Чекрыгин василий николаевич, живописец, график. Сизигии: — василий чекрыгин & николай фёдорович фёдоров Чекрыгин картины

Рассказывает Светлана Григорьевна Семёнова : Василий Николаевич Чекрыгин проявил свое своеобразие, свою совершенно необыкновенную человеческую и художественную яркость очень рано. Собственно, рамки его жизни тоже были чрезвычайно короткими. Его друзья, а друзьями его были те, с кем он учился в Училище живописи, ваяния и зодчества — это и Бурлюк, это и Маяковский, и Жегин, то есть, люди, которые принадлежали так или иначе к футуристическому кругу. И вообще он выходил из авангарда. Выставлялись некоторые его кубистические картины на ученической выставке. Он принимал участие в "Вечере речетворцев", на котором он выступал вместе с Бурлюком и Маяковским. В этой футуристической компании он был не так долго, то есть, не так долго ее постулатов придерживался. Он говорил о том, что это все только поиски новых художественных приемов, прием — и только. А не может прием быть целью искусства. Вообще, я должна сказать, что он в свое время, еще мальчиком, учился в иконописных мастерских Киево-Печерской лавры. Так что у него была такая первая закваска, подкладка его. И он вообще всегда ориентировался на больших мастеров. Что же это были за большие мастера? Это тот ряд, в котором был Андрей Рублев, которого он высочайшим образом ценил, дальше Александр Иванов, его библейские эскизы, "Явление Христа народу", и Врубель . То есть, это пророческая линия, можно сказать словами более позднего мыслителя Даниила Андреева — у него есть понятие: вестничество. Вот это такая "вестническая" линия, ее было много в русской литературе, а в живописи не так много.

Мы знаем, что у Маяковского в его поэме "Война и мир" 1916 года, в которой сначала совершенно гомерическое кроворазлитие, все ужасы и кошмары того, на что способно человечество, и как бы выход из этого — утопическая пятая часть, где он рисует картины воскрешения мира. "Земля, встань тыщами в ризы зарев разодетых Лазарей..." Воскрешение умерших... Владимир Маяковский услышал об этом еще в середине 1910-х годов от братьев Шманкевичей, которые были такие офени — коробейники федоровских идей, они ходили по всем литературным салонам и эти идеи разносили. Эти люди были из круга Вячеслава Иванова. Я думаю, что Чекрыгин тогда уже услышал о каких-то идеях Федорова, но изучил их по-настоящему, я думаю, в начале 1920 года. Вот 1920-й год, кстати, вспоминает интересно Роман Якобсон, который в это время приехал в Москву, привез свои новые работы, в том числе о теории относительности Эйнштейна. Маяковский тогда ему говорил: "А нет ли в этой теории относительности какой-нибудь возможности для достижения бессмертия? Я верю в то, что будет воскрешение, и я найду таких ученых, которые будут этим заниматься". Мы знаем, что, с одной стороны, даже многие пролетарские поэты в это время, конечно, очень риторически провозглашали революцию как какой-то онтологический переворот, который приведет к новому небу и новой земле, к преображению человека, восстановлению умерших, к бессмертию, к космическим полетам, завоеванию космоса и так далее. Клюев эту тему разрабатывал очень тонко, изощренно, тоже опираясь на идеи Федорова и как бы на эзотерическую сторону народной культуры. А Чекрыгин, начиная с 1920 года, фактически ни о чем другом не мог говорить, кроме как об идеях Федорова.

Василий Чекрыгин — «Смерть моего брата Захария»


Что рисует Чекрыгин? В 1920-21 гг. тяжело болел брат его жены. Он по ночам дежурил у его постели и рисовал. Он рисовал голод в Поволжье, умирающих взрослых и детей. Писал он сангиной, углем, карандашом на листах бумаги. Когда вы смотрите на эти листы, они производят необыкновенное, нерукотворное впечатление. Мы видим человеческие тела, очень легкие, просветленные, находящиеся в состоянии какого-то восходящего кружения, в некой условной космической среде. Это, действительно, собор восстающих к новой жизни людей, взаимоувязанность всего рода людского, его родственность. Мы знаем, что род людской происходит от одних предков, у него единая смертная судьба. И вот когда он изображает воскресение, то это ощущение шока у тех, кто восстает. Это не как у Маяковского, веселые картинки воскрешения, а все очень серьезно. Как бы из ночи смертной ты выходишь к новому бытию, новое рождение, еще не до конца осознанное людьми. Мать обнимает свое воскрешенное дитя, какая-то женщина смотрит вдаль, словно ищет в космической бездне своего близкого, дорогого и любимого... Это образно сделано, не риторически. В следующих ярусах идет дальнейшее просветление этих фигур, темное мерцание становится все более светлым и эти фигуры как будто поднимаются к новой своей судьбе. Дальше, как писал Федоров, они начинают исследовать мир, новое коперниканское искусство творит жизнь... То, что было у символистов — идея теургии, жизнетворчества, у него, так сказать, практически направлена. В каком-то нижнем ярусе должны были быть сюжеты "На кладбище", "Скорби людей". Поскольку Чекрыгин планировал роспись целого храма, то у него было такое ярусное мышление. Он собирался сделать несколько ярусов и, как бы предвосхищая нынешнее состояние, горестно вздыхал и говорил: я рисую нечто целостное, а потом эти эскизы разбредутся, что-то потеряется, и мой замысел не будет понят. Увы, все это сейчас в осколках, этот замысел мы можем только реставрировать но, к сожалению, наследие не собрано и не показано в полном объеме. Я думаю, что мы должны преисполниться каким-то настоящим священным чувством по отношению к этому наследию. Надо, на мой взгляд, сделать большую выставку Чекрыгина, то есть, собрать сейчас все, что им создано — это очень важно. Это первый как бы такой этап. Все прежние выставки показывали по двести-триста его рисунков максимум, а надо, по возможности, собрать все. Потому что он был увлечен фреской, он был увлечен монументальным искусством, он был увлечен целой колоссальной композицией храмовой, так ее надо выстроить, ее надо представить себе. Нужно увидеть весь массив его работ и нужно бороться за такую большую выставку. Я уверена, что она будет иметь огромный успех, как все его выставки, они всегда имели огромный успех. Он сейчас в очень маленькой рамке находится. А вообще рамка у него безбрежная, как у русского гения.

(1897, Киев - 1922, Москва). Живописец, график, теоретик искусства.

1920? Василий Чекрыгин, автопортрет

В.Н. Чекрыгин родился в семье приказчика. После окончания городского училища он обучался в иконописной мастерской при Киево-Печерской лавре. В четырнадцать лет юноша уехал в Москву и поступил в МУЖВЗ, которое покинул в конце 1913. Летом 1914 совместно с Л.Ф. Жегиным художник путешествовал по Франции, Германии и Австрии. Более всего Чекрыгин ценил древнерусское искусство и творчество Андрея Рублева, а во время пребывания в Европе его внимание привлекли такие имена, как Фидий, Эль Греко, ф. Гойя, Рембрандт, Мазаччо, Джотто, Я. Тинторетто, Леонардо да Винчи и Поль Сезанн. В 1915 Чекрыгин записался вольноопределяющимся в армию, участвовал в боях под Двинском. Несколько раз по болезни его эвакуировали в тыл, и летом 1917 он возвратился в Москву.

В течение года Чекрыгин служил в художественной комиссии Совета солдатских депутатов, в 1918 преподавал живопись в Доме искусств Сокольнического района, затем вновь пошел на военную службу в Высшую школу военной маскировки. За короткий период из нескольких лет Чекрыгин в своих творческих поисках прошел путь от футуризма, который сыграл большую роль в формировании его художественных принципов, до синтетического монументального искусства. Увлеченный кубистическими опытами Пикассо, он писал в духе кубизма (1912-1913), а через некоторое время уже восхищался А.А. Ивановым и М.А. Врубелем, участвовал в ученической выставке, представив портрет «ПОДРАЖАНИЕ ЭЛЬ ГРЕКО И СЕЗАННУ» (1913), иллюстрировал сборник стихотворений В.В. Маяковского «Я» библейскими сценами. В 1914 году на программной выставке группы М.Ф. Ларионова «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» Чекрыгин показал кубистические работы. В 1920 художник работал в Детском театре, сделал прекрасные эскизы к постановке «Принцесса Турандот», участвовал в оформительской работе по украшению Москвы к революционным праздникам.

Чекрыгин прожил короткую жизнь - всего 25 лет, но за это время сумел сделать невероятно много и в теоретическом, и в практическом отношении. Подростком он дружил с людьми на несколько лет старше себя и поражал их широтой эрудиции, зрелостью и точным знанием целей, которые перед собой ставил. В художественной жизни рубежа 1910-1920-х творчество, теоретическая работа, самая личность Чекрыгина занимают совершенно особое, значительное место. Его интересовали общие проблемы философии искусства, курс которой он предполагал читать во Вхутемасе, но ему «было в этом отказано. Сохранились лишь записи художника на эту тему. Конкретное выражение теоретическая позиция Чекрыгина получила в манифесте объединения «Маковец» («Искусство и жизнь»), названном «Наш пролог». Чекрыгин был идейным вдохновителем группы. Художников объединяло стремление к высокому синтетическому искусству, к монументальным формам. В манифесте говорилось: «Мы ценим то высокое чувство, которое порождает искусство монументальное. Мы знаем, что монументальным искусство становится, лишь овладев высшей степенью мастерства. Отсюда нашей задачей является обратить чувство в представление, найдя пределы взаимоотношения стороны материальной (формы) с духом.

Жизненный путь русского художника, к сожалению, оборвался очень рано. В девятнадцать лет Чекрыгин, попав под поезд, трагически погиб.

, Калужская губерния

Васи́лий Никола́евич Чекры́гин (19 января 1897 года , Жиздра Калужской губернии - 3 июня , станция Мамонтовка Московской области) - русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца ».

Биография и творчество

Первым иллюстрировал и отпечатал в технике литографии стихи В. Маяковского . Зимой -1914 года выставил несколько своих новаторских работ на XXXV (Юбилейной) выставке МУЖВЗ. Скандал и годовое лишение стипендии заставляют Чекрыгина прекратить обучение. Покинув стены МУЖВЗ, он участвовал в выставке «№ 4», организованной Михаилом Ларионовым , и путешествовал по Европе. Возвратившись в Россию, попал на фронт. В составе пулемётной бригады воюет под Двинском . В 1918 году входит в состав Комиссии по охране художественных ценностей.

В начале 1920-х годов творчество художника переживает расцвет. Чекрыгин создает несколько графических циклов «Расстрел» (), «Сумасшедшие» (), «Голод в Поволжье» () и «Воскрешение мёртвых» ( -). Активно участвует в организации и написании будущего манифеста союза художников и поэтов «Искусство-жизнь» («Маковец »). Среди теоретических работ Чекрыгина наибольшую известность получил труд «О Соборе Воскрешающего музея» (1921), посвященный памяти философа Николая Федорова .

Творческий и жизненный путь художника оборвался очень рано. В возрасте двадцати пяти лет Чекрыгин трагически погиб, попав под поезд.

Напишите отзыв о статье "Чекрыгин, Василий Николаевич"

Литература

  • Чекрыгин, В.Н. “О Соборе Воскрешающего Музея». В книге " Н.Ф.Федоров: pro et contra". Кн. 2. СПб.: РХГА. С.450-482.
  • Бакушинский А. В. «В пути к великому искусству», ж. «Жизнь» № 3, М.: 1922
  • Каталог выставки произведений В. Н. Чекрыгина (1897-1922). М.: Цветковская художественная галерея , 1923
  • Каталог. Вторая выставка картин. «Маковец» (Искусство-жизнь). Стр.13, М.: Музей изящных искусств, 1924 (январь).
  • Catalogo. XIV-a Esposizione Internazionale D’Arte della Citta di Venecia, MCMXXIV, p. 237, 1924
  • Шапошников Б. Без заголовка (о последней встрече с В. Чекрыгиным). Каталог ГМИИ им. А.С.Пушкина к персональной выставке художника. М.,Советский художник, 1969
  • Точеный О. Выставка работ В.Н. Чекрыгина, «Знамя» № 3, Калуга, 1965
  • Левитин Е. С. «Об искусстве В.Н. Чекрыгина». Каталог ГМИИ им. А. С. Пушкина к персональной выставке художника в этом музее. М.: Советский художник, 1969
  • Левитин Е. С. Василий Николаевич Чекрыгин: Рисунки. М.: Советский художник, 1969
  • Каталог ГМИИ им. А. С. Пушкина к персональной выставке художника в этом музее в 1969-70 гг. М.: Советский художник, 1969
  • Кустов Г. «Василий Чекрыгин», М.: «Московский художник» № 41, 1970
  • Бакушинский А. В. «В. Чекрыгин. Избранные искусствоведческие статьи». М.: Советский художник, 1981
  • Жегин Л. Ф. «Воспоминания о В. Н. Чекрыгине. Редакция, предисловие и комментарии Н. И. Харджиева». «Панорама искусств» № 10, М.: Советский художник, 1987
  • Wassili Tschekrygin: Mystiker der Russischen avantgarde: aus der Geschichte des Russischen Expressionismus. Köln: Galerie Gmurzynska, 1992
  • Дымшиц Э. А. «Василий Чекрыгин. Альбом. Киев, 2005
  • Скомаровская Н. В. «Собор Воскрешающего музея». Наследие художника Василия Чекрыгина. Ж. «Шпиль», Пермь, 2005
  • Мурина Елена , Ракитин Василий . Василий Николаевич Чекрыгин. - М .: , 2005. - 288 с. - ISBN 5-902801-02-8 .
  • Некрасова., Е.А. The life, Writings and Art of Vasiliy Chekrigin. pp. 119-123,Leonardo,Vol.17,# 2,1984

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Чекрыгин, Василий Николаевич

Французы, не преследуемые более, стали понемногу опоминаться, собрались командами и принялись стрелять. Орлов Денисов ожидал все колонны и не наступал дальше.
Между тем по диспозиции: «die erste Colonne marschiert» [первая колонна идет (нем.) ] и т. д., пехотные войска опоздавших колонн, которыми командовал Бенигсен и управлял Толь, выступили как следует и, как всегда бывает, пришли куда то, но только не туда, куда им было назначено. Как и всегда бывает, люди, вышедшие весело, стали останавливаться; послышалось неудовольствие, сознание путаницы, двинулись куда то назад. Проскакавшие адъютанты и генералы кричали, сердились, ссорились, говорили, что совсем не туда и опоздали, кого то бранили и т. д., и наконец, все махнули рукой и пошли только с тем, чтобы идти куда нибудь. «Куда нибудь да придем!» И действительно, пришли, но не туда, а некоторые туда, но опоздали так, что пришли без всякой пользы, только для того, чтобы в них стреляли. Толь, который в этом сражении играл роль Вейротера в Аустерлицком, старательно скакал из места в место и везде находил все навыворот. Так он наскакал на корпус Багговута в лесу, когда уже было совсем светло, а корпус этот давно уже должен был быть там, с Орловым Денисовым. Взволнованный, огорченный неудачей и полагая, что кто нибудь виноват в этом, Толь подскакал к корпусному командиру и строго стал упрекать его, говоря, что за это расстрелять следует. Багговут, старый, боевой, спокойный генерал, тоже измученный всеми остановками, путаницами, противоречиями, к удивлению всех, совершенно противно своему характеру, пришел в бешенство и наговорил неприятных вещей Толю.
– Я уроков принимать ни от кого не хочу, а умирать с своими солдатами умею не хуже другого, – сказал он и с одной дивизией пошел вперед.
Выйдя на поле под французские выстрелы, взволнованный и храбрый Багговут, не соображая того, полезно или бесполезно его вступление в дело теперь, и с одной дивизией, пошел прямо и повел свои войска под выстрелы. Опасность, ядра, пули были то самое, что нужно ему было в его гневном настроении. Одна из первых пуль убила его, следующие пули убили многих солдат. И дивизия его постояла несколько времени без пользы под огнем.

Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.

    ЧЕКРЫГИН Василий Николаевич - (1897 1922) российский художник. Духовный основоположник общества Маковец. Пройдя через футуризм, вернулся к традиции символизма, создав в 1921 22 большой цикл рисунков углем Воскрешение мертвых, идейно связанный с философией Н. Ф. Федорова.… … Большой Энциклопедический словарь

    Чекрыгин Василий Николаевич - (1897 1922), живописец и график. Прошёл через увлечение футуризмом, вернулся к традициям символизма, создав в 1921 22 большой цикл рисунков углём «Воскрешение мёртвых», идейно связанный с философско утопическими воззрениями Н. Ф. Фёдорова. Мечтал … Энциклопедический словарь

    Чекрыгин, Василий Николаевич - (1897 1922) живописец. Учился живописи в иконописной школе Киево Печерской лавры и в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Продолжал художественное образование за границей. Организатор и теоретик художественного общества "Искусство… … Большая биографическая энциклопедия

    Чекрыгин Василий Николаевич

    Чекрыгин, Василий Николаевич - (18.01.1897, г. Жиздра, Калужской губернии 03.06.1922, Москва) русский график и живописец. Выходец их мещанской среды. В 1910 1914 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (стипендиат премии им. И.Левитана). В 1914 совершил… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

    Василий Николаевич Чекрыгин - Василий Чекрыгин, автопортрет Василий Николаевич Чекрыгин (19 января 1897 года), Жиздра Калужской губернии 3 июня 1922, станция Мамонтовка Московской области) русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца».… … Википедия

    Чекрыгин, Василий - Василий Чекрыгин, автопортрет Василий Николаевич Чекрыгин (19 января 1897 года), Жиздра Калужской губернии 3 июня 1922, станция Мамонтовка Московской области) русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца».… … Википедия

    Чекрыгин - Чекрыгин фамилия. Известные носители: Чекрыгин, Александр Иванович (1884 1942) артист балета, педагог, балетмейстер. Чекрыгин, Василий Николаевич (1897 1922) русский живописец, график. Чекрыгин, Иван Иванович (1880 1942) … … Википедия

    Василий Чекрыгин - Василий Чекрыгин, автопортрет Василий Николаевич Чекрыгин (19 января 1897 года), Жиздра Калужской губернии 3 июня 1922, станция Мамонтовка Московской области) русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца».… … Википедия

    Чекрыгин В. - Василий Чекрыгин, автопортрет Василий Николаевич Чекрыгин (19 января 1897 года), Жиздра Калужской губернии 3 июня 1922, станция Мамонтовка Московской области) русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца».… … Википедия

…Как сухо сообщают некоторые источники, 3 июня 1922 года на перегоне Пушкино–Мамонтовка при «загадочных обстоятельствах» попал под поезд и трагически погиб талантливый молодой художник Василий Николаевич Чекрыгин.

На самом деле ничего загадочного здесь не было. По воспоминаниям друга и биографа художника Л.Ф. Жегина, непосредственным толчком к трагедии была банальная «…ссора с тёщей, угрюмой и своенравной, смотревшей на него (Чекрыгина. – И. П.) как на какое-то инородное тело, случайно попавшее в их семейство. Был день Константина и Елены (3 июня) – именины брата и сестры Веры Викторовны Чекрыгиной (жены художника. – И. П.). Праздник справлялся в Пушкино, куда и приехали родственники и гости. Разгоряченный вином, обидевшись на какое-то замечание тёщи, Чекрыгин разорвал железнодорожные билеты и пешком направился в Мамонтовку, где находилась другая дача его тестя. Но это был путь к смерти. Чекрыгин погиб, пытаясь вскочить на подножку мчавшегося поезда. Было 9 часов вечера. Поезд остановили. В одном из вагонов оказалась жена Чекрыгина. Он ещё дышал, но был без памяти. Правая нога была отрезана по щиколотку, левая – раздроблена, на голове, у затылка, небольшая ссадина. Лицо спокойное, с обычной улыбкой, глаза полуоткрытые. Я увидел его уже в гробу. Никогда не забуду этого прекрасного, как бы преобразившегося лица. Таким он был, едва касаясь грубой стихии повседневности, всегда какой-то просветленный, таким и ушёл в вечность. Его похоронили 6 июня на кладбище в Мамонтовке, на опушке леса. Место это сейчас не существует – оно покрыто водой канала Москва-Волга. Кроме жены и её родственников, его провожали немногочисленные друзья, приехавшие из Москвы… В деревянный крест была вмонтирована фотография с рублёвской «Троицы».

Художник Н.М. Чернышев, тоже хорошо знавший Чекрыгина, позже писал: «4 июня, в Троицын день, Жегин пришёл ко мне с ошеломляющей вестью о трагической смерти Чекрыгина. Он долго не мог вымолвить ни слова. Накануне, в 9 часов вечера наш Василий Николаевич на ходу вскочил на подножку поезда и мгновенно погиб. Наутро Духова дня мне пришлось присутствовать при обмывании его тела в Мытищинской больничной часовне и класть Василия Николаевича в гроб и его отрезанную ступню. Сверх простыни, покрывавшей его всего, я положил… свежие голубые фиалки. 5-го отпевание и похороны в Пушкино, на сельском кладбище (Акуловском). В воскресенье, 11 июня, в церкви Флора и Лавра на Мясницкой была отслужена (в 5 ч. вечера) общественная панихида: Союзом «Искусство – жизнь», «Маковец» и мастерской Печатного дела. В среду, 14 июня, собрание союза, посвящённое памяти В.Н. Чекрыгина, в квартире его жены в Конюшенном переулке».

Вот такая печальная история…

А краткая биография художника такова.

Русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников объединения «Маковец» Василий Николаевич Чекрыгин (6/18 января 1897 года, Жиздра Калужской губернии – 3 июня 1922, ст. «Мамонтовская» Московской области) детство провёл в Киеве. Обучался в иконописной школе при Киево-Печерской лавре и четырёхклассном городском училище. В тринадцать лет в сопровождении старшего брата отправился в Москву поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) и легко выдержал конкурс. В 1912 г. три студента училища сами изготовили книжку стихов, которые написал один из них. Чекрыгин переписал стихи на специальную бумагу, с которой их можно было перевести на литографский камень, и добавил несколько рисунков. Это была первая книжка стихов В.В. Маяковского – «Я!». Зимой 1913–1914 года выставил несколько своих новаторских работ на XXXV выставке МУЖВЗ. Но сопутствующий скандал и годовое лишение стипендии заставляют Чекрыгина прекратить обучение. Покинув стены МУЖВЗ, он отправляется путешествовать по Европе. Возвратившись в Россию, уходит на фронт. В составе пулемётной бригады воюет под Двинском. В 1918 году входит в состав Комиссии по охране художественных ценностей. В начале 1920-х годов творчество художника переживает расцвет; от этого времени дошло до нас почти полторы тысячи его рисунков. Чекрыгин создаёт несколько графических циклов «Расстрел» (1920), «Сумасшедшие» (1921), «Голод в Поволжье» (1922) и «Воскрешение мёртвых» (1921–1922). Активно участвует в организации и написании будущего манифеста союза художников и поэтов «Искусство-жизнь» («Маковец»).

Среди теоретических работ Чекрыгина наибольшую известность получил труд «О Соборе Воскрешающего музея» (1921), посвящённый памяти философа Николая Федорова. Творческий и жизненный путь Чекрыгина оборвался очень рано: в возрасте двадцати пяти лет он трагически погиб, попав под поезд.

А вот некоторые факты из жизни художника.

…Василий Чекрыгин, несмотря на разницу в возрасте, был в весьма приятельских отношениях с Владимиром Маяковским.

Он даже позволял себе небольшие дерзости, вроде того, что «тебе, Володька, дуги гнуть в Тамбовской губернии, а не картины писать». Но, когда Маяковский захотел издать первый сборник своих стихов, художник решил, что ему надо в этом помочь. Поэт принес литографскую бумагу, чернила и стал диктовать Чекрыгину – тот писал своим характерным почерком, немного в славянском духе. Чекрыгин сделал несколько прекрасных рисунков, напоминающих новгородские фрески, но не имеющих ничего общего с текстом Маяковского.

«Ну вот, Вася, – бурчал тот,- опять ангела нарисовал – нарисовал бы муху, давно не рисовал!» Впрочем, особенно поэт не возражал. Текст первой книжки Маяковского «Я!» и рисунки были отнесены в маленькую литографию у Никольских ворот и изданы тиражом 300 экземпляров.

Однако близкие отношения с поэтом не помешали Чекрыгину с непримиримостью смотреть на отношения Маяковского с Лилей Брик и её супругом Осипом Бриком. Когда Маяковский с Бриками приезжал к Чекрыгину на дачу в Пушкино, художник обычно бурчал себе под нос: «Вот, приехала Бричка с двумя седоками!» Чекрыгин считал, что отношения с Бриками вредны для его друга Маяковского. Фактически из-за этого между художником и поэтом произошел разрыв.

Но это было потом.

…А пока, после заграничного путешествия, в конце 1915 года Василий Чекрыгин уходит вольноопределяющимся в действующую армию, воюя в пулеметной бригаде, участвует в боях под Двинском (ныне Даугавпилс, Латвия).

По словам самого художника, он наверняка погиб бы в «проклятых Пинских болотах», если бы не брат Иван. Запасшись нужными пропусками и рискуя собственной участью, Иван Чекрыгин перевел брата в штаб Инженерного полка, где сам служил старшим писарем. Работы в канцелярии штаба было много, но все же это было лучше окопов. Отсюда Чекрыгин прислал Л.Ф. Жегину рисунок, изображающий его за столом, на котором лежит бумага с надписью «Дорогой Лев!». Но на войне здоровье его сильно подорвалось (хронический бронхит и ревматизм); он становится нервным и раздражительным. Чтобы ободрить его, Жегин пишет, что, мол, время ему ещё не пришло. На что Чекрыгин ответил: «Никакого колокола мне нет. Быть самому звонарем, сочинить себе колокольню – я не хочу. Звонить напрасно, что может быть печальней или глупее. Надежда! Что же надежда, впереди то же, что позади. А у меня всегда были сумерки и даже ночь, когда ничего нельзя разобрать. С каждым днем меньше веры в людей». Из-за болезни художник неоднократно эвакуировался в тыл, и, наконец, в августе 1917 года он возвращается в Москву.

А через три года Василий Чекрыгин женится на Вере Викторовне Беренштам-Котовой. Как они познакомились и какую роль в этом сыграла война (где будущая спутница художника была сестрой милосердия), пока неизвестно.

Но как бы то ни было, зиму 1921–1922 года художник с женой и только что родившейся дочкой прожил в Пушкино на даче своего тестя.

И вот, буквально за месяц до трагической гибели Василия Чекрыгина, 30 апреля 1922 года в Государственном музее изящных искусств (с 1937 года Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) открылась выставка, организованная союзом молодых художников и поэтов «Искусство-жизнь» («Маковец»), идейным вдохновителем которого он и являлся. Один из основных разделов экспозиции был посвящён творчеству самого Чекрыгина; из четырёхсот его работ, отобранных для выставки, экспонировалась половина – 201 произведение. И почти все это было создано в самый последний период творчества Чекрыгина, когда он жил в Пушкино, будучи одним из основателей группы «Маковец» и последователем «Философии общего дела» Николая Фёдорова. «Живописных работ Васи почти не было, но зато его рисунки блестящим кольцом опоясывали зал… Всё огромное количество рисунков, созданное им за этот год, было сделано ночами, когда он дежурил у постели тяжелобольного брата жены», – вспоминал друг и коллега художника Лев Жегин.

…Ну, а дальнейшее нам уже известно.

Добавим лишь, что после гибели В.Н. Чекрыгина осталась масса его произведений, многие из них ныне украшают самые разные собрания не только в России, но и за рубежом.

Говорят, что писатель К. Паустовский после посещения выставки художника написал: «Первое, самое явное и безошибочное ощущение от работ Чекрыгина – ощущение гениальности. Это художник мирового значения, мировой силы!..»

…Вспомним же добрым словом нашего «земляка», непосредственного участника Первой мировой войны, незаурядного человека и талантливого художника Василия Николаевича Чекрыгина!..

И. ПРОКУРОНОВ.

На снимках:

В. Чекрыгин (1920 г.).

В. Чекрыгин. Троица (1922 г.).

Рис. В. Чекрыгина «На фронте».

В. Чекрыгин с В. Маяковским.