История создания картины лесистый берег. Сочинение по картине И

Слайд 1

Сочинение по картине Левитана «Лесистый берег»

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Исаак Левитан - один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия. Его искусство впитало горести и радости своего времени, переплавило то, чем жили люди, и воплотило творческие искания художника в лирических образах родной природы, став убедительным и полноценным выражением достижений русской пейзажной живописи.

Слайд 5

1. Кто и когда написал картину? 2. К какому жанру живописи она относится? 3. Что на ней изображено? 4. Какие краски использует художник для выражения чувств? 5. Понравилась ли мне картина и почему?
План сочинения

Слайд 6

Исаак Ильич Левитан родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибарты (ныне Кибартай, Литва). Отец его был, очевидно, довольно образованный по тогдашнему времени человек. Он не только окончил раввинское училище, но и самостоятельно получил светское образование, в частности овладел немецким и французским языками. В Ковно (ныне Каунас, Литва) он давал уроки, а затем работал переводчиком во время сооружения железнодорожного моста французской строительной компанией. Вероятно, в поисках лучшего применения своим силам и способностям Илья Левитан в начале 1870-х годов перебирается с семьей в Москву.

Слайд 7

Большая семья, состоявшая из шести человек (у Исаака был старший брат Адольф и две сестры), жила очень трудно. Жизнь Левитана стала особенно тяжелой после того, как в 1875 году умерла мать, а через два года и отец. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда Левитан поступил в 1873 году его даже освободили от платы за учение «ввиду крайней бедности» и как «показавшего большие успехи в искусстве».

Слайд 8

Левитан скитался по Москве, ночуя у родных и знакомых, а порой оставаясь на ночь в пустых классах Училища. Иногда, сжалившись над юношей, ночлег давал ему в своей каморке училищный сторож, а другой, торговавший завтраками, ссужал его едой «до пятачка». Успехи Левитана в 1874/75 учебном году были отмечены советом преподавателей Училища, наградившим его «ящиком красок с кистями». К этому времени выявляется интерес начинающего художника к пейзажной живописи, и осенью 1876 года Алексей Саврасов берет Левитана к себе в мастерскую.

Слайд 9

В ученическом отделе V передвижной выставки, открывшейся в Москве в марте 1877 года, были выставлены два пейзажа Левитана - «Солнечный день. Весна» и «Вечер». Показанную на второй ученической выставке Московского училища живописи в 1879-1880 годах картину «Осенний день. Сокольники» приобрел основатель Третьяковской галереи в Москве Павел Третьяков, что явилось своего рода общественным признанием творчества молодого художника.

Слайд 10

По картине И. Левитана Лесистый берег Олег Глечиков Взяв кисти и мольберт, художник вышел в "поле". Он шёл лесной дорогой, вдыхая хвойный дух. Излучина реки - вот место золотое, Прекраснейший пейзаж: лес, речка, виден луг... И вот на полотне явился из-под кисти Сосновый, старый бор, обрыв по-над рекой, И разгорелся день, день летний, и лучистый, На полотне царит безветренный покой.

Слайд 11

Деревья под лучами как будто загорели, И золото коры, притягивает взгляд, И кажется, летят с картины птичьи трели, И слышно, как песчинки в струе воды шуршат... От жара разомлев, деревья входят в воду, Лежат в ней отражаясь, как в зеркале большом... Пень прыгнуть захотел, поднял свой корень-ногу... Так и застыл под кистью, на берегу крутом. Российская земля - край нежный, милый сердцу, Лежит на полотне как будто бы живой, И смотришь на него, не можешь наглядеться...- Написан Левитана талантливой рукой. 15 июля 2011 года. Керчь.

Слайд 12

Эта картина близка каждому россиянину, у которого есть душа. Щемит где-то в области сердца, когда видишь до боли знакомую речку, кусочек «своего» пляжа и могучий русский лес. Вековые сосны и ели, словно верные стражи, охраняют покой извилистой реки, отражаясь в ее зеркальной прозрачности. Природа наполнена тишиной и покоем, все гармонично и естественно. Всматриваешься в картину, и откуда-то появляется уверенность в завтрашнем дне, чувствуешь силу великой России, ее мощь и величие. Вот так, обычный, на первый взгляд, пейзаж с родными березками на заднем плане, пробуждает в россиянах чувство патриотизма. Левитан своими картинами учит любить уголок, где ты родился, гордиться Россией-матушкой.

Слайд 13

Как актуальна картина «Лесистый берег» в XXI веке, сколь велик талант художника. Изобразив могучие деревья и небольшие кустарники, которые плотной стеной заслонили речку, автор показал, что именно так должен защищать свою родину многонациональный российский народ. Увековечив красоту и гармоничность земли русской, Левитан показал и свое личное отношение к природе. Глядя на картину, понимаешь, что автор любит вечерний пейзаж, с его особо торжественной тишиной и важностью. На заднем плане изображено небо, в отблесках багряного заката. Одновременно, поместив на передний план старые пни с их могучими корнями, он дал понять, что следует чтить и помнить своих предков.

Слайд 14

Таким образом, картина «Лесистый берег» оставляет исключительно положительные впечатления. Она позволяет не только насладиться красотой родного края, но и заставляет задуматься о смысле жизни, о судьбе России, о будущем ее такого разного, но единого народа. Хотелось, чтобы как можно больше молодежи увидело этот наполненный великой мудростью пейзаж, чтобы люди в XXI веке поняли и приняли послание Исаака Левитана.

Левитан – русский пейзажист, чей талант виден невооруженным глазом, достаточно взглянуть на любую его работу. Каждая картина привлекает внимание, интересна и значима. Заставляет всматриваться часами в изображенные детали и картина Левитана «Лесистый берег», где автор передал свою любовь к природе и ее красоту.

Картина Левитана Лесистый берег

Картину Левитан написал в 1892 году. Используя стиль реализма, он изобразил природу в вечернее время. Картина, с одной стороны, привлекает простотой своей, с другой стороны, захватывает своей глубиной. Изображенный пейзаж близок каждому жителю нашей страны и когда всматриваешься в картину, когда видишь знакомую реку, могучий лес, то щемит сердце, а в памяти всплывают воспоминания из детства.

Левитан Лесистый берег описание

Описание картины «Лесистый берег» Левитана начну со своих эмоций и они самые приятные. Картина поражает своим могуществом и одновременно своим спокойствие и тишиной. Сразу на переднем плане мы видим реку, которая петляет и уходит далеко за горизонт. Река и ее водная гладь спокойная и ровная, а вода прозрачная. В зеркальной прозрачности воды отображается сосновый лес и небо, от этого река кажется бездонной и глубокой. Здесь же на переднем плане расположены старые пни, что держатся за землю своими сильными корнями.

Справа мы видим кусочек пляжа, а по левую сторону расположился обрывистый берег, на котором недалеко растут многовековые деревья, которые успели повидать много чего за свою историю. Они, как те стражи, стоят много лет подряд, охраняя извилистую реку. Здесь же успели вырасти кустарники.
Левитан использовал теплые оттенки красок. Этим он придал своей картине «Лесистый берег» и его описанию теплоты, безмятежности. Когда смотришь на работу, то чувствуешь, как от земли поднимается тепло, что согревает душу. Красивая, талантливая работа, которая вызывает только положительные эмоции.

Описание картины Левитана «Лесистый берег»

Мой любимый художник Левитан, он один из лучших кому удается довольно реалистично изобразить пейзажи.
Он с 18 лет выставляет свои картины на выставках, и они пользуются неимоверной популярностью, и по сей день.
Эксперты и историки называют его «певцом русской природы» На мой взгляд, у него свой особенный стиль, рисования пейзажей.
Романтическое настроение возникает у меня после того как я смотрю на картины Левитана.
Он один передает нам на своих полотнах, никем неизведанные уголки русской земли.
Общение с природой через свои пейзажи стало счастьем для короткой жизни художника.

Картину «Лесистый берег» Левитан нарисовал в 1892 году, посетив Владимирскую область, побывав на берегу реки Пёкша.
Художник был вынужден жить какое-то время в той местности, в связи с тем, что его выслали из Москвы.
Вдохновением для его картины стала прогулка по окрестностям и увиденные достопримечательности не смогли оставить его равнодушным и не стать отражением в его творчестве.

Зная творчество художника, можно заметить, что он любил сумерки для рисования своих картин.
Именно их ему удавалось изобразить максимально реалистично.
В центре картины изображен изгиб небольшой реки, которая заворачивает и уносит нас вдаль.
Художник делает акцент на разных песчаных берегах, один ровный и пологий, другой крутой с обрывами.
Левитан, рисует песок разными оттенками.
Тот берег, что пологий и гладкий художник рисует заросшим зеленью, на нем удобно купаться и ловить рыбу, а тот берег, что с обрывом, песок там ярко-желтого цвета.
Следов оставленных людьми на берегах нет, мы не наблюдаем ни углей от костра, ни воткнутой в реку рогатки для удочки, ни следов от животных, которые могли прийти на водопой.
У каждого человека, смотрящего на это произведение, рождается своя картинка, свой сюжет.
Мне нравятся произведения этого автора.
Я люблю пейзажи Левитана.

Лесистый берег

Исаак Ильич Левитан - известнейший русский художник - реалист. Большинство его работ написаны в путешествиях по России.

В одном из таких путешествий, Левитан остановился во Владимирской области. Выйдя на прогулку просторами данной местности его, заинтересовала река Пекша, подойдя ближе, он увидел необычной красоты берег, который порос лесом. Так в 19 веке была создана картина «Лесистый берег».

Когда смотришь на данную картину, то ощущается двоякое чувство. Чувство легкости от природы, но в тот же момент чувство тревоги. Художник изобразил все до мельчайших деталей. Если долго всматриваться в картину, то кажется что лес живой и слышен тихой шорох листвы.

В верхней части картины изображено вечернее небо. Оно темно-синее, а над макушками деревьев виднеется красное размытое пятно. Это закат солнца. День подходит к концу.

Эти деревья растут на высоком берегу. На земле растет ярко-зеленая трава. И стоят старые сухие пни. Кто-то давно спилил ели.

Видим высокий обрыв. Это уже не чернозем, а скорее всего глинистый слой земли с песком. Возможно, ранее на этом месте был песочный карьер или люди добывали глину. Именно этот момент притягивает к себе большое внимание. Цвет, который использовал художник для передачи обрыва, существенно выделяется на общем фоне картины.

В конце картины, на обрыве растет молодняк деревьев. Они своими молодыми, но уже сильными корнями удерживают обрыв от оползней во время дождя. Так же не дают реки размыть этот берег.

Чуть ниже художник изобразил реку, которая простирается через всю картину. Вода – как зеркало, отражает в себе прекрасный лес. Художник изобразил ее в синем цвете, а отражение деревьев зеленым.

Исаак Ильич Левитан любил изображать природу, но в то же время просил людей не калечить ее. Как видно из картины в этом месте природа уже пострадала от человеческих рук. Поэтому художник старался запечатлеть на холсте всю красоту российской природы.

Сочинение 2

Левитан. Кто из нас хотя бы раз в жизни не слышал эту фамилию? Выдающийся русский живописец-реалист выбирал для написания своих полотен особо запоминающиеся пейзажи. "Лесистый берег" - один из таких.

Картина была написана мастером в конце 19 века на реке Пекше во Владимирской области. Много ли таких по всей России? Много, но каждая из них неповторима.

Сюжет картины и прост и сложен одновременно. Художник изображает сумеречное состояние в природе. Замерло все в ожидании ночи - затихла жизнь в лесу, ни одно деревце не колышется ветром, речка, кажется, замедлила свой бег - гладка и прозрачна ее вода, словно зеркало, отражающее склонившийся лес, крутой берег, небесную синь. Но настолько ли идилличное состояние?

Глядя на картину, не испытываешь умиротворения не смотря на внешнее спокойствие всего вокруг. Обычно при виде воды или живописной природы, человек старается раствориться в этой гармонии, вода и вовсе заставляет думать о чем-то философском бесконечно. Здесь же, хочется поспешно удалиться...Грусть и нестерпимая тоска одолевает зрителя. Достигается это состояние посредством использования чрезмерно насыщенных, глубоких красок - постепенно сгущающегося синего неба, темно-изумрудного леса, непроходимого, густого и отнюдь не манящего. И река вторит им - ее непредсказуемое спокойствие заставляет осторожничать - вдруг норовит произойти нечто непредсказуемое? Гнетущее состояние вызывает не только насыщенная цветовая гамма.

То там, то тут вдоль берега торчат иссохшие серые пни, на месте которых некогда красовались молодые деревья, похожий на искусственный песчаный карьер левый берег реки - все это дело рук человека, нашедшего применение каждой частичке, что когда-то жила и дышала. Вмешательство техники и человеческой руки в природу внесло свои коррективы - в ней нет прежней радости и жизни. Даже русло реки, ее форма, будто уворачивается от неугодного вмешательства, она "молит" о сохранении естественного природного состояния всего вокруг.

Чувствуется нестерпимая тоска мастера по ушедшей красоте и молодости природы. Отсюда и велико его желание запечатлеть, сохранить, пока еще не поздно то, что осталось нетронутым...