Значение слова ашанти. (025) Гирьки для взвешивания золота народности акан (ашанти)

Традиция Обеа распространена на Ямайке, Багамах, Белизе, Антигуа, Гайане, Сент-Люсии, Барбадосе, Мартинике и Тринидаде-Тобаго. На Тринидаде, термин Обеа иногда относят к культу Ориша.

Данная Традиция происходит от рабов принадлежавших Народам Ганы, Того и Бенина. Будучи принесенными в Карибские страны, родные Традиции рабов синретизировались с Традициями индейцев Таино и дали рождение Традиции Обеа, известной также под названиями Винти, Бруа, Кембоис, Комфа. Обеа содержит также элементы Традиций Банту, Эве-Фон, шаманизма, гаитянского Воду, Лукуми, индуизма и ислама.

Поскольку наибольшее влияние на формирование Учения Обеа оказало племя Ашанти, относящееся к группе племен Акан, мы вкратце но последовательно рассмотрим верования Акан, верования Ашанти и верования Обеа.

Акан

Акан - это большая группа этнически связанных народностей (Ашанти, Фанти и др.) в южной и прибрежной Гане (бывш. Голд-Кост, Золотой Берег) и на юго-востоке Кот-д"Ивуара. Акан говорят на языке тви.

Тви – лингвистический термин, определяющий язык принадлежащий группе Акан подгруппы Ква языкового семейства Нигер-Конго. Тви-говорящие народы сконцентрированы преимущественно в Гане и включают Народы Akwamu, Akwampim (Akuapem), Akyem (Akim), Asen-Twifo, Ashanti (Asante), Fanti, Kwahu и Wasa.

Происходящая из Ганы Традиция Акан ныне обнаруживается также в Кот-д"Ивуаре, Того, Конго, Карибском бассейне и в США.

Акан верят в единого Верховного Бога, который вечен и есть начало и конец всего. Всё существующее зависит от Него. Бог известен под именами Otweidiampon, Okokroko, Onyame, Awurade, Odomankoma (Тот, кто может благоволить; Бог; Изобретатель), Nyankopon, Aja (Отец), Awurade (Бог, Король, Судья), Oboadee (Создатель), Nyame (Бог), Ananse Kokuroko (Большой Паук; Большой Конструктор), Onyankopon.

Рядом с Onyame - Asasse Yaa (Мать земли, Чистый, Защитник, Плодотворный). Asase Yaa является также хранителем этики и социального этикета. Иногда именем Asasse Yaa называют непосредственно Верховного Бога, что указывает на то, что не имеется достаточных оснований считать их отличными друг от друга.

Божества именуемые Мпунго у Банту и Ориша у Йоруба, у Акан называются Abosom (ед.ч. – Obosom). Акан не поклоняются непосредственно Богу, который рассматривается как Отец и Творец Духов.

Духи – служители Бога, не имеющие никакой власти в себе, но имеющие власть от Бога. Несмотря на это, Духи способны работать независимо, исцеляя и защищая людей, поклоняющихся им. Духи воплощены в ветрах, реках, океанах, деревьях, горах, камнях, животных и т.д. Через Abosom мы получаем благословения, процветание, защиту от опасностей и трудностей, руководства для всех аспектов нашей жизни и т.д. Акан никогда не смешивают Бога (Onyame) с Абосом.

Абосом бывают трех видов: Божества Государства, Божества Клана (Семьи) и Божества Жреца.

Вот некоторые наиболее популярные Абосом:

Akonedi, Nana Akonedi, Akonedi Abena - Ее святыня - в Larteh Kubease, в Священном доме, священных рощах и священных потоках. Она управляет правосудием и дает заключительное решение в трудных спорах, связанных с управлением, иерархией, собственностью, землей, семейством и другими главными проблемами.

Nana Asuo Gyebi - очень популярное древнее речное Божество происходящее из Северной Ганы, которое путешествовало и проживает в Larteh, а также и в других местах повсюду в Гане. Это мужской Дух, являющийся защитником и мощным целителем. Говорят, что он прибыл в Соединенные Штаты, дабы помочь детям Африки восстановить их духовное прошлое.

Nana Esi Ketewaa - обожествленный пожилой женский предок, который умер при родах. Она - происходит из Центральной Ганы. Она - защитник детей, и рожениц. Nana Esi Ketewaa говорит, что мы все являемся её детьми.

Nana Adade Kofi – мужской Босом силы и настойчивости, происходящий из района Guan в Гане. Он - Обосом железа, металлов и Воин. Его меч используется в клятвах преданности.

Tegare – название группы Божеств Северной Ганы, а также очень популярное божество повсюду в Гане. Это охотник, который ищет правду, выявляет ведьм, лгунов, воров и т.п. Он - целитель, который является очень квалифицированным в вопросах идентификации и использования трав.

Tano - общее название для нескольких богов, происходящих из реки Tano. Эти речные Божества являются очень древними и мощными. Их цель состоит в том, чтобы поддерживать семейство, социальный и национальный порядок. Они – мощные целители психических, духовных, эмоционально-умственных, физических и социальных болезней.

Nana Obo Kwesi - Воин из области Fante в Гане. Он - целитель, помогает в денежных проблемах и ненавидит зло.

Mmoetia – группа карликов, которые путешествовали и обосновывались повсеместно в Гане. Они живут в лесу и весьма опытны в использовании трав. Они специализируются в работе с духами природы для того, чтобы исцелять тела, души, и решать семейные, социальные, финансовые и экологические проблемы. Они могут быть игривые, вредные или очень жестокими к тем, кто игнорирует их. Их рассматривают как духовных привратников.

Предки (Nsamanfo) формируют важную часть Традиционной Религии Акан. Предки известны как Старики или Древние Люди. Они имеют важное место во взглядах и религиозных методах Акан и уважаются иногда даже больше чем Абосом. Предков боятся, но в то же время они любимы и уважаемы. Предки всегда наблюдают за нами и защищают нас. Они находятся в близком контакте с Богом, и поэтому мы можем обращаться к ним за помощью.

Священники и Жрицы у Акан именуются Okomfo. Акомфо обслуживают Божеств, проводят предсказания, исцеления и т.п. После нескольких лет обучения (обычно три или больше), Akomfo способны основать свои собственные Дома. Акан проводят праздничные фестивали, где используют ритуальные барабаны, песнопения и т.д.

Важнейшая цель жизни Акан и главная забота - это полнота nkwa (жизни), жизни в ее конкретных и самых полных проявлениях (энергичность, asomdwei (мир и спокойствие), долгая жизнь, ahonyade (богатство), счастье, здоровье и т.д.). Обильная жизнь может только стать доступной через посредничество Божеств и Предков.

Если вещи идут не так, как надо, Акан консультируются со Священником. Если предписанные им ритуалы не будут проведены, отрицательность будет постоянно висеть над всеми последующими поколениями семейства. Этот наследственный хомут останется в семействе, пока кто-либо из членов семьи в конечном счете не удалит его.

Злые колдуны именуются akaberekyerefo и adutofo (заклинатели, чародеи, волшебники) и abayifo (ведьмы). Силы зла всегда работают против людей, чтобы препятствовать им наслаждаться обильной жизнью, или выполнять их nkrabea (судьбу). Чтобы поддерживать и оживлять защитное присутствие доброжелательной божественной силы, индивидуум и сообщество должны поддерживать космологический баланс через защитные и профилактические обряды. Эти обряды предназначены, чтобы очищать племя, клан, семейство и индивидуума, и обеспечивать необходимую защиту от злых сил.

Ашанти

Ашанти – группа племен, включающая Juabin, Mampon, Ofinsu, Nkwanta, Adansi, Daniassi, Nsuta и Kumasi. Ашанти были превосходными воинами, специалистами в сельском хозяйстве и различных ремеслах (плетении, деревообработке, гончарном деле, металлургии). Изначально, термин «Ашанти» являлся названием Королевства, основанного Народом Акан, и лишь затем стал использоваться как имя племени. От племени Ашанти произошло племя Фанти (они обычно объединяются в форме «Ашанти-Фанти»). В Бразилии Народ Акан иногда именуется Мина. Кроме того, Акан часто путают с Народом Эве (Арара).

Королевство Ашанти представляло собой тип конфедерации и охватывало область размером приблизительно 24 560 квадратных миль. В 17-19 веках оно занимало бульшую часть современной Ганы и часть Того и имело столицу в г. Кумаси. Численность населения составляла около 250 000 в 1900 г, 578 000 в 1931, и более чем 822 000 в 1950 г.

В 1900-1901 годах, в результате войны с британцами, Ашанти потерпели поражение и влились в британскую колониальную систему.

В 1935 году Конфедерация Ашанти была восстановлена правительством Голд-Коста (Золотого Берега) и состояла из 21 административно-территориальной единицы - Кумаси, Mampong, Juaben, Bekwai, Essumeja, Kokofu, Nsuta, Adansi, Kumawu, Offinsu, Ejisu, Agona, Banda, Wenchi, Мо, Abeasi, Nkoranza, Jaman, Berekum, Techiman, и Dorma.

Деление общества Ашанти на кланы («адм.-тер. единицы») обусловлено понятием ntoro (духа), который формирует уникальное духовное обязательство между отцом и сыном. Вследствие этого принципа, каждый человек принадлежит к одному из ограниченного числа названных кланов. Члены каждого ntoro обязаны соблюдать определенные табу, исполнять особые ритуалы и т.д. Повсеместно осуждается кровосмешение и прелюбодеяние. Многоженство разрешается.

Ашанти говорят, что, породив человечество, первые люди поднялись обратно на Небо. Ашанти также верят, что и сам Бог когда-то жил на Земле, но затем, из-за дурного поведения людей поднялся на Небо. Бога называют по-разному Anzambe, Nyame и т.д. Считается, что молнии посылаются именно им.

Обеа

Этимология слова «Обеа» (Обеах, Обиах) до конца не выяснена. Скорее всего, это термин происходит от языка Ашанти и означает «быть способным» или «духовная (тайная) сила». Есть версия, что данное слово происходит из языка индейцев Таино. Иногда «Обеа» переводят как «змея».

Жрецов Обеа называют Мужчина-Обеа или Жещина-Обеа (анг. - obeahman и obeahwoman). Имеются определенные «специализации» - травник (rutman), предсказатель (lukuman), колдун (wisiman) и др.

Обеа работает с четырьмя невидимыми силами:

Оби – Энергия пронизывающая всю Вселенную (аналог Аше)

Лоа – Духи Природы

Йорка – Души предков

Кра – индивидуальная душа каждого человека

Оби находится везде. Эта Энергия может быть накоплена, перераспределена и направлена на определенные цели. Оби – нейтральная Энергия, и её нельзя назвать доброй или злой.

Ямайцы верят, что duppi (духи мертвого) проживают по большей части в шелково-хлопковых (Odum Abena; Сейба) и миндальных деревьях. По этой причине никакое дерево не должно расти слишком близким от дома, поскольку Дуппи могут воздействовать на живых. Кроме того, считается, что в Сейбе живет Дух Sasabonsam, недоброжелательное Божество Ашанти.

Обеа имеет свои особенности в каждом регионе, где имеет распространение. Обеа Тринидада именуется также «Культ Отца Костей».

Отец Костей

Отец Костей – мощный Водун (Лоа) ведущий свое происхождение из Дагомеи (Бенин), где он был известен как Гедде - Большой Джентльмен Королевства Смерти и Мертвых. В Гаити он известен как Барон Самеди, в Доминиканской Республике - как Барон Cemetary (Baron Del Cementerio; Барон Кладбища). Он синкретизирован со Святым Элиасом (Элиа) в ДР и со Святым Экспедитом на Тринидаде.

Характер этого Духа не является злобным или дьявольским. Отец Костей заботится и защищает, обладая нелегким, но мудрым характером. Он имеет некоторые характеристики схожие с Эшу и Папой Легба, и иногда их называют братьями. Отец Костей представляется как черный человек во фраке с тростью и большой сигарой. Иногда его голова изображается в виде черепа.

Баронесса Cemetary (Одуда; Мама Брижит) - жена Отца Костей. Она - владелец процветания и изобилия, поэтому глубокие земли - ее область. Первая женщина, похороненная на кладбище становится её представительницей, и эта могила становится местом посещений и подношений. Первый мужчина, похороненный на кладбище – посыльный Отца Костей, и о его могиле проявляют особую заботу.

Духи Обеа

Все Лоа разделены на Племена, Кланы и Семейства. Много Духов ассоциируются с традиционными африканскими Божествами: Ajajа (Йеманжа), Obakoso (Шанго), Adomeh (Обатала), Ayakbea (Ошоси) и Girebete (Ошун) происходят от Йоруба, Rei Congo, Bakulu Baka, Adi Babi, Lemba – происходят от Народов Банту (Анголы-Конго).

Подношения Лоа и Предкам делаются в кустарниках, на перекрестках, кладбищах, пляжах и алтарях.

Некоторые популярные Лоа Обеа:

Koromantys – группа Духов мощных и жестоких Воинов. Они – превосходные охранники и требуют искусного обращения. Один из важнейших Духов этого класса - Pai Raja Yah. Другой известный Дух – Агассу, Лоа черная пантера дагомейского происхождения.

Indyis – Кабоклу Обеа. Это старые воины, вожди и шаманы. Они отличные хранители, советчики и защитники. Некоторые из них почитаются также в Катимбо, Пажелансе, Торе и Умбанде – Белый Орел, Черный Ястреб, Черная Змея, Огненная Змея, Маракай и др.

Apuku – очень дикий Дух. Любит проявлять себя через вселение в медиума, предсказывать и исцелять. Бразильского Курупира также рассматривают как Апуку.

Wenti – Лоа Воды обладающий внешностью белого человека с длинными волосами. Иара известный в Карибском Бассейне рассматривается как родственник Венти.

Moroccoi – Дух-Черепаха. Его королевство расположено и на земле и в воде. Его полномочия – длинная жизнь.

Boesiki – очень опасный водный Дух. Родственник Koromantyis но с более сильным характером.

Papas и Mamas – наследственные Божества, схожие с Прету-Велью Умбанды. Papa Accompong, Papa Cudjo, Papa Felipe и Papa Nicanor были чернокожими, которые боролись за свободу на Ямайке и других островах. Mama Francisca, Mama Nany, Mama Marie и Mama Guine являются Душами мудрых женщин.

Традиция Обеа являет собой чистейший образец религиозно-магического синкретизма. Как считается Оби присутствует везде, и поэтому нет никакой проблемы со смешиванием Традиций. Последователи Обеа способны использовать любую Систему без всякой опасности, и риска проявить неуважение к Духам. Многие сторонники данной Традиции используют различные западные Гримуары.

Групповые работы с Духами в Обеа на португальском языке называются Променад и имеют различные формы и праздничные даты. Большинство последователей Обеа также входят в контакт с Духами в доме, в особом святилище (Дофу).

Обеа оперирует Оракулами Chembo (подобно Бузьюс и Дилоггун), Chembuton (используется предсказательное ожерелье, вроде Опеле Ифа) и Bulu (с использованием смеси ракушек, семян, костей животных).

Сеанс предсказания (Луку) сопровождается использованием особых курений (табак, лаванда и др.), инвокациями Духов, одержимостью и т.д.

Деревня колдунов, находящаяся в районе Йенди недалеко от границы с Того, представляет собой большое поселение ведьм, изгнанных из родных деревень.

Деревня колдунов - это место, где в основном живут женщины и их дети, приблизительно 600-800 человек, обвиненные в колдовстве и вынужденные жить в изгнании. Посетив деревню, вы сможете поговорить с жительницами об их жизни в деревне и о том, какими способами они охраняют свои души от злых сил.

Племя Гонджа в Тамале

Племя Гонджа - это одна из этнических групп Ганы населением 285 тысяч человек, сохранившая древние традиции Ганы.

Согласно преданию, племя Гонджа, состоящее в основном из мусульман-суннитов, относится к народам Суданской и Гвинейской подобластей западной Африки. Оно было захвачено мандеязычными переселенцами, лидер которых создал в 1670 годы федерацию Гонджа, объединявшую различные вождества и возглавляемую правителем Ягбум и советом старейшин.

Посетив деревню племени Гонджа, окруженную красивыми плантациями хлопка и ямса, вы сможете оценить африканское гостеприимство, поучаствовать в магических обрядах и культах племени, а также научиться традиционным ремеслам, попробовав себя в роли кузнеца или резчика по дереву и слоновой кости.

А какие достопримечательности Ашанти вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Племя Бассар

Племя Бассар находится недалеко от племени Дгомба, на северо-востоке региона.

Племя живет в больших глиняных домах, крыши которых имеют интересную коническую форму.

Люди народа Бассар занимаются изготовлением железа по старинному рецепту, который они уже несколько столетий держат в секрете.

Рецепт представляет собой некий симбиоз знаний из областей геологии и алхимии. Например, необходимый для изготовления уголь добывается в горах, окружающих местные деревни, только пожилыми женщинами из племени.

Побывав здесь, у вас есть уникальная возможность войти в доверие Бассар, и кто знает, возможно вы станете одним из посвященных в тайны этого племени.

Водопад Кинтампо, находящийся в регионе Бронг Афо, в священном лесу в четырех километрах от поселка Кинтампо, известен своими мистическими свойствами.

Находящийся на краю леса водопад высотой около 70 метров имеет красивые скалисты склоны и впадает в Черную Вольту. Этот удивительный водопад на середине своего пути таинственным образом исчезает и через 200 метров от истока снова продолжает свое течение.

Посетив это место, вы сможете насладиться лесной прогулкой среди огромных деревьев красных пород и встретиться с самой большой в мире популяцией обезьян Монас и Колобус, которых местное население считает своими тотемами.

Музей королевского двора Манхия

Музей королевского двора, построенный в 1920-х годах англичанами, находящийся в северной части города Кумаси, является одним из самых прекрасных и хорошо сохранившихся зданий в городе.

Дворец, известный также под названием дворец Манхия, являлся резиденцией короля Ашанти и членов королевской семьи.

Вы сможете посетить прекрасный внутренний двор, в котором находится зал суда, где рассматриваются вопросы всех видов в соответствии с Конституцией и обычаями Ганы. Заседания являются открытыми для общественности, поэтому у вас будет уникальная возможность поприсутствовать на одном из них и получить ясное представление об истории традиционной африканской демократии.

Также вы сможете увидеть много предметов быта, картин, фотографий, связанных с королевской династией, и даже посетить самого короля, который живет в новом дворце, находящимся рядом со старым, но перед этим - обязательно приготовьте королевский подарок.

Фестиваль Аквасайд

Фестиваль Аквасайд - это особый праздник, который проходит в королевском дворце города Кумаси.

Этот фестиваль не является просто шоу, он носит характер официального мероприятия, в котором принимают участие не только лидеры разнообразных племен и правители регионов разных африканских стран, но и сам король народа Ашанти.

Фестиваль проходит каждые шесть недель, по истечение которых у Ашанти наступает новый месяц, и король приезжает сюда, чтобы торжественно объявить о его начале.

Посетив фестиваль, вы сможете стать свидетелем этого знаменательного для Ашанти события, увидеть, как короля несут на золотом троне к публике, где его приветствуют и дарят подарки лидеры племен и правители регионов разных стран, в том числе и сам президент Ганы.

Центр национальной культуры

Центр национальной культуры, основанный в 1951 году, находится в самом центре города Кумаси. Он включает в себя удивительный Музей истории народа Ашанти, библиотеку и торгово-выставочный центр - место, где проводятся многочисленные праздники и фестивали.

Собрание коллекции Центра рассказывает историю побед и поражений военного союза племен, великой конфедерации Ашанти 1700 - 1896 годов, которая к началу 19 века контролировала почти всю территорию современной Ганы. Здесь вы увидите копья, мечи, боевые доспехи воинственных ашантийцев, и, конечно, самый главный экспонат коллекции - золотой трон Ашанти.

Центр -это своего рода «живой» музей. В процессе экскурсий, которые часто проводит сам директор Центра - Нана Брефор Боатенг, один из вождей Ашанти, вы увидите театр, где выступают музыканты и барабанщики торговые лавки, в которых продаются «королевские» сувениры и мастерские, где сможете посмотреть, как ткут национальную одежду - «кенте», изготовляют сосуды для специй, скульптуры из сандала и медные изделия, которые вы сможете приобрести на память.

Самые популярные достопримечательности в Ашанти с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Ашанти на нашем сайте.

АШАНТИ, асанте, или асантефо (самоназвание - «объединившиеся для войны»), ашантийцы, асианте, тон, тонава, камбон, камбоси, народ группы акан в центральных районах Ганы . Живут между рек Вольта и Тано (области Ашанти и Бронг-Ахафо). Численность 3,3 млн. человек. Родственные народы: денчира, аданси, асение-чифо, васау и др. Относятся к негрской расе большой негроидной расы. Языки ашанти, аквапим и ачем, часто рассматриваются как диалекты языка чви (тви) - чви каса. Письменность на латинской основе с 19 в. Сохраняют традицмонные верования, есть христиане (католики и англикане), мусульмане-сунниты.

Этническая общность ашанти сформировалась в середине 18 - начале 19 вв. в результате консолидации аканских групп на территории Конфедерации Ашанти (около 1700-1896), возникшей как военный союз нескольких племён-вождеств (оманов). Во главе конфедерации стояли верховный вождь (асантехене), его соправительница (асантехема), часто называемая королевой-матерью, и совет старейшин, состоявший из оманхене и военных вождей (асафохене). Экономика Конфедерации Ашанти основывалась на работорговле и посреднической торговле золотом и орехами кола. Опираясь на сильную военную организацию, правители Ашанти завоевали право на монопольную торговлю с европейцами и к началу 19 в. контролировали почти всю территорию современной Ганы . Основными компонентами структуры омана являлись позднепервобытные общины (акура), большие семьи (фиефо), матрилинейные роды (абусуа), патрилатеральные группировки (нторо) и подразделения военной организации (асафо). Возникло деление на знать, свободных общинников и рабов.

Основные традиционные занятия - ручное циклично-залежное земледелие (ямс, маниок, таро, батат, земляной орех, просо, кукуруза, сорго, рис, ананасы, цитрусовые, бананы, бобовые, томаты, овощи, возделывание масличной пальмы и дерева кола), животноводство (мелкий рогатый скот, свиньи, птица), золотодобыча. Охота, рыболовство и собирательство имеют вспомогательное значение. Работают по найму на плантациях какао, лесоразработках, в горнодобывающей промышленности и на промышленных предприятиях в городах. Из ремёсел развиты кузнечное, художественная обработка золота, серебра, бронзы (чеканка, ковка, литьё), гончарное, ткацкое, резьба по дереву. Традиционные дома четырехугольные в плане, из деревянных жердей, обмазанных глиной, с земляным полом, с двускатной крышей, покрытой пальмовыми листьями, травой или железом и шифером. Традиционная одежда - кенте и адинкра (праздничное кенте с тиснённым специальными штампами орнаментом). Пища в основном растительная (различные каши, похлёбки, варёные и печёные овощи и корнеплоды с острыми приправами и пальмовым маслом), а также мясная и рыбная. Живут большесемейными общинами; брачное поселение билокальное, практикуется полигиния. Счёт родства матрилинейный с элементами патрилатеральности. Система родства переходная от ирокезского к арабскому типу. Сохраняют культ предков (асаманфо), объектом которого были вожди и старейшины, культ сил природы, особенно духов рек и др. водоёмов. Имеются пантеон духов (обосом) и представление о сверхъестественном существе Ньяме (небесное божество, демиург, перво-предок) и хтоническом божестве Асасе. Широко распространены фетиши-обереги (сумам). Ежегодно в сентябре устраивается праздник Оджира («очищение»), а через каждые 6 недель - Великий (Большой) Адаэ или Малый Адаэ поочерёдно, тесно связанные с культом предков и др. традиционными верованиями. Ньяме и Асасе наряду с мудрым пауком Анансе - постоянные персонажи фольклора и мифов.

April 12th, 2015

На вес золота.
Н.Стасов.
Журнал "Вокруг Света" - http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5517/



В лавочках Аккры среди многочисленных изделий из дерева, кожи, слоновой кости иногда можно видеть миниатюрные медные, бронзовые или латунные фигурки людей, животных, птиц или просто кусочки металла различной формы с непонятными узорами и рисунками. Торговцы сувенирами мало что знают об этих фигурках и, в лучшем случае, скажут, что называются они голдуэйтсами (1 Название происходит от английских слов gold - золото и weight - гирька, разновесок. - Авт.) и в старину использовались как разновески для золотого песка...


Я, как и большинство приезжающих в Гану иностранцев, не имел практически никакого представления о разновесках и, наверно, также предпочел, бы им более эффектные и «выигрышные» произведения искусства народа Ганы... Если бы не довелось мне побывать в одной деревенской мастерской золотых дел мастера, куда повез меня знакомый ашантиец (Ашанти - одно из племен народности Акан (Гана). - Авт.).


...Было заметно, что хозяин не привык к визитам посторонних, и только после долгих просьб разрешил осмотреть мастерскую. Легкое строение с крышей из пальмовых листьев в глубине двора. В одном углу - низкий стол с несложными орудиями труда: несколько гладких разного размера деревянных дощечек и палочек, металлические ножички и остро отточенные прутики, различные по форме и весу молоточки. Здесь же на столе - переносная наковальня. Возле стола - большой калабаш с глиной и несколько горшочков меньших размеров. В противоположном углу - очаг из камней и кирпича-сырца с подвешенным над ним котелком для плавки и разливки металла. Снизу к очагу подведена трубка от ножного меха. К очагу прислонены клещи с длинными рукоятками. Вот, пожалуй, и все оборудование мастерской.


И здесь же, на небольшом возвышении, стояли десятки медных фигурок людей, животных, птиц. Это были те самые разновески, голдуэйтсы.
- Да, да, - ответил на мое недоумение мастер. - Это тоже моя работа. А как же иначе... Не умеешь лить медь, не берись за золото.
Так начал мне открываться удивительный мир голдуэйтсов. И начал, естественно, с легенд.


...Много лет назад по воле богов раскололась гора Босумтви, и из ее недр вышли первые ашантийцы. Они стали жить на земле, где боги рассеяли много золота. Это золото принадлежало ашантийцам, и прежде всего их королю Осею Туту. В знак этого боги подарили ему золотой трон.
Осей Туту, который сидел под деревом кумнини, был поражен, когда трон опустился ему с неба на колени, а его врачеватель и предсказатель будущего Аконье объявил вождям всех племен, что Осей Туту избран богами быть королем королей - асантехене и в золотом троне заключена «сун-сум» - «душа» всего ашантийского народа...
В мистической форме эти легенды отражают некоторые реальные события и исторические ситуации. Действительно, во время правления Осея Туту (1697- 1731 годы) под его властью укрепилась федерация племен Акан, а основой их богатства были золотые месторождения и россыпи, издавна известные на земле ашанти.
Вот что свидетельствуют о том португальские хроники: «Фернао Гомес был так настойчив и удачлив, что вскоре его люди открыли источник золота в месте, которое сейчас зовем Эльмина... В крепости Эльмина торговля очень возросла, и ежегодно в Португалию вывозится до 170 000, а иногда и больше, дублонов хорошего золота высокой пробы. Страна называется Аксим...»
Блеск ашантийского золота манил к себе всех любителей легкой наживы, и вслед за португальцами в прибрежных водах Золотого Берега появляются французские, английские, датские, прусские корабли. В XVI веке золото, вывозимое с Золотого Берега, составляло от 10 до 35 процентов мировой добычи.


Искусство обработки золота было хорошо развито еще до появления европейцев и всегда вызывало их удивление. Вот что пишет один французский купец, посетивший Золотой Берег во второй половине XVII века.
«...Золотых дел мастера в состоянии делать большое количество мелких предметов и украшений из золота, особенно это декоративные пуговицы гладкие или филигранной работы; гладкие кольца или браслеты в виде цепочек; любопытные броши для шляп и украшения для шпаг, а также много других) оригинальных предметов; я очень часто любовался тем, как мастерски изготовлены предметы из литого золота или отделаны филигранью - они очень точно передавали форму морских ракушек, а также всяких других моллюсков...»


Золото в земле ашанти было основным эквивалентом рыночной стоимости любого товара. Осталось любопытное свидетельство одного английского путешественника:
«Мои покупатели перешли к оплате и буквально начали засыпать золотым песком. От Ассини до Вольты и по всей земле Ашанти золотой песок ходит как деньги, за него можно купить даже связку бананов, и это я видел сам: несколько крупиц золота кладут на лезвие ножа и затем ссыпают в матерчатый мешочек. Кажется, все взрослые мужчины и женщины являются специалистами по золоту... Взвешивают золото с помощью маленьких красных ягод, а иногда с помощью местных разновесков, которые имели форму насекомых и птиц».


Но почему же все-таки разновески, голдуэйтсы, не были, как бы мы сказали, стандартизированы? Откуда такое великое разнообразие форм?
В том-то и дело, что для ашанти каждый голдуэйтс был не менее точен, чем для нас гирька с цифровым клеймом. Старый мастер, когда я задал ему этот вопрос, ответил:
- В ваших деньгах, которыми вы меряете золото, нет души.
Дело в том, что европейская система расчетов была, основана на непонятных для африканцев ценностях: за свои товары европейцы стремились брать только чистое золото, а за местные товары предлагали монеты. Причем оказывалось, что золотые монеты были не из чистого золота, а серебряные - из низкопробного металла. Ценность медных монет для местных жителей была вообще непонятна. Вполне естественно, что такая система платежа не могла завоевать авторитета, и местные жители отказывались принимать европейские деньги. В тех же, случаях, когда эти монеты попадали в их руки, то они быстро превращались в различные украшения.
А традиционная система расчетов при помощи разновесков была близка и понятна каждому африканцу. Межплеменные и внутриплеменные отношения всегда были очень сложными, так как основывались на многочисленных религиозных, правовых, брачных и других древних традициях.


Одни племена, например, платили дань за проход через чужую территорию. В периоды войн племена-союзники вносили определенные суммы на общие расходы. Различные пожертвования были широко распространены по самым разным случаям - будь то светские и религиозные праздники, смерть вождя или избрание нового. Взимались штрафы за нарушение норм морали, убийство, особые платы были для выкупа военнопленных, рабов и так далее. Но во всех случаях расчеты производились непременно золотым песком, а мерой его каждый раз для каждого случая служили специальные фигурки разновесков.


Ашантийцы как бы одушевляли золотой песок. Одинаковый, он, «проходя» через голдуэйтсы, принимал живое и каждый раз новое обличье. Золотой песок включался в неразъемную и всеобъемлющую сферу народной культуры.
Я разглядывал голдуэйтсы мастера, и он объяснял их. Вернее, он «читал» их, как мы читаем книги.


...Человек с трубкой во рту и бочонком на голове. Содержание разновеска полно иронии, так как любой понимает, что речь идет о поговорке: «Если несешь порох на голове, то лучше не курить». Другими словами, это совет не быть таким же глупым, как этот человек, и не подвергать себя ненужной опасности. Правда, некоторые предпочитают другое шутливое толкование вроде нашего: «Семь бед - один ответ».


...Гербалист - народный врачеватель - скоблит кору дерева одон, которая служит для приготовления лекарств. Пословица, связанная с этим разновеском, гласит: «Только глупый гербалист может скоблить одон так, чтобы кора падала на землю», так как считается, что упавшая на землю кора теряет свою лекарственную силу. Мораль: умный человек всегда попросит помочь ему, если это нужно для дела.


...Человек со связкой дров на голове (иногда вместо дров - кувшин). С этим разновеском связана пословица: «Пока есть голова, не избежать носить на ней грузы». Думается, что пояснений не требуется.

...Человек держит в руках калабаш - «Дождь прошел, а он вышел собирать воду».
...Два человека здороваются. Эти люди долго не видели друг друга. Один любит прихвастнуть и рассказывает другому о всяких небылицах. Второй внимательно слушает. Эта полная юмора сценка означает: «Самое удивительное случается там, где нас не было...»
...Палач. В одной руке он держит меч, а в другой - человеческую голову. На первый взгляд это довольно мрачная картина, но ее смысл не оправдывает предположений. Разновесок буквально повторяет русскую поговорку: «Снявши голову, по волосам не плачут».
...Фигурка сидящего человека. Перед ним - камни. Смысл сценки: «Не бросай камни в того, кто к ним может быстрей дотянуться».


...Петух. Пословица говорит: «Петух, перестань делать столько шума. Твоя мать - всего только яйцо».
...Лодка. «Чтобы плыть в лодке, нужно грести с двух сторон». Иными словами: «В единстве - сила».
А потом мастер задул горн. Ему помогал внук - парнишка лет четырнадцати. Мой провожатый объяснил, что мастерство золотоумельцев передается от поколения поколению, а все мастера образовывали как бы единую семью и строго хранили свои секреты, так как их разглашение могло обидеть духов предков. Каждый раз, когда мастер получал новый заказ, он приносил в жертву курицу, фазана или цесарку и делал угощение духам своих предков и прародителю всех золотых дел мастеров в Ашанти Фусу Кваби, который, по легенде, и изготовил опустившийся с неба золотой трон. Впоследствии Фусу Кваби отобрал себе несколько способных учеников и научил их искусству делать украшения из золота и серебра и отливать разновески. С тех пор, говорят, золотых дел мастера и оказались в привилегированном положении при дворе короля.
Изготовление золотых украшений было основным занятием мастера, но не менее важным было и его умение отливать разновески. Дело в том, что многие украшения из золота представляли собой такие же миниатюры, как и голдуэйтсы. Таким образом, мастерство изготовления золотых украшений и мастерство изготовления разновесков были разными проявлениями одного и того же искусства народной мелкой пластики.


Искусство мастера проявлялось прежде всего в знании фольклорной мудрости и умении наглядно и лаконично выразить их в маленьких фигурках голдуэйтсов. Причем если, изображая животных и птиц, мастер старался как можно полнее передать сходство с натурой, то, отливая фигурки людей, стремился лишь к наглядному выражению идеи. Портретного сходства здесь не требовалось - более того, оно было не нужно, так как в статуэтке изображался не конкретный человек, а какой-либо персонаж народной пословицы или поговорки. Портретное сходство только ухудшило бы понимание смысла.


(Мой знакомый с улыбкой добавил, что в старые времена не было туристов, которым можно продать самую неважную поделку. Разновески предназначались для таких же, как он, ашантийцев, а они не хуже мастера знали местные традиции, обычаи, фольклор.)
Тем временем мастер раздул горн, и я почувствовал, что мое присутствие здесь больше неуместно, ибо становился свидетелем священнодействия...
Вообще-то сам процесс изготовления голдуэйтсов не очень сложен, и он известен повсеместно. Из воска мастер лепит фигурку, которая очень тщательно обмазывается глиной - так, чтобы не образовывались пузырьки и глина плотно облегала фигурку. Обычно к нижней части (ноге, туловищу, подставке фигурки) прикрепляется шнурок из воска - будущий литок. Если фигурка сложная или это композиция из нескольких фигурок, то делается несколько литков. Затем этот глиняный кокон сушат, а после сушки обжигают в печи и выплавляют воск. В пустоты, оставшиеся от выплавленного воска, заливают медь или любой из ее сплавов.


После того как металл остынет, кокон разбивают, очищают фигурку от остатков глины и удаляют литки.
...Через несколько дней мой знакомый вновь привез меня к мастеру. Он протянул мне бронзовую птичку с повернутой назад головой.
- Смотреть назад бесполезно, - расшифровал мой знакомый смысл фигурки.
- О прошлом никогда забывать нельзя, - поправил его мастер...


Образцы гирь. Фото из Инета.


Образцы гирь. Фото из Инета.


Образцы гирь. Фото из Инета.


Образцы гирь. Фото из Инета.


Образцы гирь. Фото из Инета.


Образцы гирь. Фото из Инета.


Образцы гирь. Фото из Инета.


Образцы гирь. Фото из Инета.


Образцы гирь. Фото из Инета.


Образцы гирь. Фото из Инета.


Коллекция гирь. Фото из Инета.



Гиря весом 73,63 гр.


Фото из Инета.


Изготовление гирь.

АШАНТИ (ашантийцы, на языке хауса - тонава, на языке манде - блу, на языке гур - камбон, камбоси; самоназвание - асанте, буквально - военный союз), народ группы акан в центральных районах Ганы (области Ашанти и Бронг-Ахафо в междуречье Вольты и Тано). Численность - 2,8 миллиона человек (2000 год, оценка). Язык ашанти - один из официальных языков Ганы, входит в диалектный пучок чви-фанти (акан). Около 50% ашанти - христиане (католики, англикане, методисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня и др.), около 30% - мусульмане (в том числе последователи секты ахмадие), остальные придерживаются традиционных верований.

Этническая общность ашанти сформировалась во 2-й половине 18-начале 19 веков в рамках Ашанти конфедерации. Занимаются ручным земледелием, золотодобычей, работой по найму (на плантациях, лесоразработках, в городах). Сохраняются культы предков (асаманфо), объектами которого являются вожди и старейшины, сил природы (прежде всего духов рек и других водоёмов), духов (обосом) во главе с небесным духом, демиургом и первопредком Ньяме и др. Ньяме и хтонический женский дух Асасе (наряду с мудрым пауком Анансе) - основные персонажи сказок, пословиц и мифов. Ежегодно в сентябре отмечается праздник Очищения (Оджира), в декабре - праздник урожая (Апо), каждую 6-ю неделю - попеременно Великий или Малый Адаэ. Распространены фетиши-обереги (суман).

Развита обработка металла (бронзы, меди, золота): украшения (кольца, браслеты, орнаментированные диски, маски-подвески, изображающие побеждённых вождей и подвешивавшиеся к мечу победителя; наиболее знаменита маска из сокровищницы правителя Кофи Калкали), парадное оружие и др. В технике литья по восковой модели изготавливали скульптурные гирьки для золотого песка (аберамбо): геометрические фигуры (более ранние), изображения людей, животных, растений, символов власти, оружия, орудий труда (известно до 500 сюжетов); ритуальные сосуды (кудуо) на высоком поддоне с гравированным орнаментом на тулове и скульптурной композицией на крышке (в том числе золотой кудуо правителя Осаи Туту). Из обожжённой глины создавалась погребальная скульптура в виде голов (реже фигур) предков, ритуальные сосуды, курительные трубки, навершия деревянных гребней, посохов и др. Керамические сосуды покрывались рельефным или процарапанным геометрическим орнаментом, иногда с изображениями человеческих личин. Из дерева вырезались фигурки воинов, пленных и др.; куклы с цилиндрическим туловищем, длинной шеей, большой головой в виде плоского, выпуклого или вогнутого диска, короткими распростёртыми в стороны руками, служившие игрушками для девочек, и амулетами, обеспечивающими плодородие, - для женщин (акуа-ба); ритуальные скамейки вождей, покрытые резным орнаментом, иногда инкрустированные медью или серебром, слоновой костью, в том числе «Золотой трон» (сикаджу) правителя ашанти. Для антропоморфной скульптуры характерны кольцеобразные складки на шее, возможно, передающие украшения.

Лит.: Rattray R. S. Ashanti. Oxf., 1923; idem. Religion and art in Ashanti. Oxf., 1927; Шандицева Т. Б. Каталог гирек ашанти для взвешивания золотого песка в собрании ГМИНВ // Сообщения Государственного музея искусства народов Востока. М., 1973. Вып. 7; McLeod М. D. The Asante. L., 1981; Morrison М. К. С. Ethnicity and political integration: the case of Ashanti, Ghana. Syracuse (N. Y.), 1982; Попов В. А. Ашантийцы в XIX в.: Опыт этносоциологического исследования. М., 1982.

В. А. Попов; Н. Е. Григорович (искусство).