Элла фицджеральд биография. Элла Фицджеральд биография кратко

Во время записи песенников и студийных альбомов Элла успевала гастролировать по 40 до 45 недель в год в Соединенных Штатах и за рубежом под руководством Нормана Гранца. Он весьма помог укрепить ее позиции в качестве одной из ведущих джазовых исполнительниц.

В середине 1950-х годов Фицджеральд стала первой афро-американкой, которая выступила на Mocambo. Помогла Мэрилин Монро, пролоббировшая её интересы , что сыграло важную роль в карьере Эллы.

Есть несколько концертных альбомов на Verve, которые высоко ценятся критиками. Так, в альбоме Ella at the Opera House показана типичная Фитцджеральд с JATP. Альбомы Ella in Rome и Twelve Nights In Hollywood стали вокальными канонами джаза. Ella in Berlin по-прежнему один из наиболее продаваемых альбомов, он включает в себя завоевавший Грэмми перфоманс "Mack the Knife", в котором она забывает текст, но великолепно импровизирует в компенсацию.

Verve Records был продана MGM в 1963 году за 3 миллиона долларов и в 1967 году MGM не возобновила контракт Фицджеральда. В течение следующих пяти лет она порхала между Atlantic, Capitol и Reprise. Ее записи в то время представляли собой отход от типичного репертуара джаза. Для Capitol она записала альбом гимнов Brighten the Corner , альбом традиционных колядок Ella Fitzgerald"s Christmas , альбом под влиянием кантри и вестерн Misty Blue и серию из шести попурри 30 by Ella , чем выполнила свои обязательства перед лэйбломтке. В течение этого периода у Эллы Фицджеральд выпустила вошедший в чарт сингл с кавером "Get Ready" Смоки Робинсона (ранее хит The Temptations).

Сюрпризом стал успех в 1972 году альбома Jazz at Santa Monica Civic "72 , который побудил Гранца основать Pablo Records, свой новый лейбл после продажи Verve. Фицджеральд записала около 20 альбомов для этого лейбла. Ella in London записанный в 1974 году с пианистом Томми Фланаганом , гитаристом Джо Пассом , басистом Кетером Беттсом и барабанщиком Бобби Даремом, по мнению многих, является одной из ее лучших работ. В следующем году она снова выступала с Джо Пассом на немецком телеканал NDR в Гамбурге. Годы Эллы на Pablo Records также зафиксированы снижением ее голоса. "Она часто использует короткие, колющие фразы, раньше ее голос был сильнее, с более широким вибрато", - писал один биограф. Обеспокоенные проблемами со здоровьем, Фицджеральд сделала свои последние записи в 1991 году и последнее публичное выступление в 1993 году.

Самыми известными музыкантами, с которыми сотрудничала Элла Фитцджеральд, были трубач Луи Армстронг, гитарист Джо Пасс, бэндлидеры Каунт Бейси и Дюк Эллингтон.

Также она сотрудничала за свою долгую карьеру со многими джазменами. Трубачи Рой Элдридж и Диззи Гиллеспи, гитарист Херб Эллис, пианисты Томми Фланаган , Оскар Питерсон, Лу Леви, Пол Смит, Джимми Роулс и Эллис Ларкинс - все работали с Эллой в основном в прямом эфире.

Личная жизнь

Фицджеральд выходила замуж по крайней мере дважды, и есть доказательства того, что она, возможно, сделал это и в третий раз. В 1941 году она вышла замуж за Бенни Kornegay, осужденного наркоторговца и местного докера. Брак был аннулирован через два года.

Ее второй брак, в декабре 1947 года, был со знаменитым бас-гитаристом Рэем Брауном , которого она встретила во время тура с группой Диззи Гиллеспи годом ранее. Вместе они усыновили ребенка, рожденного сестрой ФицджеральдФрэнсис, которого они окрестили Рэй Браун-младший. Фицджеральд и Браун часто бывали на гастролях и записях и ребенком в значительной степени занималась ее тетя Вирджиния. Фицджеральд и Браун развелись в 1953 году, хотя продолжали выступать вместе.

В июле 1957 года агентство Рейтер сообщило, что Фицджеральд тайно вышла замуж в Осло за молодого норвежца Тора Эйнара Ларсена. Она даже зашли так далеко, что сняли квартиру в Осло, но дело быстро забыли, когда Ларсен был приговорен к пяти месяцам каторжных работ в Швеции за кражу денег.

Как известно, Элла Фицджеральд была очень застенчивой. Трубач Марио Бауза, который играл с ней в группе Chick Webb, вспоминал, что "она не болтала много. Когда она попала в группу, её интересовала только музыка.... Она была одинокой девушкой в Нью-Йорке».

Страдая от последствий сахарного диабета Фицджеральд слабо видела, из-за этой болезни ей ампутировали ноги в 1993 году. В 1996 году она умерла 15 июня от болезни в Беверли Хиллз, Калифорния, в возрасте 79 лет. Она похоронена в на кладбище в Инглвуд, Калифорния. Архивные материалы её долгой карьере размещены в Национальном музее Смитсоновского института американской истории, а музыкальные записи в библиотеке Конгресса. Ее обширная коллекция поваренных книг была подарена библиотеке Гарвардского университета, а сборник её нот находится в Библиотеке Лос-Анджелеса.

Ella Fitzgerald - Mack the Knife

Ella Fitzgerald "Jazz in Montreux" "79 Flying Home

Ella Fitzgerald - Summertime

Дискография

Decca
1950
Ella Sings Gershwin
1954
Songs in a Mellow Mood
Lullabies of Birdland
1955
For Sentimental Reasons (A collection of previously available recordings from the late 1940s and early 1950s)
Miss Ella Fitzgerald & Mr Gordon Jenkins Invite You to Listen and Relax (A collection of previously available recordings from the late 1940s and early 1950s)
Sweet and Hot

Verve
1956
Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook
Ella and Louis (with Louis Armstrong)
Ella Fitzgerald Sings the Rodgers & Hart Songbook
1957
Ella and Louis Again (with Louis Armstrong)
Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook (with Duke Ellington) – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
Ella at the Opera House (Live)
Like Someone in Love
Porgy and Bess (with Louis Armstrong)
1958
Ella Fitzgerald and Billie Holiday at Newport (Live) (Reissued with tracks featuring Carmen McRae in 2001)
Ella Swings Lightly – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
Ella Fitzgerald Sings the Irving Berlin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella in Rome: The Birthday Concert (Live) (Released in 1988)
Ella Fitzgerald live at Mister Kelly"s (Live) (Released in 2007)
1959
Get Happy!
Ella Fitzgerald Sings Sweet Songs for Swingers
Ella Fitzgerald Sings the George and Ira Gershwin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
1960
Ella in Berlin: Mack the Knife (Live) – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella Wishes You a Swinging Christmas
Hello, Love
Ella Fitzgerald Sings Songs from Let No Man Write My Epitaph (Available on CD as The Intimate Ella)
1961
Ella Fitzgerald Sings the Harold Arlen Songbook
Ella in Hollywood (Live)
Clap Hands, Here Comes Charlie!
Ella Returns to Berlin (Live) (Released in 1991)
Twelve Nights In Hollywood (Live) (Released in 2009)
1962
Rhythm Is My Business
Ella Swings Brightly with Nelson – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella Swings Gently with Nelson
1963
Ella Sings Broadway
Ella Fitzgerald Sings the Jerome Kern Songbook
Ella and Basie! (with Count Basie)
These Are the Blues
1964
Hello, Dolly!
Ella Fitzgerald Sings the Johnny Mercer Songbook
Ella at Juan-Les-Pins (Live)
Ella in Japan: "S Wonderful (Live) (Released in 2011)
1965
Ella in Hamburg (Live)
Ella at Duke"s Place (with Duke Ellington)
1966
Whisper Not
Ella and Duke at the Cote D"Azur (Live) (with Duke Ellington)

Capitol
1967
Brighten the Corner
Ella Fitzgerald"s Christmas
1968
30 by Ella
Misty Blue

MPS Records
1969
Sunshine of your Love (Live)

Reprise
1969
Ella
1970
Things Ain"t What They Used to Be (And You Better Believe It)

Atlantic
1972
Ella Loves Cole (Released on the Pablo label as Dream Dancing)

Columbia
1973
Newport Jazz Festival: Live at Carnegie Hall (Live)

Pablo
1966
The Stockholm Concert, 1966 (Live) (with Duke Ellington) (Released in 1984)
1967
The Greatest Jazz Concert in the World (Live) (with Duke Ellington) (Released in 1990)
1970
Ella in Budapest, Hungary (Live) (Released in 1999)
1971
Ella à Nice (Live)
1972
Jazz at Santa Monica Civic "72 (Live)
1973
Take Love Easy (with Joe Pass)
1974
Fine and Mellow (Released in 1979) – Grammy Award for Best Jazz Vocal
Ella in London (Live)
1975
Ella and Oscar (with Oscar Peterson)
Montreux "75 (Live)
1976
Fitzgerald and Pass... Again (with Joe Pass) – Grammy Award for Best Jazz Vocal
1977
Montreux "77 (Live)
1978
Lady Time
Dream Dancing (First released on the Atlantic label as Ella Loves Cole)
1979
Digital III at Montreux (Live) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
A Classy Pair (with Count Basie)
A Perfect Match (Live) (with Count Basie) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
1981
Ella Abraça Jobim
1982
The Best Is Yet to Come – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
1983
Speak Love (with Joe Pass)
Nice Work If You Can Get It (with André Previn)
1986
Easy Living (with Joe Pass)
1989
All That Jazz – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
2001
Sophisticated Lady (Live) (with Joe Pass) (recorded in 1975, 1983)

Notable guest appearances
1953
JATP In Tokyo - Live at the Nichigeki Theatre 1953" (Live in Tokyo with Jazz at the Philharmonic)
1955
Songs from Pete Kelly"s Blues
1956
Jazz at the Hollywood Bowl (Live in Hollywood with Jazz at the Philharmonic)
1957
One O"Clock Jump (with Count Basie and Joe Williams)
Classic Duets (Three duets with Frank Sinatra, recorded for the 1957 ABC television The Frank Sinatra Show; released in 2002 by Capitol Records.
1983
Jazz at the Philharmonic – Yoyogi National Stadium, Tokyo 1983: Return to Happiness (Live in Tokyo with Jazz at the Philharmonic)
1989
Back on the Block (Qwest Records)

Boxed sets and collections
1994 The Complete Ella Fitzgerald Songbooks
1995 Ella: The Legendary Decca Recordings
1997 The Complete Ella Fitzgerald & Louis Armstrong on Verve

Аудио, фото, видео на Викискладе

Э́лла Джейн Фицдже́ральд (англ. Ella Jane Fitzgerald , 25 апреля , Ньюпорт-Ньюс , Виргиния , США - 15 июня , Беверли Хиллз , Калифорния) - американская джазовая певица , известная также как «Первая Леди песен» и «Первая леди джаза». Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. Также была мастером скэта и владела техникой голосовой импровизации.

Фицджеральд является обладательницей тринадцати премий «Грэмми » . При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок , она также была награждена медалью Национального искусства Рональдом Рейганом и Президентской медалью свободы Джорджем Бушем . Кроме того в 1990 году Фицджеральд была была удостоена французского Ордена искусств и литературы .

На протяжении своей 50-летней музыкальной карьеры Элла Фицджеральд записывалась с самыми именитыми джазовыми музыкантами и композиторами, в их числе Дюк Эллингтон , Луи Армстронг , Коул Портер , Куинси Джонс , Каунт Бэйси , Ирвинг Берлин , Антонио Карлос Жобин , Джо Пасс и многие другие. В общей сложности Фицджеральд выпустила более 250 альбомов и различных сборников песен.

Биография

Детство и юность

Элла Джейн Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс , штат Виргиния в результате фактических брачных отношений её родителей Уильяма и Темпи Фицджеральд . Уильяму было 32 года, а Темпи - 23, оба были коренными жителями Виргинии. Отец работал водителем погрузчика, а мать трудилась в прачечной .

Пара разошлась вскоре после рождения дочери, и Элла с матерью вынуждены были переехать в юго-восточную часть Нью-Йорка в Йонкерс . Там новым сожителем Темпи стал португальский иммигрант Джозеф да Силва, в результате связи с которым в 1923 году родилась неполнородная сестра Эллы - Франсис да Силва. Семья придерживалась принципов методизма , родители с детьми часто посещали церковь и воскресные служения, и Элла с самого детства изучала Библию и церковные песнопения . Как и многие чернокожие певицы того времени, Элла развивала свой музыкальный талант благодаря пению спиричуэлсов и госпелов .

Семья Фицджеральд бедствовала, матери с отчимом приходилось снимать одну единственную комнату в многоэтажном доме, но Элла несмотря на это росла неунывающим и добродушным ребёнком. Как и все негритянские дети её квартала, она увлекалась танцами, кино и музыкой. Вечерами, оставшись дома одна, любила разучивать песни с пластинок. Любимой исполнительницей Эллы стала Конни Босвелл , у которой она переняла манеру пения и некоторые приёмы фразировки. Как позднее рассказывала сама Фицджеральд, мать «принесла домой запись Конни, и Элла просто влюбилась в её голос, она старалась петь как можно более похоже на Босвелл» .

В 1932 году мать Эллы умерла в результате сердечного приступа , для четырнадцатилетней девочки это был страшный удар. Она стала хуже учиться, а вскоре и вовсе забросила школу. Из-за разногласий с отчимом Элла переехала жить к тёте Вирджинии Генри и стала подрабатывать смотрительницей в борделе, где соприкоснулась с жизнью мафиози и игроков в азартные игры . После того, как несовершеннолетней девушкой занялись полиция и службы опеки, её поместили в сиротский приют в Бронксе , позднее перевели в интернат для девочек в Гудзоне , но Элла вскоре сбежала оттуда и некоторое время оставалась бездомной .

Возможностью выйти из сложившейся ситуации для Эллы стала победа на конкурсе Amateur Nights. 21 ноября 1934 года состоялось её первое выступление в театре Аполло в Гарлеме . Изначально она планировала станцевать в стиле местного танцевального дуэта Edwards Sisters, но в последнюю секунду решила спеть как Конни Босвелл. В итоге Элла заняла первое место с песнями «Judy» и «The Object of My Affection» и выиграла приз в 25 долларов, а также недельный ангажемент в Аполло .

Творческий путь

1930-е годы. Сотрудничество с биг-бэндами

В январе 1935 года Элла Фицджеральд получила возможность выступить с биг-бэндом Тайни Брэдшо в Гарлемском Театре оперы, тогда же она познакомилась с джазовым барабанщиком и руководителем оркестра Чиком Уэббом . Уэбб к тому времени уже сотрудничал с певцом Чарли Линтоном и, как писали The New York Times , «с неохотой подписал с ней контракт… она была неуклюжа и неряшлива, эдакий неогранённый алмаз» . Уэбб всё же предложил ей выступить вместе на танцевальном вечере в Йельском университете .

С 1935 года Фицджеральд стала выступать с оркестром Уэбба в гарлемском танцевальном зале «Савой» на постоянной основе, там они вместе записали несколько хитов, в том числе «Love and Kisses» и «(If You Can’t Sing It) You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini)». Однако песней, принёсшей ей наибольшую популярность, стала «A-Tisket, A-Tasket» - импровизация на тему детской считалочки, которую Фицджеральд написала в 1938 году.

Чик Уэбб скончался 16 июня 1939 года, и его коллектив был переименован в «Ella and her Famous Orchestra», Фицджеральд стала руководительницей биг-бэнда. Вместе с музыкантами Элла записала более 150 композиций, по мнению журналистов из The New York Times, «большая часть из них не представляла из себя ничего особенного, это были посредственные поп-вещицы» . Оркестр прекратил своё существование в 1942 году.

1940-е годы. Студия Decca

Элла Фицджеральд, Диззи Гиллеспи, Рэй Браун, Милт Джексон и Тимми Розенкранц в клубе Downbeat, Нью-Йорк, 1947

В 1942 году Элла Фицджеральд решила начать сольную карьеру и подписала контракт со звукозаписывающей студией Decca Records. Теперь она сотрудничала с Биллом Кенни, Луисом Джорденом и группой The Delta Rhythm Boys. Менеджерос Фицджеральд стал Милт Гэблер, а в качестве импресарио выступал Норман Гранц, благодаря стараниям последнего Элла стала часто появляться на джазовых концертах в рамках Jazz at the Philharmonic. Сотрудничество с Гранцем стало ещё более плотным, когда он стал исполнять обязанности менеджера Фицджеральд, однако записываться на его лейбле Элла стала лишь через 10 лет.

Песня 1945 года «Flying Home» Эллы Фицджеральд была аранжирована Виком Шоеном, и позднее её назвали «одной из фундаментальных джазовых записей десятилетия… там, где музыканты вроде Луи Армстронга использовали уже имеющиеся импровизации, Элла Фицджеральд не боялась экспериментировать и создавать новое» . Ещё одна композиция «Oh, Lady be Good!» (1947) укрепила статус Фицджеральд как одной из лучших джазовых вокалисток.

1950-е годы. Студия Verve и пик карьерного успеха

Фицджеральд выступала на концертах JATP вплоть до 1955 года, позже она покинула студию Decca. Норман Гранц, будучи теперь её менеджером, создал специально для неё лейбл Verve Records . Сама Фицджеральд отзывалась об этом периоде, как о ключевом моменте в её карьере.

Я обнаружила, что пою лишь бибоп. Я думала, что этого было достаточно, что от меня требовалось лишь прийти куда-то на концерт и исполнять боп. Но в конечном итоге мне больше негде было выступать. Я осознала, что помимо бопа есть и другая музыка... Норман предложил попробовать что-нибудь новое, и в итоге мы выпустили The Cole Porter Songbook. Это был решающий момент моей жизни .

Элла Фицджеральд

В период записи песенников Элла Фицджеральд регулярно в течение 40-45 недель в году гастролировала и давала концерты по всей Америке и зарубежом. Норман Гранц, организовывавший выступления, способствовал тому, что Элла стала одной из самых успешных певиц, выступавших вживую . Одними из самых популярных концертных записей являются Ella at the Opera House , Ella in Rome , Twelve Nights In Hollywood и Ella in Berlin . Последний включал песню, принёсшую Элле премию «Грэмми», «Mack the Knife», во время исполнения которой слышно, как Элла забыла слова, но мастерски вышла из ситуации своим скэтом.

Поздние годы

Элла Фицджеральд в 1975 году

Verve Records была куплена компанией MGM в 1963 году за 3 миллиона долларов, и с 1967 года MGM перестали заключать контракт с Фицджеральд. В последующие 5 лет она работала на студиях Atlantic, Capitol и Reprise, данный период ознаменовал собой эксперименты Эллы в различных музыкальных жанрах и уход от классического джаза. На лейбле Capitol вышел её альбом Brighten the Corner - собрание торжественных песен, Ella Fitzgerald’s Christmas - коллекция традиционных рождественских гимнов, Misty Blue - альбом в стиле кантри , а также 30 by Ella - серия из шести записей-попурри. Один из тогдашних синглов Фицджеральд «Get Ready» (кавер-версия песни Смоки Робинсона) стал последним в её творчестве, который попал в американский хит-парад.

Неожиданный успех концертного альбома 1972 года сподвиг Нормана Гранца основать Pablo Records - первый его лейбл после продажи Verve. Фицджеральд записала около 20 пластинок для этого лейбла. Запись с живого выступления 1974 года Ella in London с пианистом Томми Флэнаганом, гитаристом Джо Пассом , контрабасистом Кеттером Беттсом и барабанщиком Бобби Дурхэмом была принята очень тепло и многими считалась одной из лучших работ Фицджеральд. На следующий год она вновь выступила с Пассом на немецком телевидении в Гамбурге . Тогда же в середине 1970-х годов критики подметили ухудшение вокальных данных певицы, она стала использовать более короткую, острую фразировку, голос стал жёстче . Из-за проблем со здоровьем Фицджеральд вынуждена была прекратить студийную деятельность в 1991 году, её последнее выступление состоялось в 1993 году в Сан-Франциско .

Последние годы жизни и смерть

В 1989 году Фицджеральд приняла участие в записи альбома Куинси Джонса Back On The Block , завоевавшего впоследствии несколько премий «Грэмми». Однако серьёзные проблемы со здоровьем мешали её творческой деятельности (в 1986 году певица перенесла операцию на сердце, зрение стремительно ухудшалось - катаракта развилась ещё в 1972 году ). После очередной госпитализации в 1989 году у нее в гостях в Калифорнии побывал журналист Леонард Фитер, и на его вопрос, как она выздоравливает, певица ответила: «Сижу дома и скучаю, мне не хватает путешествий, переездов». В 1990 году Элла снова попала в больницу во время гастролей в Голландии.

Сотрудничество

Самым плодотворным для Фицджеральд было сотрудничество с такими музыкантами, как Билл Кенни и его вокальная группа The Ink Spots , трубач Луи Армстронг , гитарист Джо Пасс , бэнд-лидеры Каунт Бэйси и Дюк Эллингтон .

  • С 1943 по 1950 год Фицджеральд совместно с The Ink Spots записала 7 песен, 4 из которых достигли вершин чартов, в том числе «I’m Making Believe» и «Into Each Life Some Rain Must Fall».
  • Элла Фицджеральд и Луи Армстронг выпустили три совместных студийных альбома на студии Verve, два из них состояли из джазовых стандартов: Ella and Louis (1956) и Ella and Louis Again (1957), третий содержал аранжированные арии из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс »; помимо этого в начале 1950-х Элла снова сделала несколько записей вместе с Армстронгом.
  • Период сотрудничества с оркестром Каунта Бэйси многими критиками считается одним из самых успешных в карьере Фицджеральд, впервые она была задействована в записи альбома One O’Clock Jump (1957), следующей совместной работой стала пластинка Ella and Basie! (1963). Новое звучание биг-бэнда Бэйси, аранжировки его композиций от молодого композитора Куинси Джонса - всё это ознаменовало для Фицджеральд новые горизонты, она также долгое время гастролировала с Бэйси. В 1972 году они вновь скооперировались для записи альбома Jazz at Santa Monica Civic "72 , в 1979 году - для трёх альбомов: Digital III at Montreux , A Classy Pair и A Perfect Match .
  • На закате карьеры Фицджеральд вместе с Джо Пассом записали 4 альбома: Take Love Easy (1973), Easy Living (1986), Speak Love (1983) и Fitzgerald and Pass… Again (1976).
  • Вместе с Дюком Эллингтоном было записано два студийных и два концертных альбома (Ella and Duke at the Cote D’Azur (1966) и The Stockholm Concert (1966). Сборник Фицджеральд Duke Ellington Songbook способствовал тому, что сочинения Эллингтона прочно вошли в Great American Songbook и стали классикой джаза.

Одним из самых крупных нереализованных проектов в карьере Эллы Фицджеральд стало сотрудничество с Фрэнком Синатрой , на протяжении музыкальной карьеры они не записали ни одного совместного студийного или концертного альбома. Однако Синатра и Фицджеральд появлялись вместе в различных телешоу, в частности, передаче «A Man and His Music + Ella + Jobim» (1967), и принимали участие в общих концертах .

Голосовые данные

Элла Фицджеральд не получила музыкального образования, она ни разу в жизни не посетила урок пения и ей не нужно было распеваться перед выступлениями . Она обладала меццо-сопрано , но могла петь как выше, так и ниже. Диапазон её голоса составлял три октавы: от ре-бемоль малой октавы до ре-бемоль второй октавы .

Американский писатель, журналист и музыкальный критик Уилл Фридвальд писал о её вокальных данных:

В отличие от многих других певцов, которых вы можете вспомнить, Элла Фицджеральд обладает поистине уникальным и ценным голосом, звучание его с лёгкостью можно назвать самым красивым и идеальным среди тех, которые когда-либо слышал человек. Даже если бы она ничего не делала со своим голосом, он всё равно оставался бы сладким, чистым и прекрасным. Как однажды сказал Генри Плизантс, у Фицджеральд больший голосовой диапазон, чем у большинства оперных певцов, многие из них, включая Дитриха Фишер-Дискау , являлись поклонниками её творчества. Певческие интонации Эллы, выражаясь скромно, просто божественны. Фицджеральд буквально живёт мелодией, она берёт каждую ноту без малейшего усилия или затруднения. Другие певцы поют так, словно специально пытаются достать до самой высокой ноты, но Фицджеральд всегда звучит так, будто она уже на высоте. Создаётся ощущение, что она со своей небесной высоты устремляется вниз к любому звуку, который ей нужен .

Уилл Фридвальд

Генри Плизантс в своей книге «The Great American Popular Singers»:

У неё замечательный голос, её природный певческий диапазон - один из самых тёплых и излучающих радость среди тех, которые мне доводилось слушать, а я переслушал многих певцов всех мыслимых музыкальных направлений. Фицджеральд обладает безупречным чувством ритма и безукоризненной интонацией. Её чуткость по отношению к гармонии просто потрясает. Она бесконечно находчива. И дело тут заключается не в том, что именно она делает, и даже не в том, как она это делает, вся суть кроется в том, чего она не делает. Говоря простыми словами, она не делает ничего неверного. Ничто в её выступлении не вызывает сомнения… Она всё делает абсолютно правильно и никак иначе .

Генри Плизантс

Элла Фицджеральд в кино и на телевидении

Самой заметной ролью в кино для Фицджеральд стала роль Мэгги Джексон в музыкальном фильме режиссёра Джека Уэбба «Блюз Пита Келли» (1955), в котором также снялись Пегги Ли и Джанет Ли . Несмотря на то, что Элле уже доводилось петь в фильмах (комедия Эбботта и Костелло «Загони их, ковбой»), на тот момент предложение Нормана Гранца сыграть в фильме Warner Bros. казалось ей пиком карьеры . Критики The New York Times холодно восприняли фильм, но упомянули, что «из 95 минут, что идёт фильм, 5 минут из него стоит посмотреть точно… это момент, когда Элла Фицджеральд предстаёт на экране во всей красе» . После съёмок в «Блюз Пита Келли» Фицджеральд также играла камео в «Сент-Луис Блюз» (1958) и «Никто не напишет мне эпитафию» (1960), позже, в середине 1980-х, она также снялась в сериале «Белая тень».

Фицджеральд часто появлялась в самых различных телешоу, в том числе передачах Энди Уильямса , Фрэнка Синатры , Нэта Кинг Коула , Дина Мартина и многих других. Также являлась постоянным гостем на «Шоу Эда Салливана » . Помимо этого певицу часто привлекали к созданию рекламных роликов, в частности, она рекламировала магнитные ленты Memorex и продукцию сети ресторанов фастфуда общественного питания KFC . Её последним участием в рекламе была фотосессия для финансовой компании American Express , фотографировала певицу Энни Лейбовиц .

Благотворительная деятельность

Элла Фицджеральд активно помогала таким благотворительным организациям, как Американская Ассоциация Сердца и Национальный Медицинский Центр «Город Надежды». В 1993 году она основала Благотворительный Фонд имени Эллы Фицджеральд, который занимается образованием, помощью молодым музыкантам, гуманитарной поддержкой, а также исследованием диабета и помощи больным. Помимо этого Фонд принимает участие во многих акциях, одна из них называется «A Book Just For Me!» и заключается в ежегодном предоставлении более ста тысяч новых книг детям из малоимущих семей .

Характер

Элла Фицджеральд была печально известна своей излишней скромностью и даже застенчивостью, она не поддерживала отношений даже с теми музыкантами, с которыми успешно работала, встречаясь с ними только на записях и концертах. Трубач Марио Бауза, аккомпанировавший Элле в годы её сотрудничества с Чиком Уэббом, вспоминал, что «Элла не слишком любила тусовки, она была предана лишь музыке… она была замкнута и одинока во всём Нью-Йорке» . Когда чуть позже союз певцов назвал в честь Эллы специальную награду, она ответила, что «не хочет сболтнуть что-нибудь лишнее, но на её взгляд ей всё же лучше всего удаётся просто петь» . Певец Дженис Сигель вспоминал о совместной репетиции в 1983 году:

Мы все собрались вокруг фортепьяно, записывали нашу четырёхголосную партию, после чего Элла добавила от себя немного скэта. Затем она повернулась к нам и спросила: «Ну, как, нормально получилось?». Я был просто изумлён, это как если бы Бог после создания мира спросил окружавших его ангелов: «Ну, что думаете? Великий каньон хорошо вышел?» .

Дженис Сигель

Семья и личная жизнь

Элла Фицджеральд официально была замужем два раза, существуют также неподтверждённые сведения о третьем браке. В 1941 году она вышла замуж за Бенни Корнегея, торговца наркотиками и рабочего в местном доке. Через два года брак был объявлен недействительным .

В декабре 1947 года певица вышла замуж за известного контрабасиста Рэя Брауна , которого она встретила годом ранее во время турне с ансамблем Диззи Гиллеспи . Пара усыновила племянника Эллы, сына Франсис да Силва, которого они назвали Рэй Браун-младший, впоследствии он также стал известным джазменом. Фицджеральд и Браун развелись в 1953 году из-за большого влияния, которое оказывала карьера на личную жизнь каждого. Но, несмотря на разрыв семейных отношений, Элла и Рэй продолжали сотрудничать в музыкальном плане .

Трибьюты

Дискография

Основная статья: Дискография Эллы Фицджеральд

Дискография Эллы Фицджеральд состоит из более 250 различных альбомов, коллекций песен и песенников, посвящённых одному автору.

Награды и номинации

Основная статья: Список наград и номинаций Эллы Фицджеральд

За свою пятидесятилетнюю карьеру Элла Фицджеральд получила 13 премий «Грэмми » и специальную награду за жизненные достижения , 2 песни и 4 альбома в её исполнении были введены в Зал славы «Грэмми». В 1960 году на голливудской «Аллее славы» появилась звезда Фицджеральд. В разные годы она была награждена Президентской медалью свободы , медалью Национального искусства, французским Орденом искусств и литературы и многими другими почётными регалиями.

Примечания и источники

  1. , с. 203
  2. Grammy Awards Past winners search: Ella Fitzgerald (англ.) . Grammy.org. Архивировано
  3. Элла Фицджеральд (англ.) на сайте Discogs
  4. NEA Jazz Masters: Ella Fitzgerald (англ.) . Nea.gov. Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  5. Model Citizens: Notable Medal of Freedom Recipients (англ.) . Bet.com. Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  6. Renouf, Renee "Muriel Maffre, Chevalier de l"Ordre des Arts et des Lettres" (англ.) . Ballet.co.uk (24 October 2008). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  7. Lichfield, John The Big Question: How does the French honours system work, and why has Kylie been decorated? (англ.) . The Independent (8 May 2008). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  8. , с. 13
  9. Ella Fitzgerald Biography (англ.) . Notablebiographies.com.
  10. , с. 15
  11. Holden, Stephen Ella Fitzgerald, the Voice of Jazz, Dies at 79 (англ.) . The New York Time (16 June 1996). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  12. Bernstein, Nina Ward of the State: The Gap in Ella Fitzgerald"s Life (англ.) . The New York Times (23 June 1996). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  13. Rich, Frank How High the Moon (англ.) . The New York Times (19 June 1996). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  14. Moret, Jim "First Lady of Song" passes peacefully, surrounded by family (англ.) . CNN.com (15 June 1996).
  15. Davies, Hugh (англ.) . The Telegraph (31 December 2005). Архивировано
  16. Nicholson, Stuart Encyclopedia of Jazz Musicians: Ella Fitzgerald (англ.) . Jazz.com. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  17. , с. 423
  18. Find a Grave: Ella Fitzgerald (англ.) . Findagrave.com. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  19. Library of Congress and Smithsonian Institution To Share Ella Fitzgerald Collection (англ.) . Loc.gov (25 April 1997). Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  20. Ella Fitzgerald collection, 1956-1992 (англ.) . Loc.gov. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  21. Library to Unveil Fitzgerald Cookbooks (англ.) . The Harvard Crimson (7 October 1996). Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  22. Nicholson, Stuart The Dozens: Twelve Essential Ella Fitzgerald performances (англ.) . Jazz.com. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  23. Friedwald, Will ELLA FITZGERALD, 1917 - 1996 A memorial (англ.) . Museum.media.org. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  24. Webb Plays the Blues (англ.) . The New York Times (19 August 1955).
  25. Ella Fitzgerald on Ed Sullivan Show (англ.) . Edsullivan.com. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  26. Memorex Ad featuring Ella Fitzgerald (англ.) . Retrojunk.com.
Великая американская джазовая певица, которую называли и «Первой леди джаза», и «Леди Элла», известна во всем мире. Речь об Элле Джейн Фицджеральд. Она является величайшей в истории джаза вокалисткой, диапазон ее уникального голоса – три октавы. «Леди Элла» мастерски владела техникой голосовой импровизации и осталась в этом непревзойденной.

Детство и семья Эллы Фицджеральд

Родной город Фицджеральд – Ньюпорт-Ньюс. Ее родители - простые люди: мама работала прачкой, а отец рабочим. Элла была совсем маленькой, когда отец ушел из семьи. Мать, взяв с собой дочь, переехала в Нью-Йорк, где вскоре вышла замуж. Отчим был иммигрантом из Португалии. Семья была набожной, поэтому нередко посещала церковь. Именно там еще девочкой Фицджеральд впервые услышала церковные песнопения, которые произвели на нее немалое впечатление.

Мать Эллы умерла в 1932-ом году. Вплоть до этого времени девочка исправно посещала школу, была примерной ученицей. Нередко, будучи жизнерадостным ребенком, она танцевала и пела во дворе, давая импровизированные концерты для детворы. Элле удавалось имитировать голоса популярнейших певцов. С приятелем Чарльзом Гулливером она увлеченно отплясывала самые модные танцы.

После того, как мать Эллы умерла, она переехала к своей тете в Гарлем. Девочка бросила школу и почти постоянно пропадала на улице. По вечерам Фицджеральд подрабатывала, танцуя в клубах. Так продолжалось два года, а в 1934-ом девушка ушла из дома.


Элла Фицджеральд: начало карьеры

Осенью 1934-го года в кинотеатре «Аполло» проходил любительский конкурс, проводимый диск-жокеем и комментатором Ральфом Купером. Элла решила принять в нем участие в качестве танцовщицы, однако во время предварительного прослушивания выяснилось, что ее соперницами в том же амплуа станут сестры Эдвардс, выступающие дуэтом и уже известные к тому времени. Это стало причиной того, что девушка приняла решение сменить амплуа, Элла спела.

Ella Fitzgerald - Summertime (1968)

Успех был ошеломительным. Две композиции были исполнены ею таким сильным голосом, что пораженная публика буквально взорвалась аплодисментами. Во время выступления ей аккомпанировал оркестр Бенни Картера. Вскоре Элла снова участвовала в конкурсе и вновь одержала победу. В качестве награды она на протяжении недели выступала совместно с оркестром Тини Брэд-шоу.

Первые песни Эллы Фицджеральд

Можно сказать, что профессиональная карьера певицы началась с января 1935-го года, когда Фицджеральд пела на сцене Гарлемского театра. Бенни Картер представил ее Чику Уэббу, с которым они подписали контракт и начали совместные выступления. Оркестр Уэбба к тому времени считался одним из лучших. Для певицы он стал первой ступенькой в карьере. Вместе с биг-бэндом Элла выступала на протяжении семи лет. В 1935-ом они вместе записали первую пластинку, выход которой сразу привлек внимание к скромной певице.

В 1939-ом году Чика Уэбба не стало. Главное место в оркестре заняла Элла. До 1942-го года было записано более полутора сотен треков. В 1942-ом году певица решила уйти из биг-бэнда и начать сольную карьеру.


Сольная карьера певицы Эллы Фицджеральд

Стараясь найти свой путь в джазе, Элла ушла с головой в творческий поиск. В то время она считалась вовсе не джазовой певицей, а раскрученной и знаменитой поп-звездой. Ее путь к джазу был непростым и долгим. Умея с юных лет имитировать пение Луи Армстронга , она еще не ощущала джазового привкуса. Желание петь джаз пришло к ней гораздо позже. Решающее же влияние на нее оказало частое общение с Армстронгом, Бейси, Эллингтоном и джазовой молодежью, которая, как и Элла, искала новые творческие пути.

Ella Fitzgerald: One note Samba (scat singing) 1969

К середине 40-х годов Фицджеральд стала другой певицей, она уже не желала исполнять чьи-то песни, не желала подражать чужим импровизациям. Элла почувствовала, что готова импровизировать сама и у нее есть, что сказать публике. В конце войны началась эра бибопа, эра иного джаза. Вскоре мир открыл для себя новую джазовую звезду. Элла своим пением стирала границы между инструментом и голосом, умела создавать вокальные импровизации на слог (скэт). Эту виртуозную технику она довела до совершенства.


На 60-е годы пришелся пик ее творческой карьеры. Менеджером Фицджеральд и ее твердой направляющей рукой стал Норманн Гранц, благодаря которому был создан личный лейбл певицы – Verve Records, ставшим для нее ключевым в жизни. В 1956-ом вышел сольный альбом Эллы, принесший небывалую славу. Далее последовал выпуск еще нескольких альбомов. Фицджеральд начала выступать не только в США, она ездила на гастроли во многие страны.

Последние годы жизни Эллы Фицджеральд, причина смерти

Голос певицы ухудшился в середине 70-х годов. Она практически совсем перестала выступать и записываться с 1991-го года. В 1993-ем ею был дан заключительный концерт в Сан-Франциско. Элла Фицджеральд со своим вторым мужем Рэем Брауном

Несмотря на разрыв семейных уз между Эллой и Рэем, их музыкальное сотрудничество не прекратилось. Кроме того, бывших супругов связывал усыновленный ими в браке племянник Эллы, которому дали имя Рэй-младший. Когда мальчик вырос, он решил, как и его приемные родители, связать жизнь с музыкой. В 1957-ом году в прессе много писали о якобы состоявшемся бракосочетании певицы с Тором Ларсеном. Эта информация так и осталась на уровне слухов.

ПЕРВАЯ ЛЕДИ ДЖАЗА ЭЛЛА ФИЦДЖЕРАЛЬД

В 50-е годы ни один из концертов в Белом доме не проходил без участия Эллы Фицджеральд . За свою жизнь она записала более 250 альбомов, было продано более ста миллионов ее пластинок. Двенадцать раз певица награждена самой престижной американской музыкальной премией Grammy. Газеты писали: «Элла Фицджеральд может спеть даже телефонный справочник». Себя она считала еще одним инструментом в оркестре и говорила: «Когда я пою, я мысленно ставлю себя на место тенор-саксофона».

Параллельные пути

Появилась на свет 1917 года в маленьком американском городке Нью-порт Ньюс. В раннем детстве ее бросил отец, и Элла, у которой появился отчим, переехала в Нью-Йорк вместе с семьей, пошла в школу. Вплоть до смерти матери в 1932 году она оставалась примерной ученицей, исправно посещавшей церковь, живой, веселой и общительной девочкой. В старших классах она любила где-нибудь во дворе или на уличном углу давать «представления», мастерски имитируя перед сверстниками голоса популярных певцов или вместе со своим приятелем Чарлзом Гулливером с увлечением отплясывать самые модные танцы.

Знакомясь с ее биографией, иногда удивляешься тому, насколько тесно соприкасались линии жизни двух великих джазовых певиц Эллы Фицджеральд и Билли Холидэй. Почти ровесницы, они родились в один и тот же месяц и первые свои сознательные шаги сделали в годы, которые многие американские историки не случайно называют «эрой джаза».

И Билли, и Элла в юности дышали до предела насыщенным звуками джаза воздухом Гарлема, где вскоре – и обе вполне случайно – получили свои первые ангажементы в качестве певиц, хотя и та, и другая поначалу намеревались стать… танцовщицами. Обстоятельство это имеет такое важное значение для всей их последующей жизни, что стоит остановиться на нем подробнее.

Первый шаг к мечте Эллы Фицджеральд

После смерти матери Элла переехала к тетке в Гарлем и тут, что называется, «сошла с рельс»: бросила школу, целые дни проводила на улице, вечерами подрабатывая танцами в окрестных клубах, а в 1934-м и вовсе ушла из дома. Неизвестно, как сложилась бы ее дальнейшая судьба, если бы осенью того же года она не решилась поучаствовать в любительском конкурсе, который регулярно проводил популярный комментатор и диск-жокей Ральф Купер в кинотеатре «Аполло».

Это были настоящие шоу. Для участия в них приглашались самые знаменитые оркестры, зал был оснащен новейшей аппаратурой, а сам конкурс транслировался по радио. Победитель вместо обычной в таких случаях денежной премии награждался недельным ангажементом в «Аполло». Элла, накопившая к тому времени солидный опыт, собиралась выступить в амплуа танцовщицы. Но, придя на предварительный просмотр, к своему ужасу обнаружила, что соперником ее в этом жанре будет хорошо известный местной публике полупрофессиональный дуэт сестер Эдвардс. Волей-неволей пришлось тут же менять амплуа, и Элла решилась петь.

ФАКТЫ

С 1943 по 1950 год певица совместно с The Ink Spots записала 7 песен, 4 из которых достигли вершин чартов.

с Фрэнком Синатрой

И Луи Армстронг выпустили три совместных студийных альбома. Два из них состояли из джазовых стандартов: «Ella and Louis» и «Ella and Louis Again». Третий содержал аранжированные арии из оперы «Порги и Бесс».

Период сотрудничества с оркестром Каунта Бэйси многими критиками считается одним из самых успешных в карьере Фицджеральд.

Вместе с Дюком Эллингтоном было записано два студийных и два концертных альбома. Сборник Фицджеральд «Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook» способствовал тому, что сочинения Эллингтона прочно вошли в Great American Songbook и стали классикой джаза.

Одним из самых крупных нереализованных проектов в карьере певицы стало сотрудничество с . На протяжении музыкальной карьеры они не записали ни одного совместного студийного или концертного альбома.

Официально была замужем два раза, существуют также неподтвержденные сведения о третьем браке. В браке с контрабасистом Рэем Брауном она усыновила племянника, которого назвали Рэй Браун-младший. Впоследствии он также стал известным джазменом. Фицджеральд и Браун развелись из-за того, что карьера мешала их личной жизни.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

История жизни Эллы Фицджеральд как нельзя лучше показывает, что из любого начинания при достаточном упорстве непременно выйдет толк, даже если изначально все обстоятельства против тебя. Культовая певица смогла покорить всех своей простотой и музыкальным гением, с которым ей повезло родиться. Но без должного упорства ее судьба могла бы сложиться совсем по-другому. Отдав свою жизнь музыкальному искусству, с самого раннего детства она была увлечена всем, что происходило вокруг нее. Танцы, музыка, пение, спорт - всему этому Элла отдавалась без остатка, чтобы, в конечном итоге, осознать собственное предназначение. Выбрав свою судьбу, она смогла стать певицей, которую до сих пор считают величайшей джазовой легендой XX века.

Краткая биография

Элла Фицджеральд родилась в одном из тех маленьких американских городов, которые с трудом можно отыскать на карте - Ньюпорте Ньюсе. Это произошло 25 апреля 1917 года, в штате Вирджиния. Ее отец Уильям не горел желанием документально закрепить отношения с матерью девочки Темперанс, так что они жили без официального брака. Возможно, рождение ребенка повлияло на то, что он вскоре оставил семью.


Из-за сильных переживаний мать с дочкой покидают дом и перебираются в другой американский городок - Йонкерс, где Темперанс знакомится с мужчиной, который становится маленькой Элле отчимом. Вскоре, в 1923 году, у Эллы появляется сестра - Франсис. Будучи очень набожными, все они регулярно посещали церковь и постоянно изучали Библию.

Когда Элле исполнилось 14 лет, случилась страшная трагедия - ее любимая мать умерла от сердечного приступа. Вне себя от переживаний, девочка ссорится с отчимом и уезжает от него к родственнице - тете Вирджинии. Находясь абсолютно без присмотра, Элла бросает школу и устраивается работать прислугой в публичный дом, где начинает постепенно опускаться на дно общества. Постоянное общение с ворами и гангстерами различных мастей оказывало на девушку пагубное воздействие. Полиция, обнаружив бездомного подростка, определила ее в приют в Бронксе. В скором времени ее переводят в интернат для девушек, расположенный в Гудзоне, но надолго она в нем не задерживается, предпочтя бездомную жизнь строгим правилам.

В 1934 году Элла Фицджеральд захотела попробовать свои силы в танцах, выбрав для этого свободный конкурс Amateur Nights. Узнав про очень сильных соперников-танцоров, она изменила свое решение. Этот поступок в корне перевернул всю жизнь Эллы Фицджеральд. Вспомнив любимую исполнительницу детства - Конни Босуэлл, девушка решила спеть композицию «The Object of My Affection». Благожелательно настроенная публика позволила Элле исполнить две песни, хотя от сильного волнения она потеряла голос, и ей пришлось начать первую мелодию заново. По итогам зрительских симпатий, ей удалось обойти своих соперников. Этот момент можно считать ее становлением в качестве певицы, так как за победу она получила возможность выступлений в «Аполло» - культурном и музыкальном центре того времени.

В начале 1935 года происходит ключевое событие для Эллы, ее знакомят с Чиком Уэббом - талантливым основателем успешного биг-бенда. Критически отнесясь к Элле, как к исполнителю, он все-таки подписывает с ней договор, позволяющий девушке выступать с его оркестром. С этого момента Фицджеральд выступает вместе с коллективом Уэбба, а когда в 1936 году он умирает, певица занимает его место, сменив название оркестра на «Ella and Her Famous Orchestr» (Элла и ее Знаменитый Оркестр).


Взяв направление на популярную музыку, коллектив выступал до 1942 года. Играя только лишь попсовую музыку на потребу публике, они не смогли вырасти во что-то серьезное, так что распад коллектива был вполне предсказуем.

С этого момента молодая певица решает попробовать свои силы в сольной карьере и ей удается заключить выгодный контракт с компанией «Decca Records». Это сотрудничество принесло миру несколько величайших произведений, исполненных Эллой, среди которых Flying Home» и «Oh, Lady Be Good!».

Начиная с 1945 года Фицджеральд решает расти еще выше в карьерном плане. Она расстается с «Decca Records» и начинает записываться под новым брендом - «Verve Records», созданным менеджером Норманом Гранцем специально для нее. Это время становится для нее по-настоящему золотым. Фицджеральд импровизирует в разных стилях: джаз, би-боп, поп, привнося в свое пение технику скэта, получающегося у нее поистине виртуозно. Певица приобрела невероятную популярность, с которой мало кто мог соперничать, давая десятки концертов по всей Америке.

В 1972 году певица начинает сотрудничать с лейблом «Pablo Records», так как старый - «Verve Records», был выкуплен фирмой «MGM». Многие композиции, записанные в это время, считаются лучшими в творчестве Фицджеральд.

Начиная с 1993 года, Элла перестает выступать и проводит все свое время в доме на Беверли-Хилс. Прикованная к инвалидной коляске, она до самого последнего дня радовалась жизни. В 1966 году Элла Фицджеральд покинула наш мир.



Интересные факты

  • Певица была невысокого роста - всего 1 м 64 см.
  • Значительную долю своего мастерства она почерпнула из записей Конни Босуэлл - любимой певицы детства. Стараясь скопировать ее манеру исполнения, она считала ее своей музой.
  • Она целых 13 раз получала премию «Грэмми».
  • Семья Фицджеральд являлась приверженцами Методистской церкви и исповедовала религию методизма.
  • Если бы не упорство Чарльза Линтона, Эллу никогда не согласились бы взять на первое прослушивание, слишком непрезентабельным был ее внешний вид.
  • Личный нотный архив певицы хранится в национальной библиотеке США.
  • Она неоднократно занимала и прочно удерживала верхние строчки хит-парадов со своими композициями, такими как «Into Each Life Some Rain Must Fall» и «I’m Making Believe».
  • Начиная с середины 70-х, певица начала постепенно терять былое очарование голоса, Несмотря на это, она продолжала выступать, немного изменив манеру пения и сделав ее более жесткой и отрывистой.
  • Необычайно широкий диапазон Фицджеральд охватывал практически 3 октавы. Далеко не все оперные певцы могли похвастаться подобным. Неудивительно, что многие из них считали Эллу выдающимся исполнителем.
  • Очень высоко оценил мастерство Эллы еще один мэтр джаза - Фрэнк Синатра, ставший поклонником ее творчества.
  • Свое уважительное прозвище «Первая леди джаза» она получила за мастерство и виртуозное владение голосом.
  • Благодаря своему выдающемуся трудолюбию, за свою жизнь она записала более 90 альбомов.
  • Она снималась в рекламных роликах, в частности, для компании «KFC».


  • Фицджеральд умела великолепно подражать пению Луи Армсронга.
  • Исполняя не только джаз, но и его разновидность – бибоп, Элла мастерски преуспела в импровизации, являющейся основой для этого стиля.
  • Под конец жизни, из-за синдрома диабетической стопы у Эллы развилась гангрена, так что врачи вынуждены были ампутировать ей обе ноги.
  • Синатра и Фицджеральд долгое время общались вместе, но у них никогда не было ни одного совместного проекта.
  • Она участвовала в благотворительности, жертвуя крупные суммы денег различным организациям.
  • Певица была удостоена благодарности и рукопожатия президента США Рональда Рейгана.
  • В Америке была выпущена почтовая марка, посвященная памяти исполнительницы.
  • В городе Ньюпорт Ньюс существует театр, названный в честь певицы.

Лучшие песни

«Love and Kisses » - яркая композиция с классическим импровизационным вступлением, проходящим у разных инструментов, записанная в 1934 вместе с оркестром Чиком Уэбба.

«Love and Kisses» (слушать)

«You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini) » - песня импровизационного характера, была записана в 1934. Именно здесь Фицджеральд начинает применять свою технику скэта.

«You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini)» (слушать)

«A-Tisket, A-Tasket » - незамысловатая песенка, исполненная Эллой, сделавшая ее по-настоящему известной. Блестящая новая аранжировка на тему простой попевки про потерявшуюся корзинку. Мягкий голос с яркими акцентами оставляет поистине незабываемое впечатление.

«I Found My Yellow Basket » - смысловое продолжение композиции «A-Tisket, A-Tasket», где Элла поет о том, что потерянная желтая корзинка все-таки была найдена.

«Flying Home » - одна из лучших песен певицы. Аранжировку сделал Вик Шоен в 1945 году, и эту вещь признали выдающейся композицией 40-х.

«Flying Home» (слушать)

«Oh, Lady Be Good! » - лирическая песня, ставшая хитом, с великолепной фразировкой и исполнением.

«Oh, Lady Be Good!» (слушать)

«Mack the Knife » - эта композиция спета Эллой настолько бесподобно, что певица получила за нее две премии «Грэмми».

«Mack the Knife» (слушать)

  • «Сегодня» (1952);
  • «Воскресная витрина» (1959-1960);
  • «The Tender Game» (1958);
  • «Amanti» (1968);
  • «Шоу Джо Бишопа» (1967-1969);
  • «Remember When...» (1981);
  • «Омнибус» (1967-2003).
  • Непростая личная жизнь «Леди Джаз»

    Как у многих талантливых людей, личная жизнь певицы складывалась довольно непросто. Суровое детство и юношество привели к тому, что своих партнеров Фицджеральд выбирала среди неблагополучных элементов общества. Так, первым человеком, с кем она официально связала свою жизнь, был Бенни Корнегей - уличный продавец запрещенных наркотических средств, подрабатывающий в порту. Пара расписалась в 1941 году, но не прожила вместе даже двух лет.

    Следующая попытка замужества состоялась в 1947 году, и Элла подошла к выбору второй половины гораздо более осмотрительно. Познакомившись в 1946 году с контрабасистом Реем Брауном и повстречавшись меньше года, пара решила официально расписаться. Вдобавок, они усыновили сына сводной сестры Эллы, назвав его Рэй Браун-младший. Прожив в браке шесть лет, Элла развелась с мужем, так как постоянная загруженность совершенно не оставляла времени на совместное сопровождение. Они расстались по обоюдному согласию и продолжали сотрудничество даже после развода.

    Третий брак ориентировочно датируется 1957 годом. О нем практически ничего не известно, за исключением того, что мужем Фицджеральд был норвежец по имени Тор Ларсен. Через некоторое время он совершил кражу, поэтому брак был моментально аннулирован, так как такая новость могла негативно отразиться на карьере певицы. Любые упоминания о нем тут же удалялись менеджером Эллы Норманом Гранцем.

    Будучи довольно замкнутой, скромной и застенчивой, Элла Фицджеральд никогда не распространялась о своей личной жизни. Лишь сын Рэй и его дочь Элис находились рядом с Фицджеральд в последние мгновения ее жизни.