Алекса мид. Алекса Мид (Alexa Meade) и её необычные портреты

В своих кругах Алекса Мид (Alexa Meade) известна как талантливый художник-иллюзионист, с её легкой руки, к примеру, человек вдруг превращается в произведение искусства. Невозможно поверить: неужели перед нами не портрет, а сам человек, ставший «ожившим портретом»? Сомнения в сторону, это и есть удивительный мир Алексы Мид.

В то время как обычные художники, работая над портретом, стремятся добиться максимального сходства с оригиналом, Алекса же делает всё наоборот. Она превращает трехмерный мир в двухмерный, используя вместо холста живую натуру. Ее «портрет» моргает, почесывает нос, размазывая нанесенную краску, и кротко улыбается в камеру. Но Алекса Мид не просто художница. Закончив с композицией, она берет в руки фотоаппарат. И реальность вокруг меняется.

Поражает не только конечный результат, но и процесс творчества - на создание одной работы у американской художницы уходит совсем немного времени. Для Алексы не нужны определенные условия - она может создать шедевр в любом месте и в любое время. А о бунтарстве ее натуры свидетельствует интересный факт: ради искусства она оставила карьеру в Администрации Президента США.

Вооружившись акриловыми красками и кистью, Алекса Мид вроде бы работает в технике боди-арт, только вот её роспись по телу ничего схожего с боди-артом не имеет. Когда смотришь на художницы, чувствуешь себя ребенком, перед которым фокусник прячет кролика в шляпе, и тот через мгновение растворяется в воздухе. Разум обиженно ворчит, что его обвели вокруг пальца, а сердце замирает от восторга.

Процесс создания одного из самых известных арт-проектов Алексы Мид был, если так можно выразиться, гастрономичным. Для своих моделей Алекса приготовила «молочное блюдо», в прямом смысле смешав акрил и молоко. А «приправила» все это щепоткой эпатажа. Блюдо получилось капризным: молоко в качестве холста требует особого подхода, ведь акриловые краски имеют свойства смываться. Как прокомментировала сама Алекса, «молоко кровоточило искусством» .

Результат такой кропотливой работы выглядел броско и вызывающе. Алекса шагнула еще дальше, дав героям своих картин шанс вырваться с «молочного полотна» или, по крайней мере, растворившись, обрести с ним полную гармонию.

В своих работах Алексе удивительным образом удается сочетать живопись и фотографию, создавая художественную иллюзию нереального в реальном. Она ловко обходит условности, ведь ее «картины» не имеют рамок.

Когда «нарисованные человечки» художницы разгуливают по улицам или едут в метро - грань между реальностью и искусством становится удивительно тонкой. Многие фанаты Алексы стирают пальцы о клавиатуру, споря о том, к какому именно жанру искусства отнести ее творчество.



Вне всяких сомнений, Алекса Мид своими работами вдохновила многих, в очередной раз доказав, что в искусстве нет границ. Можно ли отнести творчество художницы к определенному жанру? На этот вопрос вы сможете ответить себе сами, взглянув на её работы. Ее новаторство, дерзость, даже, можно сказать, вызов - по достоинству оценили во многих картинных галереях мира.

Творчество Алексы Мид в корне отличается от стереотипных представлений о создании портретов с натуры. Она все делает по своему. Сначала художница-фотограф разрисовывает живых моделей, а потом их фотографирует. Глядя на ее работы, задумываешься: «Искусство ли это? Или это реальность?»

«Джейми» Раскрывая тайны этого портрета, Мид призналась, что разрисовала Джейми, когда у той был обеденный перерыв. Это заняло у художницы некоторое время. Так как Джейми работает в художественной галерее, ее сослуживцы не удивились, что она вернулась с обеда вся в краске. Следующий снимок покажет нам, что они увидели.

«Отношения между художником и его моделью действительно интересны», — отметила Алекса Мид, рассказывая о своей работе. Художница очень увлечена работой с тенью. Вначале она рисовала тени на траве, затем решила изобразить то же самое и на теле человека. По ее словам, разрисовывая людей, она испытывает удивительные ощущения, которые трудно передать.
Photos by Alexa Meade, Courtesy of Irvine Contemporary

«Мне захотелось сделать что-то в однотонном стиле, но не в черно – белом», сказала Мид. Итогом стал портрет человека, нарисованного с помощью различных оттенков голубого. О своей работе художница заметила, что нет ничего лучше, чем работать с моделью таким образом.
Photos by Alexa Meade, Courtesy of Irvine Contemporary

Алекса Мид наносит краску на живую модель в галерее современного искусства Ирвин в Вашингтоне. В своей работе она сочетает несколько направлений: рисование, фотографию и представление модели. Фотографировать легче всего, но это лишь часть работы. Мид предпочитает лично снимать людей на камеру. Она фотографирует своих моделей таким образом, чтобы у зрителя возникло ощущение единения с ее «живыми картинами».
Photos by Alexa Meade, Courtesy of Irvine Contemporary

Это первый автопортрет Алексы Мид. Его вид заставил художницу много размышлять о своем творчестве. При создании портрета, Мид использовала тот же подход, что и в работе со своими моделями. Вначале она нанесла на себя краску, а затем сфотографировала.
Photos by Alexa Meade, Courtesy of Irvine Contemporary

Очередной моделью Алексы Мид является куратор Национальной портретной галереи в Вашингтоне. Позади нее висит уже знакомый портрет «Джейми». Глядя на эту работу, создается впечатление, что ты находишься в зале, сплошь усеянном зеркалами, в которых отражается наша реальность.
Photos by Alexa Meade, Courtesy of Irvine Contemporary

Этот портрет Алекса Мид изготовила для своей первой выставки. «Первое время он заставлял меня вздрагивать от ужаса. В своей дальнейшей работе мне необходимо было избегать тех ошибок, какие я допустила при работе с ним», — призналась она.
Photos by Alexa Meade, Courtesy of Irvine Contemporary

На портрете изображена сестра Алексы Мид. По ее признанию, сестра стала одной из наихудших ее моделей. На одной из фотографий сестра даже спит. Мид начала работать художницей в 2009 году. Тогда ее моделями были друзья и члены семьи. Они сидели часами, покрытые краской, не испытывая при этом большого восторга. Хотя, по словам Мид, это не было так уж неудобно. Сегодня у художницы имеется достаточно внушительный список желающих стать ее моделями.
Photos by Alexa Meade, Courtesy of Irvine Contemporary

Для этого автопортрета Мид использовала художественную ленту, чтобы помочь себе нанести краску на правую сторону тела. Это оказалось несложным делом. Гораздо сложнее оказалось фотографировать. Чтобы выйти на снимке так, как было задумано, она использовала камеру с таймером. Методом проб и ошибок она добивалась нужного результата. Мид также хорошо фотографирует свои работы, как и рисует их. Хотя, по ее признанию, она не обучалась ни живописи, ни фотографии.
Photos by Alexa Meade, Courtesy of Irvine Contemporary

«Когда мы смотрим на какую-либо вещь, у нас появляется ее собственное восприятие», — сказала художница Алекса Мид. Интересно, что художница специализировалась в области политических наук в Вассаре. Она работала старшим помощником Обамы по вопросам связей с общественностью, хотя ее заветной мечтой была профессия художника.
Photos by Alexa Meade, Courtesy of Irvine Contemporary

Чтобы сделать этот портрет, Мид пригласила одну из своих самых любимых моделей. Название картины происходит от того, что художница рисовала линии как на теле, так и на заднем фоне.
Photos by Alexa Meade, Courtesy of Irvine Contemporary

Разрисовав модель, лежащую на настоящей траве, краской, художница представила нам ее как настоящее произведение искусства. «Мне хотелось предать текстуру травы», — призналась Мид. «Вы можете видеть, как модель примяла траву».
Photos by Alexa Meade, Courtesy of Irvine Contemporary

«Это была одна из моих самых забавных работ», — рассказала Алекса Мид. «Модель мы нашли в метро. Многие пришли в замешательство, но никто не выразил своего неудовольствия. Многие пассажиры не могли глаз отвести от нашей работы».
Photos by Alexa Meade, Courtesy of Irvine Contemporary

Модель, изображенную на портрете, зовут Виктория. По словам Мид, она высокая и очень хороша для восприятия зрителем. Чтобы усилить ее визуальное воздействие на улицах города, художница нарисовала на ней эффектный наряд.
Photos by Alexa Meade, Courtesy of Irvine Contemporary

Художница позирует вместе с моделью Викторией Ф. Гаитан. Кажется, что ее поглотит «живой» портрет модели.
Photos by Alexa Meade, Courtesy of Irvine Contemporary

Работы Мид – это сплошные слои; слои краски, слои восприятия. Художница призналась, что на этой картине она сначала покрыла всю поверхность белой краской, а затем создала картину по памяти.
Photos by Alexa Meade, Courtesy of Irvine Contemporary

Алекса Мид фотографирует модель в студии современного искусства Ирвин в Вашингтоне. Она утверждает, что не использует в своих работах компьютерные программы для обработки фотографий.
Photos by Alexa Meade, Courtesy of Irvine Contemporary

На этой фотографии видно, что Алекса Мид нарисовала только переднюю часть модели, но если смотреть с любого ракурса, изображение кажется двумерным.
Photos by Alexa Meade, Courtesy of Irvine Contemporary

«Во время работы с этой моделью, на парня была установлена видеокамера», — сообщила Мид о своей работе. Камера передавала изображение модели на монитор, таким образом, парень мог видеть себя на экране телевизора.
Photos by Alexa Meade, Courtesy of Irvine Contemporary

Это одна из недавних работ Мид. «Мне хотелось, чтобы цвета были очень насыщенными, возбуждающими», — сказала она. «Есть много мест, где я работаю над своими проектами в обычной познавательной манере», добавила художница. «Быть художником — это действительно мое призвание в жизни».
Photos by Alexa Meade, Courtesy of Irvine Contemporary

Ее искусство как будто спрашивает: верите ли вы своим глазам?

Многие художники рисуют моделей, но Алекса Мид занимается творчеством совершенно по-другому. Сначала она разрисовывает живых моделей. Затем художница фотографирует их таким образом, что нам остается только удивляться: искусство ли это? Или это реальность?


1. «Джейми» Раскрывая тайны этого портрета, Мид призналась, что разрисовала Джейми, когда у той был обеденный перерыв. Это заняло у художницы некоторое время. Так как Джейми работает в художественной галерее, ее сослуживцы не удивились, что она вернулась с обеда вся в краске. Следующий снимок покажет нам, что они увидели.
2. «Отношения между художником и его моделью действительно интересны», заметила Алекса Мид, рассказывая о своей работе. Художница очень увлечена работой с тенью. Вначале она рисовала тени на траве, затем решила изобразить то же самое и на теле человека. По ее словам, разрисовывая людей, она испытывает удивительные ощущения, которые трудно передать.
3. «Мне захотелось сделать что-то в однотонном стиле, но не в черно – белом», сказала Мид. Результат явился портрет человека, нарисованного с помощью различных оттенков голубого. О своей работе художница заметила, что нет ничего лучше, чем работать с моделью таким образом.
4. Алекса Мид наносит краску на живую модель в галерее современного искусства Ирвин в Вашингтоне. В своей работе она сочетает несколько направлений: рисование, фотографию и представление модели. Фотографировать легче всего, но это лишь часть работы. Мид предпочитает лично снимать людей на камеру. Она фотографирует своих моделей таким образом, чтобы у зрителя возникло ощущение единения с ее «живыми картинами».
5. Это первый автопортрет Алексы Мид. Его вид заставил художницу много размышлять о своем творчестве. При создании портрета, Мид использовала тот же подход, что и в работе со своими моделями. Вначале она нанесла на себя краску, а затем сфотографировала.
6. Очередной моделью Алексы Мид является куратор Национальной портретной галереи в Вашингтоне. Позади нее висит уже знакомый портрет «Джейми». Глядя на эту работу, создается впечатление, что ты находишься в зале, сплошь усеянном зеркалами, в которых отражается наша реальность.
7. Этот портрет Алекса Мид изготовила для своей первой выставки. «Первое время он заставлял меня вздрагивать от ужаса. В своей дальнейшей работе мне необходимо было избегать тех ошибок, какие я допустила при работе с ним» призналась она.
8. На портрете изображена сестра Алексы Мид. По ее признанию, сестра стала одной из наихудших ее моделей. На одной из фотографий сестра даже спит. Мид начала работать художницей в 2009 году. Тогда ее моделями были друзья и члены семьи. Они сидели часами, покрытые краской, не испытывая при этом большого восторга. Хотя, по словам Мид, это не было так уж неудобно. Сегодня у художницы имеется достаточно внушительный список желающих стать ее моделями.

9. Для этого автопортрета Мид использовала художественную ленту, чтобы помочь себе нанести краску на правую сторону тела. Это оказалось несложным делом. Гораздо сложнее оказалось фотографировать. Чтобы выйти на снимке так, как было задумано, она использовала камеру с таймером. Методом проб и ошибок она добивалась нужного результата. Мид так же хорошо фотографирует свои работы, как и рисует их. Хотя, по ее признанию, она не обучалась ни живописи, ни фотографии.»


10. «Когда мы смотрим на какую-либо вещь, у нас появляется ее собственное восприятие» сказала художница Алекса Мид. Эту ее работу прозвали «reverse trompe l’oeil» за то, как она играет с восприятием зрителя, когда появляется живая модель, разрисованная и сфотографированная, чтобы дать нарисовать себя. Мид специализировалась в области политических наук в Вассаре. Она работала старшим пресс — помощником Обамы. Хотя ее заветной мечтой была профессия художника.
11. Чтобы сделать этот портрет, Мид пригласила одну из своих самых любимых моделей. Название картины происходит от того, что художница рисовала линии как на теле, так и на заднем фоне.
12. Разрисовав модель, лежащую на настоящей траве, краской, художница представила нам ее как настоящее произведение искусства. «Мне хотелось предать текстуру травы» сказала Мид. «Вы можете видеть, как модель придавливает траву».
13. «Это была одна из моих самых забавных работ», рассказала Алекса Мид. «Модель мы нашли в метро. Многие пришли в замешательство, но никто не выразил своего неудовольствия. Многие пассажиры не могли глаз от него отвести».
14. Модель, изображенную на портрете, зовут Виктория. По словам Мид, она высокая и очень хороша для восприятия зретелем. Чтобы усилить ее визуальное воздействие на улицах города, художница нарисовала на ней эффектный наряд.
15. Художница позирует вместе с моделью Викторией Ф. Гаитан. Кажется, что ее поглотит «живой» портрет модели.

16. Работы Мид – это сплошные слои; слои краски, слои восприятия. «На этой картине я сначала покрыла всю поверхность белой краской, а затем создала картину по памяти, пояснила она.»
20. Это одна из недавних работ Мид. «Мне хотелось, чтобы цвета были очень насыщенными, возбуждающими», сказала она. «Есть много мест, где я работаю над своими проектами в обычной познавательной манере», добавила художница. «Быть художником — это действительно мое призвание в жизни».

Здравствуйте, творческие!

Фотографии живых картин — это один из тех видов искусства, который пока не прочно занял позиции в творчестве.

Но нашей сегодняшней героине это удалось.

Алекса Мид

Алекса Мид (Alexa Meade) видит творчество не так, как другие художники. Свой жанр в работе она придумала сама. Алекса Мид делает неповторимые инсталляции из людей и предметов, покрывает их акриловой краской. Из-за этого появляется иллюзия двухмерной живописи.

Также Алекса Мид делает фотографии своих работ и создает иллюзии, которые превращает в 2D. Это вообще что-то нереальное.

Удивительное творчество

В своих кругах Алекса Мид известна как талантливый художник-иллюзионист, с её легкой руки, к примеру, человек вдруг превращается в произведение искусства.

Невозможно поверить: неужели перед нами не портрет, а сам человек, ставший «ожившим портретом»? Сомнения в сторону, это и есть удивительный мир Алексы Мид.

В то время как обычные художники, работая над портретом, стремятся добиться максимального сходства с оригиналом, Алекса же делает всё наоборот.

Она превращает трехмерный мир в двухмерный, используя вместо холста живую натуру. Ее «портрет» моргает, почесывает нос, размазывая нанесенную краску, и кротко улыбается в камеру.

Но Алекса Мид не просто художница. Закончив с композицией, она берет в руки фотоаппарат. И реальность вокруг меняется.

Процесс создания завораживает

На создание одной работы у Алексы Мид уходит не так много времени, как можно подумать. Для художницы не обязательны какие-то специальные условия и декорации. Она создаст шедевр в любом месте и при любой обстановке.

В своих работах Алекса Мид сочетает фотографию и живопись и создает художественную иллюзию нереального.

Картина или фотография?

Посмотрев на ее картины впервые, вы возможно и не обратите на них особого внимания. Просто очередной художник, пишущий в несколько эксцентричной манере.

Но все же произведения Алексы - это фотографии. Она раскрашивает людей и фон вокруг них таким образом, чтобы изображение стало плоским. А затем фотографирует.

Некоторое время Алекса работала в PR отделе и поняла, что восприятие человека очень зависит от того, как ему преподнесут то или иное. Создавая свои картины, она нарочно обманывает наше восприятие и у зрителя происходит разрыв шаблона, люди начинают по новому воспринимать ее картины.

Алекса не считает свои картины настоящим искусством. По ее словам это эксперимент над восприятием пространства и объема.

Ну как, погрузились в нереальную реальность? Если Вам понравилось творчество художницы, расскажите о нем друзьям!

Читайте также:

Своими Руками

Просмотрено

Самый простой способ сделать цветную рамочку для фото. Мастер-класс