3 встречи порфирием петровичем главы. Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем (По роману Ф.М

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и Наказание» главным героем является Родион Раскольников, а в качестве одного из второстепенных персонажей выступает следователь Порфирий Петрович, ведущий дело об ограблении и убийстве, которые совершил Раскольников.

Первая встреча между героями происходит в квартире Порфирия Петровича, при этом Родион сильно нервничает: «Мысли крутились, как вихрь, в голове Раскольникова. Он был ужасно раздражен», а сам Порфирий Петрович в свою очередь ведет себя совершенно спокойно и непринужденно. Также следователь упоминает статью Родиона «О преступлении…», что сразу дает понять Раскольникову, что его подозревают в преступлении и пытаются вытянуть из него признание, ведь в своей статье он высказывает свою теорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях, суть которой заключается в том, что кто-то должен только подчиняться, а кому-то дозволено даже совершать поступки, подобные поступку главного героя. После самой встречи Раскольников успокаивается и понимает, что его вина все еще не доказана.

Второе столкновение происходит в конторе, где работает Порфирий Петрович. Идет допрос. Следователь всячески давит на Родиона, он уверен, что именно главный герой совершил это преступление и старается вывести его на чистую воду. При этом Раскольников буквально закипает от злобы и называет все происходящее мукой: «одним словом: извольте или спрашивать меня, или отпустить, сейчас же… а если спрашивать, то не иначе как по форме-с! Иначе не дозволяю…». Подобная реакция только больше убеждает Порфирия Петровича в своей правоте насчет допрашиваемого, но неожиданно обоих сбивает с толку прибежавший в контору маляр Микола, бывший рядом с квартирой старухи-процентщицы во время убийства ее и ее сестры. Он берет всю вину на себя.

Третья и последняя встреча происходит в квартире у самого Раскольникова. На этот раз у следователя уже нет никаких сомнений в том, кто совершил это злодеяние, но Родион не признается в содеянном:

«-Это не я убил,- прошептал было Раскольников, точно испуганные маленькие дети, когда их захватывают на месте преступления.

Нет, это вы-с, Родион Романыч…».

Порфирий Петрович пытается убедить главного героя сознаться и ручается, что поможет смягчить наказание. Он дает ему время на раздумья и уходит.

В итоге можно сказать, что следователь Порфирий Петрович предстает перед нами рассудительным, умным и знающим свое дело человеком, так как он внимательно следил за своим собеседником, задавал наводящие вопросы, всячески давил на главного героя и по итогу всего понял, что преступник именно Раскольников. В свою очередь Родион показывается загнанным в угол. Он понимает, что его прижали к стене, и пытается отбиваться, но это все тщетно. Раскольников боялся разоблачения, ведь он считал, что его теория о «сильных мира сего» и «тварях дрожащих» верна, он хотел доказать себе, что он относится к первым, и никак не мог принять своей неправоты и своего поражения.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем» читают:

Следователь Порфирий Петрович из романа "Преступление и наказание" - умный и тонкий психолог. Необычная форма ведения допроса (постоянное подслушивание) сбивает с толку Раскольникова и убеждает, что убийца именно он.
Первый раз Раскольников зашел к Порфирию Петровичу со смехом. "Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке..."
Раскольников уверен, что следователь знает о нем все. Тот его не разубеждает. Они спорят о сущности и причинах преступлений, следователь упоминает статью Раскольникова на эту тему.
Вторая встреча происходит по инициативе самого Раскольникова, хотя, "всего ужасней было для него встретиться с этим человеком опять: он ненавидел его без меры, бесконечно, и даже боялся своей ненавистью как-нибудь обнаружить себя". В беседе Порфирий Петрович намекает Раскольникову, что он подозреваемый. "Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!"
Следователь сбрасывает маску только в последний момент, когда приходит к Раскольникову на квартиру. Он симпатизирует Родиону, желает ему добра, но он же и провокатор, который должен вытянуть признания у подозреваемого. Следователь сострадает Раскольникову, по-своему любит его, и тот никак не может уловить, когда Порфирий Петрович серьезен, а когда валяет дурака. Он говорит страшные вещи, подает страшные намеки, но делает их в форме шутки, и это еще больше, чем намеки, задевает Родиона. Порфирий Петрович призван принизить идею в глазах Раскольникова, прозаически развенчать ее. Смех следователя превращает гиганта Раскольникова в комика. Против этого принижения Родион восстает и на этом и попадается.
Порфирий - это загадка для героя, магнит, к которому он тянется и от которого отталкивается. Следователь воле Раскольникова противопоставляет свою волю. Лицо Порфирия Петровича и его "хи-хи", смешанные с состраданием, нетерпимы для "наполеончика" из Столярного переулка. И лишь когда он приходит к Раскольникову на квартиру, то не смеется, не подхихикивает - и этим снимает маску и добивает Раскольникова.
Измотанный страхом разоблачения, Ракольников "почувствовал вдруг, как он ослабел, физически ослабел". Одна внезапная посторонняя мысль вдруг почти смешит его: "Наполеон, пирамиды, Ватерлоо и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица, с красною укладкою под кроватью, - ну каково это переварить хоть бы Порфирию Петровичу!.. Где ж им переварить!.. Эстетика помешает: "полезет ли, дескать, Наполеон под кровать к "старушонке"? Эх, дрянь!.."
Главный герой "Преступления и наказания" постепенно понимает, что он отнюдь не Наполеон и что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной "гаденькой старушонки". Раскольников чувствует, что его преступление - в отличие от кровавых деяний Наполеона - стыдное, неэстетичное, и пытается определить, где же он сделал ошибку. "Старушонка вздор! - думал он горячо и порывисто. - Старуха пожалуй что и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел... я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается".

Класс: 10

Тема урока: Лингвопоэтический анализ эпизода «Третья встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» ч.4, гл.2

Цель: найти лингвопоэтический ключ данного эпизода; выяснить значение эпизода в идее романа.

Ход урока

I . Вступительное слово учителя

Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей, являются встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. Первая встреча намечает характер и тему борьбы, а также главных героев трагедии. Вторая встреча – интрига достигает своего высшего пункта и напряжения: впавший в уныние Раскольников опять воспрянул духом после неожиданного признания Миколки и посещения мещанина.

Заключается она смелым заявлением Раскольникова: «Теперь мы еще поборемся».

II . Беседа с классом. Анализ третьей встречи (ч.4,гл.2)

Какие ключевые слова (фразы) вы бы хотели выделить в этом эпизоде? Аргументируйте свой ответ (Т.к. задание было домашним, учащиеся выписывают из рабочих тетрадей слова – ключи на доску и объясняют их значение в тексте).

психология – характер – гордый

факты страдание – идея

теория – убил жизнь – воздух – задыхался

С каким чувством встречает Раскольников следователя? (настороженно, с тревогой, т. к визит Порфирия Петровича неожидан)

С какой целью пришел Порфирий Петрович? (на этот раз П. П. не скрывает истинного намерения доказать виновность Раскольникова и объясниться с ним)

Как это характеризует самого Порфирия Петровича? (он не только рассчитал натуру Раскольникова, его психологию, но и угадывает его муки, страдание. Это не хладнокровный обличитель, но человек, чувствующий и сочувствующий.)

Как вы понимаете слова Порфирия «… в страдании есть идея»? (Порфирий Петрович делает ставку на живую душу Раскольникова, он прав, утверждая, «А вы ведь вашей теории уж больше не верите» Человеческая природа Раскольникова не выдерживает мучительного чувства преступности)

В качестве ключевых слов вы привели такие, как задыхался и воздух . Почему?

Третья встреча непосредственно связана с предыдущей, в которой Раскольников начал задыхаться без выхода, в тесноте. Вообще это слово очень часто встречается на протяжении романа. Раскольников задыхается на улице Петербурга, где стоит вонь и пыль, задыхается в тесной, крошечной каморке, задыхается от страха и ужаса от страшного сна, задыхается во время допроса. Это удушье не случайно. И оно не только проявление физической природы Раскольникова. Это удушье нравственное . Не случайно Порфирий Петрович советует Раскольникову «воздух переменить» . «Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху». «В бегах гадко и трудно, а вам, прежде всего надо жизни и … воздуху соответственного , ну а ваш ли там воздух? ».

Таким образом, слово воздух включает в себя значение освобождения от бесчеловечной теории, от того идейного тупика, в который Раскольников сам себя загнал; воздух – это очищение совести, это жизнь . Именно поэтому слово воздух можно считать словом – концептом, ключом, главным словом не только в этом эпизоде, но и в романе.

III . Подведение итогов.

Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем – это психологические поединки, в которых логически опровергается теория Раскольникова. Третья, последняя, встреча – это ее крах. И хотя Раскольников упрямо отпирается от преступления («А я вам ни в чем не сознался»), следователь, уверен, что он «сам явится» с повинной.

В романе утверждается мысль о противоестественности преступить принцип человечности. Во внутренней борьбе Раскольникова «натура» берет верх, и ему ничего не остается, как «сделать явку с повинной». В этом и заключается значение данного эпизода в идее романа.

В основе романа Достоевского «Преступление и наказание» лежит история преступления, но сюжет его разворачивается не так, как обычный детектив. Ведь преступление Раскольникова особое - это идейное убийство, основанное на страшной, бесчеловечной теории, созданной героем. Раскрыть такое преступление можно только учитывая его идейную основу и психологию самого преступника. Именно так и ведет расследование Порфирий Петрович. Первая встреча преступника и следователя, изображенная в 5 главе 3 части романа, построена как идейный диспут и психологический поединок. Ведь Порфирий Петрович уже догадался, кто убил старуху-процентщицу и ее убогую сестру Лизавету, но, поскольку доказательств у него нет, он хочет вынудить Раскольникова признаться в преступлении. Нервы Раскольникова на пределе, но сознание точно фиксирует все то, что грозит ему опасностью. Идя на встречу с Порфирием Петровичем, он готов угадывать ловушки и западни, которые следователь действительно расставляет для своей жертвы. Так, в конце их беседы он чуть не «подловил» Раскольникова на вопросе о малярах, которых убийца мог видеть только в день преступления.

Но главная из этих «ловушек» - обсуждение статьи Раскольникова о преступлении, где он отчасти затронул основы своей теории, - становится для героя полной неожиданностью. Ведь статью Раскольников написал за полгода до всех событий, а о том, что два месяца назад она была опубликована, он узнал только из разговора со следователем, который уже прочитал ее. Порфирий Петрович сознательно провоцирует подозреваемого, огрубляя основные мысли этой статьи, чтобы вызвать Раскольникова на подробное объяснение своей позиции и спровоцировать его признание.

Интересно то, что читатель также знакомится с теорией Раскольникова в развернутом виде только в этой части романа - уже после того, как совершено преступление и стали ясны его ужасные последствия. Это создает особую напряженность в развитии интриги, и в то же время помогает постепенно углубляться в психологию героя, чтобы лучше понять подлинную мотивацию его поступков.

Суть теории Раскольникова состоит в следующем. Исходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на «тварей дрожащих», коих большинство, и «право имеющих», для которых не действенны законы и мораль большинства, разрешена «кровь по совести», потому что именно они двигают человечество вперед. Такие великие люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство. Другими словами, «цель оправдывает средства», правда, с одним уточнением: определить эту цель и достичь ее может только личность исключительная.

Приятель Раскольникова Разумихин, присутствующий при этом разговоре, не верит, что можно всерьез обсуждать такую кошмарную теорию. Но Порфирий Петрович специально вызывает Раскольникова на откровенность. Он уверен, что убийство старухи - «идейное», и совершить его должен был тот, кто мог придумать такую извращенную теорию. Человек образованный и умный, Порфирий Петрович легко обнаруживает логическую несостоятельность теории. Он задает Раскольникову самый опасный для носителя «идеи» вопрос: как отличить, к какой категории принадлежит человек, и что будет, если люди перепутают свою принадлежность тому или другому «типу» и начнут «устранять все препятствия»? Отвечая на этот вопрос, Раскольников должен был бы рассказать о своем преступлении. Пока он просто уходит от ответа, но спор следователя и преступника на этом не закончен.

В дальнейшем муки совести вынудят Раскольникова признаться в содеянном, но полное «излечение» - освобождение от «идеи» - произойдет только на каторге. Именно там Раскольников увидит кошмарный сон, который наглядно покажет ему то, о чем его спрашивал Порфирий Петрович. На этом и завершится спор двух оппонентов, Раскольников, пробужденной сострадательной любовью Сонечки Мармеладовой, откроет для себя путь к возрождению. Но вопрос, поставленный в этом споре, станет одной из главных проблем не только для России, но и для всего мира. Достоевский пророчески предчувствовал, что ответ на него и определит дальнейшие судьбы человечества.

Следователь Порфирий Петрович из романа "Преступление и наказание" - умный и тонкий психолог. Необычная форма ведения допроса (постоянное подслушивание) сбивает с толку Раскольникова и убеждает, что убийца именно он.
Первый раз Раскольников зашел к Порфирию Петровичу со смехом. "Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке..."
Раскольников уверен, что следователь знает о нем все. Тот его не разубеждает. Они спорят о сущности и причинах преступлений, следователь упоминает статью Раскольникова на эту тему.
Вторая встреча происходит по инициативе самого Раскольникова, хотя, "всего ужасней было для него встретиться с этим человеком опять: он ненавидел его без меры, бесконечно, и даже боялся своей ненавистью как-нибудь обнаружить себя". В беседе Порфирий Петрович намекает Раскольникову, что он подозреваемый. "Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будеХ около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!"
Следователь сбрасывает маску только в последний момент, когда приходит к Раскольникову на квартиру. Он симпатизирует Родиону, желает ему добра, но он же и провокатор, который должен вытянуть признания у подозреваемого. Следователь сострадает Раскольникову, по-своему любит его, и тот никак не может уловить, когда Порфирий Петрович серьезен, а когда валяет дурака. Он говорит страшные вещи, подает страшные намеки, но делает их в форме шутки, и это еще больше, чем намеки, задевает Родиона. Порфирий Петрович призван принизить идею в глазах Раскольникова, прозаически развенчать ее. Смех следователя превращает гиганта Раскольникова в комика. Против этого принижения Родион восстает и на этом и попадается.
Порфирий - это загадка для героя, магнит, к которому он тянется и от которого отталкивается. Следователь воле Раскольникова противопоставляет свою волю. Лицо Порфирия Петровича и его "хи-хи", смешанные с состраданием, нетерпимы для "наполеончика" из Столярного переулка. И лишь когда он приходит к Раскольникову на квартиру, то не смеется, не подхихикивает - и этим снимает маску и добивает Раскольникова.
Измотанный страхом разоблачения, Ракольников "почувствовал вдруг, как он ослабел, физически ослабел". Одна внезапная посторонняя мысль вдруг почти смешит его: "Наполеон, пирамиды, Ватерлоо и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица, с красною укладкою под кроватью, - ну каково это переварить хоть бы Порфирию Петровичу!.. Где ж им переварить!.. Эстетика помешает: "полезет ли, дескать, Наполеон под кровать к "старушонке"? Эх, дрянь!.."
Главный герой "Преступления и наказания" постепенно понимает, что он отнюдь не Наполеон и что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной "гаденькой старушонки". Раскольников чувствует, что его преступление - в отличие от кровавых деяний Наполеона - стыдное, неэстетичное, и пытается определить, где же он сделал ошибку. "Старушонка вздор! - думал он горячо и порывисто. - Старуха пожалуй что и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел... я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается".