Значение мартос иван петрович в краткой биографической энциклопедии. Значение мартос иван петрович в краткой биографической энциклопедии Смотреть что такое "Мартос, Иван Петрович" в других словарях

Иван Мартос родился около 1754 г. в городке Ичня Полтавской губернии (ныне Черниговская область Украины) в семье мелкопоместного украинского дворянина. Был принят в воспитанники Императорской академии в первом году по её учреждению (в 1761), начал учёбу в 1764 г., окончил курс в 1773 г. с малой золотой медалью. Был отправлен в Италию, в качестве пенсионера Академии. В Риме усердно занимался своей отраслью искусства, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в мастерской П. Баттони и с антиков, под руководством Р. Менгса. Вернулся в Санкт-Петербург. в 1779 г. и тотчас же был определён преподавателем ваяния в Академии, а в 1794 г. был уже старшим профессором, в 1814 г. - ректором и наконец в 1831 г. - заслуженным ректором скульптуры. Императоры Павел I, Александр I и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий; многочисленными работами Мартос составил себе громкую известность не только в России, но и в чужих краях.

Произведения

  • бронзовая статуя Иоанна Крестителя, украшающая собой портик Казанского собора в Петербурге.;
  • барельеф «Моисей источает воду из камня», над одним из проездов в колоннаде этого храма;
  • памятник великой княгине Александре Павловне, в дворцовом парке г. Павловска;
  • памятник Минину и Пожарскому (1804-1818);
  • мраморная статуя Екатерины II, в зале Московского дворянского собрания;
  • бюст императора Александра I, изваянный для петербургского биржевого зала;
  • памятник Александра I в Таганроге;
  • памятник герцогу де Ришельё (1823-1828) в Одессе;
  • памятник князя Потемкина в Херсоне;
  • памятник Ломоносова в Холмогорах;
  • надгробие Прасковьи Брюс;
  • надгробный памятник Турчанинова;
  • памятник кн. Гагариной, в Александро-Невской лавре;
  • памятник тайной советнице Карнеевой (Лашкаревой) Елене Сергеевне, в Александро-Невской лавре;
  • «Актеон»;
  • памятник Ломоносову в Архангельске перед зданием АГТУ;
  • надгробие С.С. Волконской (1782)
  • надгробие М.П. Собакиной (1782)
  • надгробие Е.С. Куракиной (1792)
  • надгробие К. Г. Разумовского в Воскресенской церкви Батурина

    И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому.

    Памятник де Ришельё в Одессе

    Надгробие М.П. Собакиной, 1782

    Надгробие С.С. Волконской, 1782

    Надгробие Е.С. Куракиной, 1792

Cемья

Мартос был женат дважды. В первый раз на очень красивой дворянке Матрене, фамилия которой неизвестна. Она рано умерла. Вдовец оказался заботливым отцом, он сумел вырастить и воспитать детей.

Иван Петрович имел доброе, искреннее сердце, он был гостеприимным человеком и большим благотворителем. В его просторной профессорской квартире постоянно проживало много бедных родственников, которых он содержал. О его искреннем благодеянии свидетельствует такой факт, что даже когда он овдовел, родственники жены продолжали жить в его квартире. Среди них была племянница покойной жены, беднейшая сирота дворянка Авдотья Афанасьевна Спиридонова, милая и добрая девушка. Как-то Мартос стал свидетелем, когда одна из его дочерей некорректно отнеслась к намного старше её Авдотье и дала ей пощечину. Несправедливо обиженная сирота с горькими рыданиями принялась складывать в плетеный из прутьев баул свои вещи, чтобы навсегда уйти от Мартосов и где-то устроиться гувернанткой. Иван Петрович принялся искренне уговаривать девушку остаться. А чтобы она больше не считала себя нахлебницей, благородный хозяин предложил ей руку и сердце. Так неожиданно для всей родни и даже для самого себя, уже в годах, Мартос женился во второй раз. Сразу же после венчания строго предупредил своих детей, чтобы они уважали Авдотью Афанасьевну, как родную мать. Следует отметить, что его дети и мачеха постоянно жили во взаимном уважении. Мартос очень хотел, чтобы его дочери вышли замуж за художников или людей родственных профессий.

Дети от первого брака:

  • Никита Иванович (1782 - 1813) - закончил с золотой медалью Петербургскую Академию художеств и за государственный счет, на правах стипендиата, был послан за границу, где совершенствовал свое профессиональное мастерство как скульптор и архитектор. Вместе с ним учился в Риме Абрам Мельников, который после женился на его сестре Любе. На талантливого Никиту отец возлагал большие надежды, но в 1813 году сын неожиданно погиб. Его убили французские солдаты, когда Наполеон оккупировал Италию.
  • Анастасия (Александра) Ивановна (1783 - ?), в неё был влюблен талантливый портретист Александр Варнек и сватался к ней. Но девушка отказала ему: спутником жизни она избрала против воли отца перспективного служащего Герасима Ивановича Лузанова, который впоследствии достиг высоких государственных чинов.
  • Прасковья Ивановна (1785 - ?)
  • Алексей Иванович Мартос (1790 - 1842) - писатель, мемуарист.
  • Пётр Иванович (1794 - 1856)
  • Софья Ивановна (1798 - 1856) - замужем за В.И. Григоровичем (1786/1792 - 1863/1865), профессор и конференц-секретарь Академии художеств, художественный критик, издатель.
  • Вера Ивановна (180. - 18..) - замужем за художником А.Е.Егоровым (1776 - 1851).
  • Любовь Ивановна (180. - 18.) - замужем за архитектором, профессором Академии художеств А.И.Мельниковым (1784 - 1854).

От второго брака:

  • Екатерина Ивановна (1815 - 18..), замужем за известным архитектором, профессором Академии художеств Василием Алексеевичем Глинка (1787/1788 - 1831). Глинка умер от холеры. Мартос устроил пышные похороны, похоронил его на Смоленском кладбище и установил на могиле богатый памятник. Вскоре к молоденькой богатой вдове посватался скульптор и мастер литейных дел немецкий барон П.К.Клодт фон Юринсбург (1805 - 1867). Сам Мартос был не против, чтобы Клодт женился на Екатерине, но жених не нравился Авдотье Афанасьевне, и она уговорила дочь отказать бедному Пётру Карловичу. Авдотья Афанасьевна предложила Клодту женится на её племяннице Ульяне Ивановне Спиридоновой (1815 - 1859), что вскоре и произошло.
  • Александр Иванович (1817 - 1819)

Скульптор, график.

Происходил из дворянской семьи, сын сотенного казака. В 1764 поступил в ИАХ в Санкт-Петербурге. Учился сначала в живописном и гравировальном классах, а затем в классе «орнаментальной» скульптуры у Л. Роллана и «скульптурно-статуйном» классе у Н. Ф. Жилле. В 1772 создал программные работы «Кирилл, философ греческий, и великий князь Владимир», «Изяслав Мстиславович на поле боя», удостоенные малой золотой медали. В 1773 выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника и правом пенсионерской поездки за границу.

В том же году отправился для продолжения своего художественного образования в Рим. Посещал натурные классы Французской Академии художеств, а также Академию Святого Луки, где осваивал технику рубки из мрамора в мастерской профессора К. Альбачини. Под его наблюдением выполнял мраморные копии с античных скульптур. Пользовался советами Ж.-М. Вьена и П. Баттони. В 1778 за алебастровую статую «Эндимион засыпающий» признан «назначенным» в академики ИАХ. В конце того же года возвратился в Россию.

С 1779 до конца жизни преподавал в скульптурном классе Академии, его учениками были почти все мастера первой половины XIX века. В 1782 удостоен звания академика. В 1785 утвержден адьюнкт-профессором. В 1788 избран членом Совета ИАХ. В 1794 «за оказанное усердие и искусство в скульптурном художестве» получил звание профессора. В 1799 произведен в адьюнкт-ректоры. С 1814 - ректор, с 1831 - заслуженный ректор ИАХ.

Работал преимущественно в области монументального искусства, мемориальной скульптуры. Им были созданы надгробия С. С. Волконской, М. П. Собакиной (оба - 1782), П. А. Брюс (1786–1790), Н. И. Панина (1788), А. Ф. Турчанинова, Е. С. Куракиной (оба - 1792), А. И. Лазарева (1802), Е. И. Гагариной (1803), Е. Чичаговой (1812–1813) и другие; большая часть их установлена в некрополях Александро-Невской лавры в Петербурге и Донского монастыря в Москве.

В 1797–1798 выполнил скульптурную композицию «Памятник родителям» для мемориального павильона, в 1803–1805 создал композицию «Супругу-благодетелю» для мавзолея Павла I. В 1800 завершил работу над статуей «Актеон» для Большого каскада фонтанов в Петергофе.

В 1804 принял участие в конкурсе на создание памятника Минину и Пожарскому, где был удостоен первой премии. Работа продолжалась более десяти лет, торжественное открытие монумента состоялось на Красной площади в Москве в 1818 и стало всенародным событием: «Стечение жителей было неимоверное: все лавки, крыши Гостиного двора… и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым необыкновенным зрелищем», - писала газета Московские ведомости.

Одновременно с работой над памятником Минину и Пожарскому, в 1804–1807 занимался скульптурным оформлением Казанского собора, для которого создал композиции «Источение Моисеем воды из камня», «Рождение Девы Марии», «Зачатье Божьей матери», а также статую Иоанна Крестителя. В 1812 в зале Дворянского собрания в Москве был установлен памятник Екатерине II работы Мартоса. В 1812–1820 выполнил памятники Павлу I и Александру I в имении графа А. А. Аракчеева Грузино.

Среди поздних произведений Мартоса следует отметить памятники Э. Ришелье в Одессе (1826), Александру I в Таганроге (1831), М. В. Ломоносову в Архангельске (1832), Г. А. Потемкину-Таврическому в Херсоне (открыт после смерти скульптора в 1836). В 1831 создал эскизы скульптур для церкви Святой Екатерины при ИАХ. Создал ряд скульптурных портретов.

В 1935 в Государственном Русском музее состоялась ретроспективная выставка произведений мастера.

Иван Петрович Мартос - выдающийся русский скульптор последней трети XVIII - первой трети XIX столетия, в произведениях которого нашли свое выражение классицистические идеалы. Источником его вдохновения было прежде всего искусство античной Греции: даже Минин и Пожарский были уподоблены скульптором античным героям. Характерными чертами его произведений являются ясность композиционного построения, спокойный, размеренный ритм, гармоничность образов. Излюбленным материалом скульптора был мрамор, который позволял добиваться мягких свето-теневых переходов, передавать мягкость, текучесть тканей и драпировок, теплоту человеческого тела.

Произведения Мартоса находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств.

(1754-1835) русский скульптор

В Москве, Петербурге, Одессе и других городах до сих пор стоят памятники, которые более полутора веков назад создал Иван Петрович Мартос. Они знакомы всем, однако мало кто помнит фамилию автора монумента Минину и Пожарскому в Москве или величественного памятника герцогу Ришелье в Одессе. Между тем И. П. Мартосу принадлежат не только эти, но и другие замечательные творения, которые составляют гордость отечественной культуры.

Иван Петрович Мартос родился на Украине, в местечке Ичня Черниговской губернии, в семье обедневшего помещика, корнета Петра Мартоса. Заметив художественные наклонности сына, отец определил его в Петербургскую Академию художеств, когда мальчику исполнилось десять лет. Мартос сначала учился в классе орнаментальной скульптуры, где его наставником был Луи Роллан, а затем перешел к Никола Жилле, замечательному педагогу, который воспитал многих выдающихся русских скульпторов.

Мартос окончил Академию в девятнадцать лет и в награду за блестящие успехи был послан продолжать обучение в Риме. Пять лет, проведенные в этом древнем городе, сыграли огромную роль в формировании творческой индивидуальности скульптора. Мартос занимался в классах Римской академии, много рисовал, пользуясь советами известного художника, теоретика классической живописи Рафаэля Менгса. Но еще больше его увлекала скульптура, и Мартос начинает изучать технику рубки из мрамора под руководством итальянского скульптора Карло Альбачини, который был специалистом в области реставрации античной скульптуры. С тех пор в творчестве Мартоса и появился античный дух, который заметен во всех его работах.

Он не ограничивался только тем, что перенял у древних мастеров внешние приемы, сюжеты и способы обработки материала. Художник проникся самим существом античной пластики, ощущением гармонии мира, которое в свое время и рождало совершенные формы античной скульптуры. На этой основе Мартос и начал формировать свой стиль, в котором преобладал гражданственный пафос и возвышенная героика.

Его творчество развивалось на рубеже XVIII и XIX столетий. Этот период называют золотым веком в истории русской скульптуры. Именно тогда создавались грандиозные архитектурно-скульптурные ансамбли Адмиралтейства, Казанского и Исаакиевского соборов, украшались скульптурой петергофские фонтаны, павловские и царскосельские дворцы, появилось много памятников на площадях всех крупных городов России.

В эти годы особое развитие получает мемориальная пластика, фигурные надгробия. Русские кладбища становятся настоящими музеями скульптуры. Многие надгробия тех лет представляли собой произведения искусства. Скульпторы отражали в них свойственное тому времени мироощущение, полное гармонии, когда смерть воспринималась не как безжалостный рок или трагедия, но как вполне закономерный переход в мир иной. Поэтому она должна была вызывать не страх или ужас, а только вполне естественную печаль.

Надгробия исполнялись многими известными скульпторами, но и среди них Мартос не знал себе равных. Этот вид скульптуры стал главной сферой его деятельности на многие годы. За редким исключением, он занимался надгробиями двадцать лет своей творческой жизни.

Самые ранние его работы появились в 1782 году, когда скульптор создал два замечательных надгробия - С. С. Волконской и М. П. Собакиной. Их форма напоминает античные надгробные стелы - мраморные плиты с барельефами. Специалисты называют эти творения подлинными жемчужинами русской мемориальной пластики XVIII века.

Эти ранние работы принесли молодому скульптору славу и признание. Он стал получать множество заказов, а в 1801 году скульптору поручили сделать надгробие императора Павла I.

Кроме надгробных скульптур, Мартос выполнял и другие работы, которые скоро вытеснили все остальное. Одним из самых известных его произведений стал памятник Минину и Пожарскому в Москве.

История его создания в полной мере отражала настроения русского общества той поры, когда в России возник интерес к событиям национального прошлого, героической истории русского государства.

В 1803 году один из членов петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств предложил организовать сбор пожертвований на этот монумент. Эта идея начала воплощаться только в 1808 году, и тогда же был объявлен конкурс на лучший проект памятника. В нем, кроме Мартоса, приняли участие и другие известные скульпторы - Демут-Малиновский, Пименов, Прокофьев, Щедрин. Мартос победил на конкурсе, и его проект был «удостоен высочайшего одобрения».

Но работа над памятником долго не начиналась из-за отсутствия денег. Решение этого вопроса ускорила Отечественная война 1812 года, когда возникла необходимость «вновь спасать Отечество подобно тому, как Минин и Пожарский ровно двести лет тому назад спасали Россию». И Мартос наконец начинает работу над памятником.

Он решил отразить в нем тот момент, когда Минин обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы. Скульптурная композиция выполнена в античном духе, вместе с тем в ней чувствуется национальное своеобразие. Голова Минина похожа на величественную голову Зевса, одетого в античную тунику, которая походит на русскую вышитую рубаху. На щите Пожарского изображен Спас. Но главное составляют не эти детали. Мартос сумел раскрыть в своих героях русский национальный характер, их отвагу и решимость защитить родину любой ценой.

Барельефы, помещенные на постаменте памятника, изображают сбор пожертвований. Среди нижегородцев, жертвующих для спасения Отечества кто что может, есть и фигура самого скульптора. Он изобразил себя в облике римского патриция, который подталкивает вперед своих сыновей, отдавая самое дорогое, что у него есть. Лицо Мартоса исполнил его ученик С. Гальберг и сохранил в нем портретное сходство со своим учителем.

Открытие памятника состоялось 20 февраля 1818 года и превратилось в настоящее торжество. Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, который был поставлен не в честь государя, а в честь народных героев.

В эти же годы Мартос много работает и в области монументально-декоративной пластики. Ему принадлежат могучие кариатиды Тронного зала в Павловске, тонкая лепка Ка-мероновой «Зеленой столовой» в Большом дворце в г. Пушкине, отдельные фигуры петергофских фонтанов и другое. Особенно интересны работы Мартоса для Казанского собора, который строился с 1801 по 1811 год. Мартос исполнил для собора фигуру Иоанна Крестителя, которая стоит в нише центрального портика, небольшие барельефы над окнами и фриз над восточным портиком главной колоннады.

Один из барельефов - «Истечение Моисеем воды в пустыне» - представляет собой сцену, в которой к Моисею со всех сторон устремляются изнемогающие от жажды люди. Среди них - старики, юноши, дети, взрослые мужчины и женщины, лица которых полны страданий. Все они ведут себя по-разному: одни нетерпеливо требуют воды, другие просят, третьи уже жадно пьют. Каждая фигура отличается от остальных какими-то выразительными деталями в движениях, позах, жестах. Композиция состоит из двенадцати отдельных сцен, и тем не менее они представляют собой единое целое.

В этот период скульптор создал еще немало прекрасных произведений, однако у него были и такие, которые, очевидно, не затронули его сердца. Это эффектные, но холодные и лишенные живого чувства монументы Александру I в Таганроге и князю Потемкину-Таврическому в Херсоне. Нельзя назвать удачным и его памятник Ломоносову в Архангельске, хотя стареющий мастер много трудился над ним.

Однако у Мартоса в его поздний период творчества есть и просто замечательные работы, как, например, памятник Ришелье в Одессе, выполненный в бронзе, над которым скульптор работал с 1823 по 1828 год. Этот памятник ему заказали городские власти с целью «почтить заслуги бывшего начальника Новороссийского края». Французский эмигрант герцог Ришелье, который проникся русским духом, имел право на такую благодарную память. В период его правления Одесса стала одним из красивейших городов Черноморья и одним из самых оживленных морских портов. Поэтому Мартос изображает Ришелье в образе мудрого правителя. Его фигура, похожая на римлянина в длинной тоге и лавровом венке, излучает спокойное достоинство. Рука Ришелье направлена в сторону раскинувшегося перед ним порта. На пьедестале скульптор изобразил аллегорические фигуры Правосудия, Торговли и Земледелия.

Иван Петрович Мартос прожил долгую и спокойную жизнь. Профессор Академии художеств, он был окружен славой и признанием, воспитал много учеников, которые в своем творчестве развивали художественные идеи своего учителя в последующие десятилетия. Умер Иван Петрович Мартос в 1835 году в глубокой старости.

Иван Петрович Мартос

МАРТОС Иван Петрович (1754-1835) - скульптор. Происходил из мелкопоместных дворян. Представитель классицизма. Прославился как мастер надгробий. Среди созданных им памятников: К. Минину и Д. Пожарскому в Москве (1818), М. В. Ломоносову в Архангельске, Э. Ришелье в Одессе, Александру I в Таганроге и др.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 301-302.

Мартос Иван Петрович (1754-5.04.1835), скульптор, один из самых значительных представителей русского классицизма в искусстве. Происходил из мелкопоместных малороссийских дворян. Учился в Петербургской Академии художеств (1764-73), пансионер (стипендиат) академии в Риме (1773-79).

В н. 1780-х Мартос создал серию скульптурных портретов (из них наиболее известны - Н. И. Панина (1780) и А. В. Паниной (1782). В последние десятилетия XVIII в. Мартос был занят в основном надгробной скульптурой, приобретавшей в то время широкое распространение. Начинал с мраморных рельефов, переходя к скульптурным композициям, передавая в них интимный мир переживаний и скорби, но вместе с тем чувство просветленности, принятия смерти как необходимого завершения жизненного пути. Таковы замечательные надгробия С. С. Волконской и М. П. Собакиной (1782). В надгробии Гагариной Мартос воплотил идею строгого совершенства, возвышенной героической красоты. К этому времени завершилось формирование строгого монументализма в творчестве Мартоса.

Дальнейшее развитие скульптора шло уже в создании монументальных жанров-памятников и барельефов. Центральное место в этом жанре принадлежит памятнику Минину и Пожарскому в Москве (1804-1818). Высокой чистоты стиля и гармоничности Мартос достигает в создании памятников Э. Ришелье в Одессе (1823-28), Александру I в Таганроге (1831) и в барельефе на восточном аттике Казанского собора в Петербурге “Иссечение Моисеем воды в пустыне”, создании фонтана “Актеон” в Петергофе.

Мартос преподавал в Петербургской Академии художеств (1779-35, с 1814 - ее ректор). Оказал большое влияние на творчество многих русских скульпторов 1-й трети XIX в.

Л. Н. Вдовина

Иван Петрович Мартос (1752-1835). Иван Петрович Мартос родился в 1752 году на Украине в местечке Ичне Черниговской губернии. В двенадцатилетнем возрасте он был отдан в Академию художеств, где в течение восьми лет учился «скульптурному художеству» у Н. Жилле и рисунку у А. Лосенко.

Окончив Академию с золотой медалью, он едет в Рим для продолжения образования. Здесь молодой художник внимательно изучает древнее искусство, особенно большое внимание уделяя античной скульптуре и архитектурным памятникам.

По возвращении в Петербург Мартос становится преподавателем Академии, успешно продвигается по служебной лестнице: получает звание академика, затем профессора, а позже назначается ректором.

Уже первые работы молодого скульптора свидетельствовали о художественной зрелости. К числу ранних произведений относится мраморный бюст Н. И. Панина (1780, ГТГ). Стремясь к значительности и величавости в передаче образа, Мартос изобразил Панина в античной одежде, удачно использовав фронтальную постановку фигуры.

В эти же годы Мартос начал работать в надгробной пластике - совершенно новой области русского изобразительного искусства. Именно здесь ему удалось добиться наибольших успехов. Надгробия, созданные Мартосом в 1782 году, - С. С. Волконской (ГТГ) и М. П. Собакиной (Музей архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР) - поистине шедевры русской скульптуры. В надгробии М. П. Собакиной мастер достигает музыкальности линии, красоты ритмов, выразительности композиционного решения. Помещенные у основания пирамиды фигуры плакальщицы и гения смерти преисполнены искренней печали. Несмотря на сложную постановку фигур, обилие драпировок, композиция воспринимается целостной и гармоничной.

В надгробии С. С. Волконской изображена одинокая фигура плакальщицы, пронизанная сдержанной и мужественной скорбью. Лаконичность и ясность образного решения, низкий рельеф фигуры, тесно связанный с плоскостью надгробной плиты, а также тонкая обработка мрамора делают и этот памятник одним из со вершенных произведений русской пластики. Успех был настолько велик, что Мартос начинает получать многочисленные заказы. Так были созданы надгробия: Н. А. Брюс (1786- 1790, Музей архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР), Н. И. Панину (1790), Е. С. Куракиной (1792), А. Ф. Турчанинову (1796), А. И. Лазареву (1803), Е. И. Гагариной (1803; все в Ленинградском музее городской скульптуры). Надгробия различны по композиционному строю, характеру исполнения: ранние надгробия отличаются интимностью, лиричностью, более поздние - монументальностью, иногда патетикой.

Выдающееся место среди более поздних произведений скульптора принадлежит надгробию Е. Куракиной. Лежащая на саркофаге плакальщица словно уснула в слезах, положив голову на скрещенные руки. Сложный ракурс, напряженный беспокойный ритм тяжелых складок одежды усиливают впечатление трагичности. Покоряют в этой статуе искренность страдания, глубина и человечность переживаний. Вместе с тем, образ плакальщицы отличается величественной силой, внутренней энергией. В этом произведении Мартос поднялся до высот подлинной монументальности. Скульптор, по выражению одного из современников, мог заставить мрамор «плакать». Мастерство Мартоса и огромная творческая активность выдвигают его в число крупнейших художников своего времени. Почти ни один значительный заказ на скульптурные работы не обходится без его участия. Он создал декоративные лепные украшения для дворцов в Царском Селе (гор. Пушкин) и Павловске, исполнил статую Актеона для Большого каскада Петергофа.

В начале XIX века в Петербурге началось сооружение Казанского собора, в украшении которого принял участие и Мартос. Ему принадлежат барельеф на тему библейского сказания о долголетних странствиях еврейского народа «Истечение воды Моисеем в пустыне» (на аттике восточного крыла колоннады собора) и статуя Иоанна Крестителя, установленная в нише портика. Барельеф наглядно показал понимание Мартосом особенностей связи декоративного рельефа с архитектурой. Большая протяженность композиции требовала мастерства в построении фигур. Скульптор успешно справился с трудной задачей - передать различные человеческие чувства и душевное состояние истомленных жаждой людей. Этот рельеф отличают четкость расположения групп, строго продуманный и вместе с тем сложный ритм.

Наибольшей славы и известности Мартос достиг при создании памятника Минину и Пожарскому в Москве. Работа над ним совпала с Отечественной войной 1812 года, патриотическим подъемом в стране, ростом национального самосознания. Мысль же о необходимости установить монумент двум выдающимся героям русской истории зародилась значительно раньше. В 1803 году один из активных членов Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, наиболее прогрессивной просветительной организации того времени, Василий Попугаев предложил провести всенародную подписку и на собранные деньги воздвигнуть памятник «русскому плебею» Минину и князю Пожарскому. Мартос с увлечением приступил к работе. «Кто из прославленных героев древности, - писал он, - превзошел мужеством и подвигами Минина и Пожарского?» По мысли И. Мартоса, выраженной уже в первых эскизах, Минин и Пожарский представляли единую группу, объединенную общностью чувств, патриотическим порывом. Правда, их стоящие фигуры в развевающихся плащах, с несколько патетическими жестами, были еще театральны и излишне эффектны. В последующих эскизах подчеркивается значение Минина, его активность и волевая собранность. «Здесь он был первой действующей силой», - писал о Минине С. Бобровский, один из членов Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

В 1808 году правительством был объявлен конкурс, в котором, помимо Мартоса, участвовали скульпторы Щедрин, Прокофьев, Демут-Малиновский, Пименов. Первое место завоевал проект Мартоса. По сравнению с эскизами, где в образах героев оставались следы мелодраматичности, а композиции не хватало собранности, памятник подкупает суровой торжественностью. Группа Мартоса отличается исключительной цельностью, фигуры в ней объединены не только эмоционально, но и тесно связаны композиционно. Минин сразу приковывает внимание зрителя целеустремленностью, порывом. Его образ полон огромной внутренней силы, активности и вместе с тем сдержанности. Это достигается мощной лепкой фигуры. Широкий свободный жест правой руки, указывающей на Кремль, ясно выраженная вертикаль тела утверждают доминирующее положение Минина в композиции. Пожарский также полон решимости и готовности к подвигу. Принимая меч из рук Минина, он словно приподнимается со своего ложа, готовый последовать за ним. Лицо Пожарского одухотворено. Оно хранит следы недавно пережитых страданий и вместе с тем мужественно и отважно. В облике героев Мартос подчеркивает типично русские национальные черты, удачно сочетая в их костюмах элементы античных и русских одеяний. «Российские одежды, - писали современники, - были почти таковы и в то же время, какие ныне мы называем Русскими; они подобны были несколько греческим и римским... словом они были почти таковы, как изображены в сем памятнике».

Первоначально памятник установили около Торговых рядов, против Кремлевской стены. Открытие состоялось в 1818 году и было большим и важным художественным событием. «Во время сего торжественного обряда, - писала газета «Московские ведомости» об открытии памятника, - стечение жителей было неимоверное: все лавки, крыши Гостиного двора... и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем».

Художник сумел воплотить в своем произведении мысли и чувства, волновавшие широкую общественность России. Образы же героев русской истории, отмеченные большим гражданским пафосом, воспринимались как современные. Их подвиги напоминали о недавних событиях Отечественной войны.

В эти же годы Мартос исполняет и ряд других работ, самых разнообразных по назначению. Так, в 1812 году он создал статую Екатерины II, в 1813 году - эскизы фигур четырех евангелистов для Казанского собора и многие другие. Творческая активность Мартоса проявляется и в последующие годы. Наряду с преподавательской деятельностью в Академии художеств, в 20-е годы он исполнил несколько крупных монументальных работ: памятник Павлу I в Грузине, Александру I в Таганроге (1828-1831), Ришелье в Одессе (1823-1828), Ломоносову в Архангельске (1826-1829). Из документов известно, что Мартос работал также над созданием памятника Дмитрию Донскому, осуществить который, к сожалению, ему не удалось.

Работоспособность художника была поразительна. «Не могу быть в праздности», - писал он. Все современники, знавшие Мартоса, отмечали его трудолюбие, бескорыстие и величайшую скромность. В донесении министру народного просвещения президент Академии Оленин писал о художнике: «По скромности своей Мартос никогда не обременял просьбами о себе правительство и имеет содержание от казны такое, каким пользуются некоторые ученики учеников его».

Мартос прожил большую, наполненную трудом, жизнь, целиком отданную служению искусству. Он умер в 1835 году. 

Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971, с. 59-63.

Далее читайте:

Мартос Алексей Иванович (1790-1842), действительный статский советник, сын Ивана Петровича.

) - русский скульптор, представитель классицизма . Сын мелкопоместного украинского дворянина Иван Мартос в 1764-1773 годах учился в Петербургской академии художеств у Н.Ф. Жилле , А.П. Лосенко , а в 1773-1779 годах стажировался в Академии художеств в Риме. В 1779 году по возвращении в Петербург он начал преподавать, в 1782 году получил звание академика, в 1814 году стал ректором скульптуры в Петербургской академии художеств. В 1780-1800 годах И.П. Мартос изготовлял надгробные скульптуры, превратив это ремесло в искусство. Мемориальная пластика Мартоса представлена шедеврами композиционно сложных скульптурных надгробий С.С. Волконской (Третьяковская галерея), М.П. Собакиной (1782), Е.С. Куракиной (1792), Е.И. Гагариной (1803). Ранние надгробия отмечены лиричностью, более поздние - монументальностью и патетикой. Скульптор выполнил ряд портретов: бюсты Н.И. Панина в античном стиле (1780) и А.В. Паниной (1782; оба в мраморе, Третьяковская галерея).

Над проектом памятника К. Минину и Д. Пожарскому , принесшему скульптору известность, Мартос начал работать еще в 1804, с того момента, как идея о таком памятнике прозвучала в Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств . На первых эскизах фигуры получались несколько излишне патетическими и театральными. В последующих эскизах подчеркивается значение Минина, его решающая активность. Проект Мартоса выиграл конкурс, объявленный в 1808, в котором также принимали участие известные скульпторы: Ф. Ф. Щедрин , И. П. Прокофьев , В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов . Памятник был сооружен на сбор средств по народной подписке. Работа над ним совпала с Отечественной войной 1812 года, патриотическим подъемом в стране, ростом национального самосознания. Бронзовые фигуры выдержаны в тоне гражданского пафоса, суровой торжественности. Роль горожан отражена в бронзовых рельефах на гранитном постаменте. Готовый памятник транспортировали для установки водным путем из Петербурга в Москву в 1818.
Скульптор вопреки воле Александра I настоял на выбранном им месте - в центре Красной площади, повернутым к Кремлевской стене, ближе к классицистическому зданию Торговых рядов , так, чтобы скульптура смотрелась четким силуэтом на фоне его главного портика; жест Минина обращен в сторону Кремля. Позднее памятник переместили к храму Василия Блаженного. За его создание Мартос получил звание действительного статского советника и ежегодную пенсию. Крупными работами Мартоса являются памятник Павлу I (1807) в Павловске, Э. Ришелье в Одессе (бронза, гранит, 1823-1828), памятник Александру I в Таганроге (бронза, гранит, 1828-1831), Ломоносову в Архангельске (1826-1829). Мартос известен как крупный мастер монументально-декоративной скульптуры: статуя «Актеон» для большого каскада Петергофа , золоченая бронза, 1801; рельеф «Моисей источает воду из камня» на аттике Казанского собора в Петербурге (1804-1807, известняк), бронзовая статуя Иоанна Крестителя, украшающая портик Казанского собора, а также фигуры четырех евангелистов.