Выставка октябрь китайского художника. Проект «Цай Гоцян

МОСКВА, 12 сен — РИА Новости. Главные экспозиционные площади Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) превратились в гигантскую инсталляцию, осмысляющую столетие революции в России, в рамках выставки китайского художника Цай Гоцяна, вернисаж которой состоялся в понедельник.

Китайский художник Цай Гоцян долгое время жил в Японии, сейчас работает в США. Чаще всего он творит в технике пороховой живописи, а также осуществляет масштабные пороховые шоу. Он специально приехал в Москву задолго до открытия выставки, чтобы вместе с многочисленными волонтерами создать уникальные картины для выставки "Октябрь".

Китайский художник Цай Гоцян во время предпоказа выставки "Цай Гоцян. Октябрь" в ГМИИ им. А.Пушкина, приуроченной к 100-летию революции 1917 года в России. 11 сентября 2017

Эмоциональная выставка

Свои работы Цай Гоцян представляет в России впервые, поэтому к делу он, как всегда, подошел с размахом. Не только главные площади Пушкинского музея стали пространством для его работ: масштабная инсталляция под названием "Осень" во дворе полностью скрыла основное здание от глаз посетителей.

Эта огромная конструкция состоит из сотен детских колыбелек и колясок, внутри которых растут настоящие березы в кадках. Сейчас их листья уже пожелтели. Подвластные природе, они продолжат меняться, и в этом есть задумка автора.

"Колыбель — место, где зарождаются наши первые наивные мечты. Инсталляция "Осень" — это памятник мечтам человека о лучшей жизни и мавзолей общественных утопий", — рассказывают в Пушкинском.

На вернисаже в Итальянском дворике музея гостей приветствовали спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, директор музея Марина Лошак и сам Цай Гоцян.

© Фото: АГН "Москва" / Андрей Никеричев Посетители на выставке "Цай Гоцян. Октябрь" в ГМИИ им. А.Пушкина


© Фото: АГН "Москва" / Андрей Никеричев

"Мы мечтали в течение двух лет о том, что нам удастся сделать на тему революции. Когда мы думали, что нам сказать на тему этой важной даты, то мы решили, что говорить об этом надо самым современным художникам, живым. Увидев и узнав все, что сделал Цай, мы поняли, что именно с ним мы должны войти в эту реку", — сказала Лошак.

По ее словам, работа, проделанная всеми причастными к выставке, была очень сложной, но невероятно интересной. "Мы сделали то, что мы хотели. Мы сделали очень эмоциональную, очень строгую выставку, которая заставит вас всех почувствовать нечто. Я надеюсь, что мы поразим вас", — подчеркнула директор музея.

Швыдкой признался, что завидует тем, кто выставку еще не видел, поскольку она принесла ему огромное удовольствие, которое он хотел бы пережить еще раз.

"Эта выставка — дань огромного уважения великой трагедии, которая принесла великую красоту. Это замечательный музейный проект, который свидетельствует о том, что русские и китайцы могут понять друг друга в каких-то фундаментальных ценностях, которыми мы живем", — сказал Швыдкой. Он подчеркнул, что экспозиция "Октябрь" станет важным этапом в культурных отношениях двух народов.

© Фото: АГН "Москва" / Андрей Никеричев


© Фото: АГН "Москва" / Андрей Никеричев

Посвящение России

Цая Гоцяна на самом деле связывает с Россией не только продолжительная и очень плодотворная работа над экспозицией "Октябрь". Он признался, что с юных лет вдохновлялся творчеством русских художников, в частности, Исаака Левитана и Ивана Крамского.

"Я рос в далекой провинции, но на меня влияло русское искусство и культура. И особенно старательно я копировал картину "Неизвестная" Крамского, а лучшую копию подарил брату моей жены… Я помню, в молодости мы очень хотели подражать русским художникам, пытались воссоздать их картины", — сказал Гоцян. Кстати, его супруга также присутствовала на вернисаже. При трогательных воспоминаниях о годах юности она не смогла сдержать слез.

Экспозицию составляют двадцатиметровые полотна в трех техниках пороховой живописи — цветной, черно-белой и каллиграфической. Центральной частью выставки является трехчастная инсталляция под общим названием "Народ". Центр композиции — "Земля", символизирующая плодородную ниву, — представляет собой огромное поле колосьев, в центре которого вырезаны советские символы: серп, молот и звезды. Особенно хорошо разглядеть их можно в зеркале на потолке. По двум сторонам расположены пороховые картины черно-белая "Река" и яркий "Сад".

© Фото: АГН "Москва" / Андрей Никеричев Выставка "Цай Гоцян. Октябрь" в ГМИИ им. А.Пушкина


Грозное оружие как средство выразить любовь, показать красоту мира и создать произведения искусства. Кто бы мог подумать, что порох можно использовать в таких целях? Китайский художник Цай Гоцян покажет московской публике как рисовать пеплом, как взрыв сделать мирным и доказать, что слеза ребенка перевешивает все исторические катаклизмы.

Белый зал Пушкинского музея, каким вы его еще не видели. Под ногами - символ эпохи. Над головой - отражение эпохи. В одних местах колосок к колоску вытаптывали, в других выпрямляли. У тех, кто монтирует выставку, уже в глазах рябит. А тот, кто ее придумал, полон энтузиазма.

Вот так, под, кажется, бесконечным количеством углов, на советский серп и молот посмотрел китайский художник Цай Гоцян. Вдохновленный революцией 1917-го, привез в Москву выставку. Засеял зал Пушкинского музея - просо. И устроил несколько взрывов в одном из павильонов ВДНХ.

Несколько десятков зрителей и помощников. Ну, не может Цай Гоцян творить в маленькой мастерской. Называет себя мастером пороховой живописи. Взрыв. Полотно засыпано пеплом. Под пеплом трафарет, а значит рисунок появится только там, где надо.

Я дам знак, когда приступить к тушению, к участкам, которые не охвачены взрывом, подходить не нужно.

Родился в Китае. Жил в Японии. Сейчас творит в Нью-Йорке. Однажды предпочел холсту - воздух, а краскам - порох. Его пиротехнические шоу, словно вырвавшиеся из музейных рам полотна импрессионистов.

Холст «Река» - это тоже пороховая техника. Трафареты - 100 фотографий с главными событиями столетия. Смешал в один большой портрет эпохи: и лица солдат на фронте и глаза строителей светлого будущего. Но их тут надо еще отыскать. Думайте о смысле и ищите образы.

«Это про человеческую жизнь, индивидуальная жизнь очень важна. Как у Достоевского, слеза ребенка перевешивает все исторические потрясения», - говорит директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Марина Лошак.

Картина в картине. Здесь Цай спрятал «Портрет Незнакомки» Крамского. Русских художников обожает. Признается, в Третьяковке плачет от восторга. И все время фотографирует.

«В преддверии выставки я решил посмотреть снова картину в Третьяковке. Я был удивлен, когда увидел, что ее кто-то срисовывает и решил сделать селфи на фоне. И вчера, когда я нарисовал свою картину «Река», я решил это поставить в конец реки, чтобы объединить историю моей личной жизни с историей России», - рассказал Цай Гоцян.

Цай делает выставку о революции, а заодно и творит свою. В пространстве. Холодный классицизм здания Пушкинского музея тоже ведь взорвал своими объектами. Не только внутри, но и снаружи.

Классическое искусство спряталось за искусством современным. Вот так теперь выглядит вход в музе: десятки и десятки детских кроваток и колясок. Из них как бы растут березы. Сразу столько символов новой жизни. Этой огромной инсталляцией Пушкинский показывает: готов впустить в свои окна ветер перемен.

«Мы живем в храме, но храм обязательно нужно проветривать. И, конечно, должен быть живой воздух сегодняшней жизни, и конечно на лучших образцах», - говорит директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Марина Лошак.

Спрятанный фасад и теперь закрытый двор, в котором раньше выстраивалась очередь в музей, в Москве обсуждают не меньше, чем будущую выставку. Кто-то понимает, а кто-то нет. Обычное дело для современного художника.

«Был и Рембрандт, и Гойя. Когда они появлялись, они тоже вызывали много вопросов у своих современников. И тут вопрос в том, что художник опережает время, очень тонко чувствуя его», - говорит куратор выставки Александра Данилова.

Одни осуждают, другие помогают мастеру творить. Старые коляски и кроватки сюда принесли москвичи. Тех, кто когда-то качал эти колыбели и тех, кто когда-то в них спал, художник считает своими главными соавторами.

Александра Данилова

Куратор выставки «Цай Гоцян. Октябрь», заместитель заведующего Отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

Выставки такого масштаба в Москве еще не было

Цай Гоцян - один из самых знаменитых художников современности, чьи заслуги слишком долго перечислять, - достаточно сказать, что он продлил Великую Китайскую стену на 10 километров, получил «Золотого льва» Венецианской биеннале и делал проект, посвященный годовщине 11 сентября, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (это был пороховой взрыв в виде черного облака).

Выставку «Октябрь» невозможно повторить

Выставка была придумана как единое художественное пространство, которое начинается с инсталляции из детских кроваток перед фасадом и продолжается внутри музея: над главной лестницей смонтирована работа «Звук», в Белом зале висят пороховые картины по 20 метров в длину - «Река» и «Сад», в центре зала - инсталляция «Земля». Цай Гоцян придумал этот проект специально под размеры Пушкинского музея - высота и ширина портика музея диктовали ему, какой высоты должна быть инсталляция, которая встречает посетителей, и те работы, которые находятся внутри музея.

Картины и инсталляции были созданы специально для Пушкинского музея и ранее не выставлялись

Почти все произведения готовились специально для Пушкинского музея - на выставке будет всего 7 старых работ, которые нужны, чтобы рассказать, кто такой Цай Гоцян. Все остальные произведения были сделаны за 2 недели до открытия выставки. Для Пушкинского музея Гоцян специально создал 20-метровые пороховые полотна, огромную инсталляцию из детских колясок, кроваток и люлек во дворе и множество других произведений.

Цай Гоцян научился писать по-русски

И это не просто каллиграфия, а каллиграфия русскими буквами. Для того чтобы создать надписи на русском, Гоцяну пришлось специально учить русский алфавит. Оказалось, что русский язык для каллиграфии очень сложен: в отличие от Китая, где существуют твердые правила написания иероглифов, буквы А и Д в русском алфавите можно писать разными способами, каждый из которых будет правильным.

Цай Гоцян создал самую большую картину в технике цветной пороховой живописи

Цветная пороховая живопись - новая техника для Цая, с которой он работает всего два года. До московской выставки самые большие его работы были пятиметровыми. 20-метровая картина «Река», которую можно увидеть в Пушкинском музее, - его абсолютный рекорд. Он создал ее за два дня, так как работа в такой технике требует оперативности - оставлять рассыпанный порох в павильоне даже на одну ночь небезопасно. Раскладывать трафареты можно сколько угодно, но сам процесс нанесения пороха должен уместиться в световой день.

Над выставкой работала огромная команда

В Москве 100 человек работали с художником как одна команда: волонтеры выкладывали полотно из исторических фотографий, учили Цая кириллице, вырезали трафареты и гасили искорки, которые тлели на холсте. Эти люди тоже стали частью произведения - совсем как десять приглашенных скульпторов в проекте Венецианской биеннале 1999 года, за который художник получил «Золотого льва». В Венеции люди воспроизводили 108 работ из соцреалистической скульптурной композиции «Двор сборщика податей». Из других проектов Цая можно вспомнить, как дети в Египте и Рио вместе с художником мастерили воздушных змеев, а в Иваки (город в районе Фукусимы) жители по его просьбе одновременно выключали свет в своих домах.

Зрители впервые могут увидеть «черновики» работ Гоцяна

Впервые Цай Гоцян допускает зрителей на кухню своего художественного процесса. Он показывает и пробные пороховые тесты, и скетчи, которые делал специально для этого проекта. Никогда в жизни Цай Гоцян не выставлял трафареты, а на выставке в Пушкинском музее можно увидеть трафареты картины «Река» со следами пороха, которые остались от взрыва.

Часть этого проекта должна была быть на Красной площади

Цай Гоцян единственный, кто умеет делать цветные и красочные фейерверки днем. Эти фейерверки он называет своеобразными спектаклями - мечтой Цая был фейерверк на Красной площади. Он хотел собрать на площади все образы выставки: белые березы, музыку Чайковского, триптих Малевича.

Этот проект - очень личный для художника

Проект Цая посвящен не столько Октябрьской революции, сколько революции вообще и ощущениям человека, который ее переживает. Неслучайно в экспозицию Цай включает огромное количество произведений - воспоминаний о своем детстве. Этот жест - доверие нашей публике, в которой Цай надеется найти собеседника. Русские, прошедшие через аналогичные события, понимают происходящее в нюансах - почему учителя, которых дразнил Цай, таинственно исчезали, почему в церковь приходилось ходить втайне от всех, а по вечерам вместе с отцом уничтожать книги.

Выставка в Москве - давняя мечта Цая

Выставку в России Цай Гоцян считает подарком на свой юбилей - в этом году художнику исполняется 60 лет. В отличие от многих современных художников Цай Гоцян живет чистым искусством и не соотносит себя с рынком (у него даже нет собственной галереи). Несмотря на то что его работы стоят немало, ради большой идеи он готов идти на уступки - над выставкой в Москве Цай Гоцян два года работал бесплатно.

Китайский художник Цай Гоцян с выставкой-размышлением о русской революции

В год столетия Октябрьской революции Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина пошел на эксперимент. Он пригласил современного художника для создания масштабной выставки-размышления о важнейшей для истории России дате. Речь идет о Цай Гоцяне, китайском художнике, известном своими экспериментами с порохом. Выставка получила название "Октябрь".

Философия пороха

Цай Гоцян - художник, изучавший сценический дизайн в Шанхайской театральной академии, работал в различных видах искусства - от графики до перформансов. Применять в своих работах порох он начал после переезда в Японию в 1986 году. С тех пор это основной его художественный инструмент, а вместе с тем - знаковый для китайской культуры материал.

"В моей родной провинции находится много предприятий, производящих пиротехнику. Я экспериментировал с этим материалом еще до переезда в Японию. Помимо него, я использовал и просто огонь. Но порох непредсказуем, я почувствовал в этом некую свободу, вызов и борьбу. В этой непредсказуемости рождается нечто новое", - говорит Цай Гоцян.

Цай Гоцян на фоне своей "пороховой" работы

Первыми его широко известными "пороховыми" работами стали "Проекты для инопланетян". Это серия инсталляций, каждую из которых, как мечтал Цай Гоцян, можно было бы увидеть из космоса. Так, в 1993 году он "расширил" Великую китайскую стену на 10 тысяч метров в сторону пустыни Гоби. Огненная стена на 15 минут осветила дюны.

Фрагмент "Великой китайской стены", сделанный художником

Цай Гоцян стал первым человеком с китайским паспортом, который посетил ядерный полигон правительства США в Неваде. Это было в 1996 году, когда он работал над произведением "Век с Грибными Облаками: проект для XX века". На фотографии того времени художник стоит на пустынном хребте на полигоне, а над ним расползается облако дыма в форме "ядерного гриба".

Цай Гоцян неоднократно говорил о ядерных катастрофах с помощью своих работ. В Хиросиме он создал инсталляцию "В Земле тоже есть черная дыра". Сотни шаров, наполненных гелием, подняли в небо порох, образовав спираль. Вспыхнув, она начала опускаться, исчезая в "черной дыре".

"Порох - очень подходящий инструмент для того, чтобы раскрыть невидимую часть мира в нашем сознании. Я творю на грани", - говорит Цай Гоцян.

Другая популярная работа художника - полукилометровая "Лестница в небо" - осветила Цюаньчжоу в 2015 году. Цай Гоцян посвятил инсталляцию своей бабушке. Когда он был маленьким, женщина продавала морепродукты, чтобы помочь ему стать художником.

"Все, что я делаю, я делаю через призму взгляда мальчика, который никогда не повзрослеет. Вечного ребенка. Он любит мечтать и находится в постоянной игре. У меня так много поклонников по всему миру, потому что я изображаю детство каждого из нас", - рассказывает художник.

Работы Цай Гоцяна отмечены различными наградами: он получил "Золотого льва" на Венецианской биеннале, премии крупнейших музеев мира, а также стал лауреатом Императорской премии за достижения в области искусства. В 2008 году он был назначен директором по созданию визуальных и специальных эффектов на церемониях открытия и закрытия летних Олимпийских игр в Пекине.

Проект фейерверка для церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине

Цай Гоцян называет себя кочевником: он создает инсталляции по всему миру, работая с культурой каждой из стран. Его персональные выставки проходили в крупнейших музеях мира, например, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Инсталляция художника, показанная в рамках 17-й биеннале в Сиднее

О влиянии русской культуры

У Цай Гоцяна особое отношение к русской культуре. По его признанию, она оказала большое влияние на него в детстве.

"Я родился в 1957 году в Цюаньчжоу, это время теснейшей дружбы между Китаем и СССР. Многие китайцы в те годы не могли и слова написать по-английски, но владели русским языком. Когда я учился живописи, мы подражали русским художникам. Мой преподаватель был выпускником Академии художеств имени Репина в Санкт-Петербурге", - говорит Цай Гоцян.

Он рассказывает, как делал копии "Неизвестной" Ивана Крамского, изучая низкопробные репродукции в журналах, как ходил по десяткам деревенских прудов в поисках места, схожего с картиной "У омута" Исаака Левитана. Но особенно Цай Гоцян выделяет Константина Максимова. Советский художник, представитель соцреализма, два года - с 1955-го по 1957-й - преподавал в Китае искусство масляной живописи. Он внес большой вклад в развитие изобразительного искусства в стране.

"Портрет китайского матроса" и " Ци Байши за работой" Константина Максимова

"Константина Максимова не так хорошо знают на родине, но в моей стране он стал основоположником собственной школы. Хотя формально ее не существует, но эта традиция сохраняется до сих пор. Можно проследить его влияние на мои ранние картины. В позднее время я собрал более двухсот его работ и организовал три выставки в крупнейших городах Китая", - продолжает художник.

Картина"Закат на берегу", написанная Цай Гоцяном в 1970-е

По словам Цай Гоцяна, он мечтал о выставке в России с детства. "Октябрь" - это первый его проект, представленный в нашей стране. Все произведения искусства были созданы специально для выставки, при этом "собирал" он их на месте, в музее и на дополнительных площадках.

"Октябрь"

Инсталляция "Осень" - первое, что видит посетитель выставки. Она расположена у входа в музей. Это метафорическая гора, основа которой - детские кроватки и коляски. Из них прорастают десятки молодых берез. Музей выращивал деревья в питомнике специально для выставки.

Кроватки и коляски музею пожертвовали жители Москвы. Цай Гоцян часто привлекает к созданию своих работ простых людей. "Эти детские коляски символизируют мечты, детство, социалистическую утопию в сердцах людей", - рассказывает художник.

Инсталляция "Осень"

Над главной лестницей музея Цай Гоцян растянул шелковое полотно, на котором порохом выведена цитата из "Интернационала": "Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой". Работа получила название "Звук". Дальше - инсталляция "Земля", которая была создана из сухих растений. Советские символы скрыты среди колосьев, но они отражаются в зеркальной поверхности над ними.

"Звук"

"Земля" символизирует русскую ниву, художник хотел воссоздать ощущение тайны, которое возникало у него в детстве при просмотре советских фильмов. Он говорит о романтических идеях - свободе и красоте жизни, которые сам испытывал в юные годы.

В то же время "Земля" находится между двумя полотнами - "Река" и "Сад". Они были созданы с помощью волонтеров в традиционном для художника "пороховом" стиле. Черно-белая "Река" символизирует поток ушедших воспоминаний.

Как создавалась работа "Река" в 22-м павильоне на ВДНХ

Пороховая композиция "Сад" выполнена в цвете. Красные маки и гвоздики на ней расположены рядом с советскими пропагандистскими плакатами. Они воплощают идеалы прошлого. Все это, включая посетителей зала, отражается в зеркальной поверхности над "Землей".

"Сад"

Кульминация выставки - видеопроект "Октябрь. Дневные фейерверки на Красной площади": в небе над главной площадью страны один за другим взрываются огни под музыку Петра Чайковского. Завершается перформанс 100 секундами залпов. Они оставляют после себя огромное белое облако, которое медленно уносит ветер.

Видеопроект "Октябрь. Дневные фейерверки на Красной площади"

Выставка будет работать с 13 сентября по 12 ноября в Главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Генеральный спонсор выставки - ПАО Сбербанк.

Над проектом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}