Жизненный путь андрея и пьера. Сочинение духовные искания болконского и безухова

Описанию духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого отводится много места. Многоплановое содержание произведения позволило определить его жанр как роман-эпопею. В нём нашли отражение важные исторические события, судьбы людей разных сословий на протяжении целой эпохи. Наряду с глобальными проблемами, писатель уделяет большое внимание переживаниям, победам и поражениям любимых героев. Наблюдая за их судьбой, читатель учится анализировать поступки, добиваться поставленной цели, правильно выбирать путь.

Жизненный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова труден и тернист. Их судьбы помогают донести до читателя одну из основных идей повествования. Л. Н. Толстой считает, чтобы по-настоящему честно, надо «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и вечно бороться и лишаться». Именно так поступают друзья. Мучительные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова направлены на поиск смысла своего существования.

Путь к себе Андрея Болконского

Андрей Болконский богат, хорош собой, женат на очаровательной женщине. Что заставляет его бросить успешную карьеру и спокойную обеспеченную жизнь? Болконский пытается найти своё предназначение.

В начале книги это человек, мечтающий о славе, всенародной любви и подвигах. «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно», ̶ говорит он. Его идеалом является великий Наполеон. Чтобы походить на своего кумира, гордый и честолюбивый князь становится военным, совершает подвиги. Прозрение приходит внезапно. Раненый Андрей Болконский, увидев высокое небо Аустерлица, осознаёт, что его цели были пустыми и никчёмными.

Оставив службу и вернувшись, Князь Андрей стремится исправить свои ошибки. Злая судьба решает иначе. После смерти жены в жизни Болконского наступает период депрессии и уныния. Разговор с Пьером заставляет его по-другому взглянуть на жизнь.

Болконский вновь стремится быть полезным не только своей семье, но и Отечеству. Занятия государственными делами ненадолго увлекают героя. Встреча с Наташей Ростовой открывает глаза на фальшивую натуру Сперанского. Смыслом жизни становится любовь к Наташе. Снова мечты, снова планы и снова разочарование. Фамильная гордость не позволила князю Андрею простить роковую ошибку своей будущей жены. Расстроилась свадьба, развеялись надежды на счастье.

Вновь Болконский поселяется в Богучарове, решив заняться воспитанием сына и обустройством своего имения. Отечественная война 1812 года пробудила в герое лучшие его качества. Любовь к Родине и ненависть к захватчикам заставляют вернуться на службу и посвятить свою жизнь Отечеству.

Найдя истинный смысл своего существования, главный герой становится другим человеком. В его душе больше нет места тщеславным помыслам и эгоизму.

Простое счастье Пьера Безухова

Путь исканий Болконского и Безухова описывается на протяжении всего романа. Автор не сразу приводит героев к заветной цели. Непросто обретение счастья далось и Пьеру.

Молодой граф Безухов, в отличие от своего друга, в поступках руководствуется велением сердца.

В первых главах произведения перед нами наивный, добрый, легкомысленный молодой человек. Слабохарактерность и доверчивость делают Пьера уязвимым, заставляют совершать необдуманные поступки.

Пьер Безухов, подобно Андрею Болконскому, мечтает о будущем, восхищается Наполеоном, пытается найти свою жизненную дорогу. Путём проб и ошибок герой добивается желанной цели.

Одним из главных заблуждений неопытного Пьера стала женитьба на обольстительной Элен Курагиной. Боль, обиду, досаду чувствует обманутый Пьер вследствие этого брака. Лишившись семьи, потеряв надежду на личное счастье, Пьер пытается найти себя в масонстве. Он искренне верит, что его активная деятельность будет полезна обществу. Идеи братства, равенства, справедливости вдохновляют молодого человека. Он пытается воплотить их в жизнь: облегчает участь крестьян, отдаёт распоряжение о строительстве бесплатных школ и больниц. «И только теперь, когда я…стараюсь жить для других, только теперь я понял всё счастье жизни», ̶ говорит он другу. Но его приказы остаются невыполненными, братья масоны оказываются лживыми и корыстолюбивыми.

В романе «Война и мир» Болконскому и Пьеру постоянно приходится начинать всё заново.

Перелом для Пьера Безухова наступает с началом Отечественной войны. Он так же, как и князь Болконский воодушевляется патриотическими идеями. На свои деньги формирует полк, находится на передовой во время Бородинского сражения.

Задумав убить Наполеона, Пьер Безухов совершает ряд легкомысленных поступков и попадает в плен к французам. Месяцы, проведённые в неволе, полностью изменяют мировоззрение графа. Под влиянием простого мужика Платона Каратаева он понимает, что смысл жизни человека в удовлетворении простых потребностей. «Человек должен быть счастлив»,‒ считает вернувшийся из плена Пьер.

Разобравшись в себе, Пьер Безухов стал лучше понимать окружающих. Он безошибочно выбирает правильный путь, обретает настоящую любовь и семью.

Общая цель

Закончить сочинение на тему «Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова» хочется словами автора: «Спокойствие ̶ это душевная подлость». Дорогие писателю герои не знают покоя, находятся в поиске правильного жизненного пути. Желание честно и достойно выполнить долг и принести пользу обществу объединяет Андрея Болконского и Пьера Безухова, делает их таких разных по характеру похожими.

Тест по произведению

Лев Николаевич Толстой любит людей, описываемых им в различных произведениях, не за какие-нибудь особые заслуги, а истинно за внутреннее сознание и восприятие мира, за их моральные качества и устои. Так вот, к одним из важнейших атрибутов внутреннего мира человека Лев Николаевич относит постоянное стремление к самосовершенствованию. Все казалось бы просто, но автор не довольствуется лишь одним стремлением к нравственным идеалам - ему интересна тропа, выбранная для достижения этой цели.

Всемирно известный роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - очень проблематичное произведение, в котором освещаются трудности социальной, политической и семейной сфер жизни. Среди этого писатель выделяет основу - поиск смысла жизни и простого людского благополучия. В романе «Война и мир» наблюдаются два перекликающихся персонажа - Пьер Безухов и Андрей Болконский , которые и являются самосовершенствующимися личностями, и за которыми Толстой пристально наблюдает, отмечая их взлеты и падения.

Пьер Безухов в романе изначально ведет бесшабашную светскую жизнь праздного кутилы. Пьер настолько подвластен чужой воле, что позволяет обобрать себя до нитки и женить на Элен Курагиной , которая едва не разбила жизнь Пьера, опутывая его паутиной лжи и фальши.

Дуэль с Долоховым оставляет глубокое нравственное потрясение и вызывает ненависть к светскому пафосу и притворству. Это состояние подталкивает Пьера к вхождению в ряды масонства. Но, спустя время он разочаровывается и в этом.

После душевного кризиса Пьер вновь наполняется патриотизмом и участвует в войне 1812 года. Переломным моментом в исканиях Безухова стало посещение Бородинского сражения, а встреча с Платоном Каратаевым, солдатом, который ни на что не ропщет, добр с окружающими и кроток, вносит новое в мировоззрение Пьера Безухова к простому народу. Конечным пунктом исканий Безухова становится стан декабристов, где он обретает себя.

Слава - вот о чем мечтает молодой Болконский, и только ради этого он едет в армию. Однако эти юношеские мысли о достоинстве, доблести, славе и прочем возвышенном быстро испаряются, когда он посещает Аустерлицкое поле. Лежа на земле и истекая кровью, Болконский понимает, что слава - это не конечная цель существования. За этим разочарованием следует другое: его кумир - Наполеон - «падает» в глазах Болконского и представляется ему мелочным человечком.

После этих происшествий Болконский решает посвятить свою жизнь ребенку, оставшемуся без матери. Андрей, пребывая в угнетенном состоянии, уединятся в своем поместье. Однако, это равносильно для него маленькой смерти, поэтому Андрей вновь кидается в круговорот жизни.

Приехав в Петербург, он работает со Сперанским, но недолгое время. Война 1812 года вызвала коренные изменения в жизни героя. Он принимает участие в сражении и ощущает себя здесь нужным человеком. Он роднится с народом и знает, что от него самого зависит судьба Родины.

Духовные искания А. Болконский завершил перед смертью, когда он перестал бояться ее и осознал, что жизнь дана для любви к ближнему.

Оба этих героя стремились к нравственному самосовершенствованию, оба начинали с нуля, и оба дошли до истины, которая стара как мир: «Надо жить, надо любить, надо верить».

У каждого писателя собственный взгляд на свое время, на выбор героев. Это определяется личностью автора, его мировоззрением, его пониманием назначения человека на земле. Поэтому есть книги, над которыми не властно время. Есть герои, которые всегда будут интересны, чьи мысли и поступки будут волновать не одно поколение потомков.

Такими для меня являются герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Что привлекает меня в характерах Андрея Болконского и Пьера Безухова? Почему они кажутся такими живыми и близкими почти через два столетия? Почему Наташа Ростова воспринимается не какой-то далекой графиней, совсем из другой жизни, другого воспитания, а моей ровесницей? Почему каждый раз, возвращаясь к роману, я открываю в нем что-то новое для себя? Наверное, потому они для меня действительно живые, не статичные, что живут не только сегодняшним днем, стремятся не только к привилегиям, наградам, материальному достатку, но и не «спят» душой, размышляют над своей жизнью, напряженно ищут смысл жизни. Великий и неповторимый Л. Толстой, который сам всю жизнь не переставал искать добро и учиться, анализировать себя, свою эпоху и вообще человеческую жизнь, учит нас, читателей, наблюдать жизнь и анализировать наши поступки. Андрей Болконский и Пьер Безухов сразу же привлекают к себе внимание, выделяются своей искренностью, высшей порядочностью и разумом. Несмотря на то, что они такие разные - суровый, высокомерный князь Андрей, который очень уважает себя и поэтому уходит от людей, и такой нескладный, поначалу наивный Пьер, которого так и не воспринимает всерьез свет, - они настоящие друзья. Они могут беседовать о высоких материях, поверять друг другу тайны души, защитить и поддержать в трудную минуту.

Казалось бы, у каждого из них свой путь, свои победы и поражения, но сколько раз переплетались их судьбы, сколько похожего в разных жизненных амбициях, сколько общего в чувствах! Талантливый офицер, князь Андрей идет на войну, чтобы найти применение своим силам и разуму, найти «свой Тулон», прославиться. Он взял себе за правило не вмешиваться в чужие дела, не обращать внимание на суету и споры, «не опускаться». Но в штабном коридоре князь оборвет зарвавшегося адъютанта, посмевшего оскорбительно отозваться о побежденном союзнике: «Мы или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела!»

Передав приказ эвакуироваться, князь Андрей не может бросить батарею капитана Тушина и остается помочь им, не прикрываясь от пыли и порохового дыма своей адъютантской должностью. А при обсуждении в штабе Шенграбенского сражения он выступит в защиту Тушина.

Может, именно эта встреча и участие в военных действиях (под пулями врага) бок о бок с простыми солдатами и младшими офицерами помогла и исполнить отцовский наказ, чтобы «не было стыдно », и поднять знамя, поворачивая назад отступающих, не только потому, что настал его «звездный час», а потому, что он, как Кутузов, ощущает боль за отступление армии. Может, поэтому Андрей Болконский умышленно не заметил оскорбительных слов о штабных офицерах Николая Ростова и властно, с достоинством, предложил ему успокоиться, потому что сейчас состоится другая дуэль - с общим врагом, где им нельзя ощущать себя соперниками. Так точно и Пьер, стремясь к самосовершенствованию, стараясь столько сделать для своих крестьян, должен прийти к пониманию разницы между добрыми делами ради самого себя и растворением в общих делах и стремлениях многих людей. Поэтому он и приходит к масонам, надеясь, что это настоящий очаг добра. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое «я»? Что такое жизнь и что такое смерть? Какая сила управляет всем? Безусловно, человек, поставивший перед собой эти вопросы, достоин уважения, даже если его поиски приводят сначала к отрицанию, к неприятию …

Духовный кризис переживает и князь Андрей после переоценки своего кумира - Наполеона и после смерти жены. Перемены в имении (в начале XIX столетия он перевел своих крепостных в вольные хлебопашцы), воспитание младенца-сына, чтение книг и периодических изданий могли бы заполнить жизнь обычного, дюжинного человека до краев. Болконского однако давит потолок ограниченности - ему необходим простор высокого синего неба. Словно искра, вспыхнут слова Пьера в разговоре на пароме: «Надо жить, надо любить, надо верить», - и зажгут новый интерес к жизни! Теперь он знает критерий полезности этого труда и, применив высоко оцененный комитетом Сперанского проект к конкретным людям, «вспоминая мужиков, Дрона-старосту, и, приложив к ним права лиц, которые он распределял по параграфам, ему стало странно, как он мог так долго заниматься таким напрасным трудом». Надежда на личное счастье поднимает князя Андрея как на крыльях и доказывает, что «жизнь не кончена в тридцать один год». Как изменится его кредо, его вчерашнее наполеоновское «я над всеми», «мои мысли и усилия как дар для всех» - на другое: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» Это «все через меня», этот путь от высокомерно-эгоистического к эгоистическому даст Болконскому другое восприятие мира, научит видеть и понимать чувства других людей: и мечтательной Наташи в лунную ночь, ее яркую личность, какой так не хватало ему, и девчонок с зелеными сливами, которым нужно было незаметно пройти мимо него, и Тимохина, и всех офицеров и солдат своего полка. Может, поэтому он не утратит интереса к жизни, погрузившись в личное горе разрыва с любимой, когда столкнется с общим горем Родины, с вражеским нашествием.

Так и Пьеру, которого все обманывали - от управляющих имениями до собственной жены, - нужно было ощутить угрозу не только собственному «я», а хотя бы близкому человеку, чтобы он нашел в себе и силу, и твердость, и настоящий такт, и, наконец, умение управлять ситуацией, как в случае с Анатолием Курагиным, - чтобы тот не чернил репутацию Наташи и не встретился с князем Андреем, не стал угрозой жизни друга.

Когда на Родину напал враг, Пьер, до мозга костей штатский человек, выступает настоящим патриотом. Он не только снаряжает на свои средства целый полк - он сам хочет остаться в Москве, чтобы убить Наполеона. Символично, что, отыскивая в Апокалипсисе ответ на вопрос: кто же победит Бонапарта, Пьер находит ответ - «русский Безухов», подчеркивая не только свое имя и титул, но именно принадлежность нации, то есть ощущая себя частью страны. На Бородинском поле, на батарее, Пьер, с его стремлением помочь поднести снаряды, чем-то напоминает князя Андрея под Шенграбеном.

Так же частью своего народа ощущает себя и Андрей Болконский. В разговоре с новым для него человеком он поражает откровенностью, простотой слов, близостью к простым солдатам. Князь Андрей отказывается от предложения Кутузова служить у него адъютантом, желая остаться в полку. Он научится воевать на передовой, ценить теплое отношение к себе солдат, их ласковое «наш князь». Когда-то придавая большое значение воинской стратегии и расчету, Андрей Болконский возмущенно отбрасывает это перед Бородинским сражением: наполеоновское сравнение полков с шахматными фигурами и слова штабных офицеров о «войне в пространстве». Защитить малую родину (свой дом, имение, город) и великую Отчизну сможет, по мысли князя Андрея, только одно чувство, которое «есть во мне, в нем, в каждом солдате». Это чувство любви к Родине и ощущение единства с судьбой народа.

Болконский стоит под пулями, считая «своей обязанностью возбуждать мужество солдат». Он простит Анатолию Курагину личную обиду, когда встретит его раненого, в госпитальной палате на переднем крае. И любовь к Наташе, обостренная общим горем и общими потерями, вспыхивает в князе Андрее с новой силой. Великое очищение физическими и моральными страданиями надо было пройти в плену Пьеру Безухову, чтобы встретиться с Платоном Каратаевым, погрузиться в жизнь простого народа и понять, что «он всю жизнь свою смотрел куда-то поверх голов окружающих его, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой». Новыми глазами он увидит настоящий путь к цели, сферу приложения собственных сил. Ему, как и многим героям Отечественной войны, больно смотреть на беспорядки в Отчизне: «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, - мучают народ, образование душат. Что молодо, честно - то губят!» Теперь Пьеру становится близким все, что происходит в его стране, и он встает на защиту этого «молодого и честного», склоняясь перед славным прошлым, борется за чистоту настоящего и будущего.

Безухов - один из организаторов и руководителей кружка декабристов. Он сознательно выбирает опасный и неспокойный путь. Символично, что рядом с ним «к славе», через мечи реакционеров, идет, в представлении Николиньки Болконского, и сам подросток, и князь Андрей.

Я думаю, если бы Пьер остался жив, он, не колеблясь, принял бы участие в выступлении на Сенатской площади. Это было бы логическим результатом идейных исканий, духовного самосовершенствования и вырастания собственного «я» в общее «мы». На новом этапе развития, как показывает Л. Н. Толстой, на тот же путь встает их продолжение - Николинька. И так близко и понятно для каждого из нас звучат его заветные слова: «Я только об одном прошу Бога, чтобы было со мной то, что было с людьми Плутарха, и я сделаю то же самое. Я сделаю лучше. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною». Смысл духовных исканий настоящего человека не может иметь конца.

Пьер Безухов В начале романа перед нами предстает массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мягок, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой, живостью. Писатель показывает нам его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. 2

В салоне Анны Павловны Шерер. Пьер Безухов выступает горячим защитником Наполеона. Его мысли путанны, слова неточны, но его симпатии очевидно на стороне французского императора, который «велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее - и равенства граждан, и свободу слова и печати - и только поэтому приобрел власть» . Пьер готов простить многое своему кумиру, потому что сущность его скрыта и неясна ему. Он находит оправдания преступлениям Наполеона. Пьер, посмевший защищать Наполеона в кругу людей, настроенных монархически и потому ненавидевших французского узурпатора, подвергся дружному нападению. Его выручает князь Андрей, завершая спор примирительной фразой: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… есть другие поступки, которые трудно оправдать» . 3

Поиска самого себя, своего назначения и смысла жизни. Разгульная жизнь в компании Долохова. Дружба с Андреем Болконским. Внимание к отцу, родным. Неготовность жениться.

Дуэль с Долоховым. Безусловно, одним из испытаний Пьера является дуэль с Долоховым. Граф думает, что Долохов и его жена Элен – любовники, и после тоста, произнесенного его «врагом»: «За здоровье красивых женщин и их любовников» , Безухов понимает, что его подозрения не напрасны. Пьер вызывает обидчика на дуэль, но делает это неуверенно, робко, можно даже подумать, что слова: «Вы…вы…негодяй!. . я вас вызываю…» – нечаянно вырвались у него. Он не осознает, к чему может привести этот поединок, не осознают это и секунданты: Несвицкий – секундант Пьера, Николоай Ростов – Долохова. 5

Состояние дуэлянтов перед поединком Пьер «имеет вид человека занятого какими-то соображениями, вовсе не касающимися предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал ночью» Долохов Накануне дуэли все ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, идет с твердым намерением убить соперника, но это только видимость, на душе у него – беспокойство. 6

Несмотря на отказ от примирения, дуэль долго не начинается из-за неосознанности поступка, которую Лев Николаевич Толстой характеризует так: «Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали» . Нерешительность персонажей передает и описание природы: туман и оттепель. Началось. Долохов, когда стали расходиться, шел медленно, рот его имел подобие улыбки, он осознает свое превосходство и хочет показать, что ничего не боится. Пьер же идет быстро, сбиваясь с протоптанной дорожки, он как бы пытается убежать, закончить все поскорее. Возможно, именно поэтому он стреляет первым, при этом наугад, вздрагивая от сильного звука, и ранит соперника. Пьер абсолютно не готов к роли «судьи» и «палача» одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова. 7

«При слове «три» Пьер быстрым шагом пошел вперед…держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад… Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро глянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил…» ответного выстрела не последовало. «…Слышны были торопливые шаги Долохова… Одною рукой он держался за левый бок…» Выстрелив, Долохов промахнулся. Пьер ничего не понимает, он полон раскаяния и сожаления, едва сдерживая рыдания, хватаясь за голову, идет назад куда-то в лес, то есть убегает от содеянного, от своего страха. Долохов же ни о чем не жалеет, не думает о себе, о своей боли, а боится за мать, которой он причиняет страдания.

Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей наивности, доверчивости, неумения разбираться в людях совершает ошибки. Мне кажется, что одной из таких ошибок была его женитьба на Элен Курагиной. Этим необдуманным поступком Пьер лишает себя всякой надежды на счастье. Он осознает, что настоящей семьи у него нет. В Пьере растет недовольство самим собой. Он расходится с женой, отдает ей значительную долю своего состояния, после чего стремится найти применение своим силам и способностям в других сферах жизни. 9

Встреча с Баздеевым Истина для Пьера и Андрея – это путь, идущий через череду кризисов и возрождений, состоящий в последовательности потерь и обретений. На станцию в Торжке Пьер приехал несчастным, не видящим в жизни смысла, а покидал ее радостным, обретшим цель жизни человеком. Не случайно это изменение происходит именно на станции. Это, своего рода, перекресток: Пьер выбирает путь, по которому дальше пойдет, задает себе нелегкие вопросы: "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я. . . " Поиски правды и смысла жизни приводят его к масону Баздееву, который, зная о его несчастьях, предлагает ему помощь. В учении масонов Пьера привлекают идеи "равенства, братства и любви", оно дает герою веру в то, что в мире должно быть царство добра и правды, а высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению. Поэтому Пьер Безухов начинает поиски возможностей для воплощения справедливых и гуманных идей в конкретное дело. 10

Прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Он сочувствует им и заботится о том, чтобы отменили телесные наказания, чтобы мужики не были отягощены непосильной работой и в каждом имении были учреждены больницы, приюты и школы. Ему кажется, что он нашел наконец смысл жизни: «И только теперь, когда я. . . стараюсь. . . жить для других, только теперь я понял все счастье жизни". Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его дальнейших исканиях. Но скоро наступает разочарование и в масонстве, так как республиканские идеи Пьера не разделялись его "братьями", и к тому же Пьер видит, что и в среде масонов существуют лицемерие и карьеризм. Все это приводит Пьера к разрыву с масонами и к тому, что он попадает в жизненный тупик и погружается в состояние безысходной тоски и отчаяния. 11

Не будучи военным, как Андрей Болконский, желая разделить судьбу страны, выразить свою любовь к отечеству, Пьер принимает участие в Бородинском сражении. Он формирует на свои средства полк, берет его на обеспечение, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона как главного виновника народных бедствий. И именно здесь мы видим, как раскрывается в полной мере доброта Пьера. Он не может видеть многочисленные человеческие драмы, оставаясь при этом пассивным свидетелем, и поэтому, не думая о собственной безопасности, защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка. На его глазах чинят насилие и произвол, казнят людей, обвиненных в поджогах, которых они не совершали. Все эти жуткие и тягостные впечатления еще больше усугубляются обстановкой плена, где происходит крушение веры Пьера в справедливое устройство мира, в человека и Бога. 12

«С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога» . Пьер встретился в бараке для пленных с простым русским солдатом Платоном Каратаевым, который помог ему возвратиться к вере в жизнь. Речь Платона проста и незамысловата, она не идет ни в какое сравнение с умными глубокими рассуждениями Баздеева или самого Пьера, когда он излагал свою веру Болконскому. 13

Каратаев говорит банальные общеизвестные вещи, его речь состоит в основном из поговорок и пословиц. Но для Пьера он был «непостижимым круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды» . После первой встречи с Платоном Пьер «чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе» .

В финале романа мы видим счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в "Войне и мире" духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой. 15

Андрей Болконский В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц. К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов "Войны и мира" - Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо "с определенными и сухими чертами" портит выражение скуки и недовольства. Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. 16

Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался - простая и тихая семейная жизнь, - теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нём серыми облаками…. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец» , 17 подумал князь Андрей» .

Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, «воскреснув из мертвых» , он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар - смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. После этого Андрей направляется а Богучарово. Занятия Андрея Болконского: - строительство; - воспитание сына с отцом и княжной Марьей; - служба по сбору ополчения под началом отца. Открытие богатства мирной жизни – без честолюбивых планов, в семье, доме, среди любимых людей. Приходит счастье (неполное – угрызения совести перед умершей в родах женой). Князь Андрей оказывается внимательным, мягким и трогательным в общении с отцом, сестрой, сыном Николенькой. В душе у него таятся естественные потребности любви и добра. Но активный, деятельный по натуре князь Андрей живёт в замкнутом мире. Поэтому он страдает. «Потухший, мёртвый взгляд» , в улыбке «сосредоточенность и убитость» . 18

Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни - любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. 19

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения. Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его. 20

Смерть князя Андрея Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть. Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову. «Неужели это смерть? – думал князь и вместе с тем вспомнил, что на него смотрят. Послышался взрыв, свист осколков, и князь Андрей рванулся в сторону и, подняв кверху руку, упал на грудь» . Он был ранен в живот. 21

Во время болезни он неотступно думал о жизни и смерти. Его духовный путь продолжался, он искал последнюю истину, которая бы примирила его со смертью. Толстой передал мысли, к которым пришел его герой незадолго до своей кончины. Это мысли о любви, о Боге, о вечности. Они очень важны, они утешительны для князя Андрея. Новое и последнее знание князя Андрея особое знание и в слове не выражается. Но оно проявляется непосредственной реальностью действиями жизнью героя тем как он уходит из этого мира. Смерть князя Андрея убеждает присутствующих близких ему людей, что он узнал истину. Но не всех кто был рядом с ним, а только самых близких, чья любовь к нему позволила им проникнуть в суть происходящего: Наташу и княжну Марью. 22

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно стремящиеся к полной гармонии с миром, неустанно ищущие смысл жизни . Их не занимают корыстные цели, светские интриги, пустые и бессмысленные разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц. К ним, безусловно, относятся самые яркие образы романа «Война и мир» - Андрей Болконский и Пьер Безухов . Они заметно выделяются среди героев русской литературы XIX века своей незаурядностью и интеллектуальным богатством. Совершенно разные по складу характера, князь Андрей и Пьер Безухов имеют много общего в идейных стремлениях и исканиях.

Толстой говорил: «Люди, как реки...» - подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота любимых героев писателя - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг к другу и чужды миру Курагиных и Шерер.

Средством раскрытия внутреннего мира героев Толстой избрал диалог. Споры Андрея и Пьера - не пустая болтовня и не поединок амбиций, это стремление разобраться в собственных мыслях и попытаться понять размышления другого человека. Оба героя живут напряженной духовной жизнью и извлекают из текущих впечатлений общий смысл. Их отношения носят характер просторной дружбы. Каждый из них идет своим путем. Они не нуждаются в повседневном общении, не стремятся узнать как можно больше подробностей о жизни друг друга. Но они искренне уважают друг друга и чувствуют, что истина другого так же добыта страданиями, как и его собственная, что она выросла из жизни, что за каждым аргументом спора стоит жизнь.

Первое знакомство с Андреем Болконским не вызывает особой симпатии. Гордый и самодовольный молодой человек с сухими чертами лица и уставшим скучающим взглядом - таким видят его гости Анны Павловны Шерер. Но когда мы узнаем, что выражение его лица было вызвано тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно», к герою возникает интерес. Далее Толстой сообщает, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет князя Андрея и он всеми силами стремится разорвать порочный круг, в котором оказался.

Стремясь выбраться из надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. «Ведь что же слава? - говорит князь Андрей. - Та же любовь к другим...» Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежал впереди всех со знаменем в руках, внешне выглядел очень эффектно: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но, совершив героический поступок, Андрей почему-то не испытывал никакого восторга и душевного подъема. Вероятно, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. Стремление к славе приводит Андрея к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для него символом высокого понимания жизни: « Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона.

На фоне этого чистого неба все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался - простая и тихая семейная жизнь, - теперь представлялась ему желанным, полным счастья и гармонии миром. Дальнейшие события - рождение ребенка, смерть жены - заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных - единственное, что ему остается. Но ум князя Андрея продолжал напряженно работать, он много читал и размышлял над вечными вопросами: какая сила управляет миром и в чем смысл жизни.

Андрей пытался жить простой, спокойной жизнью, заботясь о сыне и занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Но состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорили о том, что все преобразования не могли в полной мере занять его ум и сердце.

Иными жизненными путями шел Пьер Безухов, но его волновали те же проблемы, что и князя Андрея. «Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?» - Пьер мучительно искал ответы на эти вопросы. В начале романа, на вечере у Анны Павловны Шерер, Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает то «произвести республику в России, то самому быть Наполеоном...». Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, совершает ошибки. Достаточно вспомнить историю с медведем, вызвавшую в свете много шума. Но самой крупной ошибкой, совершенной Пьером в этот период, является его женитьба на низкой и порочной красавице Элен Курагиной. Дуэль с Долоховым открыла Пьеру новый взгляд на мир, он понял, что жить так, как он живет, дальше невозможно.

Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает «переродить порочный род человеческий». В учении масонов Пьера привлекают идеи «равенства, братства и любви», поэтому, прежде всего, он решает облегчить участь крепостных. Ему кажется, что он нашел, наконец, цель и смысл жизни: «И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Но Пьер еще слишком наивен, чтобы понять, что все его преобразования ни к чему не ведут. Толстой, рассказывая о деятельности Пьера в имении, иронизирует над любимым героем.

Возвращаясь из поездки по имениям, Пьер заезжает к князю Андрею. Их встреча, имевшая большое значение для обоих и во многом определившая их дальнейший путь, произошла в имении Богучарово. Они встретились в тот момент, когда каждому из них казалось, что он нашел истину. Но если истина Пьера была счастливая, он недавно приобщился к ней и она переполняла все его существо настолько, что ему хотелось поскорее открыть ее другу, то истина князя Андрея - горькая и опустошающая, и ему ни с кем не хотелось делиться своими мыслями.

Окончательное возрождение Андрея к жизни произошло благодаря его встрече с Наташей Ростовой . Общение с ней открывает Андрею новую, неведомую ранее, сторону жизни - любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она, в отличие от Андрея, не была способна думать о чем-то другом, кроме любви.

История с Анатолем Курагиным разрушила возможное счастье Наташи и князя Андрея. Гордый и самолюбивый Андрей не смог простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, посчитала себя недостойной такого благородного, идеального человека и отреклась от всех радостей жизни. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, вступил в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сблизился с солдатско-крестьянской массой, научился ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. С этого момента он начал смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев- патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Так Андрей Болконский пришел к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате.

После встречи в Богучарово Пьера, как и князя Андрея, ожидали горькие разочарования, в частности в масонстве. Республиканские идеи Пьера не разделялись его «братьями». К тому же Пьер понял, что и среди масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это привело Пьера к разрыву с масонами и к очередному душевному кризису. Так же как и для князя Андрея, целью жизни, идеалом для Пьера стала (хотя он сам еще не понимал и не осознавал этого) любовь к Наташе Ростовой, омраченная узами брака с Элен. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» - эти вопросы не переставали тревожить Безухова.

В этот период состоялась вторая встреча Пьера и Андрея. На этот раз местом для встречи своих героев Толстой избрал Бородино. Здесь произошло решающее для русской и французской армий сражение, и здесь состоялась последняя встреча главных героев романа. На данном периоде князь Андрей воспринимает свою жизнь как «дурно намалеванные картины», подводит ее итоги и размышляет над теми же вечными вопросами. Но пейзаж, на фоне которого даны его размышления («...и эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров, все вокруг преобразилось для него и показалось чем-то страшным и угрожа- ющим»), признак того, что в его опустошенной душе продолжает жить нечто поэтическое, вечное и непостижимое. При этом он продолжает думать и молчать. А Пьер жаждет узнать, стремится слушать и говорить.

Пьер задает Андрею вопросы, за которыми стоят серьезные, еще не оформленные мысли. Князь Андрей не хочет вступать в разговор. Сейчас Пьер не только чужд ему, но и неприятен: на нем лежит отблеск той жизни, которая принесла ему много страданий. И опять, как в Богучарово, князь Андрей начинает говорить и незаметно для себя втягивается в разговор. Это даже не разговор, а монолог князя Андрея, который произносится неожиданно, страстно и содержит смелые и неожиданные мысли. Он говорит по-прежнему злобно-насмешливым тоном, но это не озлобленность и опустошенность, а гнев и боль патриота: «Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву, так как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло».

Пьер слушал друга, стыдясь своего невежества в военном деле, но при этом ощущал, что переживаемый Россией момент - это нечто совсем особенное, и слова друга - профессионального военного, убедили его в истинности своих ощущений. Все, что он видел в этот день, он чем думал и размышлял, «осветилось для него новым светом». Расставание Пьера и Андрея нельзя назвать теплым и дружеским. Но как и в прошлый раз их разговор изменил прежние представления героев о жизни и счастье. Когда Пьер уехал, князь Андрей с новым чувством начал думать о Наташе, «долго и радостно», с чувством, что понимал ее, нанесшую ему серьезное оскорбление. В разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа. Выражая свое отношение к событиям, он говорит, что его мысли созвучны народным. Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единением с народом, борющимся за родную землю.

После встречи с Пьером князь Андрей переходит в новую, совершенно новую для него, фазу жизни. Она созревала давно, но оформилась лишь после того, как он высказал Пьеру все, о чем так долго и мучительно размышлял. Но с этим новым чувством, по мнению автора, он не мог жить. Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть. Раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота, Толстой оборвал его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для князя Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Для Пьера разговор с Андреем стал начальным этапом его духовного очищения. Все последующие события: участие в Бородинском сражении, приключения в занятой неприятелем Москве, плен - приблизили Пьера к народу и способствовали его нравственному перерождению. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» - такое желание овладело Пьером после Бородинского боя. Именно в плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья». Но и на этом Пьер не успокаивается.

В эпилоге Толстой показывает Безухова столь же деятельным и напряженно думающим, как и в начале романа. Ему удалось пронести через время свою наивную непосредственность, он продолжает размышлять над вечными неразрешимыми вопросами. Но если раньше он думал о смысле жизни, то теперь размышляет над тем, как защитить добро и правду. Пути исканий приводят Пьера в тайное политическое общество, борющееся против крепостничества и самодержавия.

Споры Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле жизни отражают внутреннюю борьбу в душе писателя, которая не прекращалась на протяжении всей его жизни. Человек, по мнению писателя, должен постоянно размышлять, искать, ошибаться и снова искать, ибо «спокойствие - это душевная подлость». Таким был он сам, такими качествами он наделил главных героев романа «Война и мир». На примере князя Андрея и Пьера Безухова Толстой показывает, что какими бы разными путями ни шли лучшие из представителей высшего общества в поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни - в единении с родным народом, в любви к этому народу.