась скандальная карьера футуриста или кубофутуриста. Выставка «№4. Футуристы, лучисты, примитив» заставила удивиться многих из знакомых Чекрыгина. Его картины открывали новую главу в истории русской живописи – яркая индивидуальность художника противостояла стандартам «измов» тех дней.

Весной 1914 через Киев Чекрыгин едет в Варшаву. Вместе с Жегиным он путешествует по Европе, изучает музеи Дрездена, Вены, Мюнхена, Парижа. С началом войны друзья оказываются в Лондоне, в сентябре через Скандинавию возвращаются в Москву.

Осенью Чекрыгин делает четыре плаката для издательства «Сегодняшний лубок».

В 1915 работает над иллюстрациями к «Войне» Н.Н.Асеева, которые берёт с собой на фронт. Иллюстрации пропали.

Из армии, куда Чекрыгин пошёл добровольно, в 1917 он возвращается в Москву. Попытка демобилизоваться удалась не сразу, только в сентябре 1919.

В августе 1917 с П.В.Кузнецовым и Малевичем входит в художественную комиссию Совета солдатских депутатов. В Москве он часто бывает у П.И.Бромирского. Много рисует и снова возвращается к живописи, пытается определить свою индивидуальную позицию в искусстве.

В 1920 готовит курс лекций для только что созданного Вхутемаса – курс лекций по философии искусства (прочитаны были всего три лекции в декабре 1920). Начинается переписка с Н.Н.Пуниным о задачах современного искусства. Чекрыгин рассматривает искусство как особое цельное явление духовной жизни.

Выставка иконописи в залах бывшего Строгановского училища, где были показаны «Владимирская Богоматерь», «Троица» Рублёва и другие шедевры, стала сильным стимулом в работе художника. Эти новые ощущения от иконы выстроились у него в один ряд с живописью Якопо Тинторетто, Эль Греко и живописью Поля Сезанна и Пабло Пикассо. Одновременно с этой выставкой проходила выставка Обмоху, которую ищущий синтетического современного искусства Чекрыгин оценивает всего лишь как выставку «группы молодых и плохих, безнадёжных художников».

В конце 1920 Чекрыгин делает мистические рисунки, как фрагменты, эпизоды некоей будущей фрески, вдохновлённой идеями «Общего дела» религиозного мыслителя Н.Ф.Фёдорова. Он удивлён явлением Фёдорова, его размышлениями о смерти и жизни вечной, о земле и человеке в космическом универсуме. Союз земли и неба одухотворяет земное. Свою рукопись об искусстве и идеях Фёдорова Чекрыгин назвал «О соборе воскрешающего музея».

Искусство Чекрыгина, монументальное в своей основе, хотело сделать духовным мир, преобразить его, чтобы оно могло выдержать давление трагической социальной действительности. Чекрыгин был одним из основателей «Маковца».

Художник погиб в возрасте 25 лет в результате несчастного случая (попал под поезд).

Работы Чекрыгина хранятся в ГМИИ, ГТГ, ГРМ, ГЛМ, ГММ, в Музее Людвига в Кёльне, ряде частных коллекций.

Я исследовал мысль, и познавал, и рождал образы как художник, но не познал жизни, не постиг глубины ее…

В. Чекрыгин. «О Соборе Воскрешающего музея», Москва, 1921

Биографическая справка

Холст, масло. 1921-1922

Чекрыгин Василий Николаевич (1897-1922) – живописец, график, идейный вдохновитель группы художников «Мбковец». Родился в г. Жиздра Калужской губернии. Детские годы провел в Киеве. Обучался в иконописной школе при Киево-Печерской лавре и четырехклассном городском училище. В тринадцать лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Около 1913 года знакомится с Владимиром Маяковским и Давидом Бурлюком, разделяя их художественные вкусы становится «последователем футуризма». Первым иллюстрирует и отпечатывает в технике литографии стихи В. Маяковского. Зимой 1913-1914 года выставляет несколько своих новаторских работ на XXXV (Юбилейной) выставке МУЖВЗ. Скандал, годовое лишение стипендии заставляют Чекрыгина прекратить обучение. Покинув стены МУЖВЗ, он участвует в выставке «№ 4», организованной Михаилом Ларионовым и путешествует по Европе. Возвратившись в Россию, попадает на фронт. В составе пулеметной бригады воюет под Двинском. В 1918 году входит в состав Комиссии по охране художественных ценностей. В начале 1920-х годов творчество художника переживает расцвет. Чекрыгин создает несколько графических циклов «Расстрел» (1920), «Сумасшедшие» (1921), «Голод в Поволжье» (1922) и «Воскрешение мертвых» (1921-1922). Активно участвует в организации и написании будущего манифеста союза художников и поэтов «Искусство-жизнь» («Мбковец»). Среди теоретических работ Чекрыгина наибольшую известность получила статья «О Соборе Воскрешающего музея» (1921), посвященная памяти философа Николая Федорова. Творческий и жизненный путь художника оборвался очень рано. В возрасте двадцати пяти лет Чекрыгин трагически погиб, попав под поезд.

О творчестве Чекрыгина

За месяц до трагической гибели Василия Николаевича Чекрыгина, 30 апреля 1922 года в Государственном музее изящных искусств (с 1937 года Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) открылась выставка, организованная союзом молодых художников и поэтов «Искусство-жизнь» («Мбковец»). Идейным вдохновителем нового творческого объединения являлся Василий Чекрыгин. Один из основных разделов экспозиции был посвящен его творчеству. Из четырехсот работ Чекрыгина, отобранных для выставки, экспонировалась половина (201 произведение). Количество весьма внушительное, достаточное и для персональной выставки. Друг и коллега художника Лев Жегин вспоминал: «Живописных работ Васи почти не было […] но зато его рисунки блестящим кольцом опоясывали зал […]. Все огромное количество рисунков, созданное им за этот год, было сделано ночами, когда он дежурил у постели тяжелобольного брата жены.Как же создавались эти листы-шедевры – иначе их трудно назвать?Небольшой столик, лист бумаги, освещенный керосиновой лампой, коробочка прессованных углей «Contй а Paris» - вот вся несложная обстановка дивной лаборатории образов.Вася говорил мне, что когда он работает, у него такое ощущение, что не он сам, а кто-то другой водит его рукой – ему приходится лишь доделывать и исправлять "недосмотры". Такое вторжение чьей-то чужой силы воли он считал греховным…я всячески оспаривал это, видя в этом проявление внутренних, неосознанных творческих сил. Так создавался его графический oeuvre (стиль). Впрочем – это графика только по материалу – прессованный уголь, сангина, карандаш… по существу – это сама живопись, его рисунки всегда воспринимаются как цвет».Творчество Чекрыгина резко выделялось в окружении искусства современников своей зрелостью. В рисунках, созданных за последние два года жизни, художник стремился воплотить свои дерзкие и в тоже время трогательные замыслы, интуитивно пытаясь постичь будущие космические свершения человечества. Он фанатично служил искусству, отдавая живописи все свои духовные и физические силы.Чекрыгин черпал вдохновение в философских трудах Николая Федорова. Книга Федорова «Философия общего дела» произвела на художника неизгладимое впечатление. Он не только подробно изучал, популяризировал, но фактически иллюстрировал воззрения философа. Работа над циклом «Воскрешение мертвых» стала для него своеобразным разговором с самим собой, глубоким анализом своего внутреннего «я».Чекрыгин был фантастически трудоспособен. Его графическое наследие составляет почти 2000 рисунков. Все эти десятки листов подчинены одной теме. Они - часть грандиозного монументального цикла, фрески, о создании которой всегда мечтал художник. В январе 1921 года Чекрыгин писал: «Вот уже 16 лет как я мечтаю о монументальном творчестве, о крупной росписи церкви. Именно церкви, а не гражданского здания. Только в этой работе мне была бы дана возможность высказаться вполне. Больно осознавать, что части замысла общего волей обстоятельств (а обстоятельства наши – невежество нашего культурного общества) мы, современные художники, вынуждены разбивать на ряд мелких фрагментов, [наши замыслы] в рисунках, набросках разойдутся в разные стороны и погибнет общая картина».В искусстве Чекрыгина соединяются драматизм и романтика, сводятся воедино различные эпохи. Художник не отсылает зрителя к конкретному историческому времени, или событию. Его произведения - это посвящение человечеству, его общности и многоликости, его прошлому, настоящему и будущему.Рисунки Чекрыгина необыкновенно графичны. Сложное цвето- ритмическое равновесие, напряженное сопоставление черного и белого, бесконечная глубина угля и сверкающая поверхность бумаги, наполняют его произведения движением и особой выразительностью.Чекрыгин был незаурядным художником с ярко выраженной индивидуальностью. Его творчество, безусловно, представляет интерес для современных зрителей и исследователей в художественном и теоретическом отношении.

В. Чекрыгин. Мысли 1920-1921

  • Воскрешение умерших, но не Воскресение. Воскрешение активное, нами, сыновьями умерших отцов. А не пассивное ожидание чуда Воскресения, совершившегося бы помимо нашей активной воли, работы воссоздавания. Всякий опыт, не имеющий характер коллективного, общего творимого всем человеческим родом, не полон, не достаточен.
  • Вечной жизни жаждем мы не только для себя, только для себя я не принял бы, а для всех умерших, живших до нас, только в полноте общей жизни мыслимо познание жизни и приближение к Святой Троице.
  • Моя живопись хотела бы ткать образы более совершенные, чем образы мира явлений, те образы, которые у природы стоят на пути намерения, как говорил Гёте. Несомненно, что Воссозидание умерших будет в очищенных образах, которые есть основа, не затемненная отклонениями. Эту основу, первоначальный чистый образ, всякий подлинный художник прозревает.
  • Много соков вытянула из меня живопись. Как тяжело отдавать душу мертвому холсту, холодной бумаге. Отдаем жизнь. Раньше я думал, что творение легко. Что от «переполненного сердца говорят уста». Говорят-то от растерзанного сердца. Мое искусство видит жизнь зловещую, жизнь плоти. Оно в своем падении сильнее чувствует небо.
  • Мы, художники, со всех сторон народ смешной, сумасшедший, стоит нам сделать что-то такое на бумаге или холсте, что удовлетворило нас на мгновенье, и мы счастливы. Насвистываем целый день, руки у нас как у задирных мальчишек в карманах, вольнее дышим, светлее смотрим на мир и ко сну идем без тоски.
  • Когда мне бывает особенно тяжело, я вспоминаю Андрея Рублева с его другом, радующимся дивным иконам, Леонардо со спокойной и одинокой душой, великой душой, не отбросившей мира. Он мог стать великим пессимистом, были все данные к этому, но он величайший оптимист, в этом большая опора для меня.
  • Я бы назвал цвет, свет, звук – высшей плотью. Творение из этой плоти вовсе не есть создавание подобий. Оно – творение в высшем роде, в высшем мире. Ученые возразят: то что не имеет клеточек, не может быть названо телом. Мы, художники, может быть, и ошибаемся, но не так уж мы не правы. У нас нет другого материала, которым бы мы могли рассказать о Слове.
  • Или я умираю, или жизнь в самом деле лишается цвета, замирает – истощается дух в человеке. Природа все также ясна и благоуханна, но чувство ее слабо нынче. Конечно, может быть, это заключение субъективно, но так ли? Кто не чувствует «кризиса сознания», «кризиса мысли», «кризиса культуры», о которых так много говорится, но еще больше переживается передовыми людьми во всех закоулках Европы? Это отрицать нельзя. Не причисляя себя к передовым людям Европы, чувствую этот кризис сознания глубоко и больно и я. Куда идти?