Дом виктора гюго в безансоне. Виктор гюго

Может занять еще пол дня. Так что на осмотр города лучше заложить минимум 1 день.

Среди главных достопримечательностей Безансона — , и . Но и просто прогулка по старому городу и набережной реки непременно доставит удовольствие!

Все достопримечательности Безансона:

Шедевр работы Вобана, включенный в , Цитадель Безансона считается одной из наиболее красивых во Франции. Она возвышается над старым городом и рекой более чем на 100 метров, открывая красивые панорамные виды.

Астрономические часы

Созданные Августином Луцианом Трутом в 1858 – 60 гг, астрономические часы Безансона имеют сложный и точный механизм, состоящий из свыше 30 000 деталей и 11 движущихся частей.

Кафедральный собор Сен-Жан

Кафедральный собор св. Жана имеет две разных апсиды: романский хор и богато украшенный хор 18-го века. Стоит отметить крупный алтарь из белого мрамора, единственный французский образец такого рода, а также «Богоматерь со святыми», нарисованную в 1512 году Фра Бартоломео. Рядом находятся известные , у которого сложно анимированные фигурки изображают воскресение Христа.

  • Время работы:
  • Лето 9 – 19,
  • зима 9 – 18.

Дом рождения братьев Люмьер

Auguste и Louis Lumière (1862-1954) (1864-1948)

Изобретатели кино, братья Люмьер родились в , на площади Saint-Quentin (теперь это Place Victor Hugo) в доме № 1. Их отей, Антуан (1840 – 1911), фотограф, содержал свою студию во дворике дома № 59 по улице Rue des Granges (бывший монастырь).

Позже братья переехали в городок , на востоке от . Именно там они сняли свой знаменитый фильм, ставший началом кинематографа — «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота».

PORTE NOIRE

Porte Noire (с французского — «Черный ворота») были построенны примерно в 175 году н.э. в честь императора Марка Аврелия.

Место рождения Виктора Гюго

На доме, где когда-то родился Виктор Гюго, можно увидеть табличку. Ее повесили 26 февраля 2002 года в напоминание идеалов 19 века, политической борьбы одного из самых известных писателей Франции: « Я хочу великих людей, я хочу свободного человека».

Адрес:
140 Grande rue
25000 BESANCON

Kursaal

Place du theatre
25000 BESANCON

Популярное место для развлечения гостей курортов, Kursaal был построен в 1892 году. В свое время в нем находились цирк и пивоварня.

Театр Безансона

Rue Mégevand
25000 BESANCON

Городской театр был построен в 1778 году по плану архитектора Claude Nicolas Ledoux в соответствии с дизайном нового времени. Были созданы комнаты в амфитеатре, созданы места в партере и была сделана первая театральная яма в мире. Коридор театра был разрушен огнем в 1958 году, потом восстановлен.

Дом Жан-Шарля Эммануэля Нодье

Жан-Шарль Эммануэль Нодье (1780-1844)

Журналист, писатель, лидер романтиков, Шарль Нодье переехал в в 1813 году. Избранный во Французскую академию в 1833 году, он часто упоминает в своих произведениях прелести родного края. Он родился 29 апреля 1780, вероятно, в ныне несуществующем доме, расположенном на площади Victor-Hugo (на месте нынешнего дома № 7), и провел свое детство в доме своего деда, мастера подрядчика Иосифа Нодье, по адресу rue Neuve (ныне rue Charles-Nodier, № 11).

L’Intendance de Besançon

Rue Charles Nodier
25000 BESANCON

В настоящее время в этом здании располагается префектура Ду. Оно было построено в 1770 – 78 гг по заказу Чарля Лакура и служило отелем для управляющего регионом.

Общий план был создан великим парижским архитектором Виктором Луисом, работы по строительству возглавлял Николя Николь. Адаптировав традиционный план таунхауса между двориком и садом, здание управления имеет фасад, выходящий во дворик, украшенный шестью ионическими колоннами, увенчанными фронтоном, а задний фасад сделан в виде ротонды.

Другие достопримечательности Безансона:

Rue Gabriel Plançon
25000 BESANCON
Одновременно бизнес-центр и центр коммуникация, Сите, спроектированный архитектором Студио, символизирует открытие Безансона новым технологиям.

CHAPELLE NOTRE DAME DU REFUGE

18 rue de l’Orme de Chamars
25000 BESANCON

Построенная с 1739 до 1745, эта часовня спроектирована архитектором Николая Николь. Ранее монастырская часовня, она была прикреплена к больнице св. Жака в 1802 году.

Открыто ежедневно, включая праздничные дни с 14:00 до 16:30.
Eglise Saint-Pierre

В 17802 году архитектор Бертрен предложил построить на королевской площади Безансона новую церковь, продолженную рядом нео-классических зданий. Церковь была сделана в виде греческого креста в период 1782 – 86 гг. Изначальный проект прервала Французская революция.

HOTEL DE VILLE

Place du 8 septembre
25000 BESANCON
На главное площади Безансона находится ратуша, построенная по проекту мэра Ричарда Сара. Ее фасад сделан в духе дворца эпохи итальянского возрождения. Над крыльцом ратуши можно увидеть орла с двумя колоннами, в напоминание о древнем прошлом города.

EGLISE SAINTE MADELEINE

Работы над этим шедевром архитектора Николя Николь начались в 1746 году и продолжились вплоть до половины 18-го века. Две башни были закончены в 1830 году. Внутри святилище разделено на три нефа, перемежающихся колоннами. Архитектурное единство всей церкви – образец религиозной архитектуры 18-го века.

В церкви находится , в котором представлена история дистрикта на протяжении 5 веков.

6 rue de la Madeleine
25000 BESANCON
Tel. : 03 81 81 12 09

Цитадель

Шедевр Вобана, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Цитадель Безансона считается одной из наиболее красивых во Франции. Она возвышается над старым городом и рекой более чем на 100 метров, открывая красивые панорамные виды.

Астрономические часы

Созданные Августином Луцианом Трутом в 1858 – 60 гг, астрономические часы Безансона имеют сложный и точный механизм, состоящий из свыше 30 000 деталей и 11 движущихся частей.

LA CATHEDRALE SAINT JEAN

Кафедральный собор св. Жана.

Кафедральный собор св. Жана имеет две разных апсиды: романский хор и богато украшенный хор 18-го века. Стоит отметить крупный алтарь из белого мрамора, единственный французский образец такого рода, а также «Богоматерь со святыми», нарисованную в 1512 году Фра Бартоломео. Рядом находятся известные астрономические часы, у которого сложно анимированные фигурки изображают воскресение Христа.
Время работы:
Лето 9 – 19, зима 9 – 18.

Дом рождения братьев Люмьер

Auguste и Louis Lumière
(1862-1954) (1864-1948)
Изобретатели кино, братья Люмьер родились в Безансоне, на площади Saint-Quentin (теперь это Place Victor Hugo) в доме № 1. Их отей, Антуан (1840 – 1911), фотограф, содержал свою студию во дворике дома № 59 по улице Rue des Granges (бывший монастырь).

PORTE NOIRE

«Черный ворота», построенные примерно в 175 году н.э. в честь императора Марка Аврелия.

Место рождения Виктора Гюго

На доме, где когда-то родился Виктор Гюго, можно увидеть табличку. Ее повесили 26 февраля 2002 года в напоминание идеалов 19 века, политической борьбы одного из самых известных писателей Франции: « Я хочу великих людей, я хочу свободного человека».
Адрес:
140 Grande rue
25000 BESANCON

Kursaal

Place du theatre
25000 BESANCON
Популярное место для развлечения гостей курортов, Kursaal был построен в 1892 году. В свое время в нем находились цирк и пивоварня.

Le Theatre

Rue Mégevand
25000 BESANCON

Городской театр был построен в 1778 году по плану архитектора Claude Nicolas Ledoux в соответствии с дизайном нового времени. Были созданы комнаты в амфитеатре, созданы места в партере и была сделана первая театральная яма в мире. Коридор театра был разрушен огнем в 1958 году, потом восстановлен.

Дом рождения Жан-Шарля Эммануэля Нодье

Жан-Шарль Эммануэль Нодье
(1780-1844)
Журналист, писатель, лидер романтиков, Шарль Нодье переехал в Париж в 1813 году. Избранный во Французскую академию в 1833 году, он часто упоминает в своих произведениях прелести родного края. Он родился 29 апреля 1780, вероятно, в ныне несуществующем доме, расположенном на площади Victor-Hugo (на месте нынешнего дома № 7), и провел свое детство в доме своего деда, мастера подрядчика Иосифа Нодье, по адресу rue Neuve (ныне rue Charles-Nodier, № 11).

L’Intendance de Besançon

Rue Charles Nodier
25000 BESANCON

В настоящее время в этом здании располагается префектура Ду. Оно было построено в 1770 – 78 гг по заказу Чарля Лакура и служило отелем для управляющего регионом.

Общий план был создан великим парижским архитектором Виктором Луисом, работы по строительству возглавлял Николя Николь. Адаптировав традиционный план таунхауса между двориком и садом, здание управления имеет фасад, выходящий во дворик, украшенный шестью ионическими колоннами, увенчанными фронтоном, а задний фасад сделан в виде ротонды.

LA CITY

Rue Gabriel Plançon
25000 BESANCON
Одновременно бизнес-центр и центр коммуникация, Сите, спроектированный архитектором Студио, символизирует открытие Безансона новым технологиям.

CHAPELLE NOTRE DAME DU REFUGE

18 rue de l’Orme de Chamars
25000 BESANCON

Построенная с 1739 до 1745, эта часовня спроектирована архитектором Николая Николь. Ранее монастырская часовня, она была прикреплена к больнице св. Жака в 1802 году.

Открыто ежедневно, включая праздничные дни с 14:00 до 16:30.
Eglise Saint-Pierre

В 17802 году архитектор Бертрен предложил построить на королевской площади новую церковь, продолженную рядом нео-классических зданий. Церковь была сделана в виде греческого креста в период 1782 – 86 гг. Изначальный проект прервала Французская революция.

HOTEL DE VILLE

Place du 8 septembre
25000 BESANCON
На главное площади города находится ратуша, построенная по проекту мэра Ричарда Сара. Ее фасад сделан в духе дворца эпохи итальянского возрождения. Над крыльцом ратуши можно увидеть орла с двумя колоннами, в напоминание о древнем прошлом города.

EGLISE SAINTE MADELEINE

Работы над этим шедевром архитектора Николя Николь начались в 1746 году и продолжились вплоть до половины 18-го века. Две башни были закончены в 1830 году. Внутри святилище разделено на три нефа, перемежающихся колоннами. Архитектурное единство всей церкви – образец религиозной архитектуры 18-го века.

В церкви находится музей, в котором представлена история дистрикта на протяжении 5 веков.

6 rue de la Madeleine
25000 BESANCON
Tel. : 03 81 81 12 09

Таких домов-музеев, в которых когда-то проживали известные писатели, во Франции немало – около 120. Жорж Санд, Александр Дюма, Жюль Верн, Оноре де Бальзак, Виктор Гюго…. Можно подняться по тем же самым лестницам, где ходили они, коснуться рукой предметов, принадлежащих им когда-то, и даже представить себя на месте их героев.

Известность к Виктору Гюго пришла достаточно рано. Ему было всего 20 лет, когда король назначил пенсию начинающему литератору после опубликования первых стихотворений. Это позволило ему жениться на девушке, которую любил с детства. За сборником последовали многочисленные пьесы и романы, пришли слава и богатство.

Площадь Вогезов (до 1799 года – Королевская площадь), дом №6, старинный особняк, построенный в самом начале XVII века. В 1831 году уже достаточно известный писатель Виктор Гюго привез сюда свою семью: жену (Адель Фуше) и пятерых детей. Они заняли апартаменты на втором этаже здания – 280 квадратных метров и прожили в них около 16 лет (1832-1848 годы).

В этой квартире были написаны лучшие романы – «Лукреция Борджиа», «Отверженные», «Песня сумерек», «Мария Тюдор», «Лучи и тени». В 1841 году Виктор Гюго становится членом Французской Академии, а несколько позднее, в 1848 году – депутатом Национального Собрания. Сюда приходили многие известные люди: Проспер Мериме, Оноре де Бальзак, Джоаккино Россини, Александр Дюма, Ференц Лист. Из этой квартиры писатель отдавал замуж Леопольдину, свою любимую дочь.

Достопримечательности дома-музея Гюго

В 1902 году, к столетию со дня рождения Виктора Гюго в его бывшей квартире было решено открыть дом-музей. Для чего Поль Мерис (друг и душеприказчик) выкупил особняк и предоставил в дар книги, рукописи, рисунки, личные вещи писателя, которые стали основой музейной композиции.

Прихожая или передняя комната

Комната обустроена в сдержанном стиле. Возле одной из стен располагаются два старинных сундука на подставках. Каждый из них сделан в своем стиле и имеет декоративную роспись на крышках и передних стенках. Напротив входа установлено трюмо, на котором стоит бюст. Нижняя часть трюмо выполнена мастерами из дорогого дерева и украшена резьбой. Массивное широкое зеркало возвышается практически до самого потолка комнаты.

Стены украшены картинами мастеров. На некоторых полотнах изображены исторические события разных эпох. На других картинах и гравюрах встречаются изображения семьи, детей близких друзей и знакомых. Почетное место среди всех полотен занимает одно с изображением мадам Гюго. Все картины обрамлены в тяжелые резные рамы.

Передняя комната достаточно просторная, но не большая. С высокого потолка на цепи свисает люстра, сделанная в старинном стиле.

Красная комната

Из прихожей посетитель сразу же попадает в красную комнату. Все помещение оформлено в красных тонах и обставлено дорогой мебелью контрастных цветов. От деревянного паркетного пола до потолка стены обтянуты бордовыми обоями. На окнах свисают тяжелые красные шторы, затянутые шнурами. При этом помещение достаточно светлое и уютное.

Вдоль одной стены расположились два журнальных пристенных столика на резных золоченых ножках. На них стоят декоративные статуэтки и бюсты, изображающие известных людей времен Виктора Гюго. В центре комнаты стоит раритетный стол, на котором, под стеклом, представлены некоторые предметы быта писателя и его семьи.

Два балконных выхода с одной стороны помещения имеют высокие до потолка полностью застекленные двустворчатые двери. С балконов открывается красивый вид на площадь. Между дверями возле стены стоит резная тумбочка, на которой расположились две расписные вазы и блюдо, оставшееся еще со времен жизни знаменитого писателя.

На стенах, как и в предыдущей комнате, развешены полотна мастеров. На многих из них изображены известные люди и друзья семьи, на остальных исторические моменты различных периодов. Также в комнате расположены на противоположных стенах свисают зеркала в вычурных золоченых рамках.

Китайская гостиная

После красной комнаты, сделанной в классическом стиле, идет помещение, полностью обставленное китайскими предметами быта и творчества. В этом помещении можно оценить дизайнерский талант писателя.

Одна из стен помещения практически полностью покрыта стеллажами с выставленными расписными китайскими фарфоровыми тарелками. Эти стеллажи были разработаны самим Виктором Гюго, покраска и завершение работы проводилось его другом. С той же стороны располагается дымоход, панели которого были расписаны мастером. В помещении преобладают основные черные, приглушенные зеленые и бордовые тона. Рисунки выполнены золотой, красной и зеленой красками.

Высокие потолки отделаны резным деревом с витиеватыми узорами. Каждая отдельная часть представляет из себя произведение искусства. С потолка свисает светильник в абажуре, также сделанный в китайском стиле.

По обеим сторонам от дымохода стоят стулья, а недалеко от них располагается китайский столик-секретер, искусно расписанный мастерской рукой. На этом столике было написано множество писем и ответов на корреспонденцию. Для обогрева помещения в комнате расположен камин.

Из комнаты есть выход на балкон, сделанный в том же стиле, что и в предыдущей комнате. Все стены покрыты расписными деревянными панелями с изображением птиц, бабочек, китайцев и китаянок. На полках размещены статуэтки, изображающие драконов и различная китайская посуда.

Столовая комната в квартире Виктора Гюго сделана в готическом стиле. В центре помещения расположен массивный деревянный стол и стулья. Вдоль стен по периметру находится мебель: лавки, буфеты, трюмо, тумбочки. Все выполнено из дорогого и тяжелого дерева и украшено резьбой.

Примечательно то, что изготовлено все убранство комнаты из мебели эпохи Возрождения, которая была закуплена в разных местах.

С помощью дизайнеров и плотников из тяжелой деревянной двери изготовлен был обеденный стол, а различные комоды превратились в буфеты и лавки. На стенах в столовой развешены картины в тяжелых рамках и фотографии. На полках и столе расставлены статуэтки декоративные и изображающие известных людей.

Возле одной из стен стоит большое зеркало, которое как бы утопленное в большую деревянную рамку-шкаф с полочками и резными столбиками. Два окна хорошо пропускают свет, несмотря на тяжелые шторы, сделанные в цвет всех обоев и красиво задекорированные. С потолка свисает тяжелая люстра, сделанная из металла в стиле всего помещения.

Не смотря на то, что комната обставлена тяжелой мебелью, а стены и шторы имеют темный окрас, она достаточно приятная на вид и уютная. А красота мебели притягивает взгляды своей вычурностью, над которой работали мастера того времени.

Малый зал

Это действительно маленькая комната. Расположить в ней массивную мебель той эпохи, в которой жил Виктор Гюго, практически невозможно. Комната сделана в современном стиле, стены и потолки обтянуты обоями. Нет никаких вычурных лавочек или тяжелых люстр.

На сегодняшний день помещение используется как выставочная комната. В ней по стенам развешены картины, гравюры, рукописи и прочие подобные произведения искусства, и ценные исторические экземпляры. Экспозиция постоянно меняется или закрывается. Причиной этому является то, что некоторые предметы запрещено постоянно выставлять, так как они могут испортиться.

Мастерская – это место где талантливый писатель творил и создавал свои произведения. Выполнена она в зеленом стиле, модном на то время.

Комната небольшая, но достаточно просторная и светлая, благодаря двум балконным проемам, которые полностью открыты и не завешены тяжелыми шторами. Пол сделан из деревянного паркета, а вот освещение того времени не сохранилось. Сейчас комнату освещают современные устройства.

В комнате расположен старинный комод с резными узорами, на котором расположена большая статуэтка. Далее стоит высокая тумба, на которой расположен бюст Леона Бонна. Напротив балконов стоит высокий секретер на тонких красивых ножках.

В помещении располагается рабочий стол писателя, на котором под стеклом представлены образцы его некоторых рукописей, старинная книга и различные личные предметы. На всех стенах развешены картины и портреты его знакомых, друзей и большой портрет его внуков Жоржа и Жанны на стене с балконными выходами.

Через мастерскую посетитель попадает в спальную комнату. Благодаря внукам Виктора Гюго, сохранилось внутреннее убранство и мебель комнаты, где писатель провел свои последние годы жизни. Комната полностью восстановлена и передает обстановку помещения того времени.

В небольшом помещении расположена деревянная массивная кровать с крышей, именно на ней провел свои последние дни, часы и минуты Виктор Гюго. Изголовье кровати резное и высокое. На четырех опорах по ее периметру расположены резные подставки, начинающиеся с ножек, на которых держится крыша.

Для обогрева комнаты предусмотрен мраморный камин, над которым до самого потолка возвышается большое зеркало. На камине стоят два подсвечника со свечами и старинные часы. Возле кровати стоит высокий комод в готическом стиле, сделанный из дорогого дерева и украшен мастерами.

В комнате также находится большой шкаф-буфет, старинные резные тумбы и стулья. На полках и шкафчиках расставлены декоративные статуэтки. На полу стоят высокие вазы. На стенах также присутствует пара картин, на которых изображен Виктор Гюго на своей кровати в последние годы жизни.


Стены во всей комнате обтянуты красными обоями, солнечный свет проникает через единственное окно, расположенной напротив кровати. На потолке находится натянутый гобелен с изображением природы. Окно закрывается тяжелыми шторами красного цвета, тяжело свисающими с потолка.

Как добраться

Адрес: 6 Place des Vosges, Paris 75004
Телефон: +33 1 42 72 10 16
Сайт: maisonsvictorhugo.paris.fr
Метро: Saint-Paul, Bastille, Chemin-Vert
Время работы: 10:00-18:00, кроме понедельника

Цена билетов

  • Взрослый: 7 €
  • Льготный: 5 €
Обновлено: 13.11.2015

НЕСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ ВИКТОРА ГЮГО

(Гюго (Victor Hugo) — знаменитый французский поэт, создатель романтизма во Франции. Родился в Безансоне 26 февраля 1802 г.)


Виктор Гюго родился на столько слабым ребёнком, что сразу после родов, его по ошибки даже приняли за мертворождённого и доктора ни давали совсем ни каких шансов, что он будет жить. Младенец был выхожен только стараниями заботливой матери.

Отец его, генерал наполеоновской армии, был много лет губернатором сначала в Италии, потом в Мадриде. Мать поэта, Софи, по рождению и личным симпатиям была убежденная роялистка. В отличие от очень строгого отца, она была очень чуткая и заботливая, женщина добрая..

Род Гюго до рождения писателя уже был очень известным и не только его отцом генералом.
Предок Виктора Гюго уже в XV веке, Георгий Гюго, капитан на службе у герцога Лотарингскаго Рене́, возведен был этим князем в дворянское достоинство и «за свои отличныезаслуги, гражданские и военные», получил от него герб.
Карл -Людовик Гюго, один из его потомков, был князем -епископом Базельским, и оставил много сочиненій, написанных хорошею латынью.

Не смотря на то, что один из предков Гюго был католическим епископом, у самого писателя отношения с Церковью не сложились. Даже похоронить себя просил без священника.

Писатель даже не был крещён. Причём в детстве, чтобы сына оградить от церкви в школе, родители сказали учителям, что их сын крещен протестантом.

Детство Гюго прошло в беспокойных странствованиях по завоеванным отцом странам, по следам отца; дольше всего он жил в Мадриде. Частые переезды по Италии и Испании среди покоренного, но не смирившегося духом населения, недоверчиво и злобно относившегося к французам, опасности и, с другой стороны, красоты и оригинальность природы юга наложили глубокий отпечаток на воображение будущего.

В 9 -10 лет Гюго учился в Дворянском Институте в Мадриде и был зачислен в пажи короля Испании Иосифа, который являлся старшим братом Наполеона.

С 11 лет, когда жить в Испании сделалось слишком опасным, Гюго с матерью и двумя братьями поселились в Париже, где мальчик посещал частную школу и больше отдавал времени беспорядочному чтению и писанию стихов, чем учению.

С 15 лет за свой выбор в пользу литературы, а не Армии, отец лишил будущего писателя всякой материальной поддержки.

В 20 лет вступил в брак, его жена M-elle Fucher была подругой детства писателя. Хотя, как вспоминал сам писатель, его первая любовь осталась в Мадриде, именно там в 9 летнем возрасте он влюбился в замужнюю женщину и посветил позже ей несколько стихов.

Гюго являлся восторженным поклонником Наполеона и его военной славы. Требовал у правительства права на возвращения Бонапартов на родину из ссылки.

Гюго выступил решительным противником смертной казни и строгих уголовных кар. По его просьбе Король даже помиловал нескольких преступников на кануне их казни.

Гюго избирался членом Французской Академии и во Французское законодательное собрание. Непосредственно участвовал в событиях политики Франции, вначале на стороне либералов, потом республиканцев. Являлся сторонником свержения Луи Наполеона; он сражался на баррикадах и с трудом спасся бегством в Бельгию, откуда его вскоре изгнали; тогда он поселился на Нормандских островах Англии (сначала на Джерсее, потом на Гернсее).

Гюго пробыл в изгнании с 1852 по 1870 г., не желая пользоваться императорской амнистией и ведя беспощадную войну с узурпатором.

Гюго занимался общественной дятельностью, содействовал Гарибальди сбором денег, защищал осужденных на смерть, вступался за политических изгнанников всех стран, переписывался с Герценом и вообще играл, не всегда с одинаковым успехом, роль всемирного представителя идеи справедливости.

Пока Париж находился во власти коммуны, Гюго жил и творил в Брюсселе.

В 1876 г. Гюго избран был сенатором, но мало принимал участия в прениях.

Гюго был христианином-католиком. В 1882 г., избранный президентом Комитета помощи русским евреям, Г. выпустил воззвание и протест против погромов, открыто стал на защиту евреев России. Это воззвание было перепечатано всей европейской прессой (в России по цензурным условиям могли появиться лишь небольшие отрывки из него).

Умер он 83 года, 22 мая 1885 г., «в сезон роз», как он предсказывал, и прах его помещен в Пантеоне после беспримерно пышных национальных похорон.

После смерти у Гюго осталось множество неизданных произведений.

Произведения Гюго стали переводится на русский язык в России с 1829 года и первой переведённой в Санкт-Петербурге книгой Гюго в 1829 году, была «Последний день приговоренного к смерти». Затем в 1830 году затем трагедия «Гернани, или кастильская честь» и в 1833 году «Ганс Исландец» и "Анжело"...
В 1882 году был переведено "Отверженные", а в 1884 году "Собор Парижской Богоматери".

В России "Собор Парижской Богоматери" был назван самым интересным и самым нескучным романом Виктора Гюго и в русской прессе о нём писали такую рецензию:
=="Менее всего интересны в нем люди, то шаблонные, как Феб, то неестественные по своему постоянному колебанию между великим и смешным, как урод Квазимодо, и т. д. Настоящим героем этого описательного романа является собор Парижской Богоматери, который в образном, проникнутом жизнью описании превращается сам в нечто живое, таящее в каждом из своих стрельчатых сводов и разрисованных окон тайну прошедшей цивилизации. Архитектурные описания в «Notre Dame de Paris», картина средневекового Парижа, сопоставления культурного значения архитектуры с книгопечатанием — составляют в романе Гюго торжество романтизма и обнаруживают в авторе глубокое понимание «жизни предметов ».==

Несмотря на блестящее исполнение, риторичность героев Гюго делает его драмы напыщенными и иногда скучными. Романтизм Гюго сказывается также в его стремлении оживить забытую старину, воссоздать силой воображения средние века и другие фазисы исторической жизни Франции, нарисовать людей в их отношениях к окружающей природе и материальной обстановке.

Личность Гюгокак поэта прежде всего поражает всеобъемлющей шириной таланта. Он отразил в своей поэзии историческую жизнь Франции почти целого века, соединяя гениальность первоклассного поэта с отзывчивостью журналиста на все вопросы дня, важные и второстепенные, проходящие и вечные.

Даже после смерти писателя, некоторые пьесы Гюго запрещалось ставить на сцене Парижа.

Из сыновей Виктора Гюго известны:
старший, Шарль-Виктор (1826—71) — талантливый журналист; работал в основанной его отцом «Evénement»; был одним из основателей, вместе с Полем Мерис и Вакери, газеты «Rappel»; автор «Le Cochon de saint Antoine» (1857); «Bohême dorée» (1859); «Chaise de paille» (1859); «Famille tragique» (1860); комедии «Je vous aime» (1861) и др.

Его брат, Франсуа-Виктор (1828—73), получил известность своим историческим сочинениям «La Normandie inconnue ou Ile de Jersey, ses monuments, son histoire» (1857), но более всего переводом Шекспира («Oeuvres complètes de Shakspeare», 1860—64).


КАКИМ БЫЛ ВИКТОР ГЮГО В ЖИЗНИ
(ВНЕШНИЙ ВИД, ЗДОРОВЬЕ, РЕЛИГИОЗНОСТЬ)


Из биографии известно, что в детстве Виктор Гюго неоднократно мог умереть.

При родах подумали, что мальчик родился мертвым, на столько он был слаб.
В 4 года, Виктора покусала собака, которую он кормил, оставив шрам на руке.
В 9 лет он упал в катлаван головой вниз и ударился о камень. Много времени пролежал без сознания, пока его не нашли на дне глубокой яме на камне, с раной на лбу.
В том же году, в 9 лет он едва не умер от болезни свинки.
В 19 лет Виктор Гуго вызвал на дуэль одного солдата и сам был ранен шпагой.

Виктор Гюго с детства носил волосы длиннее средних, имел острое зрение и необычно белые зубы. Он любил по много ходить пешком.

В 40 лет болел болезнью лёгких.
В 42 года его сбивает и переезжает ногу многотонная пушка.
В 43 года был ранен на баррикаде пулей.

Находясь в изгнании в Бельгии в возрасте 50 лет появляются мешки под глазами.
Начинает давать сбои сердце.
Виктор Гюго решает закалять свой организм, он купается голым в ледяной воде, скачет верхом на лошади, делает многок-иломметровые прогулки в дождь и в снег перед сном.

В 56 лет писатель заболел Сибирской язвой и едва не умер от болезни.

В 58 лет болел ларингитом и решил отрастить бороду, при этом часто шутил: "Может быть борода защитит меня от ангины". Сын говорил, что теперь его отец похож на пуделя. Борода у Виктора Гюго выросла очень пышная и длинная, в возрасте 64 лет он её решил укоротить.

Виктор Гюго любил много поесть. Он ни когда не страдал расстройством желудка. Известно, что писатель любил мандарины и ел их не чищенные, прямо со шкурками и семенами. Любил есть сырые яйца и пить чёрный кофе без сахара.

Очень много времени уделял по уходу за бородой и усами.
Носил аккуратные длинные ногти.

В 70 лет стал страдать бессонницей.
В 76 лет стал плохо слышать.
Однако как говорили доктора, внешне его тело, было телом 40 летнего мужчины.
Не смотря на сильный организм, в 76 лет писателя настиг инсульт, после которого Виктор Гюго прожил ещё 9 лет.

ОБРАЩАЛСЯ ЛИ ВИКТОР ГЮГО К БОГУ

Отец Виктора был масоном..
Мать была очень верующая, но в Церковь не верила, Бог был у неё в душе и молилась она дома.
Виктор Гюго официально не был крещен в Церкви, но писался католиком и даже имел крёстного отца, который был сослуживцем родного отца и тоже генерал французской Армии.
При этом Виктор Гюго был глубоко религиозном человеком, он молиться по католически дома каждое утро и каждый вечер, но храм не посещает, считая, что Церковь заключает веру в смирительную рубашку.
Гюго увлекается темой переселения души, начинает увлекаться восточными религиями, читает Коран.
В конце концов не найдя Бога и истины, он увлекся спиритизмом и призывает на помощь себе души умерших.



ПОХОРОНЫ ВИКТОРА ГЮГО
(Париж, 1885 год)


--Если быть радикальным — значит служить идеалу, то я радикал… Да, общество, допускающее нищету, да, религия, допускающая ад, да, человечество, допускающее войну, представляются мне обществом, человечеством и религией низменного порядка, я же стремлюсь к обществу высшего порядка, к человечеству высшего порядка, к религии высшего порядка: к обществу — без монарха, человечеству — без границ, религии — без писаных догматов. Да, я борюсь со священником, торгующим ложью, и судьей, попирающим справедливость… Да, насколько может желать человек, я желаю уничтожить злой рок, тяготеющий над человечеством; я клеймлю рабство, я преследую нищету, я искореняю невежество, я лечу болезни, я освещаю мрак, я ненавижу ненависть.
(Виктор Гюго)


В 2012 году я был на месте захоронения Виктора Гюго в Париже.
Его могила находится рядом с могилами писателей Дюма и Золя.

Надежда на Бога

Надейся, о дитя! Всё завтра, завтра снова
И завтра и всегда. Верь в Божью благодать!
Надейся, и когда заря зардеть готова,
Благословенья мы с молитвой будем ждать.

За грех, о, ангел мой, нам суждены страданья.
Быть может, за святой молитвы лишний час,
Господь, благословив и слёзы покаянья
И грёзы чистоты, — благословит и нас.

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Гениальный поэт, драматург и писатель Виктор Мари Гюго появился на свет в Безансоне 26 февраля 1802 года в семье офицера. Супружеская жизнь у его родителей не сложилась, поэтому младенец кочевал между отцовским и материнским домом. Возможно, именно из-за этого маленький Гюго был чрезвычайно болезненным мальчиком.

Виктору еще не исполнилось и двадцати, как в октябре 1822 года он стал законным супругом Аледь Фуке – девушки, которую любил с самого детства. Первый их ребенок умер, прожив всего несколько месяцев. После трагической смерти первенца жена подарила Виктору Гюго еще четырех детей – двух дочерей и двух сыновей. Отношения между супругами были полны любви и понимания, благодаря чему коллеги писателя называли чету «святым семейством».

Период од и романов сменился волной пьес на рубеже 20-30-х годов XIX века. Все больше погружаясь в театральную среду, теряя ощущение времени на репетициях, Гюго практически не появляется дома. Семейная идиллия рушится, а на ее шатких остатках возносится триумфальная пьеса «Эрнани», принося семье небывалый финансовый достаток.

В начале 1831 года писатель ставит точку в легендарном романе и, вместе с тем, в счастливом браке. Адель уже давно разлюбила Виктора – хотя он и не замечал этого, – и жизнь в таком положении стала невыносимой для молодого творческого мужчины.

В это время судьба дарит ему новый лучик солнца, обворожительную парижанку Жюльетту Друэ. Стройная черноглазая куртизанка и Гюго были словно созданы друг для друга… В жизни писателя вновь начинается белая полоса, и он, исполненный вдохновением, с новой силой приступает к литературной деятельности. Кстати, в отличие от Адель, Жюльетта высоко ценила работу своего любимого и всегда хранила его рукописи. Вдохновение Виктора вскоре вылилось в сборник стихов «Песни сумерек».

Интересно, что в этих отношениях Гюго проявил себя скорее строгим наставником, чем искренним любовником. С его легкой руки Жюльетта из пленительной куртизанки превратилась в скромную монашку… А в это время писатель с головой окунается в общественную деятельность. Да, в 1845 году он стал пэром Франции – и это не был предел мечтаний.

В 1843 году старшая дочь Гюго, Леопольдина, трагически погибает вместе со своим мужем. В это же время дает трещину и второй (неофициальный) брак писателя: кроме Жюльетты его начинают навещать многие хорошенькие куртизанки и актрисы. Лишь спустя семь лет несчастная женщина узнает о «подвигах» своего Казановы – да еще как узнает, из уст самой соперницы, прикрепившей в добавок к своему письму еще и любовную переписку с Гюго…

В 50-х годах французский мэтр становится изгнанником, кочуя между Брюсселем и британскими островами. За пределами Франции он издает памфлет «Наполеон Малый», который приносит ему небывалую славу, после чего с новой силой принимается за творчество. Удача то и дело улыбалась ему: на гонорар за сборник поэзий «Созерцания» Гюго смог построить целый дом!

В 60-х появляются «Отверженные», «Труженики моря», «Песни улиц и лесов». На писателя не влияет даже смерть его первой любви – Адель, а также всех его детей. Ведь жизнь Виктора Гюго теперь, помимо Жюльетты, скрашивали то Мари, то Сара, то Жюдит – все как одна юные, свежие, пылкие. Даже в восьмидесятилетнем возрасте Гюго оставался собой: за два месяца до своей смерти он еще назначал любовные свидания.

22 мая 1885 года мир попрощался с великим писателем. За гробом Виктора Гюго шло два миллиона человек…

Виктор Гюго, библиография

Все книги Виктора Гюго:

Поэзия

1822
«Оды и поэтические опыты»
1823
«Оды»
1824
«Новые оды»
1826
«Оды и баллады»
1829
«Восточные мотивы»
1831
«Осенние листья»
1835
«Песни сумерек»
1837
«Внутренние голоса»
1840
«Лучи и тени»
1853
«Возмездие»
1856
«Созерцания»
1865
«Песни улиц и лесов»
1872
«Грозный год»
1877
«Искусство быть дедом»
1878
«Папа»
1880
«Революция»
1881
«Четыре ветра духа»
1859, 1877, 1883
«Легенда веков»
1886
«Конец Сатаны»
1891
«Бог»
1888, 1893
«Все струны лиры»
1898
«Мрачные годы»
1902, 1941
«Последний сноп»
1942
«Океан»

Драматургия

1819/1820
«Инес де Кастро»
1827
«Кромвель»
1828
«Эми Робсарт»
1829
«Марион Делорм»
1829
«Эрнани»
1832
«Король забавляется»
1833
«Лукреция Борджиа»
1833
«Мария Тюдор»
1835
«Анджело, тиран Падуанский»
1838
«Рюи Блаз»
1843
«Бургграфы»
1882
«Торквемада»
1886
«Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты»

Романы

1823
«Ган Исландец»
1826
«Бюг-Жаргаль»
1829
«Последний день приговорённого к смерти»
1831
«Собор Парижской Богоматери»
1834
«Клод Гё»
1862
«Отверженные»
1866
«Труженики моря»
1869
«Человек, который смеётся»
1874
«Девяносто третий год»

Публицистика и эссе

1834
«Этюд о Мирабо»
1834
«Литературные и философские опыты»
1842
«Рейн. Письма к другу»
1852
«Наполеон Малый»
1855
«Письма Луи Бонапарту»
1864
«Вильям Шекспир»
1867
«Париж»
1867
«Голос с Гернси»
1875
«До изгнания»
1875
«Во время изгнания»
1876, 1889
«После изгнания»
1877-1878