Аксаков Сергей Тимофеевич – краткая биография. Аксаков, сергей тимофеевич художественные фильмы

Доклад по литературе подготовила Ильина Вера

Школа № 2

За престолы в мире

Пусть льют бранну кровь;

Я на тихой лире

Буду петь любовь.

С. Т. Аксаков.

Введение.

В истории отечественной культуры заметное место занимает Сергей Тимофеевич Аксаков–автор произведений «Детские годы Багрова–внука», «Семейная хроника», «Записки об уженье рыбы» и др. Известное общественное значение имела деятельность Аксакова как цензора и театрального критика. Вот как было охарактеризовано его творчество к столетию со дня смерти «буквально пригоршнями можно черпать из произведений Аксакова самоцветы народного словаря. Аксаков–изумительный психолог отроческой души. Обладал каким-то непостижимым даром изображать природу и человека слитно, в неразлучном единстве». Значение С. Т. Аксакова как писателя-мемуариста переросло не только общественные рамки, но даже и государственные. Имя С. Т. Аксакова приобрело мировую известность.

Биография.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в родовитой, но обедневшей дворянской семье 20 сентября 1791 года в городе Уфе. Отец его, Тимофей Степанович, служил прокурором верхнеземского суда в Уфе. В городе и в имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской области прошли его детские годы. С детства Аксаков любил рыбную ловлю, охоту, собирание ягод. Дальние прогулки в лес или в степь заложили в нем глубокие, мощные пласты впечатлений, которые позднее, спустя десятилетия, стали неиссякаемыми источниками художественного творчества. Маленький Аксаков любил слушать рассказы крепостной няни Пелагеи, один из которых впоследствии обработал в известную сказку «Аленький цветочек». В 1801 году мальчика привезли в Казань, где определили в местную гимназию. Там с перерывами из-за болезни, он учился до 1804 года, после чего в возрасте 14 лет был переведен в, только что открывшийся Казанский университет. В университете Аксаков успешно выступал в любительском театре и издавал рукописный «Журнал наших знаний». Не окончив университет, переехал в Петербург, чтобы начать работать чиновником в комиссии по составлению законов. Умер Аксаков на шестьдесят восьмом году–в ночь на 30 апреля 1859 года. Сергея Тимофеевича Аксакова назвали в честь Сергия Радонежского–великого народного подвижника в страшное время монгольского ига. С. Т. Аксакова не случайно назвали в честь святого Сергия, он родился в четырехсотую годовщину поминовения великого подвижника.

Семья Аксакова.

В 1861 году Аксаков женился на Ольге Семеновне Заплатиной, дочери проживающего в Москве суворовского генерала, и уехал с молодой женой в Ново-Аксаково. В 1817 году родился сын Константин–в будущем известный критик, поэт, ученый, один из основателей славянофильства, в 1819 году родилась дочь Вера, в 1820 году–второй сын Григорий, позднее в 1823 году–Иван, последний также известный поэт, критик, публицист, видный деятель славянофильства. Всего в семье было 10 детей. Аксаковы им уделяли исключительное внимание.

Как это ни парадоксально, Константин и Иван Сергеевичи, проповедуя семью, семейные отношения в народе и между народами, не оставили после себя детей. Они целиком отдали себя родному народу. И только средний брат, Григорий Сергеевич, продолжил аксаковский род на земле. Это его дочери посвятил Сергей Тимофеевич свою книгу «Детские годы Багрова-внука».

О Григории Сергеевиче известно очень мало, он остался тенью своих знаменитых братьев, он был скромным тружеником земной нивы и в то же время страстным их сподвижником, стал государственным чиновником, и на этой ниве служил родному народу.

Если Константина Сергей Тимофеевич отказался отдать даже в пансион Погодина в Москве: старший сын должен быть примером в семье и жить дома, то Григория отправил в Петербург, в училище правоведения, в которое вслед за ним поступил и Иван. В 1844 году Аксаков, довольный своими сыновьями, писал Гоголю: «Костя переписывает набело свою диссертацию, Иван возвращается с ревизии из Астрахани, где он действовал с неожиданным, изумительным даже для меня, достоинством мужа, а не юноши; Гриша служит товарищем председателем Гражданской палаты во Владимире и, хотя не изумляет меня, но утешает более Ивана…».

Григорий Сергеевич женился на Софье Александровне Шишковой, дочери симбирского помещика, родственнице известного государственного деятеля, вице-адмирала А. Сю Шишкова, служившего государственным секретарем, министром народного образования, президентом Российской Академии. Софья Александровна была попечительницей Уфимской женской гимназии. По ее инициативе было построено первое театральное заведение. Перед свадьбой Аксаков писал сыну: «Да, мой дражайший сын, Гриша, теперь у тебя собственная жизнь, новое семейство, новый домашний уют; и все это будет там, где ты будешь вместе с милой своей женой, с нашей бесценной дочерью…»

«Константин и Иван Сергеевичи тянули небесный путь, а Григорий Сергеевич рядом с ними прокладывал нелегкую, тернистую дорогу», так любил выражаться Сергей Тимофеевич.

21 декабря 1854 года Аксаков поздравил свою шестилетнюю внучку с днем рождения. Подарком было шуточное стихотворение:

Рано дед проснулся,

Крякнул, потянулся,

Давши мысли волю,

Вспомнил внучку Олю.

*********************

Если бог даст силы

Ровно через год

Оле, внучке милой,

Дедушка пришлет

Книжку небольшую…

Трех старших дочерей Аксаков назвал: Вера, Надежда, Любовь. Оказалось, что подобно братьям Константину и Ивану, они не были продолжателями рода. Особое место среди них занимала старшая, Вера. Как писал Иван Сергеевич, «она свято хранила заветы и предания нашей школы. Она для меня служила руководительницей и проверкой. Вере, слепнувший Аксаков диктовал «Семейную хронику», т. е., по сути дела, она была его редактором. Ей он, уже ослепший, диктовал все свои произведения.

Творчество Аксакова.

Как тонкий и большой художник Аксаков заявил о себе в 1839 году, когда ему было сорок три года, очерком «Буран», ставшим хрестоматийным произведением, образцом пейзажной живописи. Это произведение было написано под влиянием Гоголя. «Буран» был своеобразным подступом к «Семейной хронике» и «Детские годы Багрова-внука». Затем писатель приступил к созданию книги «Записки об уженье рыбы». Она являлась не практическим руководством рыболова, а произведением искусства. Над этой книгой он работал свыше трех лет, добиваясь простоты, ясности и непосредственности. Аксаков умел изображать природу и человека слитно в неразлучном единстве.

Его жанры.

Английский писатель Вильям Хадсон в автобиографической книге «Далекое и прошлое», считающейся в Англии классическим произведением о детстве, говоря о сложности художественного изображения жизни детей, назвал «Детские годы Багрова-внука» самым крупным достижением автобиографического жанра во всей мировой литературе. Есть еще один жанр у Аксакова–охотничьи рассказы и очерки, где С. Т. Аксаков также является непревзойденным.

Заключение.

Читая произведения С. Т. Аксакова, мы с полным правом можем сказать о них словами В. Г. Белинского, и к Крылову: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!». Аксаков всегда стремился к простоте языка, но вместе с тем он свободно владел всеми богатствами русской речи, включая в текст своих произведений слова, неумно употребляемые. Известный литературовед С. А. Венгеров правильно заметил, что если когда-нибудь изучат словарь Аксакова, то он окажется одним из самых точных, обильных разнообразными оттенками.

Книги Аксакова пользуются широким спросом не только в библиотеках нашей страны. Они переведены на многие языки–польский, болгарский, немецкий, английский, чешский, датский и др.

С.Т. Аксаков вошел в историю литературы как писатель-реалист, как большой знаток и ценитель сокровищ русского языка.

Вот родина моя!

Вот родина моя… Вот дикие пустыни!..

Вот благодарная оратаю земля!

Дубовые леса, и злачные долины,

И тучной жатвою покрытые поля!

Вот горы, до небес чело свое взносящи,

Младые отрасли Рифейских древних гор,

И реки, с пеною меж пропастей летящи,

Разливом по лугам пленяющие взор!

Вот окруженные башкирцев кочевьями

Озера светлые, бездонны глубиной,

И кони резвые несчетны табунами

В них смотрятся с холмов, любуяся собой!..

Приветствую тебя, страна благословенна!

Страна обилия и всех земных богатств!

Не вечно будешь ты в презрении забвенна,

Не вечно для одних служить ты будешь паств.

    Публицист, издатель, редактор, славянофил. Родился в многодетной семье писателя Сергея Тимофеевича Аксакова - знаменитого автора "Семейной хроники".

    О традиционных сказочных сюжетах в русской литературе (Аксаков).

    Родился 18 мая (29 н.с.) в Вологде в родовитой дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении - селе Даниловском Тверской губернии. Домашним воспитанием руководил дед, предводитель дворянства Устюженского уезда.

    За вековую традицию существования автобиографических и семейных записок в дворянской культуре сложились определенные принципы построения текста, типологические ситуации, эпизоды, образы.

    Речь пойдет о стихотворении Ф. И. Тютчева "14-ое Декабря 1825" ("Вас развратило Самовластье…"), которое при жизни поэта не печаталось. Впервые оно было опубликовано в 1881 году в журнале "Русский Архив".

    Писатели не только живут в своих произведениях. Иногда их биографии вызывают не меньший интерес, чем их стихи или романы. Жизнь «писателя без биографии» монотонна и бедна событиями.

    Русский публицист, историк, филолог, поэт.

    Некоторая парадоксальность проблемы творческого соотношения этих двух больших писателей состоит в том, что, будучи старшим современником Пушкина, С. Т. Аксаков, сформировался как писатель на основе творческих открытий Пушкина.

    Краткая биография и основные этапы творчества.

    Один из самых известных и уважаемых москвичей. С 1827 г. цензор при Московском цензурном комитете, затем директор Межевого института. В 1830-е гг. театральный обозреватель, журналист.

    В статье рассматривается вопрос об интертекстуальных связях текстов Ф. И. Тютчева и Цицерона. Выдвигается гипотеза о том, что одним из текстуальных источников стихотворений Ф. И. Тютчева «Цицерон» и «Урания» был фрагмент трактата Цицерона «О дивинации».

    И.А. Бунин (1870-1953) 1870 г. 10 октября в городе Воронеже родился Иван Алексеевич Бунин 1881-1886 гг. Годы учения в Елецкой гимназии. 1887 г. В газете "Родина" напечатаны первые стихотворения и рассказы Бунина.

    Загоскин первым же своим прозаическим произведением положил начало жанру исторического романа в русской литературе, где ничего подобного до того момента не существовало.

    Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметила для себя основную тему его произведений - это воспевание чистой, непорочной, велико душеной любви. Я перевернула последнюю страницу повести "Олеся" - моей любимой повести А. И. Куприна.

    Мечты и планы будущей деятельности.

    План. I. Традиции русской детской литературы. П. "Детские годы Багрова-внука" Аксакова С.Т. 1. "Память детства ожила во мне..."

Аксаков Сергей Тимофеевич появился на свет в 1791 году в Уфе, а умер в Москве в 1859-м. Это русский писатель, общественный деятель, чиновник, мемуарист, литературный критик, а также автор книг об охоте и рыбалке, собирании бабочек. Он является отцом славянофилов, и писателей Ивана, Константина и Веры Аксаковых.

В этой статье мы рассмотрим произведения Аксакова в хронологическом порядке.

"Буран"

В течение 1820-1830 годов основной творческой деятельностью Сергея Тимофеевича были переводы, а также литературная и театральная критика, создано несколько стихотворений. Свое первое значительное произведение он написал лишь в 1833 году. Это был очерк "Буран", опубликованный спустя год анонимно в альманахе под названием "Десница". Основу этого произведения Аксакова составляет реальное событие, о котором писатель знал со слов его очевидцев. Уже этот очерк нес в себе главные черты последующего творчества автора, основной из которых был интерес к действительности. В этом произведении уже намечаются характерные свойства аксаковской поэтики, по которым мы узнаем этого автора. С. Машинский писал о данном творении, что картина бури выписана с такой выразительной силой, лаконичностью красок и мужественной простотой, как мог писать до тех пор в прозе лишь Пушкин.

Произведение после публикации получило очень высокие оценки различных критиков. Сам Александр Сергеевич по достоинству оценил выполненное Аксаковым описание бурана. Позже, спустя 20 лет, к опыту этого автора обратится Лев Толстой при создании рассказа "Метель".

Продолжаем описывать произведения Аксакова. Список их дополнят "Записки" об охоте и рыбалке. С конца 1830 годов в жизни Аксакова начинается новый период. Он, как и мечтал, оставил государственную службу, сосредоточившись всецело на ведении семейных и хозяйственных дел.

"Записки о рыбалке"

Произведения Аксакова претерпевают существенные тематические изменения в 40-х годах. Тогда он приступил к созданию "Семейной хроники", а позже, в 1845 году, решил написать книгу, посвященную рыбалке. Работа над ней была закончена через год, и в 1847 году она под названием "Записки о рыбалке" вышла в свет. По форме данное произведение представляет собой подборку очерков рыболова. С единодушным одобрением было встречено и это творение Аксакова. Существенно дополненное и переработанное издание вышло в 1854 году под названием "Записки об уженье рыбы", а еще спустя два года появилось третье.

"Записки ружейного охотника"

Произведения Аксакова, список которых мы составляем, дополнит книга под названием "Записки ружейного охотника". В 1849 году начинается работа Сергея Тимофеевича над произведением об охоте. В 1852 году оно было напечатано. По стилю данное творение напоминало предыдущее: главы его представляли собой очерки. Книга эта также скоро стала популярной, а тираж данного произведения был мгновенно распродан. И вновь восторженные отзывы различных критиков, в том числе Гоголя, Тургенева, Чернышевского.

"Семейная хроника"

В 1840 году приступает Аксаков к созданию "Семейной хроники". Однако затем внимание его переключается на вышеупомянутые книги об охоте и рыбалке, и лишь в 1852 году возобновилась работа над этими мемуарами.

Отдельные эпизоды произведения Аксакова публиковались по мере написания в периодике. Небольшой отрывок уже в 1846 году был напечатан, а в 1854 году появился в "Москвитянине" первый эпизод из "Семейной хроники", за которым последовал четвертый (в "Русской беседе" в 1856 году) и пятый (в "Русском вестнике" в 1856 году). В это же время вышли "Воспоминания", ставшие в дальнейшем третьей, отдельной книгой трилогии.

В вышедшее в 1856 году второе издание вошли еще два отрывка из этого произведения, которое наконец приобрело окончательный вид.

Выход "Семейной хроники" был связан с цензурными трениями. Аксаков также опасался реакции своих соседей и родственников, которые не хотели огласки семейных тайн. Поэтому писатель изменил многие географические названия и лица. Книга знакомит читателя с картиной помещечьего быта в провинции. заняла важное место в отечественной литературе, встретив восторженный прием как критиков, так и читателей.

"Детские годы Багрова-внука"

Произведение это создавалось в период с 1854 по 1856 год. Автор хотел создать уникальную в своем роде книгу для детей, которая должна быть написана как будто для взрослых, не подделываясь к возрасту аудитории, с отсутствием нравоучения. Появление на свет этого произведения Аксакова для детей произошло в 1858 году. В книге показывается трансформация внутреннего мира героя с возрастом.

Сказки Аксакова, список которых состоит, строго говоря, лишь из одного произведения - некоторые считают почему-то многочисленными. Это и понятно: такую красивую сказку мог создать лишь опытный автор. Аксаков и являлся очень опытным, но работал в основном в других жанрах. Произведение это было размещено автором в качестве приложения к книге "Детские годы Багрова-внука". Произведения Аксакова для детей, как вы видите, немногочисленны, но очень интересны и популярны даже сегодня.

Замысел "Аленького цветочка" представляет собой художественную обработку (уже не первую) знаменитого сюжета о встрече красавицы и чудовища. Она выходила в печать много раз отдельно, став наиболее издаваемым произведением Сергея Тимофеевича и создав миф "сказки Аксакова".

Другие произведения

Работа над трилогией вдохновила писателя, у которого созрел замысел еще одного мемуарного произведения, посвященного периоду его жизни в 1820-1830 годы. Он, однако, не успел воплотить его в жизнь, но в ходе работы создал целый ряд интересных мемуарных очерков. "Знакомство с Державиным", "Биография М. Н. Загоскина" и "Воспоминание о М. Н. Загоскине" появились в 1852 году.

В период с 1856 по 1858 год автор создавал мемуарные очерки, которые продолжили серию о А. С. Шишкове, Я. Е. Шушерине и Г. Р. Державине. Книга эта публиковалась в "Русской беседе" частями, а затем, в 1858 году, вошла в сборник под названием "Разные сочинения С. Т. Аксакова". На сей раз мемуары были без восторга встречены критиками, в том числе Н. А. Добролюбовым. Автора обвиняли в пристрастности и субъективности по отношению к своим друзьям молодости.

Последние произведения

"Собирание бабочек" - рассказ, написанный в 1858 году для сборника "Братчина", благотворительного издания в пользу учащихся в Казанском университете. Творение это примыкает тематически к университетским воспоминаниям автора. Оно появилось на свет уже после его кончины. Аксаков за 4 месяца до смерти надиктовал еще одно произведение - "Очерк зимнего дня". "Встреча с "мартинистами" стала последним творением, опубликованным при жизни Сергея Тимофеевича и напечатанным в "Русской беседе" в 1859 году.

Имя Сергея Тимофеевича Аксакова, в первую очередь, неразрывно связано с «Детскими годами Багрова-внука» и «Аленьким цветочком». Эти произведения занимают отдельное место не только в русской, но и мировой литературе.

Творческий «диапазон» Сергея Тимофеевича Аксакова гораздо шире. Будучи заядлым рыбаком и охотником, весь свой собранный богатейший опыт он воплощает в «Записках об ужении рыбы», вышедших в 1847 году, «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказах и воспоминаниях охотника о разных охотах» (1855).

Талантливый литературный и театральный критик, Аксаков тонко подмечает нюансы театральной жизни, что излагает затем в "Литературных и театральных воспоминаниях" (1858). По признанию многих литературоведов «Семейная хроника» Аксакова наполнена необъятной глубиной и широтой повествования, придающей значительность маленькому миру «хроники». К сожалению, из-за болезни неоконченной осталась "История моего знакомства с Гоголем", которая, несомненно, могла бы стать «жемчужиной» творчества С.Т. Аксакова.

В произведениях С.Т. Аксакова читателю открывается незамысловатый, простой и размеренный уклад нескольких поколений семьи, живописные картины природы. Язык произведений Аксакова чист, легок и совершенен.

Родился Сергей Тимофеевич Аксаков в 1791 году в Уфе. Его отец, Тимофей Степанович, служил прокурором, мать, Мария Николаевна, потомственная аристократка, была очень умна и начитана. Сергей не просто любил, скорее, боготворил свою мать, отвечая на ее лаку, любовь и дружбу. Под влиянием матери Сергей увлекается литературой, старается подмечать интересные факты в природе, развивает чувство прекрасного.

Детство Сергея Аксакова прошло в имении отца - Ново-Аксаково Оренбургской губернии.

После домашнего обучения мальчик поступает в Казанскую гимназию, продолжает обучение он в Казанском университете. В гимназии у него просыпается стихотворный талант, и он начинает писать стихи. В студенчестве он с головой уходит в постановки студенческого театра, декламирует стихи. Слава о юном чтеце разносится по всей России, и даже Гавриил Романович Державин желал скорейшего приезда юноши в Петербург, чтобы услышать его чтение.

Петербургская жизнь 17-летнего Сергея Аксакова начинается с поступления на службу в качестве государственного чиновника. В Северной столице его знакомят с Г.Р.Державиным, А.С.Шишковым, он начинает посещать шишковскую «Беседу любителей русского слова». Затем, в 1811 году Аксаков переезжает в Москву, где начинает заниматься переводами пьес Шиллера, Мольера, Буало, входит в близкий театральный круг Москвы, выступая в качестве театрального критика.

В 1812 году в свет выходит первая басня Аксакова «Три канарейки».
Московская жизнь по душе Аксакову, он становится центром театральной и литературной жизни столицы. Молодая жена, О.С. Заплатина, которую Аксаков привел в дом в 1816 году, проявляет себя радушной хозяйкой. Вся Москва на протяжении многих лет знала про аксаковские «субботники», где собирался весь «цвет» культуры и искусства. Частыми гостями у Аксаковых были актеры, историки, писатели, преподаватели вузов. С весны 1832 года в дом Аксаковых вхож Н.В. Гоголь, который на протяжении всей жизни сохранит привязанность к этой семье.

С взрослением сыновей, Константина и Ивана, в доме Аксаковых начинает собираться другое общество. Деятелей искусства сменяют славянофилы. Сергей Тимофеевич принимает активное участие в спорах с А.С. Хомяковым, братьями Киреевскими.

В 1837 г. Сергей Тимофеевич переезжает в недавно купленное им имение Абрамцево, чтобы в тишине и покое начать работу над «Семейной хроникой». Проблемы со зрением наталкивают Сергея Тимофеевича на решение об оформлении своих мыслей в труды. Он, Аксаков, в эпиграфе к «Запискам об ужении рыбы, пишет, что собирается уединиться на лоне природы в тишине и покое. Это - четко намеченная линия всего дальнейшего его творчества. Затем, с интервалом в три года он выпускает "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" и "Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах". Эта трилогия - уникальный сборник случаев из жизни охотников, охотничьих и рыбацких баек, наблюдений за природой.

В 1856 году выходят в свет «Семейные хроники», повествующие о неспешной патриархальной жизни трех поколений дворян Багровых. Продолжением Хроники» являются «Детские годы Багрова-внука». «Семейной хронике» «Детство» уступает в литературном плане, но является уникальной книгой о жизни ребенка от 1 до 9 лет. Она задумывалась как книжка для внучки Оленьки, но в процессе создания выросла в хронику жизни ребенка на лоне русской природы, в усадьбе 18 века.

Читателю открывается непередаваемо замечательный детский мир, полный новых каждодневных впечатлений и опыта. Читатель видит мир глазами взрослеющего ребенка, наивного, ранимого, в каждом листочке находящем открытие. С детской непосредственностью читатель начинает видеть мир глазами ребенка: ярким, бесконечным, огромным. Каждое событие для Сережи - важный момент жизни, будь то дедушкина смерть или рождение родного братика.

Главный герой повести - Сережа - автобиографичен. Он любит и понимает природу. Для него важен каждый миг ее рождения и пробуждения. Причем сама природа - самостоятельно действующий герой повести, наполняющий мир кружевом весеннего леса и душистыми запахами реки. Даже сейчас, в 21 веке, «Детские годы «Багрова - внука» являются одним из признанных эталонов русской литературы.

Язык произведений Аксакова неповторим и многогранен. О нем с восторгом говорили современники литераторы и литературные критики.

Скончался Аксаков от тяжелой болезни 30 апреля 1859 года в Москве.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Аксакова Сергея Тимофеевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Русская литература XIX века

Сергей Тимофеевич Аксаков

Биография

СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ

Сергей Тимофеевич Аксаков, русский писатель, литературный и театральный критик, автор книг «Записки об ужении рыбы» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855), «Семейная хроника» (1856); мемуаров «Литературные и театральные воспоминания» (1858), «История моего знакомства с Гоголем» (1880) и многих других, более всего известен широкому читателю как автор повести «детские годы Багрова-вкука» (1858) и сказки «Аленький цветочек», бывшей первоначально приложением к повести. Книги А. занимают особое место в русской литературе ХIХ века. Их основной предмет непритязателен (мир природы, патриархальная жизнь нескольких поколений дворянской семьи, семейные предания), их язык, по мнению многих, - совершенен. «Все мы должны у него учиться," - писал И. С. Тургенев, восхищаясь языком аксаковской прозы.

А. родился в 1791 г. в Уфе. Отец его, Тимофей Степанович, был прокурором, мать, Мария Николаевна происходила из чиновной аристократии и отличалась редким умом и образованностью. М. Н. Аксакова оказала исключительное влияние на формирование будущего писателя, между матерью и сыном сложились отношения редкие по доверительности и дружелюбию.

Свои ранние годы А. провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково в Оренбургской губернии. Окончил Казанскую гимназию и поступил в Казанский университет. Еще в гимназии начал писать стихи, „вирши без рифм“, в духе сентиментальной поэзии. В университете увлекся театром, активно участвовал в работе студенческого театра, обладал даром декламации. Слава А.-чтеца была широка, что Г. Р. Державин с нетерпением ждал приезда юноши в Петербург, чтобы послушать в его исполнении свои стихи.

В 1808 г. А. приезжает в Петербург и поступает на службу государственным чиновником. Знакомится с Г. Р. Державиным, А. С. Шишковым, принимает участие в заседании литературного кружка, возглавляемого Шишковым, „Беседа любителей русского слова“. В печати дебютирует в 1812 г. басней ‘Три канарейки». В 1811 г. переезжает в Москву, сближается с московскими театральными кругами, переводит пьесы Шиллера, Мольера, Буало, выступает в печати как театральный критик.

С 1820-1830-х гг. дом А., который в 1816 г. женился на дочери суворовского генерала О. С. Заплатиной, становится одним из центров литературно-театральной жизни Москвы. На аксаковские «субботники» в течение многих лет регулярно собираются крупнейшие московские деятели культуры и искусства - актер М. С. Щепкин, историк М. П. Погодин, писатель М. Н. Загоскин, профессора Московского университета С. П. Шевырев и Н. И. Надеждин. Весной 1832 года у Аксаковых стал бывать Гоголь, который сохранил дружбу с А. на протяжении всей своей жизни. Когда подросли сыновья Константин и Иван (а всего в семье А. было 14 детей), в доме Аксаковых обосновался кружок славянофилов, в который входили К. и И. Аксаковы, А. С. Хомяков, братья Киреевские. А. принимал активное участие в их беседах и спорах.

В 1837 г. А. покупает имении Абрамцево, где принимается за работу над материалами «Семейной хроники». Заметное ослабление зрения подтолкнуло А. к интенсивному литературному труду Страстный охотник, рыболов и А. решает описать свой опыт ‘жизни в природе" и связанные с этим переживания и впечатления.

В 1847 г. выходят «Записки об ужении рыбы», которым предпослан эпиграф, во многом определяющий дальнейшее направление творчества А.: «ухожу я в мир природы, в мир спокойствия, свободы…» Книга имела большой успех. Затем появляются «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855). Охотничья трилогия представляет собой жанр свободных воспоминаний с включенными в текст повествования случаями, анекдотами, охотничьими байками и др.

Главное место в художественном наследии А. занимает автобиографическая проза. В «Семейной хронике» (1856) прослеживается жизнь трех поколений усадебных дворян Багровых. Книга «детские годы Багрова-вкука» (1858) является продолжением «Хроники». При этом «детские годы» произведение, написанное для детей. В одном из писем внучке Оленьке, своей любимице, А. обещает сочинить для нее книжку «…про весну младую,// про цветы полей, // про малюток птичек (…)// про лесного Мишку,// про грибочек белый (…)». В процессе работы замысел автора существенно расширился и изменился. Возникла книга, описывающая жизнь ребенка от младенчества до девятилетнего возраста на фоне тщательно воссозданного быта русской усадьбы конца XVIII века, на фоне грандиозных по степени одухотворенности картин природы.

Основной предмет книги определил сам автор - жизнь человека в детстве, детский мир, созидающийся под влиянием ежедневных новых впечатлений… Жизнь человека в дитяти". Маленький Сережа растет, познает мир, который кажется ему ярким, загадочным, бесконечным. Читатель видит предметы и явления, описанные в книге глазами маленького героя, чувствует свежесть и непосредственность детского восприятия. Бытовые картины, жизнь природу, переживания и впечатления Сережи, простые и важные события его жизни - разговоры с маменькой, смерть дедушки, рождение брата соединяются в единое полотно книги повествования.

Сережа Багров, безусловно, является автобиографическим героем, и, конечно же, наследует отличительную черту А. - страстную любовь к природе, ее глубокое понимание. Так, приход весны - событие огромной важности в жизни Сережи: «…все замечалось мной точно и внимательно, и каждый миг весны торжествовался мной как победа». Природа - одно из главных действующих лиц повести. Ее описания у А.- не картины, не пейзажи в общепринятом смысле, а сама жизнь, свободно дышащая и разнообразно себя проявляющая. Надо обладать особым складом души, особым взглядом, чтобы чувствовать это. Герой книги обладает этим даром в полной мере. «Наконец мы въехали в урему (пойму реки - И.А.), зелёную, цветущую душистую урему. Веселое пение птичек неслось со всех сторон (…) Около деревьев в цвету вились и жужжали целые рои пчел, ос и шмелей. Боже мой, как было весело!» - такой видит сибирскую весну Сережа.

В основе повествования лежит неторопливый, обстоятельный и в то же время емкий устный рассказ. Язык А. давно признан образцом русской литературной речи. О стиле А. с похвалой отзывались Гоголь, Тургенев, Толстой, Белинский, Тютчев и другие. Книга «детские годы Багрова-внука» была очень тепло принята критиками и читателями. В истории русской литературы повесть А. встала рядом с трилогией Толстого «детство», «Отрочество», «Юность». До сих пор «детские годы Багрова-внука» - одно из лучших произведений автобиографически-мемуарной прозы, в центре, которого герой-ребенок.

Аксаков Сергей Тимофеевич родился в семье прокурора в 1791 году 20 сентября по старому или 1 октября по новому календарю. Его отца звали Тимофеем Степановичем, а мать Марией Николаевной. Родители писателя были умны, образованы и выходили с чиновной аристократии. У Аксакова с матерью сложились отличные отношения, они понимали и доверяли друг-другу как никто другой. Семья проживала в Оренбургской губернии, Уфа, в своем особняке Ново-Аксаково. Все образование парень начал с гимназии в Казане, потом там же и оканчивает университет. Начал писать стихи. В 1808 году поэт идет служить в Петербург. В 1811 году переезжает в Москву, занимается переводом пьес немецких авторов. Аксаков знакомится с девушкой – дочерью генерала Ольгой Семёновной Заплатиной, на которой женится в 1816 году. Семья Аксаковых становится многодетной, а точнее 14 детей. В 1837 году семейство покупает особняк Абрамцева, где и начинает свою работу над «Семейной хроникой». Из-за усердного письма у автора заметно садится зрение. Он начинает увлекаться рыбалкой и охотой. Свои наблюдения он излагает в книге «Записки об ужении рыбы» в 1847 году. Далее берется за написание книг о охоте: «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». Так же большой успех среди читателей Аксакова имела его книга «Ухожу я в мир природы, в мир спокойствия, свободы…».

(1.10 (20.09) 1791, Уфа - 12.05 (30.04). 1859, Москва) ,писатель, мемуарист, критик, журналист.

Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать - Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, очень образованная для своего времени и социального круга женщина, в юности состоявшая в переписке с известными просветителями Н. И. Новиковым и А. Ф. Аничковым. Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Новое Аксаково Оренбургской губернии. Значительное влияние на формирование личности Аксакова в раннем детстве оказал его дед Степан Михайлович. В 1801 г., в возрасте 8-ми лет, Аксаков был определён в Казанскую гимназию. С 1804 г., когда старшие классы гимназии были преобразованы в 1-й курс Казанского университета, Аксаков становится в нём студентом. В годы учёбы в Казанском университете (1804-1807) С.Т. Аксаков участвует в издании рукописных журналов «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В них он публикует свои первые стихи, написанные в наивно-сентиментальном стиле. В 1807 г. Аксаков был принят в существовавшее при университете Общество вольных упражнений в российской словесности; с успехом выступал в студенческих спектаклях.

В 1808 г. С.Т. Аксаков переезжает в Петербург и поступает на службу переводчиком в Комиссию по составлению законов, а затем в Экспедицию о государственных доходах. В то же время как молодой литератор и талантливый чтец-декламатор он быстро становится участником литературно-общественной и театральной жизни столицы. Он знакомится с Г.Р. Державиным, А.С. Шишковым, артистом-трагиком Я.Е. Шушериным, о которых позднее напишет замечательные мемуарно-биографические очерки. Литературный дебют С.Т. Аксакова относится к 1812 г. - журнал «Русский вестник» печатает басню «Три канарейки». В это время его особенно привлекает переводческая деятельность. Он переводит «Школу мужей» Мольера, «Дон-Карлоса» Шиллера и др.

В 1816 г. С.Т. Аксаков женился на Ольге Семёновне Заплатиной, дочери проживавшего в Москве суворовского генерала, и уехал в Новое Аксаково. В 1817 г. в семье родился сын Константин - в будущем известный критик, поэт и учёный, один из основателей славянофильства. В 1819 г. родилась дочь Вера, в 1820 г. - второй сын, Григорий; позднее, в 1823 г. — Иван, впоследствии также известный поэт, критик, публицист, видный деятель славянофильства. Всего в семье было десять детей. Семью отличала общность интересов, высокий интеллектуальный и духовный настрой. Зиму 1820-1821 гг. Аксаков провёл в Москве, где сблизился с А.И. Писаревым, М.Н. Загоскиным, продолжал свои литературные занятия. Весной 1821 г. Аксакова избрали в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете. После пятилетнего проживания в имении Надеждино Оренбургской губернии, осенью 1826 г. Аксаковы окончательно поселились в Москве. С.Т. Аксаков устроился на должность цензора в Московском цензурном комитете (1827-1832), позднее (с 1833 г.) был инспектором Константиновского землемерного училища. Когда училище было преобразовано в межевой институт, С.Т. Аксаков стал его первым директором (1835-1838). В московский период разворачивается деятельность Аксакова как литературного и театрального критика, его рецензии и заметки публикуются в журнале «Московский вестник», в газете «Молва». Журнальные выступления Аксакова обратили на себя внимание , с которым критик познакомился лично. Вершиной литературной деятельности С.Т. Аксакова 1820-х - начала 1830-х гг. стал очерк «Буран». Писатель, впервые поднявшись до уровня большой литературы, нашёл свой истинный род творчества, основанный на биографизме, на максимально полном и точном воспроизведении былого и пережитого. «Буран» явился прологом будущих автобиографических и природоведческих произведений Аксакова. В 1830-40-х гг. С.Т. Аксаков принимает активное участие в общественной и литературной жизни. В доме Аксаковых установился постоянный день для встреч - так называемые аксаковские субботы, на которые собираются старые и новые друзья. Здесь собирались актёры М.С. Щепкин и П.С. Мочалов, физик, философ и агроном М.Г. Павлов, историк, писатель и журналист М.П. Погодин, поэт , писатели Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь и др. В 1847 г. Аксаков опубликовал «Записки об уженье рыбы», над которой работал с 1840 г. Книга имела огромный успех, побудивший С.Т. Аксакова в 1849 г. приступить к «Запискам ружейного охотника Оренбургской губернии» (вышла в 1852 г.). Рыбацко-охотничья дилогия Аксакова, возвестившая о приходе в литературу выдающегося писателя, отличалась прежде всего тонким и оригинальным «чувством природы».

Пятидесятые годы стали для Аксакова периодом тяжких испытаний. С болью воспринял С.Т. Аксаков поражение русской армии в Восточной войне 1853-1855 гг., мучительно пережил смерть Н.В. Гоголя, к которому относился с глубоким почитанием, резко ухудшилось его здоровье, неумолимо надвигалась слепота. Но, несмотря на бедствия и невзгоды, он упорно работает: в 1856 г. выходят «Семейная хроника», «Воспоминания», а в 1858 г. - «Детские годы Багрова-внука». В качестве приложения к «Детским годам Багрова-внука» Аксаковым была опубликована сказка «Аленький цветочек. (Сказка ключницы Пелагеи)». Эта литературная обработка известного сюжета о красавице и чудовище, впоследствии, публикуясь отдельно, стала самым популярным и часто-издаваемым произведением С.Т. Аксакова. Автобиографическая трилогия Аксакова, воспроизводившая жизнь трёх поколений помещичьей семьи, занимает уникальное место в русской литературе. Она сразу же была высоко оценена как литературной критикой, так и всей читающей Россией. «Детские годы Багрова-внука» заслуженно считаются одним из лучших произведений, художественно описывающих душевную жизнь ребенка, постепенное, по мере взросления, изменение его мировосприятия. Таким образом, последние годы и месяцы жизни С.Т. Аксакова ознаменовались расцветом его творческих сил, достижением самых больших художественных вершин, и это достижение получило широкое и повсеместное признание. Сергей Тимофеевич Аксаков скончался 12 мая (30 апреля) 1859 г. в Москве и был похоронен в Симоновом монастыре, в 1930 г. его прах перенесён на Новодевичье кладбище.

Симбирский край наряду с Башкирией, Оренбургским краем, Подмосковьем может претендовать на звание аксаковских мест. В произведениях С.Т. Аксакова часто упоминается (ныне Майнского района), в далёком прошлом - «родовая вотчина» Аксаковых. С начала 90-х годов ХХ в. в селе проходят ежегодные . В с. Чуфарово (ныне Майнского района) находилось имение двоюродной сестры деда Аксакова Надежды Ивановны Куроедовой. Неоднократно посещая усадьбу, С.Т. Аксаков нашёл в Чуфарово прототипов героев своих произведений, описание имения, вошедшее в автобиографическую трилогию, является одним из самых ярких, полных и обстоятельных описаний дворянских усадеб. С.Т. Аксаков был частым гостем (ныне Инзенского района), которое в XIX в. принадлежало брату писателя Н.Т. Аксакову. С 2001 г. в Ульяновском государственном университете проходят . С 2002 г. в южной части г. Ульяновска одна из носит имя С.Т. Аксакова.

В связи с большой и многогранной работой Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества по продвижению творчества Сергея Тимофеевича Аксакова и организацией с 2003 г. ежегодного областного конкурса юных дарований «Аленький цветочек» в ноябре 2007 г. библиотеке было присвоено имя С.Т. Аксакова.

Библиография:

Аксаков, С.Т. Собрание сочинений в трёх томах / Сергей Тимофеевич Аксаков; вступ. статья Е.И. Анненковой. - М. : Художественная литература, 1986. -

Т. 1: Семейная хроника; Детские годы Багрова-внука; Стихотворения. - М., 1986. - 575 с. : портр.

Т. 2. : Воспоминания; Литературные и театральные воспоминания. - М., 1986. - 559 с. : портр.

Т. 3. : История моего знакомства с Гоголем; Очерки и незавершённые произведения; Статьи. Рецензии. Заметки. - М., 1986. - 511 с. : портр.

/ Сергей Тимофеевич Аксаков; сост., вступ. статья и примеч. В.А. Богданова. - М. : Современник, 1984. - 527 с.

Аксаков, С.Т. Избранные сочинения / Сергей Тимофеевич Аксаков; вступ. статья К. Пигарева. - М.-Л. : Гос. изд-во художественной литературы, 1949. - 596 с. : портр.

Аксаков, С.Т. Рассказы о родной природе / Сергей Тимофеевич Аксаков; рис. Г. Никольского. - М. : Детская литература, 1981. - 143 с. : ил.

Аксаков, С.Т. Семейная хроника; Детские годы Багрова-внука / Сергей Тимофеевич Аксаков; предисл. и примеч. С. Машинского. - М. : Художественная литература, 1982. - 542 с. - (Классики и современники. Русская классическая литература).

О нём:

Абашева, Д.В. "Радонежье" Аксаковых в восприятии Н. Языкова / Д.В. Абашева // Вторые Аксаковские чтения: сб. материалов Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 21-24 сентября, 2006 г.). — Ульяновск, 2006. — С. 71-74.

Аксаков Сергей Тимофеевич / авт. карт. В.Ф. Зунузин // Галерея портретов знаменитых симбирян-ульяновцев: [изоматериал]. - Ульяновск, 2008. - 26 отд. л. в обл.

Аксакова, В.С. Дневник, 1854-1855 гг. / В.С. Аксакова. — М. : АСТ: Астрель: Люкс, 2004. — 400 с. : ил., фото. — (Мемуары).

Аксакова, В.С. Дневники. Письма / В.С. Аксакова. — СПб: Пушкинский Дом, 2013. — 592 с. : ил., портр. — (Славянофильский архив; Кн. II).

Аксаковы : семейная энциклопедия / под ред. С. М. Каштанова. — М. : Политическая энциклопедия, 2015. — 536 с. : ил.

Анненкова, Е.И. Аксаковы / Е.И. Анненкова. — СПб: Наука, 1998. — 361 с.: ил.

Баюра, Л.П. Памятники искусства Симбирской губернии в сочинениях С.Т. Аксакова / Л.П. Баюра // Традиция в истории культуры: материалы III научной конференции, посвящённой 210-летию со дня рождения С.Т. Аксакова. — Ульяновск, 2001. — С. 9-14.

Воробьёв, В.К. Новые материалы об Аксаковском имении (поиски и находки) / В.К. Воробьёв // Краеведческие записки: сб. науч. тр. обл. науч. конф. "История и современность Симбирского-Ульяновского края. Ульяновск — 2006". — Ульяновск, 2007. — Вып. 13. — С. 42-47.

Вторые Аксаковские чтения : сб. материалов Всерос. науч. конф. (Ульяновск, 21-24 сент. 2006 г.) / Ульян. гос. ун-т; ред. Л. А. Сапченко. — Ульяновск: УЛГУ, 2006. — 212 с.

Гудкова, З.И. Новые хронологические сведения по истории семьи Аксаковых — Зубовых / З.И. Гудкова // Аксаковский сборник / Мемориал. Дом-музей С. Т. Аксакова в Уфе; Аксаковский фонд. — Уфа, 2001. — Вып. 3. — С. 61-73.

Ждыханова, Г.А. Семья Аксаковых в документах Государственного архива Ульяновской области / Г.А. Ждыханова // Третьи Аксаковские чтения: материалы межвуз. научной конференции, посвящённой 220-летию со дня рождения С.Т. Аксакова (Ульяновск, 21-24 сентября 2011 г.) / сост. Л.А Сапченко. — Ульяновск, 2011. — С. 231-236.

Ишкиняева, Л.К. С.Т. Аксаков об охотничьих угодьях Симбирской губернии / Л.К. Ишкиняева // Симбирский текст русской культуры: проблемы реконструкции: сборник материалов конференции. — Ульяновск, 2011. — С. 47-50.

Каракозова, И.Л. Аксаковы и наш край / И.Л. Каракозова // Есть в России малиновый край: к 70-летию Инзенского района Ульяновской области. — Ульяновск, 1999. — С. 122-130.

Лобанов, М.П. Сергей Тимофеевич Аксаков / М.П. Лобанов. — М. : Молодая гвардия, 1987. — 366 с. : фот. — (Жизнь замечательных людей).

Майонова, С.В. Русские помещики Багровы (по дилогии С.Т. Аксакова "Семейные хроники" и "Детские годы Багрова-внука") / С.В. Майонова // Симбирский текст русской культуры: проблемы реконструкции: сборник материалов конференции. — Ульяновск, 2011. — С. 68-79.

Манн, Ю. Семья Аксаковых : историко — литературный очерк / Ю. Манн. — М. : Дет. лит., 1992. — 384 с. — (Люди. Время. Идеи).

Назаров, В.Л. Об имущественном состоянии семейства Аксаковых в XVIII веке / В.Л. Назаров // Аксаковский сборник / Мемориал. Дом-музей С. Т. Аксакова в Уфе; Аксаковский фонд. — Уфа, 2008. — Вып. 5. — С. 193-199.

Петров, С.Б. Имбирская земля — родовая отчина Аксаковых / С.Б. Петров // Третьи Аксаковские чтения: материалы межвуз. научной конференции, посвящённой 220-летию со дня рождения С.Т. Аксакова (Ульяновск, 21-24 сентября 2011 г.) / сост. Л.А Сапченко. — Ульяновск, 2011. — С. 181-188.

Рассадин, А.П. Симбирской дорогой С.Т. Аксакова / А.П. Рассадин // Вопросы филологии и книжного дела: межвуз. сборник научных трудов. — Ульяновск, 2004. — С. 5-9.

Традиция в истории культуры : материалы 3-й науч. конф., посвящ. 210-летию со дня рождения С.Т. Аксакова / Ульян. гос. ун-т. — Ульяновск: УлГУ, 2001. — 126 с. ; 21 см. — 100 экз. — 25 р.

Третьи Аксаковские чтения : материалы межвуз. науч. конф., посвящ. 220-летию со дня рождения С. Т. Аксакова (Ульяновск, 21-24 сентября 2011 года) / сост. и отв. ред. Л. А. Сапченко. — Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2011. — 294 с.

Фёдорова, С.И. Роль аксаковского наследия в культурной жизни Симбирска / С.И. Фёдорова // Вторые Аксаковские чтения: сб. материалов Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 21-24 сентября, 2006 г.). — Ульяновск, 2006. — С. 185-187.

***

"Здесь можно успокоиться душою…" : очерк // Мономах. — 2015. — № 1. — С. 21-22: фот. — (Имена писателей на карте Ульяновской области).

Кичина, Т. Сохраняя аксаковские традиции добромыслия : очерк / Татьяна Кичина // Симбирскъ: лит. журнал. — Ульяновск, 2015. — № 9. — С. 22-24.

Новые формы работы Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества им. С. Т. Аксакова.

Кузьмин, В. Ветви аксаковского древа; Дворянские усадьбы. Аксаково, Троицкое тож : очерк / Владимир Кузьмин // Симбирскъ: лит. журнал. — Ульяновск, 2015. — № 9. — С. 12, 13-16.

Сапченко, Л.А. "Благосклонному вниманию читателей…" : очерк / Любовь Александровна Сапченко // Симбирскъ: лит. журнал. — Ульяновск, 2015. — № 9. — С. 18-21.