История игрушек. Матрешка

Тем не менее, нашей матрешке чуть более ста лет. Как народный промысел матрешка молода, но ее происхождение овеяно тайной. Неизвестно точное время изготовления первой матрешки и исторические предпосылки. Возникают вопросы по поводу авторства первой матрешки и ее названия.

История матрешки


Фукуродзю

Многие исследователи придерживаются версии происхождения матрешки от японской складной игрушки, изображавшей одного из семи японских богов удачи - Фукуруму (Фукурокуджу, Фукурокудзю) — бога учености и мудрости. Но проблема заключается в отсутствии такой игрушки у японцев, а также и самого слова «фукуруму».

Существует легенда XV века, по которой семь китайских мудрецов на корабле сокровищ перебрались в Японию. Среди них был мудрец Фукуродзю (Фукурокудзю). В Японии он считается богом мудрости, ученой карьеры, интуиции и долголетия. Фукуродзю является синтезированным образом трех китайских звездных старцев Фук, Лук и Сау (Фу, Лу и Шоу), поэтому имеет еще одно имя Шоу - Син.

Изображение Фукуродзю, чаще всего рисованные или скульптурные (нэцкэ), отличалось вытянутой вверх головой, что свидетельствовало о его мудрости. Складной игрушки этого божка, тем более популярной, скорее всего, просто не существовало. Во всяком случае, найти материал по японской складной кукле очень сложно.

Некоторые русские и японские исследователи считают прообразом матрешки очень популярную в Японии куклу Дарума. Появление фигурок дарума датируется XII-XIV веками. Эта кукла несет ярко выраженное религиозно - культовое и даже магическое значение. Особенностью ее является наличие пустых глазниц.


Дарума

Покупая такую куклу перед Новым годом и загадывая желание, японцы рисуют ей один глаз и оставляют на год. Если желание сбывается, ей рисуют второй глаз, если не сбывается - несут обратно в тот храм, где её купили. Собранные таким образом куклы впоследствии сжигаются, но этот обряд является не местью кукле, а символом поиска новых путей осуществления задуманного.

Известный нам вид кукла Дарума приобрела примерно 200 лет назад. Часто её выполняют в виде куклы — неваляшки, окрашенной в красный, чтобы отпугивать демонов оспы, желтый, зеленый и белые цвета. Кстати, она считается также прообразом русской неваляшки, которая появилась в России в начале XIX века. Возможно Дарума и вдохновила русских мастеров на создание куклы неваляшки, а вот матрешки… Весьма сомнительно.

Традиционной и очень популярной в Японии является кукла Кокэси, которая тоже могла быть прообразом нашей матрешки.


Кокэси

Если в японской семье рождалась мертвой дочка или она умирала в возрасте до трех лет, ее просто закапывали и в память о ней делала куклу Кокэси. Поэтому кукла изображает только девочек и представляет цилиндрическую основу с двигающейся округлой головой. Статус некоего сувенира Кокэси приобретает примерно 200 лет назад.

Что сближает Кокеси с матрешкой? И Кокэси, и матрешка выполняются из дерева и украшаются росписью. Но конструкция и внутреннее содержание кукол различно. Поэтому вряд ли Кокэси имеет какое-либо отношение к матрешке.

Существует еще один момент, на который, по моему мнению, следует обратить внимание. Почти весь период Эдо* (1603 - 1868г.) в Японии проводилась политика сакоку, то есть страна не вела торговли, не сообщалась с другими странами за исключением Китая и Голландии, с которыми отношения, надо полагать, были тоже ограниченными. Вряд ли в это время большими партиями вывозились куклы ритуального значения, как Даруму или Кокеси.

*В период Эдо произошло становление японского духа, появление национальной японской идеи, развитие экономики и чиновничьего аппарата. Период Эдо — золотой век литературы и японской поэзии.

В культуре Японии куклы играют важную роль. Японскими мастерами созданы замечательные образцы кукол из бумаги, ткани, глины, дерева и других материалов. Объемные японские игрушки существуют более 1500 лет, а вот кукла в виде матрешки появляется только в конце XIX века. В конце XIX века родилась и русская матрешка.

Если существовала японская кукла, послужившая прообразом для матрешки, почему таковая отсутствует на выставках традиционной японской куклы?

Первая матрешка

Считается, что первая матрешка была выточена русским токарем В. П. Звездочкиным, а расписана гуашью художником Сергеем Малютиным. И хотя авторство художника в некоторых источниках подвергается сомнению из-за отсутствия предварительных эскизов, он мог расписать игрушку экспромтом.

Вкладывающиеся друг в друга изделия, в том числе и яйца, начали производить на курорте Хаконе в Японии примерно в середине XIX века (1844г.).

А вот в русской культуре принцип вложения использовался издавна. Русскими мастерами точились вложенные пасхальные яйца, яблоки, шары, ведерки. В 1664 году Прокопию Иванову был дан заказ росписи 170 пасхальных яиц. В XVIII-XIX веках роспись пасхальных яиц получает широкое распространение. В 1874 году братья Тюлины — иконописцы из Мстеры выполнили пасхальные яйца для приветствия высоких особ. Каждое яйцо было выточено из дерева и состояло из двух половинок. Яйцо было изящным и легким.


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954) — Канун Пасхи в старину

Надо сказать, что деревянные игрушки на Руси делали всегда с большой любовью. По археологическим данным известно существование игрушек уже в IX веке.

В 1721 году для детей Петра I были закуплены разные игрушки, в том числе трое деревянных детей и целый городок с солдатами. Все это мы узнаем из записей дворцовых расходов.

Поражает разнообразие игрушек и творческая фантазия их авторов. В России существовали разнообразные деревянные куклы: барыни, гусары, дети, петрушки, клоуны, солдаты и т. д., не говоря уже об изображениях животных. Игрушечное кустарное производство достигло наибольшего расцвета в середине XIX века.

Обилию не только деревянных, но и других игрушек приходится только удивляться: «дитяшки», «моргалки», «матросики», «кучерки», «пеленашки», «скелетки», «талии».

Причем, многие из них были механическими. Какие только механизмы не использовались для того, чтобы оживить игрушку. К тому же на рубеже XIX - XX веков развернулось широкое общественное движение за сохранение национальной культуры, которая начала постепенно терять свои позиции под натиском фабричной и заводской продукции. Искались новые формы традиционных изделий.

Зинаида Серебрякова . Катя с куклами.1923 г.

Но вернемся к матрешке. Если сопоставить исторические версии возникновения неваляшек и матрешек, то получается такая картина. В начале XIX века в Россию завезли куклу Дарума и на её основе русские мастера сочинили Ваньку - встаньку.

В конце XIX века завезли куклу Фукурума и русские умельцы, наконец, додумались, что вместо складного деревянного яйца или яблока можно сделать деревянную складную куклу. Возникает вопрос. Имея давний богатый опыт изготовления точеных, резных, замысловатых механических деревянных игрушек, русский человек до матрешки своим умом дойти не мог? Замечу, ни идея вкладывания, ни идея изготовления кукол из дерева, ни форма матрешки, напоминающая в целом яйцо, для него новыми не были. К тому же прямых доказательств заимствования этих кукол от японских образцов нет.

Тот факт, что матрешка очень быстро распространилась в разных регионах России, не наводит ли на мысль о том, что просто почва для её возникновения была к тому моменту хорошо подготовлена, осваивать ничего не требовалось?!

Матрешка считается символом русской традиционной культуры. В ней заложена некая загадка, которую иностранцы называют «загадкой» русской души. Это ли не подтверждение истинно русской духовной основы для возникновения русской Матрешки.

В 1890 году из Японии в Россию завезли фигурки мудреца Фукурими. Сейчас такие фигурки мы называем … матрешками.

Фукурума-этот святой один из семи богов удачи, бог учености и мудрости Фукурокудзю. Его голова имеет необычную форму: лоб чрезмерно высокий, как и положено человеку недюжинного ума, в руках он держит посох и свиток. По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи и приобретают там их маленькие статуэтки.

По легенде, на японском острове Хонсю обосновался беглый русский монах, который и соединил восточную философию с детской игрушкой. Он вырезал фигурку буддийского божества счастья и долголетия Фукурума-дза, у которого голова вытянулась вверх от многочисленных раздумий. Куколка была разъемная, а внутри Просветленного пряталось еще несколько таких же «просветлят». Правдива эта история или нет, однако доподлинно известно, что разъемные фигурки Фукурумы и еще одного буддийского святого – Дарумы – в Японии были распространены очень широко.

Самая философская русская игрушка!И ведь именно оттуда в 1890 году в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание» мецената и благотворителя Мамонтова привезли эту самую «многоуровневую» фигурку. В то время в моде было все японское, да и восточное в целом – в искусстве царил модерн, в салонах восточный мистицизм и философия причудливо сплетались с русской культурой. Естественно, Фукурума нашел здесь свою новую родину и потомков!

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Предупреждение: Данная новость взята

Существуют разные версии появления матрешки в России, называются разные имена, но отправной точкой всегда является Япония.
"История матрешки началась, когда в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую Мамонтова "Детское воспитание", его супруга привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Считается, что именно эта игрушка послужила прообразом современной матрешки."

"У Саввы Ивановича Мамонтова был брат - Анатолий Иванович, у него была жена Мария Мамонтова, и она держала книжный магазин в Москве под названием «Детское воспитание». И вот кто-то к ней приходит, дарит ей сувенир из Японии - фигурку некоего старца-мудреца - то ли Фукурума, то ли Фукуруджи, по-разному называют, - там чисто японская идея: 9 астральных тел, одно в другое вложено, разная степень совершенства, и вот по мере роста получается та фигура многосоставная, каковую представляет эта самая Фкуруджи или Фукурума. Мамонтовой очень понравилась эта фигурка - здесь есть элемент игры, сюрприза. Она подумала - что бы здесь сделать в русском народном духе? Отдала на рассмотрение художнику Сергею Милютину, тот заинтересовался, и вот уже местный токарь по дереву Василий Звездочкин вытачивает такую же примерно фигурку, но уже с женским силуэтом, отдает Милютину, тот расписывает ее в виде девочки, которая держит под рукой черную курочку. Вот такой милый деревенский, пейзанский, можно сказать, сюжет. Назвали ее Матреной, Матрешкой - уменьшительно-ласкательное. Так рождается эта самая русская матрешка."(радио "Эхо Москвы")

"Япония - страна множества богов и каждый из них за что-то отвечает: либо за урожай, либо помогает праведникам, либо является покровителем счастья и искусства. В ту разъемную фигурку старца-мудреца были вложены еще четыре фигурки его известных учеников."

Целые комплекты фигурок-божков были популярны тогда в Японии. Фукурума, лысый старичок отвечал за счастье, процветание и мудрость.

Создателями первой матрешки считаются Василий Петрович Звездочкин и Сергей Васильевич Малютин. Причем, оба мастера приписывают возникновение идеи себе. Звездочкин тогда работал в мастерской Мамонтова «Детское воспитание» и выточил из дерева подобные фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин, будущий академик живописи, расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя, изображала спеленатого младенца. Раскрашена была гуашью.
Эта первая матрешка сейчас находится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.

Есть множество версий почему имя для этой игрушки было выбрано Матрена - самая расхожая - что это было самое распространенное имя тогда. Также в его основе лежит латинское слово "mater", что в переводе означает "мать". Это имя ассоциировалось с матерью огромного семейства, с крепким здоровьем и дородной фигурой и отлично подходило новой русской деревянной кукле. Еще говорят, на абрамцевских вечерах проводившихся в усадьбу у Мамонтова, чай подавала прислуга с таким именем.

"А был ли Фукурума? Говорят, что деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д.Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрешка "заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные "кокеши" в принципе своего построения на матрешку не похожи."

Кто же такой наш загадочный Фукурума, добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? По-видимому, этот святой один из семи богов удачи, бог учености и мудрости Фукурокудзю. Его голова имеет необычную форму: лоб чрезмерно высокий, как и положено человеку недюжинного ума, в руках он держит посох и свиток. Но содержал ли легендарный Фукурума внутри себя шесть остальных божеств удачи?

"По еще одной легенде, на японском острове Хонсю обосновался беглый русский монах, который и соединил восточную философию с детской игрушкой. Он вырезал фигурку буддийского божества счастья и долголетия Фукурума-дза, у которого голова вытянулась вверх от многочисленных раздумий. Куколка была разъемная, а внутри Просветленного пряталось еще несколько таких же «просветлят». Правдива эта история или нет, однако доподлинно известно, что разъемные фигурки Фукурумы и еще одного буддийского святого - Дарумы - в Японии были распространены очень широко. "

Фукурокудзю

Дарума

Дарума

Дарума

Дарума

Современные "матрешки"

Уназукин - японская игрушка

В России традиционная кукла матрешка появилась сравнительно недавно: лишь в 90-х годах XIX столетия. Тем не менее уже во время проведения Всемирной выставки в Париже 1900 года матрешке удалось завоевать золотую медаль, подтвердив статус национального символа.

В начале было…

Несмотря на то что во всем мире матрешка считается неизменным символом русской культуры, мало кому известно, что на самом деле прообразом этой знаменитой раскладной куклы послужила Дарума - японская «матрешка», которая была олицетворением Бодхидхармы. Однако история ее появления имеет намного более древние корни.

Первые раскладные куклы появились еще в Древнем Китае во времена империи Сун, около 1000 года н. э. Внешне они выглядели совсем не как куклы. Это были небольшие ящички, красиво украшенные и многофункциональные. Значительно позже, в XVIII веке, принцип их устройства стал использоваться для изготовления наборов раскладных кукол: в каждой кукле большего размера находится куколка поменьше. Так и появились первые «матрешки».

В китайском варианте внутри самой маленькой куклы находилось лишь одно зерно риса - символ божественной духовной пищи.

А что в Японии?

Согласно легендам, давным-давно в Китае поселился буддийский монах родом из Индии и основал там монастырь Шаолинь, где медитировал дни и ночи в течение 9 лет. Звали мудреца Бодхидхарма. В японском варианте это имя известно как Дарума. Подобно святому Антонию, подвергавшемуся многочисленным искушениям во время своего пребывания в пустыне, Дарума должен был преодолевать всевозможные испытания, то и дело сваливающиеся на него. Однажды мудрец осознал, что вместо медитации он пребывает во сне. Тогда Дарума совершил отчаянный поступок: срезав свои веки, он бросил их наземь и продолжил медитацию. Впоследствии из-за долгого сидения Дарума перестал контролировать собственные руки и ноги, поэтому деревянную куклу с его изображением, появившуюся в Японии, принято изображать безногой и безрукой.

Сотни и тысячи японцев ежегодно совершают особый новогодний ритуал, связанный с их верой в чудодейственную силу Дарумы. Сама японская матрешка имеет округлую форму, по сути, являясь не столько «матрешкой» в традиционном понимании, сколько куклой-неваляшкой. У нее большие круглые глаза без зрачков, что необходимо для совершения ритуала. Куклу покупают в храме и дома загадывают желание. Затем один глаз раскрашивают, т. е. открывают Даруме глаз. В таком виде матрешка будет стоять в доме целый год и, если желание исполняется в течение этого времени, то ей раскрашивают второй глаз. Это благодарность Даруме. В противном случае японскую матрешку относят обратно в храм, сжигают и покупают новую.

Семь человеческих тел

Есть иная версия возникновения японской матрешки. Игрушка, согласно ей, была соединена с восточной философией русским монахом, бежавшим в Японию. Прообразом этой матрешки стало изображение Фукурумы (или Фукурокудзю).

В японской традиции выделяется семь богов счастья - так называемые ситифукудзин, каждый из которых контролирует лишь одно из семи человеческих тел. Среди них есть тот, который отвечает за мудрость, высокие интеллектуальные способности и богатство - Фукурума. Японская матрешка с его изображением имеет собственные уникальные особенности. Это, прежде всего, высокий удлиненный лоб, на котором виднеются глубокие морщины, и посох, который Фукурума держит в руках.

Но как появилась сама матрешка? Точно сказать никто не сможет. Считается, будто однажды неизвестный японский мастер создал семь кукол-изображений ситифукудзин и поместил одна в другую. Самой крупной и главной среди них был Фукурума. В нем и пряталась вся его «божественная» семья.

Путь в Россию

В продолжение этой версии появления русской матрешки стоит отметить, что многие всерьез полагают, будто именно эту японскую матрешку, с изображением Фукурумы, привезли в Россию в 1890 году. И привезли не куда-нибудь, а в усадьбу Абрамцева, где проживал типограф Анатолий Мамонтов, брат известного русского мецената Саввы Мамонтова. Ему принадлежала мастерская «Детское воспитание», где работали художник-модернист Сергей Малютин и токарь Василий Звездочкин.

Когда художник увидел японскую куклу и воодушевился ее необычным устройством, в голове у него возник интересный замысел. Его он вскоре изложил Звездочкину, у которого и заказал изготовление первой в России русской матрешки. Роспись куколок Малютин осуществил собственноручно. Поначалу это были скромные девушки в простых платьях, раскрашенные гуашью. Однако позже роспись стала усложняться - появились матрешки со сложными цветочными орнаментами и сказочными сюжетами. Количество матрешек из одного набора также увеличивалось. Но самая первая матрешка до сих пор не утеряна. Она хранится в музее игрушки в Сергиевом Посаде.

Вернемся в Японию

Мы уже рассмотрели три версии происхождения матрешки, но есть и четвертая. Существует еще одна японская матрешка - кокеши (или кокэси). Местом происхождения ее считается Тохоку, окраина японского острова Хонсю. Что касается даты рождения… Предположительно, это XVII-XVIII века, но некоторые специалисты утверждают, что кукла появилась на свет более 1000 лет назад.

Кокеши представляет собой красиво расписанную девочку. Ее изготавливают из дерева, и состоит она из двух раздельных частей: небольшого цилиндрического туловища и головки (см. фото японской матрешки ниже). Бывает, что кокеши делают из цельного бруска дерева, но это встречается очень редко. Заметьте, что эта японская кукла также не имеет ни рук, ни ног.

Для изготовления кокеши подходят самые различные деревья - от клена и березы до утонченного вишневого дерева. Кукла обычно раскрашивается в красный, черный и желтый цвета и украшается растительными мотивами, столь характерными для японской культуры.

Интересно, что у традиционных кокеши выделяется как минимум 11 типов формы. Самая популярная - «наруко кокеши». У нее головка может поворачиваться, а сама кукла издает при этом звук, очень похожий на тихий плач. Отсюда ее второе название - «плачущая кокеши».

В целом, кокеши - чрезвычайно популярная игрушка в современной Японии. Они символизируют собой жизнерадостность, стойкость уклада японской культуры, преемственность традиций предков. Они обладают значительной культурной ценностью. Пожалуй, по этим характеристикам японские матрешки очень схожи с их русскими «сестрами».

Таковы предположения о происхождении русской матрешки. Как оказалось, не так уж традиционна она для культуры России, как многие привыкли думать. Одно несомненно: прообраз разборных кукол появился еще в далекие времена благодаря усилиям и воображению японских мастеров. Что из этого вышло? Смотрите сами.

Современные матрешки

Сегодня наборы разборных кукол пользуются высокой популярностью по всему миру. Помимо традиционных мотивов, все чаще мастера используют свои неординарные и иногда очень смелые идеи для росписи матрешек. Так появились матрешки, изображающие политических лидеров, музыкальных идолов, животных. На самом деле они показывают все, на что способна фантазия мастера. Разнообразие столь велико, что традиционные мотивы почти полностью ушли на задний план. Возможно, именно в этом секрет ее популярности? Среди огромного выбора каждый может найти что-то по душе.

Для любителей животных

Здесь есть матрешки, изображающие птиц, медведей, кошек и собак - все это по-прежнему напоминает о старинных русских традициях, сохранившихся с незапамятных времен. Разве могут эти матрешки не умилять и не заряжать позитивом?

Матрешки-президенты и куклы для болельщиков

Еще один оригинальный вариант росписи матрешек - изображения президентов и государственных служащих различных стран, которые все еще ведут политическую деятельность либо уже оставили след в истории человечества.

Актуальная для этого года тема росписи матрешек - ФИФА 2018. Сохранив исконный русский облик голубоглазой красавицы, фартук матрешки украсили символикой главного футбольного соревнования.