История одной метафоры. Весь мир — театр

Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий громко на руках у мамки...
Потом плаксивый школьник с книжкой сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь брови милой. А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь,—
Так он играет роль. Шестой же возраст —
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса — кошель,
В штанах, что с юности берег, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским:
Пищит, как флейта... А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.

В.Шекспир
Монолог Жака из комедии "Как вам это понравится"

Театр

Сказал Шекспир: "Весь мир - театр, а люди в нем - актеры!
Кто плут, кто - шут, а кто простак, мудрец или герой".
А потому, а потому оставьте ваши споры –
Ищите в жизни свою роль, лепите образ свой.

Наш мир - это зал! Наша жизнь - это сцена,
Где смешались смех и слезы, горе и любовь
Но, хоть сотню жизней проживи одновременно,
Будь и оставайся ты всегда самим собой.

Кто славен, кто бесславен - мы не ведаем порою,
Почет и деньги раздаем все чаще наугад.
Смущает лицемерный бес нас дьявольской игрою,
Сменить картину не спешит и объявить антракт.

Но иногда, да, иногда - ведь в жизни все бывает! –
Присвоит кто-нибудь себе украденную роль.
Господь таких, найдя, клеймит... Судьба их раздевает,
И убеждается народ, что голым был король.

И каждый день, и каждый день мы надеваем маски,
И, глядя в зеркало, порой себя не узнаем...
Лишь у себя, наедине, мы можем без опаски
Спросить:" Что в этой жизни мы - играем иль живем?"

Юрий Евсеев



Весь мир театр, а люди в нем актеры:
- Так говорил Вильям Шекспир,
Бывают честные, однако, есть и воры,
У каждого, есть свой кумир.
Много ролей, частей, антрактов,
Много разнообразных сцен,
Много открытий, много фактов,
Много любви, убийств, измен.
Все это есть как в театре, так и в жизни,
Одна душа другой капризней,
Но все они играют и живут,
Из одной чаши воду пьют.
Лишь только мысль одна тревожит,
Никто не пишет нам сценарий,
Быть может это нам поможет
И мы напишем его сами.
Напишем так, как захотим,
Как только сердце нам прикажет,
И мы конечно победим,
Нам сердце верный путь укажет.
Мы все, когда нибудь, умрем
Всему всегда конец приходит,
Ну а пока еще живем,
Пока по чуду свету бродим.
Будем любить, творить, играть.
Мы память о себе оставим,
Нас будут люди вспоминать,
Будут писать о нас стихами!

(Акт II, сцена VII)

Жак: У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той. Сперва младенец, Ревущий горько на руках у мамки... Потом плаксивый школьник с книжной сумкой, С лицом румяным, нехотя, улиткой Ползущий в школу. А затем любовник, Вздыхающий, как печь, с балладой грустной В честь брови милой. А затем солдат, Чья речь всегда проклятьями полна, Обросший бородой, как леопард, Ревнивый к чести, забияка в ссоре, Готовый славу бренную искать Хоть в пушечном жерле. Затем судья С брюшком округлым, где каплун запрятан, Со строгим взором, стриженой бородкой, Шаблонных правил и сентенций кладезь, - Так он играет роль. Шестой же возраст - Уж это будет тощий Панталоне, В очках, в туфлях, у пояса - кошель, В штанах, что с юности берег, широких Для ног иссохших; мужественный голос Сменяется опять дискантом детским: Пищит, как флейта... А последний акт, Конец всей этой странной, сложной пьесы - Второе детство, полузабытье: Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.

JAQUES All the world"s a stage, And all the men and women merely players; They have their exits and their entrances; And one man in his time plays many parts, His acts being seven ages. At first the infant, Mewling and puking in the nurse"s arms; And then the whining school-boy, with his satchel And shining morning face, creeping like snail Unwillingly to school. And then the lover, Sighing like furnace, with a woeful ballad Made to his mistress" eyebrow. Then a soldier, Full of strange oaths, and bearded like the pard, Jealous in honour, sudden and quick in quarrel, Seeking the bubble reputation Even in the cannon"s mouth. And then the justice, In fair round belly with good capon lin"d, With eyes severe and beard of formal cut, Full of wise saws and modern instances; And so he plays his part. The sixth age shifts Into the lean and slipper"d pantaloon, With spectacles on nose and pouch on side; His youthful hose, well sav"d, a world too wide For his shrunk shank; and his big manly voice, Turning again toward childish treble, pipes And whistles in his sound. Last scene of all, That ends this strange eventful history, Is second childishness and mere oblivion; Sans teeth, sans eyes, sans taste, sans everything.

Весь мир лицедействует

Авторство этой фразы традиционно приписывается Уильяму Шекспиру, но первоисточник шекспировских слов - сочинения римского писателя Гая Петрония. Его строка «Mundus universus exercet histrioniam» (мундус унивэрсус егзерсэт хистрионам) в буквальном переводе с латинского означает - «Весь мир занимается лицедейством».

Фраза «Totus mundus agit histrionem» (весь мир играет комедию) украшала здание театра «Глобус», для которого писал свои пьесы Шекспир.


Как вам это понравится

    Название (оригинал): As You Like It
    Жанр: Комедия
    Дата написания: 1599-1600 гг.
    Переводы:

    П.Вейнберг
    Т.Щепкина-Куперник (1937)
    Т.Щепкина-Куперник (1959)

    Примечание:

    Монолог Жака - Акт II, сцена 7
    Предположительно, роль Адама исполнял сам Шекспир
    В другом переводе - "Как вам угодно"

    Дата постановок: 1599 г., 1600 г.
    Дата публикаций: 1600 г., 1623 г.

Монолог Жака

«Весь мир - театр, а люди в нем актеры»

(Акт II, сцена VII)

Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий горько на руках у мамки...
Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь брови милой. А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь, -
Так он играет роль. Шестой же возраст -
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса - кошель,
В штанах, что с юности берег, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским:
Пищит, как флейта... А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы -
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.

All the world"s a stage,
And all the men and women merely players;
They have their exits and their entrances;
And one man in his time plays many parts,
His acts being seven ages. At first the infant,
Mewling and puking in the nurse"s arms;
And then the whining school-boy, with his satchel
And shining morning face, creeping like snail
Unwillingly to school. And then the lover,
Sighing like furnace, with a woeful ballad
Made to his mistress" eyebrow. Then a soldier,
Full of strange oaths, and bearded like the pard,
Jealous in honour, sudden and quick in quarrel,
Seeking the bubble reputation
Even in the cannon"s mouth. And then the justice,
In fair round belly with good capon lin"d,
With eyes severe and beard of formal cut,
Full of wise saws and modern instances;
And so he plays his part. The sixth age shifts
Into the lean and slipper"d pantaloon,
With spectacles on nose and pouch on side;
His youthful hose, well sav"d, a world too wide
For his shrunk shank; and his big manly voice,
Turning again toward childish treble, pipes
And whistles in his sound. Last scene of all,
That ends this strange eventful history,
Is second childishness and mere oblivion;
Sans teeth, sans eyes, sans taste, sans everything.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры

Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры

С латинского: [мундус унивэрсус ег-зерсэт хистрионам]. Буквально: Весь мир занимается лицедейством.

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик.

Но первоисточник шекспировских слов - сочинения римского писателя Петрония (Гай Петроний,.?-66). Его строка Mundus universus exercet histrionam украшала фронтон здания, где размешался театр «Глобус», для которого писал свои пьесы Шекспир.

Иносказательно: каждый играет одну (или несколько ролей) вынужденно или добровольно (ирон.).

Из книги Большая книга афоризмов автора

Мужчины и женщины См. также «Женская эмансипация. Феминизм», «Флирт. Ухаживанье» Женщины способны на все, мужчины - на все остальное. Анри Ренье Слабый пол силен ввиду слабости сильного пола к слабому полу. «Пшекруй» Кто знает женщин, жалеет мужчин; но тот, кто знает

Из книги Музы и грации. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

ВЕСЬ МИР - ТЕАТР Весь мир - театр, и люди в нем - актеры,И каждый не одну играет роль.Уильям Шекспир (1564–1616), английский драматург* * *Все люди актеры - откуда взять для них репертуар?Станислав Ежи Лец (1909–1966), польский поэт и афорист* * *Ах, какой превосходной комедией был

Из книги Любовь - это дыра в сердце. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Путеводитель по жизни: Неписанные законы, неожиданные советы, хорошие фразы made in USA автора Душенко Константин Васильевич

Мужчины и женщины ЖЕНСКИЙ МОЗГ В СРЕДНЕМ ВЕСИТ МЕНЬШЕ МУЖСКОГО – ПОТОМУ ЧТО МУЖЧИНУ ЛЕГЧЕ ПОНЯТЬ. («20,000 Quips & Quotes»)* * *Господь наделил мужчин мозгом и пенисом, но дал им недостаточно крови, чтобы то и другое работало одновременно. (Робин Уильямс)* * *Умные мужчины отнюдь не

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

Театр, актеры и публика Четыре самых интригующих слова – это: «Действие первое. Сцена первая». (Мосс Харт)* * *Лучший момент любого спектакля – сразу после поднятия занавеса и прежде чем в зале успели кашлянуть. («20,000 Quips & Quotes»)* * *Я не желаю смотреть несокращенную версию

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Мужчины и женщины. Кто умнее? - Мама, почему у папы так мало волос на голове? - Потому что он много думает. - А почему у тебя их так много? - Замолчи и ешь. Из семейных историй Принято считать, что женщины не отличаются особенным «умом и сообразительностью». Как аксиома

Из книги Сексуальная жизнь мужчины. Книга 1 автора Еникеева Диля

Мужчины и женщины. Кто умнее? - Мама, почему у папы так мало волос на голове? - Потому что он много думает. - А почему у тебя их так много? - Замолчи и ешь. Из семейных историй Принято считать, что женщины не отличаются особенным «умом и сообразительностью». Как аксиома

Из книги Дерзкая книга для девочек автора Фетисова Мария Сергеевна

Глава 8. ЭРОГЕННЫЕ ЗОНЫ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ По мнению многих сексологов, в эрогенных зонах, помимо обычных нервных окончаний существуют и специфические - рецепторы половой чувствительности (генитальные тельца), которые реагируют на прикосновение.Наиболее возбудимой

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

3. Весь мир - театр Поначалу люди пели, танцевали и музицировали прямо на улице. Потом для этого стали строить специальные здания - театры. А когда появились первые театры, то для них стали придумывать и специальные представления. Для привлечения зрителей сюжет такого

Из книги Большая книга афоризмов о любви автора Душенко Константин Васильевич

Актеры См. также «Киноактеры», «Театр» Все люди актеры, за исключением, пожалуй, некоторых актеров. Саша? Гитри* Настоящий артист – всегда артист, даже на сцене. Михаил Генин Актер не профессия, а диагноз. NN Для того, чтобы растрогать, не нужно быть растроганным. Дени

Из книги автора

Женщины См. также «Блондинки, брюнетки», «Девушки», «Леди», «Мужчины и женщины», «Подруги» Женщина – это приглашение к счастью. Приписывается Шарлю Бодлеру (безосновательно) Женщина – это человеческое существо, которое одевается, болтает

Из книги автора

Театр См. также «Актеры», «Публика. Зрители», «Премьера» Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, – это уже театр. Густав Холоубек* Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Николай Гоголь Не будем смешивать театр с церковию,

Из книги автора

VI. Мужчины и женщины Адам и Ева Адам был первым наброском Евы.? Жанна Моро, французская актриса*Женщине надлежало быть созданной из ребра мужчины, поскольку женщина не должна ни господствовать над мужем, иначе она была бы создана из его головы, ни быть рабски подчиненной

Из книги автора

Мужчины и женщины Мужчина и женщина – две шкатулки, в которых хранятся ключи друг к другу.? Карен Бликсен, датская писательница*Только тот, кто достаточно мужчина, освободит в женщине – женщину.? Фридрих Ницше, немецкий философ (XIX в.)Настоящий мужчина узнается по женщине.?

Из книги автора

Мужчины без женщин, женщины без мужчин Мужчина без женщины – это зеркало, в которое никто не смотрит. Женщина без мужчины – отражение, которому недостает зеркала.? Казимеж Матан, польский афорист*Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют.?