Биография веневитинов д. в

Все материалы на одной странице
Материал № 1
Материал № 2
Материал № 3

Русский биографический словарь (1896-1918, изд. Русского исторического общества, 25 тт., неоконч.; издание осуществлялось вначале под наблюдением А. А. Половцова [Половцева; 1832-1909], который был председателем Общества с 1978 г.)

Веневитинов, Дмитрий Владимирович

(1805—1827) — поэт-философ. Род. в Москве, в богатой дворянской семье; дом его матери славился в Москве как артистический салон. Первыми опытами В. являются переводы из Вергилия и Горация. Более зрелые произведения относятся к 1822. Тогда же В. стал посещать Московский ун-т. В 1825 он поступил в Московский архив коллегии иностранных дел, откуда в конце 1826 перевелся в Петербург. Преждевременная смерть не дала В. возможности развернуть своих способностей, и его наследие заключает лишь несколько десятков оригинальных и переводных поэтических произведений и несколько философских набросков и критических статей. Значение В. в том, что он явился представителем философского течения в рус. поэзии, как Боратынский, позднее Ф. И. Тютчев и В. С. Соловьев. Будучи приверженцем философского идеализма Шеллинга, В. должен быть признан первым поэтом «философского романтизма» на русской почве. Наряду с темами романтической грусти и русской старины, значительное место в поэзии В., а тем более в его философских рассуждениях, занимают проблемы «золотого века», к которому «стремится история человечества», взаимоотношений философии и искусства и, в особенности, тема поэтического призвания и служения. В стороне от этого круга стоит тема безнадежной любви и преждевременной смерти, вызванная в творчестве В. обстоятельствами его личной жизни и получившая в его стихах модную в то время байроническую окраску. Фактура стиха (преимущественно четырехстопного ямба) у В. не очень богата и мало чем выделяет его из общего ряда поэтов 20-х гг.

Придерживаясь в области политических взглядов неопределенного либерализма (тема «свободы» подчас мелькает в стихах В.) и отдавши дань общественному порыву в преддекабрьские дни 1825, В. и его друзья («архивные юноши») — кн. В. Ф. Одоевский, H. M. Рожалин, И. В. Киреевский и другие — преимущественно интересовались проблемами философскими, разрешая их в духе Шеллинга и ставя во главу угла «самопознание». В. был вдохновителем содружества «любомудров», повлиявшего, по мнению некоторых исследователей, на миросозерцание Пушкина; в кружке этом формировались мнения, легшие в основу учения славянофилов. Когда славянофильская группа в 1826 затеяла издание журнала «Московский Вестник», В. принял в нем самое деятельное участие. Крупнопоместный дворянин по происхождению, воспитанию и общественной среде, В. отобразил в своих теоретических взглядах и творчестве настроения и идеологию московского культурного барства, переходившего, после крушения декабризма, к романтическому прекраснодушию и славянофильскому национализму.

Лучшим изданием сочинений В. является редактированное А. П. Пятковским (1882).

Лит.: Пятковский А. П., Кн. В. Ф. Одоевский и Д. В. Веневитинов, СПб, 1901; Бобров Е., Литература и просвещение в России 19 века, тт. I и II, Казань, 1901—02; Замотин И. И., Романтизм 20-х годов XIX столетия в русской литературе, Варшава, 1903, 2-е изд., 2 тт., СПб, 1911—13; Котляревский Н. А., Старинные портреты, СПб, 1907; Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма. Кн. В. Ф. Одоевский, т. I, M., 1913; Фатов Н., Любовь и смерть Д. Веневитинова, «Русский Фил. Вестник», No 3—4, 1914; Литературный Музеум, I, под редакцией А. С. Николаева и Ю. Т. Оксмана, Петроград, 1921 (цензурные материалы о Д. Веневитинове); Стратен В. В., Д. В. Веневитинов и «Московский Вестник», «Известия 2 Отделения Российской Академии Наук», 1924, т. XXIX, Ленинград., 1925.

И. Троцкий.

Веневитинов, Дмитрий Владимирович

— поэт. Из старинной и богатой дворянской семьи. Рос в атмосфере независимого, крупного московского барства. Получил хорошее домашнее образование. Слушал лекции в Московском университете. По сдаче университетских экзаменов поступил на службу в Архив коллегии иностранных дел. На почве увлечения философией Шеллинга стал вместе с кн. В. Ф. Одоевским во главе первого русского философского кружка «любомудров», к которому примыкали многие товарищи и сослуживцы В. (так наз. «архивные юноши»). Наряду с философией члены кружка занимались литературой, усматривая в ней наиболее верное средство к личному и национальному «самопознанию». Пушкин, по возвращении из ссылки , сблизился с В., которому он приходился дальним родственником, и его друзьями — представителями московской «лит-ой аристократии», одинаково враждебной и охранительным тенденциям стародворянского классицизма и стремительному «романтизму» издателя «Московского телеграфа», «купца» Полевого. При ближайшем участии Пушкина В. и его друзьями начал издаваться с 1827 журнал «Московский вестник» (см. ), в основу которого была положена написанная в духе «любомудрия» программная статья В. — «Несколько мыслей в план журнала». Ранняя смерть В. помешала ему развернуть свои блестящие дарования. Лит-ое наследие его невелико: около сорока оригинальных и переводных стихотворений, несколько лирико-философских отрывков в прозе, набросок романа, три-четыре критических статьи (среди последних статья о 1-й главе «Евгения Онегина» была высоко оценена самим Пушкиным).

В своих теоретических высказываниях В. — убежденный проповедник изучения немецкой литературы, в частности Гете, противопоставляемого им «условным оковам и невежественной самоуверенности французов», и первый в России теоретик «философского романтизма». Однако воплотить эти начала в своем поэтическом творчестве В. удалось в слабой степени: полного расцвета на русской почве они достигают значительно позднее в философской лирике Тютчева (см. ). Культ дружбы, страстной любви, поэзии и поэта, противопоставляемого «толпе бездушной и пустой», — таковы наиболее типичные мотивы стихов В., по своим чисто стиховым качествам весьма примечательных для двадцатилетнего поэта, но в общем не выделяющих его из общего русла поэзии 20-х гг. Не остался В. чужд и вольнолюбивым тенденциям эпохи декабристов в окраске зачаточного славянофильства (стихотворение «Новгород»), однако они также не получили в его творчестве значительного развития. Обстоятельства личной жизни — безнадежная влюбленность, обаяние, которое оказывал он на своих друзей писателей, безвременная смерть — все это окружило его особым романтическим ореолом, сделало живой легендой русской литературы. Этому, а также тем обещаниям, которые подавал высокоодаренный юноша, больше чем осуществлениям, обязан он широкой известностью, какою пользовались его имя и его поэзия.

Библиография : I. Полн. собр. сочин., под ред. Пятковского, СПб., 1862 (лучшее из имеющихся изданий). Неизданные стихи В. опубликованы в газ. «День», СПб., 1913 (приложение к No 219) и журн. «Солнце России», No 26/177, СПб., 1913 и «Русская старина», апрель, СПб., 1914.

II. Кошелев А. И., Литературные записки, Берлин, 1884; Барсуков Н., Жизнь и труды Погодина, СПб., 1888—1899 (см. по указателю при последнем XXII т.); Пятковский А. П., Кн. Одоевский и Веневитинов, 3-е изд., СПб., 1901; Бобров Б., Литература и просвещение в России XIX в., т. I, Казань, 1901; Котляpевский H., Старинные портреты, СПб., 1907; Бобров Е., Философия в России, сб. II и Известия отделения русск. яз. и словесн., т. XV, кн. 1, СПб., 1910; Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма, кн. В. Ф. Одоевский, т. ², М., 1913; Шпицеp С., Материалы для биографии Веневитинова, «Голос минувшего», No 1, 1914; Оксман Ю., Цензурные материалы о Веневитинове, «Лит-ый музеум», I, П., 1921; Стратен В. В., Веневитинов и «Московский вестник», Известия отделения русск. яз. и словесн. Р. А. Н., т. XXIX, Л., 1924.

русский поэт романтического направления, переводчик, прозаик и философ

Биография

Дмитрий Веневитинов родился 14 (26) сентября 1805 г. в Москве , в старинной и богатой дворянской семье, его дальним родственником (четвероюродным братом) был А. С. Пушкин . Получил классическое домашнее образование, которым руководила мать (княжна Анна Николаевна Оболенская), изучил французский, немецкий, латынь и греческий. Увлекся немецкой философией и романтической поэзией. Слушал отдельные лекции в Московском университете, в частности курсы А. Ф. Мерзлякова, И. И. Давыдова, М. Г. Павлова и Лодера . Участвовал в собраниях студенческого литературного кружка Н. М. Рожалина.

В 1825 г. Веневитинов поступил на службу в московский архив коллегии иностранных дел («архивны юноши» - так иронически назвал служащих этого архива Пушкин в своем романе «Евгений Онегин»).

Организовал вместе с князем В. Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия», куда входили также И. В. Киреевский , А. И. Кошелев, В. П. Титов, Н. А. Мельгунов и другие. Посещали заседания кружка, не являясь формально его членами, А. С. Хомяков , М. П. Погодин и С. П. Шевырев. Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии - трудов Ф. Шеллинга , И. Канта , Ф. Шлегеля и других.

Веневитинов принимал деятельное участие в издании журнала «Московский вестник».

В ноябре 1826 г. Веневитинов перебрался из Москвы в Петербург, поступив на службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел. При въезде в Петербург поэт был арестован по подозрению в причастности к заговору декабристов. Он провёл три дня под арестом, что обострило его болезнь легких. После этого, в марте, возвращаясь легко одетым с бала, Веневитинов сильно простудился.

Поэт умер 15 (27) марта 1827 г. в Петербурге, не дожив до 22 лет. Похоронен на кладбище Симонова монастыря в Москве. Он завещал надеть ему на палец в час кончины перстень - подарок Зинаиды Волконской. Когда он впал в забытье, перстень надели на его палец. Но вдруг Веневетинов очнулся, спросил: «Разве меня венчают?» И умер. На похоронах были А. Пушкин и А. Мицкевич . Перезахоронен в 1930-е гг. на Новодевичьем кладбище.

Творчество

В своей литературной деятельности Веневитинов проявил разносторонние дарования и интересы. Он был не только поэтом, но и прозаиком, писал литературно-программные и критические статьи (известна его полемика с Н. А. Полевым по поводу 1 главы пушкинского «Евгения Онегина»), переводил прозаические произведения немецких авторов, в том числе Гёте и Гофмана (Е. А. Маймин. «Дмитрий Веневитинов и его литературное наследие». 1980).

Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.

Центральная тема последних стихотворений Веневитинова-- судьба поэта. В них заметен культ романтического поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью:

Ряд стихотворений Веневитинова 1826-1827 гг., написанных за несколько месяцев до смерти поэта («Завещание», «К моему перстню», «Поэт и друг») можно с полным правом назвать пророческими. В них автор словно предвидел свою раннюю кончину:

Веневитинов был также известен как одаренный художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание, Владимир Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».

Веневитинов Дмитрий Владимирович (1805-1827), русский поэт, философ, критик.

Родился 14 (26) сентября 1805 в Москве в знатной дворянской семье. Отец умер, когда Веневитинову было 9 лет. По материнской линии Веневитинов был дальним родственником А.С.Пушкина. Получил прекрасное домашнее образование, знал латинский и древнегреческий языки, изучал философию, русскую и западноевропейскую литературу, живопись, музыку.

В 1822 поступил вольнослушателем в Московский университет, где посещал занятия профессора М.Г.Павлова и под его влиянием увлекся философией Шеллинга. Окончив университет в 1824, Веневитинов поступил в московский архив министерства иностранных дел и стал членом «Общества любомудрия» во главе с В.Ф.Одоевским. «Любомудры» придавали большое значение философии, которая, как писал Веневитинов, должна заставить Россию «развить свои силы и образовать систему мышления».

Романтический характер миросозерцания Веневитинова нашел выражение в понимании им смысла философского познания: «Философия есть истинная поэзия, а истинные поэты были всегда глубокими мыслителями, были философами». Веневитинов воспринял шеллинговско-романтическую идею универсальной органичности мира («абсолютного организма»). Задачи философии не ограничиваются, по Веневитинову, только пониманием существенных закономерностей реальности, но предполагают достижение глобальных космических и исторических целей: «Цель всякого познания, цель философии есть гармония между миром и человеком».

Такого рода «гармонизация» достигается благодаря происходящему в истории процессу философского «самопознания», о котором мыслитель-романтик писал с огромным воодушевлением: «Самопознание - вот идея, одна только могущая одушевить вселенную; вот цель и венец человека».

В романтическом ключе истолковывал Веневитинов суть художественного творчества, которое в своем историческом развитии проходит три стадии, связанные с особенностями исторических эпох: эпохе гармоничной юности человечества соответствует в искусстве стадия эпической поэзии (Гомер), эпоха «разлада» между человеком и миром находит отражение в лирической поэзии, а будущая вселенская гармония должна вызвать к жизни новые, «синтетические» (эпос и лирика) формы искусства.

В 1825 Веневитинов опубликовал свою первую статью Разбор статьи о «Евгении Онегине», о которой Пушкин написал: «Это единственная статья, которую я прочел с любовью и вниманием. Все остальное - или брань, или дичь». Веневитинов-критик считал необходимым «оценять словесность степенью философии времени».

После восстания декабристов 1825 Веневитинова подозревали в участии в заговоре, но обвинение не было доказано и, проведя некоторое время под арестом, он был отпущен. В 1827 он опубликовал свои первые стихи Любимый цвет и Три розы. Поэт переживал безответную любовь к З.Волконской, и это сказалось в элегически-разочарованном тоне его стихов. Вольнолюбивые мотивы также являлись важной составляющей поэзии Веневитинова (поэма Новгород, 1826, и др. стихи). В его поэзии чувствовалось влияние И.В.Гёте и Дж.Г.Байрона. В 1829 он перевел драматические поэмы Гете Земная участь художника и Апофеоз художника, а также несколько фрагментов из Фауста.

Как и другие бывшие любомудры, Веневитинов сотрудничал в журнале «Московский вестник», основанном в 1827. В 1826 переехал в Петербург и начал служить в министерстве иностранных дел. Одновременно работал над романом Владимир Паренский (отрывки опубл. 1829), который не успел завершить.

Умер Веневитинов в Петербурге 15 (27) мая 1827. Вскоре после его смерти было издано собрание его сочинений - Стихотворения (1829) и Проза (1830).

Дми́трий Влади́мирович Веневи́тинов (14 (26) сентября 1805, Москва - 15 (27) марта 1827, Санкт-Петербург) - русский поэт романтического направления, переводчик, прозаик и философ.

Биография
Дмитрий Веневитинов родился 14 (26) сентября 1805 г. в Москве, в старинной и богатой дворянской семье, его дальним родственником (четвероюродным братом) был А. С. Пушкин. Получил классическое домашнее образование, которым руководила мать (княжна Анна Николаевна Оболенская), изучил французский, немецкий, латынь и греческий. Увлекся немецкой философией и романтической поэзией. Слушал отдельные лекции в Московском университете, в частности курсы А. Ф. Мерзлякова, И. И. Давыдова, М. Г. Павлова и Лодера. Участвовал в собраниях студенческого литературного кружка Н. М. Рожалина.
В 1825 г. Веневитинов поступил на службу в московский архив коллегии иностранных дел («архивны юноши» - так иронически назвал служащих этого архива Пушкин в своем романе «Евгений Онегин»).
Организовал вместе с князем В. Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия», куда входили также И. В. Киреевский,А. И. Кошелев, В. П. Титов, Н. А. Мельгунов и другие. Посещали заседания кружка, не являясь формально его членами, А. С. Хомяков, М. П. Погодин и С. П. Шевырев. Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии - трудов Ф. Шеллинга, И. Канта, Ф. Шлегеля и других.
Веневитинов принимал деятельное участие в издании журнала «Московский вестник».
В ноябре 1826 г. Веневитинов перебрался из Москвы в Петербург, поступив на службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел. При въезде в Петербург поэт был арестован по подозрению в причастности к заговору декабристов. Он провёл три дня под арестом, что обострило его болезнь легких. После этого, в марте, возвращаясь легко одетым с бала, Веневитинов сильно простудился.
Поэт умер 15 (27) марта 1827 г. в Петербурге, не дожив до 22 лет. Похоронен на кладбище Симонова монастыря в Москве. Он завещал надеть ему на палец в час кончины перстень - подарок Зинаиды Волконской. Когда он впал в забытье, перстень надели на его палец. Но вдруг Веневетинов очнулся, спросил: «Разве меня венчают?» И умер. На похоронах были А. Пушкин и А. Мицкевич. Перезахоронен в 1930-е гг. на Новодевичьем кладбище.

Творчество
В своей литературной деятельности Веневитинов проявил разносторонние дарования и интересы. Он был не только поэтом, но и прозаиком, писал литературно-программные и критические статьи (известна его полемика с Н. А. Полевым по поводу 1 главы пушкинского «Евгения Онегина»), переводил прозаические произведения немецких авторов, в том числе Гёте и Гофмана (Е. А. Маймин. «Дмитрий Веневитинов и его литературное наследие». 1980).
Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.
Центральная тема последних стихотворений Веневитинова - судьба поэта. В них заметен культ романтического поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью:
…Но в чистой жажде наслажденья
Не каждой арфе слух вверяй
Не много истинных пророков
С печатью власти на челе,
С дарами выспренних уроков,
С глаголом неба на земле.

Ряд стихотворений Веневитинова 1826-1827 гг., написанных за несколько месяцев до смерти поэта («Завещание», «К моему перстню», «Поэт и друг») можно с полным правом назвать пророческими. В них автор словно предвидел свою раннюю кончину:
…Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе всё чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься.

Веневитинов был также известен как одаренный художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание, Владимир Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».

Сочинения
Проза
«Скульптура, живопись и музыка»,
«Утро, полдень, вечер и ночь»,
«Беседы Платона с Александром»
Поэзия
XXXV («Я чувствую, во мне горит…») 1827
Веточка
Домовой
Евпраксия
Жертвоприношение
Жизнь
Завещание
Знамения перед смертью Цезаря
Италия
К друзьям на Новый год
К друзьям
К изображению Урании
К любителю музыки
К моей богине («Не думы гордые вздымают…») 1827
К моему перстню («Ты был отрыт в могиле пыльной…») 1826
К Пушкину
К С[карятину]
К. И. Герке (В вечерний час уединенья…)
Кинжал
Крылья жизни
Люби питомца вдохновенья…
Любимый цвет
Моя молитва
На Новый 1827 год
Новгород
Освобождение скальда
Песнь грека
Песнь Кольмы
Песня Клары
Послание к Р[ожали]ну (Оставь, о друг мой…)
Послание к Р[ожали]ну (Я молод, друг мой…)
Последние стихи («Люби питомца вдохновенья…») 1827
Поэт и друг («Ты в жизни только расцветаешь…») 1827
Поэт
Сонет (К тебе, о чистый Дух…)
Сонет (Спокойно дни мои…)
Три розы («В глухую степь земной дороги…») 1826
Три участи
Утешение
Четверостишие (Я слышал, камены…)
Четыре отрывка из неоконченного пролога
Элегия («Волшебница! Как сладко пела ты…») 1827
Я чувствую, во мне горит…

Издания
«Сочинения Д. В. В.» (1829),
«Полное собрание сочинений Д. В. Веневитинова», под редакцией А. В. Пятковского. СПб., 1862
«Стихотворения Веневитинова» (1884)

Библиография
Кошелев А. И., Литературные записки. - Берлин, 1884.
Барсуков Н., Жизнь и труды Погодина. - СПБ., 1888-1899 (см. по указателю при последнем XXII т.).
Пятковский А. П., Кн. Одоевский и Веневитинов, 3-е изд. - СПБ., 1901.
Бобров Е., Литература и просвещение в России XIX в., т. I. - Казань, 1901.
Котляревский Н., Старинные портреты. - СПБ., 1907.
Бобров Е., Философия в России, сб. II и Известия отделения русск. яз. и словесн., т. XV, кн. 1. - СПБ., 1910.
Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма, кн. В. Ф. Одоевский, т. I. - M., 1913.
Шпицер С., Материалы для биографии Веневитинова // «Голос минувшего». - № 1. - 1914.
Оксман Ю., Цензурные материалы о Веневитинове // «Лит-й музеум». - I. - П., 1921.
Стратен В. В., Веневитинов и «Московский вестник», Известия отделения русск. яз. и словесн. Р. А. Н., т. XXIX. - Л., 1924.
Мордовченко Н. И., Русская критика первой четверти XIX в. - М. - Л., 1959.
История русской литературы XIX в. Библиографический указатель. - М. - Л., 1962.
Каменский З. А. Московский кружок любомудров. - М., 1980. - 327 с.

Биография

Дмитрий Веневитинов родился 14 (26) сентября г. в Москве в приходе ныне утраченной церкви Архидиакона Евпла, что находилась на пересечении Мясницкой улицы и Милютинского переулка. Его отец, отставной прапорщик Семёновского полка Владимир Петрович Веневитинов (1777-1814), происходил из богатой воронежской дворянской семьи . Мать, Анна Николаевна, происходила из княжеского рода Оболенских-Белых . Через неё Дмитрий Веневитинов был в дальнем родстве (четвероюродным братом) с А. С. Пушкиным .

Веневитинов вырос в сохранившемся доме в Кривоколенном переулке , где получил классическое домашнее образование, которым руководила мать. Французскому и латинскому языкам, а также классической литературе, учил Веневитинова его гувернёр Дорер - отставной французский офицер, греческому - грек Бейля (Байло), живописи - художник Лаперш. Русскую словесность преподавал профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков , а музыку, вероятнее всего, И. И. Геништа . Прекрасно изучил Веневитинов и немецкий язык, по-видимому, под руководством Х. И. Герке - гувернёра его рано умершего брата Петра.

В 1822 году Дмитрий Веневитинов поступил в Московский университет , где увлёкся немецкой философией и романтической поэзией . В университете слушал отдельные лекции, в частности курсы А. Ф. Мерзлякова , И. И. Давыдова , М. Г. Павлова и Лодера . В 1823 году успешно сдал экзамен по университетскому курсу и в 1824 году поступил на службу в Московский архив коллегии иностранных дел («архивные юноши » - так иронически назвал служащих этого архива Пушкин в своём романе «Евгений Онегин»). В августе - сентябре 1824 года вместе с младшим братом Алексеем посетил свои воронежские имения, что ярко отразилось в его письмах.

Веневитинов организовал вместе с князем В. Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия », куда входили также И. В. Киреевский , А. И. Кошелев , В. П. Титов, Н. А. Мельгунов и другие. Посещали заседания кружка, не являясь формально его членами, М. П. Погодин и С. П. Шевырев . Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии - трудов Ф. Шеллинга , И. Канта , Фихте, Окена, Ф. Шлегеля и других. Веневитинов принимал деятельное участие в издании журнала «Московский вестник ».

Веневитинов завещал надеть ему на палец в час кончины перстень из Геркуланума - подарок Зинаиды Волконской. Когда он впал в забытьё, перстень надел на его палец А. С. Хомяков. Вдруг Веневитинов очнулся и спросил: «Разве меня венчают?» И умер. В 1930 -е гг, при сносе Симонова монастыря, тело Д. В. Веневитинова было эксгумировано и перезахоронено на Новодевичьем кладбище , 2 уч. 13 ряд. Прах же матери и брата Д. В. Веневитинова Алексея перезахоронен не был. Могилы были уничтожены. При эксгумации перстень был снят с пальца поэта супругой архитектора Петра Барановского Марией Юрьевной и сейчас хранится в Литературном музее. .

Творчество

В своей литературной деятельности Веневитинов проявил разносторонние дарования и интересы. Он был не только поэтом, но и прозаиком, писал литературно-программные и критические статьи (известна его полемика с Н. А. Полевым по поводу 1 главы пушкинского «Евгения Онегина»), переводил прозаические произведения немецких авторов, в том числе Гёте и Гофмана (Е. А. Маймин. «Дмитрий Веневитинов и его литературное наследие». 1980).

Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.

Центральная тема последних стихотворений Веневитинова - судьба поэта. В них заметен культ романтического поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью:

…Но в чистой жажде наслажденья
Не каждой арфе слух вверяй
Не много истинных пророков
С печатью тайны на челе,
С дарами выспренних уроков,
С глаголом неба на земле.

Ряд стихотворений Веневитинова 1826-1827 гг., написанных за несколько месяцев до смерти поэта («Завещание», «К моему перстню», «Поэт и друг») можно с полным правом назвать пророческими. В них автор словно предвидел свою раннюю кончину:

…Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе всё чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься.

Веневитинов был также известен как одарённый художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание, Владимир Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».