Флобер жизнь. Гюстав флобер, краткая биография

ФЛОБЕР, ГЮСТАВ (Flaubert, Gustav) (1821–1880), французский писатель, которого часто называют творцом современного романа. Родился 12 декабря 1821 в Руане, где его отец был главным врачом одной из местных больниц. С 1823 по 1840 Флобер учился в Королевском коллеже Руана, где не добился особых успехов, но проявил интерес к истории и большую любовь к литературе. Он читал не только модных в ту пору романтиков, но также Сервантеса и Шекспира. В школе он познакомился с будущим поэтом Л.Буйе (1822–1869), который на всю жизнь стал его верным другом.

В 1840 Флобера отправили в Париж изучать право. Прозанимавшись три года, он не сумел сдать экзамены, зато свел дружбу с писателем и журналистом М.Дю Каном (1822–1894), который стал его спутником в путешествиях. В 1843 у Флобера обнаружили сходное с эпилепсией нервное заболевание, и ему был предписан малоподвижный образ жизни. После смерти отца в 1846 он вернулся в имение Круассе под Руаном, заботился о матери и занимался по преимуществу литературой. К счастью, он обладал состоянием, которое избавило его от необходимости зарабатывать на жизнь пером либо иными способами. Равным образом он смог осуществить свою мечту о путешествиях и посвятить многие годы написанию одного-единственного романа. Он совершенствовал свой стиль с предельным вниманием, отвлекаясь лишь на профессиональные беседы с братьями Гонкурами, И.Тэном, Э.Золя, Г.Мопассаном и И.С.Тургеневым. Даже его прославленный любовный роман связан с поэтессой Луизой Коле, и в их обширной переписке главной темой были литературные проблемы.

Флобер был воспитан на творениях Ф.Шатобриана и В.Гюго и тяготел к романтическому способу изображения. Всю свою жизнь он стремился подавить в себе лирико-романтическое начало ради максимально объективного изображения повседневной реальности. Рано начав писать, он вскоре осознал в себе конфликт между поставленной целью и склонностями своей натуры. Первый из его опубликованных романов – Госпожа Бовари (Madame Bovary , 1857.

Великое творение литературы, Госпожа Бовари обозначила поворотный пункт в развитии современного романа. Флобер работал над каждым предложением в поисках знаменитого «правильного слова» («mot juste». Его интерес к форме романа, успешно реализованный в уникальной структуре Госпожи Бовари , оказал сильнейшее влияние на последующих писателей, поставивших своей целью создание новых форм и технических приемов – Г.Джеймса, Дж.Конрада, Дж.Джойса, М.Пруста и многих других.

Главной темой Госпожи Бовари стал извечный конфликт между иллюзией и реальностью, между жизнью придуманной и подлинной. Для раскрытия этой темы Флобер использовал не героические порывы благородной личности, а жалкие мечты заурядной мещанки. Флобер придал своим недалеким персонажам возвышенно-универсальное значение. Госпожа Бовари была впервые опубликована в журнале «Ревю де Пари» в 1856, однако, невзирая на то, что встревоженные М.Дю Кан и М.Пиша внесли серьезные поправки и сокращения, автора и редакторов журнала привлекли к суду за оскорбление общественной нравственности. После сенсационного судебного разбирательства – одной из самых знаменитых литературных баталий на юридическом поле – Флобер был оправдан, и в 1857 роман вышел отдельной книгой без каких-либо купюр.

Второй роман Флобера, Саламбо (Salammbô , 1862), стал результатом поездки в Африку в 1858, а также серьезных исторических и археологических штудий. Очевидно стремление автора отрешиться от обыденности, создав эпическое полотно на темы седой древности. Действие происходит в Карфагене после 1-й Пунической войны, когда наемники под предводительством Мато взбунтовались против карфагенян, руководимых Гамилькаром.

В третьем романе, Воспитание чувств (L"éducation sentimentale , 1859; рус. перевод 1870 под названием Сентиментальное воспитание ), Флобер пишет историю своего поколения, замороченного романтизмом и щедрыми посулами теоретиков гуманного общественного устройства, однако вынужденного спуститься на землю после катастрофы 1848 и крушения идеализма. Воспитание чувств являет собой нелицеприятный портрет потерянного поколения.

Начатое задолго до Госпожи Бовари и, по совету Буйе и Дю Кана, отложенное в сторону Искушение святого Антония (La Tentation de Saint-Antoine , 1874) обязано своим возникновением картине Питера Брейгеля Старшего, которую Флобер увидел в Генуе в 1845. Мысль выставить напоказ искушения, осаждающие святого, занимала Флобера всю оставшуюся жизнь, и ее воплощение в романе-диалоге представляет собой попытку показать все мыслимые грехи, ереси, религии и философии.

Три повести (Trois Contes , 1877) включают в себя сюжеты двух типов – нарочито заурядного и цветисто-исторического. Краткий и сильный рассказ о жизни деревенской служанки (Простое сердце Un Coeur simple ) весь состоит из цепи утрат, оставивших ее к концу жизни лишь с чучелом попугая, к которому она привязывается до такой степени, что неосознанно начинает относиться к нему как к Святому Духу. В Легенде о святом Юлиане Странноприимце (La Légende de Saint-Jullien l"Hospitalier ) средневековый праведник, раскаявшийся в грехах юности, подвергается последнему высшему испытанию: прокаженный обращается к нему с просьбой о поцелуе. Исполнив его желание, Юлиан оказывается лицом к лицу с Иисусом, вознесшим его на небеса. Иродиада (Hérodias ) повествует о Саломее, требующей голову Иоанна Крестителя.

Восемь последних лет жизни Флобер отдал любимому детищу – роману Бувар и Пекюше (Bouvard et Pécuchet , 1881; рус. перевод 1881), который остался незавершенным. В истории двух мелких служащих, решивших посвятить свой досуг и небольшой доход изучению всех отраслей человеческого знания, главной мишенью являются безумства и неизбывная глупость человеческого рода. Флобер с мрачным наслаждением классифицирует все примеры такого рода, заставляя своих героев посвятить жизнь созданию антологии обнаруженных ими нелепостей.

Одним из величайших творений Флобера, продолжающим вызывать пристальный интерес, стали его Письма (Correspondence , опубл. 1887–1893). В непринужденном общении с друзьями он изливает на бумагу свои мысли, не заботясь о стиле и тем предоставляя уникальную возможность увидеть художника, анализирующего свой труд в процессе ежедневного созидания и формулирующего свои идеи о природе литературы. Наряду с ярким автопортретом самого Флобера переписка содержит проницательные наблюдения о людях и нравах эпохи Второй Империи.

В последние годы жизни Флобера преследовали несчастья: смерть его друга Буйе в 1869, оккупация поместья наступающей вражеской армией во время франко-прусской войны, наконец, серьезные финансовые затруднения. Он не познал коммерческого успеха при издании своих книг, которые еще долго вызывали неприятие у критиков. Умер Флобер в Круассе 8 мая 1880.

Начиная изучать творчество писателя - уделите внимание произведениям, которые находятся на вершине этого рейтинга. Смело нажимайте на стрелочки - вверх и вниз, если считаете, что какое-то произведение должно находиться выше или ниже в списке. В результате общих усилий, в том числе, на основании ваших оценок мы и получим самый адекватный рейтинг книг Гюстава Флобера.

    Госпожа Бовари (Madame Bovary, 1857) – плод шестилетнего труда и первое опубликованное произведение Флобера, титулованного «отца современного романа». Главной темой «Госпожи Бовари» стал извечный конфликт между иллюзией и реальностью. "…художник с талантом Флобера ухитряется превратить убогий, по его собственным представлениям, мир,.. – в один из совершеннейших образцов поэтического вымысла…" Владимир Набоков «Лекции по зарубежной литературе» ... Далее

  • В романе «Саламбо» история любви дочери военачальника Гамилькара Саламбо и вождя варваров Мато разворачивается на фоне бурных событий восстания наемников против Карфагена в третьем веке до нашей эры. Над романом Флобер работал с 1857 по 1862 г.г. и сохранил приверженность к точной выразительной детали, стремясь быть максимально достоверным исторически. ... Далее

  • Радиоспектакль по скандальному роману Флобера перенесет вас во Францию и позволит наблюдать за жизнью прекрасной, интересной женщины. Страстная и романтичная натура Эммы Бовари не находит счастья в браке с сельским врачом и ее жизнь превращается в череду событий, к которым общество всегда относится с порицанием. Но как бы порочна и безнравственна не была героиня, она – «истинная женщина», недостатки которой так же привлекательны, как и достоинства! В этом парадоксе заключена прелесть самого спорного женского образа французской литературы. Такие женщины всегда будут любимы мужчинами и отвергаемы обществом. Эмма Бовари – Алиса Коонен Шарль Бовари – Евгений Весник Леон – Георгий Яниковский Омэ, аптекарь – Борис Петкер Лере – Дмитрий Сумароков Гильомен, нотариус – Юрий Хмельницкий Рудольф – Анатолий Ларионов Бурнисьен – Николай Новлянский Жюстен – Анатолий Липовецкий Фелиситэ – Любовь Горячих Ведущий – Константин Вахтеров Постановка Алисы Коонен Режиссер Анатолий Липовецкий В эпизодах заняты артисты театра ® Гостелерадиофонд, 1960 г. ... Далее

  • Аудиокнига «Простая душа» – произведение классика французской литературы, одного из крупнейших европейских писателей XIX века Гюстава Флобера (1821–1880). Эту маленькую повесть автор знаменитых романов «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств» создал в конце жизни, в 1877 году. Именно в «Простой душе» наиболее отчётливо проявляется своеобразие флоберовской прозы: используя предельно лаконичные изобразительные средства, стремясь к точности языка и стиля, писатель добивается проникновения в самые глубины человеческого существования. Перед вами печальная история безграмотной невежественной крестьянки Фелисите – женщины бесконечно обаятельной в своей душевной простоте и наивности. Всю жизнь Фелисите, несмотря на бесконечные невзгоды и несчастья, продолжала любить, отдавать свою любовь другим… Всю жизнь, трагическую в своей нелепости, испытывала потребность обратить на кого-то свою заботу и нежность… ... Далее

  • Три повести (Trois Contes, 1877) – авторский сборник французского классика Гюстава Флобера, включает в себя необычные и яркие сюжеты повествований. Простое сердце – написано Флобером на основе некоторых событий из своей собственной жизни – он также любил сельский дом в Нормандии, он также занимался познаниями, как Поль. А еще важнее, он также страдал от эпилепсии как Фелисите. Простое сердце – повествование о жизни несчастной служанки, всю жизнь преследуемую лишь страданиями и утратами. В конце концов, на закате жизни, самым ценным из всего, чем она обладает, остается чучело попугая. Мало-помалу, сама того не замечая, женщина начинает отождествлять его с божественным Святым Духом. Легенда о святом Юлиане Милостивом – была написана Флобером под впечатлением большого витража в Руанском соборе, который он часто посещал. Однако, вопреки витражу, Флобер заметно изменил сюжет легенды. В ней говорится о том, что в жизни большинства праведников всегда есть с чем прийти на исповедь. И вот, однажды, герой этого повествования, искренне раскаявшись во всех грехах своей молодости, волею судьбы оказался на пороге рокового испытания – прокаженный больной испросил Юлиана о поцелуе. С чистой душой восприняв просьбу убогого, Юлиан вдруг оказался в объятьях Иисуса, вознесшего его на небеса. Иродиада – повесть о том, как Иродиада решила обезглавить Иоанна Крестителя путем тайного заговора со своей дочерью Саломеей, очаровавшую своим танцем правителя Ирода Антипу до такой степени, что он поклялся выполнить любое ее желание. На написание этой повести Флобера вдохновили ‘Саломея’ Оскара Уайльда, а также опера Жюля Массне ‘Иродиада’, в основе которой лежал сюжет о Юлиане Милостивом. ... Далее

  • Гюстав Флобер (1821–1880) – знаменитый французский романист, глава реалистической школы во Франции. Вошёл в мировую литературу как создатель объективного повествования, когда автор остаётся беспристрастным наблюдателем, не навязывая читателю своих оценок и предпочтений. Будучи выдающимся мастером стиля, создал классические образцы французской прозы. «Воспитание чувств» (1869), или (в раннем переводе) «Сентиментальное воспитание» – последний опубликованный при жизни роман Флобера. Главный герой Фредерик Моро ещё восемнадцатилетним сту¬дентом познакомился с Жаком Арну, торговцем художественны¬ми изделиями, и – влюбился в его же¬ну. Это чувство остаётся платонической до конца повествования. Ничего, кроме страданий, Фредерику любовь не приносит: мадам Арну чувствует к юноше симпатию, но не желает изменять мужу. И несчастный Моро бросается в омут альковных приключений. С историей «сентиментального воспитания» героя пере¬плетается история его неудавшейся карьеры. Все увлечения Фредерика – писательством, живописью, юриспруденцией – бесплодны. Действие в романе происхо¬дит в период революции 1848 года. Водо¬ворот парижской жизни в годы политического кризи¬са ярко подчеркивает духовную опустошенность современной автору молодёжи. В финале книги Фредерик и его товарищ подытоживают прожитые годы. И оба признают, что «жизнь не удалась – и тому, кто мечтал о любви, и тому, кто мечтал о власти». Перевод с французского Е. Бекетовой Исполнитель и звукорежиссёр Максим Суслов Музыка – Вячеслав Тупиченко © & ℗ ООО "1С-Паблишинг ... Далее

  • В основе всего творчества французского писателя Гюстава Флобера (1821–1880) лежит непримиримый конфликт и несоответствие внутреннего духовного мира человека с окружающей действительностью. В своём известнейшем романе «Госпожа Бовари» в переводе Николая Любимова Гюстав Флобер даёт жесткий психологический анализ главной героини Эммы Бовари, живущей в надежде заполнить внутреннюю пустоту и неспособной противостоять пошлости и жестокости мира. ... Далее

  • Она мечтала быть любимой, жить в окружении красоты и блестящего общества. Но взамен судьба преподнесла ей брак с сельским врачом и прозябание в крошечном городишке среди обывателей. Однако находится человек, который кажется Эмме Бовари воплощением ее былой мечты. Куда же приведет ее погоня за призраком любви: к счастью или к могиле? ... Далее

  • Гюстав Флобер вошел в мировую литературу как создатель объективного романа, когда автор остается бесстрастным наблюдателем и не навязывает читателю своих оценок. «Воспитание чувств» – блестящее этому подтверждение. Герой романа Фредерик Моро пытается сделать карьеру, реализовать свои природные способности, он хочет и умеет любить. Но его избранница связана узами брака, а все начинания Фредерика – писательство, живопись, юриспруденция – так и остаются начинаниями… ... Далее

  • Гюстав Флобер в романе «Саламбо» обратился к истории древнего Карфагена (III век до н. э.) и создал удивительно живописное произведение, в котором обилие исторической конкретики, описание материальной культуры, нравов не заслоняют нравственных и философских проблем, понятных и близких современному читателю: любовь и верность, доброта и жестокость, цивилизация и варварство. У Саламбо – романтическая натура и драматическая судьба; любовь и смерть – вот начало и финал ее жизни на страницах романа. ... Далее

  • Повесть о средневековом праведнике, отрекшемся от грехов юности, и его последнем испытании.

  • «Отец и мать Юлиана обитали в замке среди лесов, на склоне холма. Четыре угловые башни заканчивались островерхими крышами, покрытыми свинцовыми черепицами, а цоколь стен опирался на глыбы скал, обрывавшихся до самой глубины рвов…» ... Далее

  • Повесть о Саломее – иудейской принцессе, сыгравшей значительную роль в библейской истории.

  • Роман «Виховання почуттів» – найскладніший за стилем, ідеями, проблематикою із усього написаного Гюставом Флобером. Це багатоплановий твір, в якому у новому, несподіваному ракурсі поєднані історія Франції, історія покоління, історія героя. У свідоме життя герой роману юний Фредерік Моро вступає з перебільшеним уявленням про себе і свої можливості, з певністю, що йому судилася незвичайна доля. Він вирішує стати письменником і пише роман, але не завершує його, компонує вальси, вивчає китайську мову, пробує свої сили в живописі, але ні в чому не знаходить свого покликання, всі його молоді амбіції зазнають поразки. Врешті-решт, він ні в чому не проявив себе, його прекрасне кохання залишилося мрією, а високі пориви виявилися нікчемними справами. Цим і завершилося виховання почуттів. ... Далее

  • До книжки ввійшли найвідоміші твори роман «Пані Боварі» та повість «Проста душа». Ці твори пройняті почуттям справжньої людяності і вражають читача зовнішньою простотою, що поєднуються з глибиною психологічного аналізу. Роман Флобера «Пані Боварі» (1856) є важливою віхою на шляхах розвитку французької і європейської літератури. Цим романом започаткувався новий тип художньої прози, суттєво відмінний від прози попередніх епох. Роман відноситься до реалістичної літератури, але водночас він дав імпульси іншим літературним напрямам і течіям другої половини ХІХ століття. В романі Флобер дотримувався «об’єктивного методу», головною ознакою якого є усунення прямої авторської присутності в творі, тобто різнорідних відступів, коментарів, оцінок зображуваного, емоційних сплесків і т. д. Вперше в цьому романі широко використовується невласне пряма мова, яка набуде великого поширення в літературі ХХ століття. ... Далее

Гюста́в Флобе́р (фр. Gustave Flaubert ) - французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию «точного слова» (le mot juste ). Наиболее известен как автор романа «Мадам Бовари » (1856).

Родился 12 декабря 1821 года в Руане в мелкой буржуазной семье. Его отец был хирургом в больнице Руана, а мать дочерью врача. Он был младшим ребенком в семье. Кроме Гюстава в семье было двое детей: старшие сестра и брат. Двое других детей не выжили. Детство писатель провёл безрадостно в темной квартире врача.

Писатель учился в Королевском колледже и лицее в Руане, начиная с 1832 года. Там он встретил Эрнеста Шевалье, с которым основал издание «Искусство и прогресс» в 1834 году. В этом издании он впервые напечатал свой первый публичный текст.

В 1836 году он встретил Элизу Шлезингер, которая оказала глубокое влияние на писателя. Его молчаливую страсть он пронес через всю жизнь и отобразил ее в романе «Воспитание чувств».

Юность писателя связана с провинциальными городами Франции, которые он неоднократно описывал в своем творчестве. В 1840 году Флобер поступил на факультет права в Париже. Там он вел богемную жизнь, встречался с многими известными людьми, много писал. Бросил учёбу в 1843 после первого эпилептического удара. В 1844 году писатель поселился на берегу Сены, недалеко от Руана. Образ жизни Флобера характеризовался замкнутостью, стремлением к самоизоляции. Время и силы он старался посвящать литературному творчеству.

В 1846 году умер его отец, а через некоторое время и сестра. Его отец оставил ему солидное наследство, на которое он мог безбедно жить.

Флобер вернулся в Париж в 1848 году для участия в Революции. С 1848 по 1852 осуществил путешествие на Восток. Он посетил Египет и Иерусалим, через Константинополь и Италию. Свои впечатления он записывал и использовал в произведениях.

С 1855 года в Париже Флобер посещает многих писателей, таких как братья Гонкуры, Бодлер и встречается с Тургеневым.

В июле 1869 его сильно потрясла смерть друга Луи Буле. Есть сведения, что у Флобера были любовные связи с матерью Ги де Мопассана, именно поэтому у них были дружеские отношения.

Во время оккупации Франции Пруссией Флобер вместе с матерью и племянницей скрывался в Руане. Его мать умерла в 1872 годе и в это время у писателя уже начались проблемы с деньгами. Начинаются проблемы и со здоровьем. Он продает свое имущество, покидает квартиру в Париже. Он публикует одно за другим свои произведения.

Последние годы жизни писателя, омраченные финансовыми проблемами, проблемами со здоровьем и предательством друзей.

Умер Гюстав Флобер 8 мая 1880 года в результате инсульта. На похоронах присутствовало много писателей, среди которых Эмиль Золя, Альфонс Доде, Эдмон Гонкур и др.

Творчество

В 1849 году он завершил первую редакцию «Искушения святого Антония» - философской драмы, над которой впоследствии работал всю жизнь. В мировоззренческом отношении она проникнута идеями разочарования в возможностях познания, что проиллюстрировано столкновением разных религиозных направлений и соответствующих доктрин.

Первое издание романа «Госпожа Бовари» 1857.Титул

Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Госпожа Бовари » (1856 ), работа над которым началась осенью 1851 года. Свой роман писатель попытался сделать реалистическим и психологичным. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали». Роман оказался одним из важнейших предвестников литературного натурализма, однако в нём отчётливо выражен скепсис автора по отношению не только к современному обществу, но и к человеку вообще. Как отмечал Б. А. Кузьмин,

в самом творчестве Флобер как бы стыдится проявить своё сочувствие к людям, не стоящим этого сочувствия, и в то же время считает ниже своего достоинства показать свою ненависть к ним. Как равнодействующая этой потенциальной любви и вполне реальной ненависти к людям и возникает флоберовская поза бесстрастия .

Некоторые отмеченные литературоведами формальные особенности романа - очень длинная экспозиция, отсутствие традиционного положительного героя. Перенесение действия в провинцию (при её резко негативном изображении) ставит Флобера в ряд писателей, в творчестве которых антипровинциальная тема была одной из основных.

Гастон Бюсьер . Саламбо. 1907

Оправдательный приговор позволил выпустить роман отдельным изданием (1857 ). Подготовительный период работы над романом «Саламбо» потребовал поездки на Восток и в Северную Африку. Так роман появился в 1862 году. Это исторический роман, в котором повествуется о восстании в Карфагене в третьем веке до н.э.

Саламбо. Альфонс Муха (1896 )

Через два года в сентябре 1864 года Флобер завершил работу над окончательным вариантом романа «Воспитание чувств». Третий роман «Воспитание чувств» (1869 ) был насыщен социальными проблемами. В частности, в романе описываются европейские события 1848 года. Также в роман вошли собственные события жизни автора, как например, первая влюбленность. Роман встретили холодно, и было напечатано только несколько сот экземпляров.

В 1877 году публикует в журналах повести «Простое сердце», «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане Милостивом», написанные в перерывах между работой над последним романом «Бувар и Пекюше», оставшимся неоконченным, хотя о его финале мы можем судить по сохранившимся авторским наброскам, достаточно подробным.

С 1877 по 1880 год он занимался редакцией романа «Бувар и Пекюше». Это сатирическое произведение, которое опубликовали после смерти писателя в 1881 году.

Блестящий стилист, тщательно оттачивавший слог своих произведений, Флобер оказал огромное влияние на всю последующую литературу, привёл в неё ряд талантливых авторов, среди которых были Ги де Мопассан и Эдмон Абу.

Сочинения Флобера были хорошо известны в России, о них сочувственно писала русская критика. Его произведения переводил И. С. Тургенев , связанный с Флобером близкой дружбой; М. П. Мусоргский создал оперу по мотивам «Саламбо».

Главные произведения

Гюстав Флобер,современник Шарля Бодлера, занимает ведущую роль в литературе XIX века. Ему приписывали аморальность и восхищались им, а сегодня он один из ведущих писателей. Известность ему принесли романы «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств». Его стиль соединяет в себе и элементы психологизма, и натурализма. Сам он считал себя реалистом.

Работу над романом «Госпожа Бовари» Гюстав Флобер начал в 1851 году и работал пять лет. Роман опубликован в журнале Revue de Paris. Стиль роман похожий на стиль в романах Бальзака. Сюжет романа рассказывает о Шарле Бовари, который закончил обучение в провинциальном лицее. Так, он получает должность врача в небольшом поселении. Он женится на молоденькой девушке, дочери богатого фермера. Но девушка мечтает о красивой жизни, она упрекает мужа у его неспособности обеспечить такую жизнь и заводит себе любовника.

Роман «Саламбо» был опубликован после романа «Госпожа Бовари». Работу над ним Флобер начал в 1857 году. Три месяца он провел в Тунисе изучая исторические источники. Когда он появился в 1862 году его восприняли с большим энтузиазмом. Роман начинается с того, что наемники празднуют победу в войне в садах своего генерала. Разозлившись на отсутствие генерала, и вспоминая свои обиды, они громят его имущество. Саламбо, дочь генерала, приходит чтобы угомонить солдат. Двое предводителей наемников влюбляются в эту девушку. Освобожденный раб советует одному из них завоевать Карфаген, чтобы заполучить девушку.

Работа над романом «Воспитание чувств» началась в сентябре 1864 и закончилась в 1869 году. Он состоит из автобиографических элементов писателя. Роман рассказывает о молодом провинциале, который отправляется на учебу в Париж. Там он познает дружбу, искусство, политику и не может решиться в своих воззрениях между монархией, республикой и империей. В его жизни появляется много женщин, но все они несравнимы с Мари Арну, женой торговца, которая была его первой любовью.

Замысел романа «Бувар и Пекюше» появился в 1872. Автор хотел написать о тщеславии его современников. Позднее он пытался понять саму природу человека. В романе рассказывается, как жаркого летнего дня двое мужчин, Бувар и Пекюше, случайно встречаются и знакомятся. Позднее выясняется, что у них одинаковая профессия (копировальщик), и даже совместные интересы. Если бы они могли, то жили бы за городом. Но, получив наследство, они все-таки покупают ферму и занимаются сельским хозяйством. Позднее выясняется их неспособность к этой работе. Они пробуют себя в области медицины, химии, геологии, политики, но с одним и тем же результатом. Таким образом, они возвращаются к своей профессии копировальщиков.

Гюстав Флобер - одна из самых видных фигур французской литературы XIX века. Его называли мастером «точного слова», затворником «башни из слоновой кости», «мучеником и фанатиком стиля». Им восхищались, его цитировали, у него учились, его обличали в аморальности, его водили под суд и все же оправдывали, потому что усомниться в таланте Флобера-писателя и его преданности искусству слова не мог никто.

В отличие от литераторов-современников Гюстав Флобер никогда не пользовался лаврами, которые дарит слава. Он жил затворником в своем имении в Круассе, избегая богемных вечеров и выступлений на публике, он не гнался за тиражами, не докучал издателям, а потому так и не сделал состояния на своих шедеврах. Словно влюбленный фанатик, он не представлял, как можно извлекать коммерческую выгоду из литературы, считая, что искусство не должно приносить денег. Источником вдохновения для него являлась работа - каждодневный кропотливый труд, только и всего.

Многие прибегают к сомнительным источникам вдохновения - алкоголю, наркотическому дурману, женщинам, которых они величают музами. Флобер называл все это уловками шарлатанов и отговорками лентяев. «Жизнь я веду суровую, лишенную всякой внешней радости, и единственной поддержкой мне служит постоянное внутреннее бушевание… Я люблю свою работу неистовой и извращенной любовью, как аскет власяницу, царапающую ему тело».

Гюстав был третьим ребенком в семье руанского врача по фамилии Флобер. Мальчик родился 12 декабря 1821 года. Декорациями его детства стала скудная мещанская квартирка и отцовская операционная. В хирургических процедурах, которые совершал папаша Флобер, маленький Гюстав находил какую-то особую поэтику. Он не страшился вида крови, напротив, любил подглядывать в щелку или мутное больничное стекло за ходом операции. С детства младший Флобер испытывал страсть ко всякого рода аномалиям, уродствам, отклонениям, болезням. Это сформировало его будущий литературный подчерк - скрупулезное внимание к деталям и натурализм. Ну, а из болезней Флобер сделал мастерскую метафору, перенеся их с плана физического на духовный. С тех пор писатель стал изображать нравственные недуги человечества.

В 12 лет Флобера отдают в Королевский колледж Руана. Высшее образование Гюстав поехал получать в Париж. В отличие от большинства молодых провинциалов Флобера столица не впечатлила. Ему не нравился ритм большого города, уличная сутолока, порочность и праздность молодежи. Он не предается безудержному веселью, посещая лишь несколько богемных кружков. К юриспруденции, которую юноша выбрал в качестве будущей профессии, он практически сразу потерял интерес.

Лучшие моменты учебы

Главным достижением его учебы стала дружба. Так, в колледже Флобер знакомится с Буйе, будущим поэтом, а в университете - с писателем, журналистом Дю Каном. Дружбу с этими людьми Гюстав пронес через всю жизнь.

На третьем курсе у Флобера случился эпилептический приступ, врачи диагностировали тяжелое нервическое заболевание и запретили пациенту моральные и умственные нагрузки. Университет пришлось и Париж пришлось покинуть. Ни по тому, ни по другому Флобер не горевал. Он с легким сердцем уехал из ненавистной столицы в семейное поместье, что находилось в городке Круассе. Здесь он прожил практически безвыездно до самой смерти, лишь несколько раз покинув родовое гнездо для путешествия на Восток.

«Госпожа Бовари»: рождение шедевра

Когда у Гюстава диагностировали эпилепсию, умер Флобер-отец. Он оставил сыну солидное состояние. Гюставу больше не нужно было беспокоиться о завтрашнем дне, а потому он спокойно зажил в Круассе, занимаясь любимым делом - литературой.

Писал Флобер еще с юношества. Первые пробы пера были подражанием модным в то время романтикам. Однако требовательный к себе Флобер не публиковал ни единой строчки. Он не желал краснеть перед публикой за нестройные пробы пера, его литературный дебют должен быть идеальным.

В 1851 году Флобер садится за работу над романом «Госпожа Бовари». На протяжении пяти лет он кропотливо выписывает строчку за строчкой. Порой писатель просиживает целые дни над одной страницей, делает бесконечные правки и, наконец, в 1856 году «Госпожа Бовари» появляется на прилавках книжных магазинов. Работа произвела огромный общественный резонанс. Флобера критиковали, обличали в аморальности, против него даже возбудили судебный процесс, но никто не смог усомниться в литературном мастерстве автора. Гюстав Флобер тут же стал самым прославленным французским писателем.

Автор называл Эмму Бовари своим альтер-эго (отметим, что в произведении отсутствует как таковой положительный герой, характерный для романтической традиции). Главным сходством между Флобером и его Бовари была страсть грезить об идеальной ненастоящей жизни. Столкнувшись с реальностью, Флобер понял - сладостные мечты убивают, подобно яду медленного действия. Тот, кто не в силах с ними расстаться, обречен на гибель.

«Саламбо», «Воспитание чувств», «Бювар и Пекюше»

Второй роман Флобера вышел еще через пять лет в 1862 году. «Саламбо» – результат путешествия писателя по Африке и Востоку. Историческим фоном произведения стало восстание наемников в древнем Карфагене. Описываемые события относятся к III веку до н. э. Как истинный перфекционист, Флобер кропотливо изучает многочисленные источники о Карфагене. В результате критики обвинили автора в излишней внимательности к историческим деталям, за счет чего произведение утратило духовность, а образы психологизм и художественную глубину. Публика, однако, была в восторге от второго романа автора «Госпожи Бовари», чья слава гремела уже далеко за пределами Франции. «Саламбо» успешно пережила вторую публикацию, а французские барышни стали все чаще появляться на публике в модных платьях в пуническом стиле.

Третий роман «Воспитание чувств», вышедший в 1869 году, встретили прохладно, интерес к нему возродился только после смерти писателя. А вот последний труд «Бувар и Пекюше» Флобер называл своим самым любимым. Увы, завершить произведение автору не удалось. Роман, в котором препарируется человеческая глупость, был опубликован после смерти писателя в 1881 году.

Когда после успешной публикации «Госпожи Бовари» Флобер проснулся знаменитым, он не охмелел от бешеной славы. Сперва автор отстаивал свое литературное детище в суде, а после вынесения оправдательного приговора попрощался с восторженной публикой и заперся в материнском доме в Круассе.

Тогда же Флобер рвет отношения с модной французской поэтессой Луизой Коле (в девичестве Ревуаль). Ее стихотворения пользовались огромной популярностью в лучших парижских салонах. Будучи женой профессора консерватории Ипполита Коле, она без зазрения совести крутила романы со столичными знаменитостями. Ее внимание не обошло популярных литераторов Шатобриана, Беранже, Сент-Бева, которые с удовольствием писали свои авторитетные отзывы на первых страницах ее поэтических сборников.

Роман Флобера и Коле был страстным, импульсивным, порочным. Влюбленные ссорились и расставались для того, чтобы вновь помириться и сойтись. Порывая со своими иллюзиями, Флобер безжалостно развенчивает и романтизированный образ Коле, созданный его сентиментальным воображением. «О, лучше люби искусство, чем меня, – пишет Флобер в своем прощальном письме, – Обожаю идею…»

Биография Гюстава Флобера: господин Бовари