Исаак левитан произведения лесистый берег. Сочинение по картине И

/ / Сочинение-описание по картине И.И. Левитана «Лесистый берег»

Взглянув на картину Исаака Левитана «Лесистый берег», сразу понимаешь, что художник очень любил красоту русской природы, он восторгался ей. Природа же в свою очередь дарила ему вдохновение и силы для работы. Художник трудился для будущих поколений, чтобы другие смогли насладиться прекрасным пейзажем русских просторов.

На первый взгляд, картина «Лесистый берег» кажется очень простой и незамысловатой. Но стоит вглядеться в детали, сразу понимаешь смысл и задумку мастера. Картина построена на контрасте – светлые тона сменяются темными, заметна игра света и тени, песчаный берег сменяется скалистым обрывом, вековые деревья – молодыми побегами.

На переднем плане изображена глубокая и тихая река, которая течет между двух берегов. Светло-голубые краски речной воды сменяются темными, где отражается сосновый лес. С одной стороны реки художник изобразил песчаный пляж. Скорее всего, в жаркий летний денек туда приходит много людей, чтобы окунуться в прохладную воду и позагорать на солнышке. На другой стороне реки - скалистый обрыв, окруженный березами и соснами. Деревья как бы защищают случайного прохожего от таящейся угрозы крутого склона. Тут можно встретить, как старые деревья, которые видели уже не один век, так и совсем молодые, еще маленькие сосенки и березки. В низине можно заметить только пеньки и коряги, которые остались от срубленных деревьев.

В своей картине «Лесистый берег» И.И. Левитан показал не только величие природы, а также связь между поколениями, подтверждая тем самым жизненный круговорот.

Сочинение по картине Левитана «Лесистый берег»

Картина Левитана «Лесистый берег», как и другие шедевры этого автора, трогает своей безграничной простотой. Кажется, ничего в этом полотне сверхъестественного нет, но оно способно забраться в самую душу.

На картине показана глубокая и широкая река, которая, петляя между высокими песчаными берегами, убегает вдаль, за край горизонта. Вода в ней темная, с легким зеленоватым оттенком. Берега у реки песчаные и довольно высокие. Они прорисованы желтыми красками так четко, что создается ощущение осыпающегося берега.

С одной стороны реки раскинулся уютный песчаный пляж, который идет широкой полосой и местами глубоко врезается в реку. Второй берег реки, крутой и обрывистый, весь покрыт деревьями, которые похожи на густой зеленый шатер. На переднем плане видны коряги, которые остались после того, как кто-то срубил вековые деревья. На заднем плане виднеются старые сосны и стройные березы, которые стеной окружили реку - и охраняют ее не одно столетие.

Река, затерявшаяся среди вековых деревьев, всегда выглядит трогательно и прекрасно. В такие места хочется возвращаться снова и снова - и Левитан нам подарил эту удивительную возможность, за что ему благодарны многие люди.

Что может быть прекрасней русской природы. Пышные вековые сосны, игривые белокурые березки, непроглядные поля, радостные и солнечные поляны, разноцветные полевые цветы. Все эти виды так и манили творческих людей описывать их. Талантливого художника Левитана Исаака Ильича благодаря его картинам с красотой природы называли мастером русского пейзажа. Большое впечатление производит на зрителей полотно автора «Лесистый берег».

Мы видим необычайный пейзаж на берегу реки Пекша. Густой лес высокорослых сосен протягивается вдоль реки. Берег немного завышен, отчего переход к реке становится очень обрывистым и даже опасным. Второй берег пологий и находится на одном уровне с рекой. Такой рельеф можно сравнить с жизнью. В первой половине мы очень активные и стремительные как рослые сосны. Но пройдя уже половину жизненного пути, случается резкий переход к плавной жизни. Человек как бы плывет по течению.

Вода очень тихая, даже не видно ряби, только сплошная гладь. В ней как в зеркале виднеется весь высокий берег. Песчаный обрыв, поросший молодыми кустами, темные сосны, и спокойное сумеречное небо.

У каждого зрителя возникают свои мысли при взгляде на эту картину. Есть в ней что-то завораживающее и мистическое. Хочется рассмотреть и изучить каждый уголок этого пейзажа, посидеть на обрывистом берегу и просто наслаждаться чистотой и свежестью воздуха.

Сочинение по картине «Лесистый берег» Левитан

Исаак Ильич Левитан - известнейший русский художник - реалист. Большинство его работ написаны в путешествиях по России.

В одном из таких путешествий, Левитан остановился во Владимирской области. Выйдя на прогулку просторами данной местности его, заинтересовала река Пекша, подойдя ближе, он увидел необычной красоты берег, который порос лесом. Так в 19 веке была создана картина «Лесистый берег».

Когда смотришь на данную картину, то ощущается двоякое чувство. Чувство легкости от природы, но в тот же момент чувство тревоги. Художник изобразил все до мельчайших деталей. Если долго всматриваться в картину, то кажется что лес живой и слышен тихой шорох листвы.

В верхней части картины изображено вечернее небо. Оно темно-синее, а над макушками деревьев виднеется красное размытое пятно. Это закат солнца. День подходит к концу.

Эти деревья растут на высоком берегу. На земле растет ярко-зеленая трава. И стоят старые сухие пни. Кто-то давно спилил ели.

Видим высокий обрыв. Это уже не чернозем, а скорее всего глинистый слой земли с песком. Возможно, ранее на этом месте был песочный карьер или люди добывали глину. Именно этот момент притягивает к себе большое внимание. Цвет, который использовал художник для передачи обрыва, существенно выделяется на общем фоне картины.

В конце картины, на обрыве растет молодняк деревьев. Они своими молодыми, но уже сильными корнями удерживают обрыв от оползней во время дождя. Так же не дают реки размыть этот берег.

Чуть ниже художник изобразил реку, которая простирается через всю картину. Вода – как зеркало, отражает в себе прекрасный лес. Художник изобразил ее в синем цвете, а отражение деревьев зеленым.

Исаак Ильич Левитан любил изображать природу, но в то же время просил людей не калечить ее. Как видно из картины в этом месте природа уже пострадала от человеческих рук. Поэтому художник старался запечатлеть на холсте всю красоту российской природы.

Сочинение по картине И.И.Левитана

«Лесистый берег».

Ход урока.

    Вступительное слово учителя.

Судьба Исаака Ильича Левитана была печальной и счастливой. Печальной, так как ему был отпущен краткий жизненный срок, к тому же за неполные сорок лет своей жизни изведал тяготы бедности, бездомного сиротства. Счастливой - ибо если, как говорил Л. Н. Толстой, основой человеческого счастья является возможность «быть с природой, видеть ее, говорить с ней», то Левитану как мало кому было дано глубоко постичь счастье «разговора» с природой, близости к ней.

Любовь Левитана к природе поистине глубока и всеобъемлюща. Он мог неделями пропадать в лесу, подолгу наслаждаться, созерцая особую жизнь, открывающуюся внимательному взгляду на поверхности речного омута, на лесной поляне или на берегу реки.

Сегодня на уроке мы с вами попробуем почувствовать и понять любовь художника к природе через знакомство с его работой «Лесистый берег» (см. вклейку учебника). А итогом нашей работы станет сочинение по этой картине.

    Знакомство с картиной. Беседа.

Понравилась ли вам картина?

Какое настроение она вызывает? Почему?

Какое время года изобразил художник? Время суток?

Перечислите образы, созданные живописцем на картине (река, деревья, берег, небо).

Какие типы речи нужны, чтобы создать словесную картину?

Какого стиля речи должен быть текст?

    Сбор материалов к сочинению. Работа в группах.

1 группа : подберите выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) для описания реки и берега.

2 группа : -//- для описания деревьев.

3 группа : -//- для описания неба.

4 группа : Из выразительных средств, данных ниже, выберите те, которые соответствуют картине Левитана.

Задумчивые сосны; влажная дымка воздуха, спокойная гладь реки; отражается, как в зеркале; извиваясь змейкой; беззащитные деревья; лимонно-желтые краски; сочная зелень; игра теней на стволах и ветвях деревьев; река убегает за поворот; деревья задумчиво молчат; журчит вода узкой тихой речки; тенистый уголок леса; голубизна неба; отсветы заходящего солнца; «живое» и «дышащее» небо; ощущение умиротворенной тишины.

    Обобщение собранных материалов. Выступления групп.

Во время вступления каждой группы остальные учащиеся в черновиках записывают выразительные средства, которые называют выступающие, по желанию дополняют отвечающих.

5. Подведение итогов.

    Написание сочинения по картине.

Картина Левитана «Лесистый берег», как и другие шедевры этого автора, трогает своей безграничной простотой. Кажется, ничего в этом полотне сверхъестественного нет, но оно способно забраться в самую душу.

На картине показана глубокая и широкая река, которая, петляя между высокими песчаными берегами, убегает вдаль, за край горизонта. Вода в ней темная, с легким зеленоватым оттенком. Берега у реки песчаные и довольно высокие. Они прорисованы желтыми красками так четко, что создается ощущение осыпающегося берега.

С одной стороны реки раскинулся уютный песчаный пляж, который идет широкой полосой и местами глубоко врезается в реку. Второй берег реки, крутой и обрывистый, весь покрыт деревьями, которые похожи на густой зеленый шатер. На переднем плане видны коряги, которые остались после того, как кто-то срубил вековые деревья. На заднем плане виднеются старые сосны и стройные березы, которые стеной окружили реку – и охраняют ее не одно столетие.

Река, затерявшаяся среди вековых деревьев, всегда выглядит трогательно и прекрасно. В такие места хочется возвращаться снова и снова – и Левитан нам подарил эту удивительную возможность, за что ему благодарны многие люди.

Исаак Ильич Левитан - знаменитый русский художник. Его называют мастером русского пейзажа.

Одним из его работ является картина "Лесистый берег". Я думаю, что любимым временем суток художника были сумерки. Мастер удивительным образом отобразил спокойную и величественную природу, нерушимую тишину, какую мы можем увидеть только на закате.

Спокойная гладь реки отображает как в зеркале и ярко-желтые краски обрывистого берега и голубизну вечернего неба. Все дышит спокойствием и умиротворением. И только старые безжизненные пни напоминают нам о наступлении нового дня. Уже завтра с восходом солнца природа "задышит" и "заживет".

Я восхищена мастерством художника, написавшим эту удивительную картину, его умением выразить то разнообразие и глубину ощущений, которые близки любому русскому человеку.

Левитан предпочитал для работы предвечернее время суток, картина так и называется «Лесистый берег. Сумерки». Тон и краски картины подчёркивают сумеречное время летнего дня. Темнеющее небо слабо подсвечивается алым краешком заходящего солнца, отсвет которого подкрасил стволы выступающих из леса сосен в золотистый цвет. На линии горизонта, за лесом уходящее солнце обозначено светлым пятном на синем небосклоне.

На переднем плане картины лука небольшой реки, поворачивая, устремляется вдаль. Берега у речки разные: один пологий, другой крутой, обрывистый. Так обычно бывает, во время весеннего половодья и разливов рек, из-за неровностей рельефа поднимающаяся вода подмывает один берег. Оба берега реки - и крутой, и пологие - песчаные. Цвет песка на них сильно отличается: на обрыве он ярко-жёлтый, внизу почти белый. Пологий берег слегка зарос травой, но выглядит удобным для купания и рыбалки или для водопоя домашнего скота. Следов пребывания людей не наблюдается: ни следов костра, не оставленной рогатки для удочки. Значит, поблизости нет селенья, из которого могли прийти люди или пригнать скотину на водопой. Крутой берег неровно покрыт растительностью: травой, кустарником и подрастающими деревьями. По нему к воде спуститься можно только съехав по песку, как с горки зимой. Вода в реке, как зеркало, чётко отражает часть берега, верхушки сосен, закатное небо. Спокойной, гладкой поверхность воды становится к исходу дня. Стихает ветер, гонящий волну, умолкают звуки, с последними лучами заходящего солнца уходит свет, дымка опускается на землю, краски становятся гуще, приглушаются светлые тона. Вся картина дышит умиротворённостью тишины.

На высоком берегу плотной стеной, как солдатский строй, стоят сосны и лиственницы. Сосновый бор старый и густой, сосны и лиственницы стоят частоколом, как бы возвышаясь над рекой, взирая сверху вниз на текущую воду. Только одинокая берёзка на самой кромке леса изогнулась стволом, словно хочет убежать от сосен, вырваться из их плена. По краю лесного массива, вдоль обрывистого берега стоят в несколько рядов пни спиленных деревьев с вылезшими из земли корнями. Некоторые корни как паучьи лапы висят над обрывом. Вода постепенно подмывала песчаный берег, добралась до леса, пришлось спилить крайние деревья, чтобы можно было передвигаться вдоль реки. Высохшие корни удерживают берег от полного разрушения. На переднем плане несколько пней образовали кружок и, кажется, ведут свою старческую беседу. Между пнями уже отросла зелёная трава, значит, деревья спилили уже давно. Под соснами, как известно, трава не растёт, тем более в таком густом бору. Сочетание красок сочной зелени и жёлтого песка придают яркости, выразительности картине. Глядя на пейзаж, представляется, будто деревья, стоящие плотной стеной, как солдаты охраняют покой протекающей речки, её берегов.

У каждого зрителя, смотрящего на картину, возникают свои ассоциации, рождаются фантазии, складывается впечатление, но неизменными остаются восхищение мастерством художника И. Левитана, запечатлевшего монументальность, глубину и красоту русской природы. Хранится картина в Тверской областной картинной галерее.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Тип урока: традиционный (комбинированный).

Цели учителя: развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов.

Цели учащихся: воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия, проверить знание теоретического материала по теме «Описание картины». Развивать навыки описания картины, развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес и любовь к родной природе через творчество художников-пейзажистов.

Использованные источники:

  1. Картина И. И. Левитана «Лесистый берег».
  2. Методика развития речи/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1991.
  3. Проблемное обучение русскому языку и литературе в жанрах педагогической речи. Учебно-методическое пособие для учителей-словесников. Т. Ю. Перова. Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК 2009.
  4. Русский язык. 6 кл.: учеб. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос и др. Дрофа, 2011. М.

Планируемые результаты:

  • личностные:положительное отношение к уроку, следование в поведении моральным и этическим нормам.
  • регулятивные УУД:определять и формулировать цель деятельности с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
  • познавательные УУД:перерабатывать информацию для получения необходимого результат, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
  • коммуникативные УУД:доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща (организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопросы и искать ответы).
  • предметные:создание осмысленного связного высказывания, уместное использование изобразительно-выразительные средства языка, соблюдение нормы при письме.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение. Лингвистическая разминка

Фонетический разбор слов «лесистый», «пейзаж».

3. Актуализация знаний

Работа по вопросам:

  • Чем описание отличается от других типов речи?
  • Что можно описывать?
  • Как называется картина, на которой изображена природа?
  • Каких художников-пейзажистов вы знаете?

4. Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа группы учащихся. Слово о И. И. Левитане. (Все остальные записывают основные выдержки.).

5. Работа над репродукцией И. И. Левитана «Лесистый берег»

Проблемное слово учителя. Посмотрите на картину. Подберите ряд вопросов, помогающих нам проанализировать данное произведение.

Совместная работа учителя и учащихся . Учащиеся предлагают сои варианты вопросов и ответы.

– Кто является «героем» нашего с вами разговора на уроке?

(Лирический герой, любящий природу и способный на переживания).

– Какое впечатление производит на вас эта картина?

– Какое время года изображено на картине, время суток?

– Что мы видим на картине?

(Перечисляются образы, созданные живописцем: река, берега, деревья, небо.)

Работа в группах. Подбор рабочего материала.

I группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Река».

II группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Берега».

III группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Деревья».

IV группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Небо».

V группа. Учащиеся работают над тем, какие краски использовал художник.

Отчет учащихся, работающих в группах. Составление плана и запись рабочего материала.

План

Рабочий материал

Вступление

Может включать, какое время года и суток изобразил художник, какие образы представил на полотне.

Основные образы:

Поворачивает, устремляется вдаль; извивается, как змея; вода, как зеркало, отражает…

Пологий, песчаный, обрывистый, крутой, заросший растительностью…

Сосны, стройные, густые, растущие, стремящиеся вверх, стройный ряд, как стена; стоят частоколом; взирают на речку сверху вниз..

Темнеющее; подсвечивается алым краешком заходящего солнца; убаюкивающее, сонное…

Какие краски использовал Левитан

Золотистые, желтые, темные, густые, сумеречные, завораживающие, усыпляющие…

Заключение. Почему картина названа «Лесистый берег»? Какое впечатление она вызывает у вас?

Умиротворенность, спокойствие, тишина, осознание глубины и красоты русской природы…

Попробуйте составить связный текст, опираясь на составленный план.

6. Физкультминутка

7. Речевая подготовка

– Как иначе можно назвать художника?

– Как иначе можно назвать картину?

(Полотно, шедевр, произведение искусства).

– Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

(Желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).

Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

8. Рефлексия

– Какая была тема урока, цель урока?

– Ответьте себе каждый на вопрос, а добился я чего хотел, получил необходимые знания?

– Кого отметим? За что мы можем похвалить сегодня себя и других ребят?